РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-1-1-65- 72
Аннотация. Процессы управления и их атрибуты в экономических системах обеспечивают поддержание функционирования операционной деятельности для достижения целей и реализации стратегии. Исследование атрибутов нормативного и текущего состояния подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности организации позволило выявить противоречия и недостатки в рамках данного подпроцесса управления. Были разработаны инновационные предложения, оснащенные методами принятия управленческих решений, которые направлены на устранение проблем для повышения качества и эффективности операционной деятельности организации.
Ключевые слова: организация, атрибуты, управление, стандартизация операций, подпроцесс, проблемы, предложения, методы решений.
В процессе функционирования экономических систем типа «организация» всегда имеет место большое число периодически повторяющихся функций, процессов и задач в рамках операционной и управленческой деятельности. Существует множество вариантов подходов и решений проблем, задач и отдельных процедур. Поэтому в любой организации возникает потребность упорядочения и унификации реализации атрибутов методологических инструментов и технологических средств для их практического использования [1, 2].
Период формирования стандартов деятельности может быть очень длительным, в ходе которого реализация объектов и процессов управления организации при отсутствии типовых моделей и технологий будет характеризоваться сильным разбросом параметров своего функционирования. Поэтому существует необходимость формирования и продвижения стандартов в инструментах и технологиях выполнения процессного и функционального управления, для чего необходима разработка, внедрение и использования совокупности стандартных принципов, процессов, функций и инструментов управления [10, 12].
Крупные международные организации формируют, поддерживают и распространяют во всем мире единые принципы выполнения функций нормирования, планирования и отчетности; стандартные требо-
вания к деятельности и поведению персонала в практике управления, зафиксированные в корпоративных информационных системах.
Важным фактором в рамках типизации и стандартизация процессного управления является нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные образцы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.
Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению ИСО, стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Стандарт - это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требо-
вания, правила или нормы, обязательные к исполнению [11, 13].
В современном мире стандартизации подвержены почти все уровни жизни человека. Понятие стандарт включает в себя эталонный образец, при следовании которого достигается результат. Стандартизация - это улучшение. В большинстве случаев, разрабатываются стандарты по улучшению процессов, товаров, документов и услуги, которые фигурируют в ежедневной деятельности организации. Организации нужно потратить определенную сумму и время, чтобы создать полноценную структуру системы менеджмента качества.
Управление стандартизацией управления операционной деятельности организации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением
руководства организации или уполномоченного отдела по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью упорядочивания процессов в организации [8, 9].
Стандартизация имеет множество преимуществ для потребителей, но одно из самых больших преимуществ - усиление сетевых эффектов. Стандарты повышают совместимость и взаимодействие между продуктами, позволяя обмениваться информацией в более крупной сети и привлекая больше потребителей к использованию новой технологии, что еще больше усиливает сетевые эффекты.
Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцессе управления стандартизацией операционной деятельности организации, выполненное по работам [3, 4] приведено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности организации_
Наименование атрибута Определение
Вход Потребность в описании процессов управления, разработка и практическое использование регламентирующих документов, обеспечивающих высокую результативность и эффективность выполняемой операционной деятельности
Основные этапы преобразований входа в выход Организация разработки и пересмотра стандартов операционной деятельности, проведение работ по унификации и типизации операций, внедрение стандартов всех видов и категорий, прогноз экономической эффективности стандартизации операций, обеспечение подразделений документацией по стандартизации, выбор мероприятий, направленных на повышение качества продукции, оценка экономической эффективности стандартизации операций
Выход Удовлетворенность созданием системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции и процессам управления организации
Материальные ресурсы Сырье и топливо, материалы и продукты, готовые изделия
Информационные ресурсы Карты и ведомости стандартизированных процессов, таблица совмещения стандартизированных работ, ведомость производительности процессов
Методические ресурсы Руководство по управлению процессами стандартизации, нормы и правила, управление ими и качеством продукции, детали, которые являются частями изготавливаемой продукции, технологические нормы, требования к оснастке и инструменту, типовые технологии управления
Трудовые ресурсы Заместители директора, начальники подразделений, главный технолог, главный экономист, сотрудники, занятые в процессах стандартизации, менеджеры по качеству, экономист, системотехник
Технические ресурсы Программное обеспечение, технические устройства, контроллеры, компьютеры для обработки данных пакета документов
Правовые ресурсы Рабочие стандарты, совокупность фиксированных документов, документы производственного инструктажа, стандартные документы и инструменты по технике Кайдзен, стандартизированные процессы и подпроцессы управления, в т.ч. стандартные операционные процедуры, карты распределения времени, карты распределения процессов и подпроцессов управления, ведомость работ
Критерии качества Показатели работы по стандартам, взаимопонимание между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками), совместимость (конструктивная, электрическая, электромагнитная, информационная, программная и т.д.), взаимозаменяемость продукции, показатели и характеристики продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов, стандарты менеджмента качества
Критерии эффективности Сокращение потерь и повышение эффективности производства, степень использования стандартных и унифицированных деталей и узлов, соответствие размеров и других параметров рядам предпочтительных чисел, правильность использования стандартов операционной деятельности
Таким образом, выполненная работа по определению атрибутов подпроцессе управления стандартизацией операционной деятельности установления их характеристик является значимой для выполнения в организациях на основе нормативного уровня их состояния для последующих этапов деятельности.
В качестве базовой организации выбрано ООО «Артис», основным видом деятельности которой является распиловка и строгание древесины. Специалисты имеют большой опыт работы с продукцией и компетентны во всех вопросах касаемо пиломатериалов. Каждый сотрудник понимает и прошел обучение на производстве, от заготовки древесины до конечного
Таким образом, были исследованы основные атрибуты деятельности ООО «Артис». Исследование содержание атрибутов существующего состояния подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности позволило по работе [5, 7] выявить проблемы, которые
продукта и применение продукта по назначению. Организация беспрерывно проводит входной контроль качества всей продукции. Классификация по контролю согласно ГОСТ 8242-88, зарубежный -DIN 68126/86, ГОСТ 8486-86,
ГОСТ 24454-80, ГОСТ 6564-84.
ООО «Артис» имеет большую базу потребителей как организаций, так и частных лиц. Её деятельность направлена на пополнение рынка качественной продукцией и услугами для максимального удовлетворения потребностей организаций и населения. Содержание ключевых атрибутов деятельности ООО «Артис» приведено в таблице 2.
существуют в выбранном подпроцессе управления ООО «Артис». Фрагмент проблем, выявленных в подпроцессе управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» отображен в таблице 3.
Таблица 2. Содержание ключевых атрибутов деятельности ООО «Артис»
Наименование Характеристика
Продукт Пиломатериалы, полученные из деловой древесины
Цель Получение дохода и прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции
Миссия Мы предлагаем качественные пиломатериалы из твёрдолиственных пород, таких как доска из дуба и бука, мебельный щит. Используя высотехнологичное производство, мы обеспечиваем потребителей экологичными и натуральными продуктами лесопереработки
Вход Потребность организаций и населения Самары и Самарской области, нуждающихся в приобретении пиломатериалов
Основные этапы преобразования входа в выход Подбор продукции для потребителей, согласование сроков, количества и качества поставок продукции, заключение договора, погрузка, транспортировка, упаковка продукции, доставка продукции (при необходимости), гарантийное обслуживание
Выход Достижение удовлетворенности потребителя за счет получения высококачественной продукции
Материальные ресурсы Сырье, материалы, расходные материалы
Информационные ресурсы Совокупность нематериальных активов, документов, имеющих важное стратегическое значение для функционирования организации.
Трудовые ресурсы директор, начальники отделов, инженеры и конструкторы, рабочие, контролеры, обслуживающий персонал, экономист, нормировщик, водители, бухгалтера, складской персонал
Технические ресурсы Оборудование (технологическое, компьютерное), транспорт, погрузчики
Правовые ресурсы ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-Ф3, ГК РФ, Лесной кодекс РФ
Структура Руководителю организация непосредственно подчиняются заместитель директора по цеху заточки ленточных пил, заместитель директора по продаже и сварке ленточных пил в кольцо и общим вопросам, главный бухгалтер, руководители отделов и цехов
Технологии операционной деятельности Анализ рынка, подготовка планов производства, подготовка необходимых ресурсов, производство, реализация, сбыт, послепродажное обслуживание
Таблица 3. Проблемы, выявленные в подпроцессе управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» (фрагмент)__
Наименование атрибута подпроцесса управления Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия
Основные преобразования (основные этапы) Недостаточный опыт персонала по реализации процессов стандартизации Невысокий уровень квалификации персонала Отсутствие на организации политики в области стандартизации Рост трудозатрат Потеря прибыли
Материальные ресурсы Нехватка качественных материальных ресурсов для проведения процесса стандартизации Отсутствие прогнозирования. Описание несуществующих бизнес-процессов. Уменьшение выручки организации Сокращение рентабельности продукции.
Методические ресурсы В документах содержится большое количество «белых пятен» Формальный подход к стандартизации. Отсутствие практики актуализации документов Уход ключевых сотрудников, обладающих потенциалом Устаревание технической документации
Трудовые ресурсы Отсутствие материального стимулирования специалистов в области стандартизации Нежелание руководства поднимать заработную плату Недостаточная проработанность системы оплаты труда Спад энтузиазма сотрудников, занимающихся стандартизацией процессов Уменьшение производительности труда
Правовые ресурсы Несоблюдение правил стандартизации Недостаточное внимание руководства организация Отсутствие четких целей Хаотические бизнес-процессы Сложности гармонизации процессов
Критерии качества 25-35% проектов завершаются неудачей Неготовность сотрудников к изменениям Низкая квалификация кадров на организации Развиваются стандарты процессов, а не результатов Недостаток культуры совместной разработки стандартов
В качестве основных проблем управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» можно назвать: низкий уровень динамики стандартизации; недостаточный опыт персонала по реализации процессов стандартизации; применение организацией разовых идей; нехватка качественных материальных ресурсов для проведения эффективного процесса стандартизации и др.
Ключевая проблема системы стандартизации - это отсутствие системного взгляда
на ее построение в ООО «Артис» и, как следствие, «белые пятна» и разорванные обратные связи по наиболее важным процессам, влияющим на возможность практического использования регламентирующих документов в операционной деятельности организации.
Фрагмент предложений по развитию подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности организации по работе [6] приведен в таблице 4.
Таблица 4. Предложения по развитию подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» (фрагмент)__
Наименование атрибута подпроцесса управления Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты
Основные преобразования Достижение целевого технического уровня продукции Учет особенностей производства и результаты эксплуатации стандартизованных и унифицированных изделий и их отдельных элементов. Участие в экспертизе проектов изделий по оценке уровня их стандартизации и унификации Повышение ценности продукта Приобретение конкурентного преимущества
Материальные ресурсы Оснащение организация всеми необходимыми ма-гериалами, позволяющими проводить испытания в соответствии с областью аккредитации Подготовка перечня необходимых материалов. Закуп материалов. Повышение качества продукции. Стимулирование научно-технического прогресса
Методические ресурсов Утверждение плана мероприятий по внедрению и применению стандартов Определение стандартов, планируемых к использованию в организации. Подписание приказа Рациональная организация использования рабочего времени ведущего специалиста по сертификации и стандартизации Обеспечение конкурентоспособности
Технические ресурсы Автоматизация процессов стандартизации Сохранение всей информации об операциях в стандартной форме Выгрузка в MS Word или MS Excel готовых документов Получение доступа посредством web-интерфейса Формирование актуальной, качественной базы регламентированных пакетов, которые просто и легко исправлять Рост производительности труда сотрудников
Правовые ресурсы Разработка проектов нормативно-технической документации в области стандартизации Изучение и систематизация передового отечественного и зарубежного опыта в области стандартизации и сертификации Подготовка документов Единство измерений Экономия и рациональное использование ресурсов
Критерии качества Анализ соответствия работников учреждения квалификационным требованиям профессиональных стандартов Проведение аттестации Определение необходимости подготовки (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки) работников Повышение рентабельности и обращения финансовых средств Результативность управления процессами управления
Стандартизация - это также деятельность по введению и применению определенных правил и ограничений для внесения упорядоченности в операционной деятельности, что приводит к установлению оптимизации затрат денежных средств, но только при условии соблюдения условий эксплуатации и требований безопасности. Соединение стандартизированных документов, сформированных на базе научных, технических новинок и многолетнего опыта, создают основу снижения себестоимо-
сти продукции и цен в рыночной среде [14].
В соответствии с существующей практикой были выбраны методы принятия управленческих решений (МПУР) для выполнения процедур в рамках в реализации разработанных предложений [15]. Фрагмент каталога МПУР для развития заданного подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» приведен в табл. 5.
Таблица 5. Каталог МПУР для реализации предложений по развитию подпроцесса
управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» (фрагмент)
№ п\п Наименование метода Назначение Ожидаемые результаты
1 Метод принятия коллективного решения Определение решения на основе голосования Выбор нескольких актуальных проблем или предложений по развитию процессов стандартизации
2 Метод экстраполяции Определение перспектив той или иной идеи по развитию процессов стандартизации Организация такой среды, которая бы стимулировала развитие процессов стандартизации
3 Метод симплифика-ции Сокращении числа применяемых при разработке изделия и при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, достаточного для требуемых показателей качества Приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность
4 Метод унификации Рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения Обеспечение единой типовой (унифицированной) конструкции
5 Метод делегирования Передача каких-либо задач или полномочий от руководителя к подчинённому или обязанностей, чтобы сфокусироваться на чём-то более важном Проектирование, производства и испытание образцов нового оборудования, машин, механизмов, приборов
6 Метод системного моделирования Увязывание отдельных компонентов процессов стандартизации в единый динамический процесс Подбор новых видов сырья, материалов для обеспечения качества процессов стандартизации
Фрагмент определения состава и характеристик МПУР для развития подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис» приведен в таблице 6.
Таблица 6. Применение МПУР для реализации предложений по развитию подпроцесса
управления стандартизацией операционной деятельности ООО «Артис»(фрагмент)
Наименование атрибута подпроцесса Наименование предложения Метод принятия управленческих решений Ожидаемые результаты
Вход Подготовка предложений об изменениях стандартов и других документов по стандартизации Метод принятия коллективного решения Метод унификации Выбор нескольких актуальных проблем или предложений по развитию процессов стандартизации Обеспечение единой типовой (унифицированной) конструкции
Основные преобразования Достижение целевого технического уровня продукции Метод экстраполяции Метод системного моделирования Создание такой среды, которая бы стимулировала развитие процессов стандартизации Подбор новых видов сырья, материалов для обеспечения качества процессов стандартизации
Выход Утверждение методики расчета экономической эффективности внедрения стандартов и проведения мероприятий по сертификации продукции Метод симплифи-кации Метод делегирования Приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность Проектирование, производства и испытание образцов нового оборудования, машин, механизмов, приборов
Материальные ресурсы Оснащение организация всеми необходимыми материалами, позволяющими проводить испытания в соответствии с областью аккредитации Метод унификации Метод принятия коллективного решения Обеспечение единой типовой (унифицированной) конструкции Выбор нескольких актуальных проблем или предложений по развитию процессов стандартизации
Информационные ресурсы Информирование работников учреждения о требуемых стандартах Метод экстраполяции Метод принятия коллективного решения Организация такой среды, которая бы стимулировала развитие процессов стандартизации Выбор нескольких актуальных проблем или предложений по развитию процессов стандартизации
Таким образом, управление качеством в любой организации, и их представителям организациях сложный и многосторонний следует со всей серьезностью осознать процесс, требующий применения стандар- значимость и практическую ценность тизации как одного из главных инструмен- внедрения системы нормативных доку-тов обеспечения качества жизнедеятельно- ментов по стандартизации. сти организации. Роль стандартов органи- Таким образом, исследование ключевых
зации и технических условий преимуще- атрибутов подпроцесса управления стан-ственно заключается в обеспечении каче- дартизацией операционной деятельности ства и безопасности продукции, в соблю- для успешной деятельности ООО «Артис» дении требований технических регламен- позволило выявить имеющиеся проблемы тов или вышестоящих по иерархии стан- и разработать предложения по развитию дартов и в распространении инновацион- этого подпроцесса для повышения каче-ной продукции. ства и эффективности функционирования
Повышение качества - важное направ- и развития деятельности организации в ление интенсивного экономического роста целом.
Библиографический список
1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 368 с.
2. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.; Новгород: СЕТ, 1995. - 272 с.
3. Герасимов Б.Н. Глава 1. Системные и процессные атрибуты экономических систем типа «организация» // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. -Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 14-36.
4. Герасимов Б.Н. Методология управления в экономических системах. - Саратов: Амирит, 2023. - 500 с.
5. Герасимов Б.Н. Методология нормирования технологий решения управленческих задач в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №3.
- С. 6-19.
6. Герасимов Б.Н. Построение экономических систем типа «организация» на основе научной и практической целесообразности // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2022. - №4. - С. 18-30.
7. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты процессного управления в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023.
- №1. - С. 4-16.
8. Гостева П.П., Колчина И.В. Роль стандартов организации в обеспечении качества // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 3-4. - С. 40-42.
9. Кириллов В.И. Метрологическое обеспечение технических систем. - Минск: Новое знание, 2021. - 424 с.
10. Огвоздин В.Ю. Управлением качеством: Основы теории и практики. - М.: Дело и сервис, 2019. - 160 с.
11. Основные понятия о стандартизации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vniikp.ru/activities/standartizaciy/standartizaciya.
12. Сафиуллин М.Р. Стандартизация системы управления компании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/management standart.shtml.
13. Управление качеством / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев и др. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 184 с.
14. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 532 с.
15. Яневич П.В. Технология обеспечения стандартизации и управления качеством организация жизнеобеспечения // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 4. - С. 179184.
DEVELOPMENT OF A SUBPROCESS OF MANAGEMENT OF STANDARDIZATION OF THE ORGANIZATION'S OPERATIONAL ACTIVITIES
B.N. Gerasimov, Doctor Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. Management processes and their attributes in economic systems ensure the maintenance of operational activities in order to achieve goals and implement the strategy. The study of the attributes of the normative and current state of the management subprocess of the standardization of the organization's operational activities allowed us to identify contradictions and shortcomings within this management subprocess. Innovative proposals have been developed, equipped with management decision-making methods, which are aimed at eliminating problems in order to improve the quality and efficiency of the organization's operational activities.
Keywords: organization, attributes, management, standardization of operations, subprocess, problems, proposals, methods of solutions.