МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№2/2016
ISSN 2410-700Х
3. Министерство экономики Краснодарского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www .economy .krasnodar.ru
4. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.
5. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.
6. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.
7. Рысьмятов, А.З. Теоретические основы инновационно-ориентированной реструктуризации в растениеводстве / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // Экономика и предпринимательство. 2015. № 51 (58-1). С. 639-645.
8. Моисеев, В.В. Оценка инвестиционных процессов в отраслях АПК Краснодарского края / Моисеев В.В., Моисеев А.В., Осмоловская М.С. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 1327-1340.
9. Моисеев, А.В. Использование территориального маркетинга как инструмента регионального управления / А.В. Моисеев, А.Р. Алиева // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-1. С. 189-192.
10.Моисеев, А.В. Инновационное развитие АПК при участии учебных и научных учреждений / А.В. Моисеев // В сборнике: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, 2012. С. 659-660.
11.Яроменко, Н.Н. Проблемы инновационного развития регионов России / Н.Н. Яроменко, Е.Т. Бойко // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". 2014. С. 129-131.
© Дьяков С.А., Шаповалова Г.И., 2016
УДК 33
Жапаров Гурас Дурболонович.,
к.э.н., доцент кафедры « Финансы и кредит» Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы управления программой государственных инвестиций в бюджетной сферы в рамках эффективности и прозрачности расходуемых средств из бюджета, а также, куда направляются полученная внешняя помощь и методы их оценки
Ключевые слова
инвестиции, программа государственных инвестиций, финансовая помощь, финансовые доноры,
бюджетная система.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Annotation
in the article the problems of management the program of public investments are examined in budgetary sphere within the framework of efficiency and transparency of the expended facilities from a budget, and also, where the got external help and methods of their estimation is sent
keywords
investments, program of public investments, a financial help is financial donors, budgetary system.
В Кыргызской Республике сформировалась некая гибридная экономика, основанная на разнообразии и сотрудничестве форм собственности, от государственной до частной. Начальный период экономических преобразований относится к 1992 году, была заложена юридическая база функционирования рыночной экономики, в неимоверно сложных условиях была введена национальная валюта, разработана экономическая, аграрная, социальная и внешнеэкономическая политика переходного периода.[1.59]
В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям осуществлялся в условиях экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, и дисциплины труда, неэффективности ныне действующего механизма хозяйствования и отсутствием внедрения инновационного менеджмента..
В сфере торговли и услуг за исключением государственных структур полностью действуют законы рыночной торговли, а сферах финансов комплекс последовательных форм рыночной инфраструктуры недостаточно сформированы. Банковская система реализуют свои функции, в том числе платежная система, а вот рынок ценных бумаг и страховой рынок пока недостаточно развит.
Если мы обратимся к классическим концепциям формирования рынка, то одним основателей теории государственного регулирования и инвестиции Дж.М. Кейнс «Стимулировать и компенсировать частные инвестиции предлагал при помощи государственного влияния. Не настолько значимо, куда будут направлены средства из бюджета, необходимо только то, чтобы они в конечном результате привели к росту занятости населения. Кейнс сбережения и инвестиции считал перспективными даже в том случае, если в определенный момент они являются бесполезными. Частные инвесторы могут использовать средства из бюджета с помощью системы госзакупок.
Кейнс также не исключал воздействия со стороны государства на потребительский спрос, но считал такое влияние второстепенным. Экономист был сторонником равномерного распределения национального дохода и утверждал, что рост дохода, увеличение сбережений и покупательской способности малообеспеченных граждан посредством повышения социальных выплат окажет положительное влияние на дальнейший спрос. Согласно положениям теории Кейнса, стимулирование инвестирования в качестве средства для подкачки результативного спроса носит характер подчинения.[2.142].
Если рассматривать теорию Кейнса в рамках теоретического инструментария, то мы можем сказать, что Кыргызская Республика переживает очень непростой период и не только наша республика, а все постсоветские страны, которые сталкиваются с проблемами выстраивания рыночных отношений и психологического отпора от того, что мы думали как мне кажется не с позиции рыночной экономики а с позиции марксистской теории то есть во благо трудящихся и страны. И все это осталось на данном этапе на перепутье, старая идеология ушла а новая не появилось, но зато появились доноры которые готовы « помочь», и закидывают достаточно большие деньги для того чтобы мы развивались и хорошо жили. [2.145]
Представленная Кыргызской Республике помощь за период независимости с 1992 года по июль 2015 года были подписаны 335 кредитных и грантовых соглашений с международными финансовыми институтами (МФИ) и странами-донорами. За вышеуказанный период общая сумма совокупной помощи от участвующих МФИ и стран-доноров составила 7 592,8млн долларов США, из которых 5 883,9млн долларов США (или 77% общей суммы финансирования) составили кредиты и 1 708,9млн долларов США (или 23%) были представлены в виде грантов. Данные средства были направлены на реализацию проектов в различные сектора экономики, включая образование, здравоохранение, транспорт и инфраструктуру, сельское хозяйство, энергетику и поддержку бюджета.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
1200
1000
800
600
400
200
0
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
□ Грант □ Кредит
График 1 - Динамика привлечения финансовой помощи по годам с 1992 по июль 2015 гг.
Источник: По данным Министерство финансов Кыргызской Республики
Наиболее крупными многосторонними донорами Кыргызской Республики являются: АБР( Азиатский банк развития), ВБ ( Всемирный банк), МВФ ( международный валютный фонд), ЕБРР ( Европейский банк реконструкции и развития) и двусторонние страны-доноры такие, как: КНР, Япония, Германия, Турция, Россия и другие.
График 2 - Финансовая помощь в разрезе доноров с 1992 по июль 2015 гг.
Источник: По данным Министерства финансов Кыргызской Республики
Наибольшее удельное финансирование проектов реального сектора приходится на сектор транспорта (28%) и сектор энергетики (21,9%). Также значительная помощь оказывалась сектору сельского хозяйства, которая составила 11,2% от общего объема финансирования. На социальный сектор приходится 6,5% общей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
суммы финансирования. Существенная доля финансовой помощи также направлялась на поддержку платежного баланса, финансирование дефицита бюджета, развитие банковской системы и финансирование критического импорта, которая составила 25,9% от общего объема финансирования, начиная с 1992 года и по настоящее время.
Охрана окружающей среды; 0,4%
Туризм; 0,1% _
Ирригация; . 1,6%
Частный сектора; 1,1%
Социальный сектора; 6,5%
Госуправление; 1,2%
Телекоммуникация; 0,6%
Промышленность и предприятие ; 1,6%
График 3 - Финансовая помощь в разрезе секторов с 1992 по июль 2015 гг.
Источник: По данным Министерство финансов Кыргызской Республики
Следует отметить положительное влияние многих инвестиционных проектов на социально-экономические развитие страны, которые оказали существенное влияние на повышение качества жизни населения в целом по республике. Однако, учитывая значительный объем внешней помощи, возникает закономерный вопрос об эффективности использования привлекаемых средств для реализации инвестиционных проектов. Для этого рассмотрим реализацию проектов развития по секторам, а также некоторые примеры.
Макроэкономическая ситуация в Кыргызской Республике за 2012-2014 годы все еще остается недостаточно устойчивой, при этом, среднегодовой темп роста ВВП составил 4,8%.
В 2012 году спад ВВП составил 0,1%. Основной причиной снижения экономического роста явилось резкое падение объемов производства промышленной продукции из-за существенного сокращения производства на предприятиях по разработке месторождения (золотодобыча) «Кумтор» , а также негативного воздействия природно-климатических условий на аграрный сектор, которое привело к замедлению темпа роста до 1,2% относительно 2011 года. Основным сектором, сдерживающим значительный спад экономики, стала сфера услуг и строительство, реальный прирост которых составил 6,4% и 29,7%, соответственно.
В 2014 году в результате ухудшения ситуации в отраслях экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, где основными факторами явились неблагоприятные природно-климатические условия и заметное снижение динамики промышленного производства за счет спада производства золота реальный рост ВВП замедлился до 3,6% по сравнению с 2013 годом. Положительный экономический рост был обеспечен за счет строительства - на 24,9 % и сферы услуг - на 4,1 %.
В 2012-2014 годах среднегодовой рост реального ВВП (4,8%) обеспечивался производством сферы услуг (среднегодовой темп реального роста составил 5,3%), промышленности (3,7%), строительства (23,7%), сельского хозяйства (1,1%).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 1
Структура производства и темпы роста реального ВВП, 2012-2014 гг.
2012 г. 2013 г. 2014 г. Средний за 2012-2014 гг.
ВВП в текущих ценах (млн. сом.) 310471,3 355294,8 397277,1
ВВП по секторам (%) 100 100 100 100
Сельское хозяйство 16,6 14,6 14,8 15,3
Промышленность 15,8 18,6 15,6 16,7
Строительство 6,5 6,3 7,4 6,7
Услуги 48,0 46,6 48,1 47,6
Косвенные налоги 13,1 13,9 14,1 13,7
Темпы реального роста ВВП (%) -0,1 10,9 3,6 4,8
ВВП без учета «Кумтора» 6,3 6,1 4,6 5,7
Темпы реального роста валовой продукции
отраслей, %
Сельское хозяйство 1,2 2,7 -0,6 1,1
Промышленность -15,9 28,6 -1,6 3,7
Промышленность без «Кумтора» 10,0 1,8 3,4 5,1
Строительство 29,7 16,4 24,9 23,7
Услуги 6,4 5,5 4,1 5,3
Источник: По данным Министерство финансов Кыргызской Республики
В структуре ВВП по использованию удельный вес потребления в ВВП составил 115,9% в 2012 г, уменьшился до 112,7% в 2014 г.(115,6% в 2013 году). Доля валовых накоплений в среднем составила 34,5% в ВВП (35,0% - в 2012г., 33,9% - в 2013г., 34,5% - в 2014г.) и определена, в основном, валовым накоплением основных фондов.
Показатель чистого экспорта улучшился с (-50,9% в ВВП) в 2012 году до (-47,2%) в 2014 году ((-49,5%) в 2013 году).
Таблица 2
Использование ВВП, 2012-2014 гг. (доля в ВВП,%)
2012 факт 2013факт 2014предв. факт Сред. за 2012-2014гг.
Потребление 115,9 115,6 112,7 114,7
Государственное 20,1 18,4 17,5 18,6
темпы реального роста, % 2,1 -0,4 -1,9 -0,1
Частное 95,8 97,1 95,3 96,1
темпы реального роста, % 11,2 8,0 2,0 7,1
Валовое накопление 35,0 33,9 34,5 34,5
темпы реального роста, % 42,4 5,1 5,3 17,6
Экспорт (товары и услуги) 44,4 42,3 41,9 42,9
темпы реального роста, % -19,2 12,3 -2,1 -3,0
Импорт (товары и услуги) 95,3 91,8 89,1 92,1
темпы реального роста, % 12,4 4,1 -1,2 5,1
Чистый экспорт -50,9 -49,5 -47,2 -49,2
Источник: По данным Министерство финансов Кыргызской Республики
Экспорт товаров увеличился с 1 927,6 млн.долл.США в 2012 году до 2 006,8 млн.долл.США в 2013 году и уменьшился до 1 879,9 в 2014 году. Снижение среднегодового номинального темпа роста экспорта товаров за 2012-2014 годы составило5,4%. [3.25]
На настоящем этапе развития Кыргызстана, особенно в бюджетной сфере, в которой МФ КР внедряет программное бюджетирование или так называемые бюджеты, ориентированные на результат, имеется насущная потребность во внедрении регулярных оценок влияния проектов ПГИ на социально-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
экономическое развитие КР. Согласно статьи 5. Закона Кыргызской Республики N 118 от 13 августа 2004 года «О членстве Кыргызской Республики в международных финансовых организациях» Министерство финансов Кыргызской Республики представляет Кыргызскую Республику во взаимоотношениях с МБРР, МФК, МАР, МИГА, ИБР, ЕБРР, АБР и другими международными финансовыми организациями, т.е. МФ КР имеет достаточно полномочий для обеспечения порядка в привлечении и учете всей внешней помощи, но из-за халатного отношения ответственных сотрудников МФ КР нет должного учета потоков внешней помощи в страну. [4.27]
Считаю необходимым разработку методики оценки влияние внешней помощи на те или иные сектора экономики, в котором участвует данный капитал, при этом необходимо четко регламентировать данный документ и принять соответствующие нормативно-правовые акты с целью ведения ответственности за неправильное использование внешней помощи.
Для начало необходимо разработка политики использования внешней помощи. В какую область стратегического направления подпадает данная помощь:
- социальная сфера; -экономическая сфера;
- культурная сфера;
- экологическая сфера;
- политическая сфера.
Исходя из стратегического направления социальной сферы можно структуризировать по следующим критериям:
- пенсия и пенсионное обеспечение;
- здравоохранение;
- образование.
Стратегия в экономическом направлении:
- инфраструктурные проекты;
- инвестиционные проекты социально значимых объектов;
- стратегические объекты национального масштаба. Стратегия в культурной сфере:
- этнокультурные проекты; -историко-культурные объекты;
- книги и издательская деятельность и т.д. Стратегия в экологической сфере:
- экологические объекты специальных зон;
- экология городов; -экологически опасные объекты и.т.д.
В политической плоскости надо быть достаточно осторожным в плане получения какой-либо помощи, и это должно быть более четко детализировано.
В целом программа государственных инвестиций должно быт сконцентрировано на определенных участках или направлениях и на определенный период времени, только в этом случае можно добится социального и экономического эффекта.
Список использованных источников
1. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.
2. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег//Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2.
4. Б.Сатыбеков. Внешний эксперт Счетной Палаты Кыргызской Республики . «Отчет об аудите системы управления государственными инвестициями и технической помощью».
© Жапаров Г.Д., 2016