Научная статья на тему 'Особенности разработки стратегий для предприятий малого бизнеса'

Особенности разработки стратегий для предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яроменко Наталья Николаевна, Брылякова Ольга Александровна

В статье рассматривается специфика и особенности разработки стратегий для малых предприятий, приведены основные правила при определении стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки стратегий для предприятий малого бизнеса»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 334.021.64/65

Яроменко Наталья Николаевна

канд. экон. наук, доцент СКФ ФГБОУВО РГУП

г. Краснодар, РФ E-mail: natalia-ya79@mail.ru Брылякова Ольга Александровна Студентка группы ПМ-1202, КубГАУ г.Краснодар, РФ E-mail: bryliakovao@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассматривается специфика и особенности разработки стратегий для малых предприятий, приведены основные правила при определении стратегии

Ключевые слова

Стратегия, стратегическое планирование, малый бизнес, SWOT-анализ

Анализ состояния экономики в России показывает, что низкая конкурентоспособность российского бизнеса ведет к повышению зависимости российской экономики от зарубежных производителей и влечет за собой ряд негативных социальных последствий. Предприятия малого бизнеса являются важной составляющей экономики России, что, в первую очередь, обусловлено такими их преимуществами, как высокая мобильность производства, чуткость к потребностям рынка и возможность максимальной ориентации на конечного потребителя.

Малый бизнес испытывает существенные трудности, которые со временем приводят к его слабой жизнеспособности. Одна из основных причин - это недостаточная обоснованность стратегий их развития. Это объясняется тем, что с одной стороны отсутствует должное внимание к проблемам малого бизнеса со стороны теории, а с другой - это невозможность использования в малом предпринимательстве моделей, которые применяются для обоснования стратегии на крупных предприятиях. Значительное количество подходов к разработке и обоснованию стратегии применимы только для крупных компаний и не учитывают специфику малого предпринимательства. На крупных предприятиях функционируют целые подразделения, которые занимаются стратегическим планированием. Малые же фирмы не в состоянии содержать подобные подразделения, так как это подразумевает значительные финансовые затраты, увеличение административной площади фирмы и увеличение числа сотрудников, что для малого предприятия не целесообразно.

Еще одна проблема малого предпринимательства связана с нехваткой финансов. Стартовый капитал поглощается в оборот, а производственный цикл в редких случаях совпадает с обращения капитала. Поэтому малый бизнес во многих случаях дается в кредиты, с наибольшими процентами, чем другим более крупным предприятиям. В результате многие малые предприятия разоряются.

В современных экономических условиях, рассматривая стратегию как наиболее основополагающий фактор, необходимо раскрыть само понятие стратегии.

Стратегия определяет цели и пути их достижения. Она определена для целенаправленных действий в будущем.

Для того чтобы поддержать конкурентоспособность, малое предпринимательство должно использовать стратегии, которые обеспечивают преимущества в конкуренции.

В стратегическом аспекте малому бизнесу присуще следующие характерные черты, а именно:

- небольшое количество производства продукции;

- ограниченное количество ресурсов и мощности;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

- минимальное развитие систем управления [3].

Разработка стратегии это зачастую стратегическое планирование, в котором разрабатывается миссия, цель и сама стратегия. Процесс формирования стратегии: разработка стратегического видения, миссии, стратегических целей и разработку бизнес - стратегий.

Поэтому, после разработки стратегии необходимо переходить к этапу планирования [2]. Планирование выявляет сильные и слабые стороны, осуществляется анализ внешней и внутренней среды деятельности компании. Далее проводится SWOT-анализ. Он помогает определить роль малой фирмы на рынке, а также сильные и слабые стороны ее конкурентов, проводится анализ потребителей.

Становится очевидным, что при выборе или разработке стратегии малого бизнеса, необходимо рассматривать его особенности комплексно, а именно учитывая и преимущества, и недостатки. При реализации такого подхода за основу можно взять матрицу «SWOT - анализ малого бизнеса», которая представлена на рисунке 1.

Сильные стороны (в) Слабые стороны (\¥)

1) гибкое реагирование на меняющийся спрос; 2) минимальный капитал для старта; 3) быстрый оборот средств; 4) адаптация к внешним воздействиям; 5) минимальная стоимость создания рабочих мест; 6) трудоустройство средних групп населения; 7) надежность бюджетных поступлений; 8) создание конкурентной среды. 1) недостаток финансовых ресурсов; 2)ограниченный рынок; 3) минимальные перспективы роста; 4) зависимость от конъюнктуры; 5) отсутствие поддержки; 6) нестабильность.

Возможности (О) Угрозы (Т)

1) рост до крупного бизнеса; 2) прочная ниша на данном рынке; 3) самореализация. 1) возможность быстрого разорения; 2) конкуренция на этой нише; 3) уязвимость перед силовым давлением; 4) авторитарный менеджмент.

Рисунок 1 - Матрица «SWOT - анализ малого бизнеса»

Разграничение сильных и слабых сторон малого бизнеса, и соответственно группировка его особенностей на преимущества и недостатки позволяет более точно учитывать их при выборе стратегии, которая обеспечивает конкурентные преимущества [4].

При выборе стратегии малый бизнес должен учитывать ряд факторов. Первое, что необходимо определить это каким способом он может достичь конкурентных преимуществ на рынке. В этом случае актуальными представляются стратегии, которые представлены в работах Майкла Портера. Он выделяет три типовые стратегии:

1. Минимизация издержек, то есть совмещение издержек и выгодных цен по сравнению с конкурентами в аналоговой продукции.

2. Дифференциации. Предание товару отличительных черт от товаров конкурентов.

3. Концентрации. Обеспечение потребителей товарами и услугами, которые удовлетворяют их потребности. Эти стратегии ориентированы на то, каким образом малое предприятие добьется определенных преимуществ перед конкурентами.

Основная особенность развития малого бизнеса заключается в его гибкости: способность быстро перестраивать производственную деятельность в зависимости от ситуации [2]. На рисунке 2 можно рассмотреть основные виды стратегии малой фирмы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

Форма существующей фирмы Продукт малой фирмы

Подобный продукт крупной фирмы Оригинальный

Независимая от крупной фирмы (суверенитет) «Ложный гриб» (поле 1): Стратегия кооперации «Премудрый пескарь» (поле 2): Стратегия оптимального размера

Связанная с крупной фирмой (симбиоз) «Хамелеон» (поле 4): Стратегия использования преимуществ в, ЖШШХ&ДЕМ «Жаляшая пчела» (поле 3): Стратегия участия в продукте крупных фирм

Рисунок 2 - Основные виды стратегии малой фирмы

Поле 1 - Малая фирма, которая использует продукцию, разработанную крупной фирмой, выпускает копии.

Поле 2 - Малая фирма осуществляет свою деятельность, не выходя за рамки своей ниши. Поле 3 - Отдельный мелкий элемент продукции более крупной фирмы - это конечный продукт для данной фирмы.

Поле 4 - Заключается договор между мелкой и крупной фирмой, согласно которому крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами.

Таким образом, основные правила при определении стратегии организации можно сформулировать

так:

1) преодолевать слабые стороны для отражения угроз;

2) преодолевать слабые стороны для реализации возможностей;

3) компенсировать угрозы путем использования сильных сторон. Также необходимы следующие факторы:

- оперативный режим управления, поскольку управленческие решения на малых предприятиях имеют ограниченный временной горизонт, поэтому им необходимо уделить особое внимание тактике, сконцентрироваться на определении своей ниши, что является важнейшим элементом для малого предприятия;

- выход на определенные слои населения, то есть на сегменты, которые отличаются определенным возрастом, доходом, родом занятий;

- и концентрация на какой-то одной отрасли. Основа успеха в малом бизнесе заключается скорее в узком и глубоком, нежели широком и мелком ассортименте.

Список использованной литературы:

1. Дьяков, С.А. Совершенствование организационно-экономического механизма развития субъектов МФХ хозяйствования /С.А. Дьяков,А.А. Тубалец // В сборнике: Инновационные исследования и разработки для научного обеспечения производства и хранения экологически безопасной сельскохозяйственной и пищевой продукции материалы Международной научно-практической конференции. ФГБНУ "ВНИИ табака, махорки и табачных изделий". Краснодар, 2015. С. 419-423.

2. Комков Н. И., Кулакин Г. К.,. Мамонтова Н. Г. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условий их развития // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2. - 124-139 с.

3. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М. : Инфра-М. - 2012. - 102112 с.

4. Пиньковецкая Ю.С. Малые предприятия России: закономерности, классификация и направления повышения эффективности [Текст] / Ю.С. Пиньковецкая, 2011. - 204 c.

5. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

С. 21-22.

6. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.

7. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского госагроуниверситета. 2006. № 4. С. 31-40.

8. Рысьмятов, А.З. Теоретические основы инновационно-ориентированной реструктуризации в растениеводстве / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // Экономика и предпринимательство. 2015. № 51 (58-1). С. 639-645.

© Яроменко Н.Н., Брылякова О.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.