руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого. В итоге эффективность управления подразумевает эффективный результат управленческой деятельности. Эффективное управление оказывает большое влияние на все без исключения аспекты деятельности организации. По этой причине любому предприятию нужно иногда осуществлять оценку производительности и эффективности менеджмента, а также разрабатывать и создавать различные мероприятия по ее повышению. Это будет действовать на повышение эффективности и результативности работы предприятия в целом.
Список использованной литературы:
1. Афанасьев Р.З., Киров А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий. Учебное пособие. М.: ГАУ, 2009.
2. Балыкова И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебник / И.Т. Балыкова. М.: «Финансы и статистика», 2010.
3. Валуев С.А., Игнатьева A.B. Организационный менеджмент. Уч. пособие.- М.: 2015.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 2011.
5. Дьяков, С.А. К вопросу об организации воспроизводства рабочей силы в рисосеющих районах Краснодарского края / С.А. Дьяков, А.О. Кириченко, А.А. Дьяков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 72. С. 201-209.
6. Дьяков, С.А. Современное состояние и основные детерминанты воспроизводственных процессов в плодоводстве Краснодарского края / С.А. Дьяков, Н.Н. Яроменко, А.О. Кириченко // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6 (35). С. 101-113.
7. Дьяков, С.А. Совершенствование материального стимулирования труда в сельскохозяйственных предприятиях Краснодарского края / С.А. Дьяков // В сборнике: Сборник научных трудов КРИА ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ. Краснодар, 2014. С. 127-133.
8. Кисаев А.Я., Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2011
9. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.
10.Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.
11.Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.
© Караманова К.Г., 2016
УДК 331
Киеня Елена Александровна
канд. экон. наук, доцент БГЭУ, г. Минск, РБЕ-тай: [email protected]
«КАСКАДНАЯ» ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация
В статье рассматривается метод совершенствования системы подготовки и повышения квалификации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
кадров на основе применения «каскадной» технологии обучения персонала. Реализация данной технологии обучения рассмотрена в отделах обособленного структурного подразделения ОАО «Белагропромбанк» -Центрального аппарата.
Ключевые слова
Кадры, подготовка, повышение квалификации, технологии обучения.
Одним из системообразующих факторов, воздействующих на конкурентоспособность организации, является образование, повышающее производительные способности человека и формирующее те качества, которые сегодня являются незаменимыми во всех сферах жизнедеятельности человека, а именно: умение поддерживать деловые отношения, устанавливать новые контакты, соблюдать морально-этические принципы, законопослушание, уровень культуры и т.д. [1, с.5].
Одним из методов повышения квалификации является применение «каскадной» технологии обучения персонала. Ее суть состоит в том, что специалисты более высокого должностного ранга, прошедшие курс переобучения или повышения квалификации, передают накопленный опыт и знания, полученные в ходе обучения, стоящим ниже на одну ступень должностной «лестницы» сотрудникам, затем эти сотрудники передают полученный опыт звеньям ниже, и так, пока не будут обучены все звенья «должностной лестницы». Обучение в специализированных центрах повышения квалификации и переподготовки проходят руководители, далее они обучают нижестоящий персонал.
Существует две основные формы обучения: I на рабочем месте; II с отрывом от производства - в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и прочее).
Каскадная технология обучения персонала предполагает сочетание двух этих форм: руководители обучаются с отрывом от производства (проходят обучение в специализированных центрах), а сотрудники нижестоящих звеньев - на рабочем месте.
Обучение на рабочем месте осуществляется в форме наставничества, под которым понимается процесс передачи знаний и навыков от более опытного и компетентного человека менее опытному в процессе их общения. В его рамках руководители или уже обученные сотрудники обучают «новичков», втягивают их в процесс принятия решений, что предполагает предоставление обучаемым некоторых текущих полномочий. Также формой обучения может быть инструктаж - разъяснение и демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности.
Реализация каскадной технологии обучения персонала в отделах обособленного структурного подразделения ОАО «Белагропромбанк» - Центральный аппарат состоит из трех этапов:
первая ступень каскада: начинается каскадное обучение с подготовки руководящего звена. В руководящее звено данных отделов входят:
- главный бухгалтер;
- заместитель главного бухгалтера;
- начальник отдела развития организационной структуры и нормирования труда;
- начальник отдела кадров.
Эта группа сотрудников Центрального аппарата банка в рамках данной модели проходит обучение в специализированных центрах или ведущих ВУЗах страны, например, на курсах повышения квалификации БГЭУ [2].
Затем уже обученные руководители этих отделов готовят аналогичные семинары и проводят их для своих подчиненных (главных и ведущих специалистов). Семинары руководителей будут проведены дважды относительно данных отделов, так как одновременно присутствовать на семинарах все главные и ведущие специалисты не могут, потому что при такой ситуации работа отдела будет практически остановлена.
Заканчивается каскадная система реализацией третьего этапа: ведущие и главные специалисты обучают специалистов 1 категории в форме наставничества.
В настоящее время банком реализуется метод индивидуального обучения персонала, он является наиболее затратным. Применение «каскадной» технологии обучения позволило бы снизить затраты на обучение сотрудников ЦА ОАО «Белагромпромбанк» в плановом периоде в соответствии со стратегическими целями на период с июля по сентябрь 2016 года на 6 741 000 белорусских рублей или на 43,8 % [3, с.63].
Список использованной литературы:
1 . Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.П. Беляцкий - Минск: БГЭУ, 2010. -265 ^
2 . Сайт БГЭУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.bseu.by. -Дата доступа 18.04.2015. 3. Киеня, Е.А. Применение инновационных форм подготовки и повышения квалификации кадров//Аграрная экономика.-2015.- № 10.- с.59-64.
© Киеня Е.А., 2016
УДК 331
Киеня Елена Александровна
канд. экон. наук, доцент БГЭУ, г. Минск, РБ E-mail: [email protected]
УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА Аннотация
В статье раскрывается опыт внедрения системы оценки результативности труда и повышения мотивации персонала на основе системы «Управления по целям» (Management by Objectives — MBO).
Ключевые слова Персонал, мотивация труда, премирование, цели.
Неэффективная организация мотивации персонала характерна в современных условиях хозяйствования для многих отечественных предприятий и организаций. В таких условиях одним из возможных вариантов преодоления этого негативного процесса может стать внедрение системы оценки результативности труда и повышения мотивации персонала на основе системы «Управления по целям» (Management by Objectives — MBO). Формулировок сейчас достаточно много: «управление посредством установки целей», «управление через постановку задач», это связано с тем, что данная методика не так давно пришла в русскоязычную среду.
Управление по целям (Management by Objectives, MBO) - это процесс согласования целей внутри организации, таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.
МВО - термин и концепция управления, введенные в бизнес-обиход Питером Друкером еще в 1954 году. Это система, в основе которой лежат четко сформулированные цели компании и каждого ее сотрудника, ожидаемые результаты деятельности, к которым они стремятся и оценивают их достижение.