_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
" 22
решении. 22
Механизмы влияния на экономические процессы.
Целью большинства государственных регулирующих инициатив является «восполнение» экономических ниш. А, следовательно, основанием снижения риска становится идея ликвидации «провала рынка». По мнению ученых, рынок - это « игра с нулевоИ суммоИ», территория борьбы всех против всех, а государство в данноИ ситуации выступает регулятором и защитником.23 Государство - это гарант, спасающий общество от краха и ведущий нас в светлое будущее, но при этом наивно заключается в сближении государства и рынка. Предприниматель постоянно рискует, вкладывая деньги в производство, а государство в бизнес деньги не вкладывает.
Получается так, что единственным гарантом для нас выступает добровольныИ обмен, ведь только с его помощью можно рассчитать реальную экономическую эффективность. Только в этом случае может быть обеспечен порядок, который приведет к желаемому результату.
В завершении всего вышесказанного, хочу сказать, что лучшим регулятором в этом случае могло бы стать саморегулирование рынка.
Список использованной литературы:
1. Кошко, О.В. «Провалы рынка» и «провалы государства»: достижение институционального баланса // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2012. - №4 (20). - С. - 311.
2. Н.В. Гонтарь. «Провалы государства»: факторы формирования и механизмы влияния // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. - 2014. - №5. Электронный ресурс [режим доступа] http://cyberleninka.ru/article/n/provaly-gosudarstva-faktory-formirovaniya-i-mehanizmy-vliyaniya-na-ekonomicheskie-protsessy
3. М. Ротбард. Власть и рынок Челябинск: социум. - 2010. С. - 214.
4. Г. Хэзлитт. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. Электронный ресурс [режим доступа] www/ inliberty.ru.
5. У. Вихрева. Государство и «провалы» рынка: зарубежные страны и Россия // Вестник МГУ. Серия 6, Экономика. - 2006. - №1. С. - 275.
© Морозова Е.Н., 2016
УДК 330.322
^Ю. Мурашкина
Магистр
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет
г. Краснодар, Российская Федерация
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ СОКА
Аннотация
В данной статье рассматривается нынешняя ситуация на рынке сока. Представлено влияние изменений экономики на соковую отрасль, а также смена объёмов производства и потребления. Сделан акцент на основных производителей и рассмотрены их действия по модернизации и инвестировании своей компании.
Ключевые слова
Сок, рынок, производители, компании, производство, модернизация, инвестиции.
22 Г. Хэзлитт. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. Электронный ресурс [режим доступа] www/ inliberty.ru.
23 У. Вихрева. Государство и «провалы» рынка: зарубежные страны и Россия // Вестник МГУ. Серия 6, Экономика. -2006. - №1. С. - 49-51.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Соковая отрасль, как и многие другие отрасли пищевой промышленности, ощутила на себе влияние изменения экономической ситуации в 2015 году. Рост внутреннего рынка соков 2012 года сменился снижением объемов производства и потребления соковой продукции в России ниже ранее достигнутого уровня в 3 млрд. литров в год. Из-за снижения покупательной способности россияне отказываются от соков как от товара не первой необходимости или пытаются на них сэкономить. Очень сильно растет доля продаж соков по промоакциям: если в 2014 году доля промо в продажах соков составляла 34%, то по итогам января—ноября 2015 года достигла уже 46%. Это один из самых высоких показателей на рынке FMCG (товаров повседневного спроса). Брендам соковой категории сложно завоевать лояльность потребителей, поэтому на них ложится так называемое бремя промо: покупатели просто отвыкают приобретать товар по регулярной цене. При этом параллельно с ростом доли промо в продажах соков растет и средний размер скидки.
Российские потребители не только пытаются купить соки дешевле, но и переходят на более дешевые категории товаров. Из данных Euromonitor следует, что продажи 100-процентных соков падают быстрее, чем нектаров (содержат 25-99% сока) и сокосодержащих напитков (до 24% сока). Продажи 100-процентных соков в объемах в 2015 году упали на 16%, нектаров — на 13,4%, сокосодержащих напитков — на 7,9% [5].
Сейчас на российском рынке соков лидируют PepsiCo Inc. (соки J7, «Любимый», «Я»), The Coca-Cola Company (Rich, «Добрый», «Моя семья») и «Сады Придонья» («Сады Придонья», «Мой», «Золотая Русь», «Сочный мир»). На рисунке 1 представлены крупнейшие производители на рынке сока.
Американским компаниям PepsiCo и Coca-Cola удалось завоевать российский рынок при помощи покупки крупнейших российских предприятий. Так, PepsiCo за $1,4 млрд. купила 100% акций одного из крупнейших производителей соков — компанию «Лебедянский». Позже, после покупки российской компании «Вимм-Билль-Данн», в состав PepsiCo вошел также соковый завод в городе Раменское Московской области. Ближайший конкурент PepsiCo — компания Coca-Cola — начал скупать предприятия: Coca-Cola приобрела производителя соков «Мултон» за $501 млн., имеющего мощности в подмосковном Щелково и Санкт-Петербурге. Еще через пять лет Coca-Cola приобрела за $276 млн. производителя соков «Нидан соки», имевшего производства в Новосибирске и подмосковных Котельниках [4].
Российские соковые производители усиливают свои позиции за счет введения в эксплуатацию новых производственных линий и инновационных форматов упаковок.
Так, компания «Сады Придонья» при участии компании Tetra Pak провела модернизацию своих производственных мощностей в Волгоградской области. Модернизация производства трех скоростных линий на заводе компании «Сады Придонья», позволяющих выпускать 20 тысяч упаковок в час, позволила
PepsiCo Inc.
Coca-Cola
Придонья» частные марки торговых сетей
Источники Росстат, Euromonitor International
Рисунок 1 - Крупнейшие производители на рынке сока по объемам продаж в 2015 году.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
повысить качество и технологичности самой упаковки. Проект был реализован при участии международной компании Tetra Pak - разработчика и поставщика технологий и решений в области переработки и упаковки пищевых продуктов. На предприятии в Волгоградской области теперь детские соки теперь выпускаются в порционной упаковке Tetra Brik Aseptic 200 ml Slim Leaf, представляющей из себя инновационное решение не только для российского, но и для международного рынка. Новую упаковку отличает необычная форма, благодаря чему упаковку удобно держать в руке - это немаловажно для развития моторики у детей раннего и потребления продукции «на ходу» у детей школьного возраста. Помимо оригинального внешнего вида упаковка надежнее защищает продукцию от механических повреждений в процессе хранения и транспортировки.
«Садам Придонья» сегодня удается оставаться одним из самых динамично развивающихся российских производителей соков и детского питания: компания занимает в России второе место в категории детских соков с долей рынка 28%. Ключевыми конкурентными преимуществами предприятия является развитие собственной сырьевой базы (общая площадь сельскохозяйственных угодий компании превышает 22 тыс. га), а также внедрение новых технологий с участием компании Tetra Pak [6].
Компания «Сады Придонья» уделяет особое внимание развитию и продвижению соков из овощей, так как они полезны для здоровья, содержат меньше природных сахаров и калорий. И в этом году овощные соки «Сады Придонья» вышли в стеклянных бутылках 300 мл. Однако, соки этой линейки до настоящего момента были представлены в розничных сетях преимущественно на полках с детским питанием - наряду с «якорным» ассортиментом компании, что не соответствовало задаче по дистрибуции овощных соков.
Рисунок 2 - Изменения дизайна и формы этикетки.
В связи с намерением компании расширить линейку за счёт включения в её ассортимент овощных соков, было необходимо разработать качественно новые дизайн и форму этикетки, чтобы обеспечить правильную дистрибуцию продукта исключительно на соковые полки и привлечь внимание взрослой активной аудитории (мужчин и женщин, которые следят за своим здоровьем и придерживаются принципов здорового питания).
Агентство DDVB разработало новые форму и оформление этикетки, контур которой обрёл «изящную» преемственность логотипу бренда, а композиции овощного ассорти заняли большую её часть. Такое решение, наряду с использованием в кадре «перспективы» и общей «лёгкости» визуального пространства, позволило подчеркнуть состав этих вкусных напитков, их натуральность и особую полезность для здоровья
[7].
Другая не менее крупная компания «Coca-Cola» намерена в ближайшие четыре года инвестировать свыше 35 миллионов долларов в развитие своих заводов в Узбекистане. На сегодняшний день в стране работают три совместных предприятия с участием известного американского производителя: заводы в Ташкенте, Ургенче и Намангане. Они выпускают шесть видов напитков в различной упаковке.
«Coca-Cola» до конца 2019 года намерена модернизировать заводы в Ургенче и Намангане, а также
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
установить новую линию на центральном производстве в Ташкенте. Планируется, что она позволит выпускать до 48 тысяч бутылок в час, что в два раза больше действующей мощности. Технологичное оборудование поставит один из лидеров в этом сегменте — немецкая компания Krones. Подобной линии пока нет ни на одном заводе подобного типа в Центральной Азии. Решение об увеличении мощности заводов было принято исходя из растущего спроса на внутреннем рынке и хороших экспортных перспектив. Только в прошлом году в соседние страны было отправлено продукции более чем на 2,5 миллионов долларов.
В планах компании — не только рост объемов производства, но и освоение новых видов продукции. Так, например, рассматривается возможность выпуска соков и прохладительных газированных напитков в алюминиевых банках. Реализация новых проектов позволит решить и главную проблему компании в Узбекистане — периодически возникающий в летнем сезоне дефицит на основной продукт — газированный напиток «Coca-Cola». Бывали случаи, когда магазины ограничивали его продажу по несколько бутылок в одни руки, а цена, благодаря спекулянтам, возрастала практически в два раза [3].
Группа компаний «Absolute Nature» вложит 10 млн. рублей в модернизацию производства соков и сокосодержащих напитков, чтобы увеличить выпуск продукции на 50%. В этом году компания инвестирует 4 млн. рублей в расширение холодильных мощностей, что позволит снизить себестоимость продукции на 10%. Кроме того, в следующем году будет установлена вторая производственная линия стоимостью 6 млн. рублей по выпуску соков и сокосодержащих напитков — безалкогольного шампанского, что позволит увеличить выпуск на 50%. В 2014 году компания продала 2 млн. л. напитков, из них доля соков составила 20%. Оборот составил 115 млн. рублей. По словам руководителя и совладельца ГК Absolute Nature Анатолия Гаврилюка, последние 3 года продажи напитков росли на 15% в год, а в этом году роста не будет. Тем не менее руководство компании рассчитывает, что это временная тенденция [7].
В целом, несмотря на экономическую турбулентность, российский рынок соков продолжает развиваться. Сегодня его ежегодный объем оценивается на уровне 3,5 млрд. литров, а в денежном выражении приближается к отметке в 3 млрд. долларов. В среднем на душу населения в России потребляется порядка 25 л. соков в год, что уступает по показателям развитым странам - например, в США этот показатель составляет свыше 30 л., а в Германии - свыше 40 л [5]. Список использованной литературы:
1. Дьяков, С.А. Инвестиционная стратегия развития Крымского района / С.А. Дьяков, Г.И. Шаповалова // Символ науки. 2016. № 2-2. С. 128-131.
2. Научные исследования: информация, анализ, прогноз : монография / [А.Н. Асташова, Н.А. Воробьева, Л.В. Голощапова, И.В. Горелов, А.А. Дьяков, С.А. Дьяков, Б.Г. Еропкин и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 50. - Воронеж, 2015. - 220 с.
3. Официальный сайт «Деловой Петербург» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dp.ru/
4. Официальный сайт «РБК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/
5. Официальный сайт «Российский союз производителей соков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsps.ru/
6. Официальный сайт «Эксперт-online» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/
7. Официальный сайт «Экспертно-аналитический центр агробизнеса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ab-centre.ru/
8. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.
9. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
10. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.
© Мурашкина С.Ю., 2016
УДК 658.7
К.С. Наволоцкий
студент Р.Г. Абакумов к.э.н., доцент С.Г. Миронычева
студент
БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОНОГОРОДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются экономические проблемы моногородов и пути их решения.
Ключевые слова Экономические проблемы, моногород.
Моногород - это город или населенный пункт, тесно связавший свое существование с достаточно крупным предприятием, в котором работает большое количество живущих в нем людей; это предприятие и его перспективы на экономическом рынке значительно влияют на судьбу данного города или населенного пункта [1].
Моногород можно назвать сложной структурой, не только за неразрывную связь между предприятием и населенным пунктом, но и за то, что на предприятие вокруг которого происходит «градообразование» возлагается огромная нагрузка экономического и социального характера, так как у него имеется функция обеспечить все условия жизнедеятельности в этом населенном пункте.
Однако такая ситуация приводит к тому, что живущие в этом населенном пункте люди буквально зависят от деятельности предприятия, что является одной из проблем моногородов. В РФ насчитывается около 500 населенных пунктов, которые можно назвать «моногородом» из-за ряда признаков. Эти признаки представлены на рис.
Кроме вышеизложенных признаков моногорода можно провести классификацию по 7 типам, таким как: промышленные - города или населенные пункты, которые напрямую зависят от градообразующих предприятий (одного или нескольких); наукограды - центры фундаментальной науки, космические, химические и другие исследования, то есть градообразование, которые формируются на базе научного центра; города - курорты - градообразования, которые зачастую формируются в областях с благоприятным климатом, на берегу озер и морей, в местах исторических памятников, и в других местах, которые могут нести в себе оздоровительное и культурно-развлекательное влияние; агрогорода - в нашей стране был только один агрогород - «Заря коммунизма», но в последнее время стал подниматься вопрос о создании ряда таких городов; портовые города; города - поселения; города - гарнизоны- портовые, города-гарнизоны и поселения образовывались для определенного назначения.