Научная статья на тему 'Реформирование Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования международных отношений: pro et contra'

Реформирование Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования международных отношений: pro et contra Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1979
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ РИСКИ / ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / REFORMATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE FORMATION OF A MULTIPOLAR WORLD / CONSTITUTIONAL VALUES / CONSTITUTIONAL RISKS / PRIORITIES OF MODERN RUSSIA / EVOLUTIONARY CONSTITUTIONAL REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киреев Валерий Витальевич

В статье рассмотрена проблема необходимости и возможности реформирования Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования современной системы международных отношений. Особое внимание обращается на диалектическое противоречие между задачами охраны Конституции Российской Федерации и потребностями конституционного развития России в стремительно меняющихся условиях многополярного мира. Произведен анализ факторов, способных воздействовать на принятие решения о проведении конституционной реформы или отказ от инициирования этого сложного политико-правового процесса. При этом автор отмечает как существование весомых оснований для реформирования Конституции Российской Федерации, с одной стороны, так и высокий уровень риска возможной дестабилизации систем общества в случае существенного обновления конституционных положений с другой. Сформулирован вывод о зависимости решения о реформировании Конституции Российской Федерации от степени приемлемости соответствующих политических рисков для федеральных органов государственной власти, в том числе от результатов анализа возможностей проведения эволюционной конституционной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER INTERNATIONAL RELATIONS REFORMATTING: PRO ET CONTRA

The article deals with the problems of the necessity and possibility of reforming the Constitution of the Russian Federation under reformatting of modern system of international relations. Particular attention is paid to dialectical contradiction between the objectives of protection of the Constitution of the Russian Federation and the needs of constitutional development of Russia in terms of rapidly changing multi-polar world. The analysis of factors that could affect the decision on the constitutional reform or refusal to initiate this complex political and legal process is performed. The author notes the existence of impressive grounds for the reform of the Constitution of the Russian Federation, on the one hand, and a high level of risk of the possible destabilization of the society systems in case of a substantial renovation of constitutional provisions on the other hand. Conclusion on the dependence of the solution on the reform of the Constitution of the Russian Federation on the degree of acceptability of the relevant political risks to federal authorities, including the results of the analysis of the possibilities of evolutionary constitutional reform is made.

Текст научной работы на тему «Реформирование Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования международных отношений: pro et contra»

УДК 342/4(47)+327/8 ББК Х400.1(2)

РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: PRO ET CONTRA

В. В. Киреев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассмотрена проблема необходимости и возможности реформирования Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования современной системы международных отношений. Особое внимание обращается на диалектическое противоречие между задачами охраны Конституции Российской Федерации и потребностями конституционного развития России в стремительно меняющихся условиях многополярного мира. Произведен анализ факторов, способных воздействовать на принятие решения о проведении конституционной реформы или отказ от инициирования этого сложного политико-правового процесса. При этом автор отмечает как существование весомых оснований для реформирования Конституции Российской Федерации, с одной стороны, так и высокий уровень риска возможной дестабилизации систем общества в случае существенного обновления конституционных положений - с другой. Сформулирован вывод о зависимости решения о реформировании Конституции Российской Федерации от степени приемлемости соответствующих политических рисков для федеральных органов государственной власти, в том числе от результатов анализа возможностей проведения эволюционной конституционной реформы.

Ключевые слова: реформирование Конституции Российской Федерации, формирование многополярного мира, конституционные ценности, конституционные риски, приоритеты современной России, эволюционная конституционная реформа.

Современная проблематика конституционно-правового развития нашей страны в значительной степени обусловлена характером экономических, политических и правовых процессов, происходящих как внутри России, так и за рубежом. Сегодня вопрос о необходимости и возможности реформирования Конституции РФ имеет весьма значимый международно-правовой контекст. Динамичное переформатирование международных отношений, стремление России отстаивать свои интересы на глобальном пространстве, формирование многополярного мира - те факторы, которые неизбежно влияют на решение наших внутренних проблем. Одной из них является необходимость и возможность реформирования Конституции РФ. Острота и дискуссионность этой проблемы, обусловленные диалектическим противоречием между задачами охраны Конституции Российской Федерации и потребностями дальнейшего конституционного развития России, являются бесспорными. В процессе политических и правовых дискуссий, обсуждения сложных

вопросов влияния Конституции РФ на существование российского общества достаточно ясно определены и совершенствуются подходы к оценке условий принятия действующего Основного Закона, перспектив его совершенствования. С. А. Авакьян справедливо указывает на то, что история конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления [1, с. 38]. Анализ существующей международной ситуации дает основание полагать, что в настоящее время наступает качественно новый этап развития нашего общества и Российского государства. Выступая одним из центров формирующегося многополярного мира, Россия как никогда нуждается в расширении у международного сообщества представлений о ее экономическом, политическом, социаль-

ном, правовом, духовном образе. Естественно, что этот образ должен быть выражен прежде всего в нашей Конституции. Однако сегодня Конституция РФ представляет собой некий усредненный, общеценностный документ, в котором практически не представлены ценностные, идеологические основы той международной миссии, которую берет на себя Россия. Причем те ценности, которые закреплены в нашем Основном Законе, в особенности относящиеся к суверенитету России, а также к человеку, его правам и свободам, наши западные партнеры игнорируют, по крайней мере, в своих позициях, занимаемых применительно к России. Уже сам факт игнорирования Западом тех ценностей, которые, стремясь к международной интеграции, мы закрепили в тексте Конституции РФ, способен вызвать сомнения в соответствии реальности тех циви-лизационных ориентиров, которыми руководствуются США и их сателлиты, заставить воспринимать их лишь как орудие западной экономической и политической экспансии, вызвать конституционный нигилизм у граждан России. Вместе с тем Россия не готова отказаться от тех демократических, политико-правовых, гуманитарных и других ценностей, которые нашли конституционное выражение. Необходимо согласиться с А. Н. Классеном, отмечающим, что при всех возможных преобразованиях в ходе конституционного строительства необходимо сохранить основные провозглашенные ценности, идеи Конституции РФ и в первую очередь - идею народовластия и народного суверенитета [5, с. 94]. Соответственно переформатирование международных отношений не предполагает смену Россией тех ориентиров, которые заложены в ее Конституции, и в особенности обеспечение ее суверенитета. В существующей ситуации речь идет не об отказе от каких-либо конституционных ценностей, а о возможности и необходимости конституционной детализации наших ценностей с учетом той объединяющей международной роли, которую Россия играет во втором десятилетии XXI века.

Наступил ли тот момент, когда России и прежде всего Президенту Российской Федерации как гаранту Конституции следует задуматься над вопросом о проведении конституционной реформы? Однозначный ответ на этот вопрос невозможен. Это, однако, не исключает возможности анализа «за» и «против» инициирования такого сложного и рис-

кованного политико-правового процесса. Думается, что в условиях сложнейшего сочетания факторов, влияющих на это решение, высокой степени его политизированности, неопределенности в виде политической воли и политического усмотрения, даже такой схоластический подход как pro et contra имеет право на существование.

Конечно, социальную ценность Конституции РФ, ее основополагающее значение для общества и государства трудно переоценить. Закономерно то, что любые серьезные изменения этого фундаментального акта могут быть сопряжены с нестабильностью, способны генерировать многообразные экономические, политические, правовые, идеологические и другие проблемы, которые находятся в плоскости конституционных рисков. Очевидно, что те политические деятели, ученые, эксперты, которые призывают к незыблемости Конституции РФ, учитывают прежде всего неблагоприятные последствия, к которым может привести ее реформирование. Однако следует отметить, что в равной степени рискованными являются как отказ от реформирования Конституции РФ тогда, когда это необходимо, так и ее изменение в ситуации, когда этого не требуется. Таким образом, принятие решения о сохранении Конституции РФ в неприкосновенности или изменении этого основополагающего акта должно основываться на учете ряда взаимосвязанных факторов. А. А. Белкин справедливо отмечает, что «абсолютная нерушимость» конституции имеет все же локально-исторический характер, изменения конституции необходимы, так как это объективный процесс, обусловленный исторически и логически [3, с. 79-80]. В современный исторический период развития России логические подходы к вопросу изменения Конституции РФ имеют ярко выраженный политический акцент. Если произвести попытку абстрагирования от политизированной составляющей взглядов на реформирование Конституции РФ, то в их основе будут лежать вполне рациональные доводы.

Необходимо отметить, что основания для реформирования Конституции РФ весьма весомы. Уже давно, пожалуй, с момента принятия действующей Конституции, как общая ее концепция, так и отдельные положения вызывают обоснованную критику. Недостатки содержания Конституции РФ влекут проблемы реализации конституционных положений,

Киреев В. В.

Реформирование Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования международных...

развития их в текущем законодательстве, возлагают на Конституционный Суд Российской Федерации тяжелую ношу устранения различных конституционных неопределенностей. Предложения о совершенствовании положений Конституции РФ охватывают весьма широкую сферу, в том числе упрощение процедуры отрешения Президента РФ от должности, точное определение места Президента РФ в системе органов федеральной власти, перераспределение полномочий между Президентом РФ и Федеральным Собранием как в целом, так и по каждой палате, расширение контрольных полномочий Федерального Собрания, усиление позиции Совета Федерации и самостоятельности Правительства РФ, внесение главы об избирательной системе, более четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, введение в Конституцию главы, посвященной характеристике статуса субъектов РФ, участие России в международных организациях, закрепление роли и принципов деятельности политических партий, пересмотр главы, посвященной правовому статусу личности. Даже такой, далеко не полный обзор различных предложений по реформированию Конституции РФ, дает основания полагать, что дальнейшее конституционное развитие России связывается с необходимостью масштабного реформирования политической и иных систем общества. Кроме того, представляется, что серьезным недостатком Конституции РФ является ее универсальность, если угодно, безликость. Посредством реализации одной и той же Конституции производились как либерализация российской экономики, так и последующее укрепление позиций государства в экономической сфере, построение «властной вертикали».

Конечно, решение вопроса о реформировании Конституции РФ предполагает наличие ясных политических представлений о путях развития российской государственности. Особенно это актуально в период переформатирования международных отношений, когда Россия стремится донести до других государств свои представления о политическом долженствовании. В то же время наша Конституция подвергается критике, с одной стороны, как недостаточно либеральная, а с другой - за «чрезмерное» расширение политической, экономической, идеологической свободы.

На решение вопроса о конституционной реформе в России серьезное внимание оказывает текущая политическая конъюнктура. Причем взаимодействие конституционного права и политики представляет собой динамичную сферу, в которой возможны как преобладание политики, так и приоритет права. Л. А. Шарнина делает обоснованный вывод о том, что во взаимном положении конституционного права и политики можно выделить экстремумы и промежуточные состояния. Крайние состояния - это полная связанность политики правом и противостоящее ей разрушение права. Промежуточные состояния представляют собой юридические и метаюри-дические формы выхода политики за рамки, установленные правом. Юридические формы: изменение писанных предписаний и действие по усмотрению - имеют единую «генетическую» основу. Ведь изменение положительного права есть частный случай реализации дискреции. Метаюридические формы -трансформация усмотрения в правовой произвол и придание фактическому властвованию нормативности, также представляют собой сходные явления. В обоих случаях имеет место нарушение пределов дискреции, в случае с правовым произволом - нарушение внутренних пределов усмотрения, а в случае придания нормативности фактическому властвованию - внешних пределов [7, с. 116]. Думается, что существующее отношение к конституционной реформе как к политико-правовому процессу достаточно ярко подтверждает указанный выше вывод.

Невзирая на дефекты Конституции РФ, призыв к немедленному проведению конституционной реформы отражает крайние политические воззрения. Инициирование конституционной реформы должно быть обусловлено взаимодействием множества внутренних и внешних факторов, формирующих конституционную ситуацию, существованием не только объективных предпосылок, но и эффективных инструментов конституционного реформирования. Следует согласиться с Ю. М. Батуриным, отмечающим, что соответствующие изменения государственности и отражение их в конституции (в том числе и смена конституции) как инструмент формирования новой государственности связаны с направленностью, длительностью, темпом и ритмом протекания процессов. Это требует учета в политическом анализе не только физического (ка-

лендарного) времени, но и собственного времени государства, взятого как развивающаяся система [2, с. 8]. В состоянии развития находится и современная Россия, причем динамика соответствующих процессов неуклонно нарастает, а сами процессы в условиях противостояния с США и их союзниками приобретают качественно новый характер.

Думается, что ситуация переформатирования международных отношений содержит в себе глубинное противоречие, так как, с одной стороны, подталкивает к реформированию Конституции РФ, а с другой - не способствует положительному решению вопроса о проведении конституционной реформы в связи с потенциальной угрозой дестабилизации политической системы России. Особенности сложившейся международной ситуации достаточно детально охарактеризованы в выступлении В. В. Путина на итоговой пленарной сессии XI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» по теме: «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?» [4]. К числу наиболее острых проблем Президентом РФ были отнесены: 1) серьезное ослабление, раздробление и деформирование системы глобальной и региональной безопасности; 2) в условиях доминирования США и их союзников поиск глобальных решений зачастую превращался в стремление навязать в качестве универсальных собственные рецепты, причем вырабатываемые в ее кулуарах подходы стали преподноситься как мнение всего мирового сообщества; 3) существование формулы: чем сильнее лояльность единственному центру влияния в мире, тем выше легитимность того или иного правящего режима; 4) применение в качестве мер воздействия на непокорных силовых акций, экономического и пропагандистского давления, вмешательства во внутренние дела, апелляции к некой «надправовой» легитимности, когда надо оправдать неправовое урегулирование тех или иных конфликтов, устранение неугодных режимов; 5) вместо урегулирования конфликтов - эскалация; вместо суверенных, устойчивых государств - растущее пространство хаоса; вместо демократии - поддержка весьма сомнительной публики: от откровенных неонацистов до исламистских радикалов. Для преодоления существующих негативных тенденций В. В. Путиным были предложены такие меры, как кооперация стран, обществ и поиск коллективных ответов на множащиеся вызо-

вы, совместное управление рисками, построение международных отношений на международном праве, в основе которого должны быть и моральные принципы, такие как справедливость, равноправие, правда. В качестве приоритетов России были определены дальнейшее совершенствование институтов демократии и открытой экономики, ускоренное внутреннее развитие с учетом всех позитивных современных тенденций в мире и консолидация общества на основе традиционных ценностей и патриотизма. Эффективность применения этих мер может серьезно возрасти при условии совершенствования содержания Конституции РФ и соответственно повышения степени координации внешнеполитической и идеологической функций нашего Основного Закона. Сегодня Россия нуждается в донесении до мировой общественности тех идей, которые лежат в основе ее международной политики. Содержание государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 325-10 [6], позволяет судить о соответствующих целях. Так, к числу ожидаемых результатов программы отнесены расширение российского цивилизационно-гуманитарного влияния в мире, доведение до широкой международной общественности богатейшего культурно-исторического наследия страны, продвижение за рубежом объективной информации о ее достижениях, упрочение духовно-нравственных позиций России в системе международных отношений, укрепление ее имиджа как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

В какой степени содержание действующей Конституции РФ способствует эффективному решению этой задачи? Думается, что эффективность решения могла бы быть значительно выше в результате закрепления конституционных положений, направленных на выражение целей, приоритетов и принципов участия России в международных отношениях. Однако Конституция РФ, призванная в концентрированном виде выражать цивилиза-ционные особенности России, ее социокультурное своеобразие, сегодня является унифицированным и отчасти эклектичным документом. Причем предполагаемое расширение ци-вилизационно-гуманитарного влияния России в его конституционно-правовом аспекте - это

Киреев В. В.

Реформирование Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования международных...

одновременно пропагандирована тех ценностей западной цивилизации, от которых она успешно отказывается в международных отношениях, стремясь к геополитической экспансии.

Таким образом, «pro et contra» реформирования Конституции РФ могут быть представлены в виде ряда тезисов. К положительному решению вопроса о реформировании нашего Основного Закона подталкивает необходимость: а) преодоления недостатков уже существующих конституционных положений; б) конституционного выражения целей, приоритетов и принципов участия России в стремительно меняющихся международных отношениях. Россия нуждается в обновлении Конституции в период обострения международных отношений, причем это обновление способно существенно увеличить эффективность действий нашего государства, направленных на формирование многополярного мира.

Против проведения конституционной реформы один, но весьма весомый аргумент -неизбежная дестабилизация систем общества, возможное снижение эффективности государственной власти, тем более что значительное число существующих предложений по изменению положений Конституции РФ направлено на изменение объема полномочий Президента РФ. В условиях давления на Россию со стороны США и их сателлитов, которые стремятся дестабилизировать политическую ситуацию в нашей стране, системное обновление конституционных положений, особенно тех, которые закрепляют полномочия федеральных органов государственной власти, может повлечь серьезные политические, конституционные риски. В конечном счете, решение о реформировании Конституции РФ

зависит от степени приемлемости риска осуществления этого политико-правового процесса для федеральных органов государственной власти, от результатов анализа возможностей проведения эволюционной конституционной реформы с минимальным уровнем дестабилизации, без кризисов и социальных потрясений.

Литература

1. Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. - М.: РЮИД «Сашко», 2000. -528 с.

2. Батурин, Ю. М. Конституционализм для России: книга за семью печатями? / Ю. М. Батурин // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1998. -№ 2. - С. 8-10.

3. Белкин, А. А. Пересмотр конституции (теоретические аспекты) / А. А. Белкин // Правоведение. - 1995. - № 1. - С. 73-94.

4. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/news/46860.

5. Классен, А. Н. Конституция России и конституционализм XXI века: перспективы развития / А. Н. Классен // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Право». - 2013. - Т. 13. - № 4. -С. 93-97.

6. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http: //www .mid. ru/bdomp/activity .nsf/0/ 70C680302CAF0CC 744257B4000450BF3.

7. Шарнина, Л. А. Соотношение конституционного права и политики / Л. А. Ша-ринина // Конституционное право и политика: сб. матер. Международной научной конференции: МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: «Юрист», 2012. - 800 с.

Киреев Валерий Витальевич - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 23 марта 2015 г.

REFORMATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER INTERNATIONAL RELATIONS REFORMATTING: PRO ET CONTRA

V. V. Kireev

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article deals with the problems of the necessity and possibility of reforming the Constitution of the Russian Federation under reformatting of modern system of international relations. Particular attention is paid to dialectical contradiction between the objectives of protection of the Constitution of the Russian Federation and the needs of constitutional development of Russia in terms of rapidly changing multi-polar world. The analysis of factors that could affect the decision on the constitutional reform or refusal to initiate this complex political and legal process is performed. The author notes the existence of impressive grounds for the reform of the Constitution of the Russian Federation, on the one hand, and a high level of risk of the possible destabilization of the society systems in case of a substantial renovation of constitutional provisions on the other hand. Conclusion on the dependence of the solution on the reform of the Constitution of the Russian Federation on the degree of acceptability of the relevant political risks to federal authorities, including the results of the analysis of the possibilities of evolutionary constitutional reform is made.

Keywords: reformation of the Constitution of the Russian Federation, the formation of a multipolar world, constitutional values, constitutional risks, priorities of modern Russia, evolutionary constitutional reform.

References

1. Avak'jan S. A. Konstitucija Rossii: priroda, jevoljucija, sovremennost' [The Constitution of Russia: the nature, evolution, the present]. Moscow, 2000, 528 p.

2. Baturin Ju. M. [Constitutionalism for Russia: the book of seven seals?]. Konstitucionnoe pravo: vos-tochnoevropejskoe obozrenie [Constitutional law: Eastern European review]. 1998, no. 2, pp. 8-10. (in Russ.)

3. Belkin A. A. [The revision of the Constitution (theoretical aspects)]. Pravovedenie [Jurisprudence], 1995, no. 1, pp. 73-94. (in Russ.)

4. Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj». Prezident Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/news/46860.

5. Klassen A. N. [Russian Constitution and the Constitutional System of the XXI Century: Prospects of Development]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Pravo" [Bulletin of the South Ural State University Series Law], 2013, Vol. 13, no. 4, pp. 93-97. (in Russ.)

6. Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt. URL: http://www.mid.ru/bdomp/activity.nsf/0/70C680302CAF0CC744257B4000450BF3.

7. Sharnina L. A. Sootnoshenie konstitucionnogo prava i politiki [The ratio of constitutional law and policy]. Konstitucionnoe pravo i politika: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: Ju-ridi cheskij fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova. 2012. [Constitutional law and policy: proceedings of international scientific conference: Law faculty of Moscow state University. M. V. Lomonosov]. Moscow, 2012,800 p.

Valery Vitalievich Kireev - Doctor of Law, Professor of Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

Received 23 March 2015.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Киреев, В. В. Реформирование Конституции Российской Федерации в условиях переформатирования международных отношений: pro et contra / В. В. Киреев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2015. -Т. 15, № 2. - С. 91-96.

REFERENCE TO ARTICLE

Kireev V. V. Reformation of the Constitution of the Russian Federation under international relations reformatting: pro et contra. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 91-96. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.