Научная статья на тему 'Внешнеполитическая функция Конституции российской федерации и риски развития суверенной государственности России'

Внешнеполитическая функция Конституции российской федерации и риски развития суверенной государственности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2014
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ / ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ / РИСКИ ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ РФ / FOREIGN POLICY FUNCTION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CHANGE OF SYSTEM OF THE INTERNATIONAL RELATIONS / DEVELOPMENT OF SOVEREIGN STATEHOOD OF RUSSIA / RISKS OF REVISION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Валерий Витальевич

Рассматриваются проблемы выполнения Конституцией РФ внешнеполитической функции в условиях переформатирования системы международных отношений. Особое внимание уделяется вопросам развития суверенной российской государственности, конституционных рисков, связанных с этим процессом. Определяются подходы к взаимодействию внешнеполитической функции с другими функциями Основного Закона и выделению ее подфункций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign policy function of the Constitution of the Russian Federation and risks of development of sovereign statehood of Russia

Problems of performance by the Constitution of the Russian Federation of foreign policy function in the conditions of reformatting of system of the international relations are considered. The special attention is paid to the questions of development of sovereign Russian statehood, the constitutional risks connected with this process. Approaches to interaction of foreign policy function decide on other functions of the Basic Law and to allocation of its subfunctions.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитическая функция Конституции российской федерации и риски развития суверенной государственности России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 13 (368).

Право. Вып. 42. С. 38-42.

УДК 342.1

ББК 67.300

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РИСКИ РАЗВИТИЯ СУВЕРЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ

В. В. Киреев

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматриваются проблемы выполнения Конституцией РФ внешнеполитической функции в условиях переформатирования системы международных отношений. Особое внимание уделяется вопросам развития суверенной российской государственности, конституционных рисков, связанных с этим процессом. Определяются подходы к взаимодействию внешнеполитической функции с другими функциями Основного Закона и выделению ее подфункций.

Ключевые слова: внешнеполитическая функция Конституции РФ, изменение системы международных отношений, развитие суверенной государственности России, риски пересмотра Конституции РФ.

Среди различных проявлений назначения Конституции РФ, отражающих ее роль как Основного Закона, особое место занимает внешнеполитическая функция. С. А. Авакьян, характеризуя сущность внешнеполитической функции, обоснованно акцентирует внимание на том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны — он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства [5. С. 13]. Осуществление Конституцией РФ внешнеполитической функции неизбежно предполагает взаимодействие международного и конституционного права. Так, И. А. Конюхова отмечает, что в настоящее время как международное, так и конституционное право имеют в качестве регулирования публичные отношения по поводу осуществления государственной власти и ее взаимодействия с личностью во внутринациональном и межгосударственном аспектах [8. С. 16]. Справедливость этого вывода не вызывает сомнений, причем динамика указанных выше публичных отношений может быть такой, что подходы к их регулированию международным и конституционным правом могут существенно отличаться.

Закономерно, что в условиях изменения системы международных отношений внешнеполитическая функция Конституции РФ приобретает особое значение. Это специфическое значение заключается в том, что посредством воздействия Конституции на многообразные общественные отношения, складывающиеся в международной

сфере, определяется стратегия развития России на обозримое будущее. Более того, от эффективности осуществления внешнеполитической функции Основного Закона в значительной степени зависит развитие и укрепление суверенитета РФ. Эта зависимость становится тем более очевидной в условиях, когда на Россию оказывают давление США и их сателлиты, а само формирование многополярного мира в значительной степени обусловлено действиями нашей страны в непростой геополитической обстановке. Однако даже в этих сложных условиях трудно подвергнуть критике вывод И. М. Имамалиева о том, что Россия в целях укрепления международной безопасности отдает приоритет диалоговым механизмам в дипломатической деятельности. Российская Федерация, последовательно исполняя свои международные обязательства, выступает за соблюдение правовых подходов во внешнеполитической деятельности всеми государствами, выдвигает конкретные инициативы, укрепляющие международный миропорядок [7. С. 194].

Конечно, позиция России на международной арене направлена на реализацию программных документов, определяющих ее ценности, приоритеты, цели и задачи в рассматриваемой сфере. Одной из наиболее значимых, фундаментальных отечественных ценностей, необходимость отстаивания которой в глобальном масштабе является очевидной, выступает суверенитет. Преамбула Конституции РФ в качестве одной из целей принятия этого основополагающего документа

указывает возрождение суверенной государственности России. Сегодня весьма знаменательной представляется динамика нашей суверенной государственности, то есть переход от возрождения к развитию в условиях стремительно меняющихся международных отношений. Таким образом, современный период развития суверенной российской государственности можно с полным основанием назвать своеобразной вехой конституционного развития страны. Если под государственностью понимать государственный строй, государственную организацию [9. С. 137], то понятие государственности как раз и характеризует наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное — различные функции, которые государство выполняет [6. С. 165]. Думается, что указанный выше вывод можно распространить и на функции Конституции РФ с учетом того, что в современной России категории «государственность» и «конституционализм» неразрывно связаны.

В настоящее время развитие суверенной государственности России выступает необходимым условием ее геополитического бытия. Президент РФ в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. отметил, что, если для ряда европейских стран национальная гордость — давно забытое понятие, а суверенитет — слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие ее существования. Прежде всего это должно быть очевидно для нас самих. При этом глава государства подчеркнул: или мы будем суверенными — или растворимся, потеряемся в мире, причем это, конечно, должны понять другие державы и, понимая, укреплять роль и значение международного права, а не подстраивать его нормы под чьи-то конъюнктурные интересы вопреки основополагающим его принципам и здравому смыслу, считая всех вокруг малообразованными людьми, которые не умеют читать и писать [3]. Более детально этот основополагающий подход выражен в Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г. [1]. Этот документ в качестве основных целей, достижение которых необходимо, закрепляет сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам РФ как

одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира; активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения; развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфрон-тационного отстаивания национальных приоритетов. Кроме того, Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259 [2] и представляющая собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики РФ в этой сфере, в число задач государственной политики на глобальном уровне включает оказание влияния на общемировые процессы в целях формирования стабильного и справедливого миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права и партнерских отношениях между государствами, поддержку международных усилий и инициатив по повышению прозрачности, качества и эффективности оказания содействия международному развитию, активное участие в выработке общих подходов к реализации согласованных решений в этой сфере.

Проведение Россией независимой политики на текущем этапе формирования многополярного мира сопряжено со значительным количеством рисков, которые принимают на себя не только Россия, но и другие государства, стремящиеся сформировать новую, транспарентную и справедливую основу международного сотрудничества в модернизированном геополитическом формате. Одними из таких рисков являются риски, связанные с суверенитетом России. Аксиоматичным представляется, что существование и развитие

40

В. В. Киреев

современной российской государственности немыслимо без полноты государственного суверенитета, являющегося одновременно одной из основополагающих конституционных ценностей. Сегодня этот суверенитет подвергается многочисленным угрозам. И эти угрозы не всегда лежат в сугубо правовой плоскости. Попытки со стороны США и их союзников навязать России односторонние уступки, применять санкции в целях достижения собственных геополитических интересов, идеологическая, информационная война, направленная на формирование в глобальном масштабе образа нашей страны как государства-агрессора, вызывают закономерную ответную реакцию. Однако эффективность этой реакции в значительной мере зависит от тех возможностей, которые действующая Конституция предоставляет органам государственной власти России. Сегодня эти возможности не являются широкими. Содержание соответствующих положений нашей Конституции имеет настолько рамочный характер, что осуществление внешнеполитический функции этим основополагающим документом связано, скорее, с интерпретацией его положений при решении конкретных вопросов в международной сфере. В равной степени сложным и многоплоскостным является выражение в глобальном масштабе экономических, политических, правовых, духовных основ жизни нашего общества и существования государства.

Следует отметить, что конституционные внешнеполитические основы представлены в относительно незначительном количестве положений Основного Закона. Так, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а в том случае, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ закреплено признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 61 Конституции РФ гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству; кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. В ст. 63 Конституции РФ предусмотрено предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответ-

ствии с общепризнанными нормами международного права, а также содержится запрет на выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Согласно ст. 69 Конституции РФ, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира. По смыслу ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Существуют и другие положения Конституции РФ, так или иначе связанные с ее внешнеполитической функцией. Они в основном устанавливают полномочия органов государственной власти в соответствующей сфере.

На основе анализа указанных выше, а также других связанных с ними конституционных положений можно сделать вывод о том, что содержание внешнеполитической функции Конституции РФ охватывает различные направления деятельности органов государственной власти. Поэтому представляется актуальным вопрос о соотношении внешнеполитической и других функций Основного Закона. С. А. Авакьян указывает на то, что любой конституции, независимо от социальной системы, свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая [4. С. 161].

Основываясь на представленном выше подходе, нетрудно заметить, что другие функции Конституции, и прежде всего идеологическая, выделяются в зависимости от содержания воздействия этого основополагающего акта на базовые общественные отношения. Однако внешнеполитическая функция Конституции отражает в первую очередь не содержательные, а пространственные аспекты ее влияния на общественные и государственные процессы, выступая основой реализации вовне многообразных ценностей и приоритетов экономической, правовой, а также идеологической политики России.

Содержательная многомерность внешнеполитической функции Конституции РФ позволяет выделить в ее составе следующие подфункции: 1) экономическую, 2) гуманитарную, 3) правовую, 4) организационную, 5) духовно-идеологическую. При этом спектр действий России на международной арене шире, чем их конституционная модель. Прежде всего это касается экономической и идеологической сфер. Одновременно следует признать и то, что внешнеполитическая функция Конституции РФ выступает мощным политико-правовым средством минимизации тех рисков, которые возникают в международных отношениях, являются неизбежным спутником принятия любых внешнеполитических решений в условиях неопределенности. Причем каждая из подфункций вносит свой весомый вклад в минимизацию соответствующих конституционных рисков. Однако выполнение Конституцией РФ внешнеполитической функции способно не только уменьшать, но и генерировать риски. Прежде всего это риски, связанные с недоста-

точной эффективностью Основного Закона, обусловленной неполнотой и эклектичностью выражения в нем базовых принципов международной деятельности нашего государства, причем таких основных руководящих начал, которые должны базироваться на отечественных ценностях и приоритетах, в том числе и справедливости в международных делах. Думается, что рано или поздно наступит момент, когда необходимо будет принимать рискованное решение — либо оставлять Конституцию РФ неизменной, консер -вируя на уровне этого базового акта международную безликость нашей страны, но одновременно избегая угроз дестабилизации России, связанных с конституционной реформой, либо произвести пересмотр Основного Закона, используя имеющиеся конституционно-правовые механизмы предотвращения дестабилизации систем общества, но приобрести конституционно закрепленный внешнеполитический образ России, который так необходим для нее во втором десятилетии XXI в.

Список литературы

1. Концепция внешней политики Российской Федерации : утв. Президентом Рос. Федерации 12 февр. 2013 г. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : сайт.- URL: http://www.mid.ru/html (дата обращения 22.04.2015).

2. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 20 апр. 2014 г. № 259 // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2014.- № 17.- Ст. 2036.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс].- URL: http://www.kremlin.ru/html (дата обращения 22.04.2015).

4. Авакьян, С. А. Конституционное право России : учеб. курс : учеб. пособие / С. А. Авакьян.- М., 2010.- 280 с.

5. Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян.- М., 2000.330 с.

6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров.- М., 2005.- 400 с.

7. Имамалиев, И. М. Роль конституционных норм во взаимодействии внутригосударственного и международного права / И. М. Имамалиев // Конституционное право и политика : сб. материалов междунар. науч. конф., г. Москва, 28-30 марта 2012 г.- М., 2012.- 390 с.

8. Конюхова, И. А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия / И. А. Конюхова.- М., 2006.- 156 с.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеолог. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- М., 1996.- 450 с.

Сведения об авторе

Киреев Валерий Витальевич — доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

[email protected]

42

B. B. KupeeB

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 13 (368). Law. Issue 42. P. 38-42.

FOREIGN POLICY FUNCTION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND RISKS OF DEVELOPMENT OF SOVEREIGN STATEHOOD OF RUSSIA

V. V. Kireev

Doctor ofJuridical Sciences, Professor of constitutional law and municipal law of the Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russia. [email protected]

Problems of performance by the Constitution of the Russian Federation of foreign policy function in the conditions of reformatting of system of the international relations are considered. The special attention is paid to the questions of development of sovereign Russian statehood, the constitutional risks connected with this process. Approaches to interaction of foreign policy function decide on other functions of the Basic Law and to allocation of its subfunctions.

Keywords: foreign policy function of the Constitution of the Russian Federation, change of system of the international relations, development of sovereign statehood of Russia, risks of revision of the Constitution of the Russian Federation.

References

1. Koncepciya vneshney politiki Rossiyskoy Federacii. Utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federacii 12 fevralya 2013 g. [Concept of foreign policy of the Russian Federation. It is approved as the President of the Russian Federation on February 12, 2013]. Ministerstvo inostrannyh del Rossiyskoy Federacii [The Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation]. Available at: http://www.mid.ru/html, accessed 22.04.2015. (In Russ.).

2. Koncepciya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federacii v sfere sodeistviya mezhdunarodnomu raz-vitiyu. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 20.04.2014 № 259 [The concept of a state policy of the Russian Federation in the sphere of assistance to the international development. It is approved as the Decree of the Russian President of April 20, 2014, no. 259]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014, no. 17, art. 2036. (In Russ.).

3. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federacii Federal'nomu Sobraniyu 4 dekabrya 2014 g. [Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly on December 4, 2014]. Available at: http://www.krem-lin.ru/html, accessed 22.04.2015. (In Russ.).

4. Avakian S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii. Uchebniy kurs [Constitutional right of Russia. Training course]. Moscow, 2010. 280 p. (In Russ.).

5. Avakian S.A. Konstituciya Rossii: priroda, evoluciya, sovremennost' [Constitution of Russia: nature, evolution, present]. Moscow, 2000. 330 p. (In Russ.).

6. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of the state and right]. Moscow, 2005. 400 p. (In Russ.).

7. Imamaliev I.M. Rol' konstitucionnyh norm vo vzaimodeistvii vnutrigosudarstvennogo i mezhdunarodno-go prava [The role of constitutional norms in the interaction of domestic and international law]. Konstitucionnoe pravo ipolitika [The Constitutional right and policy], S.A. Avakian (ed.). Moscow, 2012. 390 p. (In Russ.).

8. Konuhova I.A. Mezhdunarodnoe i konstitucionnoe pravo: teoriya i praktika vzaimodeistviya [International and constitutional right: theory and practice of interaction]. Moscow, 2006. 156 p. (In Russ.).

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkoviy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyra-zheniy [Explanatory dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions]. Moscow, 1996. 450 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.