152
№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342.4
В. В. Киреев
V. Kireev
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РИСКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются конституционные риски современной России, обусловленные особенностями закрепления в Конституции РФ модели разделения властей, характеризуется проблема приемлемости совершенствования конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации с позиций минимизации текущих и перспективных конституционных рисков в условиях переформатирования международных отношений.
Ключевые ачова: эффективность государства в управлении конституционными рисками, конституционный принцип разделения властей, риски, связанные с реализацией конституционной модели президентской власти, деструктивный риск дестабилизации политической системы, консолидация обпцества.
CONSTITUTIONAL RISKS ARISING FROM SEPARATION OF POWERS PECULIARITIES IN MODERN RUSSIA
The article discusses the constitutional risks of modern Russia arising from the separation of powers model in Russia written in the Constitution of the Russian Federation, characterizes the problem of improving the constitutional and legal status of the President of the Russian Federation from the standpoint of minimizing the current and future constitutional risks in terms of international relations reforming.
Keywords: efficiency of the state in constitutional risks management, constitutional principle of separation of powers, risks associated with the implementation of the constitutional model of presidential power, destructive risk of political system destabilization, society consolidation.
Эффективность государства в области управления конституционными рисками, способность его принимать взвешенные решения, в значительной мере определяется действием двух взаимосвязанных факторов: 1) особенностями выражения принципа разделения властей в положениях Конститу ции РФ: 2) реализацией этих положений органами государственной власти. Учитывая то. что разделение властей у нас отличается от классического, нуждаются в осмыслении нс только риски общества, связанные с самим фактом закрепления разделения властей в таком виде, но и текущие, а также перспективные конституционные риски, обусловленные воплощением в жизнь соответствующих положений Конституции РФ.
Рассматривая конституционный принцип разделения властей с указанных выше позиций, следует обратить внимание на риск, коренящийся в исторической ретроспективе принятия действующей Конституции РФ и изложения принципа разделения властей в су ществующей редакции. Сегодня ст. К) Конститу ции РФ у станавливает, что госу дарственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную
и су дебну ю. При этом в ч. 1 ст. 11 Конститу ции РФ у казано, что государственну ю власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, су ды. Нетрудно заметить, что основным является вопрос о неопределенности су ществу ющего конститу ционного стату са Президента РФ и его взаимоотношений с Федеральным Собранием и Правительством. С позиции классической теории разделения властей, определить в ней место главы госу дарства непросто. В свою очередь это вызывает и неопределенность нашей республиканской формы правления, установленной ч. 1 ст. 1 Конститу ции РФ. При этом эволюционирование формы правления может происходить в рамках у становленных Конститу цией РФ пределов полномочий органов, относящихся к различным ветвям власти. Су губо правовая неопределенность отдельных элементов стату са Президента РФ (гарант Конститу ции, глава государства), создаст основу для расширения его полномочий. Одним из центральных вопросов является объем политического усмотрения Президента РФ. Вполне логичным представляется подход А.Т. Карасева и А С. Морозовой, отмечающих
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015
153
очевидность того, что Конституция РФ и федеральные законы нс ограничивают полномочия Президента РФ и могут дополняться по политическому усмотрению самим Президентом посредством издания соответствующих указов. Возникает весьма дискуссионный вопрос, а именно, насколько политическое усмотрение (необходимость) остается в рамках конституционного поля? Нс происходит ли преобладание политической целесообразности над конституционной необходимостью |3, с. 661? Этот вполне правомерно 'задаваемый авторами вопрос, как представляется, прямо связан с более широкой проблематикой. Если Президент РФ обладает подразумеваемыми полномочиями, то он несет и подразумеваемые обязанности. К таким обязанностям, облаченным в форму общих положений можно отнести обязанности гаранта Конституции РФ. Учитывая статус многонационального народа как источника власти, а также тот факт, что Президент РФ избирается всенародным голосованием. это, прежде всего, обязанность перед народом, заключающаяся в обеспечении реализации Конститу ции РФ, принятии тех нормативных правовых актов, которые предусмотрены Основным Законом.
Детальный анализ эволюции конституционно-правового статуса Президента РФ, представленный С.А. Авакьяном, позволяет сделать вывод, что современное положение главы государства является итогом политико-правовых трансформаций начиная от поста Президента СССР, учрежденного в 1990 г., к модели президентской власти, определенной в 1991-1993 гг., и наконец, окончательно оформленное на этом историческом отрезке Конституцией 1993 г. 11, с. 9-281. При этом отмеченная в конститу ционно-правовой литературе взаимосвязь развития наиболее значимых событий, предшествовавших принятию Конститу ции в России, с содержанием конституционных норм, закрепляющих чрезвычайно широкие полномочия Президента |5, с. 18— 191, представляется бесспорной. Принятие Конститу ции РФ в переходный период развития российской политической системы, сопровождаемое острой политической борьбой, безусловно, являлось определяющим фактором для формирования той системы государственной власти, которая существует в настоящее время. Высокая рискогснность ситуации принятия Конститу ции была обусловлена воздействием двух взаимосвязанных факторов: 1) объективного, связанного с серьезными преобразованиями общества и госу дарства: 2) су бъективного, сопряженного с решением вопроса о властном лидерстве Президента
РФ и высокой способностью Б.Н. Ельцина принимать рискованные конститу ционные решения. Последствия этих рискованных решений мы ощу щаем и сейчас. К положительным последствиям можно отнести использование конститу ционных возможностей сильной президентской власти для борьбы с олигархами, стабилизации федеративных отношений, развития экономики, социальной сферы, у крепления между народных позиций России. В этом плане, на протяжении весьма сложного исторического периода, нетипичная конституционная модель разделения властей была, пожалуй, и своевременной и полезной. Однако такая концентрация власти вызвала и определенные опасения. Прежде всего, закрепление в Конститу ции РФ су ществу ющей модели разделения властей явилось стимулом для ее научных исследований с позиций возможных неблагоприятных последствий, опасностей для общества и государства, результатом которых было формирование предложений об изменении существующей конститу ционной модели Президента РФ. В результате был сформу лирован широкий кру г предложений, направленных на реформирование президентской власти и охватывающий сферы: I) выборов, прекращения полномочий и ответственности Президента РФ:
2) правотворчества (в части необходимости детального определения круга нормотворческих полномочий Президента РФ): 3) взаимодействия с органами законодательной власти; 4) взаимодействия с органами исполнительной власти (в том числе в части усиления самостоятельности Правительства РФ) и, с различной степенью новаторства, направленных на изменение содержания статей 80, 81, 83, 84, 90, 92, 9.3, 103, 109, 111, 114, 117, 128 и 129 Конститу ции РФ. Таким образом, речь идет об изменении самой конституционной концепции президентской власти, которая в литерату ре характеризуется как даже нс ветвь, а ствол власти, на который нанизаны другие власти в виде гипертрофированной ветви исполнительной власти и деформированных ветвей законодательной и судебной властей |2, с. 36|. Конечно, реализация в настоящее время хотя бы части у казанных выше предложений неизбежно повлечет системное обновление конституционных положений, деструктивный риск дестабилизации политической и иных систем нашего общества. Текущие события, связанные с переформатированием международных отношений, нарастающие у силия со стороны США и их сателлитов оказать давление на Россию, остановить се развитие, сегодня объективно обусловливают неприемлемость риска су щественного обновления
154
№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Конституции Российской Федерации. Сложившаяся международная ситуация вызвала вполне прогнозируемую консолидацию общества, рост патриотизма, поддержку действий государства со стороны гражданского общества. Готовность наших граждан добровольно терпеть негативные последствия санкций связана с, может быть, нс всегда научно осознанной способностью рисковать для укрепления международной конкурентоспособности России. В.И. Майоров, анализируя сущность добровольного риска, справедливо отмечает его наличие, когда люди мирятся с существованием возможных негативных последствий из-за того, что им необходимо или выгодно получить тот результат, который с этим риском связан |4, с. 18|. И сегодня конституционная модель разделения властей, как это уже было в исторической ретроспективе, подтверждает свою эффективность в условиях противостояния, конфликта. Думается, что сложный путь переформатирования международных отношений будет успешно пройден нашей страной. При этом риски связанные с существующей конституционной моделью разделения властей никуда нс исчезнут. Следует отметить, что в отношении * 1 2 3 4 5
приемлемости такого риска в перспективе возможны коллизии между обществом и государством. И если конституционный риск существующей модели президентской власти может показаться для одних социальных групп вполне приемлемым, то, применительно к другим слоям нашего общества, приемлемость такого риска нс выглядит столь же однозначной. В том числе, это относится к принятию государством рискованных конститу ционных решений, воздействующих на гражданское общество в периоды обострения политической ситуации. Сильная президентская власть способна сформировать дисбаланс в отношениях общества и государства, создать нссин-хронность в их развитии, повлечь стагнацию других ветвей власти. В сложившихся условиях необходимы разработка и научное обоснование такой модели разделения властей, которая, с одной стороны, позволяла бы минимизировать риски дестабилизации общества и государственных институтов, а с другой - в исторической перспективе позволила бы перейти государственной власти России в новое качество, что предполагает проведение профильных и системных конститу ционно-правовых исследований.
----*-----
Примечания
1. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового стату са // Вестник Московского ун-та. Серия 11: Право. - 1998. - № 1. - С. 8-40.
2. Боброва Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конститу ции России // Конститу ционное и муниципальное право. - 2013. -№ 3. - С. 33-37.
3. Карасев А. Т., Морозова А. С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 8. -
С.65-67.
4. Майоров В. И. Безопасность дорожного движения: концепту альный взгляд : сборник избранных нау чных тру дов. - Челябинск : СитиПринт, 2015. - 104 с.
5. Мачкув Е. Конститу ционный процесс и демократия при посттоталитаризмс. // Конститу ционное Право: восточноевропейское обозрение. - 1998 / 1999. - № 4 / № I. - С. 15-21.
КИРЕЕВ Валерий Витальевич, доктор юридических наук, профессор кафедры конститу ционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).
E-mail: kirccvvv?/,is74.ru
KIREEV Valery, Doctor of Law, Professor, Chair of Constitutional and Administrative Law, South Ural State University (National Research University ).
E-mail: kirccvvv?/js74.ru