LEX 1Р?Ж
В. А. Лебедев*
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Аннотация. В статье анализируются современное состояние, ценность и общественная значимость Конституции 1993 г., представлены точки зрения относительно ее жизнеспособности с позиций необходимости реформирования Основного закона или дальнейшего раскрытия потенциала действующей Конституции России. По мнению автора, динамику конституционной реформы определяет степень формирования ее предпосылок. Принятие политического решения зависит от конституционной ситуации в стране, т.е. от наличия целей, условий и средств, необходимых для осуществления конституционных преобразований. В рассматриваемом контексте наиболее важными, по мнению автора, являются социально-экономические, политические условия. Правовой механизм проведения конституционной реформы находится в стадии формирования. Характер взаимоотношений между Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ свидетельствует о высокой степени внутриполитической стабильности в обществе, поэтому принятие новой Конституции РФ не повлечет серьезной дестабилизации общества и государства.
Ключевые слова: Конституция РФ, Президент РФ, референдум, правовое государство, разделение властей, поправки к Конституции, конституционная реформа.
001: 10.17803/1729-5920.2018.144.11.016-022
В этом году исполняется 25 лет российской Конституции. Срок на первый взгляд небольшой. Но опять-таки, с чем сравнивать. Если по долговечности конституций, то наша Конституция еще молодая и уступает, к примеру, Конституции США и даже Конституции СССР 1936 г.; если с продолжительностью человеческой жизни, то это четверть века, достаточно большой срок.
Оставляя в стороне хронологию событий, связанных с подготовкой проекта новой Конституции, которые достаточно подробно освещены в научной литературе, отметим, что 15 октября 1993 г. Президент Российской Федерации издал указ о вынесении текста проекта новой Конституции на всенародное голосование. Как приложе-
ние к нему он утвердил специальные одноразовые правила проведения данного конкретного референдума1, хотя в стране на тот период времени действовал Закон от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР», который не был ни приостановлен, ни отменен. Сам же текст Конституции был опубликован для всеобщего ознакомления 10 ноября 1993 г.2, однако официально всенародного обсуждения не проводилось3.
12 декабря 1993 г. на референдуме народом была принята Конституция РФ. В голосовании приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 937 630 избирателей, или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, в конеч-
1 См.: Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1993. № 3. С. 25—32.
2 Как показали последующие социологические исследования, только 1 % населения ознакомился с про-
ектом Конституции РФ. 3 См.: Лучин В. О. Указное право в России. М., 1996. С. 11.
© Лебедев В. А., 2018
* Лебедев Валериан Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ном счете за принятие Конституции РФ проголосовал 31 % зарегистрированных избирателей, что, безусловно, снижает социальную эффективность всенародного голосования. Однако есть авторы, которые ставят под сомнение и эти данные Центральной избирательной комиссии, утверждая, что они завышены4.
Однако то обстоятельство, что государственно-политический кризис с принятием новой Конституции завершился, можно оценивать, по мнению А. Н. Кокотова, как наилучший выход из всех наихудших вариантов, которые порождает государственный переворот5.
Доказывать долговечность Конституции, рожденной таким путем, довольно сложно. Среди специалистов в области конституционного права встречаются различные подходы к вопросу о современном состоянии и перспективах российской Конституции. Одни полагают, что менять Конституцию и вносить в нее поправки не нужно, так как она еще далеко не исчерпала свой потенциал. Другие, соглашаясь, что в перспективе неизбежны изменения в Конституции, предлагают не спешить. Третьи говорят о неизбежности пересмотра Конституции и дискуссии ведут о том, что именно должно вноситься в первую очередь, в каком порядке и т.д. О назревшей необходимости модернизации Конституции РФ заговорили те, кто непосредственно ее писал.
Конечно, создать идеальную модель конституции невозможно. В ее тексте всегда будут преобладать интересы различных политических сил, принимающих участие в ее создании, которые порой не совпадают с потребностями
и целями развития и укрепления российской государственности. Но жизнь все равно не стоит на месте. Необходимо постоянно что-то делать, менять, совершенствовать. Это относится и к российской Конституции.
Современное состояние российской действительности характеризуется продолжением экономического кризиса, социальной нестабильностью, политическими противоречиями в обществе и государстве. Опыт становления и развития институтов современного общества в России после принятия Конституции РФ 1993 г. свидетельствует о том, что они нуждаются в совершенствовании. В противном случае большинство из них могут остаться декларативными.
Происходящие объективные процессы становятся отправной точкой в исследовании различных государственно-правовых и общественно-политических событий и явлений, побуждают к научному поиску, переосмыслению накопленного теоретического потенциала, к разработкам новых течений, идей, концепций, объясняющих происходящие преобразования на основе теории и практики государственного строительства. Именно это определяет необходимость совершенствования экономической, политической, социальной и идеологической систем российского общества посредством разработки и реализации конституционных идей. Конституционная реформа, представляя собой своего рода полигон для трансформации взглядов и убеждений, способна выполнить историческую миссию не только преобразования государства и права, но и реализации новых конституционных идей. Нуждаются
4 Так, Е. А. Лукьянова утверждает, что Конституция «набрала» 23 % от общего списочного числа избирателей (Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917—1993). М. : Изд-во МГУ, 2000. С. 158). По свидетельству А. И. Лукьянова, в 17 регионах голосовали против принятия Конституции, в 22 референдум не состоялся. Еще по нескольким регионам результаты находятся под сомнением. Это Амурская, Калужская и Рязанская области, где Конституция получила
до 51 % голосов, а также 8 регионов с результатом до 52 % (Ростовская, Ульяновская, Тверская области и др.) (Лукьянов А. И. В водовороте российской смуты. М., 1999. С. 298). К сожалению, сегодня уже ничего невозможно проверить, поскольку все бюллетени для голосования по референдуму 12 декабря 1993 г. специальным решением Центральной избирательной комиссии были уничтожены через 4 месяца после его проведения (см.: Лукьянов А. И. Указ. соч. С. 159—160). Следует согласиться с С. А. Авакья-ном, который провел историческую параллель появления Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции РФ 1993 г. и в канун ее десятилетнего юбилея писал: «История появления Конституции — наиболее щекотливый вопрос юбилейной тематики. Он будет постоянно висеть дамокловым мечом над современным политическим развитием России. Будет примерно то же, что произошло с разгоном Учредительного собрания в 1918 г.: затухая или возгораясь, проблема существовала столько, сколько существовала сама советская власть... но наступило новое время, и события января 1918 г. стали поводом для того, чтобы обвинить соответствующие силы в неконституционном (узурпаторском) способе прихода к власти» (Авакьян С. А. Конституция как символ эпохи : в 2 т. / под ред. проф. С. А. Авакьяна. М., 2004. Т. 1. С. 12).
LEX 1PSSEA
в разработке, концептуальном оформлении и теоретическом обосновании вопросы пересмотра Конституции, нужна логически завершенная модель механизма внесения поправок и изменений в Конституцию страны и в региональные конституционные акты. От решения данной задачи во многом зависит дальнейший ход конституционных реформ, установление их этапов и направлений, их содержания, значения и функциональной характеристики6.
В ноябре 2008 г. Президентом России были предложены первые поправки к Конституции РФ. Появилось два закона: Закон о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», который увеличил срок полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет, а Государственной Думы с 4 до 5 лет; и второй — Закон о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», которым было введено правило о том, что к ведению Государственной Думы относится заслушивание отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Д. А. Медведев сказал, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов»7. Они, скорее, дают необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования.
Мы разделяем позицию тех ученых, которые считают, что речь должна идти о принятии новой Конституции России. Ни толкованием текста Основного закона Конституционным Судом РФ, когда без вторжения в текст Конституции Судом выявляются ее новые, скрытые потенциальные
возможности, заложенные в духе Конституции, ни изданием законов, конкретизирующих и устраняющих неясности в ее тексте, ограничиться нельзя. Это может привести как к ее демократизации, так и к авторитаризму, что создаст предпосылки обхода конституционных норм.
Практически в каждой главе Конституции находят недостатки и противоречия, причем критика конституционных положений усиливается в зависимости от характера и предмета исследования правовой области. По мнению Л. Д. Воеводина, Конституция, провозгласившая правовое государство, разделение властей и широкие, неотчуждаемые права человека и гражданина, по многим своим позициям оказалась фиктивной. Социально-экономические права граждан были либо вообще упразднены (право на труд), либо значительно ограничены (право на образование, медицинское обслуживание) по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Демократия еще в большей степени обрела черты элитарности8.
Под сомнение ставится и реальность некоторых провозглашенных Конституцией принципов. К примеру, российское правовое государство как конституционная модель, считает ряд исследователей, еще далеко от своего окончательного оформления и практического осуществления, что это не более чем цель государственно-правового строительства, к которой необходимо стремиться.
Довольно большая проблема — разделение властей. Никакого баланса разделения властей Конституция не ввела. Деление в ст. 10 всех государственных органов на три группы по принципу разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная) создает проблемы, которые трудно разрешаются. Невхождение Президента РФ в эту триаду привело к тому, что ряд авторов пишут о президентской власти как о самостоятельной форме власти, хотя это выхо-
См.: Конституционное право России : учебник. Екатеринбург, 2001. С. 62.
Смородина О. С. Современное состояние и перспективы развития Конституции 1993 года // Проблемы права. 2013. № 4. С. 53.
См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // РГ. 2008. 6 ноября ; Закон РФ о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // URL: http://www.duma.gov.ru.
Следующие поправки были внесены в Конституцию РФ в 2014 г. Федеральными конституционными законами «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Четвертая — Законом «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». См.: Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 212—220.
5
6
7
8
дит за рамки Конституции. Закрепленное в вышеназванной статье Конституции положение о реализации государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную на практике оказалось неисполнимым. Конституционно-правовой статус Президента позволяет ему быть как бы вне системы разделения властей. Конституция РФ наделяет Президента весьма широким кругом прав, который, по сути, охватывает все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти. Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции. В руках Президента сосредоточены громадные властные полномочия на федеральном уровне, а из 137 статей Конституции непосредственно с Президентом связано около 30. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (п. 3 ст. 80).
В триаду ветвей власти не вписываются такие государственные органы, как Центральный банк России, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата РФ и ряд других органов. Реализация принципа разделения властей должна обеспечить сбалансированность их взаимоотношений, которая является своеобразной гарантией защиты общества от опасной концентрации власти в руках какого-либо органа или должностного лица.
Угроза для гарантии конституционного принципа разделения властей исходит также от претензий политических партий на формирование исполнительной власти, избирательных комиссий по выборам представительных и других органов. В равной степени сомнительной, в условиях отсутствия серьезной политической конкуренции, является и способность этой политической партии быть единственным выразителем интересов российского народа, так как противоречия между значительной частью чиновничества и обществом уже сейчас выглядят очевидными. И это происходит на фоне того, что практически все властные структуры в стране столкнулись с катастрофическим падением доверия к себе. Как показал опрос «Левада-центра», проведенный через неделю после выборов в Государственную Думу седьмого созыва, лишь 22 % избирателей доверяют Государственной Думе; Совету Федерации — 24 %; Правительству — 26 %, а политическим партиям всего лишь 12 %. На существующие противоре-
чия между властью и народом указывают 36 % респондентов. А с учетом того, что такое противоречие во многом совпадает с конфликтами между чиновниками и гражданами, между бедными и богатыми, а также между олигархами и остальным обществом, почти 70 % россиян фиксируют явные общественные противоречия. Все прочие конфликты рассматриваются россиянами как менее значимые9.
Конституция РФ заложила своеобразную модель организации государственной власти: взаимодействие между Президентом и парламентом, парламентом и Правительством, Президентом и Правительством содержит возможности широчайшего участия Президента в осуществлении прерогатив законодательной и исполнительной власти.
Наделение Президента неограниченными полномочиями ведет к ослаблению роли высшего органа народного представительства. Причем порой законодательная власть сама отдает свои полномочия (к примеру, передача Президенту права представлять на пост аудиторов Счетной палаты в палаты Федерального Собрания). Президент представляет Совету Федерации для назначения на должность кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей, Председателя Конституционного Суда и двух его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ. Практически все правоохранительные органы федерального уровня находятся в организационной зависимости от Президента РФ, который назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, судей федеральных судов и пр.
Представляется, что необходимо перераспределить полномочия между Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ. Мы имеем Президента с неограниченными полномочиями и безвластный парламент. Президент в любой момент вправе распустить Государственную Думу, а сам Президент может быть отстранен от должности только при совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, т.е. практически в нереальных ситуациях. Учитывая, что Государственная Дума — предельно политизированный орган, где конституционное большинство сосредоточено в руках одной партии, а именно Дума должна дать первичную уголовно-правовую оценку деяниям Президента, его отрешение от должности практически нереально.
Соловьева О. Люди устали от стабильности // Независимая газета. 13.07.2017. С. 4.
9
да теж
Необходимо совершенствование конституционно-правового статуса Правительства РФ. Следует модернизировать гл. 2 Конституции РФ, посвященную правам и свободам человека и гражданина. В научной литературе высказываются предложения о внесении в Конституцию РФ нормы об избирательной системе, о принципах внешней политики государства и т.д.
Конституция — это нормативный правовой акт, рассчитанный на долгосрочную перспективу, и изменение ее в случае возникающих условий, не отличающихся масштабом и устойчивостью, неразумно. Поэтому решающее значение для обоснования необходимости конституционной реформы или отсутствия таковой имеют глобальные и федеральные условия.
По своему содержанию условия являются экономическими, политическими, социальными, духовными и правовыми. Следует отметить, что указанные условия могут выражаться в правовой форме. Однако и собственно правовые факторы (правовая система и система права, система правовых средств, разграничение сферы регулирования между отдельными отраслями, особенности принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов и т.д.) оказывают самостоятельное и серьезное влияние на возможности проведения конституционной реформы.
Социально-экономические условия: в соответствии с основными показателями социально-экономического положения регионов Российской Федерации в условиях санкций ведущей является тенденция экономического роста, замедление темпов инфляции, положительная динамика в жилищном строительстве. Вместе с тем преждевременно было бы утверждать, что развитие экономики Российской Федерации сдерживается несовершенством положений ее Конституции. Такие основополагающие начала рыночной экономики, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равные принципы и защита частной, государственной, муниципальной собственности, концепция собственности на природные ресурсы, свобода предпринимательской деятельности и т.д., все закреплены в Конституции. Они нашли также детальное развитие в отраслях права, предметом регулирования которых являются соответствующие отношения. Эффективность этих положений зависит как от степени
влияния государства (посредством усиления его социальной роли) на экономику, так и от надлежащей реализации положений Конституции в текущем законодательстве.
Политические условия: произошло формирование Государственной Думы, не составляющей оппозиции Президенту РФ. Состоявшиеся в 2018 г. выборы Президента РФ показали высокую степень доверия граждан к действующему главе государства. Произведена реорганизация Правительства; повышена персональная ответственность министров; идут доработка пенсионной реформы, реформы жилищно-коммунального комплекса, медицины, образования, предполагающие активные действия всех ветвей власти по их осуществлению.
Средства. Сформировался ли правовой механизм проведения конституционной реформы? Ответ на этот вопрос является особо значимым применительно к радикальному изменению Конституции. В статье 135 Конституции определено, что положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» ведут к принятию новой Конституции. Для этого необходимо созвать Конституционное Собрание, но еще не принят федеральный конституционный закон о порядке его созыва и работы, хотя проект такого закона неоднократно вносился в Государственную Думу. Интерес к названной проблеме, на наш взгляд, находится в прямой зависимости от политической ситуации в стране.
Таким образом, сегодня формируются как научные, так и социально-экономические, политические предпосылки развития общества и, как следствие, начала нового этапа в развитии России. Следует, однако, отметить, что положения Конституции РФ, закрепляющие основы экономической системы, содержат необходимый потенциал для дальнейшего развития в русле рыночной экономики, но темпы и эффективность развития зависят от совершенствования конституционных положений, определяющих систему власти и взаимоотношение различных ее ветвей в Российской Федерации.
Необходимо изучать разнообразные пути решения конституционных проблем, формулировать и развивать прогрессивные конституционные идеи, отвечающие современным потребностям общества и государства, совершенствовать конституционные положения, вносить изменения в действующие законы. Как справедливо отмечает Н. С. Бондарь: «Реаль-
ность, действенность конституции является важнейшим фактором устойчивого и эффективного развития современной государственности. Но ее фактическое влияние на общественную практику сопряжено с трудностями и противоречиями, которые зачастую вызваны неготовностью или нежеланием следовать конституционным принципам и нормам. Требуется кропотливая заинтересованная и долговременная совместная работа институтов гражданского общества и публичной власти, чтобы конституция стала реальным регулятором общественных отношений и имела прямое действие, в том числе в ее восприятии политической элитой»10.
Конституционные идеи, независимо от того, направлены ли они на устранение недостатков и противоречий в самой Конституции Российской Федерации либо на развитие норм текущего конституционного законодательства, должны быть в высшей степени обоснованы аргументами, теоретическими конструкциями, реалиями общественной жизни и должны вестись в русле взвешенных дискуссий, проводимых специалистами и политиками.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд выводов:
— оперативность политического решения о проведении конституционной реформы и ее динамика будут зависеть от успеха осуществления масштабных преобразований социально-экономического и политического характера;
— содержание конституционной реформы будет направлено не на выдвижение «программных» положений, а на закрепление в Конституции уже достигнутого, что будет отражать особенности конституционного развития Российской Федерации;
— проведение конституционной реформы существующим составом органов государственной власти (при условии успешной реализации целей социально-экономической
реформы) позволит закрепить в обществе-ном сознании взаимосвязь между конституционными преобразованиями и общим политическим курсом;
— недостатки существующего Основного закона и предполагаемая политическая динамика таковы, что более обоснованной будет являться разработка новой конституции, а не внесение изменений в уже существующую;
— характер взаимоотношений между Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ свидетельствует о высокой степени внутриполитической стабильности в обществе, поэтому принятие новой Конституции РФ не повлечет серьезной дестабилизации общества и государства;
— в правоведении сегодня явно недостаточно межотраслевых исследований, касающихся возможности реформирования текущего законодательства, способов его изменения в связи с изменениями, вносимыми в Конституцию РФ;
— существует необходимость соответствия Конституции РФ сложным правовым процессам, происходящим в сфере развития текущего законодательства;
— правовой механизм проведения конституционной реформы находится в стадии формирования.
По нашему мнению, подготовка конституционной реформы может базироваться на разработке и осуществлении специальной федеральной программы, предусматривающей не только создание организационной,правовой и экономической основы конституционной реформы, но и охватывающей проведение мониторинга развития положений Конституции РФ в текущем законодательстве, а также целевые научные исследования. По такому пути, на наш взгляд, должно происходить конституционное развитие России.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авакьян С. А. Конституция как символ эпохи : в 2 т. / под ред. проф. С. А. Авакьяна. — М. : МГУ, 2004. — Т. 1. — 369 с.
2. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Правосудие: ориентация на Конституцию. — М. : Норма: Инфра-М, 2018. — 224 с.
3. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М. : Издательство МГУ, Норма: Инфра-М, 1997. — 299 с.
10 Бондарь Н. С. Правосудие: ориентация на Конституцию. М. : Норма: Инфра-М, 2018. С. 14—15.
LEX RUSSCA
4. Конституционное право России : учебник. — Екатеринбург, 2001.
5. Лукьянов А. И. В водовороте российской смуты. — М. : Кн. и бизнес, 1999. — 431 с.
6. Лучин В. О. Указное право в России. — М. : Велес, 1996. — 52 с.
7. Смородина О. С. Современное состояние и перспективы реституции 1993 года // Проблемы права. — 2013. — № 4. — С. 50—56.
8. Соловьева О. Люди устали от стабильности // Независимая газета. — 13.07.2017. — С. 4.
LEBEDEV Valerian Alekseevich, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation,
Honored Lawyer of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the
Russian Federation, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin
Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The paper analyzes the current state of affairs, value and social significance of the 1993 Constitution, presents views with regard to its viability in light of necessity to reform the Basic Law and to elicit the current Constitution potential. In the author's opinion, the dynamics of the constitutional reform determines the degree of its prerequisites' formation. Whether a political decision is adopted or not depends on the constitutional situation in the country, i.e. on the existence of the objectives, conditions and means necessary for the implementation of constitutional reforms. The author argues that in the context in question socio-economic, political conditions are the most important. The legal mechanism applied to the constitutional reform is in the process of being developed. The nature of relations between the President of the Russian Federation, the Federal Assembly, the Government of the Russian Federation, public authorities of the RF constituent entities attests to a high degree of internal political stability in the society. Thus, adoption of the new Russian Constitution will not result in a significant destabilization of the society and the State.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation, referendum, rule-of-law state, separation of powers, amendments to the Constitution, constitutional reform.
1. Avakyan S. A. Konstitutsiya kak simvol epokhi : v 2 t. [The Constitution as the symbol of epoch : in 2 vol.]. A.S. Avakyan (ed). Moscow, Moscow State University Publishing House, 2004. Vol. 1, 369 p. (In Rus.)
2. Bondar N. S., Dzhagaryan A. A. Pravosudie: orientatsiya na konstitutsiyu [Justice: The Focus on the Constitution]. Moscow, Norma publ., Infra-M publ., 2018. 224 p. (In Rus.)
3. Voevodin L. D. Yuridicheskiy status lichnosti v Rossii [Legal status of an individual in Russia]. Moscow, Moscow State University Publishing House, Norma: Infra-M Publ., 1997. 299 p. (In Rus.)
4. Konstitutsionnoe pravo Rossii : uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov [Russian Constitutional Law : A textbook for universities]. Ekaterinburg, 2001. (In Rus.)
5. Lukyanov A. I. V vodovorote rossiyskoy smuty [In the whirlpool of Russian turmoil]. Moscow, Kn. i bisnes Publ., 1999. 431 p. (In Rus.)
6. Luchin V. O. Ukaznoe pravo v Rossii [Rule-by-Decree Law in Russia]. Moscow, Veles, 1996. 52 p. Veles Publ., 1996. 52 p. (In Rus.)
7. Smorodina O.S. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy restitutsii 1993 goda [Current State of Affairs and Prospects of Restitution of the 1993 Constitution]. Problemy pava [Problems of Law], 2013, No. 4, P. 50—56. (In Rus.)
8. Solovyeva O. Ludi ustali ot stabilnosti [People are tired of stability]. Nezavisimaya gazeta. July 13, 2017. P. 4. (In Rus.)
Материал поступил в редакцию 18 июля 2018 г.
CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
REFERENCES