Научная статья на тему 'Анализ динамики конституционного законодательства РФ'

Анализ динамики конституционного законодательства РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
926
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ / ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РФ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ / ДЕКЛАРАЦИЯ РФ / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL CONSTITUTIONAL LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / DECLARATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / DECREES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / AN INTERSTATE AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Н. А., Сорочайкина Е. А.

Работа посвящена анализу конституционного законодательства Российской Федерации, изменению системы российского законодательства после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Задачи исследования состоят в том, чтобы дать определение конституционному законодательству Российской Федерации, проанализировать динамику конституционного законодательства Российской Федерации на всех его уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The work is devoted to the analysis of the Сonstitutional legislation of the Russian Federation, the change in the system of Russian legislation after the adoption on December 12, 1993 of the constitution of the Russian Federation. The research tasks are to define the Constitutional legislation of the Russian Federation, analyze the changes in the Constitution of the Russian Federation, the dynamism of changing the level of federal constitutional and federal laws.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики конституционного законодательства РФ»

УДК:342.4

ББК:67.300

Волкова Н.А., Сорочайкина Е.А.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Volkova N.A., Sorochaikina E.A.

CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: законодательство, конституционное законодательство РФ, конституционное право РФ, источники конституционного права РФ, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ, Конституция РФ, поправки к Конституции РФ, Декларация РФ, указы Президента РФ, внутригосударственный договор.

Keywords: constitutional legislation of the Russian Federation, Constitutional law of the Russian Federation, sources of constitutional law of the Russian Federation, federal constitutional laws of the Russian Federation, federal laws of the Russian Federation, the Constitution of the Russian Federation, amendments to the Constitution of the Russian Federation, Declaration of the Russian Federation, decrees of the President of the Russian Federation, an interstate agreement.

Аннотация: работа посвящена анализу конституционного законодательства Российской Федерации, изменению системы российского законодательства после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Задачи исследования состоят в том, чтобы дать определение конституционному законодательству Российской Федерации, проанализировать динамику конституционного законодательства Российской Федерации на всех его уровнях.

Abstract: the work is devoted to the analysis of the Сonstitutional legislation of the Russian Federation, the change in the system of Russian legislation after the adoption on December 12, 1993 of the constitution of the Russian Federation. The research tasks are to define the Constitutional legislation of the Russian Federation, analyze the changes in the Constitution of the Russian Federation, the dynamism of changing the level offederal constitutional and federal laws.

Конституционное законодательство является ядром всей системы российского законодательства. Приятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации повлекло кардинальные перемены всей системы российского законодательства. Возникли новые, не характерные ранее для российского законодательства внешние формы представления конституционно-правовых норм. На сегодняшний день конституционное законодательство выражено в системе сепаратных правовых источников, которые включают общепризнанные нормы, стабилизирующие основные принципы конституционального порядка Российской Федерации, федеративное устройство, правовое положение гражданина, организованность и функции органов государственной власти.

В качестве предмета данного исследования рассматриваются федеральные конституционные законы и федеральные законы как составляющие системы российского законодательства, их сущностные, содержательные, формально-юридические особенности и возможности становления.

Видится необходимым дать определение законодательству Российской Федерации, конституционному законодательству Российской

Федерации, проанализировать модификацию Конституции Российской Федерации, динамику корректив федеральных конституционных и федеральных законов.

На сегодняшний день не существует общепринятого легального, нормативно зафиксированного определения дефиниции «законодательство». Отсутствие единого понимания термина законодательства порождает определенную теоретическую и практическую апорию. Очевидны вызванные этим пробелом сложности как в правотворчестве, так и в правоприменении и даже в элементарной систематизации нормативно-правовых актов. Общепринято выделять два подхода к определению термина «законодательство».

Первый путь понимания вышеуказанной дефениции, так называемый «узкий подход», заключается в том, что законодательство представляет собой совокупность только лишь законов. Очевидно, что данный подход предполагает отграничение подзаконных актов от законов. По мнению сторонников «узкого подхода» понимания законодательства включение в законодательный массив подзаконных актов определенно является архаизмом. Данная точка зрения нашла поддержку у многих российских юри-

стов, таких как В.Е. Гулиев, В.П. Казимирчук, В.Н. Савицкий, Ю.А. Тихомиров, В.А. Туманов, Р.О. Халфина, Т.В. Худойкина и др.

Однако существует и иная точка зрения, так называемый «широкий подход» к пониманию дефениции законодательство. Сторонники данного подхода считают недопустимым игнорирование подзаконных актов при трактовке термина законодательство. Следует отметить, что в настоящее время более приемлемой является вторая точка зрения определения законодательства, которая исходит из того, что все нормативно-правовые акты создают единую законодательную базу. Так, например, Д.А. Керимов утверждает, «законодательство юридически -совокупность только законодательных актов, но в практическом обыкновении законодательство понимают более широко: законодательство включает в себя не только законы, но и подзаконные акты, образуя с ними единую законодательную систему»1.

В соответствии с широким пониманием термин «законодательство» можно определить как совокупность всех действующих в настоящий момент (вступивших в законную силу и не прекративших действия) на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов и иных форм права.

При этом законодательство Российской Федерации включает в себя:

а) федеральное законодательство — нормативные правовые акты, принятые и изданные федеральными органами законодательной власти, главой государства и органами исполнительной власти либо принятые в результате всероссийского референдума, а также постановления Конституционного суда РФ;

б) межрегиональное законодательство, включающее в себя нормативные договоры Российской Федерации с субъектами и субъектов между собой, а также управленческие соглашения;

в) региональное законодательство — законодательство субъектов Российской Федерации — нормативные правовые акты, принятые и изданные органами государственной власти субъектов РФ либо принятые в результате регионального референдума, а также постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

г) местный уровень законодательства — нормативные правовые акты, принятые и изданные органами местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты),

а также принятые в результате местного референдума.

Данной точки зрения в отношении законодательства придерживаются такие ученые, как С.В. Поленина, Л.С. Зивс, О.А. Красавчиков, А.С. Пиголкин и др.

Включение в состав законодательства широкого круга нормативных актов (как законов, так и подзаконных нормативно-правовых актов) можно объяснить тем, что независимо от того или иного определения законодательства в законах, как правило, устанавливается четкая иерархия нормативных правовых актов2. В частности, закрепляется прямое указание о том, что подзаконные нормативные правовые акты не могут противоречить законам, а также всегда издаются в соответствии с законами и на их основании, выражают их содержание, а так же содержат нормы права, регулируют отношения, не урегулированные законами, тесно связаны с ними.

Очевидно, что существует прочная взаимосвязь законов и подзаконных актов. И порой одни вступают в силу лишь при участии других и не могут действовать без непосредственного участия друг друга. Следовательно, законы и подзаконные акты образуют единую целостную систему, и она называется - законодательство3. Данный подход соответствует современному этапу развития российской государственности. Так как хоть и достаточно медленно и весьма проблематично начинает формироваться и работать принцип разграничения правотворческой компетенции. Таким образом, законодательство есть система издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических ак-

4

тов, устанавливающих нормы права .

Причем, как видно из определения, под юридическими актами подразумеваются не только нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), но и другие источники права (нормативные договоры, юридические прецеденты и др.).

Необходимо отметить, что такое понимание законодательства встречается, как правило, в работах общеправового характера и зачастую связано с рассмотрением теоретических, философских вопросов, таких, например, как вопро-

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М.: Юридическая литература, 1991. С. 15.

Васильев А.М. Правовые категории. Методо-

логические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. лит., 1976. С. 166.

3 Гусев Д.В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности. Дис.... канд. юр. наук. Омск, 2003. С. 11.

4 Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 1.

сы правопонимания (юридический и легистский типы правопонимания), соотношение формы и содержания права, либо вопросов соотношения системы права и системы законодательства и др. В данном случае нередко термины «закон» и «законодательство» употребляются как равнозначные, и почти всегда существует авторская оговорка о широком смысле этих терминов либо это вытекает из контекста.

В настоящее время дефиниция «конституционное законодательство» не имеет нормативно-правового закрепления в российском законодательстве. Но между тем, законодательство признано обществом и выступает в качестве «нормативной основы»1 федерального и областного законодательства. Легальность понятия конституционного законодательства подтверждается упоминанием о нем в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Структура российского конституционного законодательства предполагает крайне сложное явление, быстро развивающееся и направленное на реализацию принципов правового государства и реализацию различного рода трансформаций в различных сферах жизни общества.

Под строением законодательства полагается понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые, отталкиваясь от необходимости решения задач государством, обладают согласованностью действий и внутренним единством2. Также многие аспекты дискурсивного и содержательного характера данной категории продолжают оставаться дискуссионными, отражая новый уровень становления юридической науки3.

Конституционное законодательство является стабильной основой в системе российского законодательства, несмотря на динамичное развитие. Складывающееся в нашей стране конституционное законодательство во многом отличается от советской системы государственного права. Факторами, влияющими на изменение конституционного законодательства, являются грандиозные преобразования во всех сферах общественной жизни и, как следствие, новые

1 Аничкин Е.С. Конституционное законодательство Российской Федерации: понятие, признаки, источники // Правоведение. 2006. № 4. С. 90.

2 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Издательская группа инфра-м-норма, 2007. С. 318.

3 Бачило И.Л. «О методологии и юридической технике законотворчества».

общественные отношения, которые требуют урегулирования.

В качестве источников конституционного права России как отрасли права выделяются нормативные юридические акты, регулирующие политические отношения и включающие обще-

4

признанные нормы конституционного права . Конституционное право регулирует отношения конституционного характера и определяется как внешняя форма выражения всеобщих правил поведения5. А.Х. Махненко и Я.Н. Уманский рассматривали источник конституционного права как форму выражения воли государства в нормативно-правовых актах и государственно-правовых нормах. Конституционно-правовая норма, как и другие нормы права, не существует и не может существовать помимо источника права. По мнению О.Е. Кутафина: «...Источник права является формой выражения не каждых правовых положений, а именно правовой нормы. Это позволяет отграничить источники права от любых форм правовых актов, порождающих,

прекращающих, закрепляющих конкретное пра-6 1->

воотношение» . В процессе изучения и анализа различных подходов к понятию источника конституционного права становится очевидным, что наиболее актуальным является подход, согласно которому «. источник конституционного права есть нормативный правовой акт, регламентирующий политические отношения, как форма выражения конституционно-правовой нормы. При этом понятие конституционно -правовая норма является частью понятия нормативно-правового акта, в то время как Я.Н. Уманский эти понятия рассматривал как

7

равнозначные» .

Элатив юридической силы источника конституционного законодательства определяет значение правовой нормы. Нормативно-правовые акты конституционного права общепризнанно систематизируют по субъекту их принятия. В Российской Федерации право издания нормативно-правовых актов принадлежит федеральным и региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления. В систему источников конституционного права входит Конституция Российской Федерации и конституционные законы, как основа правовой системы; акты Федерального Собрания

4 Авакьян С.А. Конституционное право России. Т.1. - М., 2005. - С. 75-76.

5 Колесников Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии. - Саратов, 2000. - С. 12.

6 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М., 2002.

7 Там же. - С. 15.

Российской Федерации; иные виды источников конституционного права (указы Президента Российской Федерации; акты Правительства Российской Федерации, акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления), а также внутригосударственный договор и обычай в конституционном праве1, рассматривая конституционное законодательство в широком смысле.

Наиболее тактичной видится группировка источников конституционного права России, рекомендованная О.Е. Кутафиным, которая предполагает разделение источников следующим образом: федеральные, федерально-региональные, областные, регионально-местные и местные источники конституционного права. Данный подход в полной мере отражает особенности федеративного устройства Российской Федерации и предусматривает особенность распределения действия отдельных источников конституционного права, учитывая субъект издания нормативно-правового акта.

Основным источником конституционного права России является Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 посредством референдума. Остальные источники конституционного права призваны развивать ее нормы.

В Конституции Российской Федерации находятся конституционно-правовые нормы, представляющие основу для всех источников конституционного права. Конституция России устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, систему и принципы формирования, основные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Ее назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность конституционного строя, экономического и социального развития страны2. Высшая юридическая сила документа состоит в том, что ее нормы служат основой и исходной точкой прочих норм, составляющих систему права.

Несмотря на разность общественных отношений, закрепленных нормами Конституции, все ее нормы имеют отношение к одной отрасли права — к конституционному праву.

Дополнительно выделяют законы Российской Федерации о поправках к Конституции как особый вид нормативных актов. В развитие данного подхода принят Федеральный закон от

1 Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. - Саратов, 1998. - С. 9-22.

2 Ветров Д.М. Источники конституционного пра-

ва Российской Федерации в системе федеративных отношении. - Челябинск, 2003. - С. 14.

04.03.1998. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Путем принятия законов о поправках вносятся изменения в главы 3—8 Конституции Российской Федерации. Данные законы долгое время не принимались, но этот вид источников конституционного права необходимо рассматривать в одной системе с другими источниками конституционного права, потому как посредством этих актов можно реформировать достаточно большой круг глав и норм Конституции — при сохранении в целом ее действия.

Примером служит закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» были увеличены сроки полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы.

Объединение Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда также повлекло за собой внесение изменений в действующую Конституцию РФ. Как отметил Президент РФ В.В. Путин: «...Для возможного общего разрешения споров как, по мнению граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и местного самоуправления». После данной поправки утратил силу п.2 статьи 43.8 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в РФ».

Помимо того, 21 июля 2014 года был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в котором изменен процесс организации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации.

В данных примерах инициатива о поправках к Конституции РФ исходила от Президента РФ. Остальные изменения текста Конституции РФ не являются поправками и связаны с изменениями статьи 65 Конституции РФ в переименовании субъектов Федерации и в связи с объединением в состав России двух субъектов Федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополя3.

3

О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя: Федеральный конституционный закон // Рос. газ. - 2014. -24 марта.

Федеральные конституционные законы — это нормативные акты, принимаемые по определенно конкретному кругу вопросов, обозначенных в Конституции Российской Федерации. На сегодняшний день в России не прекращает образовываться новая федеральная конституционная система, базирующаяся на существовании и влиянии множественности конституционных актов.

По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией и обычными федеральными законами, их принятие требует более сложной процедуры по сравнению с обычными законами, высокой степени социального согласия. Федеральные конституционные законы принимаются большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания.

Федеральные конституционные законы принимаются исключительно на основании Конституции Российской Федерации и по тем вопросам, которые предусматривают нормы Конституции. Принятию федеральных конституционных законов способствуют государственно-правовые отношения, вытекающие из вопросов, обозначенных в Конституции, и требующие урегулирования.

Одним из факторов динамики конституционного законодательства будет являться изменение административно-территориального устройства государства. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был принят на основании договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, как следствие, внесение изменений в Конституцию РФ.

Реформа судебной системы, которая способствовала разграничению в судебной системе Российской Федерации судов общей юрисдикции и судов специальной юрисдикции, и повлекла за собой принятие Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Вступление в силу данного нормативно-правового акта стало причиной внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются в случаях, если Конституцией Российской Федерации учтено регулирование общественных отношений конкретно федеральным законом, а так-

же, если признана потребность их основополагающего регулирования через федеральный закон. В качестве примера рассмотрим Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При несоответствии с федеральными законами Российской Федерации акты субъектов Российской Федерации непременно теряют свою силу.

Федеральные законы наиболее многочисленная группа источников Конституционного права. Они различаются по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться. По этому признаку разделяются на принимаемые по предметам ведения Российской Федерации и принимаемые по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Примером будет являться Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации». Закон был принят для отмены бесплатной приватизации жилья и касается тех, кто получил квартиру годом ранее, но не успел приватизировать, в частности, это жители Крымского полуострова.

Также известен такой источник, как Декларации1 . Этот документ может декларировать создание нового государства (принятие I Съездом народных депутатов РСФСР 12.06.1990 Декларации о государственном суверенитете РСФСР), принятие новой Конституции (07.10.1977 вместе с принятием новой Конституции СССР принята Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР), закрепление важнейших элементов статуса личности (Верховным Советом РСФСР приняты 25.10.1991 Декларация о языках народов России и 21.11.1991 Декларация прав и свобод человека и гражданина). На данном этапе развития конституционного законодательства РФ принятие актов данного вида не представляется актуальным.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации являются источниками конституционного права, если в них содержатся

1 Авакьян С.А. Конституционное право России. Т.1. - М., 2005. - С. 76.

нормы, регламентирующие процедурные вопросы, например: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 09.10.2007 № 5134-4 ГД "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Постановление было принято по причине изменения полномочий Государственной Думы.

Также одним из важных источников конституционного права являются акты, включающие в себя конституционно-правовые нормы и утверждаемые Главой Российской Федерации. Особое место занимают указы, имеющие нормативный характер. В части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации указывается, что Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Нормативные указы принимаются в процессе осуществления Президентом Российской Федерации повседневного государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий, например: Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства". Для улучшения государственной политики в сфере защиты детства, беря во внимание результаты, достигнутые в ходе осуществления государственной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и объявить в Российской Федерации десятилетием детства.

Указ детализирует закон в тех случаях, когда без такой конкретизации процесс его использования был бы затруднен или даже невозможен. Они не могут обогащать сферы общественных отношений, урегулированные законом, а должны быть вспомогательным средством правового воздействия на общественные отношения. При этом на основе закона и в границах урегулированных им отношений утверждается ряд новых норм права, способствующих успешной реализации закона.

Наряду с указами Президент Российской Федерации издает распоряжения, являющиеся, как правило, ненормативными актами. Примером - исключение из этого правила считается распоряжение Президента Российской Федерации от 03.04.1997 «Об утверждении Инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации». Этот документ нормативного характера содержит конституционно-правовые нормы.

Акты Правительства Российской Федерации принимаются в развитие законов как источников конституционного права и представляют собой конкретизацию соответствующих общественных отношений в связи с участием в них органов исполнительной власти. Примером могут служить нормы конституционного права, регламентирующие правовой статус граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев, которые зафиксированы в Постановлениях Правительства Российской Федерации. Также в качестве примера можно рассмотреть Федеральный закон о внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 17.04.2017 № 77-ФЗ. Иностранным гражданам, также украинцам, возможно получение вида на жительство с представлением справки о реабилитации для въезда в РФ и выезда из страны неограниченное количество раз без оформления визы.

Понимание законодательства в «широком» смысле предполагает включение таких нормативные акты, как внутригосударственные договоры, понимая конституциональное законодательство в широком смысле. Если проанализировать значимость внутригосударственных договоров, то возникает понимание того, что «. отметить их в особую группу позволяет определенный субъектный состав и соотношение Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Федеративный договор способствует осуществлению идей федерализма, воспитанию федеративных отношений и национальной политики, считается источником конституционного права Российской Федерации и одним из средств конституционно-правового регулирования федеративных отношений наряду с Конституцией Российской Фе-дерации»1.

К источникам следует относить не всю совокупность внутригосударственных договоров, а только те, которые имеют нормативное содержание, характерные черты решения, изменения, доказывающие их публично-правовой характер, например: двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти ее субъектов, соглашения о передаче своих полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

1 Ветров Д.М. Источники конституционного права Российской Федерации в системе федеративных отношений. - Челябинск, 2003. - С. 10.

договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.7 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и другими особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой подтвержденными особенностями определено иное, чем это определено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государ-

ственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Проведя подробный анализ и подводя итоги, можно сделать вывод о том, что необходимо единое общепринятое и законодательно закрепленное определение дефиниций «конституционное законодательство» для повышения эффективности правоприменения. Конституционное законодательство крайне стабильная отрасль права. Конституционное законодательство регулирует первоочередные, наиважнейшие отношения в обществе, мгновенно реагирует на процессы, происходящие в обществе, с учётом тенденций политического, социального, экономического развития на данном этапе становления государственности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Т.1. - М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М.: Юрид. лит., 1976.

3. Ветров, Д.М. Источники конституционного права Российской Федерации в системе федеративных отношений. - Челябинск, 2003.

4. Гусев, Д.В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2003.

5. Даниленко, Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного суда // Государство и право. - 1995. - № 11.

6. Завадская, Л.Н. Концепция закона: отрицание отрицания // Журнал Теория права: новые идеи. Вып. 3. - М., 1993. - № 3.

7. Казимирчук, В.П. Драма российского закона. - М., 1996.

8. Керимов, Д.А. Культура и техника законотворчества. - М.: Юридическая литература, 1991.

9. Козлов, А.Е. Конституционное право. - М., 1996.

10. Колесников, Е.В. Источники российского конституционного права. - Саратов, 1998.

11. Колесников, Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии. - Саратов, 2000.

12. Кутафин, О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М., 2002.

13. Лившиц, Р.З. Судебная практика как источник права // Журнал российского права. - 1997.

- № 6.

14. Марочкин, С.Ю. Нормы и источники международного права в правовой системе РФ // Правоведение. - 1997. - № 6.

15. Соловьева, Е.А. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами как черта асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации // Современное право. - 2006. - № 7.

16. Страшун, Б.А. Федеральное конституционное право России: Основные источники. - М.,

1996.

17. Шашкова, Е.М. Договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 3.

18. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.