Научная статья на тему 'Место конституций и уставов субъектов РФ в общей системе российского конституционного законодательства'

Место конституций и уставов субъектов РФ в общей системе российского конституционного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
21
Поделиться
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ РФ / КОНСТИТУЦИЯ / УСТАВЫ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / FEDERATION / SUBJECTS OF THE RF / CONSTITUTION / STATUTES / RUSSIAN LEGISLATION / CONSTITUTIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Ангелина Васильевна

В статье рассматривается конституционное законодательство Российской Федерации. Определяются роль и место Конституции РФ в конституционном законодательстве, выявляются особая правовая природа конституций и уставов субъектов РФ, а также отличия конституций (уставов) субъектов от других региональных нормативно-правовых актов.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенова Ангелина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Place of Constitutions and Statutes of the Subjects of the Russian Federation in the General System of Russian Constitutional Legislation

The article deals with the constitutional law of the Russian Federation. The author determines the role and place of the Constitution of the Russian Federation in constitutional legislation and reveals a special legal nature of constitutions and statutes of the subjects of Russia as well as differences of constitutions (statutes) of subjects from other regional normative and legal acts.

Текст научной работы на тему «Место конституций и уставов субъектов РФ в общей системе российского конституционного законодательства»

DOI: 1G.178G5/ggz.2G18.3.1G

Место конституций и уставов субъектов РФ в общей системе российского конституционного законодательства

А. В. Семенова Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматривается конституционное законодательство Российской Федерации. Определяются роль и место Конституции РФ в конституционном законодательстве, выявляются особая правовая природа конституций и уставов субъектов РФ, а также отличия конституций (уставов) субъектов от других региональных нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: законодательство; федерация; субъекты РФ; конституция; уставы; российское законодательство; конституционное законодательство

The Place of Constitutions and Statutes of the Subjects of the Russian Federation in the General System of Russian Constitutional Legislation

A. V. Semenova, South-Russian Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Rostov-on-Don

The article deals with the constitutional law of the Russian Federation. The author determines the role and place of the Constitution of the Russian Federation in constitutional legislation and reveals a special legal nature of constitutions and statutes of the subjects of Russia as well as differences of constitutions (statutes) of subjects from other regional normative and legal acts.

Keywords: legislation; federation; subjects of the RF; constitution; statutes; Russian legislation; constitutional legislation

Основой всего государственного строительства в современном мире является конституционное законодательство. Термин «конституционное законодательство» в узком смысле включает в себя Конституцию РФ и акты конституционно-правового характера: законы, вносящие в нее поправки, федеральные конституционные законы и др.

В самом широком смысле понятие «конституционное законодательство» включает в себя еще и подзаконные конституционное акты. Например, С. М. Петров и Л. Ю. Грудцына относят к конституционному законодательству заключаемые между РФ и ее субъектами договоры, а также декларации (Комаров, 2018: 140; см.: Петров, Грудцына, 2010).

Центральное место в конституционном законодательстве и его системе принадлежит Конституции РФ, которая содержит принципы и основы конституционных отношений. Являясь базовым регулятором, Конституция РФ нуждается в целой системе дополнительных актов, которыми, во-первых, дополняются и развиваются конституционные положения, во-вторых, возникают из Конституции и развиваются на ее основе. Конституционные положения часто содержат ссылки, относящиеся к подзаконным актам, например, на акты Президента РФ, поэтому включать их в конституционное законодательство рационально и правомерно (Сафина, 2016).

В системе конституционного законодательства РФ региональные конституции/уставы относятся к законам (Ульихин, 2016: 45). Во-первых, в соответствии со статьей 5 Конституции РФ республика является государством в составе РФ, обладает собственной конституцией и законодательством, а другие субъекты РФ обладают уставом и законодательством (Конституция РФ ... , Электронный ресурс). Во-вторых, согласно статьям 71, 72, 73 Конституции РФ принятие конституции/устава субъекта РФ — исключительная компетенция самого субъекта РФ. Согласно статье 76 Конституции РФ, конституции / уставы субъектов Федерации не являются нормативно-правовыми актами особой правовой природы, поэтому возможно их принятие в рамках законов и иных нормативных актов.

Такой же вывод можно сделать из статьи 15 Конституции РФ, где признано что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Это значит, что региональные конституции / уставы — составная часть понятия «законы и иные правовые акты».

Такое понимание получило легальное оформление в законодательстве, в частности, в законодательстве о судебной системе РФ. Кроме того, рядом решений Конституционного Суда РФ региональные конституции и уставы прямо отнесены именно к региональным законам субъектов РФ (Определение Конституционного Суда РФ . , Электронный ресурс). Также Конституционный Суд РФ разграничил региональные конституции и уставы от других региональных нормативных актов. Основа такого разграничения — их особая правовая природа. В них Конституционный Суд РФ отметил их особую связь с Конституцией РФ (По делу о толковании отдельных положений ... , 1998; По делу о проверке конституционности положений ... , 2003),где непосред-

ственно указывается, что они определяют конституционный статус субъектов РФ.

По мнению профессора В. А. Сологуба, сформулированная проблема соответствия, корреляции политико-правового и управленческого процессов выходит за рамки узкотеоретической ценности и приобретает практическую значимость (Сологуб, 1997: 3).С одной стороны, федеральным законодателем разграничены полномочия региональных представительных органов по реализации их полномочий, направленных на принятие региональных конституции или устава пределами компетенции субъекта РФ (Федеральный закон РФ ... , 1999). С другой, конституции и уставы как региональные законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования (Ульи-хин, 2016: 45).

В то же время имеет место обязанность высшего должностного лица субъекта РФ по обнародованию региональных конституции/устава или их отклонения в установленный срок. Следовательно, нужно согласиться с мнением о том, что конституции и уставы субъектов РФ относятся к категории законов субъекта РФ, которые также необходимо удостоверять соответствующей процедурой обнародования. Некоторые субъекты РФ именуют свои конституции и уставы «основными законами». К ним относятся, например, конституция Республики Саха (Якутии), уставы Алтайского и Ставропольского краев, Амурской, Владимирской, Орловской и других областей. Признание региональных конституций и уставов законами не означает их отнесение к категории текущих региональных законов, так как они имеют особую правовую природу и отличаются следующими характеристиками:

• в отличие от остальных законов субъектов Федерации они в совокупности с Конституцией РФ формируют основу конституционного/уставного регулирования в каждом субъекте РФ;

• их нормы имеют учредительный характер и высшую юридическую

силу;

• отражают статус субъекта РФ как публично-правового образования в составе РФ.

Таким образом, термин «конституционное законодательство» в широком смысле включает в себя Конституцию РФ и акты конституционно-правового характера: законы, вносящие в нее поправки, федеральные конституционные законы, а также подзаконные конституционные акты. Центральное место в нем принадлежит Конституции РФ. В системе конституционного законодательства РФ региональные конституции/уставы относятся к законам субъектов Федерации. Конституции (уставы) субъектов РФ отличаются от других региональных нормативно-правовых актов, так как имеют особую

правовую природу, обусловленной федеративной формой государственного устройства РФ.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Комаров, С. А. (2018) Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры. 9-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт. 506 с.

По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ (1998) : постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П.

По делу о проверке конституционности положений ст. 115 и 231 ГПК РСФСР, ст. 26, 251 и 253 ГПК РФ, ст. 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан (2003) : постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №13-П.

Сафина, С. Б. (2016) Конституционное законодательство республик в составе Российской Федерации: проблемы определения понятия и структуры // Конституционное и муниципальное право. № 10. С. 3-6.

Сологуб, В. А. (1997) Политические и управленческие процессы (проблема становления) : дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону. 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ульихин, В. С. (2016) Является ли конституция (устав) субъекта Российской Федерации законом? // Государственная власть и местное самоуправление. № 10. С. 45-49.

Петров, С. М., Грудцына, Л. Ю. (2010) Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. № 7. С. 14-22.

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.06. 2018).

Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 250-0 «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений ст. 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции РФ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://consultant.ru/ document/cons doc LAW 36750/ (дата обращения: 12.06.2018).

Федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999) // Собрание законодательства РФ. 18 октября. № 42. Ст. 5005.

Дата поступления: 12.06.2018 г.

Семенова Ангелина Васильевна — студент факультета политологии Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54. Эл. адрес: angelika. semenova.97@mail. ru

Semenova Angelina Vasilievna, Student, Faculty of Political Science, South-Russian Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Postal address: 70/54 Pushkinskaya St., 344002 Rostov-on-don, Russian Federation. E-mail: angelika. semenova.97@mail.ru

Для цитирования:

Семенова А. В. Место конституций и уставов субъектов РФ в общей системе российского конституционного законодательства [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 3. С. 123-127. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/804 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2018.3.10