Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
УДК 159; 37.015.324 https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/50
РЕФЛЕКСИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
©Мураталиева Н. Х., ORCID: 0000-0001-8654-1964, канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
REFLECTION IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE PSYCHOLOGIST
©Murataliyeva N., ORCID: 0000-0001-8654-1964, Ph.D., Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального становления будущих психологов. Рефлексия рассматривается с помощью различных научно-теоретических подходов, с учетом определения и понимания. При изучении феноменологии рефлексии появляется возможность в научной обоснованности ее как внутриличностном, личностно-ориентированном и профессионально-личностном подходе в профессиональном становлении будущих психологов. Внутриличностное, личностно-ориентированное и профессионально-личностное в рефлексии в условиях вуза формирует устойчивость и успешность выбора профессии, перспективы своего развития и конгруэнтности будущих психологов в профессиональном становлении.
Abstract. The article discusses the problem of professional formation of future psychologists. Reflection is considered from various scientific and theoretical approaches, taking into account the definition and understanding. When studying the phenomenology of reflection, it becomes possible in its scientific validity as an intrapersonal, personality-oriented and professional-personal approach in the professional formation of future psychologists. Intrapersonal, personality-oriented and professional-personal in reflection in a university creates stability and success in choosing a profession, prospects for its development and congruence of future psychologists in their professional development.
Ключевые слова: рефлексия, виды рефлексии, профессиональное становление, профессиональная деятельность, будущие психологи, внутриличностное, личностно-ориентированное и профессионально-личностное в рефлексии.
Keywords: reflection, types of reflection, professional formation, professional activity, future psychologists, intrapersonal, personality-oriented and professional-personal in reflection.
Проблема профессионального становления в процессе обучения характеризует проявление устойчивости и успешности в овладении любой профессии. Это особая в определенный период стадия человека, способствующая формированию и развитию профессиональных компетенций, профессиональных возможностей, ресурсов, опыта, стратегий позволяющая осуществлять профессиональную деятельность.
Профессиональное становление будущих психологов имеет тенденцию познания прежде всего самого себя, своих внутренних личностных характеристик, индивидуальных
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
особенностей, интеллектуального потенциала, эмоционально-поведенческой характеристики.
Фактор, сохраняющий желание и интерес к профессиональной деятельности, определения роли и значимости будущей профессии, принятие на себя профессиональной ответственности на вызов от теории к практике, обуславливается изучением рефлексии как одного из психологических показателей глубины и качества формирования, развития профессиональной деятельности.
Цель статьи заключается в анализе различных подходов к изучению рефлексии как составляющим в профессиональном становлении будущих психологов.
Исследованию рефлексии, его методологической основе посвящены работы ученых: К. Роджерс, Д. Ж. Мидд, Г. С. Батищев, М. Шеллер рассматривающие проблему «Я -концепция» в процессе формирования личности; М. Вебером как способность личности к самопознанию и к совершенствованию; М. Шеллер как способность обеспечивать процессы целеполагания; Л. И. Анциферова, В. Штерна, рассматривающую рефлексию как «развитие», проявление «нового качества» личности; В. Франкл, Х. Хетхаузен, К. Левин, А. Маслоу, Н. И. Рейнвальд, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. А. Ядов, рассматривающие преобразование личности как внутренние потенции механизма развития личности, социальные фиксированные установки, базовые социальные установки, систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей; С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, В. В. Давыдов о ее видах [1-14].
Последние исследования направлены на изучение рефлексии в попытке определения ее содержательной основы либо в структурных характеристиках личности в профессиональном становлении: ценности, ориентация, либо как определенный сформированный результат, рассматривающийся в механизмах, процессах, ее видах и особенностях, либо как социально-психологическая предпосылка: условие и фактор в системе образования.
Анализируя различные теоретические подходы, рефлексия рассматривается как феноменология в характере сходства и различий в предмете и методах теоретико-экспериментального изучения, ее направлений в современной психологии. Рассматривая рефлексию как феноменологию, этимологический анализ понятия, В. Ю. Дударева указывает, что психологическое познание феноменов рефлексии, и ее теоретическая интерпретация требует углубленного философско - методологического и историко-научного обоснования [15, с. 101]. Вопрос о новых социальных отношениях в развитии рефлексии становится объектом ее внимания, открывает новую перспективу в изучении рефлексии, рассматривая ее на ранних этапах онтогенеза психики человека [15, с. 117].
Согласно М. В. Романовой, рефлексия — один из процессов, определяющих развитие субъекта не только на этапе получения образования, но и его дальнейшей практической деятельности, исходит из определения того, это особая и тщательно спланированная рефлексивная деятельность в процессе обучения в вузе. В ходе обучения у студентов формируется самое главное — умение анализа и оценки личных стратегий и действий. В последствии это выступает основной рефлексирующей личности. Рефлексивная деятельность определяет развитие рефлексивных умений, что в дальнейшем способствует профессиональной рефлексии [16, с. 68].
В исследовании Е. И. Мишиной в контексте изучения компетентностного подхода развитая личностная рефлексия, способствует продуктивности профессиональной деятельности будущих специалистов. В условиях высшего профессионального образования познавательные, культурные и личностные ценности, становятся ключевой в адаптации будущего специалиста-профессионала к условиям современного научно-технического
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
процесса. Автор своего исследования обосновывает, что в процессе становления личностной рефлексии происходит осознание собственных действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в социальной среде, потребности в повышении квалификации, достижения «акме» в профессиональной деятельности [17, с. 1-2].
Такое внутриличностное погружение «в себя» приводит к осознанию своей будущей профессии, его «психологической наполненности и соответствия», представления о «реальном и идеальном», личностного роста, сравнение с достижениями других профессионалов, собственного отношения и профессионального взгляда.
Рассматривая профессиональное обучение, как передачу профессиональных знаний, умений и навыков, К. А. Володина, опирается на данные в практике, что студенты разочаровываются в правильности выбора своей профессии, так как идеальные представления о профессии в процессе обучения — не совпадают. Создание модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе, с целью повышения уровня знаний о получаемой профессии и профессиональной деятельности, формирования субъективных представлений о будущей профессии и положительного отношения к ней, активизации мотивационного потенциала студентов, дают основу современного образования [18, с. 3].
Такие значительные изменения в ценностно-смысловой и мотивационных сферах личности, в процессе профессиональной подготовки будущих психологов определяют, по мнению С. П. Ивановой, практическую значимость рефлексии в осознании внутреннего психического напряжения, уловить момент, когда изменилось состояние, какой фактор стал причиной изменения психического состояния и через методики психогигиены сохранять работоспособность своего состояния [19, с. 31].
Опираясь на исследования С. П. Ивановой в аспекте подготовки будущих психологов, можно сказать, что практическая значимость рефлексии становится необходимостью для продуктивной деятельности с целью профилактики, проработки эмоционального и профессионального выгорания, формирования стрессоустойчивости.
И. И. Ветрова подчеркивает степень значимости и востребованности изучения стратегий поведения и личностно-средовых ресурсов в становлении будущего психолога. Это дает возможность выявить не только факторы и условия формирования профессиональной деятельности будущего психолога, но и особенности формирования личностно-профессиональных качеств и потенциала будущего специалиста в контексте педагогической психологии [20, с. 21]. А. А. Чазова отмечает, что рассмотрение стратегий и ресурсов проблем-преодолевающего поведения как профессионально значимых личностных характеристик в практической деятельности специалиста в системе отношений «человек-человек» открывает широкие возможности для активизации и развития активного адаптивного саморазвивающегося поведения будущего специалиста [21, с. 2].
Существующие теоретические подходы к проблеме профессионального становления будущих психологов ставит, с точки зрения И. В. Эндеберя, определения основных детерминант успешного становления будущих специалистов в период обучения в вузе [22, с. 748].
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что с позиций компетентностного подхода, становится возможным рассмотреть рефлексию как основополагающую и взаимообуславливающую составляющую в формировании устойчивости и успешности выбора профессии, перспективы развития личности в будущей профессии и конгруэнтности будущих психологов в профессиональном становлении.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
В исследовании В. П. Ивановой целенаправленное развитие личности будущего профессионала, обладающего устойчивой гуманистической позицией, сформированной психологической культурой, развитыми интеллектуальными качествами является эффективным пониманием способности выхода за рамки ментального опыта, требующее развития рефлексии. Именно наличие развитых рефлексивных процессов (рефлексии методологической и личностной) становится устойчивой и стержневой системой подготовки специалистов [23, с. 3].
Подготовка будущего психолога в вопросах: «Каким должен быть, анализ и фиксирующие его описания представлен как проект новой деятельности, будет опираться на эти вопросы, которые должны обсуждаться особо. [24, с. 386].
По глубокому убеждению Г. П. Щедровицкий считает, что первый этап и первая фаза обсуждения проблемы «рефлексии» необходимо связано с выработкой заданием определенного отношения к той культурной традицией, в которой «рефлексия» сформировалось как особое культурное значение и как особые смыслы. А это, в свою очередь, связано с необходимостью оценить эту культурную традицию, определить модус ее существования, а затем найти определенную форму перехода от этой традиции к естественнонаучному подходу. Задача состоит в том, чтобы «превратить «рефлексию», заданную в качестве культурного значения и определенных смыслов...» [25, с. 65].
Исходя из вышеизложенного, приходим к такому заключению, что профессиональное становление будущего психолога проходит как определенный период рефлексивного анализа. Рефлексивный анализ того, какую ценность, прежде всего, несет в себе профессия лично для него и в обществе, осознанную и понятийную оценку в приобретении теории и практики, знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, субъективного проживания и профессионального отношения к будущей профессии, личностного и культурного значения в освоении.
Такой подход в системе подготовки будущего психолога на уровне высшей школы направляет наше внимание на то, что мы видим рефлексию как одну из необходимых компонентов интеграции в профессиональном становлении.
Таким образом, изучая феноменологию рефлексии, появляется возможность в научной обоснованности ее как внутриличностном, личностно-ориентированном, профессионально-личностном, т. е. компетентностном подходе в профессиональном становлении будущего психолога.
Список литературы:
1. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships: As developed in the client-centered framework. New York: McGraw-Hill, 1959. V. 3. P. 184-256.
2. Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. V. 3. P. 109.
3. Шеллер М. Формы знания и общество. Сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. №1-2. P. 122-160.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. С. 625-636.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
5. Шеллер М. Новая парадигма мобильностей в современной социологии // Социологические исследования. 2016. №7. С. 3-11.
6. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
365 с.
7. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб.: Союз. 1997. Т. 128.
8. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл. 2001. Т. 572.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер. 2003. Т. 352. С. 6.
10. Рейнвальд Н. И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге XXI века. 1990. С. 16-31.
11. Выготский Л. С., Давыдов В. В. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 536.
12. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. Т. 2. С. 5-18.
13. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. №1. С. С. 35-52.
14. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. Т. 29. №5. С. 35-42.
15. Дударева В. Ю., Семенов И. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. №1. С. 1010-120.
16. Романова М. В., Ледовских И. А. Методы развития профессиональной рефлексии у будущих психологов в условиях вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №12. С. 68-71.
17. Мишина Е. И. Становление личностной рефлексии у будущих специалистов: дисс... канд. психол. наук. М. 2011. 298 с.
18. Володина К. А. Формирование образа будущей профессии у студентов- психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе: автореф. ... канд. психол. наук. Шадринск. 2015. 21 с.
19. Иванова С. П. Исследование выраженности рефлексии у будущих психологов МЧС // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №1(40). С. 31-35.
20. Ветрова И. И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте: автореф. ... канд. психол. наук. М. 2011.
21. Чазова А. А. Копинг - поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: автореф. д-ра мед. наук. СПб, 1998. 47 с.
22. Эндеберя И. В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов // Молодой ученый. 2015. №2. С. 743-749.
23. Иванова В. П. Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального становления студентов: автореф. ... д-р психол. наук. М. 2014. 52 с.
24. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. 800 с.
25. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 800 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
References:
1. Rogers, C. R. (1959). A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships: As developed in the client-centeredframework (Vol. 3, pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.
2. Batishchev, G. S. (1995). Osobennosti kul'tury glubinnogo obshcheniya. Voprosy filosofii, 3, 109. (in Russian).
3. Sheller, M. (1996). Formy znaniya i obshchestvo. Sushchnost' i ponyatie sotsiologii kul'tury. Sotsiologicheskii zhurnal, (1-2), 122-160. (in Russian).
4. Veber, M. (1990). Osnovnye sotsiologicheskie ponyatiya. In Izbrannye proizvedeniya. Moscow, 625-636. (in Russian).
5. Sheller, M. (2016). Novaya paradigma mobil'nostei v sovremennoi sotsiologii. Sotsiologicheskie issledovaniya, (7), 3-11. (in Russian).
6. Antsyferova, L. I. (1981). Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Moscow. (in Russian).
7. Shtern, V. (1997). Umstvennaya odarennost': Psikhologicheskie metody ispytaniya umstvennoi odarennosti v ikh primenenii k detyam shkol'nogo vozrasta. St. Petersburg. (in Russian).
8. Levin, K. (2001). Dinamicheskaya psikhologiya: Izbrannye trudy. Moscow. (in Russian).
9. Maslou, A. (2003). Motivatsiya i lichnost'. St. Petersburg. (in Russian).
10. Reinval'd, N. I. (1990). Psikhologicheskie problemy izucheniya i formirovaniya lichnosti studenta kak budushchego spetsialista. Student na poroge XXI veka, 16-31. (in Russian).
11. Vygotskii, L. S., & Davydov, V. V. (1996). Pedagogicheskaya psikhologiya (536). Moscow. (in Russian).
12. Orlov, A. B. (1995). Lichnost' i sushchnost': vneshnee i vnutrennee Ya cheloveka. Voprosy psikhologii, 2, 5-18. (in Russian).
13. Yadov, V. A. (1994). Sotsial'naya identifikatsiya v krizisnom obshchestve. Sotsiologicheskii zhurnal, (1), 35-53. (in Russian).
14. Semenov, I. N., & Stepanov, S. Yu. (1983). Refleksiya v organizatsii tvorcheskogo myshleniya i samorazvitiya lichnosti. Voprosy psikhologii, 29(5). 35-42. (in Russian).
15. Dudareva, V. Yu., & Semenov, I. (2008). Fenomenologiya refleksii i napravleniya ee izucheniya v sovremennoi zarubezhnoi psikhologii. Psikhologiya. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki, 5(1). 1010-1020. (in Russian).
16. Romanova, M. V., & Ledovskikh, I. A. (2017). Metody razvitiya professional'noi refleksii u budushchikh psikhologov v usloviyakh vuza. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, (12). 68-71. (in Russian).
17. Mishina, E. I. (2011). Stanovlenie lichnostnoi refleksii u budushchikh spetsialistov: diss... kand. psikhol. nauk. Moscow. (in Russian).
18. Volodina, K. A. (2015). Formirovanie obraza budushchei professii u studentov-psikhologov na nachal'nom etape professional'noi podgotovki v vuze: avtoref. ... kand. psikhol. nauk. Shadrinsk. (in Russian).
19. Ivanova, S. P. (2010). Issledovanie vyrazhennosti refleksii u budushchikh psikhologov MChS. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh, 1(40). 31-35. (in Russian).
20. Vetrova, I. I. (2011). Razvitie kontrolya povedeniya, sovladaniya i psikhologicheskikh zashchit v podrostkovom vozraste: avtoref. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. (in Russian).
21. Chazova, A. A. (1998). Koping - povedenie vracha i bol'nogo v protsesse preodoleniya bolezni: avtoref. d-ra med. nauk. St. Petersburg. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 6. №11. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
22. Endeberya, I. V. (2015). Analiz problemy uspeshnogo professional'nogo stanovleniya budushchikh prakticheskikh psikhologov. Molodoi uchenyi, (2). 743-749. (in Russian).
23. Ivanova, V. P. (2014). Razvitie intellekta kak osnovanie lichnostno-professional'nogo stanovleniya studentov: avtoref. ... d-r psikhol. nauk. Moscow. (in Russian).
24. Shchedrovitskii, G. P. (1995). Izbrannye trudy. Moscow. (in Russian).
25. Shchedrovitskii, G. P. (2005). Myshlenie. Ponimanie. Refleksiya. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 16.10.2020 г.
Принята к публикации 21.10.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Мураталиева Н. Х. Рефлексия в профессиональном становлении будущего психолога // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №11. С. 401-407. https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/50
Cite as (APA):
Murataliyeva, N. (2020). Reflection in the Professional Development of Future Psychologist. Bulletin of Science and Practice, 6(11), 401-407. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/50