Головин А. А. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / А. А. Головин, В. Н. Кормакова // Научный диалог. — 2016. — № 7 (55). — С. 265—279.
ERIHJM^
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 378:371.146+371.132
Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема
© Головин Александр Александрович (2016), аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, Россия), [email protected].
© Кормакова Валентина Николаевна (2016), доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, Россия), [email protected].
Рассматриваются сущностные и содержательные характеристики понятия «рефлексия» в философии. Прослеживается его генезис в психологических и педагогических трудах. В логике исследования уделяется внимание характерным особенностям формирования профессиональной рефлексии будущего специалиста. Выполнен обзор основных типов профессиональной рефлексии, пяти основных этапов развития проблем, связанных с рефлексией: с 1920 по 1950 гг., с 1950 по 1960 гг., 1970-е гг., начало 1980-х гг., с середины 1980 по 1990 гг. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы проблема формирования профессиональной рефлексии занимает одно из ключевых мест в общественно-гуманитарных науках. Указано, что важность овладения умениями профессиональной рефлексии подчеркивается многими исследователями, поскольку она способствует адекватной самореализации будущего специалиста в профессиональной сфере через познание собственных возможностей, качеств как следствие их развития. В статье приводятся определения понятий «рефлексия», «педагогическая рефлексия», «профессиональная рефлексия». Проведен анализ научной литературы по проблеме исследования. Автор приходит к выводу, что формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста можно рассматривать как психолого-педагогическую категорию.
Ключевые слова: рефлексия; профессиональная рефлексия.
1. Введение
Одним из главных свойств личности является рефлексия, выступающая механизмом ее самоопределения, саморегуляции, саморазвития
и самореализации. Исследователи А. А. Деркач, А. В. Карпов, И. А. Савенкова, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов считают, что успешность профессионального развития обусловливается личностным ростом, определяемым глубиной и качеством самопознания и самопонимания, которые, в свою очередь, зависят от рефлексивного переосмысления личностью себя, см.: [Двоеглазова, 2008].
Возможность изучения проблемы формирования профессиональной рефлексии будущего специалиста определяется широкой представленностью ее отдельных аспектов в философских, психологических и педагогических трудах.
2. Разработка рефлексии в философских трудах
Для понимания основных процессов и закономерностей, ставших основообразующими для профессиональной рефлексии, обратимся к философской разработке проблемы. Как отмечает А. В. Карпов, философский контекст понятия «рефлексия» имеет более содержательную и хронологически богатую историю относительно психолого-педагогических исследований [Карпов, 2004].
Начальным этапом в понимании сущности рефлексии является Античность как период зарождения данного феномена. При этом для античных авторов назначение рефлексии сводилось к самопознанию человека. В античной философии отсутствовала атрибутированность рефлексии человеческому разуму, она не рассматривалась как средство осмысления личностной, индивидуальной, духовной активности. В античную эпоху средством развития рефлексии стал диалог. Сократ разработал собственный метод ведения диалога, который был классифицирован И. Н. Семеновым как «рефлексивно-диалектический полилог», позднее — как метод сократической беседы. Платоном была разработана дискурсивно-текстовая форма сократических диалогов, наполненная оригинальным философским содержанием. Для философа воспитание благоразумия являлось важным процессом самопознания, а благоразумие приравнивалось к знанию самого себя [Щедровицкий, 2005].
В трактатах Аристотеля развитие рефледиалога трансформировалось в античную диалектику. Философ определял рефлексию как свойство божественного разума, способного обнаружить единство мыслимого и мысли [Бизяева, 2004]. Тем самым автор выделил и разработал интеллектуальную рефлексию как «мышление о мышлении». Данная трактовка рефлексии прошла через неоплатонизм и Средневековье, где рефлексия трактовалась как самовыражение энергии божества.
В философии Нового времени личности приписывается способность к рефлексированию. Одной из особенностей данного периода были попытки обоснования источников знаний о человеке, в связи с чем произошло углубление понимания рефлексии: сознание начинает определяться как знание души о себе самой. Французский философ Р. Декарт полагал, что существуют две первоосновы мира — телесная, свойством которой является протяженность, и душа, свойством которой является мышление [Вачков и др., 2007]. Философ приравнивал рефлексию к способности индивида отвлечься от всего внешнего, телесного и сосредоточиться на содержании своих мыслей. Знание, которое получает личность, признается ученым как единственно достоверное, оно становится основанием для размышлений о существовании Бога, о свойствах физического мира [Би-зяева, 2004]. Таким образом, ученым был заложен естественно-научный подход к изучению феномена рефлексии.
К эпохе Нового времени относятся труды Дж. Локка, трактовавшего проблему процесса рефлексии как проблему внутреннего механизма сознания, см.: [Щедровицкий, 2005]. Философ разделял опыт на внутренний и внешний: внутренний опыт относится к деятельности разума, внешний ориентируется на внешний мир, при этом источником идей выступают либо внешние объекты, либо деятельность ума. Первый источник познания Дж. Локк называл ощущением, второй — рефлексией. Рефлексия характеризовалась способностью познавать собственную умственную деятельность подобно тому, как познаются внешние предметы [Там же].
Развитие представлений о рефлексии было продолжено в идеях классической немецкой философии. И. Кант рассуждал о сознании самого себя, разделяя «Я» как объект восприятия, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт, и «Я» как субъект мышления (рефлектирующее «Я») [Кант, 1966]. Для философа рефлексия — способность структурировать и организовывать материал сознания, возможность охвата множества знаний в одном сознании.
Многоаспектный анализ понятия «рефлексия» был проведен Ф. Гегелем. Философ отмечал, что рефлексия диалектична как тождество, различие сущности и формы, интерпретируется как процесс и движение. Автор отождествил рефлексию и сознание, позднее обозначил ее как базовую категорию в становлении человека, при этом упростив сознание до этапа в развитии рефлексии. Под рефлексией Ф. Гегель понимал сознательный деятельностный процесс, который в самых разнообразных формах создает субъективное инобытие деятельности. Благодаря философу рефлексия
приобрела статус одного из важных обоснований философского анализа знания [Гегель, 1977].
Рефлексивный подход продолжил свое развитие в философии в начале хх века. В данный период выделились два главных направления в разработке и понимании проблемы рефлексии. Первое освещало рефлексию как универсальный способ анализа содержания сознания. Это направление осваивает феноменология как метод возвращения взгляда от естественной установки к трансцендентальной жизни сознания. Ко второму направлению относится экзистенциализм, определяющий рефлексию как источник и основание самосознания человека [Гуссерль, 2009].
Э. Гуссерль обосновал универсальную методологическую функцию рефлексии, выделил новый вид трансцендентальной рефлексии, отделяя ее от естественной. С трансцендентальной рефлексией философ связывает акт непосредственного схватывания, интуитивного понимания объекта, в процессе которого формируется позиция незаинтересованного наблюдения [Там же].
В противоположность феноменологии представители современного постмодернизма негативно относятся к понятию рефлексии, указывая на невыразимость внутреннего опыта личности и недоступность его рефлексивному пониманию [Двоеглазова, 2008]. В эпоху постмодернизма выделился второй этап изучения проблемы рефлексии (XX век) в русле философии экзистенциализма. В данный период «рефлексия вновь отчетливо проявляет функцию диалогизации, трансформируя внешний диалог в индивидуализированный внутренний спор человека с самим собой» [Коваль и др., 2009].
В процессе распространения в Европе трудов классиков немецкой философии в начале XIX столетия понимание сущности рефлексии и связанная с ней проблематика появляются в российской философской науке. Разработка проблем рефлексии в начале XX века была вытеснена философией марксизма и продолжалась в русле методологии науки как метод философского познания. В конце XX века начинается углубленное изучение феномена рефлексии отечественными философами [Карпов, 2004]. В этот период разработкой проблемы формирования рефлексии занимались многие ученые, но наиболее полно и последовательно раскрываются гносеологические и онтологические установки исследуемого феномена в работах В. А. Лекторского, В. А. Лефевра, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкого [Лекторский, 2001; Лефевр, 2003; Мамардашвили, 1990; Щедровицкий, 2005 и др.].
В трудах М. К. Мамардашвили под понятием рефлексии понимается основной способ и средство контакта личности с внутренним опытом,
осмысление уникальности которого есть цель индивидуального философствования. Философ отмечает, что в процессе мышления человек всегда оперирует собственным мышлением, тем самым отождествляя его с рефлексированием, см.: [Лепский, 2009]. Г. П. Щедровицкий рассматривал рефлексию как особый процесс и структуру, как принцип развертывания схем деятельности. Основой для осуществления рефлексивной деятельности, по его мнению, является рефлексивный выход, который проявляется в смене индивидом своей прежней позиции, позиции «деятеля» на новую, внешнюю позицию по отношению к будущей проектируемой деятельности и по отношению к прежним, уже выполненным, деятельностям. Проявляющаяся новая позиция деятеля обозначается как «рефлексивная позиция», а вырабатываемые в ней знания являются «рефлексивными знаниями», поскольку они берутся относительно знаний, выработанных в первой позиции [Щедровицкий, 2005].
В «исчисляемой психофеноменологии» В. А. Лефевра рефлексия развивается в рамках социального познания. Исследователь подчеркивает, что естественнонаучный подход не может объяснить существование сложных систем, и вводит ряд понятий: рефлексивные игры, способность рефлексии, рефлексивное управление, уровень рефлексии (которым обладает каждый из взаимодействующих субъектов). В традиционном философско-психологиче-ском понимании рефлексия характеризуется как способность встать в позицию «контролера», «исследователя» или «наблюдателя» по отношению к своим мыслям, телу, действиям. Автор несколько расширил данное понимание рефлексии, обозначив ее как способность встать по отношению к действиям и мыслям другого «персонажа» в позицию исследователя [Лефевр, 2003].
В. А. Лекторский, рассматривая проблемы рефлексии в гносеологическом плане, ставит на первое место рефлексию как средство познания и отводит второстепенную роль функции самопонимания. При этом философ исследует самопознание мышления, отстраняясь от осознания «бытия в мире» [Лекторский, 2001]. В советской философии анализ проблем рефлексии велся разносторонне и глубоко, что послужило созданию методологической базы для дальнейшего психологического изучения феномена. В итоге феномен рефлексии перестал быть исключительно философским и общенаучным и интегрировался в психологию, где приобрел статус специально-научного понятия.
3. Основные подходы изучения рефлексии в психологии
В психологической науке сложилось неоднозначное отношение к разработке проблем рефлексии. Одни психологические школы полностью
отрицали необходимость исследования данного феномена (бихевиоризм), другие признавали ее основным психологическим методом [Карпов, 2004, с. 22]. Так, в своих работах психолог У Джеймс различал две стороны самосознания: оно является одновременно познающим «Я» и познаваемым «Я», объектом и субъектом познания [Джеймс, 1991]. Постепенно рефлексия завоевала место в категориальном и методическом аппарате научной психологии. Первым привлек внимание психологов к проблемам рефлексии Д. Дьюи. Психолог понимал рефлексию как паузу в суждении на время дальнейшего исследования, позволяющую подтвердить или опровергнуть пришедшую мысль или идею [Дьюи, 1997]. В 1930-х гг. А. Буземан предлагал выделить проблемы рефлексии в отдельную область психологии, изучающую рефлексивные процессы и сознание. Ученый сформулировал определение в психологическом русле: рефлексия — перенесение на себя переживания из внешнего мира [см.: Розин, 1987].
В психологии когнитивизма разрабатываются понятия метапамяти (память о собственной памяти) и метамышления (процессы регуляции мышления), являющиеся по сути рефлексивными феноменами. Исследования в данной области привели к появлению нового направления — ме-такогнитивизма. Данное направление психологии исследует механизмы интеллектуальной деятельности и берет свое начало в трудах Дж. Флей-велла [Flavell, 1979]. Общий смысл понимания феномена рефлексии выражен в определении П. Дорнера, описывающем рефлексию как способность думать о собственном мышлении с целью его совершенствования [Dorner, 1978]. Таким образом, в зарубежной психологии прослеживаются два направления изучения феномена рефлексии. Первое основывается на интроспективной психологии, признававшей за рефлексивными процессами основ в функционировании психики, а рефлексирование — главным методом исследования сознания (гуманистическая психология, гешталь-тпсихология, экзистенциальная психология). Ко второму направлению относится метакогнитивизм, который рассматривает развитие принципов когнитивной психологии и исследует процессы, регулирующие переработку информации — метапроцессов [Карпов, 2004, с. 23].
Рассматривая развитие понятия «рефлексия» в советской психологии, мы обращаемся к исследованиям известного психолога и основателя рефлексивного движения И. Н. Семенова [Семенов, 2008]. В своих трудах ученый представляет наиболее полную и логически выстроенную периодизацию рефлексии, выделяя пять основных этапов развития проблем, связанных с рефлексией. Первый этап относится к 1920—1950 годам, для которого характерно развитие психологии в русле методологии марксиз-
ма, где рефлексия выступает как общепсихологический принцип познания произвольных и осознанных психических явлений (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. В. Кравков). Второй этап датируется 1950—1960 годами, когда происходило становление деятельностного подхода к анализу психических явлений (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шоро-хова). Актуализировались проблемы исследования научного мышления (Б. М. Кедров, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.). В данный период были созданы авторские модели рефлексии: «система с рефлексией» М. А. Розова, модель «рефлексивного выхода» Г. П. Щедровицкого и «рефлексивное управление» В. А. Лефевра. На третьем этапе (1970-е гг.) активно организуются экспериментальные исследования рефлексивных процессов в русле различных направлений. Ю. Н. Кулюткин, И. Н. Семенов занимаются исследованием рефлексивных процессов в психологии мышления, В. В. Давыдов — в педагогической психологии, К. Е. Данилин — в социальной психологии, Н. Г. Алексеев и Г. П. Щедровицкий изучают рефлексивные процессы и их регуляцию в деятельности. В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов организуют исследования роли рефлексии в решении творческих задач, где рефлексия впервые рассматривается как осознание способов, средств и оснований мыслительной деятельности, осуществляющих ее регуляцию. В начале 1980-х годов начинается четвертый этап развития проблемы рефлексии в отечественной психологии, появление различных вариантов построения ряда научных дисциплин на базе понятия рефлексии: педагогики, психотерапии, психологии. С середины 1980-х по 1990-е годы увеличивается количество комплексных, междисциплинарных разработок и происходит расширение поля исследований рефлексии. Наблюдается синтез результатов теоретических и эмпирических исследований, достижения которых можно отнести к пятому этапу разработки проблемного поля рефлексии. В процессе изучения феномена вокруг его основных проблем образовались и начали свое активное развитие классические подходы к психологии рефлексии: информационно-кибернетический и логико-математический подход (В. А. Лефевр, И. С. Ладенко, Г. Л. Смолян); нормативно-деятельностный и системно-структурный подход (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Г. П. Щедровицкий); личностно-деятельностный подход, преобразовавшийся в экзистенциально-культуральный (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов).
Значительный вклад в исследование психологии рефлексии внесли концептуальные взгляды И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова [Степанов и др., 1982]. По мнению И. Н. Семенова, рефлексия — процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновацион-
ную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику [Там же]. Авторами были выделены следующие типы рефлексии: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, экзистенциальная и культурная. Личностная рефлексия позволяет понять свой внутренний мир посредством самооценки своих качеств и состояний. Интеллектуальная рефлексия определяется соотнесением предметной ситуации и собственных действий, знанием об объекте и путях действия с ним [Там же]. Основой для продуктивного межличностного общения является коммуникативная рефлексия. Она организует осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, представления о внутреннем мире другого человека [Андреева, 1981]. Согласованную совместную деятельность обеспечивает кооперативная рефлексия.
Во второй половине XX века отечественная психология внесла вклад в разработку и углубление основных подходов к изучению проблем формирования рефлексии, что дало мощный стимул для дальнейшего изучения феномена. В настоящее время, помимо углубления традиционной проблематики изучения формирования рефлексии, происходит взаимодействие психологии рефлексии на базе междисциплинарных исследований с психосемантикой (В. В. Столин), психолингвистикой (Р. М. Фрумкина), этнографией (М. М. Муканов, П. Тульвисте), социологией и философскими дисциплинами (Д. И. Дубровский, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский,
A. Г. Спиркин и др.) [Степанов и др., 1982]; педагогикой.
4. Исследование профессиональной рефлексии в педагогике
Разработкой проблем рефлексии и ее формирования в русле педагогического знания занимались Б. З. Вульфов, Т. М. Давыденко, Е. И. Исаев,
B. И. Загвязинский, Г. П. Звенигородская, Г. М. Коджаспирова, С. Г. Ко-сарецкий, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, В. А. Мета-ева, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Т. И. Шамова, В. Н. харькин, И. М. Юсупов и другие исследователи. Трактовки сущности понятия «рефлексия» в педагогике разнонаправленны, изменяются от того, в какой предметной области они находятся (профессиональное мышление, профессиональное общение, профессиональная деятельность, личность профессионала, профессиональный опыт); какие субъекты педагогического процесса рассматриваются (педагог, обучающийся и др.).
М. В. Захарченко определяет рефлексию в педагогике как источник теоретического педагогического знания [Захарченко]. Б. З. Вульфов, В. Н. харькин рассматривают профессиональную педагогическую рефлек-
сию как любую другую профессиональную рефлексию, но в области, связанной с педагогической деятельностью, в частности, с собственным педагогическим опытом [Вульфов и др., 1995]. А. А. Бизяева, Ю. Н. Кулюткин характеризуют педагогическую рефлексию как способность педагога находиться в аналитической позиции к своей деятельности [Биязева, 2004; Кулюткин, 2001]. М. И. Дьяченко, А. К. Маркова, описывая рефлексию учителя, характеризуют ее как познание своего внутреннего мира, анализ своих мыслей, действий, переживаний по поводу профессиональной деятельности, осознание того, как его воспринимают обучающиеся, коллеги и другие субъекты общения, см.: [Корнилова, 2009]. С. К. Кондратьева,
B. А. Кривошеев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан обозначают педагогическую рефлексию как компонент социально-перспективных способностей педагога, обеспечивающих процесс адекватного восприятия учителем своих учеников.
Одной из новаций педагогической науки на рубеже хх—хх! веков является рефлексивно-деятельностная педагогика (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, И. С. Ладенко, В. В. Рубцов и др.). Ее возникновение связано с взаимодействием педагогической психологии, общей педагогики, рефлексивной акмеологии, рефлексивной психологии и рефлексивной педагогики. В рефлексивно-деятельностной педагогике происходит разработка инновационных путей, средств и технологий, которые направляются на развитие и саморазвитие творческого потенциала обучающихся. К ним относятся рефлексивно-игровые и тренинговые методы профессиональной подготовки будущих специалистов, рефлексивно-деятельностные технологии профессионального развития (Т. Г. Болдина, И. Е. Задорож-нюк, С. Г. Косарецкий, И. В. Орлова, Ю. П. Поваренков, И. Н. Семенов,
C. Ю. Степанов и др.), см.: [Пьянкова, 2012].
Одной из центральных задач психолого-педагогической науки в сфере профессионального труда является обеспечение соответствия человека и профессии. Специалисты в данной области осознают сложность ориентации в разнообразном «мире профессий», что обусловлено их спецификой. Каждая профессия имеет свои особенности, выраженные в предмете, задаче, средствах и условиях ее исполнения. Будущий специалист не сможет грамотно выполнять свои профессиональные задачи без знания и понимания требований, предъявляемых профессией к человеку как к личности [Кормакова и др., 2013]. Если исходить из данного представления, профессиональная рефлексия выступает необходимым компонентом психограммы профессий, относящихся к сфере межличностных коммуникаций и совместной деятельности. Она выражается в активной исследовательской
позиции субъекта по осмыслению и переосмыслению собственных действий. Как подчеркивает И. Г. Бессонова, достижение субъектом высокого профессионализма зависит от степени сформированности у него рефлексивных качеств [Бессонова, 2007].
Непосредственно в профессии формируется профессиональная рефлексия. Общее понятие профессиональной рефлексии было сформулировано Б. З. Вульфовым, согласно которому профессиональная рефлексия — соотнесение себя и возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная или избираемая профессия [Вульфов, 1997]. В работах В. А. Метаевой профессиональная рефлексия определяется как форма теоретической деятельности. Она направлена на осмысление человеком своих убеждений и действий как профессионала в повседневной деятельности [Метаева, 2006]. По мнению Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, профессиональная рефлексия является способностью отображения картины мира обучающегося [Мышление ..., 1990]. Профессиональная рефлексия является частным случаем рефлексии человека, основой которой является осознание собственной мыслительной деятельности [Казанкова, 2006].
5. Заключение
В последние годы проблема формирования профессиональной рефлексии занимает одно из ключевых мест в общественно-гуманитарных науках. Важность овладения умениями профессиональной рефлексии подчеркивается многими авторами (О. С. Анисимов, А. А. Бизяева, Б. З. Вульфов, Т. М. Давыденко, А. В. Карпов, Т. Ю. Колошина, С Г. Ко-сарецкий, Ю. И. Лобанова, И. Н. Семенов, В. А. Сластенин, В. И. Сло-бодчиков, С. Ю. Степанов и др.), поскольку она способствует адекватной самореализации будущего специалиста в профессиональной сфере через познание собственных возможностей, качеств, как следствие их развития.
В настоящее время активно осуществляется теоретическое и экспериментальное изучение проблемы формирования рефлексивных умений будущих специалистов в процессе профессионального самоопределения и организации их учебно-профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, В. Н. Кормакова, Л. М. Митина, Н. И. Орлова, Л. С. Подымова, И. А. Савенкова, И. Н. Семенов, Н. С. Чернышева и др.). Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что накоплен достаточно обширный материал, позволяющий рассматривать формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста как психолого-педагогическую категорию.
Литература
1. Андреева Г. М. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова // Межличностное восприятие в группе. — Москва : МГУ, 1981. — С. 68—85.
2. Бессонова И. Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии у студентов педвуза : диссертация ... кандидата педагогических наук / И. Г. Бессонова. — Ишим, 2007. — 185 с.
3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя : педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. — Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. — 216 с.
4. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / И. В. Вач-ков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна. — Москва : НПО «МОДЭК», 2007. — 464 с.
5. Вульфов Б. З. Рефлексия : учить, управляя / Б. З. Вульфов // Мир образования. — 1997. — №1. — С. 63—65.
6. Вульфов Б. З. Педагогика рефлексии : взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. — Москва : Магистр, 1995. — 111 с.
7. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. — Москва : Мысль, 1977. — 3 т. — 471 с.
8. Гуссерль Э. М. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. М. Гуссерль. — Москва : Гнозис, 2009. — 496 с.
9. Двоеглазова М. Ю. Структура личностной рефлексии студентов : диссертация ... кандидата психологических наук / М. Ю. Двоеглазова. — Москва, 2008. — 190 с.
10. Джеймс У. Психология / У Джеймс ; под ред. Л. А. Петровской. — Москва : Педагогика, 1991. — 368 с.
11. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. — Москва : Совершенство, 1997. — 208 с.
12. ЗахарченкоМ. В. Рефлексия в педагогике [Электронный ресурс] / М. В. За-харченко. — Режим доступа : http://www.portal-slovo.ru/pedagogy / 37918.php.
13. Казанкова. Т. Н. Модель рефлексивного управления качеством учебного процесса колледжа : диссертация ... кандидата психологических наук / Т. Н. Казанкова. — Челябинск, 2006. — 177 с.
14. Кант И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. — Москва : Мысль, 1966. — 6 т. — 365 с.
15. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — 424 с.
16. Коваль Н. А. Рефлексивно-диалогическое взаимодействие личности как проблема гуманитарного знания [Электронный ресурс] / Н. А. Коваль, М. В. Коваль // Актуальные инновационные исследования : наука и практика. — 2009. — № 3—4. — Режим доступа : http://www.actualresearch.ru/nn / 2009_3/Ar-ticle /psychology/koval.htm.
17. Кормакова В. Н. Диалог как основа тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста [Электронный ресурс] / В. Н. Кормакова, Е. Н. Кролевецкая // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — Режим доступа : http://www.science-education. ru/110-9657.
18. Корнилова Н. А. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста : диссертация ... кандидата психологических наук / Н. А. Корнилова. — Кемерово, 2009. — 285 с.
19. Кулюткин Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю. Н. Кулюткин. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2001. — 74 с.
20. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. — Москва : Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
21. Лепский В. Е. Рефлексивный подход : от методологии к практике /
B. Е. Лепский. — Москва : Когито-центр, 2009. — 447 с.
22. Лефевр В. А. Рефлексия / В. А. Лефевр. — Москва : Когито-центр, 2003. — 496 с.
23. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — Москва : Прогресс, 1990. — 368 с.
24. Метаева. В. А. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика : диссертация ... доктора педагогических наук / В. А. Метаева. — Екатеринбург, 2006. — 357 с.
25. Мышление учителя : личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — Москва : Педагогика, 1990. — 104 с.
26. Пьянкова Г. С. Личностная и профессиональная рефлексия : психологический практикум / Г. С. Пьянкова. — Красноярск : [б. и.], 2012. — 125 с.
27. Розин В. М. Рефлексия в структуре сознания личности / В. М. Розин // Проблемы рефлексии. — Новосибирск : Наука, 1987. — С. 222—228.
28. Семенов И. Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность / И. Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2008. — Т. 5. — № 1. — С. 64—76.
29. Степанов С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. — 1982. — № 1. — С. 99—104.
30. Степанов С. Ю. Психология рефлексии : проблемы и исследования /
C. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 31—40.
31. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровиц-кий. — Москва : Восточная литература, 2005. — 800 с.
32. Dorner P. Self-reflection and problem — solving / P. Dorner // Human and artificial intelligence. — Berlin, 1978. — Рр. 101—107.
33. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring : A new area of cognitive-developmental inquiry / J. H. Flavell // American Psychologist. — 1979. — № 34. — Рр. 906—911.
Formation of Professional Reflection of Future Specialist as Psychological-Pedagogical Problem
© Golovin Aleksandr Aleksandrovich (2016), post graduate student, Department of Education, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia), golovin_1989@ mail.ru.
© Kormakova Valentina Nikolayevna (2016), Doctor of Education, professor, Head of Department of Education, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia), [email protected].
Essential and substantial characteristics of the concept of "reflection" in philosophy are considered. Its genesis in the psychological and pedagogical writings is traced. In the logic of the research the attention focuses on characteristic features of formation of professional reflection of the future specialist. A review of the basic types of professional reflection, the five main stages of development of problems related to reflection is made: from 1920 to 1950, from 1950 to the 1960s, the 1970s, beginning of the 1980s, from the middle of 1980s to 1990. The research urgency is caused by the fact that in recent years the problem of formation of professional reflection is one of the key places in the so-cio-humanitarian sciences. It is indicated that the importance of mastering the skills of professional reflection is emphasized by many researchers because it contributes to an adequate realization of the future specialist in the professional sphere through the knowledge of their own capabilities, qualities as a consequence of their development. The article provides definitions of "reflection", "pedagogical reflection", "professional reflection". The analysis of the scientific literature on the research problem is made. The author comes to the conclusion that the development of professional reflection of the future specialist can be regarded as a psychological-pedagogical category.
Key words: reflection; professional reflection.
References
Andreeva, G. M. 1981. Printsipy issledovaniya mezhlichnostnogo vospriyatiya v uslovi-yakh sovmestnoy deyatelnosti. In: Mezhlichnostnoye vospriyatiye v gruppe. Moskva: MGU. 68—85. (In Russ.) Bessonova, I. G. 2007. Formirovaniye professionalnoy pedagogicheskoy refleksii u stu-dentov pedvuza: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Ishim. (In Russ.)
Bizyaeva, A. A. 2004. Psikhologiya dumayushchego uchitelya:pedagogicheskaya reflek-
siya. Pskov: PGPI im. S. M. Kirova. (In Russ.) Dorner, P. 1978. Self-reflection and problem — solving. In: Human and artificial intelligence. Berlin. 101—107. (In Engl.) Dvoeglazova, M. Yu. 2008. Struktura lichnostnoy refleksii studentov: dissertatsiya ...
kandidata psikhologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.) Dyui, D. 1997. Psikhologiya i pedagogika myshleniya. Moskva: Sovershenstvo. (In Russ.)
Dzheyms, U. 1991. Psikhologiya. Moskva: Pedagogika. (In Russ.) Flavell, J. H. 1979. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34: 906—911. (In Engl.)
Gegel', G. V. F. 1977. Entsiklopediya filosofskikh nauk: v 3 t., 3. Moskva: Mysl'. (In Russ.)
Gusserl', E. M. 2009. Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii. Moskva: Gnozis. (In Russ.)
Kazankova, T. N. 2006. Model' refleksivnogo upravleniya kachestvom uchebnogo protsessa kolledzha: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk. Chelyabinsk. (In Russ.)
Kant, I. 1966. Sochineniya: v 61., 6. Moskva: Mysl'. (In Russ.)
Karpov, A. V. 2004. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatelnosti. Moskva: Institut psikhologii RAN. (In Russ.)
Kormakova, V. N., Krolevetskaya, E. N. 2013. Dialog kak osnova tyutorskogo soprovoz-hdeniya uchebno-professionalnoy samorealizatsii budushchego spetsialista. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 4. Available at: http://www. science-education.ru/110-9657. (In Russ.)
Kornilova, N. A. 2009. Formirovaniye professionalnoy refleksii budushchego spetsi-alista: dissertatsiya . kandidata psikhologicheskikh nauk. Kemerovo. (In Russ.)
Koval', N. A., Koval', M. V. 2009. Refleksivno-dialogicheskoye vzaimodeystviye li-chnosti kak problema gumanitarnogo znaniya. Aktualnyye innovatsionnyye issledovaniya: nauka i praktika, 3—4. Available at: http://www.actualre-search.ru/nn / 2009_3/Article /psychology/koval.htm. (In Russ.)
Kulyutkin, Yu. N., Sukhobskaya, G. S. (ed.). 1990. Myshleniye uchitelya: Lichnostnyye mekhanizmy iponyatiynyy apparat. Moskva: Pedagogika. (In Russ.)
Kulyutkin, Yu. N. 2001. Dialog kakpredmetpedagogicheskoy refleksii. Sankt-Peterburg: SpetsLit. (In Russ.)
Lefevr, V. A. 2003. Refleksiya. Moskva: Kogito-tsentr. (In Russ.)
Lektorskiy, V. A. 2001. Epistemologiya klassicheskaya i neklassicheskaya. Moskva: Editorial URSS. (In Russ.)
Lepskiy, V. E. 2009. Refleksivnyy podkhod: ot metodologii kpraktike. Moskva: Kogito-tsentr.
Mamardashvili, M. K. 1990. Kakyaponimayu filosofiyu. Moskva: Progress. (In Russ.)
Metaeva, V. A. 2006. Razvitiye professionalnoy refleksii v poslediplomnom obrazovanii: metodologiya, teoriya, praktika: dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. Ekaterinburg. (In Russ.)
Pyankova, G. S. 2012. Lichnostnaya i professionalnaya refleksiya: psikhologicheskiy praktikum. Krasnoyarsk: [b. i.]. (In Russ.)
Rozin, V. M. 1987. Refleksiya v strukture soznaniya lichnosti. In: Problemy refleksii. Novosibirsk: Nauka. 222—228. (In Russ.)
Semenov, I. N. 2008. Vzaimodeystviye otechestvennoy i zarubezhnoy psikhologii refleksii: istoriya i sovremennost'. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly eko-nomiki, 5 (1): 64—76. (In Russ.)
Shchedrovitskiy, G. P. 2005. Myshleniye. Ponimaniye. Refleksiya. Moskva: Vostochnaya literatura. (In Russ.)
Stepanov, S. Yu., Semenov, I. N. 1982. Problema formirovaniya tipov refleksii v reshenii
tvorcheskikh zadach. Voprosypsikhologii, 1: 99—104. (In Russ.) Stepanov, S. Yu., Semenov, I. N. 1985. Psikhologiya refleksii: problemy i issledovaniya.
Voprosy psikhologii, 3: 31—40. (In Russ.) Vachkov, I. V., Grinshpun, I. B., Pryazhnikov, N. S. 2007. Vvedeniye v professiyu «psik-
holog». Moskva: NPO «MODEK». (In Russ.) Vulfov, B. Z. 1997. Refleksiya: uchit', upravlyaya. Mir obrazovaniya, 1: 63—65. (In Russ.)
Vulfov, B. Z., Kharkin, V. N. 1995. Pedagogika refleksii: Vzglyad na professionalnuyu
podgotovku uchitelya. Moskva: Magistr. (In Russ.) Zakharchenko, M. V. Refleksiya v pedagogike. Available at: http://www.portal-slovo.ru/ pedagogy/37918.php. (In Russ.)