1УДК 372.882 ББК 74.268.3
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
С. Н. Полькина
Статья посвящена решению одной из актуальных педагогических проблем, связанных с развитием рефлексии у школьников. Складывающиеся в настоящее время традиции обучения утверждают значимость рефлексии как важного качества личности учащегося, обусловливающего формирование новых ценностно-смысловых образований. Автором раскрыты философские, психолого-педагогические подходы к определению понятия (рефлексия», выделены теоретические положения, послужившие основой для разработки методических аспектов развития рефлексии у школьников в обучении с учетом специфики литературы как гуманитарной дисциплины; обозначены основные функциональные этапы осуществления рефлексии, отмечены основные приемы и формы работы по развитию рефлексии у учащихся, выявлены уровни сфор-мированности рефлексии для проведения диагностических процедур, сделаны выводы о значимости работы, направленной на развитие рефлексии у школьников в образовательной практике обучения литературе на основе деятельностного подхода.
Ключевые слова: рефлексия, деятельностный подход, учебная деятельность, обучение, понимание, схема организации рефлексии, приемы развития рефлексии.
DEVELOPMENT OF THE REFLECTION OF PUPILS IN THE COURSE OF TRAINING IN LITERATURE ON THE BASIS OF ACTIVITY APPROACH
S. N. Polkina
The article deals with one of the key pedagogical problems of development of the reflection of pupils. Modern traditions of training state the importance of reflection as a significant quality of the personality of the student. The author reveals philosophical, psychology and pedagogical approaches to the concept "reflection". The article defines theoretical provisions which formed a basis for the methodical aspects of development of a reflection in school students taking into account specifics of literature as a humanitarian discipline. Main functional stages of implementation of a reflection and key methods and forms of work on development of a reflection in pupils are noted. Levels of formation of a reflection for carrying out diagnostic procedures are revealed. Conclusions are drawn on the importance of the work aimed at the development of a reflection in school students in educational practice of training in literature on the basis of activity approach.
Keywords: reflection, activity approach, educational activity, training, understanding, organization of reflection, methods of developing reflection.
Смыслом и целью современного образования является воспитание личности, готовой и способной к саморазвитию, непрерывному самообразованию, самоопределению во всех сферах жизни. Одним из средств реализации поставленной цели является развитие у школьников рефлексии, обеспечивающей активную позицию обучающегося как субъекта учебной деятельности. Складывающиеся в настоящее время традиции обуче-
ния утверждают значимость развития рефлексии как важного качества личности.
Литература как гуманитарная дисциплина может побуждать ученика к анализу собственных поступков, мыслей и переживаний, к размышлениям о самом себе, о результатах своей деятельности. Однако, как показывает изучение педагогических исследований, проблема выбора методов и средств развития рефлексии учащихся в процессе литературного образова-
ния до настоящего времени не нашла своего адекватного решения. А анализ образовательной практики позволяет сделать вывод о том, что в школе умения рефлексии целенаправленно не формируются, потенциал литературы как ведущей гуманитарной дисциплины в полной мере не используется, анализ деятельности ученика выполняется чаще всего учителем.
В силу названных обстоятельств актуализируется проблема разработки методических аспектов развития рефлексии у учащихся в рамках изучения школьного курса литературы на современном этапе образования.
Решение проблемы, по нашему мнению, возможно при построении обучения литературе на основе деятельностного подхода, предполагающего достижение результата образования не только в предметном формате, но и в освоении учащимися способов действий, обеспечивающих самостоятельное овладение новыми знаниями и умениями, включая умение осмысления особенностей организации учебного процесса.
Исследование феномена рефлексии осуществлялось в рамках философии (Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель, А. И. Введенский, В. А. Лекторский, В. А Лефевр, А. П. Огурцов, А. Ф. Филиппов, Ю. А Шрейдер, Г. П. Щед-ровицкий и др.), психологии (Б. Г. Ананьев,
A. Г. Асмолов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский,
B. В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, С. Л. Рубинштейн и др.), педагогики (Б. З. Вульфов, Г. П. Звенигородская, Г. М. Коджаспирова, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, И. М. Юсупов, В. Н. Харькин и др.).
В философии рефлексия рассматривается как способность человека делать себя предметом своей деятельности, своего мышления; как деятельность самопознания, направленная на раскрытие внутреннего мира человека; как внимание к тому, что в нас происходит; как мышление о мышлении.
В психологии и педагогике рефлексия трактуется как средство саморегуляции и саморазвития человека, как процесс самопознания индивидом своих психических актов и состояний, осмысление субъектом себя и того, как другие его понимают.
В контексте нашего исследования особый интерес представляют работы, посвященные
решению проблем рефлексии в учебной деятельности учащихся [1-6].
Отмечая наличие разнообразных аспектов изучения и большое количество определений рефлексии, мы выделяем некоторые из известных трактовок рассматриваемого понятия, предложенные в психологических и педагогических словарях, которые легли в основу нашего определения специфики рефлексии учащихся в рамках учебной деятельности по освоению курса литературы в школе.
В Большом психологическом словаре (под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко) рефлексия (англ. reflection) определяется как «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе других, своих задач, назначения и т. д.» [7, с. 469]. В педагогическом словаре (под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой) рефлексия трактуется как «обращение сознания на самоё себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности» [8, с. 51]. В кратком педагогическом словаре (автор Г. А. Андреева и др.) под рефлексией подразумевается «форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей» [9, с. 115].
В рамках нашего исследования мы обращаемся к рефлексии обучения, под которой понимаем мыслительный процесс, направленный на анализ уже совершенной собственной учебной деятельности, связанной с освоением курса литературы в школе. Рефлексия, осуществленная учеником, позволяет ему не только зафиксировать полученный результат обучения, но и осознать способы, приемы его достижения, обратить внимание на выполненные действия, приведшие к решению учебной задачи, понять свое эмоциональное состояние, настроение и особенности взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса. Иными словами, учащемуся необходимо не только осуществлять учебную деятельность, но и понимать, как он это делает.
В зависимости от способов осмысления субъектом своего сознания, деятельности, об-
щения выделяются четыре типа рефлексии: а) кооперативный, б) коммуникативный, в) личностный, г) интеллектуальный [10]. При этом первые два типа рефлексии проявляются в коллективных формах деятельности, два последних - в индивидуальной деятельности. Такое разделение типов деятельности позволяет соотнести их соответственно с коллективной и индивидуальной формой реализации рефлексии.
Для педагогической практики свойственны все обозначенные типы и формы рефлексии, учет специфики которых необходим при организации процесса обучения. Так, если ученик самостоятельно осмысливает свою деятельность, то осуществляется интеллектуальная рефлексия. Если этот процесс проходит в присутствии другого лица, но без помощи с его стороны, то к интеллектуальной рефлексии добавляется личностная. В этих случаях рефлексия реализуется в индивидуальной форме.
Когда анализ результатов деятельности и способов их достижения выполняется в рамках общения с другими учениками, то осуществляется еще и коммуникативная рефлексия. Если под руководством учителя - к интеллектуальной, личностной, коммуникативной рефлексиям присоединяется кооперативная. Наличие коммуникативной и кооперативной рефлексий свидетельствует о коллективной форме их реализации.
Следует отметить, что при одновременном взаимодействии нескольких типов рефлексии образуются более сложные психические новообразования, чем при выполнении только одного ее типа. Так, в исследовании Е. Р. Новиковой показано, что развитию индивидуального творческого мышления в большой степени способствует взаимодействие двух типов рефлексий: личностной и интеллектуальной [11].
В исследовании Н. И. Гуткиной выявлено, что в результате взаимодействия личностной и коммуникативной рефлексий у подростков возникают так называемые «рефлексивные ожидания», под которыми подразумевается понимание субъектом рефлексии восприятия его другими людьми [12].
Представляется важным обозначить несколько положений, раскрывающих основные аспекты рассмотрения рефлексии:
• рефлексия анализируется нами с позиции деятельностного подхода;
• рефлексия рассматривается как компонент учебной деятельности и средство ее развития;
• признается особое значение рефлексии в формировании новых ценностно-смысловых образований личности школьника.
Именно рефлексия является показателем активной позиции школьника в учебной деятельности, во многом определяя дальнейшее его саморазвитие, самообразование, самоопределение и самореализацию.
Являясь важным качеством личности, рефлексия не возникает сама по себе, ее следует систематически и последовательно формировать и развивать.
Процесс целенаправленного формирования рефлексии включает ряд функциональных этапов, сменяющих друг друга в заданной последовательности, позволяющей проследить движение рефлексии от начала до конца. Для определения этапов осуществления рефлексии учащимися в процессе учебной деятельности мы ориентировались на схему организации рефлексии, представленную Н. Г. Алексеевым: «остановка - фиксация - объективация - отстранение» [13].
Первый этап рефлексии - «остановка». На этом этапе осуществляется завершение учебной деятельности, производимой в процессе изучения школьного курса литературы (интерпретации художественного произведения, исследования литературного процесса и др.). «Остановка» - один из важных этапов организации рефлексии, который позволяет обратиться к анализу ранее совершенной деятельности.
Второй этап рефлексии - «фиксация». В ходе этого этапа кратко обозначаются выполненные компоненты деятельности. В силу сложности формализации отдельных действий в рамках учебной деятельности по освоению литературы как гуманитарной дисциплины этот этап вызывает значительное затруднение у учеников, стремящихся ограничиться общими фразами или подробными многословными описаниями выполненной работы. Учителю нужно обратить особое внимание на то, чтобы были восстановлены узловые моменты деятельности и связи между ними.
Третий этап рефлексии - «объективация». На данном этапе происходит изучение, осмыс-
ление выделенных последовательных действий с точки зрения их эффективности, соответствия поставленной цели.
Четвертый этап рефлексии - «отстранение». Суть этапа сводится к обозначению результатов деятельности в области освоения предметного содержания, способов и приемов работы, эмоционального состояния и настроения.
Действенным средством развития рефлексии у учащихся являются вопросы, заданные учителем: «Что освоили на уроке? Какие из постигнутых идей кажутся наиболее важными и значимыми для жизни? Как осуществлялась деятельность по постижению смыслов и художественных особенностей изучаемого произведения? Какие приемы или формы деятельности были наиболее продуктивны? На каком этапе работы вы были наиболее успешны? Что показалось наиболее интересным? Что вызвало затруднение и почему?»
Заданные учителем вопросы не только побуждают учащихся к активной деятельности, но и развивают у них навыки рефлексии, демонстрируя логику ее выполнения.
Известно, что наиболее эффективна для развития личности рефлексия в письменной форме: стихотворение (синквейн), эссе, дневник, письменное интервью, таблица и т. д.
Например, для организации рефлексии освоения предметного содержания пятиклассникам после изучения сказки «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» было предложено написать синквейн, представляющий собой пятистишие, построенное по известным правилам, содержащее в лаконичной форме существенную информацию. Созданный текст в полной мере отражает степень понимания смыслов и художественной специфики сказки:
Сказка Волшебная, героическая. поучает, воспитывает, забавляет.
Сказка - ложь, да в ней намек.
Урок жизни.
Организации рефлексии осмысления осваиваемого содержания урока литературы способствуют такие приемы, как «незаконченное предложение» (Теперь я понял(а) и могу аргументировать...), заполнение и последующее
обсуждение таблицы (с графами «понял(а) самостоятельно», «понял(а) в ходе работы на уроке», «осталось непонятным»).
Осуществить рефлексию чувств, настроений помогают задания, связанные с созданием рисунков, графических изображений, выбором уже написанных картин, отражающих эмоциональное состояние школьников, переживаемое в процессе учебной деятельности. Такого типа работа наиболее успешно проводится с младшими подростками, а для более взрослых учеников предпочтительнее использовать вербальные средства развития рефлексии (собеседование, анкетирование и др.).
Рефлексия деятельности, направленная на осмысление совершенных действий по решению учебной задачи на уроке литературы, может включать выбор учащимися (зафиксированный в вербальной или невербальной форме) наиболее эффективных с их точки зрения форм и приемов работы, позволивших им лучше понять интерпретируемые произведения или литературные процессы и факты. Часто в этом контексте отмечается проявленное усердие и трудолюбие (прием «лестница успеха»), фиксируются личностные достижения (приемы: «дерево достижений», «лист самооценки»).
К наиболее универсальным средствам развития рефлексии относятся задания, связанные с написанием учениками текстов, содержащих анализ собственной учебной деятельности: отчет, дневник, эссе и др.
Для определения качества овладения рефлексией установлены следующие уровни: низкий, средний, повышенный, высокий.
Низкий уровень характеризуется отсутствием у ученика всякой рефлексии. Учащийся, находящийся на среднем уровне освоения рефлексии, анализирует свою учебную деятельность с помощью учителя, при этом испытывает некоторые затруднения при выполнении соответствующих заданий и ответах на поставленные вопросы. На повышенном уровне школьник может выполнить все задания учителя и ответить на все его вопросы. На высоком уровне учащийся осуществляет рефлексию самостоятельно на основе освоенной логики ее реализации, способен к систематической внутренней рефлексии.
Учащиеся с развитой рефлексией владеют важными качествами: самостоятельны в поиске новых знаний и наиболее рациональных способов их приобретения; способны, осознавая свои потребности и возможности, делать собственный выбор и нести за него ответственность; готовы к самопознанию, самосовершенствованию и самовыражению.
Таким образом, рефлексия является одним из эффективных средств обеспечения успешности обучения школьников литературе, обретения ими смысла жизни, нахождения своего места в современном мире.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусарева, Н. Б. Развитие у учащихся готовности к рефлексивной контрольно-оценочной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Б. Гусарева. - Шуя, 2000. - 243 с.
2. Савельева, М. Г. Развитие рефлексивных способностей учащихся в обучении и воспитании [Текст]: науч.-метод. пособие / М. Г Савельева, Е. В. Маслова. - Ижевск, 2005. - 89 с.
3. Ушева, Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся [Текст]: метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Красноярск,
2007. - 88 с.
4. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хуторской. -2-е изд., перераб.- М.: Высш. шк., 2007. -639 с.
5. Цукерман, Г. А. Становление самоконтроля и самооценки [Текст] / Г. А. Цукерман. - М., 2013. - 14 с.
6. Эпова, Н. П. Развитие рефлексивного самосознания учащихся в условиях изменения системы оценивания учебных результатов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. П. Эпова. - Иркутск, 2012. - 247 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
8. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. - М.: Академия,
2008. - 352 с.
9. Андреева, Г. А. Краткий педагогический словарь [Текст]: учеб. справ. пособие / Г. А. Ан-
дреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. - М.:
B. Секачёв, 2007. - 192 с.
10. Степанов, С. Ю. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, Е. Р. Новикова // Проблемы инженерной психологии: вып. 2. — Л., 1984. —
C. 127-129.
11. Новикова, Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста [Текст] / Е. Р. Новикова // Вестн. МГУ. Сер. 14 «Психология», 1984. — № 4. — С. 71-72.
12. Гуткина, Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий [Текст] / Н. И. Гут-кина // Психология личности: теория и эксперимент. — М., 1982. — С. 100-108.
13. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 85-102.
REFERENCES
1. Gusareva N. B. Razvitie u uchashchikhsya go-tovnosti k refleksivnoy kontrolno-otsenochnoy deyatelnosti. PhD Dissertation (Education). Shuya, 2000. 243 p.
2. Savelyeva M. G., Maslova E. V. Razvitie reflek-sivnykh sposobnostey uchashchikhsya v obu-chenii i vospitanii: nauch.-metod. posobie. Izhevsk, 2005. 89 p.
3. Usheva T. F. Formirovanie i monitoring reflek-sivnykh umeniy uchashchikhsya: metod. posobie. Krasnoyarsk, 2007. 88 p.
4. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika: ucheb. posobie. - 2-nd ed. Moscow: Vyssh. shk., 2007. 639 p.
5. Tsukerman G. A. Stanovlenie samokontrolya i samootsenki. Moscow, 2013. 14 p.
6. Epova N. P. Razvitie refleksivnogo samosoz-naniya uchashchikhsya v usloviyakh izmen-eniya sistemy otsenivaniya uchebnykh rezulta-tov. PhD Dissertation (Psychology). Irkutsk, 2012.247 p.
7. Bolshoy psikhologicheskiy slovar (ed. B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchenko). St. Petersburg: Praym-EVROZNAK, 2003. 672 p.
8. Zagvyazinskiy V. I., Zakirova A. F., Strokova T.
A. Pedagogicheskiy slovar: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2008. 352 p.
9. Andreeva G. A., Vyalikova G. S., Tyutkova I. A. Kratkiy pedagogicheskiy slovar: ucheb. sprav. posobie. Moscow: V. Sekachev, 2007. 192 p.
10. Stepanov S. Yu., Semenov I. N., Novikova E. R. Tipy i funktsii refleksii v organizatsii prinyatiya resheniya operatorom. Problemy inzhenernoy psikhologii: vyp. 2. Leningrad, 1984, pp. 127129.
11. Novikova E. R. Osobennosti refleksivnykh me-khanizmov myshleniya u shkolnikov podrost-
kovogo vozrasta. Vestn. MGU. Ser. 14 "Psik-hologiya". 1984. No. 4, pp. 71-72.
12. Gutkina N. I. O psikhologicheskoy sushchnosti refleksivnykh ozhidaniy. Psikhologiya lichnos-ti: teoriya i eksperiment. Moscow, 1982. Pp. 100-108.
13. Alekseev N. G. Proektirovanie i refleksivnoe myshlenie. Razvitie lichnosti. 2002, No. 2, pp. 85-102.
Полькина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дидактики и частных методик Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета; соискатель ученой степени доктора наук Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Polkina Svetlana N., PhD in Education, Associate Professor, Didactics and Specific Methods Department, Institute of professional development and professional retraining of educators, Orenburg State Pedagogical University, Applicant for the degree of doctor of science, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]