Научная статья на тему 'Методическая система обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода'

Методическая система обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2481
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полькина С.Н.

Предложена методическая система обучения литературе в школе, разработанная на основе деятельностного подхода. Установлены основные компоненты читательской деятельности. Описаны эффективные методы и технологии обучения литературе. Определены ожидаемые результаты реализации разработанной методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая система обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода»

УДК 372.882

Полькина С.Н.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: swetlana_polkina@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предложена методическая система обучения литературе в школе, разработанная на основе деятельностного подхода. Установлены основные компоненты читательской деятельности. Описаны эффективные методы и технологии обучения литературе. Определены ожидаемые результаты реализации разработанной методической системы.

Ключевые слова: деятельностный подход, методическая система, читательская деятельность, читательские умения.

Основная идея деятельностного подхода заключается в утверждении центрального значения деятельности в формировании личности человека.

Под методической системой изучения литературы в школе на основе деятельностного подхода мы понимаем такую форму организации учебного процесса, в которой методологические, целевые, содержательные, организационные компоненты находятся во взаимосвязи друг с другом и направлены на обеспечение достижений школьниками личностных, предметных и общеучебных (метапредметных) результатов в процессе читательской деятельности.

Разработанная нами методическая система может быть представлена в виде модели, включающей концептуальный, содержательный, организационный и результативный компоненты.

Представляя разработанную нами методическую систему, выделим и охарактеризуем следующие ее части: цель, принципы, содержание, методы, приемы, технологии, результаты обучения.

В контексте деятельностного подхода представляется оправданным определить в качестве цели изучения литературы в школе развитие читателя, обладающего сформированными ценностными ориентациями и целостным мировоззрением, владеющего как способами читательской деятельности, включающей умения чтения, восприятия, анализа, интерпретации художественных произведений, создания собственного текста, так и общеучебными способами деятельности.

Реализация поставленной цели потребовала определения теоретических оснований для формирования содержания, выбора методов, средств и форм учебной деятельности.

Основные методологические идеи, на которые опирается наша методическая система, конкретизированы в следующих принципах:

- текстоцентризма,

- диалогичности,

- «читателецентризма»,

- преемственности,

- поэтапности,

- проблемности.

Опишем подробнее, как реализуется комплекс названных принципов в нашей методической системе.

Принцип текстоцентризма предполагает определение в качестве объекта изучения на уроках литературы текст и обеспечивает направленность читательской деятельности на текстовосприятие и текстопроизводство.

Принцип диалогичности обусловливает такой способ организации процесса изучения литературы, который предполагает наличие диалога между всеми субъектами обучения и внутреннего диалога в сознании каждого субъекта, что способствует рождению новых смыслов.

Принцип «читателецентризма» (или принцип ориентации на личностное развитие ученика) предполагает организацию не только внешнего плана читательской деятельности (оценку художественных произведений), но и стимулирование внутреннего плана деятельности учащихся (самопознание, преобразование себя).

Принципы преемственности и поэтапности реализуются в последовательном распределении содержания и организации читательской деятельности на разных ступенях обучения с учетом возрастных особенностей школьников восприятия художественной литературы.

Принцип проблемности обусловливает такое сочетание методических приемов, способов и средств, которые побуждают учащихся к определенным умственным действиям, приводящим к самостоятельному усвоению нового знания или способа действия. Реализация принципа предполагает создание проблемных ситуа-

ций, постановку и решение учебных проблем на основе логико-познавательных противоречий процесса обучения. Рассмотренные с позиции нашего исследования принципы реализуются только в совокупности и во взаимодействии друг с другом, обеспечивая эффективность созданной методической системы.

В контексте деятельностного подхода определим содержание обучения. Основным содержанием обучения литературе становятся научные идеи, факты и совокупность способов деятельности как часть социального опыта, конкретизированного с учетом специфики предмета.

Охарактеризуем подробнее основные способы действия, которые должны войти в состав содержания литературного образования в школе.

Анализ различных методических подходов к изучению литературных произведений в школе позволил нам выделить основные действия, которые должен совершать учащийся в процессе читательской деятельности.

В соответствии с теорией учебной деятельности действия чтения, восприятия, интерпретации, анализа художественных произведений, создания собственного текста разделим на группы, соответствующие действиям ориентировки (планирования), исполнения, контроля и оценки.

Перечень действий, входящих в состав читательской, представлен ниже в таблице 1.

Такое описание позволяет выделить и последовательно развивать умственные действия и операции чтения, интерпретации, анализа художественного произведения, создания собственного текста, которые в сформированной

Виды деятельности

Этапы деятельности Действия и операции

Восприятие Цель действия - формирование направленности восприятия. Предмет действия - процесс взаимодействия образных обобщений читателя с читаемым текстом. Ориентировочные умственные действия Определение темы текста и прогнозирование его содержания по заголовку; слушание чтения текста; чтение текста молча; оживление личных впечатлений и жизненного опыта; определение круга ассоциаций; ориентировка в жанре, объеме произведения, в месте и времени действия и его развитии, в изображении основных действующих лиц.

Интерпретация и анализ произведения Цель действия - перевод содержания образов произведения на язык понятий. Предмет действия - содержание произведения. Исполнительские умственные действия Выразительное чтение вслух; воссоздание содержания текста; выделение элементов текста; установление связей между элементами; определение их смыслов.

Самоконтроль и самооценка Цель действия - установление соответствия полученных результатов с планируемыми. Предмет действия -читательская деятельность. Рефлексивные умственные действия Сопоставление первичного восприятия с результатами анализа и интерпретации, оценка собственной читательской деятельности на основе разработанных критериев.

Замысел (план) Цель действия - определение идеи и структуры текста Предмет действия - содержательные компоненты текста. Ориентировочные умственные действия Осмысление темы; формулирование положения, кратко излагающего основную мысль; выбор жанра; определение компонентов содержания, раскрывающих основное положение; установление порядка расположения выявленных компонентов содержания.

Осуществление замысла (реализация плана) Цель действия - создание собственного текста. Предмет действия - собственный текст. Исполнительские умственные действия Написание текста на основе созданного плана.

Самоконтроль и самооценка Цель действия - установление соответствия полученных результатов с планируемыми. Предмет действия - собственный текст. Рефлексивные умственные действия Сопоставление реализации замысла с самим замыслом, оценка собственного текста на основе разработанных критериев.

§

о

и

<и я

о &

&

н

§ со , л

« 5

§ н

Я 05

<и (и & 4

Л

н о о я

Л

ю о

я я а И со О

О

Таблица 1. Компоненты читательской деятельности

читательской деятельности представлены в редуцированном, свернутом виде.

Освоенные учащимися способы деятельности, входящие в качестве компонента в содержание школьного литературного образования, «превращаются в умения и навыки как личное достояние человека» [2, с.49].

В соответствии со спецификой читательской деятельности к основным читательским умениям отнесем умения чтения, литературоведческие умения, умения создания собственного текста.

Следует отметить, что развитие читательских умений, своеобразие которых состоит в том, что они являются не только специальными (предметными), но и общеучебными (метапред-метными), обеспечивающими возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях.

В этом контексте возникает задача выбора методов и приемов изучения литературы в школе, способствующих развитию читательской деятельности учащихся.

Методическая наука использует для организации изучения литературы в школе как общедидактические (представленные в трудах Ю.К.Ба-банского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др.), так и частнометодические методы обучения (раскрытые в работах В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева, В.А.Никольского, М.А.Рыбниковой и др.).

Следует отметить, что нет единства мнений в вопросах классификации методов обучения, что приводит к использованию разных терминов в обозначении одного и того же объекта.

Не претендуя на полноту раскрытия вопроса о разных подходах к классификации методов обучения, примем за основу классификацию методов и приемов изучения литературы в школе, разработанную Н.И.Кудряшевым [3], в которой сочетаются традиции отечественной дидактики и специфика литературы как учебного предмета.

Н.И.Кудряшевым на основе классификации методов обучения, разработанной М.Н.Скатки-ным и И.Я.Лернером, определены следующие методы изучения литературы в школе: творческое чтение, эвристический, исследовательский, репродуктивный.

Охарактеризуем каждый из названных методов с точки зрения его ориентации на обеспечение усвоения учащимися определенных компонентов деятельности на уроках литературы.

Наиболее специфичным для литературы как учебной дисциплины является метод творческого чтения, специфика которого состоит в

активизации художественного восприятия, эстетического переживания, потребности в общении с искусством.

Общая направленность метода определяет выбор приемов его реализации: выразительное чтение; комментированное чтение; беседа, имеющая целью выяснение впечатлений от прочитанного произведения, активизацию художественных переживаний; творческие задания, связанные с написанием отзывов о прочитанной книге, о просмотренных спектаклях, фильмах и др.

В процессе творческого чтения учащиеся осваивают такие действия и операции, как чтение, оживление личных впечатлений и жизненного опыта, определение круга ассоциаций, ориентировка в основных компонентах произведения (жанре, развитии действия, изображении основных действующих лиц и т.д.), создание собственного текста (отзыва о прочитанном, сценария, сочинения по картине и др.).

Эвристический метод применяется на этапе интерпретации и анализа художественного произведения, которые обычно связаны с обнаружением нравственных, социальных, художественных и других проблем, нахождением путей их решения. Специфика реализации метода проявляется в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а, опираясь на первоначальное эмоциональное восприятие произведения и имеющиеся у учеников знания и умения, помогает учащимся самостоятельно анализировать произведение.

Типичным приемом реализации эвристического метода является эвристическая беседа, включающая серию взаимосвязанных вопросов. Используя систематику эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся, разработанную В.И.Андреевым [1, с.265], приведем примеры таких вопросов: Какова главная идея? В чем суть? В чем причины? Согласны ли вы с этим утверждением?

Эффективным приемом эвристического метода является диспут, в ходе которого коллективно обсуждаются проблемы, в решении которых нет единой точки зрения. В ходе диспута высказываются различные мнения, идеи, предложения по решению обсуждаемой проблемы, причем обязательно соблюдается принятый регламент. Итогом обсуждения становится выработка единого или компромиссного решения, определение перспектив рассмотрения проблемы.

Использование эвристического метода обеспечивает освоение учащимися действий, связанных с выделением элементов текста, установлением связей между элементами, определением их смыслов.

Близким по своей сущности к эвристическому методу является исследовательский метод, но, как отмечает Н.И.Кудряшев, «отличие одного от другого заключается в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся» [3, с.63].

При исследовательском методе повышается степень самостоятельности учащихся: они, используя уже имеющиеся знания и умения, моделируют процесс исследования, проходят все этапы поисковой деятельности и получают результат, который науке, как правило, известен, но является новым для самого ученика.

Роль учителя заключается в направлении деятельности учащихся, консультировании, оказании помощи в решении сложных вопросов.

Сначала учитель сам выдвигает проблему, ставит цель исследования, знакомит учащихся с гипотезой, предлагает план. Учащиеся проводят исследование по плану и анализируют полученные результаты.

По мере освоения учащимися специфики исследовательской деятельности повышается степень их самостоятельности, высшим проявлением которой является умение осуществить все этапы исследования: выявить проблему, сформулировать цель и гипотезу, спланировать и осуществить исследование, объяснить полученные результаты.

Предметом исследования могут стать художественные произведения, не изучаемые в школе, сопоставление двух или нескольких произведений, сопоставление литературного произведения с его экранизацией или с другими формами интерпретации в различных видах искусства, литературное краеведение и др.

Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в докладе, выступлении на семинаре или конференции, статье в литературном журнале, исследовательской работе на интеллектуальном или творческом конкурсе.

В процессе творческого поиска учащиеся в большей степени овладевают методом литературоведческой науки, осваивают основные компоненты читательской деятельности: целепола-гание; ориентировочные умственные действия, включающие составление плана деятельности; исполнительские умственные действия, связан-

ные с выделением элементов текста, установлением связей между элементами и определением их смыслов; действия контроля и оценки результатов анализа и интерпретации.

В том случае, когда возникает необходимость передачи учащимся большого объема информации в готовом виде (например, факты истории литературы, теоретико-литературные понятия), эффективным является использование репродуктивного метода.

Однако и репродуктивный метод предполагает не пассивное восприятие учащимися готовой информации, а освоение действий по обобщению, систематизации, анализу предлагаемого материала.

Активизации деятельности учащихся в большей степени способствует проблемное изложение, в процессе которого учитель перед изложением материала обозначает проблему, а затем раскрывает способ ее решения, сравнивая различные точки зрения и подходы, выстраивая систему доказательств.

Основными формами реализации репродуктивного метода являются рассказ учителя и лекция. Лекция, традиционно применяемая в высшей школе, в последнее время активно внедряется и в школьную практику. Чаще всего используются вводные лекции для ввода учащихся в какую-либо тему, обзорные лекции с целью систематизации полученных в ходе самостоятельного изучения знаний учащихся, обобщающие лекции при завершении изучения темы для обобщения материала.

Вариантом осуществления репродуктивного метода может быть самостоятельное чтение школьниками учебника, просмотр учебного фильма и других изобразительных средств.

Восприятие информации из различных источников должно сочетаться с выполнением других действий: составить план или конспект лекции, выделить главную идею, сопоставить новую информацию с уже усвоенной и др.

Каждый из рассмотренных методов обучения может быть использован с учетом целей изучения темы курса, в соответствии со спецификой содержания изучаемого материала и степенью развития учащихся. Как правило, на уроках литературы используется чередование методов, обеспечивающих усвоение содержания образования, включающего как знания, так и способы деятельности.

Только совокупность, взаимосвязь указанных методов позволяет полноценно сформиро-

вать основные компоненты читательской деятельности учащихся. Эффективной реализации нашей методической системы способствует и обращение к общедидактическим методам обучения, направленным на активизацию познавательной деятельности учащихся: методу проектов, кейс-методу, дебатам и др.

Ведущее место в названном комплексе методов, форм и технологий принадлежит методу проектов, такой системе обучения, «при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [4, с.567].

Достоинством данного метода является обеспечение такой логики процесса обучения, которая отражает логику деятельности, что способствует сбалансированному развитию основных умений ученика, освоению им необходимых типов деятельности. Развивающий эффект метода находится в прямой зависимости от степени самостоятельности учащихся. Роль учителя заключается в организации познавательной деятельности школьников и оказании постоянной консультативной помощи.

В проект в качестве его составных компонентов входят:

- формулирование цели,

- разработка путей выполнения проекта,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- работа над проектом,

- оформление результатов,

- обсуждение результатов работы.

Сопоставление названных компонентов с

компонентами структуры читательской деятельности позволяет выявить их сходство. В ходе выполнения проекта, направленного на решение специальных вопросов интерпретации художественных произведений, у учащихся развиваются умения формулировать цели и задачи своей деятельности, навыки самостоятельного осуществления учебных действий, приемы контроля и оценки выполненной работы.

В целом названные общедидактические и частонометодические методы и технологии обучения позволяют перейти в образовательной практике изучения литературы в школе от обучения как передачи системы знаний в готовом виде к активному взаимодействию учащихся и учителя в процессе читательской деятельности. Результатом такого обучения становится формирование у школьников комплекса читательских умений, имеющих как специальный предметный, так и метапредметный характер.

20.06.2011

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М. : Просвещение, 1975. - 302 с.

3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1981. -190с.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т.; Т.1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М., 1993. - 608 с.

Сведения об авторе: Полькина С.Н., доцент кафедры дидактики и частных методик института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, 460000, г.Оренбург, ул. Советская, 2, тел. (3532)777179, e-mail: swetlana_polkina@mail.ru

UDC 372,882 Polkina S.N.

The Orenburg state pedagogical university; swetlana_polkina@mail.ru

METHODICAL SYSTEM OF TEACHING LITERATURE IN SCHOOL BASED ON THE ACTIVITY APPROACH

The methodical system of teaching literature in schools, developed on the basis of the activity approach was suggested. The basic components of reading activity were established. Effective methods and technologies of teaching literature were described. The expected results of the developed methodological system were defined. Key words: activity approach, methodical system, reading activities, reading skills.

Bibliography

1. Andreev V. I. Pedagogy: a training course for creative self development. - 2 ed. - Kazan: Centre for innovative technologies, 2000. - 608 p.

2. Didactics secondary school. Some problems of modern didactics: a manual for students of ped. in-tes / Ed. ed. M.A. Danilov and M.N. Skatkin. - M.: Education, 1975. - 302 p.

3. Kudrasev N.I. Correlation methods of learning the lessons of literature: a manual for teachers. - M.: Education, 1981. -190 p.

4. Russian educational encyclopedia: in 2 vol. Vol.1 / Ed. V.V. Davydov. - M., 1993. - 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.