Научная статья на тему 'Функционально-содержательные характеристики педагогической рефлексии'

Функционально-содержательные характеристики педагогической рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REFLECTION / PEDAGOGICAL REFLECTION / FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL REFLECTION / TYPES AND KINDS OF PEDAGOGICAL REFLECTION / LEVELS OF REFLECTION / COMPUTER SCIENCE IN EDUCATION / РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / ТИПЫ И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / УРОВНИ РЕФЛЕКСИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Г. И., Ковалёва Ю. В.

В статье рассмотрены функционально-содержательные характеристики педагогической рефлексии, особое внимание уделено их видам. Основное внимание акцентировано на аспектах, необходимых для формирования педагогической рефлексии, вопросах развития компетентной педагогической личности, рассмотрено соотнесение типологии педагогической рефлексии с её видами и влияние информационных технологий на формирование педагогической рефлексии, описаны уровни педагогической рефлексии, являющиеся неотъемлемой частью её формирования от зарождения до становления. Авторы делают вывод о том, что педагогическая рефлексия является многоуровневой, постоянно развивающейся системой. Перечисленные в статье функции педагогической рефлексии являются непосредственными параметрами успешности личности, которая должна формироваться, начиная с первых ступеней профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL CONCEPTUAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL REFLECTION

The article describes functions and intension of pedagogical reflection, special attention is given to its types. The main attention of the article is dedicated to aspects, which form the pedagogical reflection and matters of pedagogical personality development as a competent pedagogue, the correlation of pedagogical reflection and its types are dealt with. The work studies the influence of computer science on the development of pedagogical reflection. The paper gives a detail description of levels, which show integral organizations of pedagogical reflection from the beginning to complete maturity. The authors conclude that pedagogical reflection is a layered, constantly evolving system. The features of pedagogical reflection are direct parameters for the success of the individual, which should be formed starting from the first stages of professional education and professional formation of a person as a subject of activity.

Текст научной работы на тему «Функционально-содержательные характеристики педагогической рефлексии»

References

1. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy. GOST R 53620-2009. Obschie polozheniya.

2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2009.

3. Bordovskij G.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov novogo pokoleniya v uchebnom processe: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.

4. Bosova L.L. Tipologiya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov kak osnovopolagayuschego komponenta informacionno-obrazovatel'noj sredy. Available at: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/

5. Mitrohina S.V. Samostoyatel'naya rabota po resheniyu matematicheskih zadach kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj aktivnosti uchaschihsya 5 - 6 klassovshkol gumanitarnogo napravleniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

6. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta srednego (polnogo) obschego obrazovaniya (prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 07.06.2012 № 24480). Vestnik obrazovaniya Rossii. 2012; 16.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ.

Статья поступила в редакцию 18.11.15

УДК 378.14

Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Kovalyova Yu.V., postgraduate, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

FUNCTIONAL CONCEPTUAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL REFLECTION. The article describes functions and intension of pedagogical reflection, special attention is given to its types. The main attention of the article is dedicated to aspects, which form the pedagogical reflection and matters of pedagogical personality development as a competent pedagogue, the correlation of pedagogical reflection and its types are dealt with. The work studies the influence of computer science on the development of pedagogical reflection. The paper gives a detail description of levels, which show integral organizations of pedagogical reflection from the beginning to complete maturity. The authors conclude that pedagogical reflection is a layered, constantly evolving system. The features of pedagogical reflection are direct parameters for the success of the individual, which should be formed starting from the first stages of professional education and professional formation of a person as a subject of activity.

Key words: reflection, pedagogical reflection, functions of pedagogical reflection, types and kinds of pedagogical reflection, levels of reflection, computer science in education.

Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Ю.В. Ковалёва, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

В статье рассмотрены функционально-содержательные характеристики педагогической рефлексии, особое внимание уделено их видам. Основное внимание акцентировано на аспектах, необходимых для формирования педагогической рефлексии, вопросах развития компетентной педагогической личности, рассмотрено соотнесение типологии педагогической рефлексии с её видами и влияние информационных технологий на формирование педагогической рефлексии, описаны уровни педагогической рефлексии, являющиеся неотъемлемой частью её формирования от зарождения до становления. Авторы делают вывод о том, что педагогическая рефлексия является многоуровневой, постоянно развивающейся системой. Перечисленные в статье функции педагогической рефлексии являются непосредственными параметрами успешности личности, которая должна формироваться, начиная с первых ступеней профессионального образования.

Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, функции педагогической рефлексии, типы и виды педагогической рефлексии, уровни рефлексии.

Развитие личности педагога и обучаемого является одной из стратегий современного образования. Как известно, требования к личности современного преподавателя таковы, что ему приходится нередко выходить за рамки нормативных требований, проявляя творчество и инициативу в работе. Только обладая рефлексивными способностями, он сможет достичь поставленной цели. Умению осуществлять рефлексию необходимо учиться. Оно не приходит с получением знаний, не появляется в процессе работы, а целенаправленно должно вырабатываться определенными дидактическими приёмами. Процесс обучения рефлексивной практике должен производиться на всех образовательных ступенях, бакалавриат - магистратура - аспирантура.

Для того чтобы понять, каковы функции педагогической рефлексии, необходимо определить круг понятий. Само понятие «рефлексия» имеет разнообразные точки соприкосновения - с различными науками, средой, способом формирования. В энциклопедическом словаре понятие рефлексии определяется как способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Приводится два вида рефлексии: элементарная, направленная на анализ индивида собственных знаний и поступков и научная, направленная на научные исследования, получение научных результатов, процедуры обоснования научных теорий и законов [1].

В современном образовании понятие рефлексии используется очень широко, а понятие педагогической рефлексии является непременным атрибутом педагогического мастерства. Под понятием педагогической рефлексии понимается способность педагога давать объективную оценку себе и своим поступкам. В центре рефлексии педагога - осознание того, как обучаемый воспринимает и понимает преподавателя и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия преподавателя. Эти определения, на наш взгляд, наиболее точно описывают понятие рефлексии в педагогическом аспекте. Из понятий, приведённых выше, выделим следующие аспекты, функционально-содержательные характеристики которых, будут необходимы в формировании педагогической рефлексии на этапе обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». Будем рассматривать педагогическую рефлексию как:

- элемент педагогической техники (умения, навыки, методы и приёмы, которые использует педагог в собственной деятельности);

- знания педагога, анализ его собственного состояния, размышлений и противоречий в отношении произведенных действий;

- процесс осознания и познания собственного «Я»;

- выход из поглощенности жизнедеятельностью за пределы любого текущего процесса или состояния, раздвоение, разрыв, благодаря которому происходит «запуск» непосредственно рефлексивного сознания и т.п.;

- систему умений педагога (комплекс умений и навыков, влияющих на качество образовательного процесса и его результативность) [2].

Педагогический процесс включает в себя обмен разного рода деятельностями педагога и обучаемых. Поэтому функции рефлексии педагогического процесса являются тем первостепенным условием развития и саморазвития данных субъектов. Рефлексия делает процесс обучения неразрывным с повседневной жизнедеятельностью, неотъемлемой частью существования. На этапе обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», данный аспект является наиболее успешным, так как способствует развитию осознанности, самостоятельности, творческой деятельности, обеспечивает осознание индивидуальных возможностей. Именно рефлексия формирует установку на уверенность, веру в собственные силы. На наш взгляд, чтобы обозначить сферу педагогической рефлексии необходимо провести дифференциацию понятий, непосредственно влияющих на формирование понятия.

Следует помнить о таких понятиях, как навык и умение. Так как навык представляет лишь действие на пути к освоению, а вот умение отличает уже определённая степень освоения и указывает, что для выполнения последующего действия необходим навык самоконтроля. Таким образом, прохождение пути от первоначального умения до мастерства, приводит к тому, что студент овладеет планированием трудовой деятельности; способностью развития творческого потенциала; самостоятельного определения целей и способов их достижения; постижения различных технологий; творческого применения собственных умений. Чтобы определить какое именно влияние оказывает педагогическая рефлексия на формирование личности педагога целесообразно рассмотреть функции педагогической рефлексии. Приведем их перечень:

- диагностическая - определяет уровень развития культуры, сознания и уровень эффективности педагогического взаимодействия;

- проектировочная - предполагает моделирование педагогического процесса, постановку целей, задач и пути их выполнения;

- организаторская - содействует реализации конструктивной педагогической деятельности, взаимодействию участников учебного процесса;

- коммуникативная - помогает организовать монолог (диалог/полилог) в условиях процесса педагогического взаимодействия;

- смыслотворческая - способствует формированию осознания назначения учебной деятельности, места каждого участника процесса обучения, смысла педагогического взаимодействия;

- мотивационная определяет направленность, результативность, характер педагогической деятельности;

- коррекционная побуждает обучаемых и педагога к коррекции и самокоррекции в зависимости от ситуации.

Исследователи выделяют ещё методологическую и инте-гративную функции рефлексии. В роли интегративной функ-

ции предусматривается способность к изучению и формированию механизмов саморегуляции мышления. В свою очередь, методологическая функция предполагает организацию междисциплинарных научных исследований, повышение эффективности управления большими системами в период информатизации общества. Рассмотрение функций педагогической рефлексии показывает, что в целом, деятельность педагога состоит из чётко сконструированных рефлексивных процессов. Обучаясь различным аспектам рефлексии, студенты получают навыки, способствующие становлению успешной личности педагога.

Современный этап информатизации общества определяет новый уровень подготовки выпускников различных направлений подготовки, усиливается роль информационных технологий в формировании их педагогической рефлексии. Способность и готовность выпускников бакалавриата решать сложные и нестандартные задачи в повседневной жизни, используя мощный арсенал информационных технологий, говорит об информационной компетентности и умении в нужный момент грамотно рефлексировать. В данном контексте информационные технологии в образовании - это, средство развития личностных качеств будущих специалистов, работающих в условиях информационного общества. Что же касается средств компьютерной техники, способствующих выполнению функций педагогической рефлексии, то они выступают как мощные составляющие интеллектуальных возможностей человека, формируя познавательную и мотива-ционную сферы педагогической личности. Компьютер и информационные технологии меняют не только форму представления информации, но и способствуют эффективности использования инновационных методов работы, интенсивно влияющих на деятельность обучаемых.

Определив функции педагогической рефлексии и её значимость в процессе становления личности педагога, можно сделать вывод, что все они в равной степени требуют внимательного рассмотрения. Анализ функций педагогической рефлексии позволяет нам рассуждать о понятии «рефлексивная способность», как возможности субъекта осуществлять рефлексию по отношению к различным видам собственной активности в профессиональной деятельности и положении в социуме. К сожалению, часто в процессе применения различных методик формирования педагогической рефлексии, внимание акцентируется на использовании определённого круга функциональных компонентов педагогической рефлексии, а это, в свою очередь, приводит к диспропорции личностно-мотивационного компонента рефлексии. Рассмотрим существующие виды и классификации педагогической рефлексии для определения содержания данного понятия, во избежание однобокого формирования личности педагога. Соотнесение типов рефлексии с её видами представим (таблица 1) согласно исследованиям И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова [3].

Разработка моделей рефлексивного мышления, объясняющих внутренние механизмы, является одним из инновационных направлений. Так как именно внутренние механизмы и работа над собственным внутренним «Я» - это верный путь к формированию педагогической личности. На это необходимо обращать внимание студентов, обучая их не только теоретическим аспектам педагогических процессов, но и роли педагогической личности в этих процессах. На наш взгляд, к моделям, наиболее отражающим внутренний мир педагогической личности, относятся: графическая модель, использующая принцип двух

Таблица 1

Типы и виды рефлексии

Типы рефлексии Виды рефлексии

Интеллектуальная (знания об объекте исследования и действия с ним) Формальная, содержательная

Личностная (рассмотрение действий и поступков с точки зрения «Я») Ретроспективная, ситуативная, перспективная

Коммуникативная (представление о внутреннем мире другого человека) Эмпатийная, проективная, игровая

Кооперативная (знания об организации коллективного взаимодействия) Фиксационная, адаптационная, ролевая, коррекционная

Культуральная и экзистенциальная (экзистенциальные смыслы личности) Историческая, социальная, экологическая, философская, методологическая

Регулятивная (определяет личностное и профессиональное самоопределение, саморегуляция, саморазвитие) Личностное и профессиональное самоопределение, самореализация, саморегуляция, саморазвитие

фиксация

случившейся

остановки

объективизация (осознание)

И

обобщение (стадия

теоретического осознания)

осмысление

ситуации

(духовно-

практическая

стадия)

Рис.1.Этапырефлексии

зеркал, отображающих друг друга и моделирующих систему межличностных отношений [4]; нормативно-деятельностная модель, представляющая описание этапов деятельности (остановка, фиксация, объективизация,отчуждениеисимволизация) [5]; личностно-смысловая модель - последовательность смены типо вну щесмвиющигнЯ,изпользземымпринеме нмипроблеъ-ных ситуаций [3]. Структурируя этапы рефлексивного мышления, предятоввм рх (рисунот1),снглзмноогмсаниямН.А. нырзсееваи Г.П. Щедровицкого [5]:

Выдееенныевыапыфюрмяреванзя рыфлексивпого мыыте-ния от акта зарождения до формирования личностного осмысления, позволяют утверждать, что критерии развития педаго-гичесзой личртетв явирщтся ннотыемлемой чюсыью развитяр рефлексивного мышления не только у индивида, но и коллективного суТенктаинзтаниниднятельзости. По н^швмумз^юю, итт

Библиографическийсписок

этапы в достаточной мере формируют целостное отношение к развитию рефлексивных способностей у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Этапы формирования целостной педагогической личности, приведённые выше, помогают обучающимся не оказаться в ситуации прострации и непонимания, неумения оценить собственные силы, способствуют осознанию необходимого направления для осуществления своей деятельности. В заключение следует отметить, что педагогическая рефлексия является многоуровневой, постоянно развивающейся системой. Перечисленные функции педагогической рефлексии являются непосредственными параметрами успешности личности, которая должна формироваться, начиная с первых ступеней профессионального образования и профессионального становления человека как субъекта деятельности.

1. Ковалёва Ю.В., Шевченко Г.И. Виды педагогической рефлексии и способы её формирования. Студенческая наука для развития информационного общества: материалы II Всероссийской научно-технической конференции. Ставрополь, 2015

2. Ковалёва Ю.В., Шевченко Г.И. Сущность понятия «педагогическая рефлексия». Студенческая наука для развития информацион-ногообщества: сборникматериалов1 Всероссийской научно-технической конференции.Ставрополь,2015.

3. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев. 1983: 76-82.

4. ЛефеврВ.А. Рефлексия. Москва:«Когито-Центр», 2003.

5. Алексеев Н.А., Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности. Доклады АПН РСФСР. 1957; 3.

References

1. Kovaleva Yu.V., Shevchenko G.I. Vidy pedagogicheskoj refleksii i sposoby ee formirovaniya. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschestva: materialy II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskojkonferencii. Stavropol', 2015

2. Kovaleva Yu.V., ShevchenkoG.I.Suschnost' ponyatiya «pedagogicheskaya refleksiya». Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschestva: sbornik materialov I Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.

3. Semenov I. N., Stepanov S. Yu. Tipy i funkcii refleksii v nauchnom myshlenii. Problemy refleksii v nauchnom poznanii. Kujbyshev. 1983: 76-82.

4. Lefevr V.A. Refleksiya. Moskva: «Kogito-Centr», 2003.

5. Alekseev N.A., Schedrovickij G.P. O vozmozhnyh putyah issledovaniya myshleniya kak deyatel'nosti. DokladyAPN RSFSR. 1957; 3.

Статья поступила в редакцию 23.11.15

УДК 372.811.161.1

Yusupova Z.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan Federal University (Kazan, Russia),

E-mail: [email protected]

ABOUT THE SYSTEM OF EXERCISES ON STUDING NOMINAL PARTS OF SPEECH IN A FUNCTIONAL-SEMANTIC ASPECT. The article deals with one of the most relevant problems in teaching the Russian language at school in a functional-semantic approach in the use of the study of morphology, particularly within the nominal parts of speech. This problem is poorly explored and requires special linguomethodical solutions. Therefore, the purpose of the paper is to justify the reason for elaborating a system of exercises to teach nominal parts of speech, based on their functional characteristics, which are revealed in a text. The paper provides examples of exercises that can be used in teaching the Russian language in the 6th grade. This is especially meaningful for bilingual students, who study Russian as a second language. The author comes to the conclusion that it is necessary to expand the traditional, structural and grammatical presentation of material about the names in modern means of teaching the Russian language. The article contains the criteria of didactic material development and selection. The author believes that it is necessary to offer exercises, aimed at mastering functional features of nominal parts of speech and their usage. The samples of language (preparatory)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.