УДК 37.015.3
Кардовская Екатерина Константиновна Kardovskaya Ekaterina Konstantinovna
аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета [email protected]
РЕФЛЕКСИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
post-graduate student of the chair of social work, psychology and pedagogy of higher education, Kuban State University [email protected]
REFLECTION AND STATEMENT OF PURPOSES AS MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS
Аннотация:
В статье рассматриваются рефлексия и целе-полагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов. Описывается методика исследования и развития профессионального самосознания, основанная на этих механизмах, и приводятся результаты ее применения.
Ключевые слова:
профессиональное самосознание, рефлексия, це-леполагание, ценности, цели.
The summary:
The article discusses reflection and statement of purposes as mechanisms of development of student’s professional self-consciousness. The method of professional self-consciousness study and development based on this methods is described, and the results of its application are presented.
Keywords:
professional self-consciousness, reflection, statement of purposes, values, purposes.
Профессиональное самосознание представляет собой процесс и результат осознания и оценки личностью своих профессиональных характеристик, влияющий на ее профессиональное поведение. Оно требует целенаправленного развития еще на этапе вузовского образования, поскольку это обеспечивает большую готовность выпускника к профессиональной деятельности, делает его более свободным и осознанным в выборе своего дальнейшего профессионального пути и целей своего профессионального развития. В связи с этим актуализируется вопрос о механизмах развития и формирования профессионального самосознания студентов в теоретическом и практическом плане.
Термин «механизм» был заимствован из технических наук и трактуется в психологии неоднозначно. Под психологическим механизмом мы понимаем систему последовательно сменяющих друг друга психических явлений, служащих предпосылками формирования и регуляции других психических процессов, свойств и состояний. [1]. Таким образом, механизмами развития профессионального самосознания являются некие психические явления, которые способствуют осознанию профессиональных ценностей и мотивов, оценке студентом себя как профессионала и готовности действовать в соответствии с осознаваемыми ценностями и мотивами и самооценкой. Основываясь на работах Н.И. Гусляковой, С.Г. Косарецкого и Е.А. Семеновой, были выделены два таких механизма: рефлексия и целеполагание [2, 3, 4].
Рефлексия (от лат. геАехю - обращение назад) - внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний [5, с. 172]. В работах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева рефлексия рассматривается как «специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя - предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования...» [6, с. 78]. Таким образом, рефлексия рассматривается как способность, которая играет важнейшую роль в самодетерминации и саморегуляции жизнедеятельности.
В контексте профессионального развития личности рефлексия выступает как механизм осмысления и переосмысления специалистом своей деятельности и себя как ее субъекта с целью прогнозирования, критического анализа, реорганизации, оценки эффективности развития личности. [7, с. 66]. Способность личности анализировать и оценивать свои чувства, отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о ее психологической зрелости, это постоянное размышление о себе и своей деятельности. Таким образом, рефлексия является базовым механизмом развития
профессионального самосознания, поскольку без нее невозможно оценить уровень своего профессионального развития и наметить пути своего дальнейшего развития.
Из вышесказанного видно, что рефлексия осуществляется не ради самой себя, а является средством и условием развития и совершенствования личности. То есть, по словам А.В. Брушлинского, «в ходе рефлексии он (субъект) формирует и развивает свои цели (которые могут быть только осознанными), то есть цели деятельности, общения, поведения, созерцания и других видов активности» [8, с. 20]. Именно наличие цели, которая управляет жизнью человека, отличает рефлексивный способ существования (сознательный) от не рефлексивного (бессознательного) [9, с. 41]. Таким образом, для того чтобы быть истинным источником личностного и профессионального развития, рефлексия должна быть сопряжена с другим важным механизмом - целеполаганием.
Если рассматривать развитие профессионального самосознания как целенаправленный процесс, то рефлексия и целеполагание выступают единым механизмом, обеспечивающим готовность личности к действиям и саморазвитию. Несмотря на то, что оба эти механизма являются самостоятельными психическими процессами, в контексте данного исследования они тесно взаимосвязаны, так как бесконечное рефлексирование тормозит любую деятельность, а бездумное целеполагание теряет всякий смысл.
Цель занимает центральное положение в структуре деятельности и выполняет регуляторную функцию в процессе ее развертывания и становления, а также в развитии сознания личности. Традиционно целеполагание как процесс порождения новых идей рассматривается в потребностно-мотивационной структуре в соотнесении с действием [10]. В.А. Петровский определяет целеполагание «как формирование индивидом предметной основы необходимой ему деятельности, ее мотивов, целей, задач. Именно в процессе целеполагания реализуется развитие деятельности и происходит самопорождение человека как субъекта активности» [11, с. 94].
В рамках исследования профессионального развития личности формирование целей профессиональной деятельности рассматривается как одна из важнейших функций и показателей сформированности профессионального сознания [12, с. 60]. А.К. Маркова выделяет развитие способности к целеполаганию в качестве важнейшей составляющей процесса превращения человека из специалиста в субъекта деятельности, во многом связывая процесс профессионализации с все более сознательным выбором человеком целей собственной деятельности [13]. Целеполагание является тем механизмом, который позволяет связывать результаты осмысления личностью своих ценностей, мотивов, профессиональных качеств с конкретными целями профессионального развития, являясь, таким образом, механизмом регулятивного компонента профессионального самосознания, выражающимся в готовности к действиям.
Исходя из этого, методы работы по развитию профессионального самосознания студентов должны задействовать оба механизма. С целью практического исследования и развития профессионального самосознания студентов, обучающихся по направлению Социальная работа в Кубанском государственном университете, и на основании анализа источников (М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и другие), были выделены сущностные характеристики профессионального самосознания: 1) осознание профессиональных ценностей и мотивов; 2) осознание и оценка себя как профессионала; 3) готовность действовать в соответствии с осознаваемыми ценностями и мотивами и самооценкой. Учитывая эти характеристики, были разработаны специальные занятия, в ходе которых использовались активизирующие опросники (методики А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой; модифицированная методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан), направленные на самопознание студентов, с последующей интерпретацией результатов. Также на основе рефлексивной методики выявления ценностей, разработанной Г.И. Саганенко, и методики «Личностный профессиональный план» Е.А. Климова в качестве научнопрактического инструментария была разработана методика, которая позволяет изучать и развивать профессиональное самосознание студентов [14, с. 232; 15]. В ней объединены механизмы рефлексии и целеполагания, что делает процесс перевода профессиональных ценностей в профессиональные цели более структурированным и понятным для студентов. Материал методики представляет собой 10 незаконченных предложений. Студентам предлагалось закончить следующие фразы по их усмотрению:
1) в моей будущей работе для меня самое главное - ...;
2) я буду работать для того, чтобы ...;
3) для этого я обладаю (внутренние ресурсы, внешние ресурсы): ...;
4) но мне не хватает (внутренние ресурсы, внешние ресурсы): ....;
5) моя профессия предъявляет следующие требования к человеку: ...;
6) моя главная профессиональная цель - ...;
7) мои ближние профессиональные цели:.;
8) для достижения моих целей, мне нужно сделать следующее: ...;
9) если что-то помешает мне достигнуть намеченного, у меня есть запасной(ые)
вариант(ы): . ;
10) для достижения своей главной цели я уже сделал(а) следующее:..
Приведем результаты анализа первого и шестого вопросов анкеты, иллюстрирующие то, как профессиональные ценности студентов соотносятся с их главной профессиональной целью. В работе принимали участие 16 студентов 3 курса и 18 студентов 4 курса. При обработке данных использовался метод контент-анализа, в результате которого профессиональные ценности и цели были классифицированы по шести категориям [16, с. 106]: 1) аутоценности и аутоцели - активность, связанная с саморазвитием и самореализацией; 2) профессиональные ценности и цели - профессиональная деятельность, учеба; 3) альтруистические ценности и цели -забота о близких людях, обо всем человечестве; 4) материальные ценности и цели - активность, связанная с обладанием определенными ценностями; 5) аффилятивные ценности и цели - все, что касается контактов с другими людьми, общение; 6) эгоценности и эгоцели - тот или иной аспект личности самого субъекта.
Результаты исследования показали, что наиболее важными ценностями, связанными с будущей работой, для студентов являются эгоценности (23 %). Эта категория содержит наиболее часто встречающиеся высказывания типа «интересная работа», «получать удовольствие/удовлетворение от работы». Вторую по важности группу составляют материальные ценности (18 %) («достойная зарплата», «материальная обеспеченность»), профессиональные ценности (16 %) («карьерный/профессиональный рост»), и аффилятивные ценности (15 %) («хороший коллектив», «общение с людьми», «взаимопонимание с коллегами»). Третью по важности группу составляют аутоценности (13 %) («самореализация», «возможность развития») и альтруистические ценности (10 %) («приносить пользу обществу», «желание помогать»), а также ценности, которые не удалось классифицировать (5 %). Таким образом, студентам хотелось бы, чтобы их работа была интересной и приносила удовольствие, достойно оплачивалась, позволяла сделать карьеру и комфортно чувствовать себя в коллективе. Анализ профессиональных целей студентов показывает, что практически единственным способом реализации этих ценностей являются цели, которые условно отнесены к профессиональным (67 %). Содержательно они наполнены такими высказываниями, как «стать высококвалифицированным специалистом», «профессионалом», «добиться должности руководителя», «быть грамотным специалистом» и т.д. Это говорит о том, что основным средством реализации профессиональных ценностей является достижение профессиональных целей. Иными словами: «Мне нужно стать специалистом для того, чтобы зарабатывать деньги, испытывать удовлетворение от работы продвигаться по карьерной лестнице». Однако в этой группе целей встречаются и такие, которые с трудом можно назвать главной профессиональной целью: «получить достойное образование», «получить интересную работу», «получить хороший опыт» и др. Остальную долю ответов составляют альтруистические цели (12 %) («помочь людям»), аутоцели (9 %) («самореализация», «самоактуалиация»), материальные цели (6 %) и эгоцели (6 %). Анализ анкет студентов обоих курсов показал, что профессиональные ценности представлены большим разнообразием смысловых единиц, чем профессиональные цели (соотношение 70 % к 30 %), ответы на вопрос о ценностях более полные и содержательные, что говорит о том, что ценности лучше осознаются и понимаются студентами, в то время как цели менее операционализирова-ны, в них часто повторяются формулировки ценностей, зачастую путаются главные цели с второстепенными. Также было выявлено, что связь между показателями ценностей и целей очень слабая (г=0,14). Таким образом, студенты достаточно четко понимают, что для них важно в работе, но испытывают затруднения в определении того, как им этого достичь. По итогам проведенного опроса студентам были предложены индивидуальные беседы, в ходе которых корректировался личный профессиональный план, основанный на заявленных студентами ценностях.
Например, в работе одной из студенток были заявлены ценности «самореализация», «достойная зарплата» и «хороший коллектив», а главной профессиональной целью - «найти работу по специальности». В ходе беседы выяснилось, что «самореализация» для данной студентки заключается в том, чтобы «помогать людям», «применять свои знания на практике», «быть полезной», «достойная зарплата» составляет 15 тыс. руб., а «хороший коллектив» - это коллектив, в котором есть возможность общаться с коллегами «на одном языке». Соответственно, цель «найти работу по специальности» явно не соответствует заявленным ценностям, а больше похожа на ближнюю профессиональную цель или задачу. Выяснилось, что главной
целью является «достижение высокого профессионализма», что в итоге позволит реализовать заявленные ценности на практике.
Проведенное исследование показало, что механизмы рефлексии, направленные на осознание студентами своих профессиональных ценностей, развиты лучше, нежели механизмы целеполагания. Это препятствует более эффективному развитию профессионального самосознания и требует целенаправленных действий. Проведенные беседы по коррекции личного профессионального плана показали, что такая работа может быть эффективным методом, позволяющим студентам шире взглянуть на пути своего профессионального развития, увидеть различные варианты достижения своих профессиональных целей, уточнить ценности и сделать этот план логичным и осознанным.
Ссылки:
1. Петров И.П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению (на примере старшеклассников): дисс. ... канд. психол. наук. Улан-Удэ, 2004.
2. Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза. Челябинск, 2006.
3. Косарецкий С.Г. Психологические условия развития профессионального сознания будущих педагогов: диссертация ... кандидата психологических наук. М., 1999.
4. Семенова Е.А. Профессионального самосознание и психологические механизмы его становления // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 187-190.
5. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. М.; Ярославль, 2003.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
7. Быкова Е.А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета: на материале формирования профессиональной компетентности: дисс. ... канд. психол. наук. Казань, 2007.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996.
9. Леонтьев Д.А. Рефлексия как предпосылка самоде-терминации // Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского / Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М., 2009.
10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
11. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
12. Григорьев Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации: на материале становящейся личности: дисс. . канд. психол. наук. Улан-Удэ, 1998.
13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
15. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1. Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб., 2004.
16. Ткаченко В. Использование проективных методик в изучении целеполагания // Культура народов Причерноморья. 2005. № 58. С. 10э-107.
References (transliterated):
1. Petrov I.P. Refleksivniy mehanizm psihologicheskoy gotovnosti lichnosti k samoopredeleniyu (na primere starsheklassnikov): diss. ... kand. psihol. nauk. Ulan-Ude, 2004.
2. Guslyakova N.I. Psihologicheskie mehanizmy stanovleniya i razvitiya professional'nogo soznaniya studentov pedvuza. Chelyabinsk, 2006.
3. Kosaretskiy S.G. Psihologicheskie usloviya razvitiya professional'nogo soznaniya budushchih pedagogov: dissertatsiya ... kandidata psihologicheskih nauk. M., 1999.
4. Semenova E.A. Professional'nogo samosoznanie i psihologicheskie mehanizmy ego stanovleniya // Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal. 2007. No. 26. P. 187-190.
5. Kashapov M.M. Teoriya i praktika resheniya konfliktn-yh situatsiy. M.; Yaroslavl', 2003.
6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psiholog-
icheskoy antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu subiektivnosti. M., 1995.
7. Bykova E.A. Vospriyatie i ponimanie mehanizmov
professionalizatsii studentami psihologicheskogo
fakul'teta: na materiale formirovaniya professional'noy kompetentnosti: diss. ... kand. psihol. nauk. Kazan', 2007.
8. Brushlinskiy A.V. Subiekt: myshlenie, uchenie,
voobrazhenie. Voronezh, 1996.
9. Leont'ev D.A. Refleksiya kak predposylka samode-terminatsii // Psihologiya cheloveka v sovremennom mire. Vol. 2. Problema soznaniya v trudah S.L. Ru-binshteyna, D.N. Uznadze, L.S. Vygotskogo / Mate-rialy Vserossiyskoy yubileynoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S.L. Rubinshteyna, 15-16 oktyabrya 2009 g.) / executive. ed. A.L. Zhuravlev, et al . M., 2009.
10. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i emotsii. M., 1971.
11. Petrovskiy V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma subiektnosti. Rostov n/D, 1996.
12. Grigor'ev D.A. Dinamika tselepolaganiya v protsesse professionalizatsii: na materiale stanovyashcheysya lichnosti: diss. ... kand. psihol. nauk. Ulan-Ude, 1998.
13. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M., 1996.
14. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopre-deleniya. Rostov-na-Donu, 1996.
15. Saganenko G.I. Mnogoobrazie vozmozhnostey sotsiologicheskogo izucheniya sfery obrazovaniya. Part 1. Obosnovanie i tehnologii sotsiologicheskih is-sledovaniy, bazirovannyh na tekstah. SPb., 2004.
16. Tkachenko V. Ispol'zovanie proektivnyh metodik v izuchenii tselepolaganiya // Kul'tura narodov Pricher-nomor'ya. 2005. No. 58. P. 103-107.