Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / рефлексия / рефлексивная компетенция / ситуативные задачи и рефлексивные задания / курсанты / pedagogy / reflection / reflexive competence / situational tasks and reflexive tasks / cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Викторович Засыпкин

Раскрываются понятия рефлексивности и рефлексивной компетенции, методика формирования рефлексивной компетенции курсантов образовательных организаций МВД России, ситуативные задачи и рефлексивные задания (эссе, рефлексивный дневник, рефлексивная таблица).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTIVE TASKS AS MEANS OF FORMATION OF THE REFLEXIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MIA OF RUSSIA

The article reveals the concepts of reflexivity and reflexive competence, the method of forming the reflexive competence of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, situational tasks and reflexive tasks (essay, reflexive diary, reflexive table).

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10216 © И.В. Засыпкин, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Игорь Викторович Засыпкин,

преподаватель

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

E-mail: Zasipkin.i@mail.ru

Аннотация. Раскрываются понятия рефлексивности и рефлексивной компетенции, методика формирования рефлексивной компетенции курсантов образовательных организаций МВД России, ситуативные задачи и рефлексивные задания (эссе, рефлексивный дневник, рефлексивная таблица).

Ключевые слова: педагогика, рефлексия, рефлексивная компетенция, ситуативные задачи и рефлексивные задания, курсанты.

REFLECTIVE TASKS AS MEANS OF FORMATION OF THE REFLEXIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MIA OF RUSSIA

Igor V. Zasypkin,

Lecturer

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article reveals the concepts of reflexivity and reflexive competence, the method of forming the reflexive competence of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, situational tasks and reflexive tasks (essay, reflexive diary, reflexive table).

Keywords: pedagogy, reflection, reflexive competence, situational tasks and reflexive tasks, cadets.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Засыпкин И.В. Рефлексивные задания как средство формирования рефлексивной компетенции курсантов образовательной организации МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):352-5.

Актуальность применения рефлексивного под- ции курсантов. Практическая значимость в том, что

хода в профессиональном обучении логично вы- эту методику могут использовать преподаватели

текает из основных задач высшего образования. вузов для развития рефлексивной компетенции об-

В ФГОС ВПО 3+ указывается на формирование в учающихся - будущих юристов. образовательном процессе у курсантов, будущих Цель и задачи работы. Цель - показать методику

юристов общекультурных и профессиональных применения ситуативных задач, рефлексивных за-

компетенций: системного и критического мышле- даний для формирования рефлексивной компетент-

ния, самоорганизации и саморазвития [9; 10]. Дан- ности курсанта образовательной организации МВД

ные компетенции формируются у обучающихся при России. Задачи: проанализировать возможности

наличии достаточного уровня развития рефлексии применения ситуативных задач, рефлексивных за-

и рефлексивной компетенции. Их формирование даний; изучить их применение в качестве средства

начинается вместе с развитием профессиональных формирования рефлексивной компетенции. качеств. Это вызвано тем, что по отношению ко Изложение проблемы и результатов работы на

всем другим личностным качествам рефлексивная следующей методологической основе исследова-

компетенция выступает как координирующее и ин- ния, включающей в себя деятельностный, рефлек-

тегрирующее начало. сивный и компетентностный подходы.

Новизна подхода, предлагаемого автором, со- Деятельностный подход подразумевает вклю-

стоит в раскрытии особенностей ситуативных задач ченность курсантов университета МВД России в

и рефлексивных заданий, имеющих целью способ- рефлексивно-образовательную деятельность в ходе

ствовать формированию рефлексивной компетен- решения ими ситуативных задач и выполнения реф-

лексивных заданий, особенно при изучении тактико-специальной подготовки. По мнению С.Н. Тихомирова, рефлексивно-образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой человек может осознавать, как он приобретает знания, умения и навыки [7, с. 62]. Ее признаками являются сознательность, целенаправленность, предметность, продуктивность, мотивированность, цикличность и системность. Рефлексивный подход (В.Г. Молько, С.Ю. Степанов) в нашем исследовании является ключевым, поскольку с его помощью раскрываются понятия и сам процесс формирования рефлексивной компетенции курсантов вуза МВД с помощью ситуационных задач и рефлексивных заданий. Компетентностный подход (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.В. Сериков) в исследовании позволяет не только выявить сущность рефлексивной компетенции, но и обосновать методику ее формирования у курсантов образовательной организации МВД России.

На основе анализа исследований А.В. Карпова [3], Н.Н. Воханцевой [2], С.Ю. Степанова [6], С.Н. Тихомирова [8], Н.Р. Халимуллиной [10] в аспекте компонентов рефлексивной компетенции курсантов университета МВД России мы предлагаем следующие: интеллектуальный (знание основ рефлексии, сущности рефлексивной деятельности и ее особенностей), эмоционально-ценностный (эмоционально-ценностное отношение к рефлексивным знаниям и умениям, готовность к рефлексивной деятельности в образовательном процессе) и деятельностный (наличие рефлексивного личного опыта, готовность к решению нестандартных задач служебной деятельности полиции).

Курсанту как сотруднику полиции недостаточно иметь знания по рефлексии и рефлексивные умения. Ему, по нашему мнению, необходима именно рефлексивная компетенция (но, наряду с ней в научной литературе уделяется внимание и рефлексивной компетентности). Разграничим эти понятия. Так у С.Н. Тихомирова [9], рефлексивная компетентность - это суммированное качество личности юриста, в нашем случае ориентированного на правоохранительную деятельность, отображающая готовность курсанта осуществлять ее более эффективно. Сравнивая два понятия «рефлексивная компетенция» и «рефлексивная компетентность», следует от-

метить, что второе определение более широкое чем первое. Представляющее из себя набор необходимых рефлексивных умений, навыков и способов, определяющих структуру профессиональной компетентности юриста, основной задачей которого является осуществление самооценочной деятельности как полицейского. В свою очередь, рефлексивную компетенцию можно охарактеризовать через определение личностных качеств участника правоохранительной деятельности, среди которых наиболее значимы: самокритичность, самооценка, самоконтроль и самоанализ [8, с. 362; 9, с. 528]. В приводимом А.В. Карповым определении «рефлексивная компетенция», отмечаются такие характеристики, как: готовность и способность к рефлексивной и самооценочной деятельности путем сравнения их соответствия замыслу и условиям ее осуществления, с помощью ее осмысления и переосмысления [3, с. 49-50].

Таким образом, основная цель технологии рефлексивного обучения - это целенаправленный процесс активизации внутренних саморегулирующихся механизмов развития обучающихся, позволяющая в конечном итоге приобрести им рефлексивные компетенции, столь необходимые им для поступательного саморазвития, усиления внутренней мотивации своей дальнейшей профессиональной деятельности, осознанию своих ближних и перспективных целей, осознанию себя субъектом своей жизнедеятельности.

Процесс формирования рефлексивной компетенции курсантов университета МВД России включает аудиторную работу, различные виды практик, а также самостоятельную работу курсантов [5; 7; 9]. Обобщенный анализ образовательной практики показал, что в качестве средств формирования рефлексивной компетенции у обучающихся чаще всего используются: решение ситуативных задач [7], моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем [5; 4], рефлексивные методы обучения [2; 8; 9], лич-ностно-рефлексивный диалог [9], интерактивное взаимодействие в ходе рефлексивной деятельности [6; 4].

На наш взгляд, наиболее эффективными средствами формирования рефлексивной компетенции являются ситуативные задачи и рефлексивные задания. Использование перечисленных средств мо-

жет быть направлено на развитие следующих типов рефлексии:

- интеллектуальной рефлексии, заключающейся в умении субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия [5; 4]).

- личностной рефлексии (реализуемый через самоанализ человека самого себя, своих личностных качеств, стремление к преобразовательной деятельности и самосовершенствованию [5; 6; 7].

Таким образом, определив, что важнейшими составляющими развития рефлексивной компетентности выступают ситуативные задачи, мы выделили и включили необходимый комплекс ситуативных задач в следующие темы дисциплины «Тактико-специальная подготовка»: «Местность, как элемент оперативной обстановки»; «Топографические карты и их содержание»; «Чтение топографических карт»; «Измерения по топографической карте»; «Изображение рельефа местности на карте»; «Системы координат и основные способы целеуказания». Использованные ситуативные задачи можно охарактеризовать следующим образом как: мотивационно-ситуатив-ные; дискурсивно-педагогические; рефлексивно-пиктографические; гностико-эвристические.

Результаты решения обучаемыми ситуационных задач рефлексивной компетентности, оценивались нами по следующим критериям: умением обучаемых проявить навыки активного поиска и способности к самостоятельности при решении возникающих проблем; творческого и нестандартного подхода к решению поставленных учебных задач; умению продемонстрировать развитые навыки рефлексивного мышления; способности к ведению диалога, подходов к разрешению конфликтных ситуаций.

В конце занятия при подведении его итогов нами применялись ряд рефлексивных заданий. Остановимся на них подробнее.

По окончанию курсов первоначальной профессиональной подготовки по профессии «Полицейский» «Топографической подготовки» мы предлагаем написать сочинение-эссе по темам: «Моя малая Родина» (формат географического диктанта), «Почему я выбрал профессию «полицейский»?», «Соответствую ли я требованиям к сотруднику полиции XXI века». Эти письменные задания не только активизирует рефлексивную деятельность, но и помога-

ют первокурсникам понять и осознать деятельность по самоанализу своих действий, формированию своего отношения к правоохранительной деятельности.

В конце каждого занятия курсанты заполняли листы стандартизированного рефлексивного дневника, ведение которого способствовало формированию у обучаемых способностей эмоционально-оценочного и ценностного отношения к рефлексивной деятельности, подробно фиксировать факты, вызвавшие затруднения при решении задач имитирующих служебную деятельность, анализируются пути поиска наиболее оптимальных вариантов их решения.

Заполнение рефлексивной таблицы знаками со значением «плюс» или «минус» способствовало развитию аналитических способностей у курсантов того, что знал, узнал и хотел бы узнать по данной пройденной теме, что способствовало актуализации приобретенных знаний и развитию рефлексивных умений.

Запущенный механизм самопознания и саморегуляции дает обучаемым возможность еще в процессе учебы своевременно обнаружить и принять меры к устранению причин мешающим личностному и профессиональному росту. В качестве примера, предлагаем рассмотреть подходы к определению состава и структуры рефлексивных умений, разработанных Л.А. Артюшиной [1], и переработанных нами применительно к дисциплине «Тактико-специальная подготовка»:

1. Формирование заданий, способствующих развитию умений анализировать уже осуществленное действие, вооружающее обучаемых навыком выявления неэффективных действий еще на первоначальном периоде решения проблемы.

2. Задания, развивающие рефлексивные компетенции у обучаемых на основе исполнения графических документов: рабочих карт, таблиц, графиков и др.

3. Задания на фиксацию курсантом своего знания о незнании какого-либо предмета, которые развивают у обучаемых способности находить новые решения.

4. Задания, обучающие занимать ту или иную смысловую позицию. Развитие такого навыка у курсанта позволит ему находить оптимальную точку зрения на происходящие события, свое видение развития ситуации.

5. Задания на определение обоснованности и оправданности собственных действий в качестве

руководителя оперативного штаба при планировании специальных мероприятий.

Проведенный анализ использования перечисленных заданий показал рост уровня сформиро-ванности рефлексивных компетенций у курсантов экспериментальной группы (ЭГ). Так количество курсантов с высоким уровнем рефлексивных компетенций вырос на 14,2%, а в контрольной группе (КГ) только на 2,2%. Рост показателей у курсантов со средним уровнем - в ЭГ на 17,1%, в КГ - на 4,7%. Количество курсантов, показавших низкий уровень сформированности, уменьшилось в ЭГ на 35%, в КГ на 16,7%. Таким образом, результаты проведенной нами работы подтвердили возможности формирования рефлексивных компетенций на основе применения рефлексивных заданий по рассмотренной нами дисциплине.

Делая общий вывод, следует отметить, что решение проблемы формирования профессиональной рефлексии занимает одно из ключевых мест в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Важность развития навыков профессиональной рефлексии подчеркивается многими авторами в контексте формирования адекватной самореализации будущего полицейского через процесс познания собственных возможностей и необходимых ему качеств.

Таким образом, сам характер рефлексии, стереотипы и шаблоны мышления, сопровождающие этот процесс, могут выступать в качестве главных ограничителей в освоении новых форм поведения. Рефлексивная деятельность предполагает ее освоение в процессе специального обучения, так как именно обучение по Л.С. Выготскому ведет за собой развитие.

Литература

1. Артюшина Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования. Дис. ... канд. пед. наук. Н.-Новгород. 2008. 173 с.

2. Вохонцева Н.С., Тихомиров С.Н. Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 331-334.

3. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.

4. Корнилова Н. А. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста: дис. ... канд. псих. наук. Кемерово, 2009. 285 с.

5. Молько В.Г. Рефлексивно - образовательная деятельность и ее формирование в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 10-11 февраля 2013 г. Прага: Социосфе-ра CZ, 2013 - Режим доступа: http://sociosphera. com/ files/conference/2013/k-02_10_13.pdf. -20.02.2020.

6. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С.Ю. Степанов. М.: Наука, 2000.

7. Тихомиров С.Н. Педагогика высшей школы: уч. пос. М., 2016.

8. Тихомиров С.Н. Технология развития критического мышления: теоретические основы и их применение в учебном процессе образовательных организаций МВД России в преподавании педагогических дисциплин. В сборнике: педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика. материалы всероссийской научно-практической конференции. составители А.С. Душкин, Е.М. Марченко. СПб., 2018. с. 359-366.

9. Тихомиров С.Н. Педагогические приемы развития у курсантов самоконтроля и самооценивания. В сборнике: профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II международной конференции. Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. 2018. с. 526-530.

10. Халимуллина Н.Р. Организация интерактивного взаимодействия обучающихся в процессе рефлексивной деятельности [Электронный ресурс] // Modern technologies in system of additional and professional education: materials of the VI international scientific conference on May 2-3, 2018. Prague: Sociosfera-CZ, 2018 - Mode of access: http:// sociosphera. com/files/conference/2018/k-05 02_18. pdf. - 28.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.