Научная статья на тему 'Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России'

Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REFLECTION / EDUCATIONAL PROCESS / METHODS OF TEACHING CADETS / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / РЕФЛЕКСИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засыпкин Игорь Викторович

В статье рассматриваются подходы к решениюпроблем, возникающие при использовании рефлексивных технологий обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засыпкин Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the use of reflexive training technologies in educational organs-nizatsiy of the system of the MIA of Russia

The article discusses approaches to solving problems arising from the use of reflective technologies for teaching cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России»

@ Засыпкин И.В. 2018

ON THE USE OF REFLEXIVE TRAINING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANS-NIZATSIY OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Igor Victorovich ZASYPKIN,

teacher of Moscow University of Internal Affairs of V. Ya.Kikot Email: Zasipkin.i@mail.ru

Игорь Викторович ЗАСЫПКИН,

преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: Zasipkin.i@mail.ru

Для цитирования: Засыпкин И.В. Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 26—28.

Annotation. The article discusses approaches to solving problems arising from the use of reflective technologies for teaching cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: reflection, educational process, methods of teaching cadets, educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к решениюпроблем, возникающие при использовании рефлексивных технологий обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: рефлексия, образовательный процесс, методы обучения курсантов, образовательная организация системы МВД России

Непрекращающаяся в научном сообществе дискуссия на тему эффективности работы образовательных организаций не обходится без обсуждения вопроса о совершенствовании организации образовательной деятельности. Объектом педагогического дискурса является выпускник образовательной организации — молодой специалист готовый с первого дня своей трудовой деятельности выполнять в полном объеме должностные обязанности. Подобные требования предъявляются к выпускнику любого вуза, в том числе и образовательной организации системы МВД России. Для реализации этой сложной и много векторной задачи на первый план выходят требования к организации учебного процесса, формирующие личность курсанта, создающие условий для его постоянной целенаправленной работы над собой, овладением приемами саморазвития, раскрытием и развитием своих способностей.

Умения и навыки пользоваться приемами рефлексивных технологий, позволят развивать у обучаемых курсантов навыки и умения само-

анализа, саморегуляции, поддержания интереса к учебе и выбранному жизненному пути, осуществлять мониторинг самооценки того «кем я был» и «кем я стал» и что нужно делать «чтобы я стал лучше».

По мнению Аниканова A.B. применение рефлексивных методов обучения не всегда оказываются эффективными в том плане, что далеко не все обучающиеся имеют необходимый уровень рефлексивности1. Кроме того, существующие в педагогике высшей школы рефлексивные технологии нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии.

По мнению целого ряда авторов (Белкиной B.H., Гимпель Л.П., Карпова A.B., Ревякиной ПИ.) существует большое количество взглядов на природу рефлексивности в педагогике. Обобщенно их можно сформулировать так: «рефлексия в педагогическом процессе — это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями2.

Исследования, проведенные В.В. Пантелеевой (2006), Т.Е. Седанкиной (2009), показывают, что уровень рефлексии обучающегося напрямую связан с особенностями его мотивации учебной деятельностью.3Обучение курсантов в образовательных организациях системы МВД России значительно отличается от подготовки в других вузах. Курсанты, являясь действующими сотрудниками полиции, кроме учебного процесса, вовлечены в служебно-профессиональную деятельность органов внутренних дел, выполняя задачи по охране общественного порядка, проходя производственную практику и преддипломную стажировку в практических органах. И очень важно во время обучения научить курсантов пользоваться полученными теоретическими знаниями, и поучая практические навыки уметь находить решения в хитросплетениях расследуемых уголовных преступлений.

Апробированная методика определения уровня рефлексивности (В.В. Пантелеева в соавторстве с А.В. Карповым), доказывает, что рефлексия обладает свойством парциальности. С одной стороны, рефлексия является субъектом процесса общения и взаимодействия, находящегося в постоянной динамике с другими людьми в прошлом, настоящем и будущем. С другой стороны, подчеркивается роль, и способности человека мыслить за другое лицо, возможность понимания, как и что думают другие люди, и представлять, как он сам воспринимается партнерами по общению.

С целью выявления зависимости уровня рефлексивности и особенностями мотивации учебной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел, была проведена выборка, в которой приняло участие 585 курсантов и слушателей с 1-го по 5-й курс. Обследование проводилось с использованием методики К. Замфир в модефикации А.А. Реана)4.

Исследование показало, что рефлексивность обучения дает положительные результаты только при условии высокой внутренней мотивации обучающихся к учебе. Общее ранжирование результатов исследования мотивов, влияющих на удовлетворенность выбранной специальностью среди респондентов, показал результат выше среднего, относительно контрольной шкалы. В тоже время внутренняя мотивация, тесно связанная с ориентацией на получение интеллектуального удовлетворения от учебы, и в конечном

итоге влияющая на формирование долгосрочной мотивации на службув органах внутренних дел, как показало исследование, у трети обучающихся пока не сформировано. Уровень рефлексивности у испытуемых отрицательно коррелирует с такими внешними мотивами учебной деятельности, как «Стремление избежать осуждения и наказания за плохие отметки», «Желание получить диплом», «Желание добиться одобрения родителей и окружающих», «Желание не отставать от сокурсников». Положительная корреляция уровня рефлексивности отмечается с мотивами учебной деятельности, относящимися к внутренней мотивации: «Желание приобрести глубокие и прочные знания», «Стремление получать интеллектуальное удовлетворение от учебы».

Как показывает личный опыт автора, преподаватель, решивший внедрять в учебный процесс рефлексивные технологии обучения, должен быть готов к решению ряда возникающих проблем.

Во-первых, далеко не все курсанты сразу и заинтересованно воспримут предлагаемые им рефлексивные методы изучения учебного материала, что в конечном итоге скажется на результатах.

Во-вторых, уровень рефлексивности обучающихся во многом соотносится с такими личностными характеристиками, как внутренняя положительная мотивация, направленная на освоение избранной профессии, уровнем интеллектуальных способностей и во многом наличием образовательной среды, позволяющей формировать рефлексивность обучающихся методами обучения.

В-третьих, просчеты и недостатки профессионального отбора на этапе выбора профессии и поступления в образовательную организацию системы МВД России приводят к тому, что не всегда, при оценке профессионально важных качеств абитуриента, как будущего сотрудника органов внутренних дел, оцениваются его возможности к анализу своей деятельности, планированию, а также прогнозированию и осмыслению своих и чужих поступков.

В итоге на практике мы часто сталкиваемся с примерами, что отдельные «низкорефлексивные» выпускники не способствуют формированию положительного имиджа образовательных организаций системы МВД России в глазах заказчиков из практических органов. Применение рефлексивных технологий представляется необходимым и перспективным условием подготовки

№ 4/2018

27

будущих сотрудников органов внутренних дел, а также позволяют реализоваться творческому потенциалу преподавателя.

Это сложный и длительный процесс, требующий системного подхода, постоянной работы преподавателей, критического взгляда на положение дел и педагогической импровизации. И как подсказывает педагогическая практика, не существует рефлексирующего курсанта без рефлексирующего преподавателя.

Список литературы

1. Аниканов М.В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=16135 (дата обращения: 13.07.2018).

2. Анфалов Е.В. Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 903-906. URL https://moluch.ru/archive/104/24227/ (дата обращения: 04.07.2018).

3. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция / В.Н. Белкина, И.И. Ревякина // Ярославский педагогический вестник Том II (Психолого-педагогические науки). № 3. 2010. С. 203-206.

4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. М.: Ярославль, Институт психологии РАН, 2001. 203 с.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 1999. С. 235-237

6. Пантелеева В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения / В.В. Пантелеева // RELGA, 2006. № 16 (138). URL: http://www.relga.ru/ Environ/WebObj ects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1128 &level1=main&level2=articles (дата обращения: 04.07.2018).

7. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 107-110.

1 Аниканов М.В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16135 (дата обращения: 13.07.2018)

2 Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). 2000. № 1. С. 25-27.

3 Пантелеева, В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения / В. В. Пантелеева // RELGA, 2006. № 16 (138).URL: http://www.relga.ru/Environ/Web-Objects/ tguwww.woa/wa/Main?textid=1128&level1=main&level2=arti cles (дата обращения: 04.07.2018).

4 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 1999. С. 235-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.