Научная статья на тему 'Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России'

Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / образовательный процесс / методы обучения курсантов / образовательная организация системы МВД России. / reflection / educational process / methods of teaching cadets / educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Викторович Засыпкин

Рассматриваются подходы к решению проблем, возникающих при использовании рефлексивных технологий обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Викторович Засыпкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF REFLECTIVE TEACHING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Discussed approaches to solving problems arising from the use of reflective technologies for teaching cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10279 © И.В. Засыпкин, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Игорь Викторович Засыпкин,

преподаватель

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Zasipkin.i@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются подходы к решению проблем, возникающих при использовании рефлексивных технологий обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: рефлексия, образовательный процесс, методы обучения курсантов, образовательная организация системы МВД России.

ON THE USE OF REFLECTIVE TEACHING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Igor V. Zasypkin,

Teacher

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Discussed approaches to solving problems arising from the use of reflective technologies for teaching cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: reflection, educational process, methods of teaching cadets, educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Засыпкин И.В. Об использовании рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях системы МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):397-9.

Непрекращающаяся в научном сообществе дискуссия на тему эффективности работы образовательных организаций не обходится без обсуждения вопроса о совершенствовании организации образовательной деятельности. Объектом педагогического дискурса является выпускник образовательной организации — молодой специалист, готовый с первого дня своей трудовой деятельности выполнять в полном объеме должностные обязанности. Подобные требования предъявляются к выпускнику любого вуза, в том числе, и образовательной организации системы МВД России. Для реализации этой сложной и многовекторной задачи на первый план выходят требования к организации учебного процесса, формирующие личность курсанта, создающие условия для его постоянной целенаправленной работы над собой, овладение приемами саморазвития, раскрытие и развитие своих способностей.

Умения и навыки пользоваться приемами рефлексивных технологий позволят развивать у обучаемых курсантов навыки и умения самоанализа, саморегуляции, поддержания интереса к учебе и выбранному жизненному пути, осуществлять мониторинг самооценки того, «кем я был» и «кем я стал» и что нужно делать «чтобы я стал лучше».

По мнению Аниканова А.В., применение рефлексивных методов обучения не всегда оказывается эффективным в том плане, что далеко не все обучающиеся имеют необходимый уровень рефлексивности [1]. Кроме того, существующие в педагогике высшей школы рефлексивные технологии нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии.

По мнению целого ряда авторов (Белкиной В.Н., Гимпель Л.П., Карпова А.В., Ревякиной И.И.) существует большое количество взглядов на природу рефлексивности в педагогике. Обобщенно их можно сформулировать так: «рефлексия в педагогиче-

ском процессе — это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [6, с. 25—27].

Исследования, проведенные В.В. Пантелеевой (2006), Т.Е. Седанкиной (2009), показывают, что уровень рефлексии обучающегося напрямую связан с особенностями его мотивации учебной деятельностью [7]. Обучение курсантов в образовательных организациях системы МВД России значительно отличается от подготовки в других вузах. Курсанты, являясь действующими сотрудниками полиции, кроме учебного процесса, вовлечены в служебно-профессиональную деятельность органов внутренних дел, выполняя задачи по охране общественного порядка, проходя производственную практику и преддипломную стажировку в практических органах. И очень важно во время обучения научить курсантов пользоваться полученными теоретическими знаниями, и поучая практические навыки уметь находить решения в хитросплетениях расследуемых уголовных преступлений.

Апробированная методика определения уровня рефлексивности (В.В. Пантелеева в соавторстве с А.В. Карповым) доказывает, что рефлексия обладает свойством парциальности. С одной стороны, рефлексия является субъектом процесса общения и взаимодействия, находящегося в постоянной динамике с другими людьми в прошлом, настоящем и будущем. С другой стороны, подчеркивается роль, и способности человека мыслить за другое лицо, возможность понимания, как и что думают другие люди, и представлять, как он сам воспринимается партнерами по общению.

С целью выявления зависимости уровня рефлексивности и особенностями мотивации учебной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел, была проведена выборка, в которой приняло участие 585 курсантов и слушателей с 1-го по 5-й курс. Обследование проводилось с использованием методики К. Замфир в модефикации А.А. Реана) [5, с. 235—237].

Исследование показало, что рефлексивность обучения дает положительные результаты только

при условии высокой внутренней мотивации обучающихся к учебе. Общее ранжирование результатов исследования мотивов, влияющих на удовлетворенность выбранной специальностью среди респондентов, показал результат выше среднего, относительно контрольной шкалы. В тоже время внутренняя мотивация, тесно связанная с ориентацией на получение интеллектуального удовлетворения от учебы, и в конечном итоге влияющая на формирование долгосрочной мотивации на службу в органах внутренних дел, как показало исследование, у трети обучающихся пока не сформировано. Уровень рефлексивности у испытуемых отрицательно коррелирует с такими внешними мотивами учебной деятельности, как «Стремление избежать осуждения и наказания за плохие отметки», «Желание получить диплом», «Желание добиться одобрения родителей и окружающих», «Желание не отставать от сокурсников». Положительная корреляция уровня рефлексивности отмечается с мотивами учебной деятельности, относящимися к внутренней мотивации: «Желание приобрести глубокие и прочные знания», «Стремление получать интеллектуальное удовлетворение от учебы».

Как показывает личный опыт автора, преподаватель, решивший внедрять в учебный процесс рефлексивные технологии обучения, должен быть готов к решению ряда возникающих проблем.

Во-первых, далеко не все курсанты сразу и заинтересованно воспримут предлагаемые им рефлексивные методы изучения учебного материала, что в конечном итоге скажется на результатах.

Во-вторых, уровень рефлексивности обучающихся во многом соотносится с такими личностными характеристиками, как внутренняя положительная мотивация, направленная на освоение избранной профессии, уровнем интеллектуальных способностей и во многом наличием образовательной среды, позволяющей формировать рефлексивность обучающихся методами обучения.

В-третьих, просчеты и недостатки профессионального отбора на этапе выбора профессии и поступления в образовательную организацию системы МВД России приводят к тому, что не всегда, при оценке профессионально важных качеств абитуриента, как будущего сотрудника органов внутренних дел, оцениваются его возможности к анализу своей

398

Вестник экономической безопасности

№ 4/2019

деятельности, планированию, а также прогнозированию и осмыслению своих и чужих поступков.

В итоге на практике мы часто сталкиваемся с примерами, что отдельные «низкорефлексивные» выпускники не способствуют формированию положительного имиджа образовательных организаций системы МВД России в глазах заказчиков из практических органов. Применение рефлексивных технологий представляется необходимым и перспективным условием подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, а также позволяют реализоваться творческому потенциалу преподавателя.

Это сложный и длительный процесс, требующий системного подхода, постоянной работы преподавателей, критического взгляда на положение дел и педагогической импровизации. И как подсказывает педагогическая практика, не существует рефлексирующего курсанта без рефлексирующего преподавателя.

Литература

1. Аниканов М.В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16135 (дата обращения: 13.07.2018).

2. Анфалов Е.В. Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях во-

енного вуза // Молодой ученый. 2015. № 24. иЯГ: https://moluch.ru/archive/104/24227/ (дата обращения: 04.07.2018).

3. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция / В.Н. Белкина, И.И. Ревякина // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). № 3. 2010.

4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева / М.: Ярославль, Институт психологии РАН, 2001.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

6. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). 2000. № 1.

7. Пантелеева В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения / В.В. Пантелеева // RELGA, 2006. № 16 (138). http://www. relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?t ехШ=1128&^е11=тат&^е12=а111с^ (дата обращения: 04.07.2018).

8. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013.

Психология

оперативно-розыскной деятельности

2-е издание

Психология оперативно-розыскной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Шевченко В.М. и др. Москва, 2020 г. 255 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

fcfcj

В учебном пособии дается анализ теоретических и методологических основ психологии в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), исследуются предмет, задачи и методы психологии в ОРД. Рассматриваются проблемы психологии личности, деятельности, профессионального общения оперативных работников с различными категориями участников ОРД, психологические основы раскрытия преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.