Научная статья на тему 'Cпособы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов (педагогический аспект)'

Cпособы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов (педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cпособы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов (педагогический аспект)»

технологий», 2011.- С. 176-178.

10. Суслов В. Г., Кузнецова Т. С. Необычный урок географии: представляем опыт работы учителей Санкт-Петербурга // География и экология в школе XXI века. - 2007. - № 1. - С. 52-54.

11. Чернихова Е. Я. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя (диагностические и обучающие методики, вып. 7 для учителей географии) / ред. Т. Г. Браже. - СПб.: РАО. 1996. - 63 с.

12. Шестакова Ю. А. ИКТ-компетентность учителя-предметника [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://j ournal.kuzspa.ru/ articles/59

© Т. С. Комиссарова, А. Л. Миллер, 2015

УДК 371.134+159,955( 072)

И.Г. Коршунова

Преподаватель Крымский факультет Краснодарский университет МВД России г.Симферополь, Российская Федерация

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация

Статья раскрывает вопросы, связанные с использованием рефлективного подхода в процессе обучения, который способствует реализации и воспитанию квалифицированных, знающих специалистов, способных найти свое место в профессиональной среде.

Ключевые слова

Рефлексивный подход, рефлексия, критический анализ, квалифицированный специалист, показатели успешности, профессиональное становление, социально-психологическое воздействие.

Одной из главных составляющих для развития и укрепления государственности является «повышение качества профессиональной подготовленности .. .с учетом новейших концептуальных подходов к развитию образования» [3, с.1].

Современные принципы профессионального образования основываются на положении о том, что слушатель, не должен являться объектом педагогического воздействия. Основная цель реформы в сфере образования - воспитание квалифицированных, знающих специалистов, способных найти свое место в профессиональной среде. «Одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого студента, его работа над собой» [7, с.4].

Под рефлексией мы понимаем «осмысление форм и предпосылок деятельности, критический анализ знания и методов познания, процесс самопознания, раскрытия внутреннего строения и специфики духовного мира человека »[ 6, а 305].

Исследования в области формирования рефлексии и её механизмов ведутся с 80-х годов XX века. Важными механизмами саморазвития и профессионального роста студентов являются профессиональная рефлексия и рефлексивная культура, так как именно они способствуют обновлению ценностных ориентаций, устремлений, способов деятельности, отношения к себе и к будущей профессиональной деятельности.

Так, например, В.И. Слободчиков [9, ^56] указывает на многозначность термина «рефлексия». В то же время все исследователи проблем формирования рефлексивной культуры подчеркивают её значимость для личностного саморазвития и само понимания. Это означает, что в процессе профессиональной подготовки необходимо уделять большее внимание на индивидуальные и личные аспекты образовательного процесса — персональные черты слушателя, его опыт, установки, отношение к себе и другим людям. В этом плане становится необходимым углубление понимания развития внутренних механизмов саморазвития, от которых зависит эффективность подготовки и личностно-профессиональный рост.

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:

- осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н. и др.);

- мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., и др.);

- творчества (Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),

- общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А. и др.).

В современных исследованиях в сфере образования выделяют рефлексию в качестве важного показателя успешности профессионального становления.

Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение обучаемого, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности. Так формируется развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не просто передача способа, не просто создание ситуации взаимодействия, а создание условий для проявления творческой природы развития психики, в том числе через образовательные ситуации.

Обучающийся достигает наилучших успехов тогда, когда находится в процессе самостоятельного поиска знаний, которые ему лично необходимы. Этот процесс должен быть перманентным, не ограненным заданными рамками. Это особенно важно сейчас, когда профессиональные знания обновляются каждые несколько лет. В результате возникает рефлексивный тип взаимодействия преподавателя и слушателя, когда рефлексия воздействует не только на сознание преподавателя, но также на сознание обучающегося.

Несомненно, сегодня слушателю недостаточно только посещать занятия, запоминать и воспроизводить заученный материал. Внешние факторы мотивации, такие как контроль посещаемости занятий и различные виды контроля знаний и успеваемости еще не гарантируют будущий профессиональный успех.

В настоящее время различные методы и формы активного социально-психологического воздействия для развития умений, знаний, навыков эффективного социального функционирования достаточно часто применяются в педагогике. Однако в современном высшем образовании необходимы педагогические усилия для повышения коммуникативной культуры и социально-психологической компетенции слушателей как субъектов общения.

Помимо этого, в педагогике важную роль приобретает системный (системно-структурный) подход. Системный подход дает возможность значительно расширить уровень научных познаний, позволяет достичь наиболее широкого синтеза научных знаний, создания целостного представления об изучаемых объектах и явлениях. Эти исследования отражены в работах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Батанского, Н.В. Кузьмина, И.В. Биочинского.

Одной из тенденций модернизации образования является его переориентация с традиционной модели обучения на личностно ориентированные модели саморазвития учащихся в более широком культурном и образовательном пространстве. Эта тенденция означает поворот от объектно-субъектного направления в трактовке обучения к гуманитарной, субъектно-субъектному, коммуникативно-личностному аспекту.

На примере образовательной деятельности, основанной на познавательной и коммуникативной составляющих, можно наиболее ярко осветить возможности рефлексивного похода в обучении.

В процессе обучения студенты постоянно сталкиваются с трудностями, которые не могут сразу преодолеть, совершают определенные ошибки Нередко сам факт совершения этих ошибок травмирует их, блокирует дальнейшую активность. Здесь очень важно научиться управлять своим отношением к потенциально возможным и фактически совершаемым ошибкам, сформировать установку на то, что на ошибках следует учиться (а не бесконечно переживать по их поводу). Слушателям также часто свойственно недооценивать или переоценивать свои знания и умения. Кроме того, в оценке успехов слушателей, со стороны преподавателей, к сожалению, достаточно часто встречаются случаи необъективного подхода к определению действительного прогресса в их познавательной деятельности.

«Более острый глаз, более восприимчивое ухо, более беглая речь, более преданное сердце, более гибкий ум» [4,с. 127] - вот те характерные особенности, которые педагоги должны развивать у слушателей

для того, чтобы они могли стать реально оценивать результаты учебной работы, четко представлять себе результаты своего профессионального образования и стать специалистами высокого профессионального уровня.

Список использованной литературы:

1. Аниканов М.В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: www.science-education.ru/120-16135

2. Бережнова Л.Н. Перспективы развития педагогики в военных ВУЗах внутренних войск / Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 8 февраля 20012 года. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2012. Часть 1.

3. Гривенная Е. Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Краснодар, 2014г.

4. Дикань В.С. Рефлексивный подход в теории и практике подготовки будущих педагогов в университетах США (педагогический аспект). Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук, Симферополь, 1999г.

5. Лисова, О. Е. Рефлексивные механизмы восприятия личности сотрудников МВД России тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.05, кандидат психологических наук

6. Муштавинская И.В. «Образовательная технология и педагогическая рефлексия», с.304-308 электронный ресурс volchki.ru

7. Пантелеева В.Н. Научно-культорологический журнал Relga.ru № 16, 01.09.2006

8. Раздорская О. В. Формирование рефлексивной культуры студентов медицинского вуза в процессе изучения английского языка. тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08, кандидат педагогических наук

9. Слободчиков В. И.,Исаев EÄ Психология человека. В 3-х книгах. Учебное пособие. Издательство: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2014

© И.Г.Коршунова, 2015

УДК 377

Е.А. Метелькова

Заместитель директора по учебно-методической работе ОГБОУ СПО «Томский политехнический техникум» Г.Томск, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье рассмотрен экспериментальный опыт проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ техникумов Томской области

Ключевые слова

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

В условиях становления независимой системы оценки качества образования на федеральном уровне через такие инструменты, как сертификация квалификаций выпускников и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (далее ПОА ОП), а также несколько запоздалой разработки профессиональных стандартов (далее ПС) немаловажным является наличие положительного зарубежного, в том числе европейского, опыта по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.