Выводы. Для повышения качества самостоятельной работы студентов вуза небходимым (но недостаточным) условием является использование современных информационно-коммуникативных технологий. Для эффективного использования современных ИК-технологий преподаватель вуза должен обладать информационно-коммуникативно-технологической компетентностью. Её формирование обусловленно не только специальным образом организованными курсами повышения квалификации, но и большой повседневной самостоятельной образовательно-исследовательской деятельностью преподавателя.
Литература:
1. Akmanova S.V., Kurzaeva L.V., Kopylova N.A. Designing a media educational concept of developing lifelong self-learning individual readiness // Медиаобразование. 2018. N 2. С. 37-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35078379
2. Anisimov A., Bondarenko T., Kameneva G. The Use of ACROTEX Library for Creating Electronic Educational Resources // DEStech Transactions on Computer Science and Engineering: 2018 International Conference on Physics, Computing and Mathematical Modeling (PCMM-2018). 2018. DOI: 10.12783/dtcse/pcmm2018/23746
3. Borovik A. Information technology in university-level mathematics teaching and learning: a mathematician's point of view // Research in Learning Technology. 2010. Vol. 19, no. 1.P. 73-85. DOI: https://doi.org/10.1080/09687769.2010.548504
4. Story D.P., AcroTeX Web Site, 2017. http://www.acrotex.net/
5. Анисимов А.Л., Бондаренко Т.А., Каменева Г.А. О разработке электронных средств обучения // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. - 2018. - Т. 6. -№ 1. - С. 25-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35189929
6. Анисимов А.Л., Бондаренко Т.А., Каменева Г.А. Матрицы, определители, системы линейных алгебраических уравнений. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2017. (4,74 Мб). ISBN 978-5-9967-1000-3
7. Бобыкина И.А. Проблемы развития самообразовательной компетентности студентов в современной системе профессиональной подготовки // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 1. - С. 306309. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12418859
8. Каменева Г.А., Бондаренко Т.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - №4. - С.172-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605577
9. Молчан Э.М. Информационная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск: РИО БГУ. - 2011. - № 1. - С. 151-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21073926
10. Мухамедшина А.В. Информационная компетентность преподавателя в интерактивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/x/26068
11. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза [Электронный ресурс] / М.В. Клименских, Н.А. Корепина , А.С. Шека , О.С. Виндекер // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 41. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27421
12. Пузанкова Е.А. Об опыте применения технологий интернет-тестирования в процессе изучения курса «Математика» студентами технического вуза // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2011. - Т. 1. - № 69. - С. 61-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17682401
Педагогика
УДК: 378.09
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Бондаренко Татьяна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Каменева Галина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования рефлексивной компетенции студентов технического вуза. В ней представлен комплекс педагогических условий, направленных на формирование данного вида компетенции. Опираясь на свой опыт, авторы описывают методику реализации на практике разаботанного комплекса условий.
Ключевые слова: рефлексивная компетенция, рефлексивно-познавательная деятельность, рефлексивные умения, педагогические условия.
Annotation. The article is devoted to the problem of forming the reflexive competence of students of a technical college. It presents a set of pedagogical conditions aimed at the formation of this type of compensation. Based on their experience, the authors describe the method of putting into practice the developed set of conditions. Keywords: reflexive competence, reflexive-cognitive activity, reflexive skills, pedagogical conditions.
Введение. В настоящий момент подготовка выпускника вуза осуществляется в рамках компетентностного подхода, под которым мы подразумеваем совокупность принципов определения целей, отбора содержания образования, организации процесса подготовки специалиста и технологического обеспечения этого процесса в строгом соответствии с выделенными общими, ключевыми и специальными компетенциями, обеспечивающими в будущем качество выполнения профессиональной деятельности.
Анализ современных исследований, посвящённых определению содержания и структуры компетентности [16, 17], позволяет сформулировать вывод о том, что рефлексия является одним из компонентов профессиональной компетенции выпускников вуза. Многие исследователи (Акманова С.В., Курзаева Л.В., Копылова Н.А.[1, 5], Гаранина Ж.Г., Мальцева О.Е.[9], Злыднева Т.Щ11], и др.[4, 14]) поддерживают идею о необходимости формирования в процессе обучения таких умений, связанных с рефлексивной деятельностью, как самостоятельное целеполагание, планирование собственной деятельности, самооценивание, самоуправление деятельностью, анализ результатов деятельности, достижения цели, корректировка цели и плана. Учёные Головин А.А. [10], Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. [13], Трегубова Т.М., Антипов П.Л. [16], Шорина А.В. [18] считают, что рефлексивные умения обеспечивают развитие профессионализма.
Мы считаем, что следует формировать не просто рефлексивные умения, а решать задачу формирования рефлексивной компетенции обучающихся. Под рефлексивной компетенцией мы понимаем интегративное динамичное образование личности, включающее в себя овладение комплексом рефлексивных умений и навыков, а также способов самопознания, самоанализа, самооценки, самоуправления и самообразования, выработку установки на ценностное отношение к данному виду деятельности.
Цель статьи - проанализировать методические аспекты реализации педагогических условий формирования рефлексивной компетенции студентов при обучении математике.
Методологической основой исследования являются рефлексивно-деятельностный и компетентностный подходы. Авторами был проведен анализ нормативной документации, связанной с процессом обучения в вузе с точки зрения обозначенных проблем, анализ практики работы в области преподавания математических дисциплин в техническом вузе, обобщены результаты опыта преподавательской деятельности.
Изложение основного материала статьи. Ключевая особенность процесса формирования рефлексивной компетенции заключается в невозможности заставить студента овладевать способами и приемами рефлексивной деятельности, присваивать, искать необходимые знания. Воздействовать на студента можно только опосредованно, используя стимулирующие методы, подразумевающие активизацию его как субъекта своего интеллектуального и профессионального становления и развития [7, 12].
Процесс предметной подготовки в вузе, формирование предметной компетенции идёт параллельно с процессом формирования рефлексивной компетенции. Насколько эффективны эти процессы, зависит прежде всего от того, насколько тесно и осознанно они взаимодействуют. С одной стороны, математическое мышление, которое рассматривается как вид теоретического мышления и представляет собой понятийно-образное мышление, является основой математической компетенции. Процесс формирования понятия есть процесс формирования образа. Формирование образа опирается на личностный опыт, отличается личностными особенностями восприятия, памяти и мышления [8]. С другой стороны, формирование индивидуальной математической компетенции влечет за собой совершенствование рефлексивной компетенции студентов.
Успешное функционирование процесса формирования рефлексивной компетенции возможно при наличии внешних педагогических условий, связанных с деятельностью преподавателя, к которым мы относим:
- создание рефлексивной среды в процессе обучения;
- вооружение студентов рефлексивными умениями и навыками через разъяснение ценностей рефлексивной компетенции, в том числе самопознания и самоуправления, стимулирование рефлексивной деятельности, поощрение;
- организация процесса обучения студентов на основе личностно-ориентированного подхода;
- проблемно-вариативный подход к организации занятий студентов.
Эффективность перечисленных условий повышается при сочетании с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности преподавателя и студентов в процессе формирования рефлексивной компетенции. К внутренним условиям следует отнести:
- осознание и принятие студентами содержания рефлексивной компетенции как качественной характеристики личности профессионала;
- определение личностной иерархии ценностей рефлексивной компетенции студентов;
- развитие потребности в повышении качества и ответственности за результаты своего труда.
Формирование рефлексивных умений и навыков, как основы развития рефлексивной компетенции
студентов, носит этапный характер, каждый из которых характеризуется определенным содержанием образования и уровнем осознанности рефлексивной деятельности.
Методика формирования готовности студентов к осуществлению рефлексивной деятельности должна строиться с учетом следующих моментов:
- способ построения занятий учитывает принцип преемственности и последовательности в процессе формирования рефлексивной компетенции и обеспечивает поэтапное включение студентов в рефлексивную деятельность на разных уровнях;
- степень сложности предлагаемых задач и заданий возрастает; при этом с ростом уровня проблемности возрастает уровень познавательной активности студентов;
- разработка программы взаимодействия идет путем коллективных поисков (как отмечают исследователи Peter O'Shea и Michael Kearney групповая (командная) рефлексия приводит к усилению эффекта) [3];
- развертывание заданий, способствующих формированию рефлексивных умений, происходит по схеме: алгоритм - эвристика - творчество.
Изучение возможности формирования рефлексивной компетенции студентов на занятиях по дисциплинам математического цикла (на примере обучения студентов 1 и 2 курсов) мы провели по двум направлениям.
Первое - связано с формированием индивидуального стиля математического мышления и формированием математических понятий. Усвоение абстрактных математических понятий предполагает сознательную мыслительную работу учащихся. На практике обучаемые часто испытывают значительные трудности в создании образа изучаемого понятия. Это означает, что в процессе обучения не осуществляется интериоризация изученного, не созданы условия для рефлексии. Необходима целенаправленная работа, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемого, в ходе которой учитывались бы психические особенности обучаемого, его жизненный опыт.
В ходе работы мы сосредоточили усилия на формировании вариативности образа изучаемых понятий, на обучении рефлексии указанного выше вида. Освоение каждой темы строилось для обучаемого как изучение новой целостной теории, в которой представлены цели, основные понятия, факты, утверждения, следствия из них, алгоритмы, взаимосвязи.
Второе направление связано с формами, методами и принципами обучения, посредством которых проходило формирование рефлексивной компетенции. Вопрос использования тех или иных методов, форм тесно связан с такими вопросами, как стиль, локус управления и ценностная среда.
Для реализации условия личностно-ориентированного подхода, нами были собраны сведения о студентах групп, характеризующие общий уровень подготовленности. Необходимо в этих условиях налаживание диалога и создание атмосферы доброжелательности, формирование рефлексивно-ценностной среды. Целенаправленно велась работа по выработке навыков самоанализа, самооценки, фиксирования моментов незнания, по введению рейтинговой системы.
При изложении лекционного материала использовались различные формы представления информации с целью дойти до каждого, учесть личностные особенности восприятия математического материала, дать возможность студенту построить личностную модель изучаемого явления. По мере адаптации студентов к новым условиям обучения в высшей школе, стиль преподавания менялся. Так, при изложении новой теории студентам предлагалось задуматься над тем, как протекает мыслительный процесс, «озвучить» его, определить, какая форма представления информации наиболее понятна, удобна лично для каждого. На практических занятиях на пропедевтическом этапе работы студентам демонстрировался образец планирования деятельности по решению некоторой задачи: анализ содержания, постановка цели, выбор оптимальных способов и средств, определение принципов, осуществление в содержательном плане, анализ результатов, корректировка, что способствовало развитию навыков постоянного самоконтроля за своей деятельностью.
Для запуска рефлексивного механизма были использованы следующие приёмы:
- демонстрация решений задач, содержащих ошибки;
- предложение решить задачу с «подвохом» (то есть задачу, решение которой на первый взгляд кажется несложным, но по факту оказывается, что кажущиеся очевидными методы решения не годятся, поскольку не учитывают некоторых неочевидных свойств рассматриваемого объекта);
- рассмотрение задач с правильным решением и неправдоподобным ответом;
- предложение восстановить пропущенные действия.
Для организации работы мы активно использовали возможности и опыт работы с образовательной информационной системой MOODLE [12, 15].
Эффективным средством, активизирующим учебно-познавательную деятельность студентов в целом и рефлексивную в частности, являются опережающие задания, включающие в себя выложенные на образовательный портал MOODLE лекционные материалы, список рассматриваемых теоретических вопросов, примеры решения типовых задач и разбитые на варианты задания для самостоятельного выполнения. При этом предусматривалась возможность on-line консультаций с преподавателем и возможность общения студентов между собой. Если студент чувствовал себя уверенно, то выполнял задания в своём темпе и отчитывался, не дожидаясь крайних сроков, что отражалось на его рейтинге.
Наряду с аудиторными контрольными работами и зачётными мероприятиями для контроля деятельности студентов мы использовали тестирование. Авторами разработаны учебно-методические материалы на основе пакета ACROTEX, содержащие интерактивные тесты [2, 6].
Итогом нашей работы стала сформированность у студентов представления о рефлексивной компетенции как о значимом для них качестве, для большинства произошло изменение направленности мотива деятельности: переход от стремления избежать ошибки к стремлению к успеху. Приобретенный опыт математической деятельности дал толчок процессам, связанным с самоанализом, самооценкой, самопознанием. Стало заметным смещение локуса контроля с внешнего во внутренний.
Одним из опосредованных показателей успешности процесса формирования рефлексивной компетенции можно рассматривать итоги сессии.
Выводы. Для успешного формирования рефлексивной компетенции как составляющей профессиональных компетенций выпускников технического вуза необходимо специальным образом организовать сознательную рефлексивно-познавательную деятельность студентов. Формирование рефлексивной компетенции студента - это персонифицированный непрерывный процесс, функционирующий на нескольких уровнях. Предложенный в статье комплекс педагогических условий способствует эффективному формированию рефлексивной компетенции студентов при обучении дисциплинам математического цикла.
Исследование данной проблемы, на наш взгляд, имеет важные теоретические и практические перспективы.
Литература:
1. Akmanova S.V., Kurzaeva L.V., Kopylova N.A. Designing a media educational concept of developing lifelong self-learning individual readiness // Медиаобразование. 2018. N 2. С. 37-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35078379
2. Anisimov A., Bondarenko T., Kameneva G. The Use of ACROTEX Library for Creating Electronic Educational Resources // DEStech Transactions on Computer Science and Engineering: 2018 International Conference on Physics, Computing and Mathematical Modeling (PCMM-2018). 2018. DOI: 10.12783/dtcse/pcmm2018/23746
3. O'Shea P., Kearney M. A cognitive strategy scaffolding approach to facilitating reflection in engineering students // Australasian Journal of Engineering Education. - 2016. - Vol. 21, Issue 1. - P. 17-26. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/22054952.2016.1214097
4. Yusupova Z., Shakurova M., Saygushev N., Vedeneyeva O., Kashina S. Managerial tools of academic knowledge formation process// International review of management and marketing. - 2016. - Vol. 6(2). - P. 403-409. http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-84963740838&partnerID=MN8T0ARS
5. Акманова С.В., Курзаева Л.В., Копылова Н.А. Развитие готовности личности к самообучению в течение всей жизни: разработка концепции в условиях медиаобразования // Информатика и образование. 2018. №7. С. 35-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36265979
6. Анисимов А.Л., Бондаренко Т.А., Каменева Г.А. О разработке электронных средств обучения // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. 2018. Т. 6. № 1. С. 25-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35189929
7. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 267 с.
8. Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов // дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / Южно-уральский государственный университет. Челябинск, 1999. - 191 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15974504
9. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 3. - С. 374-381. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26693435
10. Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. - 2014. - № 5. - С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22991779
11. Злыднева Т.П. Моделирование системы организации исследовательской деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 5. - С. 22-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23418492
12. Каменева Г.А., Бондаренко Т.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. №4. С. 172-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605577
13. Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. Рефлексия - феномен сознания в педагогическом процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - T.9 №1 (35). - C. 120-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216811
14. Милованова Г.В., Харитонова И.В., Фомина С.Н., Дайкер А.Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 2. - С. 218-229.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29222033
15. Пузанкова Е.А. Об опыте применения технологий интернет-тестирования в процессе изучения курса «Математика» студентами технического вуза // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2011. Т. 1. № 69. С. 61-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17682401
16. Трегубова Т.М., Антипов П.Л. Технологии формирования самообразовательной компетенции студента вуз в условиях международной образовательной интеграции // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - C. 386. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664273
17. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (218). - С. 85-91. https://elibrary.ru/download/elibrary_30770728_99966714.pdf
18. Шорина А.В. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №5. - C. 113-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29198368
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Бугославская Александра Владимировна
Институт педагогического образования и менеджмента (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Армянск)
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профессионального становления будущих психологов. Рассматривая профессиональное становления как непрерывный процесс, заключим, что в данном исследовании научный интерес представляет период, хронологически регламентируемый рамками профессионального образования будущих психологов в высшей школе. В работе на основе изучения теоретических аспектов проблемы профессионального становления студентов-психологов определен и проанализирован комплекс критериев, представляющих собой объективное мерило проверки эффективности протекания процесса профессионального становления будущих психологов в процессе их профессионального обучения в высшей школе.
Ключевые слова: критерии, уровни, профессионально-личностное становление будущих психологов, профессиональный рост, профессиональная подготовка будущих психологов, компетентность, профессионально важные качества.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of professional formation of future psychologists. Considering professional formation as a continuous process, we conclude that in this study the scientific interest is the period chronologically regulated by the framework of professional education of future psychologists in higher education. On the basis of the study of theoretical aspects of the problem of professional development of psychology students, a set of criteria is defined and analyzed, which are an objective measure of checking the effectiveness of the process of professional development of future psychologists in the process of their professional training in higher education.
Keywords: criteria, levels, professional and personal formation of future psychologists, professional growth, professional training of future psychologists, competence, professionally important qualities.
Введение. На современном этапе развития отраслей психолого-педагогического знания одной из важных и актуальных проблем, о чем говорит анализ научных публикаций последних лет, является исследование аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов. Не составляют исключения и проблемы,