3. Kamneva N.A. Gendernaya obuslovlennost stilevyh patternov povedeniya v mezhlichnostnom konfliktnom vzaimodejstvii. Avtoref. diss. kand. psih. nauk [Gender conditionality of style patterns of behavior in interpersonal conflict interaction. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Tamb. gos. un-t im. G.R. Derzhavina. Tambov, 2011. 25 p.
4. Nakonechnaya O.V., SHevchuk G.A., SHevchuk A.S. Psihologicheskie determinanty konfliktnosti podrostkov [Elektronnyi resurs] [Psychological determinants of the conflict of adolescents]. YAroslavskij
pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Herald]. URL:
http://sun20.history.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/14_3/.
5. Royak A.A. Psihologicheskij konflikt i osobennosti individualnogo razvitiya rebenka [Psychological conflict and features of the individual development of the child]. Moscow: Pedagogika, 1988.
6. Ryabinina E.V. Aktualnye problemy konfliktologii: teoretiko-metodologicheskij analiz [Actual problems of conflictology: theoretical and methodological analysis]. Teorii i problemy politicheskih issledovanij [Theories and problems of political studies]. Moscow: Analitika Rodis, 2016, no. 1, pp. 126-140.
7. Ryabinina E.V. Konfliktologicheskaya kompetentnos kak sostavlyayuschaya professionalnoj mobilnosti lichnosti [Conflictological competence as a component of professional personality mobility]. Socialno-professionalnaya mobilnost v XXI veke: sb. materialov i dokl. Mezhdunar. konf. [Social and Professional Mobility in the 21st Century: collection of materials and documents of intern. conf.]. In Romanceva G.M., Kopnova V.A. (eds.). Ekaterinburg: Publ. Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014, pp. 314-318.
8. Ryabinina E.V. Konfliktologiya professionalnogo obrazovaniya: monografiya [Conflictology of vocational education]. CHelyabinsk: Cicero, 2017. 130 p.
9. Ryabova E.L. Kultura konfliktnogo vzaimodejstviya v sovremennom rossijskom sociume kak faktor obschestvennoj stabilizacii. Avtoref. diss. dokt. polit. nauk [Culture of conflict interaction in the modern Russian society as a factor of social stabilization. Dr. Sc (Politics) Thesis]. Ros. akad. gos. sluzhby pri Prezidente RF. Moscow, 2010. 50 p.
10. Hasan B.I. Konfliktnaya kompetentnost - atributivnyj effekt razvivayuschego obucheniya [Conflict competence - attributive effect of developmental learning]. Pedagogika razvitiya: problemy sovremennogo detstva i zadachi shkoly [Pedagogy of development: the problems of modern childhood and the tasks of the school]. Krasnoyarsk, 1996, pp. 198-204.
11. Hasan B.I. Paradoksy konfliktofobii [Elektronnyi resurs] [Paradoxes of conflict-phobia]. Filosofskaya i sociologicheskaya mysl [Philosophical and sociological thought]. Kiev, 1990, no. 6. URL: http://conflictmanagement.ru/konfliktofobiya-i-konfliktnaya-kompetentnost.
12. Coj L.N. Konflikt kak suschestvennaya harakteristika socialnyh innovacij [Conflict as an essential characteristic of social innovation]. Ekstremal'nye situacii, konflikty, soglasie [Extreme situations, conflicts, consent]. Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii, Institut sociologii RAN, 1998.
УДК 378
Л. Г. Светоносова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,
г. Шадринск, Россия lubaswet@yandex .т
Рефлексивные задания по педагогике как средство формирования рефлексивной компетенции студентов-бакалавров
вуза
В статье раскрываются понятия рефлексивной компетенции и рефлексивной компетентности студентов-бакалавров вуза, структурные компоненты рефлексивной компетенции, рефлексивные задания по педагогике: эссе, рефлексивный дневник, рефлексивная таблица, рефлексивный коллаж.
Рефлексивная компетенция, рефлексия, рефлексивные задания, педагогика, студенты-бакалавры
вуза.
L. G. Svetonosova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogics
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia lubaswet@yandex .ru
Reflexive tasks in pedagogy as a means of forming the reflexive competence of students of higher educational institutions
The article reveals the concepts of reflexive competence and reflexive competence of undergraduate students of the university, structural components of reflexive competence and reflexive tasks in pedagogy: essays, reflexive diaries, reflexive table, reflexive collage.
Keywords: reflexive competence, reflection, reflective tasks, pedagogics, students of the University.
Актуальность применения рефлексивного подхода в образовании логично вытекает из задач высшего образования. В ФГОС ВО указывается на формирование в образовательном процессе у студентов - будущих учителей - универсальных компетенций: системного и критического мышления, самоорганизации и саморазвития [14, 15]. Все указанные компетенции формируются у студентов-бакалавров - будущих учителей - при наличии высокого уровня развития рефлексии и рефлексивной компетенции. Её формирование необходимо начинать с первых шагов развития профессиональных качеств, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивная компетенция выступает как координирующее и интегрирующее начало.
Новизна статьи состоит в раскрытии особенностей рефлексивных заданий по педагогике, имеющих своей целью способствовать формированию рефлексивной компетенции студентов-бакалавров вуза. Практическая значимость статьи заключается в том, что материалы статьи могут использовать преподаватели педагогики для развития рефлексивной компетенции студентов-бакалавров вуза - будущих учителей. Цель статьи состоит в анализе возможности применения рефлексивных заданий по педагогике в качестве средства формирования рефлексивной компетенции студентов-бакалавров вуза.
Методологическая база исследования включает деятельностный, рефлексивный и компетентностный подходы. Деятельностный подход в нашем исследовании подразумевает включенность в рефлексивно-образовательную деятельность студентов-бакалавров вуза - будущих учителей в процессе выполнения ими рефлексивных заданий по педагогике. По мнению В.Г. Молько [7], рефлексивно-образовательная деятельность -это деятельность, благодаря которой человек может осознавать, как он приобретает знания, умения и навыки. Ее признаками являются сознательность, целенаправленность, предметность, продуктивность, мотивированность, цикличность и системность. Рефлексивный подход (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов) в нашем исследовании является ключевым, поскольку с его помощью раскрываются понятия и сам процесс формирования рефлексивной компетенции студентов-бакалавров вуза с помощью рефлексивных заданий по педагогике. Компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, В. В.
Сериков и др.) в исследовании позволяет выявить сущность и обосновать структурные компоненты рефлексивной компетенции студентов-бакалавров вуза.
Уровень сформированности рефлексивной компетенции проявляется в том, насколько будущий учитель оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все другие свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности. Будущему педагогу недостаточно иметь знания по рефлексии и рефлексивные умения. Необходима именно рефлексивная компетенция, наряду с которой в научной литературе уделяется внимание и рефлексивной компетентности. Согласно Н.П. Максимченко [5;6], рефлексивная компетентность - интегративное качество личности будущего педагога, которое включает в себя кооперативный, интеллектуальный, коммуникативный и личностный компоненты, уровень сформированности которых отображает готовность студента результативно осуществлять педагогическую деятельность.
Понятие «рефлексивная компетенция будущего учителя» уже понятия «рефлексивная компетентность». Она представляет собой совокупность рефлексивных умений, навыков и способов, входящих в структуру профессиональной компетентности учителя, образует их устойчивый комплекс, основной задачей которой является осуществление учителем контрольно-оценочной деятельности на себя [2]. Рефлексивная компетенция характеризуется психологическими качествами субъекта педагогической деятельности, среди которых наиболее значимы: самокритичность, самооценка, самоконтроль и самоанализ [2, с.8-13]. В определении понятия «рефлексивная компетенция» Л.П. Качаловой указываются такие ее сущностные характеристики, как: готовность и способность к рефлексивной и контрольно-оценочной деятельности путем сравнения их соответствия замыслу и условиям ее осуществления, с помощью ее осмысления и переосмысления [4].
На основе анализа исследований Л.П. Качаловой[4], М.П. Максимченко [5], С.Ю. Степанова [12], И.А. Стеценко [13], Г.А. Поляковой [13] в аспекте структурных компонентов рефлексивной компетенции студентов-бакалавров мы предлагаем следующие ее структурные компоненты: интеллектуальный (знание основ рефлексии, сущности рефлексивной деятельности и ее особенностей), эмоционально-ценностный (эмоционально-ценностное отношение к рефлексивным знаниям и умениям, готовность к рефлексивной деятельности в образовательном процессе) и деятельностный (наличие рефлексивного личного опыта, готовность на его основе к решению нестандартных задач педагогической деятельности).
Формирование рефлексивной компетенции студентов-бакалавров происходит в процессе аудиторной работы и различных видов практик [15], а также в процессе самостоятельной работы студентов-бакалавров - одного из видов учебно-познавательной деятельности студентов, направленного на выполнение учебных заданий, предложенных преподавателем, но без его непосредственного участия в ней. Сущность самостоятельной работы студентов состоит в ее деятельностном характере, направленности на формирование профессиональных и личностных компетенций [11].
В качестве средств формирования рефлексивной компетенции студентов-бакалавров учеными предлагаются: решение ситуативных педагогических задач [3], моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем [3], рефлексивные методы обучения [8; 9;10], личностно-рефлексивный диалог [12], интерактивное взаимодействие в процессе рефлексивной деятельности [16]. Средством формирования рефлексивной компетенции студентов-бакалавров мы считаем рефлексивные задания по педагогике. Они могут быть направлены на типы рефлексии: 1.
Интеллектуальный тип рефлексии (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдова, О.В. Долженко, Э.В. Ильенкова). Интеллектуальная рефлексия определяется в качестве умения субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия [1]. В качестве основы интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. 2. Личностный тип рефлексии (А.В. Карпов, Ю.М. Орлов, С.Ю. Степанов). Личностная рефлексия означает самоанализ человеком себя, своих личностных качеств, стремление к преобразовательной деятельности и самосовершенствованию.
Остановимся подробнее на рефлексивных заданиях по педагогике.
1. Сочинение-эссе по темам: «Как я понимаю рефлексию в педагогической деятельности», «Почему я выбрал профессию «учитель»?», «Соответствую ли я требованиям к современному учителю» активизирует рефлексивную деятельность, помогая студентам-бакалаврам понять и осознать деятельность по самоанализу своих действий, своего отношения к педагогической деятельности.
2. Рефлексивный (франц. réflexion размышление, обдумывание; от лат. reflecto, reflexurn поворачивать, обращать назад) дневник способствует формированию эмоционально-оценочного и ценностного отношения к рефлексивной деятельности, в нем фиксируется факт затруднения в педагогической деятельности и общении, анализируются возможные варианты решения, выбор оптимального с педагогической точки зрения варианта решения.
3. Заполнение рефлексивной таблицы способствует анализу того, что знал, узнал и хотел бы узнать по данной теме студент-бакалавр, в результате чего актуализируются приобретённые знания и развиваются рефлексивные умения.
4. Рефлексивный коллаж по теме: «Я в будущей учительской профессии» предполагает развитые креативные способности, помогает выразить и проанализировать свое отношение к педагогической деятельности, ее трудностям, «увидеть» и оценить себя в будущей профессии.
Использование рефлексивных заданий по педагогике направлено на формирование рефлексивной компетенции студентов-бакалавров вуза. Признаками сформированности рефлексивной компетенции являются осознание смыслов и ценностей своей педагогической деятельности, положительное принятие своей педагогической деятельности и ее результатов, способность самостоятельно изменить в лучшую сторону неблагоприятный ход событий, находить оптимальные и эффективные решения нестандартных педагогических ситуаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Давыдов, В.В. О двух основных путях развития мышления школьников [Текст] / В.В. Давыдов // Материалы ГУ Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. - Тбилиси, 1971. - С. 686-687.
2. Елисеев, В.К. Рефлексивная компетенция и профессиональная компетентность учителя [Текст] / В.К. Елисеев, Е.Л. Ушакова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. - С. 8-13.
3. Золотова, М.В. Формирование рефлексивной компетенции у преподавателей вуза [Текст] / М.В. Золотова, Н.В. Ваганова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2015. - № 4 (40). - С. 164-168.
4. Качалова, Л.П. Формирование рефлексивной компетенции студентов педвуза - будущих учителей [Электронный ресурс] / Л.П. Качалова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-refleksivnoy-kompetentsii-studentov-pedvuza-buduschih-uchiteley. - 31.07.2018.
5. Максимченко, Н.П. Интегративный подход к формированию рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] / Н.П. Максимченко // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 106-109. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/669/. - 10.06.2018.
6. Максимченко, Н.П. К вопросу о рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] / Н.П. Максимченко // Вестник ТГПИ. - 2010. - № 5. - С. 426-431. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-o-refleksivnoy-kompetentnosti-studentov-pedagogicheskih-vuzov. -13.06.2018.
7. Молько, В.Г. Рефлексивно - образовательная деятельность и её формирование в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / В.Г Молько // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 10-11 февраля 2013 г. - Прага : Социосфера CZ, 2013. - Режим доступа: http://sociosphera.com/files/conference/2013/k-02_10_13.pdf. - 30.07.2018.
8. Светоносова, Л.Г. К вопросу о рефлексивных методах обучения студентов вуза дисциплине «Педагогика» [Электронный ресурс] / Л.Г. Светоносова // Инновации в науке: вопросы теории и практики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (3 октября 2017 г., г. Костанай, Республика Казахстан). - Западный : АнтроВита, 2017. - Режим доступа: http://soc-is.m/wpcontent/uploads/Инновации-в-науке.-Вопросы-теории-и-практики^. - 10.06.2018.
9. Светоносова, Л.Г. Рефлексивные методы обучения как средство самореализации студентов-бакалавров педвуза [Электронный ресурс] / Л.Г. Светоносова // Современное образовательное пространство: теория и методика обучения и воспитания : сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. - Караганда : THESIS, 2018. - С. 90-93.
10. Светоносова, Л.Г. Рефлексивные методы обучения студентов в педагогическом вузе [Электронный ресурс] / Л.Г. Светоносова // Наука сегодня: теория, практика, инновации : XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (1 октября 2017 г.). - М. : Олимп, 2017. - Режим доступа: http://olimpiks.ru/d/1340546/d/sbornik_nst23.pdf. - 10.06.2018.
11. Светоносова, Л.Г. Самостоятельная работа студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Л.Г. Светоносова // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality : materials of the III international scientific conference on February 10-11, 2017. - Prague : Sociosfera-CZ, 2017. - Mode of access: http://sociosphera.com/files/conference/2017/k-02_10_17.pdf. - 17.06.2018.
12. Степанов, С.Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся [Текст] // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / С.Ю. Степанов ; под ред. А. А. Бодалева. - М., 1987.
13. Стеценко, И.А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе [Электронный ресурс] / И.А. Стеценко, Г.А. Полякова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2012. - № 4 (Апрель). - С. 26-30. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2012/1238.htm. - 24.06.2018.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440301_B_3plus_22112017.pdf. - 10.06.2018.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440305_B_3plus_22112017.pdf. - 10.06.2018.
16. Халимуллина, Н.Р. Организация интерактивного взаимодействия обучающихся в процессе рефлексивной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Р. Халимуллина // Modern technologies in system of additional and professional education : materials of theVI international scientific conference on May 2 -3, 2018. -Prague : Sociosfera-CZ, 2018. - Mode of access: http://sociosphera.com/files/conference/2018/k-05_02_18.pdf. -30.07.2018.
REFERENCES
1. Davydov V.V. O dvuh osnovnyh putyah razvitiya myshleniya shkolnikov [On the two main ways of development of thinking of schoolchildren]. Materialy GU Vsesoyuznogo sezda Obschestva psihologov SSSR [Materials of the Union Congress of the Society of Psychologists of the USSR]. Tbilisi, 1971, pp. 686-687.
2. Eliseev V.K., Ushakova E.L. Refleksivnaya kompetenciya i professionalnaya kompetentnost uchitelya [Reflexive competence and professional competence of the teacher]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian studies of regions], 2012. no. 2, pp. 8-13.
3. Zolotova M.V., Vaganova N.V. Formirovanie refleksivnoj kompetencii u prepodavatelej vuza [Formation of reflexive competence among university teachers]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Socialnye nauki [Herald of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Seria: social sciencies], 2015, no. 4 (40), pp. 164-168.
4. Kachalova L.P. Formirovanie refleksivnoj kompetencii studentov pedvuza - buduschih uchitelej [Elektronnyi resurs] [Formation of reflective competence of students of a teacher training university - future teachers]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-refleksivnoy-kompetentsii-studentov-pedvuza-buduschih-uchiteley. (Accessed 31.07.2018).
5. Maksimchenko N.P. Integrativnyj podhod k formirovaniyu refleksivnoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov [Elektronnyi resurs] [Integrative approach to the formation of reflective competence of students of pedagogical universities]. Aktualnye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyun 2011 g.) [Actual problems of modern pedagogy: materials of International scientific conf. (Ufa, June, 2011 )]. Ufa: Leto, 2011, pp. 106-109. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/669/ (Accessed 10.06.2018).
6. Maksimchenko N.P. K voprosu o refleksivnoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov [Elektronnyi resurs] [To the question of the reflexive competence of students of pedagogical universities]. Vestnik TGPI [Herald of TGPI], 2010, no. 5, pp. 426-431. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-refleksivnoy-kompetentnosti-studentov-pedagogicheskih-vuzov (Accessed 13.06.2018).
7. Molko V.G. Refleksivno-obrazovatelnaya deyatelnost i eyo formirovanie v processe professionalnoj podgotovki [Elektronnyi resurs] [Reflective-educational activity and its formation in the course of training].
Professionalizaciya lichnosti v obrazovatelnyh institutah i prakticheskoj deyatelnosti: teoreticheskie i prikladnye problemy sociologii i psihologii truda i professionalnogo obrazovaniya: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 10-11 fevralya 2013 g. [Professionalization of the person in educational institutions and practice: theoretical and applied problems of sociology and psychology of labor and vocational training: materials of the II International scientific-practical conf., 10-11 February 2013]. Praga: Sociosfera SZ, 2013. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2013/k-02_10_13.pdf (Accessed 30.07.2018).
8. Svetonosova L.G. K voprosu o refleksivnyh metodah obucheniya studentov vuza discipline «Pedagogika» [Elektronnyi resurs] [On the issue of reflexive methods of teaching students of the university discipline "Pedagogy"]. Innovacii v nauke: voprosy teorii ipraktiki: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (3 oktyabrya 2017 g., g. Kostanaj, Respublika Kazahstan) [Innovations in Science: Issues of Theory and Practice: collection of International scientific-practical conf. (October 3, 2017, The Republic of Kazakhstan, Kostanaj)]. Zapadnyj: AntroVita, 2017. URL: http://soc-is.ru/wpcontent/uploads/Innovacii-v-nauke.-Voprosy-teorii-i-praktiki.pdf (Accessed 10.06.2018).
9. Svetonosova L.G. Refleksivnye metody obucheniya kak sredstvo samorealizacii studentov-bakalavrov pedvuza [Reflexive teaching methods as a means of self-realization of undergraduate students of the teacher training university]. Sovremennoe obrazovatelnoe prostranstvo: teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya: sb. materialov II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern educational space: theory and methods of teaching and education: collection of II International scientific-practical conf.]. Karaganda: THESIS, 2018, pp. 90-93.
10. Svetonosova L.G. Refleksivnye metody obucheniya studentov v pedagogicheskom vuze [Elektronnyi resurs] [Reflexive methods of teaching students in a pedagogical college]. Nauka segodnya: teoriya, praktika, innovacii: XXIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (1 oktyabrya 2017 g.) [Science Today: Theory, Practice, Innovation: XXIII Intern. scientific-practical. conf. (October 1, 2017)]. Moscow: Olimp, 2017. URL: http ://olimpiks. ru/d/1340546/d/sbornik_nst23.pdf (Accessed 10.06.2018).
11. Svetonosova L.G. Samostoyatelnaya rabota studentov pedagogicheskogo vuza [Elektronnyi resurs] [Independent work of students of a pedagogical university]. Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the III international scientific conference on February 10-11, 2017. [Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the III international scientific conference on February 10-11, 2017.]. Prague: Sociosfera-CZ, 2017. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2017/k-02_10_17.pdf (Accessed 17.06.2018).
12. Stepanov S.YU. Lichnostno-refleksivnyj dialog v razvitii tvorcheskih vozmozhnostej uchaschihsya [Personalreflexive dialogue in the development of students creative abilities]. In Bodaleva A.A. (ed.). Obschenie i dialog v praktike obucheniya, vospitaniya i psihologicheskogo konsultirovaniya [Communication and dialogue in the practice of teaching, upbringing and psychological counseling]. Moscow, 1987.
13. Stecenko I.A., Polyakova G.A. Kompetentnostnaya model vypusknika kak osnova formirovaniya refleksivnoj kompetentnosti studentov v processe professionalnoj podgotovki v pedagogicheskom vuze [Elektronnyi resurs] [Competence model of the graduate as a basis for the formation of reflective competence of students in the process of vocational training in a pedagogical university]. Koncept: nauch.-metod. elektron. zhurn. [Concept], 2012, no. 4 (Aprel), pp. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2012/1238.htm (Accessed 24.06.2018).
14. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavriat) [Elektronnyi resurs] [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.01 Teacher education (bachelor's level)]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440301_B_3plus_22112017.pdf (Accessed 10.06.2018).
15. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven bakalavriat) [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (bachelor's level)]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440305_B_3plus_22112017.pdf (Accessed 10.06.2018).
16. Halimullina N.R. Organizaciya interaktivnogo vzaimodejstviya obuchayuschihsya v processe refleksivnoj deyatelnosti [Elektronnyi resurs] [Organization of interactive interaction of students in the process of reflexive activity]. Modern technologies in system of additional and professional education: materials of theVI international scientific conference on May 2-3, 2018. Prague: Sociosfera-CZ, 2018. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2018/k-05_02_18.pdf (Accessed 30.07.2018).
УДК 37(091)
Е.А. Сорокина,
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
германских языков
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Региональное педагогическое образование в России на рубеже
XIX и XX вв.
В статье рассмотрено развитие и становление педагогического образования в Зауралье на рубеже XIX-XX вв. Автор доказывает, что в регионе существовала педагогическая подготовка, и выявляет тенденции педагогического образования.
Образование, педагогическое образование, учитель, педагогические курсы, тенденции.
E.A. Sorokina,