УДК 378 Качалова Людмила Павловна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления в социальных и экономических системах Уральского государственного университета путей сообщения
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Kachalova Lyudmila Pavlovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Management in Social and Economic Systems Department, Ural State Transport University
DEVELOPMENT OF REFLEXIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
Аннотация:
В статье затронута проблема необходимости формирования рефлексивной компетенции будущих учителей, представлено авторское определение понятия «рефлексивная компетенция» как интегрального качества личности. Автором подробно охарактеризован компонентностный состав рефлексивной компетенции, который включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-личностный компоненты. Установлены наиболее продуктивные формы организации учебного процесса, направленного на формирование означенной компетенции (лекции-дискуссии, лекции-диалоги и др.), сделан вывод о необходимости развития механизмов рефлексии у студентов-педагогов.
Ключевые слова:
компетенция, рефлексия, рефлексивная компетенция, формирование рефлексивной компетенции будущего учителя, механизмы рефлексии, форма организации учебного процесса, творческий подход.
Summary:
The article discusses the need to develop a reflexive competence of future teachers. The author defines reflexive competence as an integral personality trait. The author describes in detail the composition of the reflexive competence, which includes motivational, cognitive, activity-based and personal components. The article considers the most effective forms of the educational process aimed at the reflexive competence development (discussion-based lectures, conversation-based lectures, etc.). It is concluded that it is necessary to develop the reflection mechanisms of students.
Keywords:
competence, reflection, reflexive competence, development of the future teachers' reflexive competence, mechanisms of reflection, form of teaching, creative approach.
Образовательная ситуация, сложившаяся в российском образовании, требует подготовки учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности. Об этом говорится в федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., отмечающей, что одним из приоритетов образовательной политики является формирование системы качественного образования, обеспечивающей становление у граждан необходимых для нового общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения. В период перехода российского высшего образования на европейскую модель, когда фиксируется изменение практики педагогического образования на основе рефлексивных принципов и технологий, обозначилось противоречие между несоответствием требований современной рыночной системы и результатами профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений; между острой необходимостью формирования специалиста, способного к компетентностному решению профессиональных задач, и недостаточно разработанной теорией и практикой воспитания специалиста, интегрирующим компонентом компетентности которого является рефлексивная компетенция.
В связи с этим формирование рефлексивной компетенции будущего учителя становится актуальной проблемой, заключающейся в поиске путей и средств формирования рефлексивных умений, способов, рефлексивного позиционирования учителя, создания условий, благодаря которым осуществляется самоактуализация субъектного опыта будущего учителя, планируется стратегия самосовершенствования в будущей профессиональной деятельности.
Современные исследования, раскрывающие вопросы формирования профессиональных компетенций, все больше обращают внимание на такой педагогический феномен, как рефлексия. Решение проблемы связано с рассмотрением ее с точки зрения наполнения содержанием рефлексии как части педагогической деятельности, определением путей развития рефлексии как профессионально важного качества специалиста, важной составной части профессионализма педагога, обоснованием необходимости ее формирования в процессе подготовки будущего учителя. С этих позиций исследователи определяют рефлексивную компетенцию как качество личности будущего учителя, которое способствует развитию и саморазвитию, творческому подходу
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
в учебной и профессиональной деятельности [1]; как интегральное, динамическое, структурно-уровневое образование личности будущего учителя. В этом структурном образовании находят отражение: рефлексия ценностно-смысловых аспектов педагогической деятельности, профессионально-личностного потенциала, профессионально-педагогической ответственности [2, с. 9]; готовность к осуществлению анализа педагогических явлений и фактов, своих суждений, поступков, деятельности с точки зрения их соответствия замыслу и условиям в процессе решения педагогических задач в профессиональной деятельности [3, с. 29-31].
Аналитический обзор исследований, посвященных решению проблемы формирования рефлексивной компетенции педагога, определения ее композиционного состава, сущности и содержания [4, с. 3-13; 5; 6, с. 71-79; 7, с. 13-17], позволил выделить следующие ее существенные признаки: разносторонний анализ профессиональной деятельности; самоанализ, самоутверждение, самореализацию; анализ и оценку своего конкретного опыта деятельности; индивидуально-личностные способы разрешения профессиональных задач; самокритичность, самоконтроль [8, с. 1138-1141].
Изложенное позволило определить рефлексивную компетенцию будущих учителей как интегральное качество личности, включающее готовность и способность к рефлексивной и контрольно-оценочной деятельности с точки зрения соответствия замыслу и условиям ее осуществления, готовность к анализу педагогических явлений и фактов, способность выходить во внешнюю позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, ее осмысления и переосмысления, самокритичность, самооценку, самоконтроль, самоанализ.
Компонентностный состав рефлексивной компетенции исходит из обобщенной характеристики профессиональной компетентности и включает в себя:
1) мотивационно-ценностный компонент - состоит из выраженных мотивов, ценностного отношения к рефлексивным знаниям, умениям; осознания важности рефлексивной компетенции в структуре профессионально-педагогической деятельности; потребности в самоанализе, самопознании, саморазвитии, понимании себя и других; готовности к проявлению рефлексивной компетенции;
2) когнитивный компонент - содержательно представлен знаниями основ рефлексии, педагогической рефлексии, сущности рефлексивной деятельности, рефлексивной компетенции как важного профессионального качества;
3) деятельностный компонент - использование приемов актуализации рефлексии, умение находить педагогически целесообразные решения посредством рефлексивных способов осмысления и анализа, готовность и способность продуцировать разнообразные идеи в нетрадиционной педагогической ситуации;
4) рефлексивно-личностный компонент включает наличие личностного рефлексивного опыта [9, с. 106-109], рефлексивное позиционирование по отношению к своим знаниям, умениям, способам рефлексии, позволяющим эффективно решать нетипичные задачи профессиональной деятельности.
Процесс формирования рефлексивной компетенции будущих учителей требует специально организованной деятельности, и с этой точки зрения важно предусматривать следующие положения: основой формирования рефлексивной компетенции будущих учителей должна являться организованная педагогическая рефлексия, а рефлексивно-деятельностный подход должен стать ведущим в реализации личностных возможностей студентов, сам процесс формирования рефлексивной компетенции должен проецироваться на природу рефлексивного действия.
Относительно педагогических условий, приемов, методов формирования рефлексивной компетенции важно учитывать, что этот процесс немыслим без развития механизмов рефлексии. В этом аспекте исследователи акцентируют внимание на целенаправленном включении студентов в общение, совместную работу с творческими педагогами [10], выделяют методы обучения рефлексии (игры, решение нестандартных, творческих задач, ситуативные практикумы, тренин-говые упражнения и т. д.) [11; 12], учебно-профессиональное сотрудничество как форму и условие развития рефлексии [13], разработку и внедрение рефлексивно-деятельностных моделей и технологий обучения, тренинги по развитию профессионального самопознания и самосознания, рефлексивно-деятельностные технологии (рефлексику и рефлепрактику) [14].
Инициация и актуализация рефлексивных процессов предстает в формировании рефлексивной компетенции как один из возможных приемов для достижения поставленной цели - профессионального становления, личностного роста и приобретения рефлексивного опыта будущих учителей. В этом аспекте продуктивными являются такие формы организации процесса обучения, как лекции-дискуссии, лекции-диалоги, проблемные лекции, проблемные, семинарские занятия, процессуальным ядром которых является рефлексивное содержание работы с обсуждаемым материалом, рефлексивные практикумы, сосредоточенные на отработке рефлексивных умений и насыщении опыта рефлексии в разнообразных ситуациях, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, метод кейсов и метод проектов, рефлексивное самонаблюдение, рефлексивный анализ профессионально-педагогического текста, рефлексивные и контекстные задачи.
Чтобы процесс формирования рефлексивной компетенции будущих учителей осуществлялся на высоком технологическом уровне, важно соблюдение следующих требований: целевая направленность на формирование рефлексивной компетенции студентов; взаимосвязанность учебной и методической работы; поиск и реализация новых рациональных форм и методов, средств учебной деятельности, создающих возможность для рефлексивной самореализации; структурированность педагогического процесса, позволяющая проектировать последовательность процесса формирования рефлексивной компетенции будущих учителей; рефлексивная передача учебного материала преподавателем; обязательная рефлексия рефлексивной деятельности на занятиях (лекциях, семинарах, практикумах).
Реализация рефлексивно-ориентированной технологии обучения для формирования рефлексивной компетенции студентов педвуза - будущих учителей основана на содержании спецдисциплины «Педагогическая рефлексия. Рефлексивная компетенция учителя». Проследим это на примере пошаговой реализации технологии на последовательно сконструированных занятиях и заданиях к ним: информационный шаг - ознакомление с рефлексией как научным понятием, раскрытие проблемы рефлексии в педагогической науке и практике; пробно-аналитический шаг - составление программы усвоения рефлексивного опыта; проблемно-аналитический шаг -выявление причин невыполнения данного задания; рефлексивно-обобщающий шаг - выведение этапов рефлексивного действия; рефлексивно-деятельностный шаг - решение рефлексивных ситуаций, выполнение заданий, соотношение рефлексивных действий с эталоном; шаг рефлексивного позиционирования - определение причин успеха и неудач при выполнении рефлексивных действий; итоговый шаг - анализ и самоанализ достигнутых результатов. Все шаги сопровождаются анализом типичных проблемных ситуаций, использованием методов интерактивного обучения, моделированием педагогических ситуаций, конструированием рефлексивных моделей поведения учителя. Процесс и содержание указанных этапов определяют логику «развертывания» содержания процесса формирования рефлексивной компетенции будущих учителей.
Таким образом, рефлексивная компетенция как органическая составляющая профессиональной компетентности будущего учителя выражается в совокупности знаний, умений и опыта их применения в педагогической деятельности, а результативность их сформированности обусловлена стремлением к овладению данным видом компетенции и самореализации.
Формирование рефлексивной компетенции студентов педвуза - будущих учителей сосредоточено на актуализации потребности студентов в приобретении базисных знаний по теории профессионально-педагогической деятельности, формировании устойчивой мотивации, личного принятия рефлексивной компетенции, потребности в самореализации, стремления к реализации себя в рефлексивно-ориентированном образе учителя.
Ссылки:
1. Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2007. 21 с.
2. Ушакова Е.Л. Педагогические условия формирования рефлексивной компетенции будущих учителей как средства разрешения профессионально-педагогических ситуаций : дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2013. 199 с.
3. Аулова Н.В. Становление понятий «компетентность» и «компетенция» в категориальном аппарате современной педагогики // Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика : материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию каф. педагогики БелГУ. Белгород, 18-19 февр. 2010 г. : в 2 ч. / отв. ред. И.Ф. Исаев. Белгород, 2010. Ч. 1.
4. Алексеев Н.Г., Ладенко И.С. Направления изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
5. Бессонова И.Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии у студентов педвуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2007. 25 с.
6. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. № 1. С. 71-79.
7. Елисеев В.К., Ушакова Е.Л. Рефлексивная компетенция будущего учителя и тип стратегии разрешения педагогической ситуации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. Вып. 2.
8. Шорина A.B. Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров психологии // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1138-1141.
9. Максимченко Н.П. Интегративный подход к формированию рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов //Актуальные вопросы современной педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа, 2011.
10. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 3-18.
11. Синельников С.А. Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель - студент» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тверь, 2012. 25 с.
12. Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы // Вестник Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2011. № 3. С. 47-50.
13. Слободчиков В.И. Указ. соч.
14. Шорина A.B. Указ. соч.