Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПОДРОСТОК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Викторовна

Статья содержит описание результатов исследования в области разработки теоретико-методологических оснований и педагогических средств педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании. В качестве методологии исследования выступил разработанный автором рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков наиболее рельефно видится применительно к системе дополнительного образования, поскольку именно в данной образовательной системе имеются широкие возможности для реализации подростком проекта саморазвития. Идея рефлексивно-ценностного подхода, получившая свое подтверждение в рамках педагогического эксперимента, имеет богатые перспективы своего развития и применения в образовательной практике. Возможна апробация идей рассматриваемого подхода в условиях общего образования логична в союзе с идеями, отраженными в концепции развивающей системы обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Использование модели педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании возможно в образовательных организациях высшего образования и в профессиональных образовательных организациях в случае доработки ее методической составляющей с учетом возраста сопровождаемых. Модель педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании может найти применение в работе с одаренными детьми, а также с обучающимися в рамках инклюзивного образования с учетом той или иной нозологии. Можно говорить о применении разработанного комплекса педагогических средств в условиях лагерной смены и работы детского оздоровительно-образовательного центра. Имеется возможность реализации рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в условиях воспитательных колоний, а также при организации воспитательной работы с обучающимися, имеющими склонность к девиантному поведению. В статье рассмотрены возможности реализации идеи рефлексивно-ценностного подхода в воспитании детей разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE VALUE APPROACH IN EDUCATION: RESEARCH RESULTS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article contains a description of the research results in the field of development of theoretical and methodological foundations and pedagogical means of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education. The methodology of the study was the reflexive-value approach developed by the author to the pedagogical support of ‘ adolescents’ self-development in additional education. The reflexive value approach to the pedagogical support of adolescents’ self-development is most clearly seen in relation to the system of additional education, since it is in this educational system that there are ample opportunities for the teenager to implement the project of self-development. The idea of a reflexive-value approach, which has been confirmed as part of a pedagogical experiment, has rich prospects for its development and application in educational practice. It is possible to test the ideas of the considered approach in the conditions of general education is logical in alliance with the ideas reflected in the concept of the developing training system by D. B. Elkonin and V. V. Davydov. The use of the model of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education is possible in educational institutions of higher education and in professional educational organizations in case its methodological component is finalized, taking into account the age of those accompanied. The model of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education can be used in work with gifted children, as well as with students in the framework of inclusive education, taking into account one or another nosology. We can talk about the use of the developed complex of pedagogical means in the conditions of the camp shift and the work of the children's health and educational center. It is possible to implement a reflexive-value approach to pedagogical support for the self-development of adolescents in educational colonies, as well as in organizing educational work with students who are inclined to deviant behavior. The article considers the possibilities of implementing the idea of a reflective-value approach in raising children of different age groups.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Научная статья

УДК 37.013.41 + 37.018

Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-4-17-80-94

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования и перспективы развития

Ирина Викторовна Иванова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», г. Калуга IvanovaDIV@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2166-4247

Аннотация. Статья содержит описание результатов исследования в области разработки теоретико-методологических оснований и педагогических средств педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании. В качестве методологии исследования выступил разработанный автором рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании.

Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков наиболее рельефно видится применительно к системе дополнительного образования, поскольку именно в данной образовательной системе имеются широкие возможности для реализации подростком проекта саморазвития. Идея рефлексивно-ценностного подхода, получившая свое подтверждение в рамках педагогического эксперимента, имеет богатые перспективы своего развития и применения в образовательной практике. Возможна апробация идей рассматриваемого подхода в условиях общего образования логична в союзе с идеями, отраженными в концепции развивающей системы обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Использование модели педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании возможно в образовательных организациях высшего образования и в профессиональных образовательных организациях в случае доработки ее методической составляющей с учетом возраста сопровождаемых. Модель педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании может найти применение в работе с одаренными детьми, а также с обучающимися в рамках инклюзивного образования с учетом той или иной нозологии. Можно говорить о применении разработанного комплекса педагогических средств в условиях лагерной смены и работы детского оздоровительно-образовательного центра. Имеется возможность реализации рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в условиях воспитательных колоний, а также при организации воспитательной работы с обучающимися, имеющими склонность к девиантному

© Иванова И. В., 2022

80

И. В. Иванова

поведению. В статье рассмотрены возможности реализации идеи рефлексивно-ценностного подхода в воспитании детей разных возрастных групп.

Ключевые слова: саморазвитие; подросток; дополнительное образование; рефлексивно-ценностный подход; педагогическое сопровождение; технология

Для цитирования: Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования и перспективы развития // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17). С. 80-94. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-80-94. https://elibrary.ru/swdjmd.

Original article

Reflexive value approach in education: research results and development prospects

Irina V. Ivanova

Candidate of psychological sciences, associate professor, department of social adaptation and organization of work with youth, Kaluga state university named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

IvanovaDIV@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2166-4247

Abstract. The article contains a description of the research results in the field of development of theoretical and methodological foundations and pedagogical means of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education. The methodology of the study was the reflexive-value approach developed by the author to the pedagogical support of ' adolescents' self-development in additional education.

The reflexive value approach to the pedagogical support of adolescents' self-development is most clearly seen in relation to the system of additional education, since it is in this educational system that there are ample opportunities for the teenager to implement the project of self-development. The idea of a reflexive-value approach, which has been confirmed as part of a pedagogical experiment, has rich prospects for its development and application in educational practice. It is possible to test the ideas of the considered approach in the conditions of general education is logical in alliance with the ideas reflected in the concept of the developing training system by D. B. Elkonin and V. V. Davydov. The use of the model of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education is possible in educational institutions of higher education and in professional educational organizations in case its methodological component is finalized, taking into account the age of those accompanied. The model of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education can be used in work with gifted children, as well as with students in the framework of inclusive education, taking into account one or another nosology. We can talk about the use of the developed complex of pedagogical means in the conditions of the camp shift and the work of the children's health and educational center. It is possible to implement a reflexive-value approach to pedagogical support for the self-development of adolescents in educational colonies, as well as in organizing educational work with students who are inclined to deviant behavior. The article considers the possibilities of implementing the idea of a reflective-value approach in raising children of different age groups.

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 81 и перспективы развития

Keywords: self-development; teenager; additional education; reflexive-value approach; pedagogical support; technology

For citation. Ivanova I. V. Reflexive value approach in education: research results and development prospects. Social and political researches. 2022;4(17):80-94. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-80-94. https://elibrary.ru/swdjmd.

Актуальность

Актуальность нашего исследования, посвященного педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании, определена целевыми ориентирами современного образования в Российской Федерации на воспитание свободной личности, обладающей нравственной устойчивостью и ответственностью за свой выбор, что подтверждается рядом статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон ... , 2012], «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Стратегия развития ... , 2015], Национальной доктриной образования в Российской Федерации [Национальная доктрина ... , 2000], Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Указ Президента ... , 2020], Федеральным проектом «Успех каждого» ребенка» Национального проекта «Образование» [Паспорт национального ... , 2018] и др.

Особая роль в становлении саморазвивающейся личности отводится подростковому возрасту, задачи которого связаны с определе-

нием целей в жизни, о чем свидетельствуют многочисленные психологические исследования [Выготский, 1996; Леонтьев, 2005; Пиаже, 1969; Эриксон, 2006].

Опыт педагогической работы показывает, что современные подростки часто не готовы к саморазвитию. Результаты психолого-

педагогических исследований, проведенных М. Р. Мирошкиной [Ми-рошкина, 2021], а также многочисленных психологических исследований, проведенных Н. П. Ансимо-вой и О. С. Ходосовой [Ансимова, 2018], Т. А. Антопольской и А. С. Силаковым [Антопольская, 2020], показывают, что у современных подростков наблюдается слабое понимание смысла, не сформирована нравственная устойчивость, что говорит об отсутствии их готовности к самостоятельной жизни, проявлению ответственности; у большинства подростков имеется тяготение к инфантильному поведению.

Сегодня у подростка важно формировать способность ставить цели, преодолевать трудности на пути их достижения, осознавать зависимость результата от собственного выбора. Реализация данных задач предполагает воспитание свободной личности в опоре на ее субъектность, важность

82

И. В. Иванова

которой показана в научных трудах Т. Н. Гущиной [Гущина, 2010].

Существенно, чтобы выбор был определен нравственными ценностями.

В данном контексте обоснованным является обращение к дополнительному образованию. Именно оно имеет широкие возможности для ценностно-ориентированного осмысления подростком себя в деятельности, которая является для него в данный момент времени значимой, в которой проявляется его субъектность через реализацию своих интересов и потребностей. Данный вывод делаем на основе теоретического анализа научных трудов Т. А. Антопольской, Л. В. Байбородовой, Т. Н. Гущиной, А. В. Золотаревой, Л. Г. Логиновой, Л. Н. Серебренникова и других известных педагогических деятелей современности [Антополь-ская, 2020; Байбородова, 2009; Гущина, 2011; Логинова, 2020].

Проблема

Системе дополнительного образования сегодня уделяется особая роль. Наряду с этим в условиях дополнительного образования недостаточно реализуется функция формирования готовности подростков к саморазвитию, что подтверждается рядом фактов на эмпирическом уровне. Также сегодня можно говорить о неразработанности теоретико-методологических и методических оснований педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образо-

вании. В этом и состоит проблема настоящего исследования, обоснование которой связано с рядом противоречий, возникших на субъектном, теоретико-методологическом и методическом уровнях.

Авторское видение варианта решения проблемы

Наше исследование основано на идее взаимообусловленности развития ценностей и рефлексии подростка, детерминация которых задается ситуацией преодоления трудностей в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании [Иванова, 2017]. Исходя из этого, педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании рассматривается как особый вид педагогического взаимодействия, предполагающий создание референтным педагогом условий, направленных на развитие ценностно-смысловой сферы и рефлексии подростков, отражающихся ими в создании и реализации проектов саморазвития [Иванова, 2017].

В контексте методологии рефлексивно-ценностного подхода, основывающейся на обозначенной выше идее исследования [Иванова, 2017], нами была проверена гипотеза, согласно которой педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании будет успешным, если применяется предложенный нами рефлексивно-ценностный подход, который предполагает:

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 83 и перспективы развития

- учет закономерностей детерминации саморазвития ценностным отношением к жизни, связи проекта саморазвития с экзистенциальным выбором, связи готовности к саморазвитию с индивидуальным социальным опытом;

- реализацию принципов: ценностно-смысловой регуляции внутренней и внешней деятельности подростка, стимулирования и поддержки экзистенциального выбора подростка, организации нравственной рефлексии подростком себя в проблемной ситуации, обеспечения выбора образовательной деятельности, создания условий для преодоления подростком психологических барьеров саморазвития, соблюдение которых способствует формированию ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании;

- использование комплекса педагогических средств, позволяющих организовать деятельность подростков по осуществлению ими нравственной экспертизы событий, рефлексии сформированных ценностей и используемых копинг-стратегий, и на основе этого - построение и реализацию проектов саморазвития;

- содействие ценностно -ориентированному осмыслению обучающимся себя в конкретной проблемной ситуации, выступающее в качестве механизма сопровождения;

- соблюдение следующих условий: педагогических, определяющих

действия референтного педагога, реализующего тьюторскую позицию и создающего ценностно-ориентированную образовательную среду; организационно-педагогических, связанных с подготовкой педагогов к сопровождению саморазвития обучающихся; организационно-управленческих, включающих в себя процессы интеграции и управленческие решения, повышающие эффективность педагогической деятельности [Иванова, 2022б].

Теоретической основой рефлексивно-ценностного подхода выступили: теория преодоления Р. Х. Шакурова [Шакуров, 2001]; идеи смысла жизни и строительства человеком себя и своей судьбы В. Франкла [Франкл, 1990], К. А Абульхановой-Славской [Абульханова-Славская, 1991], Д. А. Леонтьева [Леонтьев, 2006]; экзистенциальный подход к воспитанию М. И. Рожкова [Рожков, 2002] и идея ценностно-смыслового осознания деятельности Н. В. Клюевой [Клюева, 1994].

Результаты исследования

Реализация формирующего этапа опытно-экспериментального исследования (2017-2020), позволившего проверить выдвинутую нами гипотезу, была связана с воплощением концептуальных идей исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 830 подростков 11 - 14 лет, 40 педагогов и 805 родителей, проживающих в г. Калуге и Калужской области. Базами исследования высту-

84

И. В. Иванова

пили: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги; муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», д. Колыхманово Юхнов-ского района Калужской области; муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа» Дзержинского района Калужской области; муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», д. Порослицы Юхновского района Калужской области; муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа», с. Щелканово Юхновского района Калужской области.

В результате педагогического эксперимента были получены следующие количественные изменения:

- значимый прирост доминирующих адаптивных копинг-стратегий в экспериментальных группах (Рэмп>Ркр. при а=0,05);

- положительная динамика готовности подростков к саморазвитию, входящих в состав экспериментальных групп (см. табл. 1), при положительной динамике значений по всем критериям и компонентам их готовности к саморазвитию (Рэмп>Ркр. при а=0,05) [Иванова, 2022а].

Таблица 1.

Динамика готовности к саморазвитию испытуемых экспериментальных групп (ЭГ) и контрольных групп (КГ) до и после эксперимента, в % [Иванова, 2022 б]

Уровень готовности к саморазвитию ДЮЦКО «Галактика» (п=730) Сельские школы (п=100)

ЭГ (в %) КГ (в %) ЭГ (в %) КГ (в %)

До После До После До После До После

Высокий 3,01 12,60 3,56 4,11 4,00 14,00 4,00 6,00

Средний 66,58 66,85 65,17 65,48 68,00 68,00 66,00 64,00

Низкий 30,41 20,55 31,27 30,41 28,00 18,00 30,00 30,00

Изменения в экспериментальных группах являются достоверными: детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги -Рэмп=1,58961>Ркр. при а=0,05; сельские школы Калужской области -Рэмп=1,96561>Ркр. при а=0,05. В контрольных группах статистиче-

ски значимых отличий выявлено не было [Иванова, 2022а].

Также были получены качественные изменения среди участников педагогического эксперимента, входящих в состав экспериментальных групп:

- педагоги приобрели новый опыт создания ценностно-

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 85 и перспективы развития

ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании;

- подростки нарастили опыт успешного выхода из проблемных ситуаций, рефлексии себя, перспектив личностного роста;

- родители отметили, что подростки стали самостоятельными, ответственными, стали рассуждать на темы нравственного выбора;

- на уровне образовательных организаций, принявших участие в педагогическом эксперименте, были согласованы функциональные обязанности субъектов реализуемого сопровождения, были созданы Программ воспитания образовательных организаций [Иванова, 2022а].

Основной вывод исследования

В условиях эксперимента нам удалось проверить правомерность идеи взаимообусловленности развития рефлексии и ценностей, детерминация которых задается ситуацией преодоления трудностей в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании. Достоверность идеи подтверждается тем фактом, что в формирующем режиме нами была зафиксирована статистически достоверная связь между способностью к рефлексии и экзистенциальным критерием готовности подростков к саморазвитию - г = 0,610562 - умеренная положительная связь (констатирующий этап эксперимента), г = 0,797503 - сильная положитель-

ная связь (контрольный этап эксперимента). На усиление связи между исследуемыми показателями в их развитии указывает зафиксированный рост значения коэффициента [Иванова, 2022а].

Обсуждение результатов исследования: определение направлений развития идей исследования и возможностей широкого применения полученных результатов, связанных с реализацией рефлексивно-ценностного подхода К направлениям развития идей исследования мы относим следующие: изучение вопросов организации деятельности междисциплинарной команды по педагогическому сопровождению саморазвития подростков в условиях дополнительного и общего образования; разработка технологии поддерживающего взаимодействия в виртуальной онлайн-среде; исследование вопросов гендерного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития обучающихся в условиях дополнительного образования; разработка проблемы подготовки педагогов к организации рассматриваемого сопровождения [Иванова, 2022б].

В качестве возможностей широкого применения полученных результатов, связанных с реализацией рефлексивно-ценностного подхода, отметим следующие:

1. Результаты проведенного исследования могут быть использованы не только в дополнительном образо-

86

И. В. Иванова

вании, но и в воспитательном процессе, ориентированном на самореализацию подростка в привлекательном для него виде деятельности, в частности, в условиях общего образования. В качестве перспективы развития идей рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании могут рассматриваться варианты их реализации в союзе с идеями, отраженными в концепции развивающей системы обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова в условиях общебобразовательной организации.

2. Реализация представленной в исследовании модели педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании возможна в образовательных организациях высшего образования и в профессиональных образовательных организациях в случае доработки ее методической составляющей с учетом возраста сопровождаемых. С одной стороны, данные образовательные организации могут принимать активное участие в сопровождении при условии их сотрудничества с образовательными организациями дополнительного образования, что предусмотрено комплексом организационно-управленческих условий сопровождения. Отдельные идеи исследования могут быть учтены при разработке моделей сопровождения саморазвития студенческой молодежи

с учетом специфики типа образовательной организации.

3. Представленная в исследовании модель педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании позволяет учитывать особые образовательные потребности обучающихся и реализовываться в рамках инклюзивного образования. Особенности ее реализации в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья состоят в учете той или иной нозоологии, индивидуально-ориентированном отборе с ее учетом педагогических средств сопровождения. Модель предусматривает организацию взаимодействия в онлайн-режиме, что является особенно востребованным при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Комплекс педагогических средств, разработанный в ходе исследования и представленный технологией педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей, методикой «О трудностях на пути к цели», методикой проблемных ситуаций, методикой стимулирующих реальных дилеммных ситуаций, индивидуальной картой подростка «Я познаю себя», дневником саморазвития подростка и портфолио, может быть использован в лагерной смене, в детском оздоровительно-образовательном центре. Специфика реализации данного комплекса будет связана с тем, что дети

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 87 и перспективы развития

находятся в детском оздоровительно-образовательном центре на протяжении длительного времени и, соответственно, предоставляются широкие возможности для построения и реализации ими проектов саморазвития разных видов при сопровождении вожатых и воспитателей, обеспечиваемые циклограммами мероприятий смены и отрядных мероприятий, кружковой работой. С другой стороны, может иметься ряд ограничений в реализации педагогических средств в их комплексе. Возможна недостаточность широты образовательных предложений, связанная с дефицитом представленности кружков, реализующих программы разных направленностей. Также требуется подготовка воспитателей и вожатых к использованию педагогических средств в их комплексе.

5. Имеется возможность реализации рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития одаренных детей. В данном случае особенность реализации педагогического сопровождения обучающихся заключается в том, что: во-первых, в силу акцентуации характера у большинства одаренных детей имеются риски в реализации пропедевтического этапа сопровождения. Во-вторых, реализация основного этапа сопровождения может быть сокращена по времени в силу высокой гибкости их мышления. В-третьих, особую актуальность для разработки и реализации ода-

ренными подростками получают проекты саморазвития вида «Эмоциональный баланс», что требует высокой психологической компетентности сопровождающего.

6. Имеется возможность реализации рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в условиях воспитательных колоний, где отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста девятнадцати лет.

7. Реализация идей рефлексивно-ценностного подхода открывает широкие воспитательные возможности в организации работы с детьми, имеющими склонность к девиантному поведению. Специфика воплощения идеи исследования при организации воспитательной деятельности в данном случае состоит в том, что, во-первых, увеличивается по времени, содержательной и методической насыщенности пропедевтический этап сопровождения. Особую актуальность приобретает включение подростков в социально-значимую деятельность. Во-вторых, особую актуальность приобретает содействие реализации подростком проектов саморазвития вида «Увидеть свое будущее».

8. Реализацию рефлексивно-ценностного подхода можно представить применительно к организации педагогического сопровождения обучающихся других возраст-

88

И. В. Иванова

ных групп, однако целесообразность и эффективность сопровождения будет не высока в силу необоснованности его применения к другому возрастному диапазону. К примеру, в младшем школьном возрасте еще сложно говорить о сфор-мированности рефлексии. В дошкольном детстве можно говорить не о саморазвитии, а о субъектно-сти личности. Применительно же к юношескому возрасту возможна реализация подхода лишь при условии уточнения принципов и механизма сопровождения, а также модернизация методической составляющей сопровождения, учитывающей возрастные новообразования юношества.

Заключение

Научная новизна проведенного исследования, прежде всего, связана с тем, что в нем обоснован рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, разработана его методология, проверена достоверность выдвинутой идеи взаимообусловленности развития рефлексии и ценностей, детерминация которых задается ситуацией преодоления трудностей в ценностно-ориентированной образовательной среде в дополнительном образовании. С точки зрения теоретической значимости исследования ведущей позицией является то, что в результате

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследования нами были выявлены возможности дополнительного образования в формировании готовности подростков к саморазвитию, что вносит вклад в развитие теории дополнительного образования и расширяет представления о воспитании свободной личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработаны и апробированы педагогические средства, методические и учебно-методические материалы, диагностические методики для организации процесса формирования готовности подростков к саморазвитию в условиях дополнительного и общего образования, которые могут получить широкое применение в образовательной практике.

Полагаем, что исследование имеет широкие перспективы развития и использования полученных результатов в образовании. Одним из перспективных направлений развития исследования может стать разработка, теоретическое обоснование и апробация вариантов ее модификации в образовательных организациях разных типов с ориентиром на применение не только в работе с обучающимися подросткового возраста. Данная работа раскрывает пути развития масштабных исследований на предстоящие годы и может стать основой для организации научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов.

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 89 и перспективы развития

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / ред. В. А. Ширяева. Москва : Мысль, 1991. 300 с.

2. Ансимова Н. П. Динамика развития ответственности в подростковом и юношеском возрасте / Н. П. Ансимова, О. С. Ходосова // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3(42). С. 92-96.

3. Антопольская Т. А. Моделирование развития субъектности подростков поколения Ъ в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования / Т. А. Антопольская , В. И. Панов, А. С. Силаков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 43-50.

4. Антопольская Т. А. Ценностные компоненты субъектности подростка, включенного в систему дополнительного образования / Т. А. Антопольская, А. С. Силаков // Дополнительное образование - эффективная система развития способностей детей и воспитания социально ответственной личности : сборник научных статей международной научно-практической конференции. 2020. С. 189-193.

5. Байбородова Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. 219 с. : табл.

6. Выготский Л. С. Психология школьного возраста / сост. и авт. предисл. А.А. Леонтьев. Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 222 с.

7. Гущина Т. Н. О феномене социально-педагогического сопровождения развития субъектности обучающегося в дополнительном образовании детей// Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. №4. С. 36-41.

8. Гущина Т. Н. Роль образовательной среды в развитии субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей: опыт исследования // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2010. №3. С. 86-90.

9. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: результаты лонгитюдного исследования // Потенциалы и ограничения социализации личности в современном социокультурном пространстве : материалы научно-практической конференции [22 апреля 2022 г.] / под науч.ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. С. 102-112.

10. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании // Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков / И. В. Иванова, М. И. Рожков, Т. В. Машарова, Л. В. Байбородова, Т. В. Лушнико-ва ; под ред. И. В. Ивановой. Москва : РУСАЙНС, 2020. С. 50-88.

11. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т.9, №6. С. 41-49.

12. Клюева Н. В. Экзистенциальные проблемы и психологическая помощь в их разрешении // Актуальные проблемы подготовки учителей и школьных психологов. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1994. С. 36-41.

90

И. В. Иванова

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Смысл ; ИЦ Академия, 2005. 352 с.

14. Леонтьев Д. А. Личность как преодоление индивидуальности : контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. Москва : Смысл, 2006. С.134-147.

15. Логинова Л. Г. Точки отсчета изменения дополнительного образования детей в контексте современных вызовов // Воспитание школьников. 2020. №1. С. 58-63.

16. Мирошкина М. Р. Воспитание времен PISA// Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сборник статей I Международной научно-практической конференции ; сост. Т. Е. Коровкина, отв.ред. Т. Н. Адеева, С. А. Хазова. Кострома : Изд-во КГУ, 2021. С. 417-420.

17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва). URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. (Дата обращения: 24.07.2022).

18. Паспорт национального проекта «Успех каждого ребенка» : Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pasport_federalnogo_proekta_uspeh_kazhdogo_ rebenka/. (Дата обращения: 24.07.2022).

19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Москва : Просвещение, 1969. 658 с.

20. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. №4(33). С. 73-77.

21. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Дата обращения: 24.07.2022).

22. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728. (Дата обращения: 24.07.2022).

23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / утв. 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 24.07.2022).

24. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер.с англ. и нем. ; общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вст.ст. Д. А. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1990. 368 с.

25. Шакуров Р. Х.Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 13-16.

26. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. А. А. Алексеева. Москва : Флинта, 2006. 2-е изд. 352 с.

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 91 и перспективы развития

Reference list

1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni = Life strategy / red. V. A. Shiijaeva. Moskva : Mysl', 1991. 300 s.

2. Ansimova N. P. Dinamika razvitija otvetstvennosti v podrostkovom i junosheskom vozraste = Dynamics of responsibility development in adolescence and youth / N.P. Ansimova, O. S. Hodosova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. №3(42). S. 92-96.

3. Antopol'skaja T. A. Modelirovanie razvitija sub#ektnosti podrostkov pokolenija Z v uslovijah social'no-obogashhennoj sredy dopolnitel'nogo obrazovanija = Modeling the development of subjectivity of generation Z adolescents in socially enriched environment of additional education / T. A. Antopol'skaja , V. I. Panov, A. S. Silakov // Gercenovskie chtenija: psihologicheskie issledovanija v obrazovanii. 2020. №3. S. 43-50.

4. Antopol'skaja T. A. Cennostnye komponenty sub#ektnosti podrostka, vkljuchennogo v sistemu dopolnitel'nogo obrazovanija = Value components of the subjectivity of the adolescent included in the system of additional education / T. A. Antopol'skaja, A. S. Silakov // Dopolnitel'noe obrazovanie - jeffektivnaja sistema razvitija sposobnostej detej i vospitanija social'no otvetstvennoj lichnosti : sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2020. S. 189-193.

5. Bajborodova L. V. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sistema psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka = Additional education as a system of psychological and pedagogical support for the development of the child : monografija / L. V. Bajborodova, A. V. Zolotareva, L. N. Serebrennikov. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. 219 s. : tabl.

6. Vygotskij L. S. Psihologija shkol'nogo vozrasta = School-age psychology / sost. i avt. predisl. A. A. Leont'ev. Moskva : Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 1996. 222 s.

7. Gushhina T. N. O fenomene social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija sub#ektnosti obuchajushhegosja v dopolnitel'nom obrazovanii detej = On the phenomenon of social and pedagogical support for the development of subjectivity of a student in additional education of children // Vestnik BFU im. I. Kanta. 2011. №4. S. 36-41.

8. Gushhina T. N. Rol' obrazovatel'noj sredy v razvitii sub#ektnosti starsheklassnika v dopolnitel'nom obrazovanii detej: opyt issledovanija = The role of the educational environment in the development of the subjectivity of a high school student in the additional education of children: research experience // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2010. №3. S. 86-90.

9. Ivanova I. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija podrostkov v dopolnitel'nom obrazovanii: rezul'taty longitjudnogo issledovanija = Pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education: results of a longitudinal study // Potencialy i ogranichenija socializacii lichnosti v sovremennom sociokul'turnom prostranstve : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [22 aprelja 2022 g.] / pod nauch.red. T. N. Gushhinoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. S.102-112.

10. Ivanova I. V. Refleksivno-cennostnyj podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniju samorazvitija podrostkov v dopolnitel'nom obrazovanii = Reflexive value approach to pedagogical support of adolescent self-development in supplementary education // Teoreticheskie osnovanija pedagogicheskogo soprovozhdenija samorazvitija

92

H. B. HeaHoea

podrostkov / I. V. Ivanova, M. I. Rozhkov, T. V. Masharova, L. V. Bajborodova, T. V. Lushnikova; pod red. I. V. Ivanovoj. Moskva : RUSAJNS, 2020. S. 50-88.

11. Ivanova I. V. Refleksivno-cennostnyj podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniju samorazvitija podrostkov: podhod k realizacii novyh standartov = Reflexive-value approach to pedagogical support of adolescent self-development: approach to the implementation of new standards // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2017. T.9, №6. S. 41-49.

12. Kljueva N. V. Jekzistencial'nye problemy i psihologicheskaja pomoshh' v ih razreshenii = Existential problems and psychological assistance in solving them // Aktual'nye problemy podgotovki uchitelej i shkol'nyh psihologov. Jaroslavl' : Izd-vo JarGU, 1994. S. 36-41.

13. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activities. Consciousness. Personality. Moskva : Smysl; IC Akademija, 2005. 352 s.

14. Leont'ev D. A. Lichnost' kak preodolenie individual'nosti : kontury neklassicheskoj psihologii lichnosti = Personality as overcoming individuality: contours of non-classical personality psychology // Psihologicheskaja teorija dejatel'nosti: vchera, segodnja, zavtra. Moskva : Smysl, 2006. S. 134-147.

15. Loginova L. G. Tochki otscheta izmenenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej v kontekste sovremennyh vyzovov = Points of reference for changes in children's further education in the context of modern challenges // Vospitanie shkol'nikov. 2020. №1. S. 58-63.

16. Miroshkina M. R. Vospitanie vremen PISA = Parenting the times of PISA // Zhiznennye traektorii lichnosti v sovremennom mire: social'nyj i individual'nyj kontekst : sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; sost. T. E. Korovkina, otv.red. T. N. Adeeva, S. A. Hazova. Kostroma : Izd-vo KGU, 2021. S. 417-420.

17. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Rossijskoj Federacii (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. N 751 g. Moskva) = National Doctrine of Education in the Russian Federation (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751 Moscow). URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. (Data obrashhenija: 24.07.2022).

18. Pasport nacional'nogo proekta «Uspeh kazhdogo rebenka» : Prilozhenie k protokolu zasedanija proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrja 2018 g. № 3 (utverzhdjon prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16) = Passport of the national project "Success of every child": Appendix to the minutes of the meeting of the project committee on the national project "Education" dated December 07, 2018 No. 3 (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol of 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pasport_federalnogo_proekta_uspeh_kazhdogo_ rebenka/. (Data obrashhenija: 24.07.2022).

19. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy = Selected psychological works Moskva : Prosveshhenie, 1969. 658 s.

20. Rozhkov M. I. Koncepcija jekzistencial'noj pedagogiki = The concept of existential pedagogy // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2002. №4(33). S. 73-77.

Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования 93 и перспективы развития

21. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r g. Moskva = Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r, Moscow URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Data obrashhenija: 24.07.2022).

22. Ukaz Prezidenta RF ot 21 ijulja 2020 g. №474 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» = Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On National Development Goals of the Russian Federation for the Period until 2030". URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728. (Data obrashhenija: 24.07.2022).

23. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» / utv. 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2020) = Federal Law "On Education in the Russian Federation" /approved 29.12.2012 N 273-FZ (ed. from 31.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Data obrashhenija: 24.07.2022).

24. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla = Man in search of meaning / per.s angl. i nem. ; obshh.red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont'eva ; vst.st. D. A. Leont'eva. Moskva : Progress, 1990. 368 s.

25. Shakurov R. H. Bar'er kak kategorija i ego rol' v dejatel'nosti = Barrier as a category and its role in activities // Voprosy psihologii. 2001. №1. S. 13-16.

26. Jerikson Je. Detstvo i obshhestvo = Childhood and society / per. s angl. A. A. Alekseeva. Moskva : Flinta, 2006. 2-e izd. 352 s.

Статья поступила в редакцию 25.09.2022; одобрена после рецензирования 24.10.2022; принята к публикации 24.11.2022.

The article was submitted on 25.09.2022; approved after reviewing 24.10.2022; accepted for publication on 24.11.2022

94

И. В. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.