Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ / РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Иванова Ирина Викторовна

Следуя методологии экзистенциальной педагогики, полагаем, что воспитание человека должно исходить, прежде всего, из его понимания свободы, желания стать таким, каким он себя представляет, поэтому важнейшей составляющей процесса воспитания свободного человека является педагогическое сопровождение его саморазвития. В статье раскрываются педагогические возможности дополнительного образования детей в формировании саморазвивающейся личности ребенка. Показаны условия создания субъектно-ориентированной образовательной среды, состоящие в обеспечении возможности разработки и реализации обучающимся интересного для него проекта саморазвития, событийности образовательного процесса, обеспечении формирования потребности в саморазвитии через создание проблемных ситуаций, связанных с необходимостью преодоления, в целенаправленном и систематическом использовании в образовательном процессе методов и приемов, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций. Условия раскрыты на примере описания некоторых аспектов образовательной деятельности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» города Калуги, Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги и Областного эколого-биологического центра учащихся. В статье предложена авторская методика «Мой идеал», направленная на изучение образа «Я-идеальный» подростков в возрасте от 11 до 14 лет, разработанная в контексте рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании. Представлены результаты эмпирического изучения опыта педагогического сопровождения саморазвития подростков в системе дополнительного образования (на примере города Калуги), которое показало, что в учреждениях сегодня накоплены педагогические практики развития ценностно-смысловой и рефлексивно-регуляционной сфер личности подростка. Наряду с этим, необходимо систематически и технологически подходить к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, направленного на формирование готовности воспитанников к экзистенциальному выбору, самостоятельному созданию и ответственной реализации проекта собственной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS’ SELFDEVELOPMENT IN ADDITIONAL EDUCATION

Following the methodology of existential pedagogy, we believe that a person's upbringing should proceed, first of all, from his understanding of freedom, a desire to become what he represents himself, therefore, the most important component of the process of upbringing a free person is the pedagogical support of his self-development. The article reveals the pedagogical possibilities of additional education for children in the formation of a self-developing personality of a child, shows the conditions for creating a subject-oriented educational environment, which consists in ensuring the possibility of developing and implementing an interesting self-development project for students, eventfulness of the educational process, ensuring the formation of a need for self-development through the creation of problem situations associated with the need to overcome, purposeful and systematic use in the educational process of methods and techniques aimed at the formation of moral value orientations. The conditions are disclosed on the example of describing some aspects of the educational activities of the Galaktika Children's and Youth Center for Space Education in the city of Kaluga, the Constellation Center for the Development of Children and Youth Creativity in the city of Kaluga and the Regional Ecological and Biological Center of Students. The article proposes the author's methodology «My ideal», aimed at studying the image of «I-ideal» adolescents aged 11 to 14 years, developed in the context of a reflexive-value approach to pedagogical support of self-development of adolescents in additional education. The article presents the results of an empirical study of the experience of pedagogical support for self-development of adolescents in the system of additional education (on the example of the city of Kaluga), which showed that educational practices of the development of value-semantic and reflexive-regulatory spheres of a teenager's personality have been accumulated in institutions today. Along with this, it is necessary to systematically and technologically approach the implementation of pedagogical support for self-development of adolescents in additional education, aimed at forming the readiness of pupils for existential choice, independent creation and responsible implementation of the project of their own life.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 37.013.41+ 37.018

М. И. Рожков https://orcid.org/0000-0001-7084-7918 И. В. Иванова https://orcid.org/0000-0003-2166-4247

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616

Для цитирования: Рожков М. И., Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 37-47. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-37-47

Следуя методологии экзистенциальной педагогики, полагаем, что воспитание человека должно исходить, прежде всего, из его понимания свободы, желания стать таким, каким он себя представляет, поэтому важнейшей составляющей процесса воспитания свободного человека является педагогическое сопровождение его саморазвития. В статье раскрываются педагогические возможности дополнительного образования детей в формировании саморазвивающейся личности ребенка. Показаны условия создания субъектно-ориентированной образовательной среды, состоящие в обеспечении возможности разработки и реализации обучающимся интересного для него проекта саморазвития, событийности образовательного процесса, обеспечении формирования потребности в саморазвитии через создание проблемных ситуаций, связанных с необходимостью преодоления, в целенаправленном и систематическом использовании в образовательном процессе методов и приемов, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций.

Условия раскрыты на примере описания некоторых аспектов образовательной деятельности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» города Калуги, Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги и Областного эколого-биологического центра учащихся. В статье предложена авторская методика «Мой идеал», направленная на изучение образа «Я-идеальный» подростков в возрасте от 11 до 14 лет, разработанная в контексте рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании. Представлены результаты эмпирического изучения опыта педагогического сопровождения саморазвития подростков в системе дополнительного образования (на примере города Калуги), которое показало, что в учреждениях сегодня накоплены педагогические практики развития ценностно-смысловой и рефлексивно-регуляционной сфер личности подростка. Наряду с этим, необходимо систематически и технологически подходить к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, направленного на формирование готовности воспитанников к экзистенциальному выбору, самостоятельному созданию и ответственной реализации проекта собственной жизни.

Ключевые слова: воспитание, саморазвитие, педагогическое сопровождение саморазвития, рефлексивно-ценностный подход.

M. I. Rozhkov, I. V. Ivanova

Pedagogical support of adolescents' self- development in additional education

Following the methodology of existential pedagogy, we believe that a person's upbringing should proceed, first of all, from his understanding of freedom, a desire to become what he represents himself, therefore, the most important component of the process of upbringing a free person is the pedagogical support of his self-development. The article reveals the pedagogical possibilities of additional education for children in the formation of a self-developing personality of a child, shows the conditions for creating a subject-oriented educational environment, which consists in ensuring the possibility of developing and implementing an interesting self-development project for students, eventfulness of the educational process, ensuring the formation of a need for self-development through the creation of problem situations associated with the need to overcome, purposeful and systematic use in the educational process of methods and techniques aimed at the formation of moral value orientations. The conditions are disclosed on the example of describing some aspects of the educational activities of the Galaktika Children's and Youth Center for Space Education in the city of Kaluga, the Constellation Center for the Development of Children and Youth Creativity in the city of Kaluga and the Regional Ecological and Biological Center of Students. The article proposes the author's

© Рожков М. И., Иванова И. В., 2021

methodology «My ideal», aimed at studying the image of «I-ideal» adolescents aged 11 to 14 years, developed in the context of a reflexive-value approach to pedagogical support of self-development of adolescents in additional education. The article presents the results of an empirical study of the experience of pedagogical support for self-development of adolescents in the system of additional education (on the example of the city of Kaluga), which showed that educational practices of the development of value-semantic and reflexive-regulatory spheres of a teenager's personality have been accumulated in institutions today. Along with this, it is necessary to systematically and technologically approach the implementation of pedagogical support for self-development of adolescents in additional education, aimed at forming the readiness of pupils for existential choice, independent creation and responsible implementation of the project of their own life.

Keywords: education, self-development, pedagogical support of self-development, reflective-value approach.

Введение

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванную обеспечить достижение результатов и эффектов в их личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в «Законе об образовании в РФ», в материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Вектор на саморазвитие выступает сегодня в качестве одного из ведущих целевых ориентиров развития образования в мировом масштабе, о чем свидетельствуют научные труды зарубежных ученых в области педагогики и психологии, в которых описаны результаты теоретических и практи-ко-ориентированных исследований в области психологии и педагогики саморазвития обучающихся [Cai, 2019; Edwards, 2016; Feinberg, 2016; Khafizova, 2019; Ng, 2019; Yarmakeev, 2019; Zhan, Wan, 2016].

Являясь междисциплинарной категорией, саморазвитие традиционно выступает предметом исследования в области философии [Франкл, 1990; Сартр, 1990], психологии [Rogers, 1986; Rahman, 1993; Леонтьев, 2006], педагогики [Mikhailov, 2020; Maksymchuk, 2020; Байбородова, 2019].

В современной педагогической науке утвердилась идея о саморазвитии ребенка, образование рассматривается как сфера самореализации и саморазвития подрастающего поколения. В качестве образования, предоставляющего особые возможности для саморазвития ребенка, выступает дополнительное образование детей.

Конкурентные преимущества дополнительного образования, в сравнении с другими видами формального образования, проявляются в следующих

его характеристиках: свободный выбор направлений и видов деятельности, содержания образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы освоения образовательной программы; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; учет индивидуальных потребностей ребенка и его семьи; отсутствие универсальных стандартов содержания образования, что создает благоприятные условия для личностного становления, творчества, успешности в достижении общезначимой цели; возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ саморазвития для каждого обучающегося; доступность знания и информации для каждого; учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг [Иванова, 2019, с. 107-147].

Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития стран. Фактически дополнительное образование детей сегодня становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, при этом индивидуализация дополнительного образования детей выступает как ведущий тренд развития образования в XXI в. [Ivanova, 2016].

Полагаем, что дополнительное образование детей, являясь образовательной системой, располагающей богатыми педагогическим ресурсами для их саморазвития, должно сегодня строиться с учетом тенденций развития современного образования в РФ, а также включать образовательные инновационные практики, направленные на создание условий для формирования готовности ребенка к самостоятельному и ответственному выбору.

Цель исследования

В контексте настоящей статьи ставится целевая установка на определение условий создания субъ-

ектно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании, их раскрытие на основе эмпирического изучения опыта педагогического сопровождения саморазвития подростков в системе дополнительного образования (на примере города Калуги).

Результаты исследования

Богатый педагогический опыт накоплен образовательными организациями дополнительного образования детей города Калуги.

В Детско-юношеском центре космического образования «Галактика» города Калуги, миссией которого выступает реализация идей дополнительного космического образования детей разного возраста, ряд дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ содержат платформы для реализации саморазвития, которые способствуют творческой, исследовательской активности детей на создание уникальных, оригинальных, отличающихся новизной продуктов творческой деятельности.

Для детей 14-18 лет мощным стимулом и мотивацией к самообразованию служит появление новых интересных профессий в области ГГ-технологий, робототехники. Погружение в данные направления происходит на занятиях в детском технопарке «Кванториум» - это своего рода новый формат дополнительного образования, с основной концепцией, предполагающей возрождение инженерных и научных профессий, подготовку будущих высококвалифицированных кадров.

В Калужской области создан детский технопарк по модели «Стандарт», включающей в себя реализацию 6 образовательных естественнонаучных и технических профилей: ГГ-квантум, Аэроквантум, Геоквантум, Робоквантум, Космок-вантум, Автоквантум, а также наличие зоны Хай-тек. Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Образование» регионального проекта «Успех каждого ребенка» на одной из площадок Центра созданы новые места дополнительного образования проекта «Образование» регионального проекта «Успех каждого ребенка». Открыты четыре направления: робототехника, хайтек, фото-видео-медиазона и графический дизайн.

Детский технопарк и проект «Успех каждого ребенка» служат образовательной платформой, в первую очередь, для осуществления обучающимися самостоятельного ответвленного выбора будущей профессии.

Детский технопарк реализует дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) про-

граммы технопарка по направлениям (квантам): Космоквантум (программы - «Космическое погружение», «Освоение космического пространства»); Геоквантум (программа - «ОеоШ8», «Меридиан 54.4998845, 36.278181»); Аэроквантум (программа - «Оператор беспилотных авиационных систем», «Малая беспилотная авиация»); Ро-боквантум (программа - «Робостарт», «Робо-ленд»); ГГ-квантум (программа - «ГГ-прорыв», «АМшпо»); Автоквантум (программа - «Авто-лаб»); Хайтек (программа - «Дизайн-мышление и гибкая разработка проектов»). Такое многообразие образовательных программ обеспечивает погружение подростка в мир технического творчества.

С точки зрения создания условий для саморазвития подростков важно, что все кванты объединяет НПееЬ-цех, обучающиеся могут довести до готовности свои проекты с использованием прецессионных 3D-принтеров, 3D-сканеров, станков лазерной резки и гравировки, вакуум-формовочной машины, портала плазменной резки. Предоставляемая подросткам возможность, обеспечиваемая необходимыми материально-техническими ресурсами ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, выступает как важный фактор событийности: задуманный ребенком проект обретает материальное воплощение.

Таким образом, первое педагогическое условие, способствующее саморазвитию ребенка, заключается в обеспечении возможности разработки и реализации обучающимся интересного для него проекта (образовательного, развивающего, социального). При этом важно, чтобы тематику проекта определил сам ребенок с учетом своих интересов, предпочтений и замыслов. Реализация данного условия влечет за собой действие второго условия - событийность образовательного процесса.

Разработка и реализация подростком проекта демонстрирует его автору имеющиеся возможности, обнаруживает недостающие знания и умения. Речь идет о возможности столкновения с трудностями и необходимостью их преодоления. Важно заметить, что именно преодоление (движущий фактор саморазвития личности) подчеркивает важность и необходимость целенаправленного педагогического сопровождения в ситуации преодоления трудностей. Подросток должен понять, что, решив проблему, препятствующую достижению цели, можно достичь высот, о которых мечтает.

Таким образом, третье педагогическое условие, позволяющее сделать процесс получения до-

39

полнительного образования целостным и направленным на саморазвитие ребенка, - обеспечение формирования потребности в саморазвитии через создание проблемных ситуаций, связанных с необходимостью преодоления, и предоставление возможности для их решения самим ребенком.

Существенным фактором саморазвития является выбор, который, в свою очередь, опирается на ценности, приоритетные для ребенка в данный момент. Исходя из этого, четвертым условием саморазвития детей в дополнительном образовании можно назвать целенаправленное и систематическое использование в образовательном процессе методов и приемов, направленных на формирование нравственных ценностных ориента-ций. Это условие необходимо соблюдать не только при реализации программ социально-гуманитарной и художественной направленности как наиболее тяготеющих к реализации данных задач, но и технической, туристско-краеведческой, естественно-научной, физкультурно-спортивной. Отметим, что именно при реализации программ технической направленности, связанных с подготовкой детей к разработке технических устройств и приборов, важной задачей является формирование экологичности выбора, то есть умения предвидеть последствия своих действий в условиях технического творчества. Этот факт подчеркивает важность специального отбора и использования педагогами дополнительного образования технологий формирования ценностно-смысловой сферы воспитанников.

В Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги накоплен опыт применения широкого спектра методов и приемов, направленных на формирование нравственной устойчивости личности воспитанников разных возрастных групп.

К примеру, в ходе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Академия игропрактиков» обучающиеся подросткового и юношеского возраста не только включаются в разные формы организации досуго-вой деятельности, но и знакомятся с технологиями самостоятельного моделирования, разработки, подготовки и воплощения коллективно-творческих дел. На занятиях используются разнообразные интерактивные методики, направленные на формирование ценностно-смысловых ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений.

В творческом объединении «Школа организации досуга» реализуется задача формирования у подростков и молодежи активной гражданской позиции через вовлечение в разработку и организацию массовых мероприятий, ориентированных на добровольчество, получение удовлетворения от востребованности своего труда и совместного творчества. Исходя из того, что в подростковом возрасте имеется потребность в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, в качестве наиболее часто используемого метода организации занятий по программе выбрана деловая игра. Она позволяет активно задействовать всех участников образовательного процесса, делая их субъектами творчества, направленного на общественно значимое действие. Игровые технологии, учебные деловые игры позволяют грамотно направить энергию подростков на самоутверждение, самовыражение, общественно-полезную деятельность.

В Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги отдельные программы художественного профиля реализуют воспитательные функции средствами создания музейной образовательной среды, в которой имеются условия для приобретения практических навыков поисковой и исследовательской деятельности, развития патриотических чувств, инициативы, общественной и гражданской активности. Важный ресурс - каждому участнику творческого объединения предоставляются возможности для организации самостоятельной и творческой работы по выбранному проекту.

Педагоги дополнительного образования и методисты Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» и Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги, принявшие участие в опросе на тему «Опыт педагогического сопровождения саморазвития подростков в системе дополнительного образования детей», отмечают, что в образовательных организациях дополнительного образования детей ведется поиск педагогических приемов и форм работы, новейших подходов к организации образовательного процесса, направленного на нравственное воспитание личности ребенка и формирование готовности к самостоятельному выбору.

Калужский областной эколого-биологический центр учащихся реализует общеобразовательные общеразвивающие программы, направленные на формирование экологической культуры личности, создавая, тем самым, условия, благоприятные для

формирования глобальной ответственности личности.

Для нашего исследования, проводимого в Калужской области, важно изучить накопленный педагогический опыт в области саморазвития подростков в условиях дополнительного образования детей. В опытно-экспериментальном исследовании, направленном на изучение опыта педагогического сопровождения саморазвития подростков в системе дополнительного образования детей, приняли участие 20 педагогов и 5 методистов системы дополнительного образования детей города Калуги Калужской области (МБОУ ДО

«Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги, ГБОУДО КО «Областной эколого-биологический центр учащихся», МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги).

Респонденты прошли опрос, заполнив соответствующие опросные листы. В результате обработки полученных данных приходим к выводу, что большинство педагогов стремятся на своих занятиях сформировать у воспитанников любознательность и интерес к предмету, общую эрудицию и практические умения (Таблица 1).

Таблица 1

Ответы педагогов на вопрос «Какие личностные качества обучающихся Вы стремитесь сформировать на своих занятиях?» (выбор трех приоритетных ответов)

Качество Процент ответов

Любознательность, интерес к предмету 45

Общая эрудиция 45

Логическое мышление 15

Творческие способности 15

Коммуникативные способности 15

Инициативно сть 20

Мотивация к саморазвитию 35

Способность к рефлексии 35

Нравственные ценностные ориентации 10

Готовность к самостоятельному и ответственному выбору 20

Практические умения 45

Свой вариант ответа 0

Интересно, что методисты в качестве приоритетных личностных качеств обучающихся, которые необходимо сформировать у подростков на занятиях в системе дополнительного образования, обозначили общую эрудицию (60 % респондентов выбрали данную позицию в качестве одной из приоритетных), способность к рефлексии (60 %), мотивацию к саморазвитию (60 %), коммуникативные способности (40 %) и инициативность (40 %).

Результативность образовательного процесса в творческом объединении респондентами понимается как успешное освоение обучающимися образовательной программы (Таблица 2).

Таблица 2

Ответы педагогов на вопрос « Что Вы понимаете под результативностью образовательного процесса в Вашем творческом объединении?» (выбор трех значимых характеристик)_

Характеристики Процент ответов

Успешное освоение обучающимися образовательной программы 70

Участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях 50

Ранняя профессиональная ориентация обучающихся 20

Обогащение личного опыта обучающихся и социально-личностным содержанием 40

Продуктивность деятельности, выражаемая в предметно-практических достижениях 55

Сформированная нравственная устойчивость обучающихся 15

Готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность субъектной позиции 50

Свой вариант ответа 0

Отвечая на вопрос «Что Вы понимаете под результативностью образовательного процесса в Вашем творческом объединении?», методисты в качестве приоритетных и равнозначных (по числу выборов) определили раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, продуктивность деятельности, выражаемую в предметно-практических достижениях, а также готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность субъектной позиции (по 60 % респондентов выбрали данную характеристику в качестве одной из приоритетных).

В качестве фактов, обеспечивающих получение лучших результатов в профессиональной деятельности, педагоги дополнительного образования обозначили применение инновационных приемов и методов обучения (80 %) (Таблица 3).

На вопрос «Как Вы полагаете, что помогает педагогам дополнительного образования, работающим с подростками, добиваться лучших резуль-

татов в их профессиональной деятельности?» методисты ответили следующим образом: систематическая подготовка обучающихся к конкурсам, олимпиадам, соревнованиям разного уровня (60 % респондентов выбрали данную позицию в качестве одной из приоритетных) и включение детей в социально полезные виды деятельности (80 %).

Таблица 3

Ответы педагогов на вопрос « Что Вам помогает добиваться лучших результатов в профессиональной деятельности?» (выбор трех приоритетных факторов)

Факторы Процент ответов

Систематическая подготовка обучающихся к конкурсам, олимпиадам, соревнованиям разного уровня 65

Использование методов, направленных на раннюю профессиональную ориентацию 35

Включение детей в социально полезные виды деятельности 60

Активное включение родителей в образовательный процесс 25

Использование методов нравственного воспитания 35

Применение инновационных приемов и методов обучения 80

Свой вариант ответа 0

Результаты опроса также показали, что боль- фактором, обеспечивающем понимание необхо-шинство педагогов (80 %) из числа опрошенных димости реализации педагогического сопровож-стремятся периодически применять на занятиях дения саморазвития подростков. Наряду с этим, в приемы формирования рефлексии и само- качестве мотива данная тенденция наблюдается у контроля, что является важным целеполагающим 20 % испытуемых (Таблица 4).

Таблица 4

Ответы педагогов на вопрос «Как Вы относитесь к необходимости развивать у подростков

Ответы Процент ответов

Систематически и целенаправленно использую методы формирования самоконтроля и рефлексии на занятиях 20

Стремлюсь периодически применять на занятиях приемы формирования рефлексии и самоконтроля 80

Полагаю, что нет необходимости развивать у подростков навыки анализа и оценки результатов собственной деятельности 0

Методисты, отвечая на подобный вопрос в структуре своего опросника, выбрали ответ «Полагаю, что педагогам необходимо систематически и целенаправленно использовать методы формирования самоконтроля и рефлексии на занятиях» (100 % респондентов).

В качестве средств, помогающих формировать у подростков рефлексию и самоконтроль, педагогами обозначены взаимная проверка учащимися, самопроверка по заданному алгоритму, по образцу; анализ работы, анализ результата этих действий; составление плана действий; ролевые игры; беседы, групповые дискуссии; ведение «дневников здоровья»; методы сравнения и аналогии; анализ выступлений профессиональных коллективов, анализ своего выступления; опросы «Продолжи фразу» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методисты дополнили данный список дей-

ствиями по заданным разветвленным алгоритмам как средством формирования рефлексии и самоконтроля подростков, которые может применять в своей работе педагог дополнительного образования.

На вопрос «Как Вы относитесь к необходимости развивать у подростков нравственные ценностные ориентации?» большинство педагогов дополнительного образования (80 %) из числа опрошенных ответили, что стремятся периодически применять на занятиях методы и приемы нравственного воспитания (Таблица 5). Это важный факт, показывающий, что педагоги определяют в качестве одной из основополагающей задачи воспитания обучающихся формирование нравственных ориентиров как вектора саморазвития личности.

Таблица 5

Ответы педагогов на вопрос «Как Вы относитесь к необходимости развивать у подростков нравственные ценностные ориентации?»_

Ответы Процент ответов

Систематически и целенаправленно использую методы нравственного воспитания 20

Стремлюсь периодически применять на занятиях методы и приемы нравственного воспитания 80

Полагаю, что нет необходимости организовывать специальную работу по нравственному воспитанию подростков 0

Интересно, что методисты (100 % респондентов), отвечая на данный вопрос, определяют, что педагогам необходимо систематически и целенаправленно использовать методы нравственного воспитания обучающихся.

В качестве педагогических средств, помогающих формировать у подростков нравственную устойчивость, педагоги выделили беседы, дискуссии, элементы круглого стола; видеоматериалы; яркие примеры, личный пример; ролевые игры; благотворительные концерты; изучение репертуара, литературы.

Методисты, отвечая на вопрос «Какие использовать средства, помогающие формировать у подростков нравственную устойчивость, Вы рекомендуете педагогам?», отметили дискуссии на темы нравственных понятий, решение учебных задач, примеры из жизни.

С другой стороны, методисты, акцентируя внимание на необходимости формировать у подростков мотивацию к саморазвитию, рефлексию, указывают (в своем большинстве), что современный подросток не готов к самостоятельному и ответственному выбору (60 % опрошенных ответили «Нет», 20 % - «Да» и 20 % - «Затрудняюсь ответить»), в отличие от педагогов, которые полагают (55 %), что подростку данная задача вполне по силам (Таблица 6).

Таблица 6

Ответы педагогов на вопрос «Как Вы думаете, готов ли современный подросток (11-14 лет) к самостоятельному и ответственному

Ответы Процент ответов

Да 30

Нет 55

Затрудняюсь ответить 15

Педагоги дополнительного образования, участвующие в опросе, указали педагогические средства, помогающие им формировать у подростков мотивацию к саморазвитию, самопознанию и самопрогнозированию: создание ситуации успеха, позитивная эмоциональная атмосфера; целепола-гание, планирование, анализ результатов; взаимо-

проверка; взаимодеиствие с различными учреждениями (театрами, музеями, колледжами, институтами); коуч-технологии; мотивационные видеоролики; геймификация.

Методисты в качестве рекомендуемого средства, позволяющего формировать у подростков мотивацию к саморазвитию, самопознанию и самопрогнозированию, отметили личный пример педагога.

Подчеркивая роль педагога, нельзя не вспомнить, что для многих детей именно любимый педагог - это тот педагог, который близок по духу, занимается с увлечением общим творческим делом. Такой педагог для ребенка часто и есть тот идеал, на который он стремится быть похожим. Важно, чтобы идеальный образ нес положительные жизненные установки, что позволит подростку осуществить саморазвитие по линии истинного самодвижения, не свернуть на путь компенсаторного или ложного саморазвития.

Желание заглянуть в свое будущее является естественной потребностью каждого человека. У ребенка это желание опирается на тот идеал, который ему кажется наиболее привлекательным.

Для формирования готовности подростка к саморазвитию важно, чтобы он имел представление не только об образе «Я-реальный», но и об образе «Я-идельный» как об идеале, к достижению которого он стремится. Важно понимать, какие именно качества личности привлекают подростка в том идеальном для него человеке, на которого он хочет быть похож.

Авторская методика

В контексте разработки рефлексивно-ценностного подхода как нового методологического подхода к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании [Рожков, 2020] нами подготовлена авторская методика «Мой идеал», которая позволяет изучать содержание образа «Я-идеальный» как ориентир саморазвития подростков. Методика предназначена для подростков в возрасте от 11 до 14 лет.

Методика «Мой идеал» (авторы: д. п. н. М. И. Рожков, к. пс. н. И. В. Иванова)

Дорогой друг!

Мы Вам предлагаем ответить на несколько вопросов.

1. Кто из известных людей, перечисленных ниже, Вам наиболее нравится? (отметьте одного человека):

О А. С. Пушкин, русский поэт, один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX в.;

О Иван Грозный, великий князь московский и всея Руси, правивший в XVI в.;

О Петр-1, представитель династии Романовых, последний царь всея Руси и первый император, правивший в XVII в.;

О В. А. Моцарт, австрийский композитор и музыкант-виртуоз XVIII в., один из самых популярных классических композиторов;

О И. Ньютон, английский физик, математик, механик и астроном XVП-XVШ вв., один из создателей классической физики;

О М. И. Кутузов, русский полководец, государственный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал, участник русско-турецких войн, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 г.;

О Н. В. Гоголь, русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, один из классиков русской литературы XIX в.;

О С. А. Есенин, известный русский поэт конца XIX - начала XX в.;

О П. И. Чайковский, русский композитор, дирижер, педагог и музыкальный критик XIX в.;

О Ю. А. Гагарин, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, первый в мире человек, совершивший полет в космическое пространство (12 апреля 1961 г.);

О С. П. Королев, советский ученый, один из основных создателей советской ракетно-космической техники, конструктор ракетно-космических систем, под руководством которого был организован и осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина;

О В. В. Путин, настоящий президент Российской Федерации;

О В. В. Познер, современный советский, российский и американский журналист и телеведущий, радиоведущий, писатель;

О Р. А. Абрамович, российский и израильский предприниматель и государственный деятель современности;

О Г. В. Хазанов, советский и российский артист эстрады, актер театра и кино, телеведущий, руководитель Московского театра эстрады, народный артист РСФСР, общественный деятель современности;

О Д. К. Юсупов, опытный российский пилот гражданской авиации РФ, за плечами которого более трех тысяч часов налета, Почетный гражданин города Полевского, герой нашего времени, командир пассажирского самолета Airbus 321, совершившего 15 августа 2019 г. успешную аварийную посадку под Жуковским, в результате которой не погиб ни один из 226 пассажиров самолета и 7 членов экипажа.

2. Какие качества и характеристики привлекают Вас в человеке, выбранном в ответ на вопрос № 1? (отметьте одно или несколько качеств):

О целеустремленность;

О доброта;

О спокойствие;

О сила характера;

О физическая сила;

О талант;

О ум;

О красота;

О юмор;

О богатство;

О самопожертвование ради других людей;

О многого добился в жизни;

О_(свой вариант ответа).

3. На кого Вы хотите быть похожим? (укажите конкретного человека)_

4. Делаете ли Вы какие-либо шаги, чтобы стать похожим на свой идеал? (выберите один вариант ответа):

О да, делаю;

о нет, не делаю, потому что не знаю, что делать;

о нет, не делаю, потому что не знаю, как делать.

5. Какие качества Вас привлекают в Вашем идеале? (укажите одно или несколько качеств)

Перечень персоналий, указанных в пункте 1 методики, может быть изменен педагогом. При этом важно сохранить учет психологической модели темперамента по Айзенку (нейротизм - стабильность; интроверсия - экстраверсия), в опоре на которую отобраны указанные личности.

Методика предполагает качественную обработку полученных данных, что позволит педагогу понять, какой человек, с какими приоритетными для подростка личностными характеристиками служит ориентиром для саморазвития и самосовершенствования. Данные, полученные в результате методики, позволят оценить сформированную иерархию ценностных ориентаций подростков, мотивацию к саморазвитию и готовность к построению и реализации проекта собственной жизни, что позволит педагогу спроектировать и

реализовать дифференцированное педагогическое сопровождение саморазвития подростка.

Обсуждение результатов

Оценивая уровень готовности к саморазвитию, важно обратить внимание на то, имеется ли в жизнедеятельности подростка движение к выбранному идеалу (совершаются ли какие-либо действия, шаги, направленные на достижение цели, решение задач по формированию и развитию необходимых подростку качеств) или выбранный образ статичен и воспринимается как недостижимый образ идеального будущего. Второй вариант приводит к мысли о том, что подросток боится трудностей на пути к достижению цели, не имеет мотивации к преодолению и, как следствие, не готов к реализации проекта саморазвития.

Ситуация выбора, характерная для «выхода из зоны комфорта», порождает трудности и переживания, которые могут привести к следующим путям развития: в пользу «становления» - саморазвития, личностного роста или «регресса, инволюции» - остановки в развитии личности [Абульха-нова-Славская, 1991; Леонтьев, 2006; Сартр, 1990; Франкл, 1990]. Поэтому важно отдельное внимание уделить специфике педагогического сопровождения подростка в ситуации преодоления трудностей, порожденных необходимостью совершения самостоятельного выбора. Педагог может посодействовать подростку, который по своей природе стремится к достижению образа «Я-идеальный», но, сталкиваясь с препятствиями, проявляет неготовность и неспособность к их преодолению, направить свою активность на преобразование имеющейся ситуации, разрешить ее, перейдя на новый, более высокий уровень развития.

Полагаем, что отдельное внимание в процессе организации педагогического сопровождения саморазвития должно быть уделено созданию условий для осуществления воспитанником самостоятельного выбора стратегий поведения в ситуации преодоления, связанной с решением субъектной важной для него проблемной ситуации, в соответствии с целями, поставленными и осознанными им самим в условиях рефлексивно-ценностной деятельности, осуществляемой в процессе разработки и реализации проекта собственной жизни.

Не только для ребенка, но и для взрослого человека самостоятельный выбор, преодоление препятствий - это достаточно сложная задача и серьезное испытание, но чем раньше и чаще подросток будет оказываться в подобных ситуациях, требующих принятия им ответственного решения,

тем выше будет уровень его готовности к преодолению жизненных трудностей, тем более он будет защищен от судьбоносных ошибок и неудач [Бай-бородова, 2019, с. 16].

Необходимо тщательно продумывать «шаги» самого подростка при фасилитирующем взаимодействии с педагогом, учитывающим сформированный у подростка уровень готовности к саморазвитию. По существу, педагог создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В круг задач педагога входит мотивация активности подростков, подбор событийных проблемных ситуаций, средств, методик самопознания и самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ребенка в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение воспитанников в процесс рефлексии и прогнозирования своего поведения, анализа результативности выбранных копинг-стратегий. В результате анализа проблемных, жизненно важных ситуаций подросток с помощью взрослых или самостоятельно осуществляет свой выбор, разрабатывает и реализует проект саморазвития.

В процессе педагогического сопровождения воспитанник вступают в особые взаимоотношения, результатом которых является самостоятельное принятие оптимальных решений, связанных с успешным достижением жизненно важных задач, соответствующих его возможностям, способностям и интересам.

Заключение

— С позиции экзистенциального подхода считаем, что воспитание человека должно исходить, прежде всего, из его понимания свободы, желания стать таким, каким он себя представляет, поэтому важнейшей составляющей процесса воспитания свободного человека является педагогическое сопровождение его саморазвития.

— В дополнительном образовании как открытой, вариативной образовательной системе имеются богатые педагогические возможности для саморазвития каждого ребенка, что предопределено содержанием принципов, на которых строится дополнительное образования детей.

— В качестве условий, позволяющих сделать процесс получения дополнительного образования целостным и направленным на саморазвитие ребенка, отмечаем обеспечение возможности разработки и реализации обучающимся интересного для него проекта саморазвития; событийность образовательного процесса; обеспечение формирования потребности в саморазвитии через создание проблемных ситуаций, связанных с

45

необходимостью преодоления; целенаправленное и систематическое использование методов и приемов, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций.

— Эмпирическое изучение опыта педагогического сопровождения саморазвития подростков в системе дополнительного образования показало, что в учреждениях сегодня накоплены педагогические практики развития ценностно-смысловой и рефлексивно-регуляционной сферы личности подростка. Наряду с этим, необходимо систематически и технологически подходить к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании.

— Поскольку ведущим фактором саморазвития является преодоление, важно особое внимание уделять реализации педагогического сопровождения подростка в ситуации преодоления трудностей, порожденных необходимостью совершения самостоятельного выбора.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / ред. В. А. Ширяева. Москва : Мысль, 1991. 299 с.

2. Байбородова Л. В. Формирование субъектной позиции ребенка в условиях дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 3(4). С. 14-19.

3. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение становления саморазвивающейся личности : монография. Москва : Инфра-М, 2019. 296 с.

4. Леонтьев Д. А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А. А. Леонтьева. Москва : Смысл, 2006. С. 134-147.

5. Рожков М. И. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Педагогика. 2020. Т. 84. № 8. С. 63-72.

6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / в пер. А. Санина. Москва : Изд-во политической литературы, 1990. С. 314-334.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. ; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вст. ст. Д. А. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1990. 368 с.

8. Cai M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A Case Study of Foreign Language Teachers in a University of China // Open Journal of Social Sciences. 2019. № 7(12). P. 26.

9. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. 1st Edition London: Routledge. 2019. 428 p. DOI https://doi.org/10.4324/9780429274855

10. Edwards G., Turner A. F. Problematising'self-development in leadership learning. 2020. URL: uwe-repository.worktribe.com (Дата обращения: 02.03.2020)

11. Feinberg W. What is a public education and why we need it: A philosophical inquiry into self-development, cultural commitment, and public engagement. Lexington Books. 2016. 145 p.

12. Ivanova I. V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. 2016. Vol.58. № 11. P. 718-731. DOI: 10.1080/10609393.2017.1342195

13. Khafizova A., Zakirova V. Effective-Practical and Creative (Heuristic) Pedagogical Technologies of Students' Self-Development // ARPHA Proceedings. 2019. № 1. P. 1037-1042. DOI: 10.3897/ap.1.e0983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Maksymchuk I., Sahach O., Demchenko I., Fur-dui S., Maksymchuk B., Protas O., Kyzko E. Self-development in the context of forming the future teacher's pedagogical skills // Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports), 2020. № 2 (122). P. 88-95. DOI: https://doi.org/10.31392/NPU-nc.series15.2020.2(122).18

15. Mikhailov V Theory of Free Education of K. Wentzel as the Development of Pedagogical Theory and Practice of L. N. Tolstoy // 6th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2019). 2020. Atlantis Press. Р. 27-33.

16. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. 2019. Vol. 34. P. 167-185. https ://doi.org/10.21315/apj ee2019.34.9

17. Rahman M. A. People's Self-development // Perspectives on Participatory Action Research. 1993. P. 315-335.

18. Rogers С A. Client-Centered Person-Centered Approach to Therapy / Kutash, A. Wolf (eds.). Psychotherapist's Casebook. Jossey-Bass, 1986. Р. 197-208.

19. Yarmakeev I., Kaplan A., Valiakhmetova N., Akhmadullina R., Sharafieva A. Intra-School Support for Professional Self-Development of Teachers // Int J Edu Sci. 2019. Vol. 27. № 1-3. P. 39-44. DOI: 10.31901/24566322.2019/27.1-3.

20. Zhan Y., Wan Z. H. College Students' Possible L2 Self Development in an EFL Context during the Transition Year // English Language Teaching. 2016. Vol. 9. № 1. P. 41-50. DOI: 10.5539/elt.v9n1p41.

Reference list

1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni = Life strategy / red. V A. Shiijaeva. Moskva : Mysl', 1991. 299 s.

2. Bajborodova L. V. Formirovanie sub#ektnoj pozicii rebenka v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija = Formation of the child's subjective position in conditions of additional education // Vestnik Kaluzhskogo universiteta.

Serija 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. 2019. T. 2. № 3(4). S. 14-19.

3. Ivanova I. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovlenija samorazvivajushhejsja lichnosti = Pedagogical support for the formation of a self-developing person : monografija. Moskva : Infra-M, 2019. 296 s.

4. Leont'ev D. A. Lichnost' kak preodolenie individu-al'nosti: kontury neklassicheskoj psihologii lichnosti = Personality as overcoming individuality: outlines of non-classical personality psychology // Psihologicheskaja teor-ija dejatel'nosti: vchera, segodnja, zavtra / pod red. A. A. Leont'eva. Moskva : Smysl, 2006. S. 134-147.

5. Rozhkov M. I. Refleksivno-cennostnyj podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniju samorazvitija shkol'nikov = Reflexive-value approach to pedagogical support of school students' self-development / M. I. Rozhkov, I. V Ivanova // Pedagogika. 2020. T. 84. № 8. S. 63-72.

6. Sartr Zh.-P. Jekzistencializm - jeto gumanizm = Existentialism - humanism / F. Nicshe, Z. Frejd, Je. Fromm, A. Kamju, Zh.-P. Sartr // Sumerki bogov / v per. A. Sanina. Moskva : Izd-vo politicheskoj literatury, 1990. S. 314-334.

7. Frankl V Chelovek v poiskah smysla = Man looking for the sense / per. s angl. i nem. ; obshh. red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont'eva ; vst. st. D. A. Leont'eva. Moskva : Progress, 1990. 368 s.

8. Cai M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A Case Study of Foreign Language Teachers in a University of China // Open Journal of Social Sciences. 2019. № 7(12). P. 26.

9. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. 1st Edition London: Routledge. 2019. 428 p. DOI https://doi.org/10.4324/9780429274855

10. Edwards G., Turner A. F. Problematising'self-development in leadership learning. 2020. URL: uwe-repository.worktribe.com (Data obrashhenija: 02.03.2020)

11. Feinberg W. What is a public education and why we need it: A philosophical inquiry into self-development, cultural commitment, and public engagement. Lexington Books. 2016. 145 p.

12. Ivanova I. V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. 2016. Vol.58. № 11. P. 718-731. DOI: 10.1080/10609393.2017.1342195

13. Khafizova A., Zakirova V. Effective-Practical and Creative (Heuristic) Pedagogical Technologies of Students' Self-Development // ARPHA Proceedings. 2019. № 1. P. 1037-1042. DOI: 10.3897/ap.1.e0983.

14. Maksymchuk I., Sahach O., Demchenko I., Fur-dui S., Maksymchuk B., Protas O., Kyzko E. Self-development in the context of forming the future teacher's pedagogical skills // Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports), 2020. № 2 (122). P. 88-95. DOI: https://doi.org/10.31392/NPU-nc.series15.2020.2(122).18

15. Mikhailov V Theory of Free Education of K. Wentzel as the Development of Pedagogical Theory and Practice of L. N. Tolstoy // 6th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2019). 2020. Atlantis Press. R. 27-33.

16. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. 2019. Vol. 34. P. 167-185. https ://doi.org/10.21315/apj ee2019.34.9

17. Rahman M. A. People's Self-development // Perspectives on Participatory Action Research. 1993. P. 315-335.

18. Rogers S A. Client-Centered Person-Centered Approach to Therapy / Kutash, A. Wolf (eds.). Psychotherapist's Casebook. Jossey-Bass, 1986. R. 197-208.

19. Yarmakeev I., Kaplan A., Valiakhmetova N., Akhmadullina R., Sharafieva A. Intra-School Support for Professional Self-Development of Teachers // Int J Edu Sci. 2019. Vol. 27. № 1-3. P. 39-44. DOI: 10.31901/24566322.2019/27.1-3.

20. Zhan Y., Wan Z. H. College Students' Possible L2 Self Development in an EFL Context during the Transition Year // English Language Teaching. 2016. Vol. 9. № 1. P. 41-50. DOI: 10.5539/elt.v9n1p41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.