УДК 37.013.41 + 37.018 И. В. Иванова https://orcid.org/0000-0003-2166-4247
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616
Для цитирования: Иванова И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 100-115. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-3-12-100-115
Статья построена в контексте изучения проблемы саморазвития личности в педагогике и содержит описание отдельных результатов исследования, включающего в себя разработку, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальную проверку технологии педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей, методологически базирующейся на рефлексивно-ценностном подходе. Суть технологии заключается в самостоятельном выборе подростком оптимальной стратегии преодоления трудностей, вызванной необходимостью решения актуальной проблемной ситуации. Основываясь на методологии рефлексивно-ценностного подхода, технология предполагает учет закономерностей и принципов, разработанных в контексте рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании, а также содержит перечень условий ее реализации, описание алгоритмов действий педагога и подростка. Содержание технологии раскрыто через три этапа: диагностический, этап применения педагогом методики проблемных ситуаций и этап построения подростком проекта саморазвития при сопровождении педагога.
В статье представлены результаты эмпирического исследования образа «Я»-идеальный современных подростков, проведенного с участием 969 подростков, проживающих в г. Калуге, Калужской области, г. Ярославле, г. Москве и г. Люберцы. Полученные результаты предопределили необходимость разработки и апробации рассматриваемой педагогической технологии и обнаружили ее специфику.
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании прошла опытно-экспериментальную проверку в формирующем режиме в условиях образовательной организации дополнительного образования в г. Калуге, а также в дополнительном образовании сельских общеобразовательных школ Калужской области. Диагностическим путем зафиксирована положительная динамика уровня готовности подростков к саморазвитию и прирост адаптивных копинг-стратегий в качестве динамических у испытуемых экспериментальных групп, что позволяет рекомендовать технологию к ее использованию в образовательной практике дополнительного образования.
© Иванова И. В., 2021
100
И. В. Иванова
Ключевые слова: саморазвитие, педагогическое сопровождение саморазвития, технология педагогического сопровождения.
I. V. Ivanova
Technology of pedagogical support of self-development of adolescents in additional education
The article is constructed in the context of studying the problem of personality self-development in pedagogy and contains a description of individual research results, including the development, theoretical substantiation and experimental verification of the technology of pedagogical support for self-development of adolescents in additional education in a situation of overcoming difficulties, methodologically based on the reflective-value approach. The essence of the technology lies in the adolescent's independent choice of the optimal strategy for overcoming difficulties, caused by the need to solve the actual problem situation. Based on the methodology of the reflexive-value approach, the technology assumes taking into account the patterns and principles developed in the context of the reflexive-value approach to pedagogical support of self-development of adolescents in additional education, and also contains a list of conditions for its implementation, a description of the algorithms for the actions of the teacher and the adolescent. The content of the technology is revealed through three stages: diagnostic, the stage of the teacher's application of the methodology of problem situations and the stage of building a self-development project by a teenager accompanied by a teacher.
The article presents the results of an empirical study of the image of 'T'-the ideal of modern adolescents, conducted with the participation of 969 adolescents living in Kaluga, Kaluga region, Yaroslavl, Moscow and Lyubertsy. The results obtained predetermined the need for the development and testing of the pedagogical technology under consideration and revealed its specificity.
The technology of pedagogical support of self-development of adolescents in supplementary education has passed an experimental test in a formative mode in the conditions of the educational organization of supplementary education in the city of Kaluga, as well as in supplementary education of rural secondary schools in the Kaluga region. A positive dynamics of the level of adolescents' readiness for self-development and an increase in adaptive coping strategies as dynamic in the subjects of the experimental groups were diagnosed, which makes it possible to recommend the technology for its use in the educational practice of additional education.
Key words: self-development, pedagogical support of self-development, technology of pedagogical support.
Актуальность
Современная образовательная политика Российской Федерации ориентирована на воспитание свободной личности, формирование в человеке
способности быть автором собственной жизни, ответственным за свои мысли, поступки, действия, планы и устремления. Обозначенный целевой ориентир нашел отражение в норма-
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 101
в дополнительном образовании
тивно-правовых документах, регулирующих образование в нашей стране, и, соответственно, в образовательной практике, направленной на создание условий для формирования саморазвивающейся личности. Речь идет о содержании отдельных статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон ... , 2012], социальном проекте развития личности, общества и государства «Наша новая школа» [Национальная образовательная..., 2010], «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Стратегия развития ... , 2015], Национальной доктрине образования в РФ [Национальная доктрина ... , 2000], Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Указ Президента . , 2020].
Отдельно стоит отметить педагогические возможности системы дополнительного образования в решении задач, связанных с саморазвитием детей и молодежи через организацию занятости обучающихся. Роль системы дополнительного образования в становлении активности, ответственности, рефлексии обучающихся и ее уникальность для Российской системы образования раскрыты в научных трудах Л. В. Байбородовой, В. А. Березиной, В. А. Горского, Т. Н. Гущиной, А. В. Золотарёвой, Л. Г. Логиновой, Л. Н. Серебренникова и др. [Байбо-родова, 2009; Березина, 2007; Горский, 2003; Гущина, 2011; Логино-
ва, 2011], а также отражена в «Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации» (утв. Правительством РФ от 4 сентября 2014 г.) [Концепция развития ... , 2014].
Рассматриваемые приоритеты соотносятся с тенденцией развития образования за рубежом [Cai, 2019; Carr, 2019; 2019; Khafizova, Za-kirova, 2019], актуализируя проблему саморазвития и ее рассмотрение в педагогическом аспекте, что для педагогической науки является своего рода прорывом, поскольку феномен саморазвития традиционно в отечественной науке рассматривался с точки зрения психологии, процессуальных и возрастных оснований.
Заметим, что саморазвитие -междисциплинарная категория, берущая научное начало в экзистенциальной философии (В. Фракл, Р. Штейнер, Э. Фромм и др.). Сущ-ностно категорию саморазвития роднит в философии, психологии, социологии и педагогике перечень следующих составляющих процесса: свободный и осознанный выбор, выбор смысла жизни, устремленность к самосовершенствованию, указание на деятельность по самоизменению. Наличие обозначенных позиций позволяет рассматривать саморазвитие как процесс и результат «экзистенциального проектирования» (в терминологии А. Г. Раппапорта) [Раппапорт].
Опираясь на научные труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, приходим к
102
И. В. Иванова
выводу, что подростковый возраст является сензитивным периодом для саморазвития личности. Именно в подростковом возрасте происходит осознание личностного предназначения, ставятся задачи, связанные с самореализацией, нахождением своего места в жизни, развитием себя, построением планов на будущее. Именно становление рефлексии и оформление смысло-жизненных ориентаций, которые выступают психологическими новообразованиями данного возраста, обеспечивают становление механизмов саморазвития личности [Выготский, 1996; Леонтьев, 2005; Пиаже, 1969; Эриксон, 2006].
Проблема
Наряду с этим, в современных социально-культурных условиях жизнедеятельности, перенасыщенной средствами виртуальной коммуникации, оказывающими заметное и бесконтрольное влияние на психику подростка, формируется личность, экзистенциальный выбор которой зависит от внешнего окружения (в том числе виртуального). В таких условиях возможен риск деформации личности, связанный с формированием психологических барьеров, тормозящих процессы саморазвития на фоне неадекватного образа «Я»-идеальный.
Результаты исследования, подтверждающие проблему
Каков же идеал современных подростков? Какими хотят стать
подростки и к чему они сегодня стремятся? В логике ответов на данные вопросы нами было организовано эмпирическое изучение «Я»-идеального подростков в возрасте от 11 до 14 лет. Выборку составили 969 подростков, проживающих в г. Калуге, Калужской области, г. Ярославле, г. Москве и г. Люберцы, обучающиеся в образовательных организациях дополнительного образования детей, городских и сельских средних общеобразовательных школах. В качестве инструментария применялся авторский опросник «Мой идеал» (авторы: М. И. Рожков, И. В. Иванова) [Рожков, 2021].
Анализ данных, полученных в результате проведенного эмпирического исследования показал, что:
1. Подростки, проживающие в г. Калуге (выборку составили 240 человек), хотят быть похожими на своих родителей и членов семьи (16,65 %), известных спортсменов, спортивных деятелей, актеров (по 13,32 %). Менее 6,66 % получили категории: поэты, вокалисты, тик-токеры, блогеры, персонажи литературных произведений, политические деятели, бизнесмены, пилоты, летчики-испытатели. Свой выбор подростки аргументировали тем, что в данных людях их привлекает: целеустремленность, уверенность (33,3 %), новаторство (29,97 %), доброта (16,65 %), бесстрашие, находчивость и решительность (13,32 %);
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 103
в дополнительном образовании
2. Подростками, проживающими в сельской местности (выборку составили 105 обучающихся из сельских школ Юхновского района и села Льва Толстого Калужской области), были отмечены в качестве ориентиров родители (38,28 %), В. В. Путин (35,2 %), тик-токеры, блогеры (11,34 %). В них подростков привлекают такие качества, как целеустремленность (42,24 %), ум (37,7 %), достижения, подвиги и успешность (37,7 %), доброта (37,7 %), сила, сила характера и воля (36,3 % выборов), богатство (24,42 %) и юмор (22,44 %);
3. Подростки, представившие в исследовании Ярославль, Москву и Люберцы (выборку составили 729 человек), отметили, что хотят быть похожими на родителей, родственников, близких людей (24,28 %), спортсменов (17,15 %), актеров (10,28 %), достижения и подвиги которые для них достойны уважения и ориентира (24,97 %), помощь другим людям (16,05 %), доброта и справедливость (12,07 %), сила характера и воли (10,97 %), ум (10,15 %). Важно подчеркнуть, что ответы респондентов данной группы заметно отличались многообразием, широтой категорий (некоторые ответы из перечня свободных ответов подростков: тик-токеры, блогеры, стримеры, программисты, ютуберы, геймеры, киберспортсме-ны, персонажи анимэ, игр и мультфильмов, чиновники, учителя, педагоги дополнительного образования, спасатели, бизнесмены, уче-
ные, герои, ветераны, военные, полицейские. Также примечательно, что 10,28 % подростков затруднились сделать свой выбор, что говорит о том, что процесс самоопределения не завершен, это очень важный факт для организации педагогической работы с подростками.
4. Особый интерес представляют ответы подростков на вопрос «Кто из известных людей, перечисленных ниже, Вам наиболее нравится?» Списочный состав был предложен следующий: В. В. Путин, Д. К. Юсупов, А. С. Пушкин, Иван Грозный, Пётр-Т, В. А. Моцарт, И. Ньютон, М. И. Кутузов, Н. В. Гоголь, С. А. Есенин, П. И. Чайковский, Ю. А. Гагарин, С. П. Королёв, В. В. Познер, Р. А. Абрамович, Г. В. Хазанов. Исследование показало, что для 19,99 % подростков из г. Калуги приоритетным выбором стал Н. В. Гоголь, для 16,65% -
A. С. Пушкин, по 13,32 % респондентов выбрали кандидатуры
B. В. Путина и Ю. А. Гагарина. Подростки, проживающие в сельской местности Калужской области в своем большинстве (67,32%) выбрали В. В. Путина. Подростки, представившие Ярославль, Москву, Люберцы, в приоритете выбрали кандидатуры А. С. Пушкина (26,6 %), В. В. Путина (20,85 %), Н. В. Гоголя (18,4 %). В выбранных респондентами известных людях детей привлекает ум, целеустремленность, сила характера и талант
104
И. В. Иванова
(данные категории были отмечены 40 % и более всех респондентов.
Обсуждение результатов исследования
Исследование показало, что родители, близкие люди и друзья не всегда выступают для современных подростков носителями ценностных для них ориентаций. Полагаем, это может быть связано с тем, что они сегодня не демонстрируют те качества личности, умения и способности, которые являются для современных подростков приоритетными, ценностными, привлекательными.
Зачастую более привлекательными в глазах подростков выглядят успешные и богатые люди, имеющие яркий и интересный образ жизни. Таким предстает образ идеала для подражания и стремления для современных детей и молодежи. С одной стороны, это не плохо, поскольку выступает ориентиром для саморазвития, достижения успеха в жизни (в данном случае очень важен персональный подход к рефлексии личностных качеств как характеристик того или иного «идеала»). Наряду с этим обнаруженный факт несет в себе потенциальную опасность. Речь идет о риске осуществления подростком неадекватной оценки себя, отсутствии реалистичности рефлексии имеющихся у него личностных ресурсов для саморазвития. В таком случае возможна деформация восприятия подростком окружающего мира и
формирование ложного проецирования себя в будущем, что чревато формированием и закреплением психологических барьеров саморазвития и, в итоге - комплекса неполноценности как показателе социального риска.
Для нашего исследования важным эмпирическим результатом стало то, что одними из ключевых ценностей подростки отмечают те, которые так или иначе связаны с волевой сферой, сферой преодоления. Можно полагать, что потребности к саморазвитию актуализированы именно в волевой сфере личности. Стать решительным, волевым, активным, уметь преодолевать трудности - вот то, что поможет стать успешным и к чему стремится современный подросток.
Данный вывод согласуется с результатами наших многолетних педагогических наблюдений и общения с подростками и показывает, что в большинстве случаев у подростков не сформированы представления о своем будущем, имеется боязнь перемен, выбора и самого факта преодоления препятствий, отсутствует стремление к самостоятельному выбору, зачастую выбор подростка продиктован извне, а значит - неосознанный. Все это вызывает тревожность. Случайное стечение обстоятельств, фатализм - зачастую именно эта установка вершит судьбы, а не активная, плановая и плодотворная работа человека.
В качестве замечательного факта эмпирического исследования отме-
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 105
в дополнительном образовании
тим то, что подростки, проживающие в сельской местности, показали более высокие (в процентном соотношении) результаты, связанные с нравственным и трудовым воспитанием, а респонденты из городов - показатели сформирован-ности рефлексии, прогнозирования и саморегуляционного критериев. Это та психологическая основа, опираясь на которую важно организовать педагогическую работу, направленную на стимулирование осознания подростками своих ценностей, идеалов, увидеть перспективу своего саморазвитии на ближайшее и отдаленное будущее.
Авторское видение варианта решения проблемы
В сложившихся условиях особенно важно становится создание условий, благоприятных для формирования у подростка внутреннего ощущения зависимости будущего от собственного выбора, активных усилий, прикладываемых для достижения цели. Особенно востребованными становится разработка субъектно-ориентированных технологий, реализация которых направлена на воспитание свободной личности [Байбородова, 2019].
Полагаем, что реализация данных задач возможна в условиях организации воспитательного процесса, реализующего субъектную позицию подростка, который сотрудничает со взрослым референтным педагогом как носителем нравственных ценностных ориентаций и де-
монстрирует активную жизненную позицию.
В контексте методологии рефлексивно-ценностного подхода, основывающегося на идее взаимообусловленности рефлексии и ценностных ориентаций личности, нами разработана и опытно-экспериментальным путем доказана эффективность технологии педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей [Иванова, 2017].
Рассматриваемая педагогическая технология является субъектно-ориентированной технологией, организуемой педагогами в условиях дополнительного образования как образовательной системе, обладающей богатыми воспитательными возможностями в становлении свободной личности.
Ключевой идейной характеристикой технологии является то, что педагог содействует, оказывает помощь подростку, который по своей природе стремится к достижению образа «Я»-идеальный, но в проблемных ситуациях проявляет неготовность или неспособность к их разрешению через преодоление. Ведущая задача педагога заключается в преобразовании сложившейся проблемной ситуации, субъектно важной для подростка, оказании дифференцированной помощи в ее разрешении (с учетом готовности подростка к саморазвитию). Педагог в позиции тьютора оказывает фасилитирующее
106
И. В. Иванова
воздействие, выступает как партнер, как носитель важного для подростка знания в области успешного преодоления препятствий.
Суть технологии заключается в самостоятельном выборе подростком оптимальной стратегии преодоления трудностей, вызванной необходимостью решения личностно важной для него конкретной проблемной ситуации. Проблемные ситуации могут быть обнаружены в разных личностных сферах (интеллектуальной, волевой, экзистенциальной, эмоциональной и др.) и провоцироваться нехваткой ресурсов для успешного разрешения проблемы.
Технология основывается на методологии рефлексивно-ценностного подхода, а значит, предполагает учет закономерностей и принципов, разработанных в контексте рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании:
— закономерности детерминации саморазвития ценностным отношением к жизни, раскрываемой в принципе ценностно-смысловой регуляции внутренней и внешней деятельности;
— закономерности связи проекта саморазвития с экзистенциальным выбором, который раскрывается в принципе педагогического сопровождения экзистенциального выбора подростка и принципе педагогической поддержки нравствен-
ной рефлексии обучающимся себя в конкретной проблемной ситуации;
— закономерности связи готовности к саморазвитию с индивидуальным социальным опытом, выраженной через содержание принципа педагогического сопровождения выбора образовательной деятельности и принципа преодоления психологических барьеров саморазвития.
Правила и условия как факторы реализации принципов рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в условиях дополнительного образования
нашли отражение при определении задач деятельности педагога, разработке алгоритма и содержания этапов педагогической деятельности, сформированных в контексте разработанной технологии.
Задачами педагога, реализующего технологию педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей, являются:
— стимулирование активности подростков, использование проблемных ситуаций, обладающих событийностью;
— применение методов самопознания и самоопределения;
— ненавязчивая поддержка подростков в ситуациях выхода из «зоны комфорта» через постановку наводящих вопросов, включение их в процесс рефлексии и прогнозирования поведения;
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 107
в дополнительном образовании
— организация стратегии преодоления, выбранной подростком, с полученными результатами (реальными или виртуальными).
С точки зрения психологии, речь идет о создании педагогом условий для рефлексии подростком имеющихся и выработки новых копинг-стратегий. Важным результатом применения рассматриваемой технологии является то, что, в процессе формирования готовности подростка к саморазвитию, происходит формирование адаптивных копинг-стратегий и обогащение копинг-ресурсов подростка. Человек, применяющий в качестве доминирующих адаптивные копинг-стратегии (принятие ответственности, самоконтроль, планирование решения проблемы), которые связаны с проявлением активности, инициативы, отсутствием страха преодоления, является готовым к саморазвитию, к свершению самостоятельного, осознанного и ответственного выбора.
Содержание технологии педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей раскрывается через три этапа:
1) диагностический этап,
направленный на изучение образа «Я»-идеальный и копинг-стратегий подростков с помощью авторских диагностических методик: опросник «Мой идеал» (авторы: М. И. Рожков, И. В. Иванова); методика «О трудностях на пути к цели» и социальный паспорт под-
ростка, предполагающий изучение опыта преодоления им трудностей (автор: И. В. Иванова);
2) этап применения педагогом методики проблемных ситуаций, актуализирующей мотивацию подростка к саморазвитию в контексте с актуальной для него проблемной ситуации, возникшей в одной из личностных сфер (интеллектуальной, волевой, предметно-практической и др.);
3) этап построения подростком проекта саморазвития при сопровождении педагога (разворачивание актуальной проблемной ситуации в проект саморазвития соответствующего ей вида).
На третьем этапе технологии педагог строит свою деятельность по педагогическому сопровождению разработки подростком проекта саморазвития:
1) Этап проблематизации, заключающийся в создании педагогом проблемной ситуации, решение которой вызывает необходимость разработки подростком проекта саморазвития (ЧТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?);
2) Этап изучения запроса, в ходе которого педагог побуждает подростка к рефлексии актуальной проблемной ситуации, формулированию проблемы и варианта ее разрешения (ЧТО ХОЧУ?);
3) Этап соотнесения «Я»-реального и «Я»-идеального, содержательно заключающийся в побуждении подростка к самопознанию,
108
И. В. Иванова
самооценке им собственных возможностей (В ЧЕМ ТРУДНОСТЬ?);
4) Этап целеполагания, состоящий в побуждении подростка к рефлексии своего состояния и степени готовности к предстоящим переменам, постановке цели по достижению запланированного результата и осознанию необходимости движения через преобразование существующей ситуации (ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ?);
5) Этап поиска смысла, на котором педагог побуждает подростка к рефлексии и осознанию мотивов самоизменения (ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО?);
6) Этап подготовки к ответственному выбору, педагогом создается ситуация, благодаря которой подросток приходит к осознанию того, что его личный выбор предполагает ответственность; на этом этапе организуется поиск возможных вариантов решения проблемы, их рефлексия, конструирование новых копинг-стратегий (ЧТО МЕНЯ ЖДЕТ?);
7) Этап разработки проекта саморазвития, в ходе реализации которого педагог побуждает подростка к составлению им выбранного проекта саморазвития, к виртуальному предвидению последствий выбора (предвидение результатов выбранной копинг-стратегии) (ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ?);
8) Деятельностный этап, в ходе которого подросток реализует составленный проект саморазвития, а педагог создает благоприятные условия для полноценной его реа-
лизации в дополнительном образовании, возможно - поиск социальных партнеров, востребованных в ходе реализации проекта (ЧТО ДЕЛАЮ И ЧТО ПОЛУЧАЮ?);
9) Аналитический этап, направленный на организацию совместной рефлексии полученных результатов, побуждение к прогнозированию подростком своего дальнейшего саморазвития, совершенствования им своих качеств (КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?).
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей предполагает использование дифференцированных стратегий сопровождения, предопределяемых уровнем готовности подростка к саморазвитию (педагог «позади»; педагог «рядом»; педагог «впереди»), то есть имеет индивидуально-ориентированный характер ее воплощения в образовательной практике.
Результаты апробации технологии
Опытно-экспериментальное исследование, проведенное нами в формирующем режиме на базе Детско-юношеского центра космического образовании «Галактика» г. Калуги, а также сельских школ Калужской области (д. Колыхмано-во, д. Порослицы, с. Щелканово, с. Льва Толстого) с участием 830 подростков, показало состоятельность рассматриваемой технологии,
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 109
в дополнительном образовании
а именно: диагностическим путем была зафиксирована статистически значимая положительная динамика уровня готовности к саморазвитию во всех экспериментальных группах, участвующих в эксперименте (в качестве инструментария применялся авторский опросник «Диагностика готовности подростков к
саморазвитию», прошедший процедуру нормирования и валидизации в ходе настоящего исследования). Важным результатом выступила положительная динамика сформи-рованности экзистенциального компонента готовности испытуемых экспериментальных групп к саморазвитию (см. рис. 1).
Рис. 1. Результаты сформированности экзистенциального критерия готовности к саморазвитию у испытуемых контрольных групп (КГ) и экспериментальных групп (ЭГ), до и после эксперимента, в %
Кроме этого, сравнительный анализ перечня доминирующих ко-пинг-стратегий испытуемых до и после формирующего эксперимента показал их относительную стабильность в контрольных группах и процентный рост адаптивных ко-пинг-стратегий в экспериментальных группах (прирост по каждой адаптивной стратегии составил 8 % и более).
Использование технологии в формирующем режиме позволило обнаружить барьеры и риски, ограничивающие ее применение:
— отсутствие мотивации педагога занять партнерскую позицию;
— отсутствие желания педагога реализовывать функции тьютора;
— отсутствие нормативно-правового регулирования данного вида педагогической деятельности, закрепляющего его статус в систе-
110
И. В. Иванова
ме дополнительного образования детей и, как следствие, отсутствие финансового обеспечения его реализации;
— конформизм подростка, выражающийся в избегании им ситуаций поиска и выбора, вызывающих боязнь преодоления препятствий.
К условиям, обеспечивающим эффективность реализации технологии, мы отнесли:
— разъяснение подросткам важности и значимости предстоящей деятельности (для них самих и других людей);
— обучение подростков самооценке собственных возможностей с учетом принципа реалистичности, знакомство со способами совлада-ния с эмоциями, предвидения последствий собственного выбора;
— побуждение подростка к принятию самостоятельных решений;
— ориентация на интересы и потребности подростков;
— учет уровня подготовленности подростков к созданию и реализации ими проектов саморазвития;
— создание ситуаций выбора;
— привлечение подростков к анализу собственной и коллективной деятельности.
Реализация обозначенных условий в процессе педагогического сопровождения поможет нивелировать отдельные риски и ограничения реализации рассматриваемой технологии.
Заключение
1. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, разработанная нами с опорой на методологию рефлексивно-ценностного подхода, представляет собой систему педагогических методов и методик, алгоритмов деятельности педагогов и подростков.
2. Технология обогащает теорию формирования и развития индивидуальности обучающихся в условиях дополнительного образования, а также вносит вклад в теорию моделирования субъектно-ориентированных педагогических технологий.
3. Применение технологии в образовательном процессе дополнительного образования позволяет создавать ценностно-ориентированную образовательную среду, направленную на формирование ценностно-смысловой сферы личности, развитие рефлексии и копинг-стратегий подростков.
4. Применение технологии показало свою эффективность в условиях формирующего эксперимента, а значит, может быть рекомендована к ее использованию в образовательной практике дополнительного образования в целях формирования готовности подростков к саморазвитию.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка : монография /
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 111
в дополнительном образовании
Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2009. 219 с.
2. Байбородова Л. В. Какие педагогические технологии являются современными? // Проблемы и перспективы развития сельских общеобразовательных организаций : материалы международной научно-практической конференции Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. С. 156-164.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей России. Москва : Диалог культур, 2007. 512 с.
4. Выготский Л. С. Психология школьного возраста / сост. и авт. предисл. А. А. Леонтьев. Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 222 с.
5. Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании / В. А. Горский, Б. П. Мартиросян // Дополнительное образование. 2003. № 4. С. 7-17.
6. Гущина Т. Н. О феномене социально-педагогического сопровождения развития субъектности обучающегося в дополнительном образовании детей // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. № 4. С. 36-41.
7. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 6. Т. 9. С. 41-49.
8. Концепция развития дополнительного образования детей / утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/. (Дата обращения: 28.02.2021).
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Смысл; ИЦ Академия, 2005. 352 с.
10. Логинова Л. Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России // Проблемы современного образования. 2011. №3. С. 48-55.
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751). URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. (Дата обращения: 11.02.2021).
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г., пр-271, утвержден Президентом РФ). URL: https://docs.cntd.ru/document/902210953. (Дата обращения: 11.02.2021).
13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Москва : Просвещение, 1969. 658 с.
14. Раппапорт А. Г. Границы проектирования. URL: http://bib.convdocs.org/v14049. (Дата обращения: 11.03.2021).
15. Рожков М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития подростка в дополнительном образовании / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. 2021. №1 (118). С. 37-47.
16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Дата обращения: 28.02.2021).
112
И. В. Иванова
17. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://kremIin.ru/events/president/news/63728. (Дата обращения: 01.04.2021).
18. Федеральный закон «об образовании в российской федерации» / утв. 29.12.2012 n 273-фз (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (Дата обращения: 01.08.2021).
19. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. А. А. Алексеева. 2-е изд. Москва : Флинта, 2006. 352 с.
20. Cai M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A case study of foreign language teachers in a University of China // Open journal of social sciences. 2019. N 7(12). P. 26.
21. Carr A. Positive psychology and you: A self-development guide. London: Routledge. 2019. 428 p.
22. Khafizova A., Zakirova V. Effective-practical and creative (heuristic) pedagogical technologies of students' self-development // ARPHA proceedings. - 2019. No 1. P. 1037-1042.
23. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific journal of educators and education. 2019. Vol.34. P. 167-185.
Reference list
1. Bajborodova L. V. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sistema psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka = Additional education as a system of psychological and pedagogical support for child development : monografija / L. V. Bajborodova, A. V. Zolotareva, L. N. Serebrennikov. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. 219 s.
2. Bajborodova L. V. Kakie pedagogicheskie tehnologii javljajutsja sovremenny-mi? = What educational technologies are modern? // Problemy i perspektivy razvitija sel'skih obshheobrazovatel'nyh organizacij : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. S. 156-164.
3. Berezina V. A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej Rossii = Additional education for russian children. Moskva : Dialog kul'tur, 2007. 512 s.
4. Vygotskij L. S. Psihologija shkol'nogo vozrasta = School psychology / sost. i avt. predisl. A. A. Leont'ev. Moskva : Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 1996. 222 s.
5. Gorskij V. A. Innovacii v dopolnitel'nom obrazovanii = Innovation in continuing education / V. A. Gorskij, B. P. Martirosjan // Dopolnitel'noe obrazovanie. 2003. № 4. S. 7-17.
6. Gushhina T. N. O fenomene social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija sub#ektnosti obuchajushhegosja v dopolnitel'nom obrazovanii detej = On the phenomenon of socio-pedagogical support for the development of the student's subjectivity in the additional education of children // Vestnik BFU im. I. Kanta. 2011. № 4. S. 36-41.
7. Ivanova I. V. Refleksivno-cennostnyj podhod k pedagogicheskomu so-provozhdeniju samorazvitija podrostkov: podhod k realizacii novyh standartov = Re-
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 113
в дополнительном образовании
flexive-value approach to pedagogical support of self-development of adolescents: an approach to the implementation of new standards // Standarty i monitoring v obra-zovanii. 2017. № 6. T. 9. S. 41-49.
8. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej = The concept of development of additional education for children / utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 sentjabrja 2014 g. № 1726-r g. Moskva. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/. (Data obrashhenija: 28.02.2021).
9. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activity. Consciousness. Personality. Moskva : Smysl; IC Akademija, 2005. 352 s.
10. Loginova L. G. Sohranenie kachestvennoj opredelennosti dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sisteme obrazovanija Rossii = Preservation of the qualitative certainty of additional education for children in the education system of Russia // Problemy sov-remennogo obrazovanija. 2011. №3. S. 48-55.
11. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Rossijskoj Federacii = National doctrine of education in the Russian Federation (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. N 751). URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. (Data obrashhenija: 11.02.2021).
12.Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola» = National educational initiative "Our new school" (ot 4 fevralja 2010 g., pr-271, utverzhden Prezidentom RF). URL: https://docs.cntd.ru/document/902210953. (Data obrashhenija: 11.02.2021).
13. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy = Selected psychological works. Moskva : Prosveshhenie, 1969. 658 s.
14. Rappaport A. G. Granicy proektirovanija = Design boundaries. URL: http://bib.convdocs.org/v14049. (Data obrashhenija: 11.03.2021).
15. Rozhkov M. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija podrostka v dopolnitel'nom obrazovanii = Pedagogical support of adolescent self-development in additional education / M. I. Rozhkov, I. V. Ivanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. 2021. №1 (118). S. 37-47.
16. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii = Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Order of the Government of the Russian Federation ot 29 maja 2015 g. № 996-r. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Data obrashhenija: 28.02.2021).
17. Ukaz Prezidenta RF ot 21 ijulja 2020 g. №474 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» = Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030". URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728. (Data obrashhenija: 01.04.2021).
18. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v rossijskoj federacii» = Federal law "On education in the Russian Federation" / utv. 29.12.2012 n 273-fz (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (Data obrashhenija: 01.08.2021).
114
H. B. HeaHoea
19. Jerikson Je. Detstvo i obshhestvo = Childhood and society / per. s angl. A. A. Alekseeva. 2-e izd. Moskva : Flinta, 2006. 352 s.
20. Cai M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A case study of foreign language teachers in a University of China // Open journal of social sciences. 2019. N 7(12). P. 26.
21. Carr A. Positive psychology and you: A self-development guide. London: Routledge. 2019. 428 p.
22. Khafizova A., Zakirova V. Effective-practical and creative (heuristic) pedagogical technologies of students' self-development // ARPHA proceedings. - 2019. No 1. P. 1037-1042.
23. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific journal of educators and education. 2019. Vol.34. P. 167-185.
Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков 115
в дополнительном образовании