Научная статья на тему 'Рефлексивная деятельность на уроках иностранного языка как условие повышения мотивации учащихся'

Рефлексивная деятельность на уроках иностранного языка как условие повышения мотивации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / СТРУКТУРА РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ / REFLECTION / STRUCTURE OF REFLECTIVE ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE LESSON / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эминова Эльзара Репатовна

Способность к рефлексии в образовательной деятельности является важным условием развития самодостаточной личности. В статье рассмотрены виды и основные аспекты рефлексии, а также проанализирована структура рефлексивной деятельности на уроках иностранного языка. Приведены классификации методов развития рефлексии как условия повышения мотивации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflective Activities At Foreign Language Lessons As A Condition For Increasing The Students’ Motivation

The ability to reflect in educational process is an important condition in the development of self-sufficient personality. The article describes the types and main aspects of reflection, as well as the structure of reflective activity at foreign language lessons. Classifications of methods of reflection development as a condition of raising the students’ motivation are given.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная деятельность на уроках иностранного языка как условие повышения мотивации учащихся»

УДК 372.881.1

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Эминова Эльзара Репатовна,

аспирант Крымского инженерно-педагогического университета, учитель английского языка СОШ ФГБОУ МДЦ «Артек», г. Ялта, e-mail: elzaraem@mail.ru

СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ САМОДОСТАТОЧНОЙ ЛИЧНОСТИ. В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИИ, А ТАКЖЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАНА СТРУКТУРА РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. ПРИВЕДЕНЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ.

• рефлексия • структура рефлексивной деятельности • урок иностранного языка

• мотивация

Постановка проблемы. Воспитание личности, готовой к самообразованию и гармоничному саморазвитию,является основополагающей целью новой образовательной концепции. В силу этого одной из важных задач основного общего образования определяется формирование у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности как источника мотива к обучению, а также познавательных интересов и готовности к постоянному совершенствованию своих знаний. Учителю важно не просто сформировать знания учащихся и заинтересовать предметом, но и научить их определять учебные задачи, разрабатывать планы достижения целей и анализировать свою деятельность. Развитию такого умения способствует рефлексивная деятельность на уроке.

Цель статьи заключается в изучении структуры рефлексивной деятельности на уроках иностранного языка как фактора повышения мотивации учащихся.

Изложение основного материала. Современное учебное занятие по иностранному языку характеризуется насыщенностью речевой деятельности, которая требует от учащихся большой концентрации внимания и умственного напряжения. Продуктивным

способом стимулирования потенциала образовательного процесса и условием усиления целенаправленности обучения путём повышения мотивации учащихся является использование рефлексивной методики, например в обучении иностранному языку.

Новизна сегодняшнего образования заключается в активизировании учителем творческой активности учащихся на всех этапах образовательного процесса и создании условий для формирования рефлексии — способности осмысливать и оценивать свои мысли и поступки якобы со стороны, сопоставлять результат деятельности с намеченной целью, определять личное знание и незнание [4, с. 191].

Понятие рефлексии рассматривается некоторыми учёными в рамках широкого пространства научных подходов: философского, психологического, педагогического, социокультурного (В.В. Давыдов, В.П. Зин-ченко, В.А. Лефевр, М.К. Мамардашвили, Д.И. Дубровский).

Исходя из результатов анализа научной литературы, определим понятие рефлексии как отражение личностью всего приобретённого в изменяющихся ситуациях, присвоенной новой информации и пережитого

Внедрение и прпмш

личного опыта в словесно-логическом виде. Иными словами, рефлексия — это то, что учащийся приобрёл на уроке, понял и изложил своими словами, так называемый разговор с самим собой.

Рефлексивная деятельность на уроке позволяет осуществлять функции контроля, повторения, обобщения и закрепления. В процессе рефлексии учащийся самостоятельно обнаруживает затруднения, определяет вид работы, который у него не получается, и предпринимает шаги для устранения пробелов.

Подробно рассмотрим структуру рефлексивной деятельности на примере урока английского языка в 5-м классе по теме «Внешность. Степени сравнения прилагательных». Основные этапы формирования навыков рефлексивной деятельности представлены на рис. 1.

1. Этап мотивации к коррекционной деятельности (1-2 мин)

В начале занятия учителю важно создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включиться в деятельность. С этой целью перед учащимися ставится задача описать свою внешность, используя изученные степени сравнения прилагательных. Для этого можно провести интеллектуальную игру-раз-

минку, в ходе которой учащиеся называют слова по изученной теме (в нашем случае это прилагательные для описания внешности человека), при этом не повторяясь. Можно проводить этот этап в группах или индивидуально. Перечень слов, которые необходимо вспомнить учащимся для их активного использования в процессе урока: short, tall, fat, slim, beautiful, clever, fast, slow, long, big, young, old, heavy, plump, thin, handsome.

2. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин)

На данном этапе предполагается повторение изученного материала и фиксирование основных понятий, знаний, которые усвоены. Учащиеся вспоминают грамматический материал, необходимый для дальнейшей работы, в нашем случае это правила употребления и образования степеней сравнения прилагательных

Таким образом, учащиеся готовятся к выполнению самостоятельной работы № 1 репродуктивного характера для последующего осуществления коррекционных действий. Заданий должно быть немного, и их следует подбирать с таким учётом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Рис. 1. Этапы проведения рефлексии на уроке

Таблица 1

Этап актуализации грамматического материала

Adjective The Comparative form The Superlative form

short fat heavy beautiful shorter (than) fatter (than) heavier (than) more beautiful (than) (the) shortest (the) fattest (the) heaviest (the) most beautiful

good bad little much, many Remember! better worse less more the best the worst the least (the) most

The usage. We use the comparative to compare two people, things, etc. Dennis is shorter than Miguel. We use the superlative to compare more than two people, things, etc. Ann is the shortest of all. Ann is the shortest in her class.

Самостоятельная работа № 1 (репродуктивный уровень).

Задание 1. Write the comparative and the superlative form of the adjectives below.

1. dark —__,

2. thin —_,

3. easy —_,

4. good —__,

5. interesting —_,

Задание 2. Complete the sentences with the adjectives in the comparative or the superlative form.

1. Russia is_(big) country in the world.

2. Molly is_(bad) at Science than Pam.

3. History is_(difficult) than Geography.

4. The tiger is_(angry) than the cat.

5. Amy is_(beautiful) in the class.

Задание 3. Read and correct the mistakes.

1. Mary is best at PE than me._

2. My teacher is youngest than my mum._

3. This story is the more interesting for me. _

4. I know History the worst than Literature. _

5. Frank is faster basketball player in our class.

Учащиеся самостоятельно проверяют собственные работы по готовым ключам и фиксируют полученный результат в таблице фиксации результатов и исправления ошибок (табл. 2), при этом не исправляя собственных ошибок.

Ключи к самостоятельной работе № 1. Задание 1.

1. darker, the darkest

2. thinner, the thinnest

3. easier, the easiest

4. better, the best

5. more interesting, the most interesting Задание 2.

1. the biggest

2. worse

3. more difficult

4. angrier

5. the most beautiful Задание 3.

1. better

2. younger

3. most

4. worse

5. the fastest

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Целью этого этапа является научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понимать, почему именно это задание вызвало затруднения. Учитель помогает учащимся, допустившим ошибки при выполнении самостоятельной работы № 1, выявить ошибки на основе алгоритма исправления, а также определить место затруднения и способы коррекции.

Внедрение и нрпмш

Таблица 2

Фиксация результатов и исправление ошибок

№ задания Выполнено в самостоятельной работе № 1 (« + » или « - ») (этап 2) Причина ошибки (незнание алгоритма, правил) (этап 3) Исправлено в процессе работы (« + » или « - ») (этап 5) Выполнено в самостоятельной работе № 2 (« + » или « — »)

Задание 1 Задание 1

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

Задание 2 Задание 2

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

Задание 3 Задание 3

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

Алгоритм исправления ошибок

1. Прочитайте слово / предложение, переведите его на русский язык.

2. Посмотрите на схему образования степеней сравнения прилагательных.

3. Определите, в какую степень необходимо поставить прилагательное, исходя из задания / контекста предложения.

4. Проверьте правильность образования степени сравнения по схеме образования степеней сравнения прилагательных.

5. Прочитайте слово / предложение ещё раз, убедитесь, что форма прилагательного и порядок слов в предложении соответствуют правилу.

6. Ещё раз переведите слово / предложение на русский язык.

Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе № 1, отмечают их причину

в таблице (см. табл. 2) и определяют способы

коррекции ошибок в соответствии с алгорит-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мом. Учащимся, не допустившим ошибок, предлагается на основе выбора выполнить творческое задание повышенного уровня.

Пример задания повышенного уровня

Think of three friends or classmates. Use the adjectives below and compare them as in the example.

Tall, short, long, clever, beautiful, handsome, thin, plump.

Example:

Ben is taller than Nick. John is the tallest of all. John has got shorter hair than Nick. Ben has got the shortest hair of all.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный либо групповой проект решения проблемы, включающий в себя:

• формулирование цели: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого учащегося цель будет конкретной, например научиться употреблять сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных;

• определение средств достижения цели: то, что поможет учащимся достичь цели (учебник, конспект, алгоритм, таблица);

• определение способа достижения цели: составление плана решения проблемы. Учащийся с помощью учителя определяет, что необходимо сделать для достижения цели (повторить правило, рассказать однокласснику, выполнить практическое задание и т.д.).

5. Этап реализации построенного проекта

На данном этапе учащиеся выполняют кор-рекционную работу по составленному плану с фиксацией исправления ошибок в таблице. Учитель при необходимости направляет, задаёт наводящие вопросы. Учащиеся, завершившие работу раньше других, переходят к выполнению творческих заданий или работают в роли консультантов.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (4-5 мин)

На этапе обобщения затруднений во внешней речи продолжается работа с учащимися в форме диалога-обсуждения. Ученики вслух проговаривают типовые затруднения на примере конкретных предложений, при этом каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно сделать, всё ли стало понятным). Обобщение затруднений позволяет учащимся перейти к следующему этапу.

7. Этап самопроверки по эталону (4-5 мин)

Самостоятельная работа № 2 включает задания, аналогичные самостоятельной работе № 1. Учащиеся выполняют работу по усвоенному способу и сами оценивают, используя готовый эталон, насколько хорошо у них получилось, смогли ли они вообще применить вновь усвоенное правило. Полученные результаты вносятся в таблицу фиксации результатов и исправления ошибок. Во время совместной работы учителя

с классом анализируются результаты кор-рекционной работы и самостоятельной деятельности учащихся по выполнению творческих заданий повышенного уровня. Диалог-обсуждение завершает работу учащихся в индивидуальном режиме.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин)

На данном этапе ученики получают задания, позволяющие связать новое знание с уже пройденным материалом, или задания, подготавливающие к изучению следующей новой темы. Лучше всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины. Эффективным инструментом на этапе включения в систему знаний и повторения лексики и грамматики послужит применение электронной платформы Kahoot, которая позволяет создавать различные викторины и тесты.

Примерные вопросы викторины

1. What transport is the fastest: a car, a train or

a plane?

2. What transport is the most comfortable to go

to Moscow?

3. What is the biggest/smallest country in the world?

4. What is the longest country in the world?

5. What is the largest lake in the world?

6. What are the highest mountains in the world?

7. What country has the biggest population?

8. What is the fastest/slowest animal in the world?

9. Which is bigger: France or Britain?

10. Who is the best basketball player in Russia?

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На заключительном этапе занятия учащимся предлагается заполнить карту рефлексии (табл. 3), выбрав утверждение, соответствующее его работе на уроке.

Таким образом, рефлексивная деятельность на уроках иностранного языка способствует развитию у учащихся учебных действий самоконтроля, самооценки, рефлексии в процессе самостоятельной познавательной деятельности, что обеспечивает достижение

Внедрение

Таблица 3

Карта рефлексивной деятельности на уроке

Утверждение Ответ ученика

У меня сегодня всё получилось, я не допускал ошибок («+» или «-»)

Я допустил ошибки в самостоятельной работе № 1 (перечислить ошибки)

Я исправил свои ошибки самостоятельно с помощью эталона («+» или «-»)

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу № 2 («+» или «-»)

Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)

Я выполнил задания повышенного уровня без ошибок (перечислить выполненные задания)

В задании повышенного уровня я допустил ошибки (перечислить их)

Мне необходимо поработать над...

планируемых результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС. Применение рефлексивного подхода на уроках иностранного языка является эффективным инструментом и обязательным условием повышения мотивации учащихся.

Заключение

В статье изучена структура рефлексивной деятельности на уроках иностранного языка как условие повышения мотивации учащихся. Рефлексивному процессу важно быть многогранным, поскольку оценка проводится не только личностью индивидуально, но и окружающими. Организация рефлексивной деятельности выступает не самоцелью, а подготовкой к осмысленной внутренней рефлексии и формированию значимых характеристик современной личности: самостоятельно сти, предприимчивости и конкурентоспособности. □

Литература

1. Алимова А.А. Рефлексия как психологический детерминант одарённой личности // Современные технологии в профессиональном образовании. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2013. — С.141-143.

2. Джон Дьюи. Демократия и образование: пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.

3. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: сборник научных трудов [Электронный ресурс]. —

М.: Институт психологии РАН, 2004. — 424 с. — URL: http://www.student library. ru/book/ISBN5927000525.html

4. Коршунова И.Г. Рефлексивные методики в изучении иностранного языка // Символ науки. — 2016. — № 4. — С.191-193.

5. Национальная педагогическая энциклопедия. — URL: http://didacts.ru/termin/ soderzhanie-obrazovanija.html

6. Педагогический энциклопедический словарь. 2012. — URL: https://slovar.cc/ poiskfind.html?searchword=рефлексия&o rdering=&searchphrase=a

7. Савёлова М.С. Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС // Молодой учёный. — 2014. — № 13. — С. 283285.

8. Словарь иностранных слов. — URL: https://gufo.me/dict/foreign_words/реф-лексия

9. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 1. — С. 19-26.

10. Толковый словарь русского языка. — URL: https://ozhegov.slovaronline.com/ search?s=рефлексия

11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. — М.: Аделант, 2014. — 800 с.

12. Школьников Г.Г. Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ // Образование и воспитание. — 2018. — № 4. — С. 66-70.

Literature

1. Alimova A.A. Refleksiya kak psikho I ogi-cheskiy determinant odaronnoy lichnosti // Sovremennyye tekhnologii v professional'-nom obrazovanii. — Simferopol': DIAYPI,

2013. — S. 141-143.

2. Dzhon D'yui. Demokratiya i obrazovaniye: per. s angl. — M.: Pedagogika-Press, 2000. — 384 s.

3. Karpov A.V. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti: sbornik nauch-nykh trudov [Elektronnyy resurs]. — M.: Institut psikhologii RAN, 2004. — 424 s. — URL: http://www.student library.ru/book/ ISBN5927000525.html

4. Korshunova I.G. Refleksivnyye metodiki v izuchenii inostrannogo yazyka // Simvol nauki. — 2016. — № 4. — S. 191-193.

5. Natsional'naya pedagogicheskaya entsi-klopediya. — URL: http://didacts.ru/termin/ soderzhanie-obrazovanija.html

6. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slo-var'. 2012. — URL: https://slovar.cc/poisk-find.html?searchword=refleksiya&orderin-g=&searchphrase=a

7. Savolova M.S. Formirovaniye polozhitel'-noy motivatsii na urokakh angliyskogo yazyka v usloviyakh FGOS // Molodoy ucho-nyy. — 2014. — № 13. — S. 283-285.

8. Slovar' inostrannykh slov. — URL: https:// gufo.me/dict/foreign_words/refleksiya

9. Sokolova L.A. Refleksivnyy komponent deyatel'nosti kak neobkhodimoye usloviye razvitiya uchitelya i uchashchikhsya // Ino-strannyye yazyki v shkole. — 2005. — № 1. — S. 19-26.

10. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. — URL: https://ozhegov.slovaronline.com/sear-ch?s=refleksiya

11. Ushakov D.N. Tolkovyy slovar' sovremen-nogo russkogo yazyka. — M.: Adelant,

2014. — 800 s.

12. Shkolnikov G.G. Refleksiya v obuchenii inostrannomu yazyku s ispol'zovaniyem IKT // Obrazovaniye i vospitaniye. — 2018. — № 4. — S. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.