Научная статья на тему 'Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения'

Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1860
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL STUDY SKILLS / ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ / TYPES OF REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА / REFLECTIVE SKILLS / NATIONAL CURRICULUM / YOUNG LEARNERS / REFLECTIVE CARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Толдаева Алина Раилевна

Статья посвящена проблеме развития рефлексивных способностей младших школьников. Рассматриваются психологопедагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе, характеристика основных новообразований младшего школьного возраста и рефлексивный компонент младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС. Описаны виды и методы рефлексии на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Толдаева Алина Раилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUNG LEARNERS’ REFLECTIVE SKILLS IN A FOREING LANGUAGE LESSON

THE ARTICLE IS DEVOTED TO THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF YOUNG LEARNERSREFLECTIVE SKILLS. IT FOCUSES ON THE PSYCHO-PEDAGOGICAL USAGE OF REFLECTION IN THE ACADEMIC PROCESS, CHARACTERISTICS OF THE GENERAL INNOVATION OF YOUNG LEARNERS AND REFLECTION COMPONENT OF A YOUNG LEARNER ACCORDING TO THE NATIONAL CURRICULUM. VARIOUS TYPES AND METHODS OF REFLECTIVE SKILLS DEVELOPMENT IN THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES ARE DESCRIBED.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения»

2. Лобанова А.С., Шляхова С.С. Коми-пермяцкий язык конца XX -начала XXI вв.: стилистические аспекты. - Пермь, 2010.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения инстранным языкам. Базовый курс лекций. - М., 2002. - С. 101-108.

© Мосина М.А., Лобанова А.В., 2015

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Мосина Маргарита Александровна

доктор пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Толдаева Алина Раилевна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: alina_toldaeva@mail.ru

DEVELOPMENT OF YOUNG LEARNERS' REFLECTIVE SKILLS IN A FOREING LANGUAGE LESSON

Margarita Mosina, Doctor of Sciences Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Alina Toldaeva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: alina_toldaeva@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме развития рефлексивных способностей младших школьников. Рассматриваются психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе, характеристика основных новообразований младшего школьного возраста и рефлексивный компонент младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС. Описаны виды и методы рефлексии на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: рефлексивная деятельность, ФГОС, младший школьник, универсальные учебные действия, виды рефлексии, рефлексивная карта.

Abstract: the article is devoted to the problem of the development of young learners' reflective skills. It focuses on the psycho-pedagogical usage of reflection in the academic process, characteristics of the general innovation of young learners

and reflection component of a young learner according to the National Curriculum. Various types and methods of reflective skills development in the lessons of foreign languages are described.

Key words: reflective skills, National Curriculum, young learners, universal study skills, types of reflection, reflective cards.

На современном этапе развития образовательного пространства центральным субъектом и объектом процесса обучения является личность обучающегося. Актуальным направлением является личностно-ориентированное обучение, которое предлагает решать проблему постановки целей обучения, разработки учебного плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки с позиции личностно-ориентированного подхода. Таким образом, проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления, т.е. с успешностью процесса личностной рефлексии школьника. Такие понятия, как «рефлексия», «рефлексивная деятельность» и «рефлексивные способности», являются обязательными компонентами процесса обучения в системах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Введение процедуры рефлексии в образовательный процесс позволяет учащимся научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности одноклассников, педагогов; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели; осуществлять «взгляд со стороны». Введенный в 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования поставил перед школой задачу формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки.

Несмотря на то что термин «рефлексия» в отечественной науке впервые начал использоваться еще в 30-40-х гг. прошлого столетия, а проблема развития рефлексивных способностей изучается многими исследователями (Н.Г. Алексеев, А.С. Арсеньев, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, Е.В. Доманский, В.В. Рубцов, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и др.), до сих пор остаются вопросы, требующие ответа: например, какие инструменты использовать для развития рефлексивных способностей школьников? К сожалению, ответ на этот вопрос не могут дать и современные учебно-методические комплекты, в которых развитию рефлексивных способностей отводится незначительная роль. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть теоретические и практические аспекты проблемы формирования и развития рефлексивных способностей школьников средствами учебного предмета.

Рефлексия (от позднелатинского reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Как уже отмечалось выше, рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы и скорректировать свой образовательный путь. Для младшего школьника в особенности рефлексия является неотъемлемой частью в процессе обучения, что позволяет ему самостоятельно осуществлять учебную деятельность [2].

В исследованиях И.А. Стеценко выделяются следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности:

• мотивационно-целевой - потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию рефлексии, осознание целей использования рефлексии;

• когнитивно-операционный - знания, конкретизирующие теоретические основы рефлексии, умения субъекта по осуществлению рефлексивной деятельности;

• аффективный - эмоции, сопровождающие практические действия субъекта при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе;

• оценочный - оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности;

• нравственно-волевой - личностные качества, способствующие эффективной рефлексивной деятельности [3].

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Важно отметить, что рефлексивные способности относятся как к теоретическим, так и практическим способностям, так как рефлексия охватывает и абстрактно-теоретические размышления (философский вид рефлексии), и конкретные практические действия (элементарная и научная рефлексия).

Основополагающими элементами рефлексивных способностей учащихся являются следующие:

1) уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учебной информации, соотнося ее с тем, что известно;

2) планировать и корректировать свою деятельность; правильно выбирать средства достижения цели;

3) оценивать границы и значение знаний и поступков;

4) контролировать свою деятельность и поступки;

5) понимать то, как тебя оценивают и понимают окружающие люди [4].

Что касается психологической характеристики младших школьников, то согласно А.Н. Леонтьеву, учебная деятельность у них является ведущей. Младший школьный возраст является сензитивным для становления адекватной и рефлексивной самооценки, развития критичности мышления по отношению к себе и окружающим [4].

Обучать учащихся рефлексивной деятельности необходимо с первых дней пребывания в школе. Поэтому появляется необходимость организации специальной работы по развитию у учащихся способности к рефлексии, которая может быть организована на всех уроках. Приведем несколько примеров:

1. Автопортрет.

Цель упражнения - формирование умений распознавания незнакомой личности, развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Задание: представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.

Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы для того, чтобы «автопортрет» был более полным. После выполнения задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

2. Комиссионный магазин.

Цель упражнения: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Задание: учащимся предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец, - это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества или его части и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности [4; 5].

Остановимся далее на видах рефлексии [1].

По содержанию можно выделить устную и письменную рефлексию.

По цели деятельности выделяют рефлексию эмоционального состояния и настроения, рефлексию содержания учебного материала, рефлексию деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с

учебным материалом, поиска наиболее рациональных, дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока) [6].

По функции выделяется личностная рефлексия (духовная (стал лучше -хуже, «созидал» или «разрушал» себя, других), физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно) и интеллектуальная рефлексия (выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал) [7].

По способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности: фронтальная (выборочная), индивидуальная, групповая, коллективная [8].

Приведем несколько примеров:

Рефлексия настроения - отражает внутреннее состояние ученика, самочувствие:

1. Учащимся предлагаются карточки с изображением веселого, нейтрального и грустного лиц. Учащимся следует выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучами солнца. В конце урока учащихся просят разместить лучи на солнце согласно своему настроению. А также самый простой способ для детей младшего возраста - «Thumbs up, thumbs down».

2. «Мишень настроения». Урок - это один выстрел. В какую же область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. (Данный прием целесообразней использовать в течении всей недели, либо в течении изучения одного юнита, чтобы проследить, как изменялось эмоциональное состояние учащегося, как учителю, так и самому ученику, для этого на каждом кружочке ставится дата).

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного:

1. Рефлексию можно проводить в форме «конкретной поэзии», написания белых стихов, которые являются моментом соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым, выстроенным. Данные стихи являются белыми, т.е. ученикам не нужно думать над рифмой, важнее думать о смысле («Синквейн», «Хайку», «Рондель», «Даймонд», «АВС поэма»).

2. Также можно использовать различные кластеры, в каждом отсеке которых учитель сам вправе вписывать те вопросы, которые ему необходимо задать ученикам, например, Reflecting on Bright Ideas.

3. Idea spinner - учитель делает барабан, на котором изображено четыре сектора: «Предугадать», «Объяснить», «Подвести итог», «Оценить». После изучения темы учитель вращает барабан и просит учащихся ответить на вопрос из выпавшей на барабане категории.

Коллективная или групповая рефлексия, целью которой является акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.

Решая одну из задач исследования, мы проанализировали учебно-методический комплект «Английский язык с удовольствием» (Enjoy English 4) авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёвой на наличие приемов рефлексии для учащихся, так как он широко используется в российских школах.

Анализ показал, что при большом количестве достоинств, таких, например, как аутентичные задания, наличие страноведческого материала, к сожалению, не удалось обнаружить в учебнике заданий на развитие одного из важных регулятивных действий - умения рефлексировать результаты своей деятельности.

В итоге мы сделали вывод, что представляется целесообразным разработать дополнительный компонент УМК - сборник приемов рефлексии для Enjoy English 4. В него мы включили практически все виды рефлексии, что поможет ученику самостоятельно анализировать свои учебные действия, а также учителю, чтобы понять, насколько материал усвоен учащимися и как они чувствовали себя во время урока.

В ходе анализа исследования рефлексивной деятельности было выявлено, что данная инновация является эффективным инструментом для контроля и самоконтроля учащихся. Именно поэтому каждый УМК должен включать в себя такой обязательный компонент, как рефлексия.

Список литературы

1. Бекмансурова В.А. Рефлексия на уроках английского языка [Электронный ресурс]: - URL: http://nauka-itru/attachments/article/1920/bekmansurova_va_glazov_fest14.pdf (дата обращения: 25.06.2015).

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. № 2 - С. 1-15.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2005. - С. 35-40.

4. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении. - М., 2000.

5. Коряховцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы учащихся, изучающих иностранный язык. пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - С.16-18, 176.

6. Лапицкая А.Ф. Методы и приемы развития рефлексивных способностей младших школьников [Электронный ресурс]. - URL: http://school20.by/images/doc/PDF/lapickaya_obobsch.pdf (дата обращения: 25.06.2015).

7. Рефлексия на уроке английского языка. Классификация. [Электронный ресурс]. - URL: http://esl4kids.ru/refleksiya-na-uroke-anglijskogo-yazy-ka (дата обращения: 25.06.2015).

8. Федорова Е.В. Развитие рефлексивных способностей школьника как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. - URL: http://modern-educational.esrae.ru/pdf/2012/2/26.pdf (дата обращения: 27.06.2015).

© Мосина М.А., Толдаева А.Р., 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НА БАЗЕ УМК SOLUTIONS 'PRE-INTERMEDIATE'

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Бабицкая Елена Владимировна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: babitelena@mail.ru

MNEMONIC TECHNIQUES FOR VOCABULARY LEARNING OF THE ENGLISH

LANGUAGE IN SECONDARY SCHOOL WITH COURSEBOOK 'SOLUTIONS. PRE-INTERMEDIATE'

Elena Panina, Ph.D

Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Pedagogical Humanitarian University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Elena Babitskaya

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Pedagogical Humanitarian University, Perm

E-mail: babitelena@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме нестандартных средств обучения лексической стороне речи английского языка. Рассматривается совокупность трудностей при обучении лексике. Обсуждается проблема использования мнемотехники для запоминания информации. Особое внимание уделяется мнемотехническим приемам, позволяющим сделать процесс обучения лексической стороне речи языка более продуктивным и интересным для учащихся шестых классов. Показаны варианты упражнений, построенные на приемах мнемотехники для использования УМК Solution. Pre-Intermediate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.