психологические науки
Долинская Татьяна Ивановна ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО ...
УДК 159.96
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ЭВЕНКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2017
Долинская Татьяна Ивановна, аспирант
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660049, Россия, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема личностного и интеллектуального развития эвенков, как коренных народов Севера приобретает особое значение и в связи с реализацией компетентностного подхода в системе образования, в рамках которого результат образования определяется через возможность выпускником решать задачи, которые возникают в практике. Решение таких задач предполагает владение обучающимися рефлексивно-аналитическими умения, составляющими основу рефлексии теоретического мышления. Большинство исследований изучение рефлексии как мыслительной деятельности представлено в младшем школьном возрасте, однако социально-культурные различия рефлексии мышления не рассматриваются и не учитываются в учебно-воспитательном процессе. Автором рассматривается понятие рефлексия на трех уровнях в философском психологическом и педагогическом и в трех сферах: с теоретическим мышлением, коммуникацией и личностная сфера. Цель статьи - анализ основных результатов исследования рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста. Были выделены основные критерии развития рефлексии мышления младших школьников, а именно способность к совершению действий анализа планирования контроля и оценки в своей деятельности на основе осуществления рефлексивно аналитических умений: осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия; рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны». Проведенное эмпирическое исследовании позволяет сделать вывод, что особенности рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста характеризуются сниженным уровнем их развития на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы. К окончанию школы (3-4 класс) эвенки младшего школьного возраста имеют статистически значимые более низкие показатели развития рефлексии мышления в сравнении с русскими одноклассниками. В заключение автор предлагает организацию развития рефлексивно-аналитических умений эвенков в учебной деятельности младшего школьника в форме учебного сотрудничества.
Ключевые слова: рефлексия, мышление, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, рефлексия мышления, интеллектуальная рефлексия, рефлексивно-аналитические умения, младшие школьники, эвенки, коренные народы Севера.
FEATURES OF REFLECTIVE AND ANALYTICAL SKILLS OF EVENKI PRIMARY SCHOOL AGE
© 2017
Dolinskaya Tatyana Ivanovna, Graduate students
Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astaf'eva (660049, Russia, Krasnoyarsk, Ada Lebedeva Street, 89, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of personal and intellectual development of the Evenks, the indigenous peoples of the North is of particular importance in connection with the implementation of the competence approach in the education system, in which the result of education is determined through the ability of the graduate to solve problems that arise in practice. The solution of such problems involves the possession of students reflective and analytical skills that form the basis of reflection of theoretical thinking. The majority of studies the study of reflection as a mental activity is represented in the early school years, however, the socio-cultural differences of the reflection of thinking is not considered and not taken into account in the educational process. The author discusses the concept of reflection on three levels in the philosophical, psychological and pedagogical and in three areas: theoretical thinking, communication and personal sphere. The purpose of the article is analysis of the main results of a study of the reflective and analytical skills of Evenki primary school age. Identified the key criteria for the development of reflection thinking of younger students, namely the ability to commit acts of analysis, planning, monitoring and evaluation in its activities on the basis of the reflexive analytical skills: recognize and discover the knowledge of his ignorance, to distinguish the known from the unknown; to distinguish in underdetermined situation, knowledge and skills, which are necessary to successful action; to consider and evaluate their own thoughts and actions "from outside". The empirical study allows to conclude that the characteristics of reflective and analytical skills of Evenki primary school age are characterized by a reduced level of development at the initial stage of training and weak positive dynamics by the end of elementary school. By the end of school (grade 3-4) Evenki primary school age have statistically significant lower rates of development of reflection thinking in comparison with Russian peers. In conclusion, the author proposes the development of reflective and analytical skills of the Evenks in the educational activities of primary school children in the form of educational cooperation.
Keywords: reflection, thinking, theoretical thinking, empirical thinking, thinking, reflection, intellectual reflection, reflective and analytical skills, primary school students, the Evenks, the indigenous peoples of the North.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Детям коренных народов присуще своеобразное мышление, личностное развитие, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера.
Проблема личностного и интеллектуального развития Эвенков, как коренных народов Севера приобретает особое значение и в связи с реализацией компетентност-ного подхода в системе образования, в рамках которого результат образования определяется через возможность выпускником решать задачи, которые возникают в практике. Решение таких задач предполагает владение обучающимися рефлексивно-аналитическими умения, состав-
ляющими основу рефлексии теоретического мышления. Это, фактически, определяет не только образовательную значимость, но и основные направления развития обучающихся северных регионов.
Рефлексия мышления может быть сформирована в самом начале обучения в школе, где материалом учебной деятельности является система научных понятий. Основным содержанием являются рефлексивные знания как общие способы решения определенного класса задач, границы которого определяет сам обучающийся.
При формировании рефлексии мышления необходимо учитывать, как возрастные особенности обучающихся, так и социально-культурные, национальные различия.
Dolinskaya Tatyana Ivanovna FEATURES OF REFLECTIVE .
psychological science
Теоретический анализ показал, что большинство исследований изучение рефлексии как мыслительной деятельности представлено в младшем школьном возрасте, однако социально-культурные различия рефлексии мышления не рассматриваются и не учитываются в учебно-воспитательном процессе.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие рефлексия рассматривается в научной литературе на трех уровнях в философском психологическом и педагогическом. В философии рефлексия рассматривается как процесс размышления человека о собственном сознании аспектах. Значимость рефлексии в отечественных философских исследованиях показана при познании опосредованного и внутреннего бытия объектов через анализ средств собственного познания [1].
В истории психологии феномен рефлексия рассматривается как внутренняя форма психической деятельности человека. В исследованиях Б. Г. Ананьева [2], В. В. Давыдова [2], С. Л. Рубинштейна [3], Д. Б. Эльконина
[4] и др. рефлексия представлена как способность сознательного отношения человека к собственному сознанию мышлению и осуществления жизнедеятельности.
Современные исследования рефлексии в педагогике представлены в теории и практике учебной деятельности на основе положений В. В. Давыдова [2], В. В. Репкина
[5], Д. Б. Эльконина [4], где представлена исследования рефлексии в младшем школьном возрасте.
Исследователи связывают рефлексию с обобщенным способом действия, то есть обращенность субъекта на свой образ действия.
В настоящее время рассмотрение рефлексии представлено в трех сферах: первая сфера связана с теоретическим мышлением и реализации деятельности в процессе которой необходима рефлексия оснований, то есть понимание рефлексии представлено как направленность мышления на самого себя, на собственные процессы, ресурсы и продукты.
Вторая сфера рассмотрения рефлексии представлена в коммуникации, где рефлексия обеспечивает организацию взаимоотношений и взаимопонимания субъектов общения.
Связь с самосознанием, определение «Я», «не Я» составляют третью сферу изучения рефлексии. В данной сфере раскрываются возможности рефлексии в определение своего эмоционального состояния отношения, следовательно, объектом познания является сама познающая личность.
В контексте нашего исследования необходимо рассмотреть сущность рефлексии мышления. В.В. Давыдов рассматривает рефлексию как показатель высокого умственного развития и отмечает, что рефлексия и анализ составляют основу умения учиться.
В исследованиях В. В. Давыдова [2], А. К. Дуса-вицкого [7], В. В. Репкина [6], Г.А. Цукерман [8] и др. показано, что рефлексия и анализ является свойством теоретического мышления, которая при высокой степени сформированности способствует эффективному формированию учебных действий контроля и оценки, что особенно необходимым является в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте закладывается только основа способности к рефлексии, в конце младшего школьного возраста рефлексия расширяет возможности младшего школьника для самопознания, что подготавливает почву для поиска ответов на вопрос «Кто Я?», изучения своего внутреннего мира в подростковом возрасте.
Б.П. Бархаев к рефлексии мышления относят сфор-мированность рефлексивно-аналитических умений [9]:
- осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;
- умения выделять в недоопределенной ситуации
знания и умения, которых не хватает для успешного действия;
- умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны».
Именно данные рефлексивно-аналитические умения являются показателями развития рефлексии теоретического мышления действий контроля и оценки, умения учиться. Рефлексия осуществления деятельности учения в младшем школьном возрасте переходит от интерпсихической формы в интрапсихическую форму.
Выделяют два основных типа мышления эмпирическое и теоретическое. Различия определяются содержанием мыслительных действий, которая представлена соответственно формально-эмпирическим и содержательно-теоретическим типами мыслительных действий.
К ним следует отнести как рефлексию, так и анализ, планирование и обобщение.
Эмпирическое мышление основано на эмпирическом способе познания, что связано, по В.В. Давыдову с формальным обобщением предметов с выделением в них формально общего. Поэтому эмпирическое мышление направлено на внешние и частные особенности предметов и действий с ними.
В основе теоретического мышления лежит теоретический способ познания, связанный с содержательным обобщением предметов, то есть анализ, направленный на «выделение единой исходное основы наблюдаемого разнообразия явлений».
Теоретическое мышление основано на познавательных действиях моделирование анализа и рефлексии. Смысловое содержание рефлексии здесь заключается в уточнение человеком своих знаний их оснований и установление того как вырабатывались различные знания и представления. Теоретическое мышление осуществляется в основном в плане умственных действий, подразумевает выполнение действий моделирования анализа и рефлексии познавательной задачи, в результате которых человек получает теоретическое знание.
В младшем школьном возрасте усвоение теоретических знаний посредством соответствующих действий происходит на основе ориентации на отношения изучаемого предмета, что связано с рефлексией и анализом содержательного характера.
На основе рефлексии младшие школьники осуществляют контроль, позволяющий установить соответствие операционального состава действий, главным образом его выполнения. Осуществление рефлексивного контроля связано с апробированием младшими школьниками уже ранее освоенного общего способа предметного действия в новых условиях его использования и осуществлением поиска нового способа действия уже применительно в новых условиях, что подтверждается в исследованиях В.Г. Романко [10]. Таким образом, рефлексия как мыслительное действие связано с действием контроля что характерно для теоретического мышления.
На основе этого можно сделать вывод, что рефлексия мышления означает умение совершать содержательный анализ и обобщение в построении предметных представлений, отражающих закон изменения и движения исследуемого объекта как целостности в результате такого содержательного анализа и содержательного обобщения.
Рефлексия теоретического мышления - это обращенность субъекта деятельности на свой способ действия. Смысловое содержание этой обращенности включает в себя:
- критическое рассмотрение субъектом оснований изменения объективных обстоятельств как оснований изменения собственных действий, пересмотре или подтверждении субъективных позиций;
- изменении или корректировки выработанных планов и замыслов в соответствии с изменившимися условиями действия;
- осуществлении контроля за логикой развертывания своих действий;
310
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Долинская Татьяна Ивановна ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО ...
- критическои оценки целостности содержания своего способа действия как средства решения данного класса задач, определение меры его воспроизводящих возможностей.
На основании этого можно выделить основные критерии развития рефлексии мышления младших школьников, а именно способность к совершению действий анализа планирования контроля и оценки в своей деятельности на основе осуществления рефлексивно аналитических умений: осознавать и обнаруживать знание
0 своем незнании, отличать известное от неизвестного; выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия; рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны».
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи - анализ основных результатов исследования рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Методы и организация исследования. С целью определения особенностей рефлексивно-аналитических умений эвенкийских младших школьников, обучающихся в 1-4 классах было проведено исследование на базе школы п. Байкит Эвенкийского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 113 обучающихся начальной школы в возрасте 7-10 лет, из них: группу эвенков составляют 16 детей 1 класса, 14 детей 2 класса, 12 детей 3 класса и 13 детей 4 класса; группу русских составляют 12 детей 1 класса, 12 детей 2 класса, 14 детей 3 класса и 16 детей 4 класса.
С целью определения развития основных рефлексивно-аналитических умений применялись следующие методики: методика Г.А. Цукерман «Педсовет» позволила выявить умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; для исследования умения младших школьников указать в недоопределён-ной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия, была использована модифицированная методика А.Б. Воронцова; исследование умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной, также осуществлялось при помощи методики А.Б. Воронцова.
Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью х2 - критерия Пирсона в программе SPSS 17.
Рассмотрим основные результаты исследования умения обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного младших школьников.
В группе эвенков умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного менее развито, в сравнении с русскими младшими школьниками. Так в группе русских младших школьников преобладающим уровнем во всех четырех классах является средний уровень, его имеют половина исследуемых русских младших школьников (1 класс - 50,0% детей, 2 класс - 58,3% детей, 3 класс - 50,0% детей, 4 класс -50,0% детей). В группе эвенков младших школьников в
1 классе преобладает низкий уровень развития данного умения (43,5% детей).
Сравнение показателей низкого уровня развития умения обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного позволяет сделать вывод, что во всех классах начальной школы показатели низкого уровня в группе эвенков выше, чем показатели в группе русских детей.
Показатель высокого уровня теоретического мышления, выраженное в умении обнаруживать знание о своем незнании у детей - эвенков имеет незначительную положительную динамику в процессе обучения в начальной школе, произошло повышение показателя на 12,1%. В группе русских младших школьников показатель высо-
кого уровня данного умения повышается с 1 к 4 классу на 20,8%. Таким образом, русские младшие школьники в большей степени могут самостоятельно и точно обнаружить дефицит своих знаний, отличить известное от неизвестного, чем их одноклассники-эвенки во всех классах начальной школы.
Таким образом, в результате изучения развития умения обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного можно сделать следующий вывод: умение у эвенков младшего школьного возраста развито в меньшей степени в сравнении с русскими младшими школьниками; в группе русских детей преобладающим является средний уровень развития данного умения, в группе эвенков - средний и низкий уровни. В большинстве случаев эвенки посредством указания учителя могут обнаружить дефицит своих знаний и отличить известное от неизвестного, в 1 классе большинство детей-эвенков даже при помощи учителя с трудом обнаруживают дефицит своих знаний, затрудняются в отличии известного от неизвестного.
Определение значимости различий в каждом классе с помощью х2 - критерия Пирсона по параметру умения обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного выявило значимость различий между обучающимися эвенками и русскими в 3 классе (р<0,05) и 4 классе (р<0,05).
Рассмотрим результаты исследования умения указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия
Преобладающее большинство младших школьников в обеих исследуемых группах имеют средний уровень развития данного умения, так в группе эвенков показатели в процессе обучения распределились следующим образом: 1 класс - 62,5% детей, 2 класс - 57,1% детей, 3 класс - 62,5% детей, 4 класс - 61,5% детей; в группе русских младших школьников: 1 класс - 50,0% детей, 2 класс - 58,3% детей, 3 класс - 64,3% детей, 4 класс
- 68,7%. Таким образом, большинство младших школьников обнаружив ситуацию дефицита знаний, вместе с учителем могут указать, каких знаний ему недостаточно, чтобы решить учебную задачу.
В группе эвенков неразвитость данного умения представлена в большей степени, чем в группе их русских одноклассников. Так, в группе эвенков показатели низкого уровня данного умения распределилось следующим образом: 1 класс - 31,3% детей, 2 класс - 35,8% детей, 3 класс - 25,0% детей, 4 класс - 23,1%, в группе русских детей показатели низкого уровня ниже, причем следует отметить, что показатель низкого уровня к 4 классу снижается в большей степени у русских детей в сравнении с эвенками (с 41,7% в 1 классе до 12,6% к 4 классу): 1 класс
- 41,7% детей, 2 класс - 25,0% детей, 3 класс - 14,3% детей, 4 класс - 12,6%. Следовательно, в начале обучения в школе эвенки и русские младшие школьники, обнаружив ситуацию дефицита знаний, вместе с учителем и одноклассниками не могут указать, каких знаний им недостаточно, чтобы решить учебную задачу, у окончанию начальной школы эвенки также не могут указать, каких знаний им недостаточно, чтобы решить учебную задачу. Следует отметить, что высокий уровень развития умения практически не представлен в обеих исследуемых группах младших школьников, но показатели высокого уровня данного умения является более высоким (показатели в группе эвенков: 1 класс - 6,2% детей, 2 класс -7,1% детей, 3 класс - 12,5% детей, 4 класс - 15,4% детей; показатели у группе русских детей: 1 класс - 8,3% детей, 2 класс - 16,7% детей, 3 класс - 21,4% детей, 4 класс -18,7%).
Определение значимости различий в каждом классе с помощью х2 - критерия Пирсона по параметру умения указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действийзначимых различий между обучающимися эвенками и русскими не выявлено, следовательно, различия по данному умению
Dolinskaya Tatyana Ivanovna psychological
FEATURES OF REFLECTIVE ... science
представлено на уровне тенденции.
Рассмотрим результаты исследования рефлексивно-аналитического умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной. Данное умение составляет основу умения учиться. Анализ результатов исследования свидетельствует, что на начальном этапе обучения у младших школьников умение и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» является не развитым, в обеих группах эвенков и русских младших школьников преобладает средний и низкий уровни их развития. Так, в группе детей-эвенков в 1 классе средний уровень имеют 43,7% детей, низкий уровень - 50% детей, в группе русских младших школьников средний уровень представлен у 50% детей, низкий уровень - 41,7% детей.
В группе эвенков младшего школьного возраста на протяжении всего обучения в начальной школе преобладающими уровнями развития умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» являются средний и низкий. Так, в 1 классе средний уровень представлен у 43,7% детей, низкий - у 50% детей; во 2 классе средний уровень имеют - 50,0% детей, низкий - 41,7% детей; в 3 классе средний и низкий уровни имеют по 41,7% детей; в 4 классе средний уровень имеют 38,4% детей, низкий - 46,1%). Таким образом, эвенки не могут дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания даже под чьим-то руководством, либо со значительной помощью со стороны учителя.
В группе русских младших школьников во всех классах преобладает средний уровень развития умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» (1 класс - 50,0% детей, 2 класс - 50,0% детей, 3 класс - 42,8% детей, 4 класс -43,7%). Русские обучающиеся начальной школы могут дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания под руководством учителя.
Следует отметить положительную динамику снижения низкого уровня развития умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» к окончанию начальной школы: 1 класс - 41,7% детей, 2 класс - 33,3% детей, 3 класс - 28,6% детей, 4 класс -25%).
Анализ динамики высокого уровня развития умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» свидетельствует о наличии положительной динамики к 4 курсу в группе русских младших школьников (1 класс - 8,3% детей, 2 класс - 16,7% детей, 3 класс - 28,6% детей, 4 класс - 31,2% детей), в группе эвенков высокий уровень развития данного умения характеризуется незначительными показателями и слабой положительной динамикой развития к окончанию школы (1 класс - 6,2% детей, 2 класс - 7,1% детей, 3 класс - 12,5% детей, 4 класс - 15,4% детей). Таким образом, русские младшие школьники в большей степени могут самостоятельно дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания, чем их одноклассники эвенки.
Определение значимости различий в каждом классе с помощью х2 - критерия Пирсона по параметру рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной выявило значимость различий между обучающимися эвенками и русскими в 3 классе ф<0,05) и 4 классе ф<0,05).
Полученные результаты недостаточного развития показателей рефлексии мышления, представленных в рефлексивно-аналитических умениях эвенков младшего школьного возраста. Я.П. Салиндер связывает низкое когнтивноре развитие с этнотипическим превосходством образно-интуитивного (правополушарного) мышления по сравнению с вербально-логическим (левополушар-ным) среди коренных малочисленных народов Севера, что является одной из причин невысокой 312
ности системы образования в условиях Севера [11].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное эмпирическое исследовании позволяет сделать вывод, что особенности рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста (осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия; рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны») характеризуется сниженным уровнем их развития на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы. К окончанию школы (3-4 класс) эвенки младшего школьного возраста имеют статистически значимые более низкие показатели развития рефлексии мышления в сравнении с русскими одноклассниками. Эвенки младшего школьного возраста затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и отличить известное от неизвестного, а обнаружив ситуацию дефицита знаний, могут указать, каких знаний ему недостаточно, чтобы решить учебную задачу в большинстве случаев только с помощью педагога. Эвенки в начальной школе затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания в большинстве случаев под руководством учителя.
Принимая во внимание сниженные показатели развития рефлексии мышления эвенков целесообразно для развития рефлексивно-аналитических умений эвенков организовывать учебной деятельности младшего школьника в форме учебного сотрудничества. В учебном сотрудничестве происходит развитие личности младшего школьника, направленное на становление рефлексии, а значит, и на самоизменение и саморазвитие. Учебное сотрудничество, согласно Г.А. Цукерман, предполагает, что обучающийся приглашает педагога и сверстника оказать ему помощь в поиске решения, но сам определяет, чего именно, каких знаний ему не хватает (в этом и проявляется рефлексия) [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хачатрян А.А. О некоторых особенностях философской рефлексии.// Ученые записки казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 221. № 1. С. 235-238.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2016. 288 с.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. 238 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии -СПб: «Питер», 2013. 712 с.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.:
Академия, 2007. 194 с.
6. Репкин В.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: «Пеленг», 1997. 280 с.
7. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. М.: Вита-пресс, 2010. 243 с.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. -Томск: «Пеленг», 1993. 273 с.
9. Бархаев Б. П. Педагогические технологии воспитания и развития // Школьные технологии. 1998. № 1. С. 69-80.
10. Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия //Новые исследования в психологии. 1995. №1. С. 27-31.
11. Салиндер Я.П. Особенности мышления детей представителей коренных малочисленных народов Севера.// Международныйобразовательный журнал «Педагог». 17.02.2017. Режим доступа URL: https://zhur-nalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4032
Статья поступила в редакцию 10.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)