Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у младших школьников'

Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / PREPARING STUDENTS REFLECTIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Н. М.

В статье раскрывается сущность понятия «рефлексия». Особый акцент сделан на подготовке будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of future primary school teachers to the formation of reflexive skills of Junior schoolchildren

The article reveals the essence of the concept of "reflection". Particular emphasis is placed on the preparation of future teachers of initial classes to the formation of reflective skills in trainees.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у младших школьников»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Н.М. Жданова, г. Шадринск

Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у младших школьников

В статье раскрывается сущность понятия «рефлексия». Особый акцент сделан на подготовке будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у обучающихся.

Рефлексия, подготовка студентов, рефлексивные умения.

N. M. Zhdanovа, Shadrinsk

Training of future primary school teachers to the formation of reflexive skills of Junior schoolchildren

The article reveals the essence of the concept of "reflection". Particular emphasis is placed on the preparation offuture teachers of initial classes to the formation of reflective skills in trainees.

Keywords: reflection, preparing students reflective skills.

Внедрение Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует от учителей высокого профессионального уровня владения методикой формирования рефлексии у учащихся в процессе обучения. Однако, в современных образовательных учреждениях наблюдается противоречие между необходимостью усиления роли рефлексии в начальной школе и недостаточной подготовленностью учителей к применению современных методик, направленных на развитие рефлексии.

По нашему мнению, подготовка будущих учителей начальных классов к формировании рефлексивных умений у младших школьников представляет собой структурный компонент системы профессионально-педагогической подготовки, выступающий как относительно самостоятельная подсистема, направленная на формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению данного направления образовательного процесса, основанная на освоении теоретических знаний и практических умений, развитии личностных качеств, необходимых для эффективного использования решения задач соответствующего вида деятельности.

В данной статье более подробно мы остановимся на теоретических аспектах подготовки студентов к формированию у младших школьников рефлексивных умений.

Ребёнок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во многом

связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни. Отсюда следует, что рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию [1].

По мнению психологов, младший школьный возраст - оптимальный период для формирования рефлексивных умений. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях самоконтроля и самооценки, это способствует развитию у школьников умения проверять и контролировать себя и критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Рефлексия - это способность человека увидеть себя со стороны, дать анализ своим действиям и поступкам, а при необходимости разработать другую систему действий [2]. Она выполняет различные функции: регулятивную, развивающую, социальную, интегрирующую, самопознавательную, самоорганизующую. В психологии выделяют следующие виды рефлексии: интеллектуальная, личностная, кооперативная и коммуникативная. Общими в разных подходах являются: социальная рефлексия (коммуникативная, межличностная, рефлексии общения); личностная рефлексия; рефлексия деятельности (логическая, интеллектуальная рефлексия). В отношении временной ориентации выделяют следующие виды рефлексии: ситуативную (настоящее); ретроспективную (прошлое); перспективную (будущее). По критерию продуктивности выделяются репродуктивная и продуктивная рефлексия. По критерию конструктивности: конструктивная и деструктивная.

Прообразом любой ситуации обучения в форме учебной деятельности является задача с недостающими данными, которая должна выступить для ученика как нечто частично неизвестное, частично непонятное и неразрешимое, но уже известное учителю, ученым и требующее умелого обращения к источнику знаний. Такая «умелость» (умение учиться в строгом смысле этого термина) и предполагает появление у ребенка определяющей рефлексии: способности знать, чего он еще не знает, в каком знании нуждается для решения той или иной задачи и каким образом ему может помочь учитель.

Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Напомним, что именно эти действия являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает.

Такие новообразования, как анализ, внутренний план действий и рефлексия формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности [4]. При традиционном обучении эти новообразования складываются в основном стихийно и у многих детей не достигают необходимого уровня развития к концу младшего школьного возраста. Поэтому в условиях традиционной массовой школы развивающая работа в этом

направлении, проводимая при обязательном сотрудничестве учителя с психологом и родителями, будет особенно полезной [3].

Формированием рефлексивных умений в образовательном процессе занималась Г.А. Цукерман [4], при этом в основе ее исследования лежала идея перехода рефлексии от интерпсихической формы в интрапсихическую, то есть субъектом рефлексии является сначала класс, затем - группа школьников, после чего - учащийся. Она доказывала, что такой механизм формирования и развития рефлексии является наиболее эффективным в школьном образовательном процессе.

В целом рефлексивные умения в образовательном процессе представляют собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика). Большинство исследователей предлагают учителям на различных этапах образовательного процесса задавать рефлексивные вопросы, в зависимости от того, какие цели реализуются педагогом вместе с учениками и какого вида рефлексия необходима. При этом формы рефлексии могут быть устными и письменными, индивидуальными и групповыми.

К действиям, составляющим рефлексию, целенаправленное формирование которых у школьников приводит к появлению рефлексивных умений относят: остановка познавательного действия в условиях неуспешности движения к достижению цели; осознание средств собственного мышления; фиксация совершённых действий посредством схемы любого рода; фиксация знания о незнании; выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции; анализ оснований собственных действий [3].

Рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию [4].

Введение рефлексивного обучения в школе требует изменения внутренней позиции не только ученика, становящегося субъектом своей деятельности, но и учителя, которому придется принять своего ученика как равного себе партнера по совместной деятельности. Важным психологическим условием, побуждающим учеников к рефлексии, является поддержка учителя: его неторопливость в ожидании ответа ученика, открытость к разным точкам зрения, некатегоричность в оценках, эмоциональная увлеченность обсуждаемой проблемой.

Один из принципов современного образовательного процесса - принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Осуществление рефлексивной деятельности делает возможным управление нравственными процессами, поскольку любая рефлексия ориентирована на собственную

модель мира школьника. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Рефлексия имеет огромное значение для человека. Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков, 2004. - 208 с.

2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Москва : АСТ, 2011. - 576 с.

3. Левагина, О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О.Б. Левагина // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 34-37.

4. Слободчиков, В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. - № 3. - С.25- 36.

УДК 37.016:74

Т.В. Зверева, А.В. Поникарова г. Шадринск

Этапы проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.