Научная статья на тему 'Формирование рефлексивных умений младшего школьника на уроках окружающего мира'

Формирование рефлексивных умений младшего школьника на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REFLECTIVE SKILLS / JUNIOR SCHOOLCHILD / PRIMARY EDUCATION / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоцерковец Н.И., Каневская Ж.О.

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность, доминирование рефлексивного отношения к жизни на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека. В решении этой проблемы может помочь своевременное формирование и развитие рефлексивных умений у молодежи. Наиболее сенситивным периодом, на наш взгляд, для его развития считается младший школьный возраст. Авторы делают вывод, что учебное программное обеспечение и содержание уроков окружающего мира в полной мере способствуют развитию рефлексивных умений детей младшего школьного возраста. В арсенале учителя имеет большое разнообразие методических приемов и средств, способствующих успешному решению данной задачи на основе использования потенциальных возможностей данного предмета и собственного профессионализма учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE REFLEXIVE SKILLS OF THE YOUNGER STUDENT IN CLASSES OF NATURAL ENVIRONMENT

Democratic transformations in society, the dynamism of the surrounding reality, competitiveness, the dominance of a reflexive attitude to life, put individuality and originality of a person’s personality to the first place. The timely formation and development of reflective skills among young people can help in solving this problem. The most sensitive period for its development is considered by the researchers of the paper to be the younger school age. The authors conclude that educational-software and the content of the lessons of the surrounding world to fully contribute to the development of reflective skills of primary school-age children. In the arsenal of the teacher there is a great variety of methods of teaching and means conducive to the successful solution of this task through the use of the potential of this subject and the professionalism of teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование рефлексивных умений младшего школьника на уроках окружающего мира»

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность, доминирование рефлексивного отношения к жизни на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека. В решении этой проблемы может помочь своевременное формирование и развитие рефлексивных умений у молодежи. Наиболее сенситивным периодом, на наш взгляд, для его развития считается младший школьный возраст Авторы делают вывод, что учебное программное обеспечение и содержание уроков окружающего мира в полной мере способствуют развитию рефлексивных умений детей младшего школьного возраста. В арсенале учителя имеет большое разнообразие методических приемов и средств, способствующих успешному решению данной задачи на основе использования потенциальных возможностей данного предмета и собственного профессионализма учителя.

Ключевые слова: рефлексивные умения, младший школьник, начальное образование.

Процессы гуманизации и демократизации, происходящие в обществе, определяют новые цели образования. Современному обществу нужны люди, способные принимать решения самостоятельно, определяющие возможные последствия своих поступков, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и мобильностью. Перечисленные личностные качества связаны напрямую с умениями переживать, понимать создавшиеся ситуации, осознавать свое место в социуме и отношение к окружающей действительности. Из всего вышесказанного вытекает закономерный вывод: социальную и профессиональную адаптацию, саморазвитие индивида обеспечивают, в первую очередь, рефлексивные умения. Следовательно, важным направлением педагогической теории и практики является поиск эффективных путей, направленных на развитие рефлексивных умений и навыков личности [1; 2].

С 90-х годов двадцатого века изучение процессов рефлексии доминирует в такого рода исследованиях с актуализацией идей личностно-развивающего образования, как А.З. Зак, ГА. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская и др.).

Однако развитию рефлексивных процессов младших школьников уделено недостаточное внимание. Исследования, отражающие проблему рефлексии, связанную с чувственным восприятием окружающей среды, природного мира, развиты слабо, в тоже время довольно полно раскрыты и освещены в науке проблемы восприятия учащимися начальной школы окружающей и общественной среды (А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков, О.Т. Поглазова, И.В. Цветко-ва, и др.). В педагогике и психологии выделяется познавательный (когнитивный) и чувственный (эмоциональный) компоненты рефлексии. Научные исследования В.В. Давыдова, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова и др., направленные на изучение рефлексии позволяют утверждать, что в период обучения в начальной школе происходит активное формирование познавательного компонента рефлексии, фоном этого процесса выступает эмоциональная ее составляющая. Поэтому нужно помочь обучающемуся научиться осознавать возникающие в процессе познания личные переживания и эмоции, что послужит более эффективному процессу формирования рефлексивных умений [3; 4].

Ананьев Б.Г и Выготский Л.С. отмечают, что только чувственное познание определяет основу и источник и рационального познания. Однако Т.Ю. Андрю-щенко, М.Э. Боцманова, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак полагают, что в представленной нами возрастной группе нужно развивать как познавательный компонент рефлексии, так и чувственный, и эмоциональный [5].

В образовательном процессе младшей школы задачи развития чувственной рефлексии, в большинстве своем, отражены в эстетических циклах программы. Однако важно учитывать, что за период начального образования, школьник включен в монопроцесс обучения, основанный на единстве педагогических требований для всех уроков, одного учителя, одного ученического коллектива и т. д. Следовательно, если у младшего школьника в процессе познания обращать эпизодическое внимание на развитие умения чувствовать свои эмоции, на сам познавательный процесс, тогда, соответственно, будет затруднен процесс формирования навыка анализа и самоанализа, наблюдения и самонаблюдения в процессе учебной деятельности. Если такая деятельность осуществляется систематически в начальной школе на разных предметах, тогда можно говорить о более быстром формировании умений, которые выступают частью навыков деятельности и стимулом к самовоспитанию. Таким образом, развивать рефлексивные умения у младших школьников целесообразно на всех предметах.

Под рефлексивными умениями младшего школьника мы понимаем способы осмысления процесса познания окружающего мира, осваиваемые учащимися начальной школы благодаря совокупности знаний и навыков, которые приобретаются ими в когнитивной и чувственно переживаемой сферах с учетом всех этапов рефлексивной деятельности.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований позволил выявить, что развитием рефлексии и некоторых рефлексивных умений у младших школьников занимаются многие педагоги [6; 7 и др.], но в основном это развитие осуществляется на уроках математики и русского языка и в рамках предметов эстетического цикла. В теории и практике естественнонаучного образования начальной школы недостаточно разработок для развития рефлексии, рефлексивных умений и навыков, способствующих чувственному восприятию природной среды, окружающего мира.

Однако, рефлексивная деятельность, а, следовательно, развитие рефлексивных умений у младших школьников, наиболее эффективно соотносятся с уроками «Окружающего мира» в начальной школе, где субъектом учебной деятельности познается опыт окружающего мира.

Материал уроков «Окружающий мир» носит интегративный характер, обеспечивающий целостное изучение окружающего мира, выход на более высокий уровень осмысления учебной информации посредством изучения трех систем (система природы, система социума, система «Я») и рассмотрения в единстве многообразия отношений в системе «общество - человек - природа». При этом реализуется центральная идея познания учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта системы отношений с миром, что осуществляется на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения, где чувственное познание - способ целостного восприятия, путь живого созерцания, эмоционального видения природы.

На уроках окружающего мира чувственный опыт близок ребенку, позволяет интуитивно предсказывать, прогнозировать развитие процесса познания, этот опыт создает естественно-психологический фон для включения ученика в учебную познавательную деятельность.

Существенное место в содержании уроков окружающего мира отводится формированию знаний о способах познания природы, приемам учебного наблюдения и эксперименту, что предполагает более широкое поле для рефлексивной деятельности.

Отличительной особенностью такого образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. Определение обязательного минимума знаний по данному предмету регламентируется образовательным стандартом. Обучение по любой программе, составленной на основе образовательного стандарта, способствует необходимой обязательной естественнонаучной подготовке ученика, т. к. все программы ориентированы на обеспечение единого уровня минимальных и достаточных требований к подготовке учащихся.

В настоящее время для начальной школы разработаны (авторские программы, обеспеченные учебниками, учебными пособиями и методическими рекомендациями для учителя) пять вариативных курсов: «Природа и люди» (авт. З.А. Клепинина), «Зеленый дом» (авт. А.А. Плешаков), «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова, ГГ Ивченкова, И.В. Потапов), «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан), «Окружающий мир» (авт. О.Т Поглазова, В.Д. Ши-лин).

По нашему мнению, рефлексивная деятельность в образовательном процессе должна предполагать создание определенных условий для её реализации.

Можно выделить объективные и субъективные условия, способствующие эффективному развитию рефлексивных умений.

Объективные условия определяются возможностями, заложенными в программе курса, стилем преподавания конкретного педагога, предпочитаемой технологией обучения, организацией классного коллектива, принятой системой оценивания.

Субъективные условия определяются степенью развития рефлексивных умений у учащихся, сформированностью мотивационной готовности учащихся к рефлексии на учебных занятиях, сформированностью субъективной позиции учащихся в учебной деятельности, степенью открытости принятия в классном коллективе (готовность принять чужое мнение, точку зрения), общим уровнем рефлексивных умений, характерных для данного класса, группы.

Объективные условия будут способствовать развитию познавательной рефлексии субъекта учебной деятельности.

Перечисленные субъективные условия будут являться необходимыми в развитии чувственно переживаемой рефлексии.

Рефлексивная деятельность в образовательном процессе может быть организована различными формами.

А.В. Хуторским отмечается, что педагогической практикой отдается предпочтение двум основным видам организации осознания учениками процесса познания, способов учебной деятельности, своего эмоционального состояния: текущей рефлексии, которая осуществляется в ходе учебного процесса, и итоговой рефлексии, которая логически или тематически завершает деятельность.

Текущая рефлексия способствует организации мыслительной деятельности учеников, предполагающей выполнение определенного цикла предметной деятельности и включающей такие компоненты, как [7]: остановка предметной деятельности и активизация рефлексивной деятельности (возврат внимания детей к основным элементам осуществляемой познавательной деятельности: виды, этапы, проблемы, противоречия, результаты, использованные способы деятельности).

Отличительная особенность итоговой рефлексии от текущей заключается в увеличенном объёме рефлексируемого периода и в большей степени заданно-сти учителем. Итоговая рефлексия целесообразна в конце урока, четверти или года.

Вместе с приведенной классификацией форм образовательной рефлексии, выделяют также вербальные формы, находящие свое отражение в устном обсуждении, рассказе, высказывании, опросе, и невербальные формы учебной рефлексии, реализуемые в сочинении, письменном анкетировании, графическом или рисуночном изображении.

Эффективному развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста будет способствовать комплексное использование указанных форм рефлексии. Достаточно эффективны в работе с учащимися младшей школы невербальные способы выражения познавательной и чувственно переживаемой рефлексии, которые реализуются через рисунки, ассоциации, музыку и другие средства, помогающие организовать деятельность детей. Данная деятельность способствует оптимальному выражению чувств ученика посредством эмоций. Так детям можно предложить изобразить свое настроение или образ урока в виде чего-либо, или с помощью различной цветовой гаммы закрасить таблицу, отражающую различные элементы выполненной ими деятельности, или построить график, отражающий изменения параметров собственной деятельности на протяжении урока.

Особым интересом у учащихся пользуется графическая рефлексия, требующая графического отображения интереса детей (самочувствие, уровень познания, личная активность, самореализация и др.) на протяжении урока.

Развитию рефлексивных умений на уроках окружающего мира способствуют методические приемы, способствующие:

- полному доверию к учителю и ученикам класса;

- отсутствию страха и неуверенности;

- исключению субъективности оценок и иронии;

- демократичности и корректности рефлексии;

- регулярности проведения рефлексивной деятельности;

- уместности применяемых упражнений, направленных на развитие рефлексивных умений;

- оформлению записей, рисунков в процессе рефлексии для обеспечения последовательности хода мыслей;

Библиографический список

- учету различных ситуаций, определяющих использование разнообразных форм (письменной или устной) рефлексии.

Следует отметить, что эффективному развитию рефлексивных умений детей данного возраста на уроках окружающего мира будет способствовать внедрение методических приемов, которые опираются на наблюдение и самонаблюдение, как в познавательной, так и в чувственно переживаемой рефлексии и реализуемых с учетом этапов рефлексивной деятельности («Молчание в группе», «Вербализация», «Обратная связь», «Эмпатическое слушание», «Конструктивный спор», «Психогимнастика», «Положительное и отрицательное подкрепление», «Самоконтроль» и др.).

Для развития рефлексивных умений в познавательной сфере необходимо использовать методические приемы в сочетании с объективными условиями, заложенными в программе и учебно-методическом обеспечении процесса обучения.

Для развития рефлексивных умений в чувственно переживаемой сфере необходимо использовать методические приемы в сочетании с субъективными условиями.

Указанные методические приемы включают в себя: вид рефлексии (познавательную или чувственно переживаемую), необходимые составляющие рефлексии, способствующие осознанию способов учебной деятельности, содержания понятий, закономерностей в процессе познания; осознанию переживаний по поводу изучаемого материала и способов организации познания и органично могут быть использованы на разных типах уроков окружающего мира.

Следует отметить, что внедрение этих методических приемов в структуру уроков окружающего мира должно сопровождаться учебно-методическим обеспечением, которое направлено на осознание детьми взаимосвязей в системе «общество - человек - природа».

Учебно-методическое обеспечение должно органично интегрироваться с дневником наблюдений, комплексом рефлексивных заданий и способствовать обогащению опыта рефлексивной деятельности учащихся.

Внедрение данной системы методических приемов на уроках окружающего мира должно осуществляться поэтапно и использоваться во всех форм организации учебной деятельности школьников. Организация каждого этапа должна предусматривать решение конкретных задач, базирующихся на использовании соответствующих педагогических приемов.

Таким образом, учебно-программное обеспечение и содержание уроков окружающего мира в полной мере способствуют развитию рефлексивных умений детей младшего школьного возраста. В арсенале учителя имеет большое разнообразие методических приемов и средств, способствующих успешному решению данной задачи на основе использования потенциальных возможностей данного предмета и собственного профессионализма учителя.

1. Aсмолов A.r Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва, 2014.

2. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. Москва, 2014.

3. Вахрушев A.A., Раутиан A.C. и др. Программа «Мир и человек». 1-4 кл. Москва: 2014.

4. Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников. Тбилиси, 2015.

5. Захарова AE., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. Москва: ACT, 2016.

6. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей. Проблемы рефлексии. Новосибирск, 2017.

7. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: методическое пособие. Красноярск, 2017. References

1. Asmolov A.G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Moskva, 2014.

2. Bogin V.G. Obuchenie refleksiikaksposob formirovaniya tvorcheskojlichnosti. Moskva, 2014.

3. Vahrushev A.A., Rautian A.S. i dr. Programma «Mirichelovek». 1-4 kl. Moskva: 2014.

4. Davydov V.V. Ob osnovnyh putyah refleksii mladshih shkol'nikov. Tbilisi, 2015.

5. Zaharova A.V., Bocmanova M.'E. Osobennostirefleksii kak psihicheskogo novoobrazovaniya v uchebnoj deyatel'nosti. Moskva: AST, 2016.

6. Polivanova, N.I. Refleksiya i ee rol' v processe organizacii i postroeniya kollektivno-raspredelennogo dejstviya u detej. Problemy refleksii. Novosibirsk, 2017.

7. Usheva T.F. Formirovanie i monitoring refleksivnyh umenij uchaschihsya: metodicheskoe posobie. Krasnoyarsk, 2017.

Статья поступила в редакцию 24.12.18

УДК 378.046.4: 796

Berezhnaya G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: berezhnaja-gs@rambler.ru Samsonova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: NSamsonova@kantiana.ru Kovachev D.A., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: d.kovachev@yandex.ru

PROGRAM OF FORMATION OF COMPETENCE IN SPORTS MEDIATION OF HEADS OF SPORTS FEDERATIONS. The article is dedicated to a problem of training managers of sports federations in the field of conflictology and mediation. The urgency of this problem is due to the presence of a significant number of conflicts in the sports field, their impact on the quality of sports activities, the need for mediation procedures on the one hand, and the low level of competence in sports mediation of managers and specialists in this field on the other. The article presents a program for the formation of competence in sports mediation of managers of sports federations in the context of additional professional education. The methodological substantiation of the program is given through the system of general requirements for technology (systematic, scientific, structured, procedural), approaches (competence, personality-oriented, axiological, conflict-environmental, task) and principles (taking into account the logic of conflict development and management, modeling professional activity activity of students). The characteristics of the program are presented in the description of interrelated blocks: target, content, procedural and diagnostic. The course of experimental verification of the developed program is shown,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.