Научная статья на тему 'Самоконтроль и рефлексия как параметры валеологичного урока в условиях инклюзивного образования'

Самоконтроль и рефлексия как параметры валеологичного урока в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧНЫЙ УРОК / САМОКОНТРОЛЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА РЕФЛЕКСИИ И САМОКОНТРОЛЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / VALEOLOGIAL LESSON / SELF-CONTROL / REFLECTION / INCLUSIVE EDUCATION / MEANS OF REFLECTION AND SELFCONTROL / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ольга Игоревна, Петренко Ольга Николаевна

В статье рассматриваются принципы инклюзивного образования ценность человека, право на общение, поддержка и дружба, развитие имеющихся умений. Обозначены условия инклюзивного образования методические, материальные, кадровые. Рассматриваются понятия «валеология» как получение здоровье через образование, «валеологический подход» как системная организация всех элементов учебного процесса уроков, методов обучения, санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, психологической атмосферы. Определены параметры валеологичного урока, одним из которых является применение методов, направленных на самопознание и развитие самооценки и взаимооценки. Отмечены возрастные особенности формирования самооценки младших школьников, опирающиеся на оценочные суждения родителей, учителей, сверстников. Описана рефлективность как специфическая черта валеологического подхода к уроку, отмечена необходимость проведения рефлексии как учащимися, так и учителем. Указаны средства рефлексии, приемлемые для использования в начальной школе устное обсуждение, движение, поза, цвет, линия, музыка, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели, применение тетради достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы, карточки для рефлексии, рефлексивный дневник младшего школьника. Описаны средства формирования самоконтроля и самооценки младших школьников критериальные оценочные шкалы, знаковая символика, оценочная лесенка, алгоритмы пошагового контроля, листы самоконтроля с учётом гендерных различий, приёмы самоконтроля по технологии развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Ольга Игоревна, Петренко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTROL AND REFLEX AS PARAMETERS OF VALEOLOGICAL LESSON IN INCLUSIVE EDUCATION

This article discusses the principles of inclusive education the value of the person, the right to communicate, support and friendship, develop existing skills. Outlined the conditions of inclusive education methodical, material, personnel. The concepts of «valeology» as obtaining health through education, «valeological approach»» as a systematic organization of all elements of the educational process lessons, teaching methods, hygiene standards in classrooms, psychological atmosphere. The parameters of valeological lesson, one of which is the application of methods aimed at developing self-knowledge and self-esteem and self-analyze. Noted age features of formation of self-esteem of younger pupils, based on value judgments of parents, teachers and peers. Is described as a specific feature of reflexivity valeological approach to the lesson, it noted the need for reflection as students and teacher. Shown reflection means suitable for use in primary school an oral discussion, movement, posture, color, line, music, written questionnaires, picturesque or graphic representation of the changes taking place with the student during the lesson of the day or week, use a notebook of student achievement for all academic disciplines of primary school, cards for reflection, reflective diary junior student. The means of formation of self-control and self-esteem of younger schoolboys criterial evaluation scale, iconic symbols, the estimated ladder, step by step control algorithms, self-control lists, taking into account gender differences, self-control techniques for critical thinking development technology.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль и рефлексия как параметры валеологичного урока в условиях инклюзивного образования»

УДК 371.31

БАРАНОВА Ольга Игоревна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ПЕТРЕНКО Ольга Николаевна, Средняя школа №14, г. Норильск, Россия

САМОКОНТРОЛЬ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ПАРАМЕТРЫ ВАЛЕОЛОГИЧНОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются принципы инклюзивного образования - ценность человека, право на общение, поддержка и дружба, развитие имеющихся умений. Обозначены условия инклюзивного образования - методические, материальные, кадровые. Рассматриваются понятия «валеология» как получение здоровье через образование, «валеологический подход» как системная организация всех элементов учебного процесса - уроков, методов обучения, санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, психологической атмосферы. Определены параметры валеологичного урока, одним из которых является применение методов, направленных на самопознание и развитие самооценки и взаимооценки. Отмечены возрастные особенности формирования самооценки младших школьников, опирающиеся на оценочные суждения родителей, учителей, сверстников. Описана рефлективность как специфическая черта валеологическо-го подхода к уроку, отмечена необходимость проведения рефлексии как учащимися, так и учителем. Указаны средства рефлексии, приемлемые для использования в начальной школе - устное обсуждение, движение, поза, цвет, линия, музыка, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели, применение тетради достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы, карточки для рефлексии, рефлексивный дневник младшего школьника. Описаны средства формирования самоконтроля и самооценки младших школьников - критериальные оценочные шкалы, знаковая символика, оценочная лесенка, алгоритмы пошагового контроля, листы самоконтроля с учётом гендерных различий, приёмы самоконтроля по технологии развития критического мышления.

Ключевые слова: валеологичный урок, самоконтроль, рефлексия, инклюзивное образование, средства рефлексии и самоконтроля, младшие школьники

Olga I. BARANOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Olga N. PETRENKO,

Secondary School №14, Norilsk, Russia

SELF-CONTROL AND REFLEX AS PARAMETERS OF VALEOLOGICAL LESSON IN INCLUSIVE EDUCATION

This article discusses the principles of inclusive education - the value of the person, the right to communicate, support and friendship, develop existing skills. Outlined the conditions of inclusive education - methodical, material, personnel. The concepts of «valeol-ogy» as obtaining health through education, «valeolog-ical approach»» as a systematic organization of all elements of the educational process - lessons, teaching methods, hygiene standards in classrooms, psychological atmosphere. The parameters of valeological lesson, one of which is the application of methods aimed at developing self-knowledge and self-esteem and self-analyze. Noted age features of formation of self-esteem of younger pupils, based on value judgments of parents, teachers and peers. Is described as a specific feature of reflexivity valeological approach to the lesson, it noted the need for reflection as students and teacher. Shown reflection means suitable for use in primary school - an oral discussion, movement, posture, color, line, music, written questionnaires, picturesque or graphic representation of the changes taking place with the student during the lesson of the day or week, use a notebook of student achievement for all academic disciplines of primary school, cards for reflection, reflective diary junior student. The means of formation of self-control and self-esteem of younger schoolboys - criterial evaluation scale, iconic symbols, the estimated ladder, step by step control algorithms, self-control lists, taking into account gender differences, self-control techniques for critical thinking development technology.

Keywords: valeologial lesson, self-control, reflection, inclusive education, means of reflection and self-control, junior high school students

Одной из самых важных перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. В основе инклюзии - школа для всех детей, какими бы они ни были. Назовём несколько основополагающих принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.

Для того чтобы любой ребенок со своими особенностями мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для общеобразовательной школы. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг помощника, оказывающего обучающимся необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Основная форма организации учебного процесса - урок. От правильной организации урока зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, длительность умственной работоспособности, предупреждение преждевременного утомления. Валео-логия - это получение здоровья через образование. Заботе о здоровье надо научить, поэтому заниматься здоровьем надо не только там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются - в детском саду, школе, в институте [3]. Валеологический подход к учебному процессу включает валеологически обоснованное расписание учебных занятий; физиологически грамотное построение урока; использование активных методов обучения; обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях; создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения.

Педагогу в организации и проведении валеологичного урока необходимо учитывать:

1) гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (4-7 видов за урок);

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (через 7-10 минут);

4) число видов преподавания (норма - не менее трех): словесный, наглядный, практический, аудиовизуальный, проблемный и их (через 10-15 минут);

5) применение на уроке активных методов - передача ученику роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследовательская работа учащихся; методов, направленные на самопознание и развитие самооценки и взаимооценки;

6) применение технических средств обучения, умение учителя использовать их для организации дискуссии, обсуждения;

7) чередование динамических поз учащихся;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке (на 15-20 минут урока по 1 минуте);

9) психологический климат на уроке: наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов.

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке, включающей интерес к занятиям, стремление больше узнать, используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

13) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (не менее 60 % и не более 75-80 %);

14) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (определяется по возрастанию отвлечений у детей в процессе учебной работы);

15) темп и особенности окончания урока: быстрый темп, отсутствие времени для ответов на вопросы учащихся, быстрое, без комментариев, записывание домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка или спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися [5].

Валеологический подход к уроку проявляется и в том, что учителю самому необходимо выполнять все то, о чем он говорит детям и что от них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой.

Одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Расположение детей в классе за партами по периметру вдоль трех стен или полукругом (творческий полукруг) - уже обеспечивает снижение их агрессивности и повышение эффективности их общения [4]. Такая рассадка позволяет реализовать принцип взаимообозрения, когда каждый ребенок в каждый момент видит глаза каждого. Это важно для формирования у учащихся умений невербального общения. Положительному общению способствует также начало каждого урока с приветствия в парах, в группах, в кругу или в какой-либо

другой форме. Такое приветствие даёт положительной эмоциональный настрой на урок и является своеобразным организационным моментом [6].

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Самооценка ребёнка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. Большое количество информации о себе ребенок получает из оценочных суждений о нем родителей, учителей, сверстников. Поэтому очень важно с детства формировать положительную адекватную самооценку у ребенка. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Одним из важных аспектов успешной адаптации и социализации детей, в том числе с особенностями развития, является рефлексивная деятельность. А.В. Хуторской считает, что рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность [7]. Рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, обращая особое внимание детей на то, что они делают, что с ними происходит.

Рефлективность является специфической чертой валеологического подхода к уроку. С позиции валеологического подхода необходимо начинать и заканчивать каждый урок фиксацией в специальном дневнике здоровья настроения или состояния детей и изменений, происшедших в самочувствии детей в процессе урока. Можно использовать самые разнообразные средства рефлексии: устное обсуждение, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели [8]. Это может быть применение тетради достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы; карточки для рефлексии; рефлексивный дневник младшего школьника [2].

В качестве средств формирования самоконтроля и самооценки учащихся могут применяться: «волшебные линеечки» (критериальные оценочные шкалы); «знаковая символика» («+» - всё понятно, «+ -» - есть затруднения, «-» - не справлюсь); «оценочная лесенка» (ступеньки роста знаний от положения «Я ничего не знаю, ничего не умею» до положения «Я всё знаю, всё умею»); алгоритмы пошагового контроля; листы самоконтроля с учётом гендерных различий: «цветок» самоконтроля для девочек, «домик» самоконтроля для мальчиков; приёмы самоконтроля по технологии развития критического мышления (таблицы «Знаем - Хотим узнать - Узнаем (ЗХУ)», «Плюс - Интересно-Минус (ПИМ)», «Инсерт» - приём маркировки текста значками (V (знаю), + (узнал), - (думал иначе), ! (нужно запомнить), ? (узнать подробнее)) [1].

Таким образом, здоровым и обучаемым можно считать человека сознательного, т.е. живущего со знанием о себе, об окружающем его мире, способного контролировать себя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Баранова О.И., Медведева О.А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие/ под общ. ред. О.И. Барановой. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. - 123 с.

2. Баранова О.И. Рефлексивный дневник. Приложение к методическому пособию «Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника» (для начальной школы). Краснодар, 2007. - 74 с.

3. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников. Автореф. канд дис. 13.00.01, Казань. 2002. 237 с.

4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

5. Орехова Т. Валеологический подход к организации урока в современной школе. «Начальная школа, Плюс-минус», 2001 год № 9.

6. Чуктурова Н.И. Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Автореф. канд. дис. 13.00.01 Санкт-Петербург. 2004. - 257 с.

7. Хуторской А.В. Рефлексивная образовательная деятельность // Народное образование. 2003. №8.

8. Циттель С.А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе: уч-метод. пос. по теории и методике воспитания. - Магнитогорск, 1998.

REFERENCES

1. Baranova O.I., Medvedeva O.A. Development control and the evaluation of independence of primary school pupils as a condition for the successful formation of universal educational actions younger students: teaching manual [Razvitie kontrol'no-otsenochnoy samostoyatel'nosti uchashchihsya nachal'nyh klassov kak uslovie uspeshnogo formirovaniya

universal'nyh uchebnyh deistviy mladshih shkol'nikov]. Under total. ed. O.I. Baranova. - Krasnodar: Kuban State. University Press, 2014. - 123 p.

2. Baranova O.I. Reflective diary. Annex to the manual «Self-technology on the basis of the teachings of the reflective diary» (for elementary school) [Refleksivnyy dnevnik. Prilozhenie k metodicheskomu posobiyu «Tehnologiya samouprav-leniya ucheniem na osnove refleksivnogo dnevnika (dlya nachal'noy shkoly)]. - Krasnodar, 2007. - 74 p.

3. Bayanova L.I. Formation valeologicheskoj culture of younger schoolboys [Formirovanie valeologicheskoy kul'tury mladshih shkol'nikov]. Author. PhD Thesis. 13.00.01, Kazan. 2002. 237 p.

4. Karaseva T.V. Modern aspects of the implementation of health-technology [Sovremennye aspekty realizatsii zdo-rov'ezberegayushchih tehnologiy]. Nachal'naya shkola -Elementary School, 2005, no. 11, p. 75.

5. Orehova T. Valeological approach to the organization of the lesson in the modern school [Valeologicheskiy podhod k organizatsii uroka v sovremennoy shkole]. Nachal'naya shkola, plyus - minus - Elementary School, Plus-minus, 2001, no. 9.

6. Chukturova N.I. Pedagogical conditions valeologicheskogo support of educational process in elementary school [Peda-gogicheskie usloviya valeologicheskogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo protsessa v nachal'noy shkole]. Author. cand. Dis. 13.00.01 Sankt-Peterburg. 2004. - 257 p.

7. Hutorskoy A.V. Reflective educational activities [Refleksivnaya obrazovatel'nayz deyatel'nost']. Narodnoe obrazovanie -Education. 2003, no.8.

8. Zittel S.A. Organization pedagogcheskiye communication in the educational process: UCH-method. pos. on the theory and methodology of education [Organizatsiya pedagogicheskogo obshcheniya v uchebno-vospitatel'nom protsesse]. -Magnitogorsk, 1998.

Информация об авторе

Баранова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Петренко Ольга Николаевна, учитель начальных классов, Средняя школа №14, г. Норильск, Россия

Получена: 10.05.2016

Для цитирования статьи: Баранова О.И., Петренко О.Н. Самоконтроль и рефлексия как параметры валеологичного урока в условиях инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 34-37

Information about the author

Olga I. Baranova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University,

Krasnodar, Russia

Olga N. Petrenko, Primary School Teacher, Secondary School №14, Norilsk, Russia

Received: 10.05.2016

For article citation: Baranova O.I., Petrenko O.N. Samokontrol' i refleksiya kak parametry valeologichnogo uroka v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. [Self-control and reflex as parameters of valeological lesson in inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 34-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.