Научная статья на тему 'Реализация педагогических условий для развития самоконтроля у младших школьников в процессе групповой работы'

Реализация педагогических условий для развития самоконтроля у младших школьников в процессе групповой работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL / SELF-CONTROL / JUNIOR SCHOOLCHILD / GROUP WORK / EDUCATIONAL ACTIVITY / РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ / САМОКОНТРОЛЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ГРУППОВАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова А.А.

Статья посвящена проблеме реализации педагогических условий для развития самоконтроля у младших школьников в процессе групповой работы. Младший школьный возраст является самым оптимальным периодом в жизни ребёнка для формирования способности самоконтроля, а групповая работа является одним из приоритетных форм работы в начальной школе во время урока. Целью статьи является создание процесса эффективного развития самоконтроля младших школьников при групповой работе. Подобраны задания для групповой работы, которые: универсально подойдут для всех уроков; доступны детям по уровню сложности; требуют разнообразных знаний и умений, тем самым должны создавать определенное познавательное затруднение, предоставляя возможность для активного использования имеющихся знаний; должны способствовать развитию самостоятельного контроля, оценки и организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF GROUP WORK

The article deals with a problem of realization of pedagogical conditions for the development of self-control in primary school children in the process of group work. Primary school age is the most optimal period in the child’s life for the formation of the ability of self-control, and group work is one of the priority forms of work in primary school during the lesson. The purpose of the article is to create a process of effective development of self-control of younger students in group work. Selected tasks for the group work are to be universally suitable for all lessons, be available to children in terms of complexity, need to require a variety of knowledge and skills, thus should create a certain cognitive difficulty, providing an opportunity for the active use of existing knowledge, should contribute to the development of self-monitoring, evaluation and organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условий для развития самоконтроля у младших школьников в процессе групповой работы»

Библиографический список

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. Москва: Экономистъ, 2006.

2. Campbell C., Kanaan S., Kehm B., Mockiene B., Westerheijden D.F., & Williams R., 2000. The European University: A handbook on institutional approaches to strategic management, quality management. European policy and academic recognition. Torino: European Training Foundation.

3. Haakstad J. 2001. Accreditation: the new quality assurance formula? Some reflections as Norway is about to reform its quality assurance system'. Quality in Higher Education: 77 - 82.

4. Harvey L., 2002. 'The End of Quality?' Quality in Higher Education, 8 (1), forthcoming. Available at: http://www.qualityresearchinternational.com

References

1. Vihanskij O.S <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/376136>. Strategicheskoe upravlenie. Moskva: 'Ekonomisf, 2006.

2. Campbell C., Kanaan S., Kehm B., Mockiene B., Westerheijden D.F., & Williams R., 2000. The European University: A handbook on institutional approaches to strategic management, quality management. European policy and academic recognition. Torino: European Training Foundation.

3. Haakstad J. 2001. Accreditation: the new quality assurance formula? Some reflections as Norway is about to reform its quality assurance system'. Quality in Higher Education: 77 - 82.

4. Harvey L., 2002. 'The End of Quality?' Quality in Higher Education, 8 (1), forthcoming. Available at: http://www.qualityresearchinternational.com

Статья поступила в редакцию 11.11.18

УДК 372.3

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF GROUP WORK. The article deals with a problem of realization of pedagogical conditions for the development of self-control in primary school children in the process of group work. Primary school age is the most optimal period in the child's life for the formation of the ability of self-control, and group work is one of the priority forms of work in primary school during the lesson. The purpose of the article is to create a process of effective development of self-control of younger students in group work. Selected tasks for the group work are to be universally suitable for all lessons, be available to children in terms of complexity, need to require a variety of knowledge and skills, thus should create a certain cognitive difficulty, providing an opportunity for the active use of existing knowledge, should contribute to the development of self-monitoring, evaluation and organization of educational activities.

Key words: development of self-control, self-control, junior schoolchild, group work, educational activity.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: kozhurova_2013@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена проблеме реализации педагогических условий для развития самоконтроля у младших школьников в процессе групповой работы. Младший школьный возраст является самым оптимальным периодом в жизни ребёнка для формирования способности самоконтроля, а групповая работа является одним из приоритетных форм работы в начальной школе во время урока. Целью статьи является создание процесса эффективного развития самоконтроля младших школьников при групповой работе. Подобраны задания для групповой работы, которые: универсально подойдут для всех уроков; доступны детям по уровню сложности; требуют разнообразных знаний и умений, тем самым должны создавать определенное познавательное затруднение, предоставляя возможность для активного использования имеющихся знаний; должны способствовать развитию самостоятельного контроля, оценки и организации учебной деятельности.

Ключевые слова: развитие самоконтроля, самоконтроль, младший школьник, групповая работа, учебная деятельность.

По результатам исследований многих учёных-психологов, педагогов, учителей-практиков доказано, что младший школьный возраст является самым оптимальным периодом в жизни ребёнка для формирования способности самоконтроля. Потому что именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает большой путь к обучению, у него начинается перестройка психологических, эмоциональных, физических, умственных данных. И в связи с этим, нам педагогам нужно помочь детям сориентироваться в многообразии сводов и правил школьной жизни для успешной учебы. Групповая работа является одним из приоритетных форм работы с младшими школьниками во время урока. Это объясняется тем, что разделив целый класс на группы, а внутри него, распределив обязанности между детьми легче добиться максимальных результатов по таким критериям как: результативность выполненной работы, активность каждого ребёнка, включенность в учебный процесс, сплоченность детей, усвояемость материала, самостоятельность класса в целом. Но и тут могут быть проблемы с недоговоренностью между детьми, с отстраненностью от работы менее слабых учеников, с доминированием более сильных представителей класса. А самоконтроль каждого из участников

группы над своими действиями, эмоциями, словами может свести данную про-блемук минимуму

Рассмотрению вопросов развития самоконтроля младших школьников посвятили свои труды В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушин-ский, П.П. Блонский, А.И. Раев и др.; методическое осмысление отражается в работах Н.Ф. Талызиной, И.А. Зимней, Н.И. Пирогова и др. [1; 2; 3].

Цель статьи - создание процесса эффективного развития самоконтроля младших школьников при групповой работе.

Для нас было важно правильно подобрать задания для групповой работы. Поэтому подбирали задания, которые: универсально подойдут для всех уроков; доступны детям по уровню сложности; требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально; должны создавать определенное познавательное затруднение, предоставляя возможность для активного использования имеющихся знаний; должны способствовать развитию самостоятельного контроля, оценки и организации учебной деятель-ности(табл.1).

Таблица 1

Задания

Правилаработы

Моделималых групп

1. Конференция

Задаётся задание для группы, начинается рассуждение, секретарь ведет запись мыслей, контролер следит за ходом работы, в конце спикер озвучивает перед всем классом результат.

©

О

1-контролер + спикер;

2 - секретарь;

3 - мыслитель; 4-мыслитель.

0

Видызаданийдля групповойработымладшихшкольников

2. Цепочка Общее задание выполняется последовательно

каждым членом группы

©

©Q©

1- мыслитель;

2-мыслитель; 3 - мыслитель.

3. Стройка Первый член группы, составляет план работы,

далее следит за ходом выполнения, двое работают по заданному плану, спикер в конце показывает итог

©Q®

1-контролер + спикер; 2 - оформитель; 3-оформитель;

4. Пазл

Каждая группа получает свою тему. После изучения материала группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегамсвоютему.

t • \ •

5. Знайка Одна группа получает тему. После изучения

материала группа распадается так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый, из которых, объясняетсвоим новымколлегамтему.

В целом процесс групповой работы складывался из:

- постановки познавательной задачи (проблемнойситуации);

- раздачи дидактического материала;

- планирования работы вгруппе;

- индивидуального выполнения задания, обсуждение результатов;

- обсуждения общего задания группы(дополнения,уточнения);

- сообщения о результатах работы группы;

- общего вывода о работе групп и достижении поставленной задачи.

Элементы групповой формы работы вызывали у детей интерес, активизировали познавательную деятельность и имели большое значение для развития самоконтроля. А именно, во время такой организации учебной деятельности наблюдалось снижение числа ошибок, нежели при индивидуальной работе, а так же в некоторых группах дети «застревали» на одном задании, но обсуждали его глубоко и всесторонне, вследствие чего усваивали материал намного глубже и результативнее.

На этом этапе работы вместе с детьми сформировали правила работы в группе, которые оформили в виде памяток (табл. 2):

Таблица 2

Памяткаприработев группах:

1. Работайтев группедружно,помните-выоднакоманда

2. Внимательно прослушайте задание

3. Обсудите пути решениязадания

4. Распределите роли

5. Убедитесь, что все понимают целиизадачи,стоящиеперед ними

6. Работайтетихо.Уважайтемнениедругихучастниковгруппы

7. Анализируйте свою деятельность, вовремя корректируйте недостатки

8. Точновыполняйтевозложеннуюнавасроль

9. Помогайтетоварищам, еслиониобэтомпросят

10. Подготовьте защиту групповой работы

Памяткароливгруппе:

1. Контролёр контролирует работу всех участников, следит за временем

2. Секретарь ведётзаписи,чертитсхемы, заполняеттаблицы,т.д.

3. Мыслитель выдвигаетспособывыполнениязадания,корректируетпредложенияучастниковгруппы

4. Спикер выступает с итогом работы

5. Оформитель мастеритпозаданному плану

Памяткиприработевгруппахироливгруппе

Таблица 3

Индивидуальные листы самоконтроля

Лист самоконтроля по заданию «Конференция» №1

Фамилия, имя: «+» «-»

Понял(а) задание

Участвовал(а) в рассуждении хода выполнения задания

Соблюдал(а) культуру общения

Справился(ась) со своей ролью в группе

В группе работали дружно, слушали друг друга

Проверили выполненное задание

Лист самоконтроля по заданию «Цепочка» №2

Фамилия, имя: «+» «-»

Понял(а) задание

Дружно распределились, кто за кем работает

Соблюдал(а) культуру общения

Уложился(ась) в отведенное для меня время

Справился(ась) со своей частью работы

Нарушил(а) правила поведения на уроке

Мы группой выполнили задание правильно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лист самоконтроля по заданию «Стройка» №3

Фамилия, имя: «+» «-»

Составил(а) план работы

Справился(ась) со своей частью работы

Контролировал(а) работу группы

Уложились в отведенное время

Соблюдал(а) правила работы на уроке

Проверили работы до сдачи

Лист самооценки по заданиям «Пазл» и «Знайка» №4

Фамилия, имя: «+» «-»

Усвоил(а) заданный материал

Составил(а) план объяснения

Полностью объяснил(а) материал товарищам

Соблюдал(а) культуру общения

Внимательно слушал(а) объяснения товарищей

Понял(а) новый материал

Данные памятки были полезны всем учащимся, если кто-то начинал вести себя не как подобает, например: кричать с места, не включаться в работу группы, находились ребята, которые им напоминали пункты из этих памяток. В результате атмосфера в классе стояла рабочая, оттого каждый урок был весьма продуктивным. Так как каждый ребёнок контролировал свои действия согласно правилам, и не хотел их нарушать.

После каждой выполненной работы учащимся предлагалось заполнить индивидуальные листы самоконтроля (табл. 3). При создании, которых мы учитывали вид предполагаемого выполненного задания, пожелания учащихся, возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Использование вышепоказанных листов самоконтроля позволило нам понять следующее:

- насколько подобранные нами задания были уместны для данной возрастной группы;

- действительно ли в ходе групповой работы, учащимся была предоставлена возможность контролировать не только товарищей, но и себя;

Библиографический список

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография. Москва: ИНТОР 1996.

2. Емельянов В.С. Теоретическая модель процесса формирования умений самоконтроля в обучении. Современные исследования социальных проблем. Народное образование. Педагогика. 2012; 10: 51 - 59.

3. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников. Начальная школа. 2004; 2: 68 - 71.

References

1. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya: monografiya. Moskva: INTOR, 1996.

2. Emel'yanov V.S. Teoreticheskaya model' processa formirovaniya umenij samokontrolya v obuchenii. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Narodnoe obrazovanie. Pedagogika. 2012; 10: 51 - 59.

3. Tuhman I.V. Razvitie samokontrolya v uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2004; 2: 68 - 71.

Статья поступила в редакцию 12.11.18

- способствовало ли такая форма организации предотвращению разного рода ошибок как при счете и письме, а так и в поведении целом;

- с каждым выполненным заданием в группах самоконтроль учащихся стал проявляться более осознанно;

- такие листы можно использовать на этапе рефлексии деятельности, тем самым понять усвоил ли ребёнок материал на должном уровне или нет

Таким образом, в ходе учебной деятельности учащиеся продуктивно работали в группах, выражали свое мнение, делились со своими мыслями, справлялись с заданиями и охотно заполняли листы самоконтроля. В процессе работы в классе было заметно, что дети стали более трудолюбивыми, сдержанными, аккуратными, так же при выполнении заданий стали допускать значительно меньше разного рода ошибок.

Резюмируя представленные выше педагогические условия для развития самоконтроля у учащихся, приходим к выводу, что групповая форма работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость и эффективность усвоения; улучшается психологический климат в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.