Научная статья на тему 'Методические основы развития самоконтроля у младших школьников'

Методические основы развития самоконтроля у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4208
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-CONTROL / DEVELOPMENT / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габеева Лариса Николаевна, Климентьева Наталья Николаевна, Лубсанова Любовь Батоевна

На современном этапе в рамках внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования чрезвычайно значимой для школы является задача развития самоконтроля, необходимого в достижении результатов, предъявляемых к «портрету выпускника начальной школы». В данной статье отражены результаты методики развития самоконтроля младших школьников, дается самостоятельно сформулированное автором на основе анализа психолого-педагогической литературы определение понятия «самоконтроль». Отмечено, что развитие самоконтроля будет успешным при соблюдении описанных в статье педагогических условий. С учетом полученных в ходе исследования данных о причинах низкого уровня самоконтроля у младших школьников разработана и представлена методика, основанная на его поэтапном формировании. Авторами охарактеризовано содержание каждого этапа работы. Приведены примеры форм, средств, методов и приемов работы с педагогами, учащимися начальных классов и их родителями, на основе которых развивается самоконтроль у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габеева Лариса Николаевна, Климентьева Наталья Николаевна, Лубсанова Любовь Батоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR DEVELOPING SELF-CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

With the implementation of Federal State Standard of Primary Education the problem of self-control development becomes extremely important for schools, because of the requirements to "portrait of a graduate from primary school". This article presents the results of use the technique for developing self-control in primary school children; based on the analysis of psychological and pedagogical sources we have formulated the definition of "self-control". It is noted that development of self-control will be successful subject to the described pedagogical conditions. Taking into account data obtained during the study on the reasons of self-control low level among primary school children we have presented the technique based on gradual formation of self-control and characterize each stage of work. The examples of forms, tools, methods and techniques of work with teachers, primary school pupils and their parents, which contribute to development of self-control in primary school children, are given.

Текст научной работы на тему «Методические основы развития самоконтроля у младших школьников»

УДК 373.3:371.3

doi 1018101/1994-0866-2017-1-85-93

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Габеева Лариса Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Климентьева Наталья Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Лубсанова Любовь Батоевна

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

На современном этапе в рамках внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования чрезвычайно значимой для школы является задача развития самоконтроля, необходимого в достижении результатов, предъявляемых к «портрету выпускника начальной школы». В данной статье отражены результаты методики развития самоконтроля младших школьников, дается самостоятельно сформулированное автором на основе анализа психолого-педагогической литературы определение понятия «самоконтроль». Отмечено, что развитие самоконтроля будет успешным при соблюдении описанных в статье педагогических условий.

С учетом полученных в ходе исследования данных о причинах низкого уровня самоконтроля у младших школьников разработана и представлена методика, основанная на его поэтапном формировании. Авторами охарактеризовано содержание каждого этапа работы. Приведены примеры форм, средств, методов и приемов работы с педагогами, учащимися начальных классов и их родителями, на основе которых развивается самоконтроль у младших школьников. Ключевые слова: самоконтроль, развитие, младшие школьники, учебная деятельность.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им навыками самоконтроля. Образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, дейст-

вие самоконтроля должно осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности [6].

Развитие самоконтроля у младших школьников представляет собой динамичный процесс, достижение которого происходит поэтапно: от понимания учащимися и их родителями значимости и необходимости решения данной проблемы, через усвоение знаний психолого-педагогических механизмов и методик развития самостоятельных контрольных действий — к умению планировать, контролировать и прогнозировать свою деятельность.

В рамках нашего исследования «самоконтроль младших школьников» мы понимаем «как развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности» [2].

Овладение детьми практическими знаниями и умениями самоконтроля — длительный и сложный процесс, протекающий под целенаправленным руководством родителей и педагога. Для развития данных умений необходимо выполнение выявленных нами в ходе исследования педагогических условий:

• формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников;

• осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;

• осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности.

Анализ учебно-методической литературы показал недостаточную разработанность вопросов методики развития самоконтроля у младших школьников. В педагогической деятельности учителю не хватает знаний, необходимых для развития самоконтроля у младших школьников, т. е. знаний сущности и свойств самоконтроля, возрастных и индивидуальных особенностей развития самоконтроля детей, методов и приемов развития самоконтроля, диагностики уровня развития самоконтроля. Также учителя задаются вопросом: каким образом необходимо побуждать младших школьников к самоконтролю на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном)? У младших школьников нужно отметить трудности в уяснении цели самоконтроля, первоначальном ознакомлении с конечным результатом действий и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. Так, многие учащиеся способны сличить ход работы и достигнутый результат с образцами, но только с помощью учителя оценивают состояние выполняемой работы, устанавливают и анализируют допущенные ошибки с выявлением их причин. Развитие самоконтроля у младших школьников не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в развитии данного качества личности играет семья. Многие родители испытывают большие трудности не только в развитии самоконтроля у своих детей, но и в учебной деятельности в целом. Поэтому педагоги и родители

должны стать партнерами-единомышленниками в достижении цели развития самоконтроля у их детей и создания необходимых для этого условий.

Таким образом, наблюдение педагогической деятельности учителей начальных классов и низкий уровень развития самоконтроля у учащихся, выявленный в ходе диагностических обследований, свидетельствуют о необходимости развития самоконтроля у младших школьников.

В ходе исследования мы определили этапы работы по развитию самоконтроля у младших школьников:

I. Подготовка учителей к реализации педагогических условий развития самоконтроля.

II. Организация взаимодействия школы и семьи для решения общей задачи: развития самоконтроля у детей.

III. Формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников.

Бесспорно, работа в этих направлениях ведется в комплексе. Во время учебного процесса учитываются факторы, влияющие на развитие самоконтроля, которые можно объединить в две группы: методические и психолого-педагогические. Методический фактор определяется средствами, находящимися в арсенале методики, и подготовленностью учителя, которому предстоит решать задачу развития самоконтроля. Среди психологических факторов, как ранее было указано, отмечаем психологические особенности развития самоконтроля у младших школьников. Если психические процессы развиты слабо, то считаем целесообразным развивать их в процессе обучения, так как совершенствование будет способствовать ускоренному процессу развития самоконтроля, а в целом — успешности учебной деятельности.

Методика развития самоконтроля достигнет своей цели только в том случае, если учитель будет рассматривать учебное взаимодействие как рав-нопартнерские отношения, последовательно будет формировать учащегося как субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельной учебной работе. Здесь методическим фактором является умение педагога передать учащимся приемы и методы учебной деятельности, а также умение создать условия для осуществления самоконтроля.

Исходя из психологической теории деятельности, основным положением которой является то, что и обучение и развитие протекают только в процессе целенаправленной деятельности, требования к организации и развитию самоконтроля предполагают такую организацию, при которой все учащиеся совершают активные мыслительные и практические действия самоконтроля, исходя из задач обучения [5].

Нами учитывались следующие требования к развитию самоконтроля.

Систематичность применения самоконтроля при организации учебной деятельности младших школьников.

Реализация диагностирующей, корректирующей, познавательно-развивающей и воспитывающей функций самоконтроля в их единстве.

Контроль как процесс проходит поэтапно. Каждый этап имеет свою цель, задачи, структуру, содержание. Задачи этапа контроля определяют его содержание, тот или иной вид, прием самоконтроля.

Целесообразное сочетание видов самоконтроля. В учебном процессе должны применяться итоговый, пооперационный, прогнозирующий самоконтроль; самоконтроль с применением разных средств наглядности.

Применение разнообразных приемов самоконтроля. Нужно отметить, что это разнообразие должно быть разумным. Однообразные приемы самоконтроля снижают организованность, ответственность учащихся интерес к нему. Слишком большое разнообразие также неэффективно. Учитель должен варьировать использование приемов самоконтроля.

Необходимо учитывать предшествующую практическую подготовку к самоконтролю, отношение к нему, отношение к учебе.

Благоприятным фактором развития самоконтроля является развитие у детей самостоятельности в действиях. Вполне понятно, что чем выше развита самостоятельность, тем успешнее протекает развитие самоконтроля.

При разработке методики развития самоконтроля у младших школьников необходимо учитывать не только предмет контроля, но и способы, приемы, формы самоконтроля, адекватные поставленным педагогическим целям.

Для реализации 1-го этапа работы с целью теоретической и практической подготовки педагогов был разработан обучающий курс «Развитие самоконтроля у младших школьников в процессе обучения». Его задачами являлись:

1) формирование целостного представления о сущности и психологических особенностях самоконтроля младших школьников как свойстве субъекта;

2) создание педагогических условий развития самоконтроля.

Обучающие занятия проводились с учителями начальных классов городских школ в виде семинаров, организованных городским управлением образования. Программа курса включала вопросы теоретической и практической направленности, объединенные шестью темами.

№ Тема Вопросы, рассматриваемые в рамках курса

1 Развитие самоконтроля у младших школьников как психолого- педагогическая проблема Самоконтроль человека как свойство личности. Причины низкого самоконтроля у младших школьников. Результаты диагностики самоконтроля у школьников на верхней ступени обучения начальной школы. Психологические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте. Управление развитием самоконтроля у младших школьников через создание определенных педагогических условий в процессе обучения.

2 Учитель как субъект педагогического управления развитием самоконтроля у младших школьников Знания, необходимые учителю для развития самоконтроля у младших школьников в процессе обучения в условиях личностно-ориентированного образования (сущность и свойства самоконтроля, возрастные и индивидуальные особенности самоконтроля младших школьников, организаторские способности, умение диагностировать развитие самоконтроля у младших школьников)

3 Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников Определение и формулировка цели, задач развития самоконтроля. Условия реализации данной цели.

4 Мотивационное управление развитием самоконтроля у младших школьников Обучение младших школьников алгоритму целеполага-ния. Создание ситуаций, стимулирующих младших школьников самостоятельно осуществлять самоконтроль.

5 Реализация педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников Методика развития самоконтроля у младших школьников. Методы, приемы, средства и формы реализации педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников. Методы диагностики развития самоконтроля.

6 Учебный материал, необходимый для развития самоконтроля у младших школьников Определение и выбор учебного материала, необходимого для развития самоконтроля у младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования.

В данном направлении велась работа и в Педагогическом институте Бурятского госуниверситета со студентами направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Начальное образование» с целью подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению деятельности, направленной на развитие самоконтроля у младших школьников.

Целью 2-го этапа является проведение работы с родителями по формированию у них педагогических знаний, научно обоснованных и практически проверенных. Работа происходит одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом. Во время проведения семинаров, дискуссий, «круглых столов» педагог создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей. Педагог также использует рефлексивные приемы, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.

Например, в рамках тематического блока «Развитие самоконтроля у детей младшего школьного возраста как фактор успешности их учебной деятельности» содержание работы следующее:

— приглашаются родители, которые являются контролерами детей в домашних условиях, с просьбой рассказать о ребенке и контролирующих действиях;

— организовываются семинары, направленные на формирование знаний о воспитании самоконтроля у детей, к примеру:

Тема: Учебная деятельность младшего школьника в школе и дома. Задачи семинара:

1) Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2) Учебная деятельность — ведущая в младшем школьном возрасте.

3) Домашняя учебная работа учащихся. Вопросы для обсуждения:

Особенности многообразия психических явлений младших школьников. Структура учебной деятельности.

Домашняя учебная работа — обязательный вид деятельности, являющийся главным резервом для учителя в плане формирования у детей полноценных знаний, умений и навыков.

План проведения семинара.

I. Анкетирование родителей (в начале семинара проводит педагог или психолог).

II. Выступление учителя, подготовленное по данным специальной литературы и с опорой на собственный опыт.

III. Рекомендации родителям по организации домашней учебной работы, способствующей развитию навыков самоконтроля._

IV. Оперативный анализ результатов анкетирования (дается в конце семинара). Тема: «Навыки самоконтроля и их значение в дальнейшем обучении школьников». Задачи семинара.

Оценить навыки и умения самоконтроля.

Дать рекомендации родителям по результатам оценки уровня самоконтроля в 1-й (2-й, 3-й, 4-й) четверти. Вопросы для обсуждения.

Актуальность проблемы. Значение действия самоконтроля для умственного развития детей.

Роль родителей в развитии действия самоконтроля. Особенности развития самоконтроля в домашней обстановке._

При организации работы создается «почтовый ящик» — «Спрашивайте-ответим» (выяснение вопросов, волнующих родителей по данной теме).

Детальная методическая проработка каждого этапа, начиная с места проведения семинаров, расположение участников в аудитории (чаще всего за круглым столом), порядок ведения обсуждения проблемы, выбор научно-теоретической и методической литературы, создание положительного эмоционального фона позволяют проводить собрания-семинары в оптимально временные сроки. Анализ результатов анкетирования родителей подтвердил результативность избранной формы взаимодействия. Большинству родителей понравилась такая форма общения, и многие (98%) высказались о продолжении сотрудничества. Родители регулярно посещали семинары (явка в среднем составляла 80-90%), стали чаще включаться в педагогический процесс, активно обсуждать проблемы, связанные с детьми, и выражать свое мнение о формах проведения собраний на этапе рефлексии. Все это способствует сплачиванию семьи, повышению уровня педагогической культуры родителей.

Целью реализации 3-го этапа является развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности. На данном этапе педагог должен:

1) развивать потребность детей в осуществлении самоконтроля через критическую оценку своей собственной деятельности, действий и их результатов, способствовать осознанию самоконтроля, обогащать знания о самоконтроле;

2) учить младших школьников осуществлять проверку по готовому образцу; развивать умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих товарищей, учителя, собственных в результате действия, в процессе действия;

3) развивать у детей навыки самостоятельности, самоорганизации, самонаблюдения;

4) повышать уровень познавательного интереса, активности и развития умственных способностей;

5) создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке, атмосферу творчества и сотрудничества в процессе учения и контроля.

Для реализации цели и задач данного этапа использовались различные виды работы, например, приемы развития самоконтроля у младших школьников.

Общеучебные приемы самоконтроля, используемые в разных учебных предметах. Эту группу можно разделить на две подгруппы: приемы внеш-

ней организации самоконтроля (сверка с образцом, работа с учебником и другой справочной литературой, организация домашней работы, планирование, моделирование, работа в парах и группах) и приемы мыслительной (внутренней) организации самоконтроля (овладение и оперирование представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями), выработка критериев оценки и соответствие им, составление плана выполнения работы [1].

Общие приемы самоконтроля рассмотрим на примере математики и русского языка

Математика Русский язык

а) внешний СК: работа с учебником математики, математическими таблицами, приемы организации домашней работы, ведение тетради по математике, составление опорных схем и средств для обратно-сигнальной связи; б) внутренний СК: приемы работы с математическими понятиями, суждениями, индуктивными и дедуктивными умозаключениями; приемы, характерные для математики мыслительных операций (анализ, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение и т. п.); выработка критериев оценки и соответствие им, составление плана выполнения работы [1]. а) внешний СК: работа со словарем, сверка с источником, письменное обозначение рабочих операций по применению правила и устные рассуждения; использование таблиц с порядком действий по применению правила; б) устное запоминание последовательности умственных операций; сверка своих знаний с устным ответом товарища.

Частные приемы самоконтроля — это такие приемы, которые конкретизированы для решения более узких задач и используются в определенных темах курса. Рассмотрим на примере математики и русского языка.

Математика Русский язык

а) повторное решение задачи; б) решение обратной задачи; в) проверка полученных результатов по условию задачи; г) решение задачи различными способами; д) примерная оценка искомых результатов; е) проверка на частном случае; ж) испытание полученных результатов по косвенным параметрам [4] а) проверка и обозначение орфограмм; б) комментированное письмо; в) запись проверочного слова и устный его подбор; г) надписывание вопросов и постановка опорных форм; д) письменное и устное обоснование написания

Приемы самоконтроля способствуют установлению роли образцов, используемых при проведении контролирующих действий. Если в качестве образца выступает готовый ответ, то с помощью первого приема самоконтроля можно выяснить, правилен ли полученный результат или нет. Если же образец для сверки не задан, то с помощью подходящего приема самокон-

троля (при повторном решении, решении обратной задачи и т. д.) в конечном счете составляется образец и выполняется проверка. Тем самым вскрывается ключевое звено в проведении самоконтроля — сверка с готовым или составленным образцом [3].

Таким образом, одним из важнейших факторов, влияющих на развитие самоконтроля младших школьников, является методический фактор. При правильной организации и систематическом, целенаправленном проведении методической работы у младших школьников повышаются самостоятельность, уверенность, стремление к преодолению трудностей, рефлексия и, в целом, уровень развития самоконтроля.

Литература

1. Гайдамакина И. В. Формирование приемов учебной деятельности на основе системы циклов базисных задач планиметрии: дис. ... канд. пед. наук. — Орел, 2000. — 177 с.

2. Габеева Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — Вып. 15: Теория и методика обучения. — С. 102-107.

3. Габеева Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — 171 с.

4. Манвелов С. Г. Теория и практика современного урока математики: дис. ... д-ра пед. наук. — Армавир, 1997. — 352 с.

5. Рылова В. В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. — Киров, 2000. — 148 с.

6. Орлова Л. Н., Ижойкина Л. В. Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3.

METHODOLOGICAL BASIS FOR DEVELOPING SELF-CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Larisa N. Gabeeva

Cand. Sci. (Education), A/Prof., Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

Natalya N. Klimentyeva

Cand. Sci. (Psych.), A/Prof, Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LubovB. Lubsanova

Cand. Sci. (Education), A/Prof., Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

With the implementation of Federal State Standard of Primary Education the problem of self-control development becomes extremely important for schools, because of the requirements to "portrait of a graduate from primary school".

This article presents the results of use the technique for developing self-control in primary school children; based on the analysis of psychological and pedagogical sources we have formulated the definition of "self-control". It is noted that development of self-control will be successful subject to the described pedagogical conditions. Taking into account data obtained during the study on the reasons of self-control low level among primary school children we have presented the technique based on gradual formation of self-control and characterize each stage of work. The examples of forms, tools, methods and techniques of work with teachers, primary school pupils and their parents, which contribute to development of self-control in primary school children, are given.

Keywords: self-control, development, primary school children, learning activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.