7. Рефлексия на уроке английского языка. Классификация. [Электронный ресурс]. - URL: http://esl4kids.ru/refleksiya-na-uroke-anglijskogo-yazy-ka (дата обращения: 25.06.2015).
8. Федорова Е.В. Развитие рефлексивных способностей школьника как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. - URL: http://modern-educational.esrae.ru/pdf/2012/2/26.pdf (дата обращения: 27.06.2015).
© Мосина М.А., Толдаева А.Р., 2015
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НА БАЗЕ УМК SOLUTIONS 'PRE-INTERMEDIATE'
Панина Елена Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Бабицкая Елена Владимировна
студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь
E-mail: [email protected]
MNEMONIC TECHNIQUES FOR VOCABULARY LEARNING OF THE ENGLISH
LANGUAGE IN SECONDARY SCHOOL WITH COURSEBOOK 'SOLUTIONS. PRE-INTERMEDIATE'
Elena Panina, Ph.D
Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Pedagogical Humanitarian University, Perm
E-mail: [email protected]
Elena Babitskaya
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Pedagogical Humanitarian University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена проблеме нестандартных средств обучения лексической стороне речи английского языка. Рассматривается совокупность трудностей при обучении лексике. Обсуждается проблема использования мнемотехники для запоминания информации. Особое внимание уделяется мнемотехническим приемам, позволяющим сделать процесс обучения лексической стороне речи языка более продуктивным и интересным для учащихся шестых классов. Показаны варианты упражнений, построенные на приемах мнемотехники для использования УМК Solution. Pre-Intermediate.
Ключевые слова: обучение лексической стороне речи, лексический минимум, психофизиологические особенности, мнемотехника, ассоциации, мнемотехнические приемы.
Abstract: the article is dedicated to the problem of creative methods of teaching English vocabulary. The emerging difficulties are covered. The applying of mnemonics for memorization is discussed. The article focuses on the mnemonic techniques as one of the means, which allows to make the process of vocabulary learning more effective. Models of lessons based on mnemonics for a coursebook 'Solutions. Pre-Intermediate' are shown.
Key words: teaching vocabulary, lexical minimum, psychophysiology, mnemonics, association, mnemonic techniques.
Сколько слов нужно знать для свободного общения на английском языке? Оксфордский словарь английского языка (Oxford English Dictionary) содержит более 355 000 активных слов. Достаточно пугающая цифра! Однако словарный состав английского языка представляет лишь теоретический интерес при изучении языка. Для осуществления межкультурной коммуникации достаточно владеть определенным набором лексических единиц. Словарный запас, необходимый для «выживания» в англоязычной среде, составляет всего 120 слов; для владения языком на базовом (пороговом) уровне достаточно знать 400-500 слов; чтобы объясниться - 800-1000 слов; для повседневного общения в течение всего дня - 1500-2000 слов; для чтения на базовом уровне - 800-1000 слов; для чтения несложных текстов - 4 000-5 000 слов; для чтения сложных текстов -10 000 слов. Словарный запас носителя языка составляет 10 000-20 000 слов.
[9].
Согласно федеральному государственному стандарту (ФГОС) за курс обучения в основной общеобразовательной школе учащиеся должны освоить 1800 лексических единиц (ЛЕ) на рецептивном уровне (чтение, аудирование) и 800 ЛЕ на продуктивном уровне (диалогическая / монологическая речь, письмо). Разумеется, такой объем слов не всегда усваивается учащимися в силу определенных трудностей, которые возникают, с одной стороны, из-за особенностей развития памяти в подростковом возрасте, а, с другой стороны, из-за характеристик самого словаря, когда частично совпадающие по форме слова иностранного языка отличаются от родного по значению или объему значений, например, слова, известные как «ложные друзья переводчика»: 'accurate' - не «аккуратный», а «точный», 'list' - не «лист», а «список») [7].
Характеризуя физиологические особенности учащихся шестых классов, можно отметить, что, во-первых, в начале подросткового возраста развивается логическое и рефлексивное мышление, которое отличается высокой степенью обобщенности и абстрактности, также повышенной интеллектуальной активностью. Однако подростки больше заинтересованы в выполнении практических заданий, где происходит опора на наглядно-действенное мышление. Они охотнее запоминают конкретные факты, обходя
теоретические вопросы стороной, считая их скучными. Это ведет к тому, что развитие абстрактного мышления замедляется. Вследствие этого академическая успеваемость падает, теряется интерес к учению. Во-вторых, несмотря на превалирующую роль непроизвольного внимания, в подростковом возрасте происходит развитие произвольного - учащиеся уже могут отвлечься от заинтересовавшего их объекта и сосредоточиться на решении задач [6].
Процесс запоминания в возрасте 10-12 лет характеризуется следующими изменениями: происходит развитие преимущественно словесно-логического и произвольного видов памяти, увеличивается объем и быстрота запоминания информации. Но предпочтение использования исключительно словесно-логической памяти приводит к замедлению развития механической, что в свою очередь негативно сказывается на успеваемости учащихся. Появление новых предметов в средней школе подразумевает увеличение количества информации, которую нужно запомнить механически. В результате, большинство подростков жалуются на плохую память [5].
Одним из решений данной проблемы выступает мнемотехника. Обобщив множество определений мнемотехники, можно сделать вывод, что мнемотехника - это искусство запоминания, включающее в себя приемы и способы продуктивного запоминания через образование ассоциаций, а также через преобразование информации в комбинацию зрительных образов
[3].
Таким образом, любая информация в человеческом мозге фиксируется в виде комбинаций нескольких зрительных образов - ассоциаций, которые разделяются на естественные и искусственные. Дадим определение каждому виду ассоциаций и список приемов, которые на них основаны:
Естественные ассоциации - это связи, реально существующие между воспринимаемыми объектами, поэтому их запоминание происходит автоматически. Задача приемов заключается в систематизации связей для дальнейшего запоминания другой информации. Можно выделить следующие приемы, основу которых составляют естественные ассоциации: метод Цицерона, прием свободных ассоциаций, прием выделения частей образов, метод выделения отличительного признака, мнемоническая группировка по определенным связям [1].
Искусственные ассоциации - это связи, которые создаются между образами, т.е. происходит имитация процесса естественного восприятия соединенных образов в пределах одной зрительной анализаторной системы или между разными анализаторными системами. Приемы, основанные на искусственных ассоциациях: буквенно-звуковая мнемотехника, акронимы, рифмы, сказки-ассоциации, схематично-рисуночная мнемоника, метод фонетических ассоциаций, метод наводящих ассоциаций, метод взаимодействия всех ощущений [1].
Однако перед тем как применить эти приемы на практике, важно знать некоторые правила создания связей между ассоциациями. Во-первых, образы
должны быть крупными и одного размера. Мелкие образы представлять не следует, так как связи между такими образами будут фиксироваться плохо. Во-вторых, образы следует представлять объемными, «трехмерными», которые можно рассмотреть со всех сторон. И наконец образы необходимо представлять цветными и детальными [4].
Применение мнемотехники не облегчает процесс запоминания, но делает его более быстрым, контролируемым и качественным. Новые лексические единицы запоминаются лучше, и, следовательно, появляется интерес к предмету. Среди множества приемов и методов выделяются следующие, адекватные процессу обучения лексической стороне речи:
• Создание яркой ассоциации с запоминаемым словом, например: 'steal' - 'стильно свистнуть'.
• Рифмы с новыми словами или даже четверостишья способствуют росту интереса, а следовательно, лучшему запоминанию материала, например:
Проведем на кухне рейд: Назовем тарелку - plate. Вижу много умных глаз, Как стакан назвали? - glass.
Picadilly is full of light; On the left and on the right Snack-bars, theatres, jazz and pop, Hurry, hurry, never stop.
• Метод взаимодействия всех ощущений учит запоминать не перевод, а образ слова, который возникает при упоминании, например, чтобы выучить слово 'violin', нужно представить сам инструмент, гриф, струны, представить игру. Вместе с образом возникнет и название - скрипка [2].
• Метод Цицерона основан на ассоциировании слов с «ключевыми» или опорными предметами хорошо знакомого места, например, комнаты или класса. Например, при введении лексических единиц: windy, freezing, cold, hot, rainy, stormy, cloudy, sunny. Мысленно обходим комнату, выполняя следующие действия: cold - закрываем окно, freezing - смотрим на узоры на окне, подходим к батарее, батарея - hot. Следующая ситуация: смотрим на окно, видим капли дождя - rainy, хлопает окно - stormy, windy. Включаем свет - sunny.
• Прием символизации представляет собой преобразование абстрактных слов в зрительные образы, например: modern - iPhone, cheap -an old car.
• Кодирование через знакомую информацию, например, использование английских слов из рекламы: 'Fairy' - фея, 'Snikers' -кроссовки, 'Vanish' - исчезать, 'Tide' - прилив /отлив, 'Milky Way' -млечный путь, 'Head and Shoulders' - голова и плечи. Эти примеры будут
эффективны для учащихся-аудиалов - с преобладанием слухового канала восприятия. Для учащихся-визуалов слова должны представлять собой яркие ассоциативные образы, например: 'Fairy' - представлять не "порошок", а, например, розовую бутылочку, с крылышками и волшебной палочной "фея", 'Snikers' - к первичному образу шоколада дорисовать шнурки и носки как у "кроссовок " [8].
Еще одной важной классификацией мнемотехнических приемов является классификация А.Н. Шамова, который выделяет следующее:
1. Перекодирование представляет собой схематизацию информации, которая, с одной стороны, делится на вербализацию лексических единиц, например, нахождение антонимов, синонимов, составление дефиниций, а с другой стороны, представляет новые слова в образной форме, например, проговаривание слов 'pavement', его прорисовка в воздухе, запоминание по согласным буквам - 'pvmnt'.
2. Достраивание как прием реализуется через объединение лексического материала и создание новых элементов, например, достраивание новых слов до словосочетаний или составление предложений, например, 'a cameo' (эпизодическая роль, сыгранная известным актером, спортсменом, политиком) - to play a cameo (играть эпизодическую роль) -The famous director played cameos in most of his films. (Во многих из своих фильмов этот известный режиссер сыграл эпизодическую роль).
3. Сериация распределяет лексические единицы по различным признакам, например, слова baseball, basketball, football, athletics, gymnastics распределены по словообразовательну признаку - суффиксу -ics / -ball. Другими возможными критериями для распределения могут являться: а) части речи; б) принадлежность к лексической теме; г) структура слова.
4. Повторение представляет собой комплекс приемов, использующихся для актуализации ранее изученных лексических единиц, основанных на распределении по различным критериям, и установлении связей между словами: а) группировка; б) классификация; в) структурирование; г) систематизация; д) схематизация как прием используется для представлении материала в обобщенном виде; е) аналогия устанавливает сходства и отличия лексических единиц, а также особенности их употребления, например, 'infant - kid - child' [10].
Анализ УМК Solutions 'Pre-Intermediate' позволяет определить место использования мнемотехники на каждом этапе изучения слова.
Этап ознакомления связан с восприятием новой лексической единицы, её представлением в памяти. Более продуктивными, на наш взгляд, являются следующие приемы:
• Метод фонетических ассоциаций
Из родного языка подбирается на слух слово, созвучное с новой лексической единицей. Такая ассоциация задействует эмоциональную сторону учащегося, а следовательно, надолго сохранится в памяти.
Например, юнит ЗА (Town and Country) 'gate' (ворота) - Билл Гейтс стоит у ворот; 'hill' (гора) - нехилый холм.
• Метод взаимодействия всех ощущений
Ассоциация создается на основе реального образа слов. Например, юнит 5A (At the Shops) - введение названий торговых пунктов. Мысленно или вслух проговаривается слово 'chemist's', представляется в деталях образ аптеки, лекарства, которые продаются, покупатели и т.д. Суть метода -формирование автоматического появления образа при упоминании слова, а не его механический перевод.
• Прием перекодирования
В качестве примера упражнений можно привести нахождение синонимов: pavement - sidewalk, footpath; антонимов - highway; дефиниций - a flat part of a road for people to walk on. Другим типом упражнения может являться следующее - каждое слово многократно проговаривается и одновременно прорисовывается движениями глаз. Это отличный и необычный прием для запоминания орфографии слов.
• Прием символизации
Эффективность данного приема лучше всего проявляется при запоминании абстрактных слов - преобразование явления в реальные образы предметов со схожими признаками, например, юнит 4A (At the Cinema): entertaining - a science fiction film, moving - an action film, scary - a disaster film.
На этапе тренировки наиболее продуктивными приемами, которые задействуют логическую и механическую виды памяти, являются:
• Прием сериации
В качестве примерного упражнения можно назвать разделение лексических единиц юнита 2A (A question of sport) по словообразовательным признакам/по структуре слова, например:
1) N+-ics: athletics, gymnastics;
2) N+-ball: basketball, volleyball;
3) V+-ing: swimming, weightlifting;
4) N+N: table tennis, ice hockey;
5) N: judo, karate;
• Прием достраивания
Построение словосочетаний и предложений с предложенными словами, например: «С каким глаголом употребляется слово, обозначающее определенный вид спорта?»
to play
to go ...
to do ..
play badminton/ football/ basketball/ rugby/ badminton/ ice hockey/ tennis go surfing/ weightlifting/ cycling
do athletics/ judo/ karate
athletics, badminton, baseball, basketball, cycling, football, golf, gymnastics, ice hockey, judo, karate, rugby, surfing, swimming, table tennis, tennis, volleyball, weightlifting
Our team has played rugby for four years.
My father used to go weightlifting when he studied at the Unversity.
I do karate for three reasons. I want to look cool, strong and healthy.
Приемы применения новой лексики в речевой деятельности являются следующие:
• Рифмизация
Плюсов данного приема множество: активизация новой лексики, укрепление в долговременной памяти, воздействие на эмоциональную сторону и даже снятие напряжения.
Например, юнит 1A (Personalities): talkative - naïve, sportive, expensive; polite - white; lazy - crazy; serious - mysterious, generous, numerous.
• Повторение
Актуализация ранее изученных лексических единиц может быть выполнена через такие приемы, как:
o Прием группировки
Упражнение 1. Распределите названия магазинов по подходящий столбцам:
Shops: bakery, bank, butcher's, card shop, chemist's, clothes shop, computer shop, electrical store, jeweller's, music shop, newsagent's, post office, shoe shop, sports
shop, stationery shop, supermarket.
To buy food To buy clothes/sho es To buy jewel/ sport items Establishme nt To buy books/ CD-disk/ pencils/ medicine To buy/ to repair your electron ic device
bakery bank
o Прием аналогий
Можно привести следующий пример упражнения: Определите: а) Что общего у этих слов; б) Чем они различаются? footpath - lane - pavement Например,
А) footpath, lane and pavement mean a road to go on.
Б) the footpath is a path for people to walk along in the countryside; the lane is a narrow road in the countryside; the pavement is a part of a road for people to walk on in the city.
o Прием классификаций
Распределение слов по темам «Global issues» и «Crime and criminals».
the arms trade, burglary, joyriding, child labour, murder, disease, endangered species, famine, robbery, global warming, war, camcorder, homelessness, sell, steal, pollution, pedestrian crossing, theft, poverty, racism, western, terrorism, vandalise, wave, wink
Global issues Crime and criminals
The arms trade burglary
Приведенные приемы мнемотехники позволяют сделать процесс запоминания лексических единиц более эффективным, а сам процесс обучения - более интересным.
Список литературы
1. Базовые понятия мнемотехники. Естественные ассоциации. Искусственные ассоциации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnemonikon.ru/ (дата обращения: 10.05.2015).
2. Вахитова О.Р. Особенности обучения английскому языку с помощью мнемотехнических приемов [Электронный ресурс]. - URL: http://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/osobennosti_obucheniya_an glijskomu_yazyku_s_pomowyu_mnemotehnicheskih_primov/ (дата обращения: 15.05.2015).
3. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. - М., 2007.
4. Мнемотехника и «изучение иностранного языка» [Электронный ресурс]. - URL: http://habrahabr.ru/post/156599/ (дата обращения: 10.05.2015).
5. Немое Р.С. Психология. Кн. 2. Гл. 7. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском. - М.: Владос,1995.
6. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Моск. Психол.-соц. ин-т, 2005. —288 с.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
8. Развитие памяти. Мнемотехники [Электронный ресурс]. - URL: http://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php (дата обращения 17.05.2015).
9. Словарный запас английского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://english-4life.com.ua/statii/slova-english.html (дата обращения: 17.05.2015).
10. Шамое А.Н. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. М., 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.flsmozaika.ru/index.php?id=8&Itemid=11&option=com_content&vie w=article (дата обращения: 17.05.2015).
© Панина Е.Ю., Бабицкая Е.В., 2015