1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1 Рус
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
А. Н. Бренчугина-Романова
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения приемов мнемотехники на уроках русского языка в полиэтнической школе. Использование приемов мнемотехники при обучении школьников-инофонов наиболее актуально при изучении лексики. Такие мнемоприе-мы, как рисунки, ребусы, короткие стихи и др., вызывают и учеников ассоциативные образы, которые помогают запомнить новые слова и их значения. Большой эффект имеет работа с рисунками, использование которых стимулирует употребление различных языковых единиц, обогащает словарный запас учащихся и служит для построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов.
Ключевые слова: полиэтническая школа, мнемотехника, мнемонические приемы, этимологический анализ, игровые методики, ассоциативное мышление, ассоциативный образ.
USING THE MNEMONICS AT THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES IN A MULTY-ETHNIC SCHOOL
A. N. Brenchugina-Romanova
Abstract. The article discusses the possibility of applying the techniques of mnemonics at the lessons of Russian language in multi-ethnic school. Using mnemonics in teaching of foreign pupils is the most important when learning vocabulary. Such techniques of mnemonics as pictures, puzzles, short poems, etc., cause in pupils associative images that help to remember new words and their meanings. Great effect has working with pictures, the use of which stimulates the use of different language units, enriches student's vocabulary and is used to build phrases and sentences and to compose coherent texts.
Keywords: multi-ethnic school, mnemonic, mnemonic techniques, etymological analysis, playing techniques, associative thinking, associative image.
Российская школа становится все более полиэтнической по составу учащихся в современных условиях. Уроки русского языка в таких классах требуют от учителя повышенного внимания к ученикам-инофонам. Основной целью обучения русскому языку в школе является практическое владением языком. В связи с этим проблема расширения ограниченного лексического запаса школьников-инофо-нов становится актуальной. Одной из задач, стоящих перед учителем, является формирование активного лексического запаса школьников и одновременно расширение и уточнение значений уже известных слов.
Один из способов помощи школьникам-инофонам запомнить орфографический облик
слова с непроверяемым написанием - использовать этимологический анализ этих слов, рисунок-иллюстрацию или мнемонические приемы.
По определению В. Козаренко, мнемотехника, или мнемоника, - это мощная тренировка внимания и мышления [1, с. 12]. Практическое применение мнемотехники в системе образования - это усвоение текстовой информации, алгоритм по усвоению стихов, скороговорок и другой рифмованной информации; методика изучения словарных слов и правил; алгоритм по усвоению иностранных слов, сложных для восприятия терминов и правил; игровые методики и упражнения на развитие внимания, логики, памяти [2].
К приемам мнемотехники относятся: образные коды букв алфавита; фонетические образные коды (для быстрого точного запоминания произношения новых иностранных слов); запоминание слова на основе зрительного образа (представление слова образом); подбор слова по согласным буквам; прием символизации (для преобразования в зрительные образы абстрактных слов); метод сжатия информации (для кодирования в зрительные образы коротких текстовых отрывков) и др. Мнемоприем и интерес к уроку тесно связаны, поскольку внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Причина успеха заключена в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, - другими словами, делает его заинтересованными в процессе урока [3, с. 80]. Прием мнемотехники снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.
Каждый учитель может использовать этот прием, о котором еще в 1931 г. известный психолог А. Н. Леонтьев писал: «Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству» [4, с. 166-167].
По определению, данному в Малом академическом словаре, мнемоника - это «совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций» [5]. Ассоциативный образ не только должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т. п., но и вызывать у школьника яркие образные эмоции. Например, при запоминании словарных слов можно опираться на графический облик лексемы, мнемонические рифмовки, схематично-рисуночную мнемонику, включение словарных слов в сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и др. [6, с. 47-53].
К мнемоническим приемам можно также отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребу-
сы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Облегчают запоминание небольшие произведения детских писателей. В работе над словарными словами часто используются стихи, например:
Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали «Петя» -Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса-лисица, посмотри, Очень любит букву И.
(Д. Хармс) [7].
Возможно также использование рисунков, например:
[8, с. 13-15; рисунки выполнены Ю. Г. Бельве-бером].
Существуют специальные мнемонические словари, в которых многие словарные слова даются с готовыми ассоциациями [9-11].
Словарь Т. И. Куропаткиной [11] широко используется в начальной школе, однако в условиях смешанного класса применение приемов мнемотехники, описанных в этом словаре, для индивидуальной работы со школьниками-ино-фонами 5-6-го классов, на наш взгляд, также вполне оправданно.
Методические пособия «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий» для 5-9-го классов И. В. Агеевой, Т. Б. Байдаковой и др. представляют собой сборники фрагментов уроков со словарной работой (механизм запоминания слов -ассоциативное слово-опора) [9; 10].
Роль рисунка в обучении языку исследовали многие ученые, поскольку, как считал Л. С. Выготский, рисование ребенка составляет преиму-
щественный вид детского творчества [12]. К. Б. Бархин полагал, что занятие рисованием - необходимая подготовка к научному творчеству [13]. Л. А. Ходякова, посвятившая вопросам рисунка и живописи на уроках русского языка несколько своих трудов, в одной из статей «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений учащихся» отмечает, что текст создается ребенком еще в процессе рисования, обеспечивая «процесс реализации словесного оформления» [14, с. 14].
Что касается использования рисунка, иллюстрации на уроках русского языка при изучении лексики, отметим, что функции этих средств наглядности обширны. Рисунок облегчает организацию фонетических наблюдений над звуковым строем; комментирует значения слов и фразеологических оборотов; стимулирует употребление различных языковых единиц, обогащающих словарь учащихся и служащих для построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов (сюжетные рисунки) [15, с. 4]. Об эффективности поэтапной работы над словом с опорой на зрительную наглядность пишет в своей статье А. А. Косолапкова [16, с. 13-17]. Как нам представляется, в условиях полиэтнической школы рисунок необходимо использовать на всех этапах работы со словом: в качестве иллюстрации; в качестве опоры для создания высказывания; для контроля над пониманием прочитанного; в процессе подготовки связного высказывания на заданную тему [17, с. 12]. При этом может быть использован как любой рисунок, имеющийся в арсенале учителя, так и авторский, выполненный самим учителем, а также детский ассоциативный рисунок.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» [Текст] / В. А. Козаренко. - М., 2002. - 95 с.
2. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. А. Чепурной. - Тернополь: Мац^вець, 2014. - 152 с.
3. Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Текст] / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. - М.: Школа рационального чтения, 2001. - 173 с.
4. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Текст] / А. Н. Леонтьев; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 386 с.
5. Малый академический словарь [Текст] / ред.: А. П. Евгеньева. - М., 1957-1960. (АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 19811984.)
6. Субботин, Д. И. Методика работы над словарными словами с использованием приемов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе [Текст] / Д. И. Субботин // IV Московские методические чтения: сб. науч.-метод. материалов конф. 2011 г. - М.: Русская школа, 2011. - 422 с.
7. Хармс, Д. Большая книга стихов, сказок и веселых историй [Текст] / Д. Хармс. - М.: Махаон, 2014. - 208 с.
8. Лушникова, Н. А. Русский язык в таблицах и схемах [Текст] / Н. А. Лушникова. СПб.: Виктория плюс, 2010. - 64 с.
9. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий.
5 класс. Практикум по русскому языку с электронным приложением [Текст] / И. В. Агеева [и др.]. - М.: Планета, 2011. - 208 с.
- (Современная школа).
10. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий.
6 класс. Практикум по русскому языку с электронным приложением [Текст] / И. В. Агеева [и др.]. - М.: Планета, 2011. -192 с. - (Современная школа).
11. Куропаткина, Т. И. Веселый словарь [Текст] / Т. И. Куропаткина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. - 180 с.
12. Выготский, Л. С. Рисование в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.- Гл. 8.
13. Бархин, К. Б. Творческая работа по родному языку. Статьи и материалы [Текст]: метод. пособие для преподавателей / К. Б. Бархин.
- Гос. изд-во Украины, 1924. - 307 с.
14. Ходякова, Л. А. Детский рисунок как средство формирования коммуникативных уме-
ний учащихся [Текст] / Л. А. Ходякова, И. М. Михайлова // Русский язык в школе. - 2000.
- № З. - С. 14-22.
15. Зельманова, Л. М. Карточки с рисунками и заданиями для развития связной речи в 6 классе [Текст] / Л. М. Зельманова. - М.: НПО «Образование», 1995. - 40 с.
16. Косолапкова, А. А. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка [Текст] / А. А. Косолапкова // Русский язык в школе.
- 2002. - № 4. - C. 13-17.
17. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики [Текст] / Л. В. Щерба. - Изд. 2 е, пе-рераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1974. -112 с.
REFERENCES
1. Kozarenko, V. A. Uchebnik mnemotekhniki. Sistema zapominaniya „Dzhordano ". Moscow, 2002. 95 p.
2. Chepurnoy G. A. (Ed.) Mnemotekhnika: tekh-nologiya effektivnogo usvoeniya informatsii v us-loviyakh sovremennogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie. Ternopol: Mandrivets, 2014. 152 p.
3. Ziganov M. A., Kozarenko V. A. Mnemotekhnika. Zapominanie na osnove vizualnogo myshle-niya. Moscow: Shkola ratsionalnogo chteniya, 2001. 173 p.
4. Leontyev A. N. Razvitie vysshikh form zapominaniya. In: Khrestomatiya po obshchey psikho-logii. Psikhologiya pamyati. Moscow: Izd-vo Mock. un-ta, 1979. 386 p.
5. Evgenyeva A. P. (Ed.) Malyy akademicheskiy slovar. Moscow, 1957-1960.
6. Subbotin D. I. Metodika raboty nad slovarnymi slovami s ispolzovaniem priemov mnemotekh-niki na urokakh russkogo yazyka v sredney shkole. IV Moskovskie metodicheskie chteniya: sb. nauch.-metod. materialov konf. 2011. Moscow: Russkaya shkola, 2011. 422 p.
7. Kharms D. Bolshaya kniga stikhov, skazok i veselykh istoriy. Moscow: Makhaon, 2014. -208 s.
8. Lushnikova N. A. Russkiy yazyk v tablitsakh i skhemakh. St. Petersburg: Viktoriya plyus, 2010. 64 p.
9. Ageeva I. V., et al. Assotsiativnyy orfografiches-kiy slovar s primeneniem informatsionnykh tekhnologiy. 5 klass. Praktikum po russkomu yazyku s elektronnym prilozheniem. Moscow: Planeta, 2011. 208 p.
10. Ageeva I. V., et al. Assotsiativnyy orfografiches-kiy slovar s primeneniem informatsionnykh tekhnologiy. 6 klass. Praktikum po russkomu yazyku s elektronnym prilozheniem. Moscow: Planeta, 2011. 192 p.
11. Kuropatkina T. I. Veselyy slovar. Samara: Izd-vo SamGPU, 1998. 180 p.
12. Vygotskiy L. S. Risovanie v detskom vozraste. In: Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psikhol. ocherk: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1991. Ch. 8.
13. Barkhin K. B. Tvorcheskaya rabotapo rodno-mu yazyku. Statyi i materialy: metod. posobie dlya prepodavateley. Gos. izd-vo Ukrainy, 1924.307 p.
14. Khodyakova L. A., Mikhaylova I. M. Detskiy risunok kak sredstvo formirovaniya kommuni-kativnykh umeniy uchashchikhsya. Russkiy ya-zyk v shkole. 2000, No. Z, pp. 14-22.
15. Zelmanova L. M. Kartochki s risunkami i zadaniyami dlya razvitiya svyaznoy rechi v 6 klasse. Moscow: NPO "Obrazovanie", 1995. 40 p.
16. Kosolapkova A. A. Rabota po razvitiyu rechi uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka. Russkiy yazyk v shkole. 2002, No. 4, pp. 13-17.
17. Shcherba L. V. Prepodavanie inostrannykh ya-zykov v sredney shkole. Obshchie voprosy meto-diki. Moscow: Vysshaya shkola, 1974. 112 p.
Бренчугина-Романова Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Brenchugina-Romanova Anna N., PhD in Education, Associate Professor, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]