и%
УДК 377.5.02:37.016
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ацдатпа
Макал ада агылшын тш сабактарында сын тэдэгы-сьшан ойлау технологиясын колдану сипатталган. Сын т^ргысынан ойлау технологиясьшьщ колданба-лы эдостершщ мысалдары келт1р1лген. Осы техноло-гняньщ жагымды жактары мен СМ технологиясын колданудагы киындыктар келт!р1лген.
Аннотация
В статье описывается использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка. Даются примеры эффективных приёмов технологии развития критического мышления. Приведены положительные стороны данной технологии и обозначены затруднения в использовании технологии развития критического мышления.
Annotation
The article describes the use of the technology of critical thinking development in English lessons. The examples of how to apply techniques of this technology are given. The positive aspects of this technology and the difficulties in using the technology of critical thinking development are presented.
он Одна из интереснейших современных техноло-§ гий в сфере образования - это технология развития и критического мышления. Критическое мышление, ^ т.е. творческое, помогает человеку определить g собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивиду-
S
альной ответственности за сделанный выбор, по-§ вышает уровень индивидуальной культуры работы ® с информацией, формирует умение анализировать
и
н и делать самостоятельные выводы, прогнозировать К
□ч последствия своих решений и отвечать за них, по-
§ зволяет развивать культуру диалога в совместной
w деятельности. Данные факторы обусловливают
Е-4
актуальность технологии развития критического мышления [1].
Батырханова Г.Б.,
преподаватель английского языка, Ко cm ан aù ски it
строительный колледж, г.Костанай
He2i32i создер: синквейн, жеке мэдениет, акпаратты жуйелеу, ужымдык ic-эрекет, сараланган тэст.
Ключевые слова: синквеин, индивидуальная культура, систематизация информации, коллективная деятельность, дифференцированный подход.
Keywords: cinquain, individual culture, systematization of information, collective performance, differentiated approach.
На своих уроках я применяю следующие приёмы технологии критического мышления: кластер, true or false sentences; перепутанные логические цепочки; role play; поиск ответов на поставленные вопросы, чтение с остановками, разные приёмы рефлексии и т.д.
1. Кластер.
При изучении темы «Flora and Fauna» у чающиеся смотря на кластер, стараются определить класс животных и места обитания этих животных. Далее учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с информацией в тексте.
Например, на вопрос «Where do animals live?» обучающиеся могут дать такие ответы:
Рисунок 1
Animals live...
Кластеры используются как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, могут быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели преподаватель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
2. Таблица «3-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал».
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать» [2].
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов.
При изучении темы "The United Kingdom of Great Britain" обучающиеся перед тем, как ознакомились с текстом о Великобритании, заполняют таблицу:
Таблица 1
Questions
I know Fd like to know I've known
It's geographical position. The UK is the shortened word of the United Kingdom of Great Britain. What is the Union Jack? What is the climate of the UK? Where is the Northern Ireland situated? Is Cardiff the capital of Wales? Union Jack is a flag. The climate is changeable. Cardiff is a capital of Wales.
s
X
<
m о
со
á w О
S
l-H
о i=; о
X
X ш H
s ^
s
Он
о
W н
3.Лови ошибку (Catch the mistake).
По теме «Adjectives» использую это
упражнение. При выполнений задания специально допускаются ошибки для того, чтобы откорректировали предложения. Например, «Степени сравнения прилагательных»:
1)Cows are bigger than lions.
2)A tiger is angrier than a fox.
3)A giraffe is the more beautiful animal.
4)A monkey is funniest animal.
5)Elephants bigger than bears.
6)A crocodile longer than a fish.
4.Рассказ no ключевым словам.
На уроке «The Republic of Kazakhstan. Geographical Position and Population» обучающиеся составляют рассказ на данную тему. Тем самым это облегчает им составление предложений, так как видят приблизительную структуру рассказа [4].
Задание звучит таким образом: Tell us about our motherland using the key words:
Established Is concentrated Smart
Symbol The largest Independent
Nur-Sultan A center of Mineral
Border on trade resources Prosperous
5. Чтение с остановками позволяет s • заинтересовать,
<! • привлечь к осмысленному чтению.
Пример работы с текстом «Environed- mental Problems». w
2 1 стадия - вызов. Почему именно так S называется произведение? Какие экологи-§ ческие проблемы вы можете назвать в на-§ шем мире?
w Teacher: Why is the text called «EnvironS mental Problems»?
s SI- The text involves young generation to g protect the world.
52 - People forget about environment.
53 - Environmental problems are the main
problem in the world.
Teacher: What will be at the end?
51 -1 think the statistics are given.
52 - To my mind, people call to protect the nature.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Заранее выделяются в тексте необходимые остановки - в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые побуждают к критическому мышлению. Акцент нужно сделать на вопросах высокого уровня.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
6. Тонкие и толстые вопросы.
Учащимся предлагается сформулировать тонкие и толстые вопросы к теме. Далее преподаватель определяет вид вопроса. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого или односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы[5]. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всей группе.
m
Таблица 2
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
"Thin" questions "Thick" questions
Who ...? What ... ? When ... ? Where ... ? Was it... ? What was the name ... ? Do you agree that... ? etc. Why ... ? Explain why ... ? Why do you think that ... ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between ... ? If you were ... would you ... ? etc.
На уроке по теме «Famous People of Kazakhstan» предлагаю учащимся поговорить о биографии писателей(А.Кунанбаев).
When and where did he live?
Have you read any of his stories?
What were they about?
What were the characters like?
What do you know about him and his life?
7. Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Как показывает опыт, синквейн может бьггь полезен в качестве:
1)инструмента для синтезирования сложной информации;
2)способа оценки понятийного багажа учащихся;
3)средства развития творческой выразительности.
На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначим некоторые возможности данного приема.
Синквейн как прием постановки темы урока. В начале урока на доске синквейн с пропущенной первой строкой, и по содержанию других четырех строк учащиеся пытаются сформулировать тему синквейна.
Пример использования по теме «Traditions»:
1) traditions,
2) popular, favourite,
3) to remember, to know, to respect,
4) tastes differ,
5) superstition.
Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие - составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы. §
Синквейн как закрепление вновь изу- <! ченной лексики. Учащимся предлагается в о конце урока вспомнить, какие новые лекси- а: ческие единицы были изучены по теме. По- о лучившуюся работу можно опять же исполь- К зовать для составления краткого рассказа по § теме. §
Таким образом, синквейн - приём тех- и нологии развития критического мышления, s позволяющий в нескольких словах изложить § учебный материал на определенную тему и о добиться более глубокого его осмысления, н Его можно использовать абсолютно по любо-
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
1-ч
о ч о
X X ш Е-
к
в; К
Рч
о
ш Е-
му предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).
Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений [6].
Приёмы, наиболее часто используемые мной на уроках: таблицы, ключевые слова, кластер, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому есть необходимость осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы. На уроках материал подаётся дозированно, так как не все могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения и уровень владения языком. Некоторые приёмы технологии адаптирую под свой контингент учащихся.
Проанализировав работу по данной технологии, пришла к выводу, что есть плюсы и затруднения в использовании технологии развития критического мышления.
Плюсы в использовании технологии развития критического мышления:
учащиеся учатся:
• классифицировать, оценивать, анализировать,
• принимать решения,
• работать в группах и парах,
• работать с большим объёмом информации,
• выделять главное,
• излагать идеи своими словами,
• отбирать важную информацию из прочитанного, представлять в сжатом, лаконичном виде.
Технология развития критического мышления реализует принцип гуманизации и сотрудничества, способствует активности в учебном процессе, активизирует мышление, повышает интерес, формирует коммуника-
Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^ тивные навыки, создаёт психологически
комфортную среду на уроках.
Удобно технологию развития критического мышления совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет-технологии и др.
Технология критического мышления используется на уроках иностранного языка и позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Преподаватель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции обучающихся, целостного развития их личности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи,- М.: Педагогика-Пресс, 2000,-382с.
2.Еферова А.Р. Педагогические условия формирования критического мышления студентов в образовательном процессе технического вуза:дисс.../ А.Р. Еферова,- Астрахань, 2010.-211с.
З.Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев С.И. Заир-Бек.-Спб.: Издательство «Альянс», 2003,-184с.
4.Ильясов И.И. Критическое мышление: организация процесса обучения / И.И.Ильясов// директор школы,-1999 №2 с.50-55
5.0ганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. - Английский язык. -1 сентября //№6, 2005.
б.Стил Дж. Основы критического мышления / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. - М.: Открытое общество , 1997.-53с.