НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
Лоренц Вероника Викторовна
канд. пед. н., доцент ОмГПУ, г. Омск, РФ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В данной статье рассматривается технология развития критического мышления школьников как возможность для реализации интерактивного образовательного процесса, позволяющего раскрыть творческие способности учащихся, умения мыслить, логически размышлять, высказывать свою точку зрения, то есть с целью развития универсальных учебных действий. Развитие критического мышления позволяет научить учиться, быть активным при усвоении знаний. В статье представлены результаты исследования по реализации технологии развития критического мышления в практике общеобразовательных школ на примере изучения английского языка.
Ключевые слова
Технология развития критического мышления, интерактивный образовательный процесс, фаза вызова,
осмысления и рефлексии.
Актуальность проблемы развития критического мышления учащегося обусловлена требованиями информационного общества к выпускнику школы, который должен уметь учиться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний на основе формирования умения учиться является одной из стратегических задач современного образования. В среднем школьном возрасте подросток стремится проявить себя в коллективе сверстников, анализирует и критически осмысляет явления действительности, социальные проблемы. Реализация технологии развития критического мышления в основной школе позволяет проектировать интерактивный образовательный процесс, в котором учащиеся занимают активную позицию, анализируют, осмысляют, оценивают информацию, сопоставляют различные точки зрения, отстаивают свое мнение, делают выводы, определяют возможности решения проблемы. Данная тема актуальна на современном этапе развития общества в целом и образования в частности.
При переходе к информационному обществу усиливается роль деятельности учащегося. Расширяются функции учителя, он не только организует учебный процесс, но и направляет поиск ученика, презентует направление поиска. Изменяется соотношение функций процесса обучения, хотя их совокупность не меняется.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности в педагогике понимается совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [1].
Разработанная американцами Ч. Темплом и К. Мередитом технология развития критического мышления посредством чтения и письма предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В основе технологии развития критического мышления посредством чтения и письма лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова, фаза реализации, фаза рефлексии.
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение
47
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
приобретенных знаний. Поэтому анализ практического использования приёмов развития критического мышления школьников проводился нами с точки зрения этапов данной технологии.
В ходе исследования мы проанализировали опыт учителей английского языка по использованию технологии развития критического мышления, который описан в работах Федосеенко Н. Н. «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления» [4], Сидоровой Е.Ю. «Развитие критического мышления учащихся на уроках английского языка» [3], Шекуновой Л.В. «План-конспект урока с использованием технологии развития критического мышления» [5], а также проанализированы статьи Дегтярёвой Е. А., учителя английского языка и создателя сайта «Speaking English», посвящённые приемам обучения критическому мышлению [2].
В результате исследования, нами были выявлены наиболее эффективные приемы развития критического мышления школьников. Результаты представлены в таблицах 1, 2, 3.
Мы выяснили, что на стадии вызова наибольшую популярность имеют такие приёмы как «Кластеры» и «Таблица тонких и толстых вопросов» (16, 7 % применения), затем следуют такие приёмы как «Мозговая атака», «Загадка», «Дерево предсказаний» и «Концептуальное кольцо» ( 11, 2 %), а также представляют интерес такие приёмы как «Верные и неверные утверждения», «Проблемные вопросы», «Ассоциации» и «Ключевые слова» (по 5, 6 %). Результаты анализа представлены в виде таблицы.
Таблица 1
Эффективные приемы развития критического мышления на стадии вызова
Приём % соотношение в использовании педагогами данного приема на практике
кластеры 16,7
Тонкие и толстые вопросы 16, 7
Мозговая атака 11,2
Дерево предсказаний 11,2
загадка 11,2
Концептуальное кольцо 11,2
Проблемные вопросы 5, 6
Верные и неверные утверждения 5, 6
Ассоциации 5, 6
Ключевые слова 5, 6
Сидорова Е. Ю. отмечает, что использование приема «тонкие и толстые вопросы» на стадии вызова позволило пробудить интерес учащихся к теме урока, актуализировать знания пот теме[ 3 ].
Как отмечает Федосеенко Наталья Николаевна, учитель английского языка (МОУ СОШ № 2 г. Топчиха), кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом [ 4]. Кластер - графический прием систематизации материала.
В центре - это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Например, изучая тему «Цвета» (5 класс), кластер может выглядеть следующим образом: рис. 1.
X
48
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
Дегтярёва Елена Александровна, учитель английского языка, а также создатель сайта «Speaking English», в своей статье «Приемы критического обучения через социальные сервисы по созданию ментальных карт» описывает приемы обучения критическому мышлению через создание кластеров в специальных социальных сервисах Интернета [2].
Федосеенко Н. Н. отмечает, что прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса [4].
Например: подбор синонимов к слову LIKE.
Прием «загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. Учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.
В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Основной задачей данного этапа является отслеживание восприятия учеником изученного материала. Нами были изучены наиболее часто используемые приёмы на данном этапе. Результаты занесены в Таблицу 2. Было выявлено, что самыми эффективными приёмами являются «Инсерт», «Фишбоун», «Двойной дневник» и «ИДЕАЛ» (16, 7 %), далее следуют Интерактивная стратегия «KWL Chart» и чтение с остановками (11, 2 %), затем «Бортовой журнал» и «Зигзаг» (5, 6%). Результаты представлены в виде таблицы:
Таблица 2
Эффективные приемы развития критического мышления на стадии осмысления
Приём % соотношение
инсерт 16,7
фишбоун 16, 7
ИДЕАЛ 16, 7
Двойной дневник 16, 7
Интерактивная стратегия «KWL Chart» 11, 2
Чтение с остановками 11, 2
Бортовой журнал 5, 6
зигзаг 5, 6
Прием «Чтение с остановками» эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями.
Интересным приемом, по мнению Шекуновой Л.В., является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. В левой части дневника
49
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату [5].
Рассматривая использование различных приёмов на стадии рефлексии, мы пришли к выводу, что самыми популярными приёмами систематизации знаний по теме являются «Синквейн» и «6 шляп мышления» (16, 7 %), также заслуживают внимания такие приёмы как «Кластеры», «Круглый стол», РАФТ и эссе (11, 2%), а также чтение с остановками, «таблица тонких и толстых вопросов», самоанализ и дискуссии (5, 6 %). Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Эффективные приемы развития критического мышления на стадии рефлексии
Приём % соотношение
синквейн 16, 7
6 шляп мышления 16, 7
кластеры 11,2
Круглый стол 11,2
рафт 11,2
эссе 11,2
Чтение с остановками 5, 6
Самоанализ 5, 6
Тонкие и толстые вопросы 5, 6
дискуссии 5, 6
Дегтярёва Е. А. в статье «Использование метода "Шесть шляп мышления" при обучении монологическому высказыванию» приводит пример использования приёма "Шести шляп " на примере учебника Happy English.ru 5 класс 1-й год обучения по теме «What is Halloween?» :
"Наденьте" белую шляпу и найдите факты празднования Хеллоуина.
"Наденьте" красную шляпу и опишите свои чувства по поводу празднования Хеллоуина.
"Наденьте" черную шляпу и выскажите критику (отрицательные черты) по поводу празднования Хеллоуина.
"Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты празднования Хеллоуина.
"Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант празднования Хеллоуина.
Дегтярёва Е. А. отмечает, что этот приём можно использовать при развитии навыков и совершенствовании умений монологического высказывания [2].
Федосеенко Н. Н. описывая работу с кластерами, отмечает, что этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Также прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». [4]
Таким образом, нами были проанализированы опытные работы по использованию приёмов критического мышления на уроках английского языка. На основе данных работ, мы выделили наиболее популярные и эффективные приёмы на стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии и привели примеры использования этих приёмов на уроках английского языка.
Однако стоит отметить, что те или иные приёмы могут использоваться на разных стадиях обучения, что обусловлено задачами обучения.
Список использованной литературы:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
2. Дегтярёва Е. А. Технология развития критического мышления
https://sites.google.com/site/speakingenglishdegtyareva/classroom-news (сайт учителя английского языка «Speaking English»)
50
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
3. Сидорова Е.Ю. Развитие критического мышления учащихся на уроках английского языка:// Применение метода критического мышления на уроках английского языка http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/primenenie-metoda-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo (Социальная сеть работников образования)
4. Федосеенко Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления:// Применение метода критического мышления на уроках английского языка http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/realizaciya-osnovnyh-strategiy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo (Социальная сеть работников образования)
5. Шекунова Л.В. План-конспект урока с использованием технологии развития критического мышления://Развитие критического мышления школьников http://festival.1september.ru/articles/500146/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
© Лоренц В.В., 2015
51