Научная статья на тему 'Международные проекты и авторская проектная деятельность в образовании'

Международные проекты и авторская проектная деятельность в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1235
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Проект / образование / благотворительность / сопоставимость / направленность / текстоценризм.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатухина Татьяна Александровна, Осипова Анна Владимировна

Статья рассматривает один из актуальных вопросов педагогики, связанный с образовательными международными и авторскими проектами в России. Представлен понятийно-терминологический аппарат, вовлекаемый в описание указанной проблемы. Определены истоки появления и содержательная сущность международных проектов, внедренных в российскую систему образования. Констатируется, что их концептуально-методологическая основа направлена на разрушение духовных, нравственных и национальных ценностей личности обучающихся. Делается вывод относительно того, что возвращение образовательных ценностей есть задача российских авторских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатухина Татьяна Александровна, Осипова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные проекты и авторская проектная деятельность в образовании»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Лопатухина Татьяна Александровна

д-р пед. наук, профессор ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: lpt7@mail.ru Осипова Анна Владимировна канд. пед. наук, ст. преп. РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: anka19840s@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ И АВТОРСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья рассматривает один из актуальных вопросов педагогики, связанный с образовательными международными и авторскими проектами в России. Представлен понятийно-терминологический аппарат, вовлекаемый в описание указанной проблемы. Определены истоки появления и содержательная сущность международных проектов, внедренных в российскую систему образования. Констатируется, что их концептуально-методологическая основа направлена на разрушение духовных, нравственных и национальных ценностей личности обучающихся. Делается вывод относительно того, что возвращение образовательных ценностей есть задача российских авторских проектов.

Ключевые слова

Проект, образование, благотворительность, сопоставимость, направленность, текстоценризм.

Российское образование в течение последних 20-25 лет подвергается процессу постоянного реформирования, в ходе которого одни стратегии сменяют другие, технологии их внедрения носят несистемный и непоследовательный характер, еще не апробированный ФГОС уже сменяется следующим и, самое главное, теряются достижения национального образования и внедряются, так называемые, образовательные проекты, далекие от образования, которые мы необоснованно переносим на российскую почву из зарубежных стран. Поэтому целью данной статьи стал анализ генезиса международных образовательных проектов, их влияние на российскую систему образования и поиски выхода из создавшегося положения. Мы представляем наше вйдение проблемы, не претендуя на ее универсальное решение.

Проектная деятельность в образовании есть творческая инновационная деятельность его субъектов, направленная на создание нового подхода, концепции методологии, воплощающаяся в практику образования с помощью технологий, позволяющих достичь получения оптимального, эффективного результата (продукта) на основе замысла автора (государства, организации, отдельного преподавателя) с привлечением накопленного опыта разработчиков - когнитивного и этического.

Рассмотрим ключевые понятия приведенного определения [1].

1. Проект - это продукт людей творческой или узкопрактической деятельности.

2. Замысел - это разработка механизма реализации мотивированной цели.

3. Проектная деятельность - это интегративное единство замысла и сотрудничества на основе научного метода исследования.

4. Творчество - это целесообразная, целенаправленная теоретическая или практическая деятельность человека, отличающаяся новизной, выявляемой в результате конкретно-исторического характера, оригинальностью, нестандартностью в общесоциальном, групповом и индивидуальном планах. Отмечается, что любое творчество изначально порождается состоянием аффекта, т.е. «душевным волнением, выражающимся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой способность субъекта контролировать свои действия значительно принижается» [2, 3]. Под

37

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

аффектом понимается одна из трех мыслительных функций человека: 1) познание (когнитивность); 2) воля;

3) эмоции, чувство, настроение. Аффект - это характеристика чувства, выражающая степень «приятности-неприятности» [4].

5. Инновационная деятельность - это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, т.е. комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

6. Методология - учение об организации деятельности: 1) внутренняя упорядоченность,

согласованность взаимодействия; 2) идейное объединение людей, совместно реализующих проект; 3) полная завершенность цикла в реализации проекта, состоящая из трех фаз:

а) фаза проектирования - результат: построение модели;

б) фаза технологическая - результат: реализация системы;

в) фаза рефлексивная - результат: оценка реализованной системы [5].

7. Технология - это модель организации какого-либо вида деятельности, включающая содержание, цель и планируемый результат, обеспечивающий ее эффективность.

8. Когнитивный опыт - это способность человека использовать познавательные умения и накопленные знания для разрешения возникающих интеллектуальных проблем сначала в теоретическом плане, а затем, - применяя эти знания на практике.

Родоначальник проектной деятельности в образовании В. Килпатрик (США) различал четыре фазы работы над проектом: замысел, планирование, исполнение и оценка [6]. Е. С. Полат выделяет несколько видов проектов: информационные, исследовательские и связанные с решением проблем [7].

Информационные проекты имеют целью поиск информации. Исследовательские проекты включают следующие этапы: формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, формулировка выводов и защита. Связанные с решением определенной проблемы проекты предусматривают получение конкретных предложений по решению поставленной проблемы и возможную их реализацию. Указанные виды проектов могут быть монопроектами в рамках одной дисциплины; межпредметными, с открытой координацией при наличии координатора проекта, в том числе и международного; со скрытой координацией при наличии среди участников проекта специалиста в какой-либо области знания; внутренние и международные; разной продолжительности.

В данной статье мы рассмотрим образовательные международные проекты (с открытой координацией, длительные, исследовательские) и авторские проекты, связанные с решением определенной проблемы в обучении и воспитании.

Международные образовательные проекты представлены проектами, связанными с 1) Единым государственным экзаменом;

2) деятельностью Дж. Сороса;

3) Болонскими соглашениями;

4) тюнингом образовательных программ;

5) деятельностью «на основе программы Минерва».

I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

1. Проект «Единый государственный экзамен» (ЕГЭ)

Как известно, первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был низок, но их детям нужно было учиться и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался со вступительным в вуз. Французский народ не принял эту систему, посчитав, что она ведет к «отупению» нации. Противостояние правительства и народа длилось три года, после чего правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.

38

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Возмущение введением тестового экзамена было подкреплено следующими аргументами: умение размышлять подменялось угадыванием; мышление молодежи из многополярного превращалось в двуполярное по системе «да-нет»; творческие способности обучающихся были переключены на развитие моторных функций памяти.

Но английская разведка увидела в этой системе возможность «нанести удар» своему извечному врагу, США, разработав ее внедрение в США, отключив ученика от учителя-собеседника, введя дистанционное образование. И в середине 60-х годов, не прошло и двух десятков лет, как в США появилось поколение «узкоумственных» («narrow-minded»). Система успешно прижилась в США; она менее затратна, удобно совмещает 2 экзамена в 1 (и выпускной и вступительный в вуз), и вскоре система распространилась во всем мире.

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году [8], и к настоящему времени история Единого государственного экзамена [9] выявила ряд недостатков этой «беспристрастной машины» следующего рода:

- тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний обучающегося;

- процесс обучения превращается в «натаскивание» на ответы экзаменационных материалов;

- увеличение учебной нагрузки школьников резко возрастает в старших классах школы;

- отсутствие индивидуального подхода к личности школьника и условиям его обучения снижают эффективность образовательного процесса;

- престижные вузы не учитывают результаты ЕГЭ, и выпускники сдают экзамены дважды - в школе и в вузе;

- несоответствие требований ЕГЭ школьным программам переместило коррупцию на уровень школы из вуза;

- парадоксальность использования унифицированных тестовых материалов в творческих вузах окончательно привела к их отмене;

- школьные медали и дипломы СПО с отличием потеряли свою силу и нанесли большой нравственный урон обучающимся;

- снижение проходного балла по многим специальностям и, как следствие, плохая базовая подготовка студентов способствовали резкому снижению профессиональной компетентности выпускников вузов;

- привлечение большого количества организационных моментов, сопровождающих сдачу ЕГЭ, превратили последний в «поле боя» для выпускников, абитуриентов, родителей и педагогов

2. Всемирная деятельность Дж. Сороса

Все международные проекты Дж. Сороса прошли под разделяемым им девизом Карла Поппера о невозможности человека познать правду; к ней можно «пробираться мелкими шажками, на ощупь, сквозь тернии, пробы и ошибки». На этом выводе К. Поппера Дж. Сорос развил свою теорию рефлексивности, которая сводится к тому, что человек не способен четко воспринимать действительность, и в связи с этим сама действительность меняется под воздействием нечетких, поверхностных, случайных представлений о действительности. Дж. Сорос основал институт «Открытое общество», который много лет занимался «благотворительной деятельностью», направленной на уничтожение советской, а затем - российской государственности; сегодня Дж. Сорос призывает начать войну против России.

В рамках Международных соросовских программ в образовании в области точных наук (International Soros Science Education Program - ISIEP) с 1995 по 2001 годы в России издавался соросовский образовательный журнал, целевой группой которого были старшеклассники (более 30 тысяч экземпляров), муниципальные библиотеки и вузовские библиотеки (приблизительно 3500 экземпляров); были изданы учебники по культурологии и истории, отражавшие идеологию Дж. Сороса. Из 5 миллиардов долларов, потраченных на «благотворительность», 1 миллиард пришелся на Россию.

39

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

В мае 2015 года Дж. Сорос гордо заметил, что его фонд «до сих пор играет важную роль в происходящих событиях, а... долг каждого честного человека - помочь обрушить экономику России, приумножив свое состояние».

В связи с этим фракция КПРФ в Государственной Думе обратилась с заявлением «признать нежелательной на территории РФ деятельность фонда Дж. Сороса «Открытое общество», работа которого привела к многочисленным разрушительным последствиям в нашем обществе, в том числе и к развалу советской системы образования: практически перестала действовать системы среднего профессионального образования, вместо традиционных форм аттестации школьников был введен спорный единый государственный экзамен; образование многие годы финансировалось по остаточному принципу [10]; мобильность студентов многих вузов РФ проходила в рамках проекта Erasmus mundus, который был нацелен на подготовку студентов стран, так называемого, «третьего мира». Показателен тот факт, что российские студенты обучались в рамках мобильности и обмена студентами по этой же программе. Следует отметить, что заявленной согласованности учебных программ не наблюдалось: например, студенты,

специализирующиеся по связям с общественностью обучались в Чехии по программам экономистов.

Введенные в высшее образование квалификации «бакалавр» и «магистр», в подавляющем большинстве случаев, не обеспечивают должной подготовки специалиста и не находят планируемого понимания у работодателей. Из-за низкого балла по ЕГЭ, позволяющего выпускнику учиться в вузе, магистры не в состоянии самостоятельно подготовить и защитить магистерскую диссертацию, поскольку не имеют прочной школьной базовой основы, плохо посещают занятия в вузе, т.к. вынуждены работать, чтобы оплатить свое образование и не видят для себя личностной ценности образования, поскольку не находят себе работы по специальности, имеют довольно низкие карьерные амбиции, не прогнозируют для себя «образование в течение всей жизни» и т.п.

3. Международный проект Болонских соглашений

Начало данного международного проекта было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В настоящее время Болонский процесс объединяет более 40 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Одна из заявленных центральных задач Болонского процесса - интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании. Обратимся к сформулированным основным целям Болонского процесса, которые включают:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научнотехнического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Даже поверхностный анализ сформулированных задач в рамках Болонских соглашений позволяет сделать вывод о том, что этот проект направлен на выхолащивание национальных образовательных задач, на отрицание опыта национального образования, т.к. в качестве основных задач поставлены задачи завоевания влияния на другие нации и народы, задачи получения денег, распространения «европейских ценностей», истинную окрашенность которых показали политические события 2014-2015 г.г. однополярного

40

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

мироустройства: единые европейские культурные ценности, распространение европейской системы образования, создание носителей европейского сознания и т.д. Так была подведена концептуальная основа под разрушение национальных образовательных традиций и достижений в угоду однополярности мироустройства. В целом, это проект, направленный на установление исключительности уровня европейского образования.

Технология реализации описанной концепции развернута в нижеследующем международном проекте.

4. Общеевропейский проект тюнинга образовательных программ

Данный проект провозглашает единство контента образования на базе учебных программ как ключевого механизма реализации Болонского соглашения. Данный проект был запущен в 2000 году при поддержке Европейской комиссии и включает представителей большинства стран-участниц Болонского процесса. Сегодня в проекте задействованы свыше 200 университетов из более 50 стран, расположенных на двух континентах - в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Казахстан, Украина, Россия, Грузия и Турция. Университет Деусто (Испания) и университет г. Гронинген (Нидерланды) осуществляют координацию проекта.

Девиз проекта звучит как: «Настраиваем образовательные структуры и программы на основе разнообразия и автономии». В этом девизе можно было бы услышать ответ на обвинения Болонского процесса в попытке унифицировать образование стран, уничтожив, в том числе, их национальные особенности и сравнительные преимущества. Но что происходит в действительности? Вот что говорят разработчики проекта.

Цель проекта - предложить подход к реализации основополагающих задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Проект нацелен на выработку подходящих сопоставимых учебных планов, обеспечение открытости образовательной системы, признание ее на европейском уровне, построение доверия между университетами, предлагая им методологию обеспечения гарантии качества учебных программ. Итогом такого проекта должны стать результаты обучения, выраженные в единых компетенциях и кредитах [11, 12, 13, 14].

Комментарий разработчиков концепции к поставленным целям говорит о наличии единого для всех одобренного европейскими странами контента учебных дисциплин.

Это то, что будут предлагать странам на европейском уровне в содержательном аспекте, а также, что будут «навязывать» методологически для обеспечения «качества» программ, разработанного европейскими авторами для всех.

Таким образом, страны-участницы попадают под контроль Европы относительно того, чему, как и с каким результатом давать образование своим обучающимся.

5. Образовательный проект «Минерва» [15]

Данный проект обозначен 2006 годом и является продуктом разработки образовательных и научноисследовательских учреждений Министерства обороны и разведок США. Цель проекта - осуществить и перенести акцент в военных операциях США на использование «культурного знания» военнослужащих (антропологического, социологического, политологического, краеведческого, лингвистического и т.п.) и замену «кинетических действий» завоеванием «умов и сердец». В 2014 году аккредитовался первый элитный американский университет в рамках данного проекта. Его принципы: высокая мотивированноть студентов; подготовка будущих лидеров и новаторов в глобальном контексте; обновленные учебные планы, жесткие академические стандарты, четкая технология и огромный глобальный опыт. Его базовые цели: развитие критического мышления; эффективное общение; технология обучения на платформе служения науке учения; огромный фонд инвестиций для грантов и премий за исследования в области высшего образования; присуждение премии «Минерва» в размере 500 000 долларов за выдающиеся достижения в обучении инновациям, за отличия и продвижение. Его образовательные цели:

1) развитие памяти обучающихся путем решения когнитивных задач;

2) работа с дидактическим контентом (использование, дискутирование), а не зазубривание;

3) проведение тестов на внимание и запоминание;

41

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) организация on-line семинаров;

5) отсутствие традиционных лекций как одной из форм организации образовательного процесса;

6) отслеживание продвижения студентов тщательным образом;

7) возможности для широкого внедрения новых методов обучения, направленных на развитие интеллектуальных способностей обучающихся и разработку методологических концепций (понимание необходимости внедрения в образовательный процесс потребности только в одном виде эксперимента -управляемом; изучение классических технологий в риторике; уделение особого внимания развитию у обучающихся умения убеждать);

8) подготовка студентов не для карьеры, а для жизни;

9) утверждение бесполезности существования традиционных университетов, т.к. обучение на on-line курсах легче и дешевле;

10) направленность университетов классического толка не на обучение отдельным наукам, а на обучение тому, как следует мыслить, думать;

11) организация обучения вне аудитории, использующего интегративность всех курсов обучения, например, при обращении к проблеме в формулировке такого вида: «Искусство на службе политических и социальных изменений»;

12) направленность обучения на связь с реальным миром: если вы изучаете политологию, то вы разрабатываете проект, связанный с новым законом и пытаетесь организовать его принятие определенными государственными органами.

Его государственные цели:

1) выполнение долгосрочной программы финансирования американских студентов различными спецслужбами в обмен на обязательство работать 18 месяцев после окончания обучения в соответствующем разведагенстве;

2) расширение и получение постоянного финансирования от конгресса США;

3) присутствие в обязательном порядке в летних лагерях, организуемых военной разведкой США;

4) погружение в общественную жизнь развивающихся стран с целью сбора информации о социальных, культурных, поведенческих и политических силах, которые формируются в различных регионах мира и имеют стратегическое значение для США;

5) сбор информации о «переломных моментах» социально-политических кризисов, как это был в Египте (2011 г.), в России (2011 г.), в Нигерии (2012 г.), в Турции (2013 г.), в Украине (2014 г.);

6) масштабность относительно числа стран для исследования (58), минимума числа участников в изучаемых общественных движениях (1000 человек), финансирования (50 млн долларов США на 3 года).

Описание содержания программы. Условия реализации поставленных целевых задач:

1) контроль государства;

2) контроль идеологии государства;

3) самосохранение в условиях наметившегося распада недостроенного глобального общества;

4) борьба с явлениями гражданского неповиновения аппарату управления обществом и не попадающих под контроль государств, которые выпадают из логики системы программы США по прогнозированию и обеспечению американскими решениями других государств и народов. Описанное «неповиновение» французский философ Жиль Делез и психиатр Феликс Гваттари предложили назвать, используя выражение (термин) «кочевая военная машина».

Таким образом, проект «Минерва» есть подготовка на прочной образовательной основе, при твердой финансовой поддержке, идеологических и практических исполнителей утверждения и установления однополярного мира, в котором США диктуют, указывают, наказывают и поощряют, в силу своей исключительности, всех и вся.

Проанализировав целевую направленность пяти вышеописанных международных образовательных проектов, можно констатировать, что ее концептуально-методологическая основа связана с разрушением

42

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

духовных, нравственных и национальных качеств обучающихся, с внедрением в сознание людей «общечеловеческих» ценностей однополярного мира, в котором кто-то один, «лидирующий и все определяющий» в этом мире, раздает всем остальным предписанные заранее роли. Разработанные технологии авторов проектов уже дали свои плоды.

В таком мире «лепки» по образу и подобию уже настали времена всеобщей относительности всех понятий, в результате чего было создано сознание людей, способных разжевать и сплюнуть любую очевидность, пожав плечами и сказав: «Ну, это сложный вопрос, нельзя так однозначно... решать все сразу» [16].

В сознании людей уже, кроме того, прочно обосновалось такое понятие, как «толерантность», против которого выступает Российская Православная Церковь, объясняя свою позицию тем, что толерантность означает согласие человека не замечать таких явлений, как однополые браки, педофилия, национализм, унижение национального и человеческого достоинства и т.п., что приводит, в конечном счете, к вседозволенности.

Обсуждаемые нами «проекты» уже успешно создают «новый мир», в котором мир религии должен быть заменен сектами, государства - марионеточными режимами, а семьи - сожительствами и т.п. [17].

Предательство исконно человеческого миропорядка, насаждаемое во всех областях жизни - от политической до духовной, - в связи с этим должно вызвать «идеологическое охлаждение общества и потерю духовных ценностей; должно развить процесс экуменизации человеческого сознания, в ходе которого отвергаются и предаются забвению многовековые национальные ценности [18].

Поиски выхода из создавшегося положения мы видим в авторской проектной деятельности, направленной на разработку перспективных педагогических идей, концепций и стратегий.

II. АВТОРСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

Авторская проектная деятельность связана с проектированием системы обучения по какой-либо одной учебной дисциплине, которую преподает разработчик проекта. Поскольку в проектной деятельности по ее разработке и реализации участвуют, сотрудничая, два субъекта (преподаватель и обучающийся), то нами были разработаны два алгоритма их деятельности: алгоритм деятельности преподавателя (АДП) и алгоритм деятельности обучающегося (АДО).

Приведем схемы компонентов двух алгоритмов [19].

Алгоритм деятельности преподавателя (АДП) имеет следующий вид:

АДП: ЦООД^ИД^АДРК^ОС^КД, где

ЦООД - целевая ориентированная основа деятельности

ИД - информационная деятельность

АДРК - алгоритм деятельности развития компетенций

ОС - обратная связь (контроль)

КД - корректирующая деятельность (анализ)

ДПОУК - деятельность преподавателя по оценке уровня компетентности

Аналогично можно представить и алгоритм учебной деятельности обучающегося (АУДО):

АУДО: ООД^ИПДО^ДРСК^ОС^КД^ДОУК, где ООД1 - ориентированная основа деятельности

ИПДО - исполнительская познавательная деятельность обучающихся ДРСК - деятельность развития и саморазвития компетенций ОС1 - обратная связь (самоконтроль)

КД1 - корректировочные действия (исправления ошибок)

ДОСУК - деятельность обучающихся по самооценке уровня компетентности.

Оба алгоритма действуют в рамках текстоцентрического подхода в гуманитарном образовании, где основной дидактической единицей является текст - источник информации, средство развития мышления и формирования компетенций - учебных и профессиональных.

Текстоцентрический подход есть дидактическая система организации образовательной деятельности в сотрудничестве преподавателя и обучающегося на основе вовлечения в учебный процесс в определенной последовательности текстовых материалов в рамках замкнутого цикла: обучение ^ научение ^

43

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

самообучение. Вначале - отбор аутентичного текстового контента аутентичной дисциплины преподавателем, выяснение средств организации текста научного стиля и составление в результате анализа, классификации и обобщения полученной информации учебных (специально подобранных) текстов прагмалингвистического стиля для организации образовательных процессов обучения и научения обучающихся. Затем ^ приложение обучающимися знаний, умений и навыков, полученных под руководством преподавателя, к практическому самостоятельному отбору текстового контента, специализированного и профессионально востребованного.

Концептуально текстоцентрический подход выстроен на достижениях лингвистики текста (подъязык, стиль, жанр, категории, актуальное членение предложения, функциональная перспектива текста - три модели расположения компонентов актуального членения); прагматики, прецедентности и потребностно-мотивированного отбора контента (научного и используемого в дидактических целях). Такая система и технологии ее реализации позволяют осуществлять развитие профессиональной компетентности специалиста как средствами родного, так и иностранного языков.

Блок-схема структуры процесса проектирования педагогической системы обучения иностранным языкам на основе текстоцентрического подхода показана ниже на рис. 1.

Рисунок 1 - Блок-схема структуры процесса проектирования педагогической системы обучения иностранным языкам на основе текстоцентрического подхода.

44

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Авторская проектная деятельность в обучении на основе текстоцентрического подхода была разработана научной школой доктора педагогических наук, профессора Т. А. Лопатухиной при руководстве написанием докторских, кандидатских и магистерских диссертаций, что показано в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1

Текстоцентризм в иноязычном образовании

Автор Название диссертации Год написания Суть диссертации

1. Лопатухина Т. А. Текстоцентрический подход в образовательном пространстве высшей военной школы (на материале иноязычного обарзования) (Докторская диссертация) [20] 2004 Построение иноязычного образовательного процесса в вузе на серии текстов во взаимодействии аутентичных научных текстов и учебных прагмалингвистических, развивающих профессиональную компетентность, согласно новой дидактической модели

2. Короленко Ж. В. Формирование текстовой компетенции учащихся лицея в иноязычном образовательном пространстве (Кандидатская диссертация) [21] 2006 Разработка текстовой технологии на основе концептуально-фактуальной и концептуальносодержательной видов информации

3. Толопченко О. В. Модульный контентноэпистемологический подход к организации обучения историческим наукам студентов правового техникума (Кандидатская диссертация) [22] 2009 Разработка инновационной технологии, включающей приемы представления, изучения и деления информации на модули контента исторического текста, обозначая их границы с помощью эпистем

4. Вольф Е. Н. Проектно-текстовая технология как средство профессиональной саморегуляции в иноязычном образовании экономистов (Кандидатская диссертация) [23] 2009 Разработка проектнотекстовой технологии и теории профессиональной саморегуляции в иноязычном образовании студентов-экономистов

5. Сенинец М. К. Иноязычные образовательные технологии как средство управления творческой деятельностью студентов, изучающих второй иностранный язык (Магистерская диссертация) [24] 2015 Разработка педагогической технологии творческой акцентуации личности при взаимосвязанном обучении видам иноязычной речевой деятельности

6. Семикина А. Лингвистические и педагогические принципы отбора дидактического контента в области «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (Магистерская диссертация) [25] Разработка профессиональной текстово-прагматической технологии принципов отбора узкоспециального контента с целью развития трех видов компетенций -духовных, научных, профессиональных

45

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Список использованной литературы

1. Лопатухина, Т. А. Карьерно-ориентированное иноязычное образование студентов высших учебных заведений: научное издание [Текст] / Т. А. Лопатухина, Е. В. Егорова. - Ростов н/Д: Мини Тайп, 2013. - С. 28-30.

2. Прилепин, З. Terra tartarara: это касается меня лично: эссе. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - С. 71.

3. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 48.

4. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. - М.: ВЕЧЕ: АСТ, 2003. - С. 78.

5. Новиков, Д. А. Принципы управления образовательными системами. - М.: НПАПО, 2010. - 48 с.

6. Kilpatrick, W.H. The Project Method // Teachers College Record. - 1918. - 19 September. - P. 319-334.

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 192-227.

8. anstor.livejournal.com/43127.html

9. http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history ГлавСправ 2009-2015.

10. http://ria.ru/society от 04.06.2015.

11. http://www.intour.aspu.ru/images/File/Tuning.pdf

12. http: //tuningrussia.org/ru

13. http: //www .hse .ru/org/hse/iori/pr 15

14. http://www.docme.ru/doc/356975/epvo--bolonkij-process-

15. Булахтин, В. Проект «Минерва» разоблачен //http://www.politon-line.ru. 2014 от 23.06.2014.

16. Прилепин, З. Terra tartarara: это касается меня лично: эссе. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - С. 51.

17. Лепехин, В. главные угрозы человечеству и приговор Ангеле Меркель //http://ria.ru/analytics от 29.05.2015.

18. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Издательство Московского университета, 2004. - С. 228.

19. Лопатухина, Т. А. Технология текстоцентрического подхода в образовательном пространстве военного вуза в рамках иноязычного образования. - М.: Народное образование, 2003. - С. 6-15.

20. Лопатухина, Т. А. Текстоцентрический подход в образовательном пространстве высшей военной школы (на материале иноязычного образования) [Текст]: дис. ... д-ра ред. наук / Т. А. Лопатухина. - Ставрополь, 2004. - 200 с.

21. Короленко, Ж. В. Формирование текстовой компетенции учащихся в иноязычном образовательном пространстве [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ж. В. Короленко. - Ставрополь, 2006. - 150 с.

22. Толопченко, О. В. Модульный контентно-эпистемологический подход к организации обучения историческим наукам студентов правового техникума. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Толопченко. -Махачкала, 2009. - 85 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Вольф, Е. Н. Проектно-текстовая технология как средство профессиональной саморегуляции в иноязычном образовании экономистов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Вольф. - Ростов н/Д., 2009. -160 с.

24. Сенинец, М. К. Иноязычные образовательные технологии как средство управления творческой деятельностью студентов, изучающих второй иностранный язык [Текст]: магистерская диссертация / М. К. Сенинец. - Ростов н/Д., 2015. - 70 с.

25. Семикина, А. В. Лингвистические и педагогические принципы отбора дидактического контента в области «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Текст]: магистерская диссертация / А. В. Семикина. - Ростов н/Д., 2015. - 55 с.

© Лопатухина Т.А., Осипова А.В., 2015

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.