Научная статья на тему 'Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному (английскому) языку на лингвистическом факультете'

Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному (английскому) языку на лингвистическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куреня Оксана Олеговна

В статье рассмотрены способы создания иноязычной коммуникативной среды, развивающей языковую и общекультурные компетенции студентов-лингвистов. Предложенные способы успешно реализуются на факультете лингвистики ИГУМО в течение нескольких лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куреня Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному (английскому) языку на лингвистическом факультете»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№5/2015

ISSN 2411-717Х

исследования явилось изучение учебной мотивации обучающихся. Итоговая таблица выглядит следующим образом:

Таблица 2.

Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

Итого 62,3% / 10,4 балла 22,2% /3,7 балла 15,4% /2,6 балла

Как видно из таблицы, по шкале «приобретение знаний» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися составил 10,4 балла (61,7%), можно сделать вывод о том, что стремление к приобретению знаний, любознательность у обучающихся выражены высоко.

По шкале «овладение профессией» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися составил 3,7 балла (22,5%). Из чего следует, что стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества у всех испытуемых выражены ниже среднего.

По шкале «получение диплома» средний балл, полученный испытуемыми, составил 2,6 балла (15,8%). Из чего следует, что стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов выражены у данной группы студентов ниже среднего.

В период с сентября по декабрь 2015 года проводим апробацию полного цикла СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» в областях профессиональной деятельности «Механизации сельского хозяйства» «Деятельность в области бухгалтерского учета», со студентами образовательных учреждений СПО и представителями профессионального сообщества. Количество заявителей составило 242 человек.

Проведено анкетирование с обучающимися участвующими в апробации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» по методике А.Мехрабиан «Изучение мотивации достижения», целью -выступило исследование взаимосвязи мотивации и индивидуально-личностных характеристик обучающихся разной степени успешности.

Список используемой литературы 1. Белоруссова Е. В. Сертификации профессиональных квалификаций выпускников как диалог между профессиональным образованием и рынком труда (из опыта работы в Костромской области) [Текст] / Е. В. Белоруссова, О. В. Копейкина // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 540-543.

© Карпенко Е.А., 2015

Куреня Оксана Олеговна

канд.филол.н., доцент ИГУМО, г. Москва, РФ E-mail: ok1707@yandex.ru

СОЗДАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Аннотация

В статье рассмотрены способы создания иноязычной коммуникативной среды, развивающей языковую и общекультурные компетенции студентов-лингвистов. Предложенные способы успешно реализуются на факультете лингвистики ИГУМО в течение нескольких лет.

Ключевые слова

Коммуникативная среда, факультет иностранных языков, языковая компетенция, общекультурные

компетенции, подготовка бакалавров

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

В современных условиях высшего профессионального образования крайне важным представляется практикоориентированный подход в обучении. Подготовка бакалавров предполагает не просто усвоение знаний и овладение профессиональными навыками, но и формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускникам для осуществления успешной профессиональной деятельности. Компетенции обычно формируются в рамках освоения учебных дисциплин, предполагаемых учебным планом направления подготовки. Однако при обучении лингвистов стоит уделять внимание развитию необходимых компетенций и за пределами аудитории, поскольку профессиональное освоение иностранного языка, позволяющее бакалаврам преподавать его или переводить с него, требует полной автоматизации языковых навыков (фонетического, грамматического и лексического) и речевых умений (чтения, говорения, аудирования, письма). Чем больше времени отводится на их автоматизацию, тем эффективнее профессиональная подготовка лингвистов.

При этом, как показывают наши наблюдения, когда язык является не целью образовательного процесса, а средством, овладение языком происходит естественней и продуктивней. Таким образом, представляется важным создание специальных условий для развития речевых умений и автоматизации языковых навыков за пределами учебной аудитории. В отсутствии реальной, естественной среды использования неродного языка эти условия могут реализовываться в рамках искусственно созданной коммуникативной среды, где функционирует только иностранный (английский) язык.

Коммуникативная среда определяется как «Исторически сложившаяся этносоциоязыковая общность, характеризуемая относительно стабильными и регулярными внутренними коммуникативными связями и определенной территориальной локализованностью» [1, с. 92].

При изучении иностранного языка крайне важно нахождение в среде его функционирования, поскольку владение языком, сформированная лингвистическая компетенция предполагают автоматизацию языковых навыков. Достижение такой автоматизации невозможно только за счет выполнения заданий разных типов, в том числе речевых. Полное достижение автоматизации языковых навыков представляется возможным лишь при условии постоянной активизации речевых умений в естественных условиях.

Иными словами, необходимо создать такую среду, в которой использование иностранного языка было бы естественным и необходимым для ведения коммуникации. Для осуществления коммуникации на иностранном языке в искусственно созданных условиях, какими и является созданная в стенах вуза иноязычная среда, необходимым фактором является наличие у участников мотивации, как внешней, так и внутренней.

При этом представляется возможным не только отработка и совершенствование уже имеющихся навыков и умений, но и овладение новыми. Например, введение новой лексики и грамматических конструкций в процессе устной коммуникации, в частности, при аудировании речи собеседника.

С целью повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов факультета лингвистики Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО) руководством факультета в течение последних трех лет ведется практика создания иноязычной коммуникативной среды вне учебных занятий. Создание такой среды включает комплекс мероприятий, вовлекающий студентов в иноязычный дискурс.

Создание иноязычной коммуникативной среды вне учебных занятий по иностранным языкам реализуется в виде комплекса следующих средств:

(1) Дни английского языка. Как правило, еженедельно в определенный день все студенты, преподаватели и сотрудники факультета лингвистики используют для своего профессионального и личного общения только английский язык. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку в этом случае непосредственно воссоздается естественная коммуникативная иноязычная среда, как, например, в стране функционирования иностранного языка, поскольку участники коммуникации вынуждены использовать в своем общении иностранный язык как единственное средство. При этом, ситуация общения и тема могут быть абсолютно любые, а условия использования языка - естественные. Немаловажным следствием

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

инициации такого коммуникативного пространства является и тот факт, что, используя новое средство общения, участники коммуникативного акта склонны обсуждать какие-то темы более свободно и в новом ключе. Следовательно, смена средства коммуникации является важным фактором для достижения коммуникативного успеха, и польза от проведения таких дней заключается не только в повышении иноязычной компетенции, но также и в способствовании решению других сопутствующих задач.

(2) Дискуссионный клуб.

Для развития речевых умений и пассивного овладения новыми лексическими единицами представляется актуальным и интересным проведение заседаний дискуссионного клуба, в рамках которых все желающие могут высказываться по заранее заявленной теме и участвовать в обще обсуждении. В данном случае, неподготовленное говорение реализуется в легкой и непринужденной форме, поскольку созданы естественные условия общения. Темы, выбираемые для дискуссий, должны быть интересны и важны для студентов, таким образом, языковая деятельность становится не целью учебного процесса, а средством достижения коммуникативного успеха. Это значительно способствует снижению языкового барьера и стимулирует не только естественную коммуникацию, но расширяет кругозор студентов и повышает их общий культурный уровень. В ИГУМО регулярно проводятся заседания дискуссионного клуба ««Cafe Europa», на котором часто модераторами выступают носители языка. Модератор в начале встречи обычно представляет вопрос, предлагаемый для обсуждения, в виде презентации, тезисов, инициируя тем самым последующее обсуждение, побуждая студентов задавать вопросы и высказывать свое мнение.

(3) Открытые семинары.

Открытые семинары не входят в учебный план осваиваемого направления подготовки бакалавриата. Они дополняют и расширяют знания, получаемые студентами по изучаемым дисциплинам. Занятия проводятся на иностранном языке в интерактивной форме. Лектор старается подавать информацию интересно и нестандартно, побуждая студентов к активному обсуждению излагаемых вопросов. На факультете лингвистики ИГУМО организуются семинары, посвященные культуре и истории стран изучаемого языка, а также семинары спецкурса «Вариативность современного английского языка», посвященного различным территориальным и социальным разновидностям английского языка. Студенты, взаимодействуя с преподавателем и друг с другом, используют иностранный язык не только как объект изучения, но и как средство получения знаний и обсуждения актуальных тем.

Перечисленные способы создания иноязычной коммуникативной среды, безусловно, являются не единственными, но успешный опыт их использования на базе факультета лингвистики ИГУМО подтверждает их эффективность в формировании и развитии компетенций, необходимых для осуществления успешной коммуникации на иностранном языке [2]. Проводимая деятельность по созданию иноязычной коммуникативной среды позволяет использовать язык не как цель, а как средство коммуникации, нацеленной на достижение коммуникативного успеха. Это позволяет уменьшить и, впоследствии, ликвидировать языковой барьер. Активное взаимодействие в такой среде позволяет улучшить не только языковую компетенцию, но развить ряд общекультурных компетенций, что благоприятно сказывается на процессе и результате освоения образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика».

Список использованной литературы

1. Словарь социолингвистических терминов [Текст] / Отв.ред.: доктор филол. наук В.Ю. Михальченко. - М.: ИЯз РАН, 2006. - 312 с.

2. Рябцева Л.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе. [Электронный ресурс] / http://festival.1september.ru/articles/551890/

© Куреня О.О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.