Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: ПОРФИРИЙ (ПЕРИЧ ПРВОСЛАВ), МИТРОПОЛИТ. АНТРОПОЛОГИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА'

РЕФ. СТ.: ПОРФИРИЙ (ПЕРИЧ ПРВОСЛАВ), МИТРОПОЛИТ. АНТРОПОЛОГИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / АПОСТОЛ ПАВЕЛ / ДУХ / ДУША / СЕРДЦЕ / ТЕЛО / УМ / ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / ХРИСТИАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: ПОРФИРИЙ (ПЕРИЧ ПРВОСЛАВ), МИТРОПОЛИТ. АНТРОПОЛОГИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА»

ПОРФИРИЙ (ПЕРИЧ ПРВОСЛАВ), МИТРОПОЛИТ. АНТРОПОЛОГИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Реф. ст.: ПОРФИРИТЕ ПЕРМЬ. Антропологща Светог апостола Павла // Зборник Матице српске за друштвене науке. - Нови Сад, 2020. - Г. 71, бр. 174 (2). - С. 147-166. - URL: https://www.maticas rpska.org.rs/stariSajt/casopisi/ZMSDN_174.pdf (дата обращения: 15.12.2022)

Ключевые слова: антропология; апостол Павел; дух; душа; сердце; тело; ум; философия; человек; христианство.

Для цитирования: Цибизова И.М. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 143-147. Реф. ст.: Порфирще ПериЬ. Антро-пологща Светог апостола Павла // Зборник Матице српске за друштвене науке. - Нови Сад, 2020. - Г. 71, бр. 174 (2). - С. 147-166. - URL: https://www.maticasrpska.org.rs/stariSajt/casopisi/ZMSDN_174.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

В статье «Антропология святого апостола Павла» сербского митрополита, преподавателя Православного богословского факультета Белградского университета Порфирия Перича Првослава анализируется и систематизируется учение апостола Павла о человеке. В теологии антропология раскрывает свое основное значение, так как каждый разговор о Боге открывает что-то новое и о человеке. Святого Павла считают интеллектуалом, стоявшим на перекрестке еврейской и греко-римской культур, с интеркультурным языком, создавшим комплексное антропологическое учение. Связь с иудейской традицией делает его антропологию холистической (воспринимающей человека целиком), эллинистическое влияние ощущается в различении «внешнего» тлеющего человека и внутреннего, обновляющегося день ото дня (2 Кор. 4:16). Двой-

ственность внешнего / внутреннего проистекает из таковой тела / души или тела / духа, известной в греческой мысли (с. 148).

Святой Павел основывает свою антропологию, содержащую примесь эллинизма, на ветхозаветном учении, по которому Бог создал человека как венец творения «по образцу Своему» (Быт. 1:27) (с. 147-148). При сравнении учений о человеке в ветхозаветной и древнегреческой мысли (с. 149-151) подчеркивается, что в первой человек рассматривается как тот, кого Бог создал свободным и с кем Он заключил союз. В холистичном понимании душа жива, пока жив человек. Все антропологические термины еврейской Библии - басар (плоть), нефеш (душа), руах (дух), лев (сердце) - характеризуют человека как целое (с. 149). Созданный из видимой и невидимой материи он заключает в себе все творение. В греческой философии различались дихотомическая (душа и тело) и трихотомическая (душа, дух и тело) концепции человека. Способность говорить и мыслить понимались как бытие на грани материального и духовного мира, которые человек в себе объединяет. Смертное тело - как орган и орудие бессмертной души, представляющей реального человека. Учение о бессмертии души основывается на идее Платона о существовании человека и его идеи в бесформенной и неизменной материи. Человека рассматривали с точки зрения монизма, подразумевающего существование как одного принципа архе, так и дуализма с двумя началами - материальным и духовным (с. 150), сходясь в том, что душа выше тела.

При характеристике основных антропологических понятий в посланиях святого апостола Павла (с. 151-163) автор подчеркивает, что тело, душа и дух имеют смысл лишь в связи со всем динамичным бытием человека.

Термин душа (психе) рассматривается в ветхозаветной традиции как «душа живая» или нефеш. Последнее слово интерпретировалось как жизненный принцип, жизнь личности, суть жизни, означая и саму жизнь, и человека. Перевод этого термина как психе неверен. Понятию психе приписывается ветхозаветное значение, отражающее личность во всех ее аспектах. Это животворящий принцип, жизнь, а не абстрактный божественный элемент в человеке (с. 151). В библейской картине мира человек не получил душу -нефеш - он сам стал живой душой.

Прилагательное психикос используется для обозначения человека, живущего без Духа, нейтрального, материального в отличие от духовного - пневматикос. Душа и дух - не одно и то же. Святой Дух дает человеку вечную жизнь, душа - лишь один аспект проявления личности. Понятие «душа», неотделимое от человека, используется в следующих значениях: (1) жизнь, жизненная сила, жизненный принцип («Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15:45)); (2) центр, вместилище, обиталище чувств, воли, мышления, свободы («Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Флп. 1:27)); (3) для характеристики личности («Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1)) (с. 152).

Учение о теле, указывает митрополит Порфирий, передается посредством греческих терминов сома и саркс. Понятие тела у Павла обладает высоким достоинством, так как отражает личность в главных ее состояниях: естественном и грешном, с одной стороны, и при жизни во Христе во славе, с другой. Понятие «сома» означает воплощенную личность в определенной среде, человеческую личность в чувственном, материально-биологическом аспекте («Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6:15), «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19)). Встречаются случаи интерпретации понятия «сома» в значении физического тела («А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас» (1 Кор. 5:3)) (с. 155). Присутствие в теле означает удаление от Бога («водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2 Кор. 5:6)). Тело интерпретируется и как то, в чем носят Христа («Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4:10)).

Апостол говорит о теле, как о том, что позволяет ощущать раны Христа («я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17)). Страдание выделяется как главный аспект понятия сома,

что содержит важный религиозный момент: прославления Бога в теле, уподобление жертве, означает духовное богослужение. Этот контекст углубляет в антропологической плоскости представления о центральном событии христианского откровения, смерти Иисуса на кресте, становясь высшим критерием истинно религиозной жизни. Термин сома используется и при описании брачного союза. Блуд - грех против собственного тела (1 Кор. 6: 13). Тело духовное включается в действительность Воскресения и обладает эсхатологическим будущим. Утверждается реальность воскресения тела духовной природы (с. 156).

Другое понятие - саркс - никто не использовал в значении материального физического тела ни до, ни после святого Павла. Помимо отражения телесного аспекта человеческого существования оно означает слабость и смертность человеческой природы в связи с «земным» и «тленным» с негативной коннотацией греховности, что используется для иудейского противопоставления «обрезания плотского» и «духовного» («не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти» (Рим. 2:28)). Телесность в этически негативном контексте - признак необновленного человека.

Слово саркс используется и для обозначения родственных отношений людей в повествовании об Иисусе как потомке колена Давида (Рим. 1: 3). Оно означает (а) физическое тело или родство без негативной коннотации (с. 158); (б) понятие слабости, не наследующей Царство Божье; (в) противопоставление с Богом; (г) невозможность оправдания перед Богом (закон ослаблен телом); (д) противопоставление духу; (е) источник падения и неприятия Бога. При различении тела (сома) и плоти (саркс) первое имеет нейтральное значение, второе - негативное («Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18)).

Понятия ум (нус) и сердце не являются центральными в антропологии Павла (с. 159). Первое из них отражает то высокое место, которое ум занимал в греческой философии. Этот термин характеризует человека, который познает и рассуждает. Осмысливая гармонию творения умом, человек отчасти познает существование Создателя. Природа Бога - причина человеческой рациональности. Ум служит закону Божьему, преображение христианского бытия

сопровождается обновлением ума. Иногда он враждует с телом, иногда - духом. Сердце, лев, как в еврейской, так и в греческой традиции является внутренней частью человека, вместилищем чувств, мыслей и воли (с. 160).

Понятие «дух» пневма употребляется в двух контекстах: как дух божественный (Святой Дух) и человеческий (с. 160-161). Нет указаний на его независимую онтологию внутри человека, способность существовать вне и независимо от тела. Пневма может означать человеческую личность, самосознание, расположение, поведение, состояние эмоций или указывать на разные аспекты личности, иногда являясь синонимом понятия «душа». Вопреки мнению раннехристианских теологов, заключает автор, святой Павел не говорит о триединости человека на основании триады дух, душа, тело. Дух - не элемент, но дар человеку от Бога (с. 161). Основание антропологии святого Павла - сотериологическо-антропологическая схема исследования «душевного и духовного человека» (1 Кор. 2: 14-15). Духовный человек принял Святой Дух и в мире с триединым Богом, душевный - опирается на человеческие качества, поэтому способен понять проповедь апостола (с. 162). Дух - измерение, в котором человек не только приближается к Богу, но и вступает в союз с Ним. Это жизненно важный элемент каждой личности, интегральная часть людской природы (с. 163).

И.М. Цибизова*

* Цибизова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, itsibizova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.