Научная статья на тему 'РЕФ. КН.: ПОЛМАР Н., БРУКС Т.А., ФЕДОРОФФ ДЖ. АДМИРАЛ ГОРШКОВ: ЧЕЛОВЕК, БРОСИВШИЙ ВЫЗОВ ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ США'

РЕФ. КН.: ПОЛМАР Н., БРУКС Т.А., ФЕДОРОФФ ДЖ. АДМИРАЛ ГОРШКОВ: ЧЕЛОВЕК, БРОСИВШИЙ ВЫЗОВ ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР / 1960-1980-Е ГОДЫ / ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ СССР И США / АДМИРАЛ С.Г. ГОРШКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. КН.: ПОЛМАР Н., БРУКС Т.А., ФЕДОРОФФ ДЖ. АДМИРАЛ ГОРШКОВ: ЧЕЛОВЕК, БРОСИВШИЙ ВЫЗОВ ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ США»

ПОЛМАР Н., БРУКС ТА., ФЕДОРОФФ Дж. АДМИРАЛ ГОРШКОВ: ЧЕЛОВЕК, БРОСИВШИЙ ВЫЗОВ ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ США.

POLMAR N., BROOKS TH.A., FEDOROFF G. Admiral Gorshkov: the man who challenged the U.S. Navy / Forew. by J. Lehman. - Annapolis : Naval Institute Press, 2019. - XX, 264 p.: ill.

Ключевые слова: военно-морской флот СССР, 1960-1980-е годы; военное противостояние СССР и США; адмирал С.Г. Горшков.

Keywords: Soviet Navy, 1960-1980s; military confrontation between the USSR and the USA; Admiral S.G. Gorshkov.

Для цитирования: Минц М.М. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5 : История. -Москва : ИНИОН. РАН, 2021. - № 3. - С. 100-105. Реф. кн.: Polmar N., Brooks Th.A., Fedoroff G. Admiral Gorshkov: the man who challenged the U.S. Navy / Forew. by J. Lehman. - Annapolis: Naval Institute Press, 2019. -XX, 264 p.: ill.

Книга Нормана Полмара, Томаса А. Брукса и Джорджа Фе-дороффа представляет собой биографию адмирала С.Г. Горшкова (1910-1988), занимавшего пост главнокомандующего ВМФ и заместителя министра обороны СССР с 1956 по 1985 г. Именно под его руководством Советский Союз во второй половине 1960-х годов построил океанский флот, потенциально способный на равных противостоять военно-морским силам США, что признавали и западные специалисты. Это достижение тем более примечательно, что Россия, в отличие от Великобритании или тех же Соединённых Штатов, исторически являлась сухопутной державой, флоту в ее военной доктрине в XVIII - первой половине XX в. отводилось главным образом решение задач по защите побережья и поддержке приморских флангов сухопутных войск. Более или менее самосто-

ятельную роль флот приобретал лишь эпизодически, например во время Северной войны или русско-турецких войн второй половины XVШ в. В Первой мировой войне его роль была невелика, да и во Вторую мировую войну советский флот решал в основном вспомогательные задачи и не имел опыта крупномасштабных операций в открытом море, в отличие от британского, американского, японского или германского флотов. К середине 1950-х годов, когда советский ВМФ возглавил Горшков, его положение в общей системе вооруженных сил существенно не изменилось, тем более что во главе государства и военного ведомства стояли лица, которые во время Второй мировой войны сражались на сухопутных фронтах. Горшков, однако, был убежден, что превращение Советского Союза в подлинную мировую сверхдержаву невозможно без строительства океанского флота. Настойчивость и умение договариваться с вышестоящим руководством, а также связи, приобретенные во время войны, помогли ему добиться этой цели.

Авторы затрагивают вкратце личность и личную жизнь Горшкова, но в первую очередь книга посвящена его профессиональной деятельности и ее значению для истории советского и современного российского флота. Работа основана главным образом на опубликованных советских и российских источниках (включая публикации самого Горшкова, а также его автобиографию, изданную посмертно в 1996 г.). Кроме того, авторы используют информацию, полученную в ходе личного общения с целым рядом американских и российских морских офицеров разного ранга, а также со специалистами российских конструкторских бюро, подведомственных флоту. Этому способствовало и то, что Н. Полмар и Дж. Федорофф неоднократно посещали Советский Союз и Россию, Федорофф как офицер Управления военно-морской разведки США принимал участие в дипломатических встречах и совместных учениях. Контр-адмирал Т. Брукс (в настоящее время в отставке) в 1988-1991 гг. возглавлял Управление военно-морской разведки и имел возможность изучать деятельность Горшкова, опираясь на материалы, добытые его подчиненными. Реферируемая работа, таким образом, имеет характерные черты как вторичного, так и первичного источника.

Книга состоит из предисловия Дж.Ф. Лемана-мл. (министр ВМС США в 1981-1987 гг.), краткого введения и 16 глав. В первой

главе кратко описываются основные тенденции в истории российского флота XVIII - первой половины XX в. Следующие 13 глав посвящены собственно биографии Горшкова и выстроены по хронологическому принципу. В пятнадцатой главе подводятся общие итоги исследования, в заключительной шестнадцатой авторы описывают положение российского флота в 1990-х - середине 2010-х годов (вплоть до его использования в 2015-2016 гг. в ходе боевых действий в Сирии) и вероятные перспективы дальнейшего развития.

Оценивая заслуги Горшкова, авторы обращают внимание на исторический контекст, в котором он занял пост главнокомандующего советским флотом. Целый ряд судостроительных программ, успешно реализованных под его руководством, были запущены еще до его назначения - например, строительство атомных подводных лодок, надводных кораблей с ракетным вооружением, эксперименты с установкой боевых ракет на подводных лодках. В то же время в советском флоте к тому моменту сложились две основных «школы» в области стратегии, ни к одной из которых Горшков в полной мере не принадлежал. Его предшественник на посту главнокомандующего - адмирал Н.Г. Кузнецов - был приверженцем «старой школы», представители которой, поддерживаемые Сталиным, ориентировались на создание мощного надводного флота, способного бороться за господство на море. Более молодые морские офицеры предполагали, что основной ударной силой будущего флота станут подводные лодки и ударная авиация берегового базирования; этих взглядов придерживался и Хрущёв. Сам Горшков разработал и отстаивал компромиссную концепцию «сбалансированного флота», способного бороться за господство на море, по крайней мере на важнейших морских театрах, прилегающих к советскому побережью, и имеющего на вооружении как подводные лодки, так и надводные корабли различных классов, чтобы их совместными действиями обеспечить стабильность своих стратегических позиций.

Поскольку эта концепция лишь отчасти соответствовала взглядам действующего политического и военного руководства страны, для ее продвижения и реализации требовалось время и значительные усилия. Горшков не только пытался лоббировать свои идеи, используя личные контакты и связи, но и активно популяризировал их в открытых публикациях, многие из которых пере-

водились на Западе. В конечном счете это создавало ему авторитет ведущего советского теоретика в области военно-морской стратегии, так что к его аргументам вынуждены были прислушаться и в Кремле. Со второй половины 1960-х годов он получил возможность реализовать свои замыслы в полной мере. Своеобразной демонстрацией силы нового советского флота стали крупнейшие в мировой истории военно-морские учения «Океан» 1970 г.

Чтобы проиллюстрировать результаты практической деятельности Горшкова, авторы сравнивают численность и боевой состав ВМФ СССР в 1956 и 1985 гг. К моменту назначения адмирала главнокомандующим советский флот имел 578 боевых кораблей, в том числе большое число трофейных, а также устаревших советских довоенной постройки, и при этом - ни одной атомной подводной лодки, ни одного авианосца и ни одного корабля с ракетным вооружением. В год отставки Горшкова на вооружении флота находились уже 697 кораблей, среди них три тяжелых авианесущих крейсера, два противолодочных крейсера-вертолетоносца, 29 ракетных крейсеров (включая два атомных), 199 атомных подводных лодок и 31 дизельная с ракетным вооружением. Относительно небольшое увеличение численности флота, таким образом, сопровождалось радикальной качественной его перестройкой.

Авторы подчеркивают, однако, что главная заслуга Горшкова -это даже не число боевых кораблей того или иного класса в строю, а общая сбалансированность боевого состава флота, оптимизированного для достижения ряда конкретных стратегических целей, важнейшими из которых считались противодействие американским авианосцам, борьба с подводными лодками и нанесение ядерных ударов по противнику, в том числе ответных на завершающей стадии ядерной войны, когда США уже выпустят все свои ракеты. По-прежнему ставилась и задача поддержки приморских флангов сухопутных войск. Были развернуты постоянные группировки советских кораблей в Средиземном море и Индийском океане, советские подводные лодки несли боевое дежурство под полярными льдами.

Ещё одним достижением стало изменение взглядов политической элиты на роль флота в современной войне. Если в 1950-е годы флот еще рассматривался как вспомогательное оружие, пред-

назначенное для действий в интересах сухопутных войск, то к 1980-м годам он уже занял в общей иерархии видов вооруженных сил второе место после ракетных войск стратегического назначения и стал восприниматься как важный инструмент для защиты внешнеполитических интересов СССР по всему миру.

Сравнивать боевые показатели и возможности этого флота с ВМС стран НАТО, по словам авторов, довольно сложно, поскольку применительно к эпохе холодной войны традиционные критерии оценки (количество вымпелов в строю, число и калибр орудий, мощность залпа и т.д.) уже не дают адекватных результатов. Дело в том, что стратегическими целями американского флота во второй половине XX в. являлись прежде всего нанесение ядерных ударов по советской территории и защита путей сообщения с Европой в Атлантическом океане от советских подводных лодок - при том, что в действительности разрыв коммуникаций противника в Атлантике в задачи советского подводного флота никогда не входил. Надводный советский флот не рассматривался как серьезный противник. Советский ВМФ при Горшкове, напротив, строился в первую очередь для активной борьбы с американским и, по оценкам западных специалистов, в случае ядерной войны мог бы справиться со своими задачами эффективнее, чем американский - со своими (в случае конвенциональной войны исход боевых действий на море был бы более неопределенным, поскольку объединенные морские силы НАТО значительно превосходили советские).

После распада СССР размеры российского флота были резко сокращены, сократилось и количество выходов в море (в отдельные годы Россия не имела ни одной стратегической подводной лодки на боевом дежурстве). К 2015 г. число боевых кораблей в строю составляло менее четверти от уровня 1985 г.; особенно сильно пострадал надводный флот, лишившийся большей части крейсеров и даже эсминцев. Тем не менее авторы книги полемизируют с современными исследователями, критикующими Горшкова за его неспособность построить флот, защищенный от перепадов политической конъюнктуры. Резкое сокращение численности российских ВМС было связано прежде всего с общим экономическим кризисом в стране, для флота ущерб от этого кризиса оказался особенно тяжелым главным образом из-за того, что в советские годы он являлся самым «дорогим» видом вооруженных сил. В то

же время, как отмечается в книге, многие практические действия российского правительства уже в 2000-е годы показывают, что представления о политическом значении флота, заложенные Горшковым, живы в российских правящих кругах и сегодня, так же как и взгляды на строительство и боевое применение ВМФ, которые он в свое время отстаивал. Это подтверждают и амбициозные планы возрождения боевой мощи флота, анонсированные в 2013 г. Таким образом, современный российский флот, несмотря на свою существенно меньшую численность, в определенном смысле все еще является продолжением того флота, который строил и которым командовал С.Г. Горшков.

М.М. Минц*

* Минц Михаил Михайлович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: historian@michael-mints.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.