Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1
ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
М.П. Аракелова, С.Ю. Кондратенко
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИМ ФЛОТОМ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953)
Целью данной статьи является анализ преобразований и изменений в системе управления Военно-морскими силами Советского Союза в первые послевоенные годы. На основе архивных и опубликованных документов и материалов авторы рассматривают изменения, произошедшие в структуре центральных органов управления военным флотом СССР после окончания Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам формирования органов руководства Главнокомандующего ВМС и становления управленческой структуры Военно-морского министерства СССР. Анализируются основные направления послевоенного развития военного флота и его роль в обеспечении национальной безопасности государства в рассматриваемый период.
Ключевые слова. Военно-морские силы, Главнокомандующий ВМС, Военно-морское министерство, Десятилетний план военного кораблестроения, Главный штаб ВМС.
The aim of the article is the analysis of transformation and changes in the system of administration of the Soviet Navy during the first post-war years. Using archived and published sources the authors considered changes in the structure of the central administrative bodies of the Soviet Navy after the end of World War II. Much attention is devoted to the problems of the formation of administrative bodies of Navy Commander-in-Chief and the formation of administrative structure of the USSR Ministry of Defense and Navy. The main trends of post-war development of the Soviet Navy and its role in provision of the national security in the period considered are analyzed.
Key words. Navy, Navy Commander-in-Chief, Ministry of Defenses and Navy, Ten Years Plan of naval vessels, Navy HQ.
Аракелова Марина Петровна — доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-таП: Arakelova@spa.msu.ru
Кондратенко Сергей Юрьевич — кандидат исторических наук, ассистент кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-таП: Kondtratenko@spa.msu.ru
В обеспечении безопасности государства значительная роль отводится Военно-морскому флоту, на который возлагается защита интересов страны в водах Мирового океана, контроль над экономической зоной, морским судоходством и использованием морских биоресурсов. В этой связи большое значение приобретает совершенствование системы управления Военно-морскими силами, которая должна осуществлять эффективное руководство военным флотом в мирное и в военное время. Кроме этого важное место в поддержании боеспособности Военно-морских сил страны отводится разработке и реализации программ военного кораблестроения, работа над которыми требует организации взаимодействия военного ведомства и гражданских промышленных министерств.
Начатая в 2008 г. очередная реформа российских Вооруженных сил включает в себя, в том числе, и обширную программу строительства подводных и надводных боевых кораблей с учетом новейших технических достижений. В этой связи возникла необходимость совершенствования системы управления Военно-морским флотом России. По мнению некоторых исследователей и офицеров флота, следует воссоздать самостоятельное военно-морское ведомство, которому необходимо передать все вопросы, связанные с руководством военно-морским флотом и реализацией программ военного кораблестроения. В данном контексте представляет научный интерес изучение исторического опыта в сфере управления военным флотом, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны, когда руководство Советского Союза приступило к разработке и реализации программы совершенствования Военно-морского флота страны на основе боевого опыта, полученного в годы войны и достижений мирового кораблестроения. Важное место в данной программе отводилось совершенствованию системы управления военным флотом в условиях мирного времени и начавшегося глобального геополитического противостояния с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции — США и Великобританией.
Целью статьи является анализ преобразований и изменений в системе управления советским Военно-морским флотом, сложившейся в первые послевоенные годы.
С окончанием Второй мировой войны и ликвидацией 4 сентября 1945 г. Государственного комитета обороны восстанавливалась довоенная система управления Вооруженными силами СССР. Руководство флотом в мирное время возлагалось на общесоюзный Народный комиссариат Военно-морского флота, который с 1939 г. возглавлял Адмирал флота Н.Г. Кузнецов.
Ввиду особой значимости вопросов строительства армии и флота они подверглись всестороннему обсуждению в январе и феврале 1946 г. на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б). По итогам его работы руководством страны была намечена широкая программа практических мероприятий по реализации военной политики государства, законодательно закрепленных в Законе о пятилетнем плане, принятом сессией Верховного Совета СССР в марте 1946 г. Первостепенной задачей было объявлено перевооружение советских Вооруженных сил новейшими образцами вооружения и военной техники.
25 февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Народный Комиссариат Обороны СССР был преобразован в Народный Комиссариат Вооруженных сил СССР1, а Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР был упразднен2. 15 марта 1946 г. наркомат переименован в Министерство Вооруженных сил СССР3.
Руководство Военно-морским флотом было возложено на сформированное летом 1946 г. в структуре министерства Главное командование Военно-морскими силами (ВМС), в ведении которого состояли Военно-морской флот, морская авиация и войска береговой обороны.
До 1947 г. во главе советского военного флота стоял бывший нарком ВМФ Адмирал флота Н.Г. Кузнецов4, в 1947—1950 гг. пост главнокомандующего занимал адмирал И.С. Юмашев.
На Главкома ВМС возлагались следующие обязанности: управление ВМС и обеспечение их боевой готовности; разработка и утверждение программ по боевой подготовке, наставлений и уставов; организация и руководство оперативной подготовкой командования и штабов ВМС; участие в разработке Генеральным штабом планов оперативного использования ВМС; организация противовоздушной обороны на морских театрах средст-
1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1946. 3 марта.
2 См.: Там же.
3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1946. 28 марта.
4 Кузнецов Николай Герасимович (1902—1974) — советский военный деятель, Адмирал Флота Советского Союза (1955 г.). В Военно-морском флоте с 1919 г. С осени 1936 г. — военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании. Летом 1937 г. назначен первым заместителем, затем командующим Тихоокеанским флотом. В 1939—1946 гг. — Нарком ВМФ СССР, Главнокомандующий ВМФ. С 1947 г. — начальник Управления военно-морских учебных заведений. С июня 1948 г. — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС. С февраля 1950 г. — командующий Тихоокеанским флотом. В 1951—1953 гг. — Военно-морской министр. См.: Советская военная энциклопедия. Т. 4. М., 1977. С. 511.
вами ВМС; разработка планов и осуществление мероприятий по береговой обороне; руководство строительством военно-морских баз; руководство разработкой мобилизационных планов и обеспечением мобилизационной готовности ВМС; учет и подготовка офицерских, старшинских кадров запаса ВМС; руководство и контроль за проектированием, ремонтом и модернизацией боевых кораблей и вспомогательных судов; руководство развитием и совершенствованием всех средств боевой техники кораблей и вооружения ВМС; обеспечение ВМС вооружением, техникой и специальными видами снабжения; обеспечение мореплавания на морях Союза ССР; разработка мероприятий по обеспечению внешних морских коммуникаций и ряд других функций5.
В состав органов управления Главкома ВМС входили: Главный штаб ВМС; Управление боевой подготовки; Главный штаб авиации ВМС; Политическое управление; Гидрографическое управление; Управление береговой обороны; Научно-технический совет с научно-техническим комитетом; Финансовый отдел6.
После завершения Великой Отечественной войны деятельность руководства ВМС прежде всего была направлена на восстановление и совершенствование судостроительной и судоремонтной инфраструктуры, военно-морских баз и совершенствование организационной структуры флота. Тем самым закладывались основы для реализации масштабной программы военного кораблестроения, разработка которой началась еще до окончания войны.
В 1943 г. нарком ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов, начальник Главного морского штаба адмирал И.С. Исаков, заместитель наркома по кораблестроению и вооружению адмирал Л.М. Галлер и начальник Главного управления кораблестроения Наркомата ВМФ адмирал Н.В. Исаченков предприняли практические меры по разработке планов послевоенного строительства Военно-морского флота. Наркоматом ВМФ была подготовлена записка о восстановлении судостроительной промышленности и о разработке первого десятилетнего плана военного кораблестроения. Эта записка в конце 1943 г. была доложена Н.Г. Кузнецовым лично И.В. Сталину.
В 1944 г. И.В. Сталин поручил Н.Г. Кузнецову с участием заместителя Председателя Совнаркома В.М. Малышева и наркома судостроительной промышленности И.И. Носенко подготовить десятилетний план военного кораблестроения. При этом рекомен-
5 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22. Лл. 248—249.
6 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22. Лл. 249.
довалось тщательно продумать и определить, какие корабли должны быть запущены в крупные серии из проектов, разработанных и начатых осуществляться перед войной, а какие построить по вновь разработанным проектам с учетом опыта войны.
Для рассмотрения материалов по десятилетнему плану военного кораблестроения в 1945 г. была создана специальная комиссия, которую возглавил сам Нарком ВМФ, и образованы секции во главе с опытными адмиралами. Руководителем секции по авианосцам, крейсерам и легким крейсерам был назначен командующий Тихоокеанским флотом адмирал И.С. Юмашев. Секцию по лидерам эсминцев, эсминцам и сторожевым кораблям возглавил командующий эскадрой Черноморского флота вице-адмирал С.Г. Горшков. Секция по охотникам за подводными лодками, торпедным катерам и тральщикам работала под руководством командующего эскадрой Балтийского флота вице-адмирала Л.А. Владимирского.
Материалы десятилетнего плана, подлежавшие рассмотрению в правительстве, обстоятельно обсуждались на совещании под председательством Н.Г. Кузнецова с участием заместителя председателя Совнаркома В.А. Малышева, наркома судостроительной промышленности И.И. Носенко и руководящих работников нар-комсудпрома и центрального аппарата флота. В ходе рассмотрения проекта плана выявились существенные разногласия флота с наркомсудпромом и зампредсовнаркома В.А. Малышевым, который, ссылаясь на разговор с И.В. Сталиным, сообщил, что руководитель партии и государства требовал, чтобы судостроители, не ожидая новых проектов, развернули постройку легких крейсеров, эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей по довоенным проектам. Кроме того, было подчеркнуто, что И.В. Сталин не поддержал предложение Н.Г. Кузнецова о строительстве в предстоящем десятилетии больших и малых авианосцев. В результате были приняты компромиссные решения, устраивавшие наркомсудпром и флот, и к лету 1945 г. комиссия завершила работу над десятилетним планом военного кораблестроения на 1946—1955 гг. По этому плану ВМФ СССР к 1 января 1956 г. должен был иметь: 4 линейных корабля, 10 тяжелых крейсеров, 30 крейсеров, 54 легких крейсера, 6 эскадренных авианосцев, 6 малых авианосцев, 132 больших эсминца, 226 эсминцев и 495 подводных лодок7.
7 См.: История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946—1991) / Васильев А.М., Логачев С.И., Майданов О.П., Маринин В.Ю., Морин А.Б., Нарусбаев А.А., Скороходов Ю.В. СПб., 1996. С. 7.
В целом в предложениях ВМФ по новой программе предусматривалось создание флота, способного эффективно действовать не только на закрытых, но и на открытых морских театрах. Планировалось создание эскадр надводных кораблей как основных оперативно-тактических соединений ВМФ. Можно согласиться с мнением авторов «Истории отечественного судостроения», которые считают, что с производственно-экономической точки зрения данные предложения были утопичны, но в то же время учитывали основные уроки Второй мировой войны на море: о закате эры линкоров, о становлении авианосцев в качестве необходимого элемента надводных сил флота, а также о повышении роли подводных лодок8.
Реализация десятилетнего плана сделала бы флот СССР сильнее ВМФ Великобритании, т.е. вывела бы его на второе место в мире, а по числу подводных лодок — на первое9.
Десятилетний план военного кораблестроения был рассмотрен на совещании у И.В. Сталина 27 сентября 1945 г. На совещании присутствовали члены политбюро ЦК ВКП(б) Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.А. Булганин. Наркомат судостроительной промышленности представляли нарком И.И. Носенко и его заместитель А.М. Редькин, а ВМФ — нарком Н.Г. Кузнецов, его заместитель Л.М. Галлер и начальник кафедры Военно-морской академии С.П. Ставицкий.
И.В. Сталин высказался за то, чтобы сократить число линкоров (построить один линкор довоенной закладки и заложить через 3—4 года два новых) и увеличить число тяжелых крейсеров, предложив вооружить их 305 мм, а не 220 мм артиллерией, но, в конечном счете, согласился на предлагаемый ВМФ калибр в 220 мм. При этом и И.В. Сталин, и Н.Г. Кузнецов считали, что необходимо увеличить количество легких крейсеров, но представители судостроительной промышленности утверждали, что производственных мощностей хватит только на 30 кораблей. В результате в десятилетний план вошла именно эта цифра.
При обсуждении вопроса об авианосцах И.В. Сталин предложил отложить их строительство. На замечание же Н.Г. Кузнецова, что «у нас с авианосцами самый отсталый участок», было сказано: «На данном этапе мы можем обойтись без них, так как на Черном море и Балтике они не нужны, а на Дальнем Востоке мы теперь имеем Курильские острова и Сахалин»10. В ходе
8 См.: Там же. С. 8.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же.
дальнейшей дискуссии, после настойчивых просьб представителей ВМФ и возражений работников промышленности, И.В. Сталин, подводя итог, сказал: «Построим две штуки малых», имея в виду Северный флот11.
Постройку больших эсминцев И.В. Сталин отверг, несмотря на настойчивые просьбы Н.Г. Кузнецова и Л.М. Галлера о создании хотя бы 10 таких кораблей. При этом он пообещал вернуться к вопросу о строительстве не более четырех подобных эсминцев в конце десятилетия. Перейдя к эсминцам, И.В. Сталин отметил, что необходимо построить 250 единиц, а при обсуждении вопроса о сторожевых кораблях согласился с постройкой 200 единиц, назвав сначала 250 единиц. Предложения ВМФ по надводным кораблям других классов и катерам были приняты без обсуждения.
Предложения ВМФ по подводным лодкам были приняты в сокращенном виде, при этом нарком ВМФ заверил И.В. Сталина, что малые и средние подлодки будут строиться в основном в Горьком, и не загрузят мощности заводов, которые могут строить крупные надводные корабли.
Говоря об общей направленности развития флота, И.В. Сталин отметил, что «в ближайшие 10—15 лет наши эскадры будут защищаться. Другое дело, если вы собираетесь идти в Америку, ... так как нам этого не нужно, то мы не обязаны перенапрягать нашу промышленность»12. О Черноморском флоте он высказался так: «...нам надо иметь на Черном море такой флот, как говорили старые моряки, который мог бы в любой момент закрыть Босфор и, если потребуется, прорваться сквозь него. Черноморский флот должен быть в 10—12 раз сильнее турецкого»13.
По результатам этого совещания с учетом корректив, внесенных Народным комиссариатом судостроительной промышленности, Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 27 ноября 1945 г. № 2988-883 «О десятилетнем плане военного судостроения» утвердил программу строительства кораблей ВМФ и программу закладки линкоров и крейсеров, помимо предусмотренных к сдаче. Всего с 1946 по 1955 г. предполагалось ввести в строй советского ВМФ 4 тяжелых крейсера, 30 легких крейсеров, 188 эсминцев, 177 сторожевых кораблей, 367 подводных лодок, 945 охотников за подводными лодками, 828 тор-
11 См.: Там же.
12 См.: Там же. С. 9.
13 См.: Там же.
педных катеров, 54 монитора, 370 бронекатеров, 816 тральщиков, 195 десантных кораблей и 1876 вспомогательных судов14. Кроме того в этом постановлении были предусмотрены меры по восстановлению судостроительных и машиностроительных заводов, пострадавших в период войны, и строительство новых предприятий.
В октябре 1946 г. Советом Министров СССР было принято второе постановление по десятилетнему плану военного кораблестроения, в котором речь шла о плане проектирования и строительства кораблей по новым, послевоенным проектам, о создании для них соответствующего нового вооружения, механизмов и оборудования.
С принятием десятилетнего плана военного кораблестроения были внесены соответствующие изменения в четвертый пятилетний план. В Законе о пятилетнем плане подчеркивалось: «Увеличить судостроение в 1950 г. вдвое по сравнению с 1940 г. Обеспечить строительство в СССР сильного и могучего флота. Построить для советского флота новые корабли и новые морские базы»15.
Ход выполнения десятилетнего плана (особенно строительство современных кораблей по новым проектам) постоянно находился под пристальным вниманием руководства Главного управления кораблестроения. Нельзя не заметить, что проблемы кораблестроения и перспективы развития советского ВМФ контролировались лично И.В. Сталиным. Практически ежегодно—в 1945, 1946, 1947, 1949, 1950 гг. — эти вопросы обсуждались на специальных совещаниях. Так, на последнем из них в феврале 1953 г. был заслушан доклад заместителя председателя Совета Министров СССР Л.П. Берии, который, являясь куратором оборонной промышленности, предлагал дополнительно построить в 1953—1956 гг. 400 единиц подводных лодок за счет сокращения строительства крейсеров и некоторых типов гражданских судов. И.В. Сталин же принял решение о строительстве не 400, а 150 подводных лодок без сокращения программы строительства крейсеров. На этом совещании были рассмотрены и одобрены предложения Н.Г. Кузнецова о строительстве десантных кораблей. Инициатором этого предложения выступил Военный министр Маршал Советского Союза А.М. Василевский. По указанию И.В. Сталина для подготовки проектов постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по этим вопросам были
14 См.: Там же. С. 10.
15 См.: Правда. 1946. 21 марта.
созданы две авторитетные комиссии: по строительству подводных лодок в составе Н.А. Булганина (председатель), Л.П. Берии, Г.М. Маленкова, В.А. Малышева, Н.Г. Кузнецова, А.М. Василевского; по строительству десантных судов в составе И.И. Носенко и В.А. Фокина. В конце февраля 1953 г. постановления по данным вопросам были приняты.
Новая программа по существу представляла собой дальнейшее развитие принятого в 1937 г. плана создания «большого флота», отличаясь от него меньшим числом тяжелых надводных кораблей, но увеличенным количеством легких кораблей и подводных лодок. Появились в программе десантные корабли и значительное число вспомогательных судов. Несмотря на обещания, данные И.В. Сталиным на совещании, комиссия Политбюро, готовившая окончательный текст постановления по десятилетнему плану, авианосцы в него не включила. На этом настояло руководство Наркомата судостроительной промышленности, считавшее, что промышленность пока не готова строить эти принципиально новые корабли. Таким образом, хотя в принятой программе и учитывался опыт Второй мировой войны на море, важнейший вывод из него — о закате эры тяжелых артиллерийских кораблей и о наступлении эры авианосцев — в ней не был принят во внимание. Необходимо отметить, что в новой программе, в отличие от довоенных, в большей степени учитывались экономические и производственные возможности страны, особенно в отношении крупных кораблей, однако по многим позициям возможности промышленности были завышены в 1,5—2 раза16.
В связи с началом практической реализации десятилетнего плана военного кораблестроения в конце 1940-х гг. изменилась и концепция развития Вооруженных сил СССР: от гармоничного совершенствования всех видов Вооруженных сил, был осуществлен переход к параллельному развитию Сухопутных войск и Военно-воздушных сил с одной стороны и Военно-морского флота, с другой. В связи с этим была подготовлена новая реформа центральных органов военного управления17.
Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1950 г., Министерство Вооруженных сил СССР переименовывалось в Военное министерство СССР, и из него вы-
16 История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5. С. 9.
17 См.: Аракелова М.П., Кондратенко С.Ю. Реформирование системы центральных органов управления советскими Вооруженными силами в 1945—1953 гг. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 3. С. 124.
делялись Военно-морские силы, для управления которыми образовывалось общесоюзное Военно-морское министерство18. Военно-морским министром назначался адмирал И.С. Юмашев19.
Можно согласиться с мнением исследователя A.A. Кокоши-на, который считает, что данное решение было ошибочным, так как оно не согласовывалось с общемировой тенденцией к интеграции всех видов Вооруженных сил, что проявилось и в опыте управления войсками в годы Второй мировой войны20.
В свою очередь, В.П. Кузин и В.И. Никольский рассматривали создание морского министерства как новый этап в развитии отечественного военного флота: «И.В. Сталин, создав Военно-морское министерство, стремился не только дать новый импульс в развитии флота, но и создать конкурирующую с Военным министерством структуру для политических маневров между ними. Он считал, что при грамотном управлении, рано или поздно удастся создать необходимый баланс "сухопутных и морских" взглядов в руководстве страны»21.
Организационно Военно-морское министерство состояло из Морского Генерального штаба, Главного политического управления Военно-морского флота, Главного управления Военно-воздушных сил ВМФ, Управления боевой подготовки, Управления подводного плавания, Управления береговой обороны, Управления противовоздушной обороны, Инженерного управления, Финансового управления и др. Всего центральный аппарат ВММ состоял из 2 главных управлений, 29 управлений, 20 отделов и 5 служб и комиссий22. До 1951 г. военно-морским министром оставался адмирал И.М. Юмашев, в 1951—1953 гг. министерство возглавлял Адмирал флота Н.Г. Кузнецов.
Реализация десятилетней программы военного кораблестроения требовала новой организационно-штатной структуры флота, основанной на опыте морской войны в годы Второй мировой войны. Прежде всего, в связи с ожидаемой сдачей множества новых боевых кораблей аппарат Главнокомандующего Военно-морскими силами приступил к увеличению количества оперативных соединений флота.
18 Ведомости Верховного Совета СССР. 1950. 15 марта.
19 Там же.
20 См.: Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., 2003. С. 232.
21 См.: Кузин В.П, Никольский В.И. Военно-Морской Флот 1945—1991. СПб., 1996. С. 15.
22 См.: Костев Г.Г. Военно-морской флот страны (1945—1995). Взлеты и падения. СПб., 1999. С. 23.
На основании постановления СНК СССР, приказом Наркома ВМФ от 25 февраля 1946 г. Балтийский флот был разделен на два флота: Северо-Балтийский флот (с января 1947 г. — 8-й), командующий флотом адмирал В.Ф. Трибуц, главная военно-морская база — г. Таллинн, и Юго-Балтийский флот (с января 1947 г. — 4-й), командующий флотом адмирал Г.И. Левченко, главная военно-морская база г. Пиллау (с января 1947 г. — Балтийск).
В январе 1947 г. последовало разделение Тихоокеанского флота. Он был разделен на два флота: 5-й с центром управления в г. Владивостоке и 7-й — с центром управления в г. Советская Гавань.
Командный состав Военно-морского флота встретил разделение флотов крайне негативно, считая, что распыление корабельного состава флота приведет к ослаблению оперативных объединений флота. Кроме того на Балтийском и Тихоокеанском побережье отсутствовала соответствующая инфраструктура для размещения соединений надводных и подводных сил флота, а также подразделений тылового обеспечения.
Адмирал флота Г.М. Егоров в своих воспоминаниях отмечал возникшие перед командованием советского флота административные проблемы при дроблении Балтийского флота: «...в начале 1946 г. произошло разделение Балтийского флота. Вместо одного стало два — 4-й и 8-й. Следовательно — два штаба, два тыла и вообще всего по два, кроме сил флота, ведь простым распоряжением количества боевых кораблей не удвоишь! Флот — это не только корабли. Это сложнейший организм с массой различных учреждений: административными органами, многочисленными обеспечивающими службами, тылом. Существуют пропорции численности личного состава частей и соединений флота, а также обеспечивающих их береговых частей. Когда же это «береговое» число удваивается, а число боевых единиц остается прежним, то вряд ли такое мероприятие усиливает мощь флота. Скорее — наоборот. Административная надстройка усложняет управление, понижает оперативность, плодит излишние штаты»23.
Таким образом, анализ источников и литературы показал, что решение руководства страны о разделении Балтийского и Тихоокеанского флотов было поспешным, так как в составе флота не было требуемого числа кораблей, отсутствовала необходимая инфраструктура, а формирование соответствующих органов
23 См.: Егоров Г.М. Фарватерами флотской службы. М., 1985. С. 118.
управления привело к усложнению оперативного руководства соединениями сил флота.
В условиях мирного времени утратили практическое значение некоторые самостоятельные объединения Военно-морских сил. В связи с этим были расформированы Беломорская военная флотилия, Дунайская и Днепровская военные речные флотилии. Отпала необходимость в морских оборонительных районах и во временных военно-морских базах, в том числе и на территориях иностранных государств. После окончания траления минных заграждений, оставшихся после окончания боевых действия, значительно сократилось количество частей охраны водных районов.
Количественно и качественно выросла морская авиация. Если до Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелись лишь отдельные полки и эскадрильи самолетов различного назначения, то в первые послевоенные годы в состав флотов вводились полноценные авиационные дивизии. В связи с тем, что на авиацию ВМФ была возложена задача противовоздушной обороны приморских районов, в ее составе увеличилось количество истребительных частей. Так, 5-й военно-морской флот имел в своем составе 7-ю и 165-ю истребительные авиационные дивизии24.
В конце 1951 г., ссылаясь на положительный опыт создания и применения частей специального назначения за рубежом и в Сухопутных войсках, в Морском Генеральном штабе был обсужден вопрос о создании специальных подразделений в Военно-морском флоте. 29 мая 1952 г. вопрос создания частей специального назначения был рассмотрен военно-морским министром Н.Г. Кузнецовым и утвержден в «Плане мероприятий по усилению разведки ВМС». На совещании с начальниками управлений Главного разведывательного управления Морского Генерального штаба Н.Г. Кузнецов подтвердил принятие решения о создании на флотах отдельных морских разведывательных дивизионов, в первую очередь на Черноморском флоте и 4-м флоте (Балтийское море).
После проведения в августе 1953 г. учений, подтвердивших эффективность подразделений водолазов-разведчиков, была окончательно доказана необходимость их создания, и 24 июня 1953 г. директивой Морского Генерального штаба был открыт штат 6-го морского разведывательного пункта со сроком окончания комплектования в октябре 1953 г.
24 См.: Дроговоз ЖГ.Воздушный щит Страны Советов. Минск, 2007. С. 28.
Таким образом, после окончания Великой Отечественной войны управление военным флотом было передано Главнокомандующему Военно-морскими силами, который подчинялся Министру Вооруженных сил СССР, что соответствовало опыту руководства войсками в годы войны. При этом советским руководством Военно-морской флот рассматривался как важный элемент обеспечения национальной безопасности, в связи с этим еще до окончания войны были сформированы государственные комиссии по разработке перспективного плана военного кораблестроения. Работа данных комиссий требовала тесного взаимодействия военного ведомства с гражданскими промышленными наркоматами, в частности, с Народным комиссариатом судостроительной промышленности. Итогом работы комиссий стало принятие 27 ноября 1945 г. десятилетнего плана военного кораблестроения, в соответствии с которым предполагалось создание крупного океанского флота, способного надежно прикрыть морские границы Советского Союза. С началом практической реализации плана и поступлением на вооружение первых боевых кораблей были проведены соответствующие организационные изменения в структуре флота: разделение Балтийского и Тихоокеанского флотов, что увеличило количество оперативных соединений флота, а в качестве средства централизованного управления всеми силами флота в 1950 г. было образовано Военно-морское министерство. Таким образом, высшее руководство страны осуществило переход от концепции параллельного совершенствования всех видов Вооруженных сил к параллельному развитию Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, с одной стороны, и Военно-морского флота, с другой.
Список литературы
Аракелова М.П., Кондратенко С.Ю. Реформирование системы центральных органов управления советскими Вооруженными силами в 1945—1953 гг. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 21 Управление (государство и общество). 2009. № 3.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1946. 3 марта.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1946. 28 марта.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1950. 15 марта.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22.
Дроговоз И.Г. Воздушный щит Страны Советов. Минск, 2007.
Егоров Г.М. Фарватерами флотской службы. М., 1985.
История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946—1991 гг.) / Васильев А.М., Ло-
гачев С.И., Майданов О.П., Маринин В.Ю., Морин А.Б., Нарусбаев А.А., Скороходов Ю.В. СПб., 1996.
Кокошин A.A. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., 2003.
Костев /./.Военно-морской флот страны (1945—1995 гг.). Взлеты и падения. СПб., 1999.
Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот 1945—1991. СПб., 1996.
Правда. 1946. 21 марта.
Советская военная энциклопедия. Т. 4. М., 1977.