Постсоветские исследования. Т.3. № 1 (2020) Военно-морская сила России в Черноморском и Средиземноморском регионах К.П. Курылев, Н.П. Пархитько, М.А. Никулин
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена аналитическому рассмотрению морской силы стратегии Российской Федерации в Черноморском и Средиземноморском регионах в текущий период развития международных отношений. В материале осмысливается научно-теоретическая база, лежащая в основе отечественной военно-морской компоненты внешней политики в контексте обеспечения национальных интересов России в геополитическом масштабе. Дается оценка современной политике РФ в области восстановления геополитического влияния во второй декаде XXI столетия. Проводя анализ современного состояния морской силы России Черноморском и Средиземноморском регионах, авторы приходят к выводу, что в морская мощь России требует дальнейшего совершенствования. На текущий момент Черноморский флот России остается «прибрежным флотом» с ограниченными возможностями действия в открытом море, что в свою очередь сказывается и на характере присутствии России в Средиземноморском регионе.
Ключевые слова: Россия, ВМФ, Черноморский регион, Средиземноморский регион, военно-морская доктрина, военная доктрина, концепция национальной безопасности, внешняя политика.
Military and Naval Power of Russia in the Black Sea and Mediterranean Regions K.P. Kurylev, N.P. Parkhitko, M.A. Nikulin
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to an analytical review of the sea power of the strategy of the Russian Federation in the Black Sea and Mediterranean regions in the current period of development of international relations. The material comprehends the scientific and theoretical basis that underlies the domestic naval component of foreign policy in the context of ensuring Russia's national interests on a geopolitical scale. The article assesses the current policy of the Russian Federation in the field of restoration of geopolitical influence in the second decade of the XXI century. Analyzing the current state of the sea power of Russia in the Black Sea and Mediterranean regions, the authors conclude that the sea power of Russia requires further improvement. Currently, the Black Sea Fleet of Russia remains a "coastal fleet" with limited capabilities on the high seas, which in turn affects the nature of Russia's presence in the Mediterranean region.
Keywords: Russia, Navy, Black Sea Region, Mediterranean Region, naval doctrine, military doctrine, national security concept, foreign policy.
"Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет " (Петр I Великий) Особенности современной военно-политической обстановки и прогнозируемые тенденции ее развития определили возвращение в российскую военную практику ее важного элемента - постоянной деятельности группировок ВМФ в морских районах и океанских зонах, важных для обеспечения национальных интересов России. Реальность заставила окончательно изжить де-
структивные взгляды (широко распространенные в 1990-е гг. и постоянно вплоть до настоящего времени поддерживаемые извне) о том, что Россия - это сухопутная страна, а содержание ВМФ - это дорогая роскошь и обуза.
Произошедшие изменения в политической расстановке сил в мире, дальнейшее развитие концепций применения ВМС иностранных государств, технологическая эволюция средств ведения современной войны настоятельно требуют определенного пересмотра взглядов на место и роль ВМФ России в государстве. Необходимо искать
принципиально новые подходы к эффективному решению задач обеспечения военной безопасности и военно-морской деятельности государства в океанских районах и морских зонах, стоящих перед ВМФ России в современных и перспективных условиях. Этот сложный процесс требует обстоятельной научной проработки, профессиональной аналитики и экспертизы, совершенствования контроля принятых решений и анализа их эффективности1.
Немало теоретиков и практиков из разных стран мира изучало проблему морской силы. Это А.Т. Мэхэн, А. фон Тирпиц, Ф. Коломб, Дж. Корбетт, Г. Ричмонд, Р. Ка-стекс, С. Роскилл, С. Тернер, К. Бут, Э. Гроув, Дж. Ставридис.
Отечественные специалисты не столь многочисленны. В частности, в Российской империи данную тематику разрабатывал историк и теоретик русского флота Н.Л. Кла-до. Он был сторонником наступательных действий и верил, что ключевым для достижения военно-морского господства является установление контроля над морским пространством и перенос боевых действия вглубь территории противника. Это, по его мнению, защитит береговую линию и создать условия для проведения десантной операции, а также обеспечит безопасность своих торговых путей и тем обезопасить страну. Основной вывод Н.Л. Кладо -«Стремление к овладению морем и сильный наступательный флот». Это была стратегия океанического флота [8].
Отдельно стоит упомянуть флотоводца, учёного-океанографа, полярного исследователя, командующего Черноморским флотом А.В. Колчака. Хотя традиционно его имя ассоциируется с участием в Гражданской войне в России в 1917-1920 гг. в качестве одного из руководителей Белого движения (и т.н. «Верховного правителя России»), ему принадлежит фундаментальный труд «Какой нужен флот России», в котором он из-
1 Военно-морская доктрина России как основа морской политики страны [Russian Military Naval Doctrine as the Basis of Naval Policy of the Country (In Russ.)] - Available at: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/510/voenno-morskaya-doktrina-rossii-kak-osnova-morskoj -politiki-strany-7983 (accessed
07.12.2018)
ложил суть военно-морской стратегии России с учетом обобщения опыта русско-японской войны. В частности, он писал, что «мировое значение моря, как совокупности удобнейших и выгоднейших путей сообщения, получает исключительную важность во время войны. Водное пространство моря с этой точки зрения можно рассматривать как развитую до пределов сеть железных дорог, получающих с момента объявления войны желаемое стратегическое значение. То государство, которое с объявлением войны потеряет эти стратегические пути, можно сравнить с таковым, которое не имеет в пограничной области оборудованных путей сообщения, причем его противник располагает самой развитой сетью совершеннейших железнодорожных путей»[9].
Теоретической базой, на которую следует опираться в исследованиях отечественной военно-морской стратегии, был и остается труд бывшего главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова «Морская мощь государства» [5], изданный в 1976 г. К тому времени СССР превратился в глобальную военно-морскую державу, способную выполнять операции любого масштаба и уровня сложности в Мировом океане. При этом в оперативно-стратегическом плане флоту отводилась второстепенная роль, а само руководство СССР - как партийное, так и военное -придерживалось континентального мышления, рассматривая ВМФ лишь как один из факторов в рамках ядерного сдерживания США и необходимости поддерживать ядерную составляющую советского флота в мирное время [7, 16].
Изданный во время бурного и, как тогда казалось, необратимого развития всех составляющих морского потенциала СССР многотысячным тиражом и выдержавший два издания труд в течение последующих лет был настольной книгой для командного и политического состава ВМФ СССР. В этой работе адмирал С.Г. Горшков пытался убедить континентально ориентированного элиту СССР в том, что, если Советское государство хочет стать поистине глобальной державой, оно должно стать морской державой в первую очередь, чтобы оспаривать
морское господство своих западных соперников.
Даже с позиции сегодняшнего дня, несмотря на уверенность С.Г. Горшкова в отношении будущего развития морской мощи СССР, в книге четко прослеживается главная мысль о необходимости проведения преемственной военно-морской политики, о роли и значении военного флота в мирное время как одного из основных факторов демонстрации экономического и военного могущества государства за его пределами, обеспечении государственных интересов страны за ее рубежами, то есть инструмента дипломатии в интересах предотвращения войн и военных конфликтов.
С.Г. Горшков считал, что военно-морские силы и концепция их использования являются частью общей стратегии, кульминацией которой была победа на суше. Однако он настаивал на том, что флоты способны выполнять уникальные задачи в продвижении интересов СССР в мире. Он писал, что «...для СССР морская мощь выступает в качестве одного из важных факторов укрепления экономики, ускорителя научного и технического развития, упрочения экономических, политических, культурных и научных связей советского народа с дружественными народами и странами. Сущность морской мощи. заключается в возможности государства в изучении океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов и способности их обеспечивать потребности государства, состояние и возможности судостроительной промышленности страны, а также наличие соответствующего интересам этого государства военно-морского фло-та...»[6].
Морское искусство традиционно концентрировалось на операции флота против флота. Но в годы холодной войны именно операции флота против берега были преобладающей формой военно-морской доктрины на случай войны. Дальнейшие удары по территории противника с использованием ракетного вооружения и авиации стали основным инструментом войны, в то время как действиям, собственно, флота, отводилась вспомогательная оперативная роль. Поэтому адмирал С.Г. Горшков настаивал на
необходимости строительства сбалансированного флота, в котором было бы достаточно как сил ядерного сдерживания, так и обычных конвенциональных судов. Одних подлодок было недостаточно - они должны были иметь поддержку наземных и воздушных судов, для достижения максимальной боевой сбалансированности всех родов войск.
Будучи крупным профессиональным военным, С.Г. Горшков осознавал, что необходимым предварительным условием для выполнения флотом его стратегических и тактических ролей является достижение контроля над морским пространством, а также расширение оперативных возможностей советского ВМФ, и никогда не выступал за достижение полного господства в водах Мирового океана и попытку сместить США с позиций ведущей морской державы. Его основная идея заключалась в достижении оперативного превосходства в отдельных стратегических районах морского пространства, дабы помешать США и их союзникам свободно им воспользоваться в случае начала вооруженной фазы конфликта.
Однако, несмотря на всю деятельность адмирала С.Г. Горшкова, после его отставки с поста главнокомандующего ВМФ СССР в 1985 г., его наследие было предано забвению и руководство СССР отказалось от проведения активной морской политики, а развал СССР в 1991 г. поставил крест на реализации столь амбициозной программы С.Г. Горшкова.
После развала СССР, с учетом сложившихся к концу XX в. объективных факторов и в особенности географического и стратегического положения России в мире, потребовались новые подходы к применению и развитию ВМС. Проявилась необходимость в формировании нормативно-правовой базы, которая бы определяла национальные интересы на всех океанских военных театрах, а также обеспечивала бы не только текущие военно-политические, но и долговременные торгово-экономические, логистические и научные интересы России в морской акватории.
Предметом настоящего исследования являются два соседствующих региона: Черноморский и Средиземноморский.
Черноморский регион превращается все больше в зону геополитического и геоэкономического противостояния. Объясняется это тем, что этот регион - своего рода мост или перекресток - это связующее звеном между Европой и Азией. Находясь между Россией, Южной Европой и Ближним Востоком, имея выход в Средиземноморье и Центральную Европу, он представляет собой гораздо больше, нежели регион местного значения. По сути, Черноморский регион - это геополитическая ось, стратегическое значение которой постоянно растет. Через него проходит множество разнонаправленных транспортных потоков, ведется прокладка глубоководных трубопроводов, осуществляется геолого-разведывательная деятельность по поиску нефти и газа, проводятся военные учения, перекраиваются границы, образовываются новые государства [12, с. 153-159] .
В силу своего уникального геополитического положения Черноморский регион всегда привлекал внимание и вызывал огромный интерес как у региональных, так и у внерегиональных сил, играл существенную, а в отдельные исторические периоды и определяющую роль в международных отношениях. Если вспомнить историю региона, то будет понятно, что интерес к нему государств, в первую очередь - великих мировых держав, проявлялся постоянно. В течение многих веков Черноморский регион представлял собой место столкновения и противоборства их интересов.
Развал СССР изменил баланс сил в регионе, что обусловило появление новых вызовов и угроз безопасности России. Одной из главных угроз в числе прочих явилось резкое сокращение геополитического пространства ее влияния в Черноморском регионе. С развалом СССР Россией были утрачены важнейшие с военно-стратегической и политической точек зрения позиции в регионе. В частности, в несколько раз сократилась протяжённость береговой черноморской линии России. Развал СССР больно ударил и по Черноморскому флоту СССР. В первую очередь это было связано с его разделом, в том числе инфраструктуры и материально-технической базы, между Россией и Украиной [13, с. 120], а с другой с устано-
вившимся периодом экономической и политической неопределённости в обеих странах, что обусловило падение боеспособности и боеготовности Черноморского флота России. В результате раздела Черноморского флота СССР наша страна впервые утратила военный паритет в Черноморском регионе. Следствием ослабления военно-
политического влияния России в регионе стало усиление здесь позиций других стран (в первую очередь - Турции, входящей в НАТО). В регионе, где еще немногим более двух десятилетий назад доминирование СССР было неоспоримым, начал оформляться геополитический плюрализм.
Однако в марте 2014 г. обстановка изменилась: после воссоединения с Россией полуостров Крым вновь стал южным стратегическим форпостом России. По сути, именно этот полуостров является сосредоточением военно-стратегических интересов России в Черноморском регионе. Рассмотрим его геостратегическое положение, как определяющее интересы России в регионе, подробнее.
Большой по географическим размерам Крымский полуостров нависает над всем Азово-Черноморским бассейном с севера. Полуостров находится относительно близко к Черноморским проливам, с него можно контролировать связь Черного и Средиземного морей, пролив Босфор и Стамбульский мегаполис с прилегающими районами, Балканы, Кавказ и Ближний Восток. Идеально подходит полуостров и для развертывания систем ПРО, прикрывающих направление возможных угроз со стороны Средиземноморья. Все это придает Крымскому полуострову значение наиболее важной стратегической позиции всего причерноморского региона. На территории Крыма находятся удобные порты (Севастополь, Феодосия, Керчь). Фактически, Крымский полуостров является «непотопляемым авианосцем», владение которым дает возможность контролировать весь Черноморско-Азовский, а также Черноморско-Средиземноморский регион.
Что касается Средиземного моря, то наиболее важным фактором, детерминирующим российские интересы здесь, является географическое его положение. Средизем-
ное море омывает берега Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, и, что особенно важно для России, является частью морского маршрута в Чёрное и Азовское моря. Таким образом, Средиземное море является стратегическим плацдармом для возможного контроля на над целым рядом регионов планеты, переоценить его значение просто невозможно, отмечают эксперты. Кроме того, здесь проходят важные транспортно-коммуникационные пути, связывающие Азию, Ближний Восток и Европу. Представляет важность и энергетический потенциал региона. В 2011 г. на шельфе Кипра было открыто крупное газовое месторождение, его объемы оцениваются в 200 млрд куб. м. И это далеко не единственное месторождение в Левантийском осадочном бассейне на востоке Средиземного моря.
Для России, как крупной мировой державы, Средиземное море традиционно представляет особый интерес. Со времен Екатерины II оно стало одним из важнейших регионов в деле обеспечения безопасности России. Обеспечение контроля над Черноморским бассейном позволило России развернуть борьбу за Черноморские проливы с Турцией, и с последующими попытками закрепиться в Средиземном море - на острове Мальте при Павле I и Ионических островах при Александре I. Интерес к региону со стороны России сохранился и в ХХ в. В 1967 г. в составе Черноморского флота СССР была сформирована 5-я оперативная эскадра, зоной ответственности которой было Средиземноморье. Эскадра формировалась на ротационной основе. В её состав входили надводные и подводные силы Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а также корабли Тихоокеанского флота, выполнявшие межокеанские переходы на Тихоокеанский флот и обратно. 5-я ОпЭск представляла собой симметричный ответ ракетно-ядерной угрозе, исходящей из группировки 6-го флота США, базирующейся в регионе.
Учитывая близость Черноморского и Средиземноморского регионов, и отсутствия серьезной военно-морской инфраструктуры в последнем (за исключением сирийского порта Тартус), Черное море приобретает
особое военно-стратегическое значение для интересов России в Мировом океане.
Именно поэтому, первоочередной задачей России в регионе с точки зрения военно-стратегических интересов было немедленное решение вопросов снабжения полуострова и его транспортной связанности с территорией России, поскольку решение этих вопросов связано с развитием военно-логистической структуры для группировки российских войск в Крыму.
Уникальное географическое положение Черноморского региона и его возрастающая роль в транзите энергоресурсов усиливают геополитическую значимость региона, одновременно увеличивая его уязвимость в сфере обеспечения безопасности. Роль Крымского полуострова как форпоста России на Черном море, с учетом текущих тенденций, (эскалация конфликта на Украине, усиление конфронтации между Россией и НАТО, нестабильность в Ближневосточном регионе) при этом будет только возрастать. Кроме того, учитывая близость Черноморского и Средиземноморского региона, и отсутствия серьезной военно-морской инфраструктуры в нем (за исключением сирийского порта Тартус), Черное море приобретает особое военно-стратегическое значение для интересов России в Мировом океане.
Рассмотрим ряд концептуальных документов, определяющих военно-стратегические интересы России в Мировом океане и, в частности, в Черноморском и Средиземноморском регионах, являющихся предметом настоящего исследования.
Начнем с Концепции внешней политики России 2016 г. В ней эти регионы упоминаются в следующих контекстах. Подходы России к взаимодействию с партнерами в Черноморском и Каспийском регионах будут выстраиваться с учетом сохранения приверженности целям и принципам Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества, а также с учетом необходимости укрепления механизма сотрудничества пяти прикаспийских государств на основе коллективно принимаемых ими ре-шений1.
1 Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. [Russian Foreign Policy Concept 2016 (In Russ.)] - Available at:
В Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. в редакции 2015 г. данные регионы не упоминаются1 так же, как и Военной доктрине России в ее редакции 2015 г.2
На сегодняшний день к документам, которые определяют морскую деятельность России в исследуемых регионах относятся: Морская доктрина России на период до 2020 г.3 и Стратегия развития морской деятельности России до 2030 г.4 Также следует упомянуть Федеральную целевую программу "Мировой океан" на 2016-2031 гг.5, принятую в 2015 г.
В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Морская доктрина России выделяет Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое направления.
Основу национальной морской политики на Атлантическом направлении составляет решение долгосрочных задач в Атлантическом океане, на Балтийском, Черном и Азовском морях, а также в Средиземном море.
Национальная морская политика на Атлантическом направлении определяется существующими в регионе условиями, ориен-
http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed 10.12.2018)
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2015 г. [Russian National Security Strategy 2015 (In Russ.)] - Available at: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (accessed 14.12.2018)
2 Военная доктрина Российской Федерации 2015 г. [Military Doctrine of the Russian Federation 2015 (In Russ.)] - Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/976907 (accessed 06.12.2018)
3 Морская доктрина РФ [Naval Doctrine of Russia (In Russ.)] - Available at: http ://static.kremlin. ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2 twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (accessed 11.12.2018)
4 Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 г. [Russian Naval Strategy till 2030 (In Russ.)] -Available at: http://portal.esimo.ru/jslibs/documents/mk/398795.doc (accessed 12.12.2018)
5 Федеральная целевая программа "Мировой океан" на 2016-2031 гг. [Federal Target Program "Global Ocean" (In Russ.)]. - Available at: http://government.ru/docs/18570/ (accessed 12.12.2018)
тированными только на НАТО, а также несовершенством правовых механизмов обеспечения международной безопасности. Определяющим фактором в отношениях с НАТО остаются неприемлемость для РФ планов продвижения военной инфраструктуры Альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций.
В контексте тематики нашего исследования остановимся на анализе ситуации в Черном, Азовском и Средиземном морях.
На Черном и Азовском морях в основе национальной морской политики лежит ускоренное восстановление и всестороннее укрепление стратегических позиций России, поддержание мира и стабильности в регионе.
В этих целях должно быть обеспечено решение круга разноплановых задач. Остановимся на некоторых из них.
Черное и Азовское моря:
• установление на основе норм международного морского права благоприятного для России международного правового режима Черного и Азовского морей, порядка использования водных биологических ресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородов, прокладки и эксплуатации подводных трубопроводов;
• международно-правовое регулирование режима и порядка использования Керченского пролива;
• совершенствование состава и структуры сил Черноморского флота, развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края;
• строительство конкурентоспособных судов морского транспорта, обновление смешанного (река-море) плавания судов, модернизация и развитие прибрежно-портовой инфраструктуры, развитие внут-ричерноморских паромных перевозок;
• обеспечение соответствия портовых мощностей региона прогнозному росту экспортных поставок энергоресурсов с учетом развития портово-прибрежной инфраструктуры Крыма;
• дальнейшее развитие экспортной газотранспортной системы, в том числе подводных трубопроводов;
• обеспечение транспортной доступности Крыма;
• реализация транспортно-транзитного потенциала приморских территорий данного регионального направления путем развития международных транспортных коридоров;
• развитие судостроительного и судоремонтного комплекса региона с учетом потенциала судостроительных и судоремонтных предприятий Крыма, модернизация производства и технологий в судостроении региона;
• проведение геологоразведочных работ, обновление имеющихся данных по месторождениям полезных ископаемых и безопасное освоение экономически выгодных месторождений;
• создание условий, в том числе с привлечением возможностей регионов, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Черном и Азовском морях1.
Средиземное море:
Даже по количеству задач, которые Морская доктрина России 2015 г. определяет в регионе, видно, что он сохраняет очевидную периферийность, а интересы, сосредоточенные в нем, носят скорее тактический характер. Документом предусмотрены следующие задачи:
• проведение целенаправленного курса на превращение региона в зону военно-политической стабильности и добрососедства;
• обеспечение достаточного военно-морского присутствия Российской Федерации в регионе на постоянной основе;
• развитие круизного судоходства из портов Крыма и Краснодарского края в страны Средиземноморского бассейна2.
В Основах государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. говорится о необходимости:
1 Морская доктрина РФ [Naval Doctrine of Russia (In Russ.)] - Available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2 twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (accessed 11.12.2018)
2 Морская доктрина РФ [Naval Doctrine of Russia (In Russ.)] - Available at: http ://static.kremlin. ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2 twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (accessed 11.12.2018)
• повышения оперативных и боевых возможностей Черноморского флота за счет развития на территории Крымского полуострова межвидовой группировки сил (войск);
• обеспечения постоянного военно-морского присутствия Российской Федерации в Средиземном море и других стратегически важных районах Мирового океана, в том числе в районах прохождения основных
"3
морских транспортных коммуникаций3.
В Стратегии развития морской деятельности России до 2030 г. в рассматриваемых нами регионах планируется:
• совершенствовать системы защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского морей и их природных ресурсов, усиление контроля за проведением промысла в конвенционных районах рыболовства;
• совершенствовать группировки сил и средств Береговой охраны ФСБ России, осуществляющей свои полномочия в сфере охраны природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также российской части Каспийского и Азовского морей;
• создать эффективную систему освещения воздушной, надводной и подводной обстановки в морском пограничном пространстве России;
• развернуть серийное строительство крупнотоннажных специализированных судов водоизмещением более 100 тыс. т.4
3 Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года" [President's edict of 20.07.2017 №327 "On Approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in Naval Sphere till 2030" (In Russ.)] - Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71625734/ (accessed 12.12.2018)
4 Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 г. [Russian Naval Strategy till 2030 (In Russ.)] -Available at: http://portal.esimo.ru/jslibs/documents/mk/398795.doc (accessed 12.12.2018)
В Федеральной целевой программе "Мировой океан" на 2016-2031 гг. говорится о необходимости проведения комплексных экспедиционных исследований Черного, Азовского и Балтийского морей и северовосточной части Атлантики1.
Как видно в целостном виде военно-стратегические интересы России в Черноморском, Азовском и Средиземноморском регионах в ключевых документах, определяющих морскую, как военную, так и гражданскую деятельность России, не отражены. Иными словами, современная военно-морская политика России в Мировом океане в целом и в его частях на Черном и Средиземном морях строится на основе скорее не стратегических, а тактических интересов, которые определяются преимущественно текущей повесткой.
Следует отметить, что Черноморский флот остается «прибрежным флотом» советских времен с ограниченными возможностями действия в открытом море. В его состав на декабрь 2018 г. входят 7 дизельных подводных лодок и 47 надводных кораблей: 1 гвардейский ракетный крейсер "Москва", являющийся флагманом флота, 1 большой противолодочный корабль, 6 сторожевых кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 5 малых ракетных кораблей, 5 ракетных катеров, 7 морских тральщиков, 2 базовых тральщика, 2 рейдовых тральщика, 7 больших десантных кораблей, 5 десантных катеров.
К 2018 г. 37 единиц состава флота было произведено до 1991 г., что подчеркивает необходимость их замены. Новые корабли на флот уже поступают. Это сторожевые корабли "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", которые вошли в состав флота в 2016-2018 гг. Новые фрегаты оборудованы противокорабельными (ракета П-800 "Оникс", ракетная система "Клуб-К") и противовоздушными (ЗРК "Штиль") ракетными комплексами2. Еще
три сторожевика: "Адмирал Бутаков", "Адмирал Корнилов" и "Адмирал Истомин" находятся в постройке3. Ввод их в эксплуатацию осложнен тем, что поставщиком силовых установок для них являлось украинское предприятие "Зоря-Машпроект". Вследствие украинского кризиса для изготовления двигателей России пришлось воспользоваться услугами отечественного производителя "Сатурн", что привело к смещению вправо сроков ввода в строй этих кораблей. Вступили в строй шесть новых подводных лодок: "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону" - в 2014 г., "Старый Оскол" и "Краснодар" - в 2015 г., "Великий Новгород" и "Колпино" - в 2016 г.4 Новые платформы позволят России существенно расширить свои возможности преграждения доступа/блокирования зоны (А2/АО) и укрепить южный фланг страны. Еще до 18 новых единиц должны быть сданы до 2020 г. Расширение флота является одним из важнейших приоритетов государственной программы вооружения5.
Почти 90% тоннажа Черноморского флота дислоцируется в портах Крыма, в Севастополе (80%), а также в Феодосии (9%). Флот обслуживается военнослужащими, дислоцированными в Крыму, Новороссийске, Темрюке (единственная военно-морская база России в Азовском море), Очамчире и Гудауте (Республика Абхазия)6. В связи с этим в ближайшее время России надлежит решить проблему недостатка обслуживающей инфраструктуры в регионе. Для Севастополя, как для крупнейшей базы ВМФ на
1 Федеральная целевая программа "Мировой океан" на 2016-2031 гг. [Federal Target Program "Global Ocean" (In Russ.)]. - Available at: http://government.ru/docs/18570/ (accessed 12.12.2018)
2 Russian Active Navy Ships (2018) - Available at: https://www.militaryfactory.com/modern-navy/russian-navy.asp (accessed 12.12.2018)
3 Боевые корабли Российской Федерации - 2018 [Military ships of the Russian Federation-2018 (In Russ.)] -Available at: http://russianships.info/today/ (accessed 09.12.2018)
4 Боевые корабли Российской Федерации - 2018 [Military ships of the Russian Federation-2018 (In Russ.)] -Available at: http://russianships.info/today/ (accessed 09.12.2018)
5 Соотношение вооруженных сил в черноморском регионе [Balance of Military Forces in the Black Sea Region (In Russ.)] - Available at http://russiancouncil.ru/blackseamilitary (accessed 12.12.2018)
6 Соотношение вооруженных сил в черноморском регионе [Balance of Military Forces in the Black Sea Region (In Russ.)] - Available at http://russiancouncil.ru/blackseamilitary (accessed 12.12.2018)
Черном море, а также других портовых городов Крыма актуальны вопросы реконструкции и модернизации портовых сооружений. При этом предполагается, что российские военно-морские базы - Севастополь и Новороссийск - будут «играть в тандеме», увеличивая устойчивость группировки кораблей Черноморского флота. Разработаны планы по развитию и переоснащению верфей Севастополя. Москва планирует расширить свое присутствие в регионе Черного моря, создав новые военные объекты в Абхазии и Южной Осетии, а также развернув дополнительные мобильные береговые ракетные комплексы.
Наряду с обновлением ЧФ первейшей задачей России после возвращения Крыма с точки зрения военно-стратегических интересов стало немедленное решение вопросов снабжения полуострова и его транспортной связанности с территорией России, поскольку решение этих вопросов связано с развитием военно-логистической структуры для группировки российских войск в Крыму.
В первой половине 2000-х гг. была начата модернизация Каспийской флотилии, и этот процесс продолжается. С Черноморским флотом эти подразделения ВМС соединяет Волго-Донской канал, через который можно осуществлять быструю доставку малых артиллерийских судов и ракетных корветов из одного моря в другое по территории России, а точнее - ее южной части. В состав Каспийской флотилии входит 28 надводных кораблей: 2 сторожевых корабля, 3 малых ракетных корабля, 4 малых артиллерийских корабля, 1 ракетный катер, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 6 десантных катеров. Из них 11 построены и спущены на воду еще в советское время. Происходит активная модернизация флотилии. В нее уже поступили 2 новых фрегата: "Татарстан" (2003 г.) и "Дагестан" (2012 г.), а также 3 корвета: "Астрахань" (2006 г.), "Каспийск" (2011 г.) и "Махачкала" (2012 г.). В рамках Государственной программы вооружения на 2011 -2020 гг. Каспийская флотилия получит еще 4 ракетных корвета с крылатыми ракетами "Калибр". Две первых корабля, "Град Свияжск" и "Углич", были сданы в июле 2014 г., а третий, "Великий Устюг", введен в
строй в 2014 г.1 Также на стадии завершения проектной документации находится программа по возобновлению выпуска отечественного экраноплана, известного в советские времена под кодовым наименованием "Лунь", а в США прозванный "Каспийский монстр" из-за своих размеров и высокой скорости. Об этом, в частности, объявил глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе "Гидроавиасалона-2018" (состоявшегося спустя несколько недель после завершения крупнейшей отечественной выставки-форума "Армия-2018"). В частности, министр уточнил, что экранопланы, создаваемые в рамках ГПВ-2027, будут иметь на борту ракетное вооружение2.
Флоту не хватает средств воздушной обороны и воздушного нападения, и этот пробел восполняется при помощи наземных объектов. На Крымском полуострове к декабрю 2018 г. также размещены четыре дивизиона ЗРК С-400 - в Евпатории, Феодосии и Севастополе
Воздушные силы Южного военного округа России составляют примерно 20% от военно-воздушного потенциала стран Черноморского региона и по численности превышают все воздушные силы Греции. Они дислоцируются на 9 авиабазах, находящихся в России, на авиабазе, расположенной на аэродроме Эребуни в Ереване, на авиабазах Крыма (Гвардейское и Бельбек). Сегодня на вооружении в Южном военном округе находится 121 истребитель (63 МиГ-29 и 58 Су-27), более 80 бомбардировщиков (Су-24М, Су-27СМ3, Су-30М2 и Су-34) и 129 штурмовиков (Су-25). Согласно российской Государственной программе вооружения на 2011-2020 гг. Южный военный округ получит новые воздушные суда, включая бомбардировщики Су-34, модернизированные Су-24, универсальные Су-30СМ, а также ис-
1 Боевые корабли Российской Федерации - 2018 [Military ships of the Russian Federation-2018 (In Russ.)] -Available at: http://russianships.info/today/ (accessed 09.12.2018)
2 Ударный экраноплан: ужас, летящий на гребнях волн [Striking Winged Surface Effect Vehicle: horror flying on the crest of waves (In Russ.)] - Available at: https ://zvezdaweekly. ru/news/t/2018917911-CoYQH.html (accessed 12.12.2018)
требители Су-351. В декабре 2018 г. в Крыму завершена модернизация аэродрома Бельбек, который принял первые военные самолеты в декабре 2018 г. После реконструкции аэродром способен принять и разместить у себя на постоянной основе стратегические бомбардировщики любого типа, состоящие на вооружении ВКС. В первую очередь речь идет о Ту-22М3. Бельбек имеет важное стратегическое положение, являясь одной из самых южных точек базирования ВКС России. Находящиеся под Севастополем самолеты держат под контролем внушительную часть Азии и южной Европы. Стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, могут быть размещены и на авиабазе Гвардейское, совместно с Ту-142 и Ил-38Н, а также вертолетами Ка-27 и Ка-30, оборудованными для морского патрулирования и противолодочной обороны. Модернизация крымских аэродромов обеспечит полный контроль всего Причерноморья и самого Черного моря, а также Восточного Средиземноморья2. Согласно плану закупок вооружения вертолетный парк Южного военного округа будет усилен новыми штурмовыми вертолетами Ка-52 и Ми-28Н, транспортно-штурмовыми вертолетами Ми-8АМТШ, ударными вертолетами Ми-35 и многоцелевыми вертолетами Ка-2263.
Что касается состояния береговой обороны Черноморского региона, то она представлена следующим образом. Большая часть подразделений Береговых войск Черноморского флота России на территории полуострова Крым входят в состав 22-го армейского корпуса Черноморского флота. Береговые войска Черноморского флота
1 Соотношение вооруженных сил в черноморском регионе [Balance of Military Forces in the Black Sea Region (In Russ.)] - Available at http://russiancouncil.ru/blackseamilitary (accessed 12.12.2018)
2 Крым превращается в авиабазу для "стратегов" [Crimea Turns into the Aiir Base for the "Strategists" (In Russ.)]. - Available at: https://iz.ru/776748/aleksei-ramm-aleksandr-kruglov-bogdan-stepovoi/krym-prevrashchaetsia-v-aviabazu-dlia-strategov (accessed 11.12.2018)
3 Соотношение вооруженных сил в черноморском регионе [Balance of Military Forces in the Black Sea Region (In Russ.)] - Available at http://russiancouncil.ru/blackseamilitary (accessed 12.12.2018)
предназначены для прикрытия сил флотов, войск, населения и объектов на морском побережье от воздействия надводных кораблей противника; обороны военно-морских баз и других важных объектов флотов с суши, в том числе от морских и воздушных десантов; высадки и действий в морских, воздушно-морских десантах; содействия сухопутным войскам в противодесантной обороне десантноопасных районов морского побережья; уничтожения надводных кораблей, катеров и десантно-транспортных средств в зоне досягаемости оружия. Кроме береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты в их состав входят войска береговой охраны и обособленные подразделения. В состав Береговых войск Черноморского флота России входят 1 -я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада в Анапе; 15-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада в Севастополе; 810-я отдельная гвардейская ордена Жукова бригада морской пехоты в Севастополе; 382-й отдельный батальон морской пехоты в Темрюке; 126-я отдельная Горловская Краснознамённая, ордена Суворова бригада береговой обороны в п. Перевальное; 1096-й отдельный зенитный ракетный полк в Севастополе; 431-й морской разведывательный пункт в Севастополе; 8-й отдельный артиллерийский полк прикрытия береговой линии в п. Перевальное; 133-я отдельная бригада материально-технического обеспечения Черноморского флота в Бахчисарае; 4-й отдельный полк РХБЗ в Севастополе; 127-я отдельная бригада разведки в Севастополе; 68-й отдельный морской инженерный полк в Евпатории. На вооружении находятся береговые противокорабельные ракетные комплексы (БПРК) «Бал» и «Бастион» в зависимости от класса работают на удалении в несколько сотен километров как по наземным целям, так и в качестве противодесантной обороны. В 2016 г. неподалеку от Балаклавы в п. Резервное возрожден шахтный БПРК «Утес», созданный еще в 1957 г. («Объект 100») и во времена СССР надежно прикрывавший Крымский полуостров с высоты около 600 метров над уровнем моря. На вооружении «Утеса» стоят ракеты «Прогресс». Дальность их полета - до 460 км. Шахтные пусковые установки противокорабельных
ракет (ПУ ПКР) находятся под надежной защитой скальных пород, а самоходные ПУ ПКР легко меняют место дислокации и тоже являются трудно уязвимыми.
Отдельно в контекст задач стоит модернизация большого числа предприятий ВПК, расположенных в Крыму. ВПК Крыма до недавнего времени включал в себя более 30 предприятий, в том числе научно-исследовательские и проектно-
конструкторские организации. В валовой промышленной продукции Крыма доля продукции ВПК составляла 30%. Помимо всего в состав комплекса входило шесть приборостроительных заводов и машиностроительных предприятий. Крупнейший среди них -Севастопольский морской завод - осуществлял ремонт судов военного и гражданского назначений.
Обращаясь к Средиземноморскому региону, заметим, что именно гражданская война в Сирии, разразившаяся в 2011 г., создала условия для восстановления российского присутствия в Средиземном море. В соответствии с официальным приглашением правительства страны и президента САР Б. Асада, Россия разместила свои ВМС в Восточном Средиземноморье. По словам министра иностранных дел России, С.В. Лаврова, «присутствие России в Средиземноморье является фактором стабильности в регионе». Подобная активизация российских ВМС была вызвана также и политикой западных стран по отношению к гражданской войне в Сирии. Западный интервенционизм, неспособность международных институтов многосторонней дипломатии разрешить проблему, нарушение принципов территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела суверенных государств -все это также оказало влияние на решение России по размещению своей военно-морской эскадры у берегов Сирии в Восточном Средиземноморье. Тем самым, Москва дала понять, как странам Западной Европы и США, так и Турции, что не потерпит любой эскалации или вмешательства в конфликт в Сирии. Фактически, Москва попыталась в известной степени использовать «дипломатию канонерок», когда ВМС использовались для практического подкрепления внешнеполитических шагов.
«До начала нашего вмешательства в сирийский конфликт расположенный в Тарту-се 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России представлял собой два плавучих причала длиной 100 метров с парой складов, казармой и несколькими зданиями на берегу. Плюс там находилась на постоянной основе по ротации одна плавмастерская ЧФ. Однако и этот объект обеспечивал нам постоянное присутствие в Средиземном море», отмечет бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, генерал-полковник Л.Г. Ивашов1.
Появление российских кораблей в водах Средиземноморья, по сути, явилось частью масштабного плана России по возвращению влияния российских ВМС в водах Мирового океана. По словам главкома ВМФ России адмирала В.И. Королева, "Военно-морской флот России, как и подобает флоту морской державы, восстановил свое присутствие в Мировом океане. В дальней и морской зонах присутствует свыше 100 кораблей всех четырех флотов". Для сравнения еще в сентябре 2013 г. в различных регионах земного шара было размещено около 80 кораблей ВМФ России, включая и 10 надводных кораблей в восточной части Средиземномо-
рья2.
О создании морской группы быстрого реагирования заявлял в феврале 2013 г. министр обороны России С.К. Шойгу. Постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море в виде постоянного межфлотского оперативного соединения в дальней морской зоне было создано 21 сентября 2013 г. для выполнения задач в Средиземноморском регионе с учётом складывающейся военно-политической обстановки. Состав соединения может насчитывать от 10 до 20 кораблей и судов в зависимости от напряжённости ситуации и увеличения круга задач. В состав соединения на момент его
1 Флот - XXI век. [NAVY- XXI century (In Russ.)]. -Available at: http://blackseafleet-21.com/newsid/17742 (accessed 12.12.2018)
2 Главком ВМФ рассказал о присутствии российского флота в Мировом океане [Commander in chief told about the Russian naval Presence in the Global Ocean (In Russ.)] - Available at: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201710300141 -vsaf.htm (accessed 09.12.2018)
формирования входило до 15 кораблей, в 2016 г. - до 10 кораблей, из них не менее 6 боевых кораблей и 3-4 судна обеспечения из состава Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Целью оперативной группы - ликвидация любой малейшей угрозы границам и безопасности России. Зоной ответственности данной группы является Средиземноморский регион, Красное море и Африканский рог. В качестве порта приписки будет использоваться военная база России в порту Тартус (САР). Подчиняется оно Командующему Черноморским флотом ВМФ России.
В этой связи отмечаем, что в течение 2018 г. в Средиземном море постоянно либо в порядке ротации находились корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии. Постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море состоит из 10 кораблей и двух подводных лодок. Представлены все флоты, кроме Тихоокеанского. Это самая мощная группировка с момента включения ВКС и ВМФ России в операцию по уничтожению терроризма на территории САР.
В состав ударного соединения входят ракетный крейсер «Маршал Устинов», большой противолодочный корабль «Севе-роморск», сторожевой корабль «Пытливый», фрегат «Адмирал Григорович», сторожевые корабли «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг», «Вышний Волочёк» и дизель-электрические подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». На подходе еще несколько кораблей. На крейсере «Маршал Устинов» развернут мощный противокорабельный ракетный комплекс «Вулкан», а восемь боевых кораблей - носители крылатых ракет «Калибр». Для снабжения многочисленной группировки в Средиземное море направлен большой морской танкер Черноморского флота «Иван Бубнов»1.
Однако подобное усиление позиции России на ее южных рубежах выявляет ряд
1 Россия создала в Средиземном море мощную группировку кораблей [Russia has created a powerful NAVY Group in the Mediterranean Sea (In Russ.)] - Available at: https://vz.ru/news/2018/8/28/939207.html (accessed 21.12.2018)
структурных слабостей ВМС РФ. В первую очередь, это касается модернизации кораблей Черноморского флота. Многие из них несут службу уже более 30 лет, и требует либо полной модернизации, либо же списания с последующей заменой на более новые и современные корабли. Как вариант, возможна передислокация кораблей других флотов (Балтийского, Северного и Тихоокеанского) в состав Черноморского флота РФ для усиления создаваемой оперативной военно-морской группы. Во-вторых, размещение кораблей ВМС РФ в Средиземноморье вскрывает одну из главных болевых точек российского флота - проблемы логистики. Традиционно и СССР, и тем более РФ, имело большие проблемы с поддержанием своих кораблей в долгом плавании, так как в распоряжении нашего военного командования не имелось должного количества военно-морских баз, расположенных в разных оперативных районах Мирового океана (в отличие от баз США и НАТО, покрывающих густой сетью практически все прибрежные районы Земного шара). В случае со Средиземноморьем, единственной базой в регионе является сирийский порт Тарсус, что, по мнению российских военных, недостаточно. К 2020 г. планируется создать военно-морскую базу в сирийском порту Ла-такия, плюс, по заявлениям Министерства обороны России, будущая оперативная группа может получить логистическую поддержку от портов Кипра и Греции (что, впрочем, имеет и свои минусы, т.к. Греция была и остается страной НАТО).
Отдельно стоит упомянуть российскую группировку ПВО, размещенную с САР. Российская система ПВО в Сирии организована по принципу объектового прикрытия, а системы С-400, С-300 и комплекс "Панцирь-С1" обеспечивают защиту с воздуха пунктов базирования, а системы ПВО С-400 и "Панцирь" гарантированно прикрывают российскую авиагруппу на аэродроме "Хмеймим". Еще одна развернутая в Сирии группировка ПВО С-300 и "Панцирь" защищает пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Кроме того, после спровоцированного Израилем инцидента с российским разведывательным самолетом Ил-20, в результате которого погибли 20 российских
военнослужащих, в рамках контракта, заключенного еще в 2010 г., но отложенного из-за опасений Израиля, Сирии были переданы современные системы ПВО. Речь идет о двух дивизионах С-300ПМУ-2, экспортном варианте комплекса С-300ПМ-2 «Фаворит», состоящем на вооружении российской армии с 2013 года. Обладая высокой помехозащищенностью и скорострельностью, комплекс существенно укрепит боевые возможности сирийской ПВО. Модернизация командных пунктов обеспечит централизованное управление всеми силами и средствами ПВО Сирии, ведение мониторинга воздушной обстановки и оперативную выдачу целеуказаний. Главное достоинство нового комплекса заключается в том, что будет гарантирована идентификация всех российских воздушных судов сирийскими средствами ПВО.
Таким образом, усиление военно-морского присутствия России в Черномор-ско-Средиземном море неразрывно связано с модернизацией ВМФ России, а также решением ряда сопутствующих вопросов, в первую очередь - решением логистической проблемы.
Авторы полагают, что Россия возвращается к концепции применения т.н. «Точек опоры» - военно-морских баз, расположенных в стратегически важных регионах Земного шара, позволяющих решать вопросы снабжения и ремонта российских кораблей. Такие базы еще называют пунктами МТО, позволяющими флоту решать оперативные задачи на стратегических расстояниях. Таким образом, наличие у военных баз за рубежом - это не дань моде, а насущная необходимость. В противном случае трудно
собственности, равно как и совершенно нереально выполнить переброску крупных по численности группировок национальных вооруженных сил в удаленную точку мира, не имея в районе приложения «вектора силы» или по маршруту следования пунктов, где можно пополнить ресурсы, восстановить матчасть (технику) и дать отдых личному составу. Пример Сирии, где Россия восстановила свое присутствие на базе в г. Тартус (к которой теперь добавилась база ВКС в г. Хмеймим), восстановление присутствия российского ВМФ в Камрани (Вьетнам), а также ведущиеся переговоры с правительствами Кубы, Венесуэлы, Египта, Кипра и ряда других стран - наглядное подтверждение нашему предположению.
Российская стратегия в области расширения российского военного присутствия в водах Мирового океана получила в течение последних 5 лет серьезный импульс к развитию. Речь идет как о восстановлении влияния, утраченного с развалом СССР, так и расширении влияния уже в новых геополитических условиях. Разумеется, российским военным и политическим руководством учитывается актуальная политическая повестка, формируемая нашими зарубежными оппонентами. Насколько подобный подход (вторичной реакции на те или иных вызовы) эффективен для нашей страны, можно судить, опираясь на ее богатый исторический опыт. В принципе, военно-морская стратегия России всегда носила оборонительный характер (как и военная концепция в целом). Осталось, опираясь на имеющийся опыт советского и постсоветского периодов, сформировать полноценную военно-морскую стратегию адекватную потребностям развития России.
обеспечить защиту своих интересов или
Библиографический список
Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва, Воениздат, 1976. 462 с.
Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва, Воениздат, 2-е изд., 1979, 418 с.
Гречко А.А. Вооружённые Силы Советского государства. Москва, Воениздат, 1974. 408 с.
Кладо Н.Л. Значение флота в ряду военных средств государства. Военно-морская идея России: Духовное наследие Императорского флота. 2-е изд. испр. и доп. Москва, Русский путь, 1999. 552 с.
Колчак А.В. Какой нужен флот России. Морской сборник, 1908, №6, №7.
Курылев К.П. Геополитические интересы России в Черноморском регионе. Российские точки опоры: исторический и прогностический анализ. Вторые Забелинские (Кунцовские) чтения. РУДН, 10-29 марта 2005. Москва: Изд-во МИОО, 2006. С. 153-159.
Курылев К.П. Российско-украинское сотрудничество в обеспечении безопасности в Черноморском регионе. Вестник РУДН. Серия: История России. 2011. № 1. С. 120-133. Курылев К.П., Галоян Н.Г., Станис Д.В., Бредихин А.В. Соблюдение баланса сил на Южном Кавказе // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 3. С. 108-118. Курылев К.П. Украинский кризис и международная безопасность. М.: ЛЕНАНД, 2018. Соколовский В.Д. Военная стратегия. Москва, Воениздат, 1963, 504 с.
Сведения об авторах: Курылев Константин Петрович - д.и.н., профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: kurylev-kp@rudn.ru); Пархитько Николай Петрович - к.и.н., доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН (e-mail: parkhitko-np@rudn.ru); Никулин Максим Андреевич - ассистент кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: nikulin-ma@rudn.ru).
References
Gorshkov S.G. Morskaya moshch' gosudarstva. Moskva, Voenizdat, 1976. 462 s. Gorshkov S.G. Morskaya moshch' gosudarstva. Moskva, Voenizdat, 2-e izd., 1979, 418 s. Grechko A.A. Vooruzhyonnye Sily Sovetskogo gosudarstva. Moskva, Voenizdat, 1974. 408 s. Klado N.L. Znachenie flota v ryadu voennyh sredstv gosudarstva. Voenno-morskaya ideya Rossii: Duhovnoe nasledie Imperatorskogo flota. 2-e izd. ispr. i dop. Moskva, Russkij put', 1999. 552 s. KolchakA.V. Kakoj nuzhen flot Rossii. Morskoj sbornik, 1908, №6, №7.
Kurylev K.P. Geopoliticheskie interesy Rossii v Chernomorskom regione. Rossijskie tochki opory: istoricheskij i prognosticheskij analiz. Vtorye Zabelinskie (Kuncovskie) chteniya. RUDN, 10-29 marta 2005. Moskva: Izd-vo MIOO, 2006. S. 153-159. Kurylev K.P. Rossijsko-ukrainskoe sotrudnichestvo v obespechenii bezopasnosti v Chernomorskom
regione. Vestnik RUDN. Seriya: Istoriya Rossii. 2011. № 1. S. 120-133. Kurylev K.P., Galoyan N.G., Stanis D.V., Bredihin A.V. Soblyudenie balansa sil na Yuzhnom Kavkaze // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 62. № 3. S. 108-118. Kurylev K.P. Ukrainskij krizis i mezhdunarodnaya bezopasnost'. M.: LENAND, 2018. Sokolovskij V.D. Voennaya strategiya. Moskva, Voenizdat, 1963, 504 s.
About the author: Kurylev Konstantin P. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University (e-mail: kurylev-kp@rudn.ru); Parkhitko Nikolay P. - PhD in History, Assistant Professor, Theory and History of Journalism Department, RUDN University (e-mail: parkhitko-np@udn.ru); Nikulin Maksim A., Assistant of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University (email: nikulin-ma@rudn.ru).