Научная статья на тему 'Вклад адмирала флота советского Союза С. Г. Горшкова в развитие отечественного ВМФ'

Вклад адмирала флота советского Союза С. Г. Горшкова в развитие отечественного ВМФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
845
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / НАТО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котов А. С.

Рассмотрено участие адмирала С.Г. Горшкова в строительстве ВМФ, позиции Советского флота на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE SOVIET UNION FLEET ADMIRAL SG GORSHKOV IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL NAVY

Considered part of Admiral SG Gorshkov in the construction of the Navy, the position of theSoviet fleet in the world.

Текст научной работы на тему «Вклад адмирала флота советского Союза С. Г. Горшкова в развитие отечественного ВМФ»

I. Zhuravleva

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN FOLK AND SPANISH FOLK TALES: FORMING OF NATIONAL MENTALITY

In the present study there is made a comparative analysis between the Russian folk tales and the Spanish ones. Already in the first stage of the study the differences between the ways of thinking of the two nations can be seen. In the Spanish tales there is an emphasis in the social norms and their mandatory observance. In the Russian tales the emphasis is made in moral characteristics, later called “the search for the truth”.

Key words: mentality, myth, fairy tale, the formation of society.

Получено 12.04.2012

УДК 94 (470) ”19/20”

А.С. Котов, аспирант, 8-910-555-46-76, federal 7777@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ВКЛАД АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Г. ГОРШКОВА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ

Рассмотрено участие адмирала С.Г. Горшкова в строительстве ВМФ, позиции Советского флота на мировой арене.

Ключевые слова: «холодная война», Военно-Морской Флот, НАТО.

Родился С.Г. Горшков 13 (26) февраля 1910 г. в Каменец-Подольске. В 1912 г. семья переехала в Коломну. После окончания средней школы он поступил на физико-математический факультет ЛГУ. После первого курса по призыву комсомола перешел в училище им. Фрунзе на штурманский факультет. В 1931 г. окончил училище с назначением штурманом на эсминец Черноморского флота (ЧФ). После года службы по его просьбе был переведен на ТОФ вначале штурманом минного заградителя «Томск», а затем командиром сторожевого корабля «Бурун». После окончания в 1937 г. курсов командиров миноносцев в Ленинграде он на Тихоокеанском флоте командовал эскадренным миноносцем, а затем дивизионом эсминцев. Во время боёв у озера Хасан в звании капитана III ранга он командует 7-й бригадой кораблей ТОФ. В 1939 г. после окончания академических курсов в звании капитана II ранга Горшков был переведен на Черноморский флот, где возглавил бригаду эсминцев. В 1940 г. он был назначен командиром бригады крейсеров Черноморского флота. 4 сентября 1941 г. капитан I ранга Горшков назначается командиром I десантного отряда кораблей ЧФ, выполнявших десантные операции в период Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 г. ему присваивается звание контр-адмирала [2].

Именно при адмирале Горшкове было начато и успешно выполнено создание океанского флота - второго по силе в мире, способного достойно противостоять любому противнику.

Основными составляющими качественного преобразования флота явились переход к строительству атомного подводного флота, внедрение ракетного и ядерного оружия, а также создание новых средств освещения обстановки на морских и океанских театрах, создание радиоэлектронных систем, автоматизации управления оружием и боевой техникой [3., с. 296].

В 1950—1960-е гг. главнокомандующий ВМФ адмирал флота С. Г. Горшков, Военный совет Военно-Морского Флота уделили самое серьезное внимание проблеме подготовки кадров с учетом научно-технической революции и тех новых требований, которые она предъявила к военным морякам. Участник многих заседаний Военного совета ВМФ адмирал П. Г. Котов вспоминает: «В годы активного строительства атомных подводных лодок, особенно в 70-80-е гг., практически на каждом Военном совете наряду с проблемами качественного строительства новых атомоходов, совершенствования оружия и технических средств поднимались вопросы специальной подготовки личного состава [4., с. 124].

Примерно к середине 50-х годов завершился первый этап развития советского Военно-Морского Флота, который охватывает первое послевоенное десятилетие. На этом этапе строительство флота шло, в основном, по пути создания эскадр надводных кораблей. По своей структуре флот был прибрежного действия.

В 60 - 70-е гг. в очень напряженном ритме работал Военный совет ВМФ под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала флота С. Г. Горшкова. Главный штаб ВМФ и его управления, научноисследовательские институты, военные представительства и центральные управления службы кораблестроения и вооружения ВМФ, а также службы обеспечения эксплуатации и ремонта, возглавляемые инженер-адмиралом

В. Г. Новиковым, считали одной из самых главных проблему обеспечения быстрого ввода в строй новых подводных атомоходов [4., с.39].

Все возраставшая угроза нашей стране с океанских направлений, концентрация сил флотов блока НАТО у наших берегов, безудержная гонка морских вооружений, как обычных, так и ядерных, выдвинули вопрос о надежной защите морских рубежей Советского Союза.

Примерно с середины 50-х годов в соответствии с решением партии и правительства в нашей стране начались крупные работы по созданию мощного океанского ракетно-ядерного флота. Этим было положено начало второму этапу в развитии советского Военно-Морского Флота. Каким должен быть флот? Таким, как флоты великих морских держав, или коренным образом отличаться от них? Что должно лежать в его основе? Какие силы должны определять его мощь? Каковы основные направления разви-

тия флота? Поиску ответов на эти вопросы было подчинено многое в деятельности Главкома ВМФ. На ответственных флотских совещаниях Сергей Георгиевич напоминал своим заместителям, что при составлении предложений надо опираться на результаты крупнейших научно-технических достижений, в особенности в области создания ракетного оружия, атомной и газотурбинной энергетики [1., с. 141].

Основным типом кораблей ВМФ СССР стали подводные лодки и ракетные крейсера. Эти корабли оснащались ракетным ядерным оружием, которое в это время стало основным и для других ведущих морских держав мира.

4 июля 1958 года начались новая эпоха в истории ВМФ СССР - головная атомная подводная лодка К-3 (пр. 627) под командованием капитана 1-го ранга Л. Г. Осипенко прошла первые мили атомного подводного флота с использованием энергии ядерного реактора. Ядерные торпеды были испытаны с борта подводной лодки пр. 613 в 1955 году. Первые успешные пуски баллистических ракет Р-11ФМ, способных нести боевые ядерные блоки, состоялись 16 сентября 1955 года с борта ПЛ Б-67 (пр. В-611). Комплекс крылатых ракет П-5, созданных в КБ В. Н. Челомея, был также успешно испытан 22 ноября 1957 года с борта ПЛ-146 (пр. 613).

В итоге развития морских ракетно-ядерных сил на вооружении советского подводного флота к концу 1966 года стояло 364 крылатых ракеты и 105 баллистических ракет (в США - 656). К 1966 году в процессе создания ракетно-ядерного флота, ракетных подводных кораблей в ВМФ СССР числилось 29 единиц (в ВМС США - 67). За этот период было построено -4 крейсера, 49 эсминцев, 105 СКР и МПК, 56 атомных ПЛ, 102 дизель-электрических ПЛ. По количеству атомных и ракетных подводных лодок уже к концу 60-х годов СССР превзошел США. Крылатых ракет на борту кораблей СССР, даже без ракетных катеров, было размещено более 500 единиц. Однако по количеству баллистических и зенитных ракет ВМФ СССР отставал от ВМФ США в несколько раз [5].

Но в то же время при Хрущеве было сокращено почти 400 кораблей, зачастую представленных уже устаревшими моделями, что привело к появлению более современных кораблей и активной судостроительной программе.

За эти достижения в 1965 году С. Г. Горшков награждается званием Героя Советского Союза, а в 1967 году ему присваивается высшее воинское звание - Адмирал Флота Советского Союза.

Достигнув близкого к паритету с США состояния, ВМФ СССР начал новый этап развития, который фактически продолжался до конца существования СССР.

Началось строительство боевых кораблей с темпом, превосходящим американский. Был построен самый большой в мире по водоизмещению и количеству боевых кораблей военный флот. По количеству размещенного на борту кораблей оружия (без учета авиационного вооружения) СССР также превзошел США.

С середины 60-х годов, выполняя новую программу строительства Вооруженных Сил Гречко-Горшкова, было развернуто интенсивное строительство крупных надводных кораблей, фактически руководствуясь принципом «корабль за корабль». Началось создание в СССР мощного авианосного флота, что позволяло полноценно конкурировать с США в Мировом океане. «Главком устрашающей эффективности» - так его еще при жизни называют американцы [5].

К концу эпохи Горшкова ВМФ СССР выходил на создание полноценных АУГ, многоцелевых АПЛ и на превосходство по стратегическим АПЛ. Этот флот имел точки базирования во всех интересовавших его районах Мирового океана, а американские аналитики начинали всерьез беспокоится, не подходит ли к концу эра американского морского могущества, и пугали свои правительства компьютерно просчитанными прогнозами поражения ВМФ США в столкновении с ВМФ СССР.

Гений адмирала Горшкова как мыслителя и стратега состоял в том, что он раньше многих осознал природу военных конфликтов атомного века, в частности, политическую природу «холодной войны» как большой стратегической игры без решающего боевого столкновения. Сам адмирал писал: «Единственный вид ВС, который способен активно поддерживать нашу политику в «холодной войне» мирного времени, - это флот. И для этого надо иметь корабли». ВМФ СССР с выходом в океаны способен был стать инструментом решающего политического влияния, подобно тому, как таким инструментом был ВМФ США [6].

Горшковым были разработаны основы боевого применения флота в условиях «холодной войны», «боевой службы» флота. Точкой интенсивного давления на американцев стало Средиземное море: временная группа наших кораблей, преобразованная в 1967 году в Средиземноморскую эскадру, буквально села на хвост 6-му флоту США. Она осуществляла слежение за американскими ПЛАРБ в районе, где те могли подойти на опасно близкое расстояние к советским границам, держала на прицеле авианосцы США, а главное - обозначала стратегическое присутствие на расстоянии вытянутой руки в том регионе, где в 1950-1980-е годы завязывались большинство дипломатических и военных конфликтов «холодной войны». Горшков связал американцам руки на море в том самом месте, где они в наибольшей степени нуждались в этой свободе рук. Вместо «большой дубинки» США вынуждены были идти на сотрудничество и, к примеру, в 1967 году американцы доказывали несправедливость египетских обвине-

ний в участии авианосцев США в войне на стороне Израиля, ссылаясь на то, что советской эскадрой подобные враждебные действия были бы зафиксированы [6].

На грани войны и политики была и разработанная в штабе Горшкова технология слежения советских ПЛ за американскими АУГ с тем, чтобы уничтожить авианосцы в случае начала общего конфликта. Как политический ход непрерывно ощущавшееся американцами присутствие советских подводников было, несомненно, одной из самых удачных находок эпохи «холодной войны». «Большой советский брат» непрерывно держал авианосцы США на прицеле.

1970 год ознаменовался масштабными маневрами «Океана», охватившими акватории Атлантического и Тихого океанов и семи морей, включая Северное, Средиземное, Японское и Филиппинское. Маневры означали, что теперь у «Океана» два хозяина, а в последовавшие за этим годы расцвета мнимого «застоя» (когда застой был действительно мнимым, а СССР на фоне масштабного «вьетнамского» кризиса США становился сверхдержавой) Горшкову удалось создать петлю советских военноморских баз вокруг всей планеты: на Кубе, в Польше, ГДР, Финляндии, Сомали, Вьетнаме, Сирии, Йемене, Эфиопии. Все четыре океана оказались покрыты точками нашего флота.

«Слепой зоной» оставались лишь южные районы Мирового океана, но после того, как СССР отыграл в свою пользу развал Португальской империи в 1977 году, ВМФ СССР начал обживаться и в Анголе, и в Мозамбике. Если вспомнить, что много раз в истории поднимался вопрос о строительстве дубля Панамского канала через Никарагуа, то нетрудно представить себе, какую нервозность должен был вызвать в Вашингтоне переход в советский лагерь именно этой страны. Учитывая исключительно интеллектуальную мобильность Горшкова, его способность увлекаться новыми неожиданными проектами, то нет сомнения - идея «Никарагуанского канала», который находился бы вне контроля США, его бы заинтересовала [6].

С.Г. Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Он был самым авторитетным и уважаемым военачальником в 70-80-е годы среди ученых страны. Общение с видными учеными и работниками оборонного комплекса, встречи и беседы с учеными ВМА и институтов ВМФ позволяли С.Г. Горшкову получать большой объем научно-технической информации, которую он перерабатывал и был во всеоружии при решении сложных проблем строительства флота.

Таким образом, к концу 1970-х годов Горшков, следуя классическим правилам стратегии «Морской державы», окружил США на всех океанских направлениях. С вступлением в конце 1980-х в строй авианосцев проекта 1143.5 и вводом многоцелевых АПЛ проекта 949 («убийц-авианосцев») зависящие от океанских коммуникаций США оказались бы в исключительно сложном положении. Рассуждая о планировании операций ВМФ СССР на этом этапе, Горшков уже мог рассуждать не только об операциях «флот против флота», но и об операциях «флот против берега», т.е. о возможности непосредственного воздействия ВМФ СССР на территорию вероятного противника. В борьбе за морскую мощь, используя исключительно инструменты «холодной войны», СССР, руководствуясь стратегией адмирала Горшкова, безусловно, переиграл США.

С конца 1970-х американцы вынуждены были сменить стратегию на, как это ни парадоксально, континентальную.

Для того чтобы убедиться в громадности оставленного наследства, достаточно оценить итоги рецидивной «холодной войны» 2008 года, центральным событием которой стала горячая война 08.08.08. Одержав победу в локальном конфликте, РФ должна была, однако, вести ожесточенную борьбу за международное невмешательство и за признание результатов этой победы. И в этой борьбе в ход шли почти исключительно «аргументы Горшкова». Наличие на Черном море крейсера «Москва», который в одиночку перевешивал любую по численности и тоннажу морскую группировку, которую могли ввести страны НАТО в Черное море, не нарушая конвенции Монтре, практически исключило непосредственную помощь США Грузии. «Демонстрация флага» (строго по заветам Горшкова) в Западном полушарии, у берегов Венесуэлы и Никарагуа, продемонстрировала способность Москвы создать напряжение у границ США неядерными средствами. Именно «горшковский флот» позволил российской дипломатии свести, безусловно, в свою пользу опаснейший внешнеполитический кризис. Не будь этого инструмента «холодной войны», и победу в войне горячей пришлось бы закусить дипломатическим поражением.

Советский флот в те годы находился на самом переднем крае «холодной войны», и С.Г. Горшков с его черноморским и средиземноморским опытом твердого противодействия агрессивным проискам США и НАТО, с его передовыми взглядами на роль флота в современной войне оказался на своем месте. Как известно, его незаурядные способности высоко ценил бывший министр и главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов.

Адмирал С.Г. Горшков вошел в историю как создатель современного океанского ракетно-ядерного флота СССР. При нем и под его непосредственным руководством была реализована большая программа строительства новейших подводных лодок, оснащенных атомными энергетическими установками и мощными ракетными комплексами, а также современных надводных кораблей, включая тяжелые авианесущие крейсера, для борьбы с американскими ПЛАРБ (подводными атомными лодками с баллистическими ракетами) и авианосцами, представлявшими главную угрозу Советскому Союзу со стороны океана [6].

С.Г. Горшков имел вполне заслуженный и непререкаемый авторитет среди офицеров и адмиралов. Находясь на вершине власти долгие годы, он сумел сохранить человеческие отношения с подчиненными, уважительное обращение на Вы, а вне совещаний - по имени и отчеству. За многие годы даже в сложных ситуациях из его уст не было слышно бранных слов и крика, он всегда строго и внимательно заслушивал участников и давал поручения.

Вне службы все человеческое, как говорится, ему не было чуждо. На всех постах, куда его направляла партия, С.Г. Горшков проявлял организаторский талант и глубокие знания военно-морского дела. Ему были присущи чувство нового, творческий подход к делу, а в боевой обстановке - смелость, воля и мужество. Он имел научные труды по истории Военно-Морского Флота, его тактики и оперативного искусства.

Его книга «Морская мощь государства» стала классикой мировой геополитики, выдержала несколько изданий в СССР, переведена на многие другие языки и опубликована более чем в 30 зарубежных странах. Подобно флоту Петра Великого, флот Горшкова был практически заброшен и уничтожен в годы после его отставки и смерти. Но изменения, внесенные адмиралом в военно-морскую психологию Русской державы, созданные им организационные основы и традиции, философия океанского флота, усвоенная нашими моряками, уже никуда не уйдут.

Итак, основой морской доктрины адмирала Горшкова было понимание ВМФ не только как военного, но и как политического инструмента. Мощь ВМФ, его готовность нанести поражение флоту противника, сорвать ракетно-ядерный удар с морских направлений и нанести свой собственный является не самоцелью, а политическим инструментом укрепления мощи государства. Чем сильнее флот великой державы, тем больше она может добиться, не прибегая к вооруженной силе, или локализовать её применение.

Как сказал Горшков: «Единственный вид ВС, который способен активно поддерживать нашу политику в «холодной войне» мирного времени - это флот».

Сегодня этот завет строителя великого океанского флота России актуален как никогда, когда «горшковский» флот лежит в руинах или распродан (эта горькая судьба постигла и авианосец, названный именем адмирала и проданный в Индию), Россия всё-таки сохраняет престиж великой океанской державы и остаточные возможности «демонстрации флага», созданные именно в эпоху Горшкова.

Список литературы

1. Абламонов П. Ф. Адмирал: О дважды Герое Советского Союза С. Г. Горшкове. М.: Политиздат, 1986.

2. Главком устрашающей эффективности ( к столетию

С. Г .Горшкова)Ь11р://ргоа1;от.ги/тоёи1е8.рЬр?пате=Ке’№8&Ше=ргт1& sid=21.

3. Горшков С. Г. Морская мощь государства. М.: Воениз-дат. 1976.

4. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза/ Н. В.Усенко [и др.]. М.; СПб.: АСТ: Полигон, 2004.

5. Холмогоров Е. Адмирал океана// Спецназ России. 2010. №2. [Электронный ресурс]. http://www.specnaz.ru/artic1e/?1613.

6. Холмогоров Е. Адмирал океана// Спецназ России. 2010. №3. [Электронный ресурс]. http://www.specnaz.ru/artic1e/?1634.

A.S. Kotov

THE CONTRIBUTION OF THE SOVIET UNION FLEET ADMIRAL SG GORSHKOV IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL NAVY

Considered part of Admiral SG Gorshkov in the construction of the Navy, the position of theSoviet fleet in the world.

Key words: "Cold War", the Navy, and NATO.

Получено 12.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.