Научная статья на тему 'Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов»'

Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1437
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов»»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И ПРОЦЕССАМИ

К. С. Афанасьев

Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов»

Концепция деиндустриализации крупных городов получила в последнее десятилетие довольно широкое распространение. В десятках городов Европы вследствие сокращения производственных мощностей и их перевода в страны с более дешевои рабочей силой возникла проблема «серых поясов» из неиспользуемых промышленных зданий, складских помещений и сопутствующей инфраструктуры.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования городской среды. К ним можно отнести и джентрификацию (приток капиталовложений в уже существующие объекты недвижимости пониженной ценности), и редевелопмент (реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования) с целью создания так называемых «творческих» (креативных) кластеров.

В городском развитии современной России кластерный подход к развитию территории находит своё воплощение, прежде всего, в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом были созданы инновационные, пищевые, машиностроительные, научные кластеры. Однако в современных условиях кластерная политика может быть применена и к новым сферам активности людей, что, в свою очередь, приведёт к возникновению новых типов городских пространств как основы устойчивого развития городской территории.

В последнее десятилетие в отношении городского развития всё чаще употребляют словосочетания «творческие индустрии» (creative industries), «творческие кластеры» (creative cluster), «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), вытекающие из общей концепции «креативного города» или «креативного квартала» (creative city) английского социолога Чарльза Лэндри, понимавшего под последним «объединение творческих сил отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды. В компетенцию творчества, культуры, искусства включаются социальные проблемы, ещё недавно далёкие от этих сфер: безопасность жизни, экология, социальное неравенство, миграция и адаптация национальных меньшинств» (Лэндри Ч.

40

Креативный город / пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2011. С. 113).

Опыт Великобритании конца 1990-х гг. (деятельность DETR -Department of Environment, Transport and the Regions и UTF - Urban Task Force в рамках правительственных инициатив по возрождению бывших промышленных городов, пришедших в упадок) показывает, что именно грамотная политика в сфере культуры на уровне города, способствующая распространению творческих индустрий, стимулирует инновационное развитие городской территории благодаря созданию творческих кластеров или «креативных кварталов». Под последним понимается особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе творческих индустрий. В кластере возникает «общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернатива социальному капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта» (Гончарик А. А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии // Без темы. 2008. № 1(7). С. 59-60). При этом творческий кластер вписывается в общую тенденцию переноса производств за черту города, занимая пустующие помещения.

Типичная структура современного «креативного пространства» в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом.

• выставочный зал (галерея) для проведения художественных мероприятий или акций, а также лекций и кинопоказов;

• мастерские художников, дизайнеров, программистов, где проводятся мастер-классы;

• офисы «креативных» малых предприятий: рекламные

агентства, редакции журналов и теле-, радиостанций, консалтинговые фирмы;

• книжный магазин, магазины сувенирной продукции;

• коворкинг-центр (от англ. co-working - совместно работающие) для труда и взаимодействия специалистов-фрилансеров.

Тем самым становится возможным упомянутое выше «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), находящее выражение в арт-конверсии бывших промышленных объектов и джентрификации территорий внутри города. Пустующие здания фабрик, газгольдеров, трамвайных депо постепенно превращаются в объекты приложения творческих усилий молодых художников, актёров, писателей. Таким образом, непривлекательные городские территории становятся объектом интереса со стороны молодёжи, инвесторов, малого и среднего бизнеса, превращаясь в творческие

41

кластеры городского развития. Похожие примеры «джентрификации через культуру» можно «обнаружить во многих городах во всем мире, и подобные начинания нельзя не признать эффективными, поскольку они становятся центрами притяжения для проектов дальнейшего развития, создавая месту позитивный, хорошо узнаваемый имидж, что привлекает инвесторов и нужный слой потенциальных клиентов» (Макарова К. Постиндустриализм, джентрификация и трансформация городского пространства в современной Москве // Неприкосновенный запас. 2010. № 2. С. 286). Таким образом, творческие кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств, формируя «бренд» города.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что «сегодня редевелопмент промзон в центре Петербурга становится экономически целесообразным, и способным по доходности конкурировать с новыми объектами строительства. Особенно это касается наиболее привлекательных локаций, где практически отсутствуют свободные земельные пятна. Креативная составляющая в подобных проектах имеет огромный потенциал для Петербурга и гармонично вписывается в общую концепцию города как культурной, молодежной столицы» (Креативный редевелопмент: сложно, но может быть выгодно // Деловой Петербург. 4 апр. 2013 г.).

По итогам проведенного нами исследования «Изучение субкультурной активности молодёжи г. Санкт-Петербурга в контексте развития творческих индустрий» были выявлены (на основании экспертного инвестиционного анализа объектов) и классифицированы наиболее перспективные с точки зрения развития творческих индустрий объекты:

Завод «Красный треугольник» (в советскую эпоху предприятие было лидером по изготовлению резиновых изделий, но приватизации середины 90-х гг. завод не вынес, был разорен, но частично продолжает работать. На территории много заброшенных корпусов, в основном построенных в начале XX-го века);

Заброшенные цеха ЛМЗ им. К. Либкнехта (минный завод Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов, основанный в 1910 г., был национализирован в 1918 г. и

законсервирован. В 1921 г. стал называться механическим заводом им. Карла Либкнехта. В 1927 г. на его базе был восстановлен Государственный механический завод им. Карла Либкнехта Ленинградского машиностроительного треста);

Кожевенный завод имени А.Н. Радищева (заброшенные помещения кожевенного завода в достаточно старом здании. Четыре этажа, пустующие помещения цехов, мастерские, химлаборатория);

«Ленполиграфмаш» - производственное объединение полиграфического машиностроения (вследствие сокращения объемов

42

производства возможна организация креативного пространства с учетом специфики места и с сохранением особенностей оформления завода).

Помимо этого выявлено и каталогизировано еще 46 объектов различной степени привлекательности для потенциальных инвесторов, из которых Комитет по инвестициям и стратегическим проектам уже выбрал несколько вариантов (например, помещения следственного изолятора «Кресты»).

Так называемые «творческие кластеры» в отдельных территориях, отданные на откуп активной молодёжи, способны аккумулировать значительные инвестиции в развитие депрессивных и неблагополучных территорий, способствуя их развитию и обогащению социокультурной среды. Схема социально-экономического развития отдельной территории будет включать в себя следующие этапы:

1. Выявление потребностей молодёжи в сфере социокультурного развития и самовыражения.

2. Развитие творческого кластера в рамках территории, поощрение деловой инициативы со стороны местного населения.

3. Развитие вокруг творческих пространств сферы услуг.

4. Регулярное проведение творческих конкурсов, праздников, мероприятий, способствующих формированию благоприятного имиджа (один из ярких примеров - проведение международного арт-форума «Петербургские граффити - 2011»).

5. Использование информации о творческом кластере территории в презентационных мероприятиях на деловых встречах и при формировании инфраструктуры деловых контактов на территории региона.

6. Привлечение инвесторов для развития средней и крупной промышленности на территории.

Тем самым будет создана основа не только для развития малого и среднего предпринимательства, но и молодёжной политики, а также повышения уровня безопасности общественных отношений.

И. М. Баранов

Экономические методы управления корпоративной собственностью

Корпоративное предпринимательство - это особая форма предпринимательства, основанная на высоком уровне обобществления производства, концентрации и централизации капитала. Его отличительными чертами являются: крупное диверсифицированное инновационное производство; эффективный механизм внутриот-

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.