Научная статья на тему 'Роль креативных пространств в современной городской среде'

Роль креативных пространств в современной городской среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5008
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / АРТ-ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Елисеева Екатерина Викторовна

В статье анализируется феномен креативных пространств. А также рассмотрены теоретические и практические аспекты данного понятия, проанализировано взаимодействие городского пространства и креативных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль креативных пространств в современной городской среде»

РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Елисеева Е.В.

Елисеева Екатерина Викторовна - магистрант, кафедра рекламы и связи с общественностью, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется феномен креативных пространств. А также рассмотрены теоретические и практические аспекты данного понятия, проанализировано взаимодействие городского пространства и креативных площадок. Ключевые слова: креативные пространства, городское развитие, городская среда, арт-пространства.

Одним из территориальных сообществ считается городское сообщество. Более того, классик социологии М. Вебер утверждал, что только при его наличии город может считаться городом [1]. В классическом социологическом контексте город считался местом, где, с одной стороны, встречаются и сосуществуют самые разные люди и сообщества, а с другой формируется новый, в той или иной мере общий городской образ жизни. Едва ли не главная роль в этом процессе отводится «публичным пространствам».

Парадигма развития города неминуемо связана с культурными трансформациями. Как утверждает Ч. Лэндри, в таких условиях ключевым моментом становится развитие городов, формирование их адаптивности, гибкости и возможности находить новые решения региональных проблем [4, с. 8]. В современном мире культура рассматривается как некая платформа города, которая обеспечивает духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность. Предприятия, организации и даже регионы, где концентрация творчества, инноваций и креативных подходов в управлении достаточно высокая, имеют способность генерировать значительно более высокие доходы, обеспечивая стабильность в будущем.

Устойчивое развитие городов во многом зависит от способности культуры трансформироваться из градообслуживающей в градообразующую отрасль.

На сегодняшний день городские пространственные формы начинают доминировать в современном социопространстве. В креативном городе развивается новый тип пространства, где люди не только живут, отдыхают и занимаются разнообразной деятельностью, но и создают новый тип взаимоотношений, новую городскую топографию, что отображает разнообразные формы социокультурной коммуникации.

Глобализация экономики, а вместе с ней и массовой культуры, влечет распространение и проникновение подобных площадок в мегаполисы. Города формируют среду для развития и реализации человеческого потенциала, через который происходит «капитализация территории».

За последние несколько лет в России появилось множество организаций подобного типа. С невероятной скоростью бывшие фабрики, предприятия и заводы превращаются в арт-пространства. Некоторые из них за небольшой промежуток времени приобрели большую популярность в культурной жизни города. С чем связано активное распространение и успешная рецепция среди жителей мегаполисов креативных пространств?

Творческие пространства с множеством своих функций играют существенную роль в жизни города и его населения. Креативные пространства как составляющая творческих индустрий способствуют преобразованию городов в глобальные инновационные центры. Они помогают сохранить единство облика города, поскольку их расположение в исторических зданиях препятствует появлению новых предельно

коммерцализированных пространств (бизнес- и торговых центров), которые порой разрушают городской культурный ландшафт. «Избавившись от грязного производства, города сохраняют привлекательность для всех видов деятельности, требующих контакта лицом к лицу» [4, с. 203]. Вторая жизнь индустриального наследия в то же время становится и способом его сохранения.

Кроме этого, они способствуют решению проблемы неблагополучных в эстетическом смысле территорий города, поскольку с помощью творческих пространств возможно преобразить и культурно «наполнить» ранее используемые в других назначениях городские пространства и объекты: дать им «вторую жизнь» посредством осмысленного подбора архитектурно-дизайнерских способов их реставрации и реконструкции. Таким образом, креативные пространства, встраиваясь в городскую среду, способствуют ее регенерации и влияют тем самым на общее восприятие города. Город становится более привлекательным для собственных жителей.

Голландский урбанист К. Донкерс также уверен, что главной задачей креативных пространств является трансформация городской среды. К. Донкерс считает, что у горожан должна быть возможность менять среду вокруг себя: «невозможно просто закрыть город и законсервировать его, превратить в музей» [2]. Он говорит, что новые пространства необходимо создавать на базе пустующих промышленных зданий. Позиция урбаниста строится на опыте его родного города Эйндховене, где развитие происходит по двум направлениям: использование заброшенных промышленных производств и новые девелоперские проекты.

Креативные пространства мотивируют людей к самовыражению, дают им возможность реализовать культурные, творческие и коммуникативные потребности. А также обеспечивает социальные и эмоциональные потребности людей, которые отдыхают или работают там. Кроме того, область арт-пространств, как городских пространств, стало местом взаимодействия людей, различных культур и взглядов. Эта связь оказывает влияние на повседневную жизнь публики и обогащает ее.

Известный американский социолог и урбанист Рэй Ольденбург в своих исследованиях называет такие площадки третьими местами (после первого места -дом и второго - работы). Он говорит, что, хотя дом и работа-это два самых важных места в жизни, их все же не хватает. В целях борьбы против отчуждения и социальной изоляции, которые стали знаками современности, человеку необходимо другое пространство—третье место или, как урбанист его называет «великое хорошее место». Это может быть кафе, книжный магазин, публичное пространство и т.д. В этом третьем пространстве можно расслабиться, учиться и саморазвиваться. Постольку данное явление современной культуры оказывает благотворное влияние на социальную атмосферу городской жизни.

Общественные пространства считаются наиболее важным фактором формирования творческого города. Благодаря креативным пространствам город становится современным, интересным для жизни, происходит развитие его инфраструктуры, эстетизация городской среды. В результате развивается культурный потенциал города. Именно поэтому креативные пространства играют важную роль в формировании культурной среды, которая является одним из ключевых факторов улучшения качества жизни в современном городе.

Такие пространства являются ценным активом для города и служат местом встречи людей, которые обладают творческим талантом и являются интеллектуальной силой общества. Эта взаимосвязь между творческой деятельностью, городским пространством и людьми приводит к росту основного творчества.

Существенно и образовательное воздействие креативных пространств, поскольку на их базе регулярно проводятся специальные образовательные программы, семинары и мастер-классы различных направленностей.

Некоторые форматы подобных заведений ограничиваются только художественно -культурными мероприятиями, но большинство из них включают в себя многие другие элементы отдыха и развлечений - бары, антикафе, зоны для игр и тому подобное.

Творческие пространства - это также и новые рабочие места, которые будут интересны образованному населению города. Кроме того, они могут играть роль в позиционировании городов, поддерживать их туристическую привлекательность, способствовать повышению конкурентоспособности и улучшения имиджа территории. Творческие пространства повышают спрос на рынке труда, особенно у творческих профессий. Они дают возможность молодым творческим предпринимателям начинать собственный бизнес за счет относительно недорогой аренды.

Творческие пространства по преимуществу создаются активными горожанами, деятелями культуры, заинтересованными в развитии собственного города. Основой их функционирования является формирование круга заинтересованных лиц его развития, представителей креативного класса.

В креативных пространствах открывают выставочные залы, мастерские и шоу-румы, проводят лекции и мастер-классы, фестивали и праздники. Они могут быть предназначены для удовлетворения самых различных потребностей, способствующих человеческому саморазвитию - в этом их ценностный потенциал. В.А. Пекар и Е.В. Пестерников отмечают, что если в городе малое количество креативных пространств, то он неизбежно теряет наиболее активную, одаренную, стремящуюся к саморазвитию часть населения. И напротив: «Когда человек попадает в информационно обогащенную среду креативного города, его собственная креативность и интеллектуальные способности вырастают» [5].

Несомненно, креативные пространства, как новые формы, хорошо включаются в «традиционное» городское пространство.

Таким образом, сфера публичных креативных пространств является ключом к решению многих проблем городского развития. Практика показывает, что интерес к креативным пространствам у публики не ослабевает. Сами владельцы этих площадок, несмотря на трудности, продолжают развивать их. В городе довольно много подобных заведений, однако некоторые из них закрываются, несмотря на то, что спрос, бесспорно, имеется. Достаточно большая часть проектов в этом сегменте рынка остается на стадии «личных инициатив», не превращаясь при этом в полноценный бизнес, в связи с нестабильностью рынка.

Именно поэтому нельзя сказать, что креативные пространства - явление временное и годящееся только на то, чтобы реанимировать здания городской среды.

Перемены в российском культурном пространстве, которые связаны с переходом к рыночной экономике, привели к быстрому росту количества городских креативных пространств, тем самым продемонстрировавшему необходимость и востребованность данных проектов среди населения. Предложение отвечает на спрос достаточно качественно: креативные пространства расширяются, появляются новые форматы и площадки, инвестируются дополнительные средства в развитие комфорта и новых проектов.

Но рыночный уровень развития российских креативных пространств отстает от европейского. Подобная ситуация свойственна для стран, которые пребывают на начальной стадии образования креативной культуры - прежде всего растут инфраструктурные услуги и лишь затем подтягиваются более культурные разновидности досуга. Более того, анализ ситуации в различных странах приводит к выводу, что наличие развитой инфраструктуры - один из признаков малой развитости творческих индустрий.

Креативные пространства в России, как правило, присутствуют только в крупных городах (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург и т.д.). Так как в региональных центрах уровень творческой среды более низкий и потребительский рынок не столь насыщен, это влечет за собой строительство торговых центров, а не площадок в

172

области искусства. Примером может послужить торговый центр в Иваново, который был открыт на месте текстильной фабрики.

Несмотря на то, что в последнее время были предприняты шаги развития творческих кластеров во многих регионах и городах, таких как Екатеринбург, Пермь, Петербург, более высокий уровень развития творческих кластеров наблюдается в Москве. Его первые кластеры начали появляться уже в середине 2000-х годов. Также число творческих кластеров в Москве явно превосходит другие российские города.

Но у Санкт-Петербурга есть все шансы занять лидирующее положение. Санкт-Петербург - динамичный, живой и ориентированный на людей город, и имеет экономическое, социальное и культурное многообразие; Это также исторический и научный город, поэтому он имеет потенциал для перехода к становлению творческого города и, следовательно, привлечению творческого класса.

Итак, мы можем прийти к выводу, что создание креативных пространств дает возможность городу сформировать внутри себя новую среду, которая будет развивать его культуру и бизнес. Позиционирование города как креативного места может сделать его более привлекательным не только для туристов, но и для потенциальных работников и творческого класса людей.

Список литературы

1. Вебер М. Город / М. Вебер; пер. с нем. М. Левиной // Вебер. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 446 с.

2. Дельные люди: голландский урбанист — о старых фабриках и новой архитектуре // Бумага. СПб., 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paperpaper.ru/donkers/ (дата обращения: 28.04.2017).

3. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. М.: Классика-ХХ1, 2010. 240 с.

4. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. М.: Классика-ХХ1, 2006. 399 с.

5. Пекар В.А., Пестерников Е.В. Креативный город. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://wikicitynomica.org/teoriya/kreativnyiy-gorod.html/ (дата обращения: 06.04.2017).

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХ1, 2007. 421 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.