Научная статья на тему 'Роль культурной среды как «мягкого» инвестиционного фактора в развитии территории'

Роль культурной среды как «мягкого» инвестиционного фактора в развитии территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль культурной среды как «мягкого» инвестиционного фактора в развитии территории»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

И ПРОЦЕССАМИ

К. С. Афанасьев

Роль культурной среды как «мягкого» инвестиционного фактора в развитии территории

В экономической науке сложилось довольно устойчивое представление о совокупности факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании в отношении той или иной территории. Так, например, факторы инвестиционной привлекательности группируются по длительности действия (неизменяемые факторы, медленно изменяемые факторы, быстро изменяемые факторы) и по направлению влияния (факторы инвестиционного потенциала, факторы инвестиционного некоммерческого риска, факторы инвестиционной активности) (Асаул А.Н., Пасяда Н.И. Инвестиционная привлекательность региона. СПб.: СПбГАСУ, 2008. С. 40). При этом общее количество факторов достигает пятидесяти двух. Также исследователи ведут речь о субъективных и объективных факторах (Аски-надзи В.М., Максимова В.Т. Инвестиционное дело. М.: Университетская книга, 2012. С. 34-39) и о благоприятных и неблагоприятных факторах, понижающих или повышающих инвестиционный потенциал и инвестиционные риски как составляющие инвестиционной привлекательности (Инвестиции: системный анализ и управление / под ред. К. В. Балдина. М.: Дашков и К, 2012. С. 1718). В целом можно выделить следующие группы факторов: факторы, определяющие потенциал региональной экономической системы; факторы, характеризующие общие условия хозяйствования; факторы, свидетельствующие о зрелости рыночной среды в регионе; политические факторы; социальные и социокультурные факторы; организационно-правовые факторы; финансовые факторы (Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона // Экономич. журн. 2012. № 4.

С. 88-89).

Однако упомянутые группы факторов и составляющие инвестиционного потенциала не всегда применимы к конкретным обособленным территориям в составе региона, в частности, к городам. Так, по отношению к городскому развитию ряд факторов теряет свое значение наряду с появлением элементов, присущих именно городскому хозяйству и городскому образу жизни. Таким новым элементом в исследованиях западных ученых становится «культурная

67

среда города». Культурная среда по классификации Ф. Котлера и К. Асплунда является так называемым «мягким фактором» инвестиционной привлекательности места: «Жесткие факторы - это те, которые могут измеряться в более-менее объективных показателях. Мягкие факторы трудно поддаются измерению и представляют собой более субъективные характеристики конкретного места» (Кот-лер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. С. 66).

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования городской среды. К ним можно отнести и джентрификацию (приток капиталовложений в уже существующие объекты недвижимости пониженной ценности) и редевелопмент (реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования) с целью создания так называемых «творческих» (креативных) кластеров.

В городском развитии современной России кластерный подход к развитию территории находит своё воплощение, прежде всего, в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге, где при участии бизнеса и при поддержке властей были созданы инновационные, пищевые, машиностроительные, научные кластеры. Однако в современных условиях кластерная политика может быть применена и к новым сферам активности людей, что, в свою очередь, приведёт к возникновению новых типов городских пространств как основы устойчивого развития городской территории.

В последнее десятилетие в отношении городского развития всё чаще употребляют словосочетания «творческие индустрии» (creative industries), «творческие кластеры» (creative cluster), «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), вытекающие из общей концепции «креативного города» или «креативного квартала» (creative city) английского социолога Чарльза Лэндри, понимавшего под последним «объединение творческих сил отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды. В компетенцию творчества, культуры, искусства включаются социальные проблемы, ещё недавно далёкие от этих сфер: безопасность жизни, экология, социальное неравенство, миграция и адаптация национальных меньшинств» (Лэндри Ч. Креативный город / пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2011. С. 113).

Опыт Великобритании конца 1990-х гг. (деятельность DETR -Department of Environment, Transport and the Regions и UTF - Urban Task Force в рамках правительственных инициатив по возрождению

68

бывших промышленных городов, пришедших в упадок) показывает, что именно грамотная политика в сфере культуры на уровне города, способствующая распространению творческих индустрий, способствует инновационному развитию городской территории благодаря созданию творческих кластеров или «креативных кварталов». Под последним понимается особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе творческих индустрий. В кластере возникает «общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернатива социальному капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта» (Гончарик А. А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии // Без темы. 2008. № 1(7). С. 59-60). При этом творческий кластер вписывается в общую тенденцию переноса производств за черту города, занимая пустующие помещения.

Типичная структура современного «креативного пространства» в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:

• выставочный зал (галерея) для проведения художественных мероприятий или акций, а также лекций и кинопоказов;

• мастерские художников, дизайнеров, программистов, где проводятся мастер-классы;

• офисы «креативных» малых предприятий: рекламные

агентства, редакции журналов и теле-, радиостанций, консалтинговые фирмы;

• книжный магазин, магазины сувенирной продукции;

• коворкинг-центр (от англ. co-working - совместно работающие) для труда и взаимодействия специалистов-фрилансеров.

Тем самым становится возможным упомянутое выше «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), находящее выражение в арт-конверсии бывших промышленных объектов и джентрификации территорий внутри города. Пустующие здания фабрик, газгольдеров, трамвайных депо постепенно превращаются в объекты приложения творческих усилий молодых художников, актёров, писателей. Таким образом, непривлекательные городские территории становятся объектом интереса со стороны молодёжи, инвесторов, малого и среднего бизнеса, превращаясь в творческие кластеры городского развития. Похожие примеры «джентрификации через культуру» можно «обнаружить во многих городах во всем мире, и подобные начинания нельзя не признать эффективными, поскольку они становятся центрами притяжения для проектов дальнейшего развития, создавая месту позитивный, хорошо узнава-

69

емый имидж, что привлекает инвесторов и нужный слой потенциальных клиентов» (Макарова К. Постиндустриализм, джентрифика-ция и трансформация городского пространства в современной Москве // Неприкосновенный запас. 2010. №2. С. 286). Таким образом, творческие кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств, формируя «бренд» города.

Так называемые «творческие кластеры» в отдельных территориях, отданные на откуп активной молодёжи, способны аккумулировать значительные инвестиции в развитие депрессивных и неблагополучных территорий, стимулируя их развитие и обогащение социокультурной среды. Схема социально-экономического развития отдельной территории будет включать в себя следующие этапы:

1) выявление потребностей молодёжи в сфере социокультурного развития и самовыражения;

2) развитие творческого кластера в рамках территории, поощрение деловой инициативы со стороны местного населения;

3) развитие вокруг творческих пространств сферы услуг;

4) регулярное проведение творческих конкурсов, праздников, мероприятий, способствующих формированию благоприятного имиджа;

5) использование информации о творческом кластере территории в презентационных мероприятиях на деловых встречах и при формировании инфраструктуры деловых контактов на территории региона;

6) привлечение инвесторов для развития средней и крупной промышленности на территории.

Тем самым будет создана основа не только для развития малого и среднего предпринимательства, но и формирования нового сегмента рынка труда, ориентированного на творческую и талантливую молодежь, которая зачастую не находит себе применения по месту проживания, ослабляя тем самым человеческую составляющую инвестиционного потенциала территории.

И. М. Баранов

Учет рисков коммерциализации интеллектуальной собственности в инновационной деятельности предприятия

Любая сфера человеческой деятельности, в особенности использующая результаты интеллектуальной деятельности, связана с принятием решений в условиях неполноты информации. Источники неопределенности могут быть самые разнообразные: нестабильность экономической и / или политической ситуации, неопределен-

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.