Научная статья на тему 'Роль качества городской среды в формировании благоприятного инвестиционного климата территории'

Роль качества городской среды в формировании благоприятного инвестиционного климата территории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
860
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЙ КВАРТАЛ / ФРИЛАНС / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / НОВЫЙ УРБАНИЗМ / INVESTMENT CLIMATE / AREA MARKETING / CREATIVE ECONOMY / CREATIVE CITY / FREELANCE / CIVIC ENGAGEMENT / NEW URBANISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афанасьев Кирилл Станиславович

В статье рассматривается понятие «качество городской среды» и его роль в формировании благоприятного инвестиционного климата территории. В результате анализа делается вывод о необходимости развития в городах «креативных кварталов» как основы диверсификации рынка труда и усиления взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the urban environment quality in creating the favorable investment climate in the area

The article represents the analysis of concept «urban environment quality» and its role in creating the favourable investment climate in the area. As a result of the analysis, there is a conclusion about the need to develop «creative cities» in towns and cities. «Creative cities» are the basis for labour market diversification and for interaction between Government, business and the civil society.

Текст научной работы на тему «Роль качества городской среды в формировании благоприятного инвестиционного климата территории»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330.322:332.1

К. С. Афанасьев

Роль качества городской среды в формировании благоприятного инвестиционного климата территории

В статье рассматривается понятие «качество городской среды» и его роль в формировании благоприятного инвестиционного климата территории. В результате анализа делается вывод о необходимости развития в городах «креативных кварталов» как основы диверсификации рынка труда и усиления взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества.

The article represents the analysis of concept «urban environment quality» and its role in creating the favourable investment climate in the area. As a result of the analysis, there is a conclusion about the need to develop «creative cities» in towns and cities. «Creative cities» are the basis for labour market diversification and for interaction between Government, business and the civil society.

Ключевые слова: инвестиционный климат, маркетинг территорий, креативная экономика, креативный квартал, фриланс, гражданская активность, новый урбанизм.

Key words: investment climate, area marketing, creative economy, creative city, freelance, civic engagement, new urbanism.

В экономической науке сложилось довольно устойчивое представление о совокупности факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании в отношении той или иной территории. Так, в работе А.Н. Асаула и Н.И. Пасяды факторы инвестиционной привлекательности группируются по длительности действия (неизменяемые факторы, медленно изменяемые, быстро изменяемые) и по направлению влияния (факторы инвестиционного потенциала, инвестиционного некоммерческого риска, инвестиционной активности) [1, с. 40]. При этом общее количество факторов достигает пятидесяти двух. В.М. Аскинадзи и В.Т. Максимова ведут речь о субъективных и объективных факторах [2, с. 34-39], К.В. Балдин - о благоприятных и неблагоприятных факторах, понижающих или понижающих инвестиционный потенциал и инвестиционные риски как составляющие инвестиционной привлекательности [17, с. 17-18]. В целом, как отмечает А.В. Бабанов, можно выделить следующие группы факторов:

• определяющие потенциал региональной экономической системы;

• характеризующие общие условия хозяйствования;

© Афанасьев К. С., 2013

• свидетельствующие о зрелости рыночной среды в регионе;

• факторы;

• социальные и социокультурные;

• организационно-правовые;

• финансовые [3, с. 88-89].

С подобной классификацией коррелирует подход М.В. Чинено-ва, выделяющего восемь составляющих инвестиционного потенциала региона [16, с. 30-31], а также методика Рейтингового агентства «Эксперт РА», где суммарный инвестиционный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного [23].

Однако упомянутые группы факторов и составляющих инвестиционного потенциала не всегда применимы к конкретным обособленным территориям в составе региона, в частности к городам. Так, по отношению к городскому развитию ряд факторов теряет свое значение наряду с появлением элементов, присущих именно городскому хозяйству и городскому образу жизни. Таким новым элементом в исследованиях западных ученых становится «качество

городской среды». Качество городской среды по классификации Ф. Котлера и К. Асплунда является так называемым «мягким фактором» инвестиционной привлекательности места: «Жесткие факторы - это те, которые могут измеряться в более-менее объективных показателях. Мягкие факторы трудно поддаются измерению и представляют собой более субъективные характеристики конкретного места» [18, с. 66].

П ^ V

В систему качества городской среды и территорий входят не-

сколько компонентов [27, с. 134-170]:

•ландшафт, в той или иной степени измененный человеком;

•природная среда, качество которой оценивают по степени отклонения ее физико-химических характеристик от состояния города или участка, находящихся в идеальных условиях (и здесь большое значение имеет система физико-химических показателей, контролируемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ на основе поручения Правительству Российской Федерации, предусмотренного перечнем поручений Президента Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № Пр-534 по итогам совещания о мерах по реализации жилищной политики 14 февраля 2012 г.);

•городская среда, которая включает в себя элементы застройки и техногенной среды;

•население с его материальными и духовными потребностями.

Таким образом, анализ качества городской среды предусматривает анализ как измеримых, утилитарных элементов, так и трудноизмеримых, «эстетических» компонентов.

Первый шаг в этом направлении предприняло Министерство регионального развития РФ, опубликовавшее 20 мая 2013 г. проект рейтинга российских городов по показателям качества городской среды. Исследование проводилось в 2012-2013 гг. в 164 городах России, по его итогам составлен проект рейтинга, который представлен для обсуждения профессиональному сообществу. Проект рейтинга базируется на 13 индексах, отражающих основные направления в оценке качества городской среды проживания:

• динамика численности населения;

• демографические характеристики населения;

• социальные параметры общества;

• благосостояние граждан;

• социальная инфраструктура;

• экономика города;

• развитие жилищного сектора;

• доступность жилья;

• инновационная активность;

• транспортная инфраструктура;

• инженерная инфраструктура;

• кадровый потенциал;

• природно-экологическая ситуация [24; 11].

Иначе говоря, качество городской среды, удобство проживания в конкретном месте и как следствие создание условий для формирования человеческого потенциала территории становятся важнейшими «мягкими» факторами инвестиционной привлекательности [34, с. 9-19; 35, с. 3-14].

Если обратиться к проблемам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то в решении вопросов качества городской среды участвуют несколько сторон: органы региональной и местной власти, организации малого и среднего бизнеса, а также представители гражданского общества и местных сообществ (преимущественно молодежь), заинтересованные в диверсификации рынка труда, появлении рабочих мест в рамках инновационной экономики и повышении привлекательности места собственного проживания [13, с. 29-43]. Рассмотрим примеры взаимодействия этих субъектов в рамках мероприятий по повышению качества городской среды.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования городской среды. К ним можно отнести и джентрификацию (приток капиталовложений в уже существующие объекты недвижимости пониженной ценности), и редевелопмент

(реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования) с целью создания так называемых «творческих» (креативных) кластеров.

В городском развитии современной России кластерный подход к развитию территории находит своё воплощение, прежде всего, в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге, где при участии бизнеса и при поддержке властей были созданы инновационные, пищевые, машиностроительные, научные кластеры. Однако в современных условиях кластерная политика может быть применена и к новым сферам активности людей, что, в свою очередь, приведёт к возникновению новых типов городских пространств как основы устойчивого развития городской территории [26].

В последнее десятилетие в отношении городского развития всё чаще употребляют словосочетания «творческие индустрии» (creative industries), «творческие кластеры» (creative cluster), «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), вытекающие из общей концепции «креативного города» или «креативного квартала» (creative city) английского социолога Чарльза Лэндри, понимавшего под последним «объединение творческих сил отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благопо-

w W п

лучной городской среды. В компетенцию творчества, культуры, искусства включаются социальные проблемы, ещё недавно далёкие от этих сфер: безопасность жизни, экология, социальное неравенство, миграция и адаптация национальных меньшинств» [20, с. 113].

Опыт Великобритании конца 1990-х гг. (деятельность DETR -Department of Environment, Transport and the Regions и UTF - Urban Task Force в рамках правительственных инициатив по возрождению бывших промышленных городов, пришедших в упадок) показывает, что именно грамотная политика в сфере культуры на уровне города, способствующая распространению творческих индустрий, способствует инновационному развитию городской территории благодаря созданию творческих кластеров или «креативных кварталов». Под последним понимается особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе творческих индустрий [5, с. 205-211; 21, с. 31-42]. В кластере возникает «общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернатива социальному капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта» [8, с. 59-60]. При этом творческий кластер вписывается в общую тенденцию переноса производств за черту города, занимая пустующие помещения.

Типичная структура современного «креативного пространства» в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:

• выставочный зал (галерея) для проведения художественных мероприятий или акций, а также лекций и кинопоказов;

• мастерские художников, дизайнеров, программистов, где проводятся мастер-классы;

• офисы «креативных» малых предприятий: рекламные агентства, редакции журналов и теле-, радиостанций, консалтинговые фирмы;

• книжный магазин, магазины сувенирной продукции;

• коворкинг-центр (от англ. co-working - совместно работающие) для труда и взаимодействия специалистов-фрилансеров.

Тем самым становится возможным упомянутое выше «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), находящее выражение в арт-конверсии бывших промышленных объектов и джентрификации территорий внутри города. Пустующие здания фабрик, газгольдеров, трамвайных депо постепенно превращаются в объекты приложения творческих усилий молодых художников, актёров, писателей. Таким образом, непривлекательные городские территории становятся объектом интереса со стороны молодёжи, инвесторов, малого и среднего бизнеса, превращаясь в творческие кластеры городского развития [14; 15, с. 179-206]. Похожие примеры «джентрификации через культуру» можно «обнаружить во многих городах во всем мире, и подобные начинания нельзя не признать эффективными, поскольку они становятся центрами притяжения для проектов дальнейшего развития, создавая месту позитивный, хорошо узнаваемый имидж, что привлекает инвесторов и нужный слой потенциальных клиентов» [22, с. 286]. Таким образом, творческие кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств, формируя «бренд» города.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что «сегодня редевелопмент промзон в центре Петербурга становится экономически целесообразным и способным по доходности конкурировать с новыми объектами строительства. Особенно это касается наиболее привлекательных локаций, где практически отсутствуют свободные земельные пятна. Креативная составляющая в подобных проектах имеет огромный потенциал для Петербурга и гармонично вписывается в общую концепцию города как культурной, молодежной столицы» [19].

По итогам проведенного нами исследования «Изучение субкультурной активности молодёжи Санкт-Петербурга в контексте развития творческих индустрий» были выявлены (на основании экспертного инвестиционного анализа объектов) и классифицированы 46 объектов различной степени привлекательности для потенци-

21

альных инвесторов, из которых Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга уже выбрал несколько вариантов (например, помещения следственного изолятора «Кресты»).

Так называемые «творческие кластеры» в отдельных территориях, отданные на откуп активной молодёжи, способны аккумулировать значительные инвестиции в развитие депрессивных и неблагополучных территорий, способствуя их развитию и обогащению социокультурной среды. Схема социально-экономического развития отдельной территории будет включать в себя следующие этапы:

1) выявление потребностей молодёжи в сфере социокультурного развития и самовыражения;

2) развитие творческого кластера в рамках территории, поощрение деловой инициативы со стороны местного населения;

3) развитие вокруг творческих пространств сферы услуг;

4) регулярное проведение творческих конкурсов, праздников, мероприятий, способствующих формированию благоприятного имиджа (один из ярких примеров - проведение международного арт-форума «Петербургские граффити-2011»);

5) использование информации о творческом кластере территории в презентационных мероприятиях на деловых встречах и при формировании инфраструктуры деловых контактов на территории региона;

6) привлечение инвесторов для развития средней и крупной промышленности на территории.

Тем самым будет создана основа не только для развития малого и среднего предпринимательства, но и формирования нового сегмента рынка труда, ориентированного на творческую и талантливую молодежь, которая зачастую не находит себе применения по месту проживания, ослабляя тем самым человеческую составляющую инвестиционного потенциала [32, с. 162-163]. При этом «работа не является главным фактором, влияющим на выбор места жительства. В общем и целом респонденты указывали, что самое существенное для них - возможность знакомиться с людьми и заводить друзей. Эти молодые люди интуитивно поняли, что <...> ключ к получению работы - активные социальные сети» [28, с. 187]. Тем не менее проблема безработицы в среде молодежи стоит в современной России и, в частности, в Северо-Западном регионе достаточно остро.

Рассматривая структуру безработицы в России, нельзя не выделить две самые многочисленные возрастные группы - от 21 до 30 лет и от 38 до 45 лет, на долю которых приходится 62,5 % (19,2 % и 41,3 %) всех безработных в России. Тем не менее причи-

ны безработицы представителей этих возрастных групп различны. Соответственно различными будут и пути решения проблемы. В данной части работы мы рассмотрим феномен молодёжной безработицы, точнее, той части молодёжи, которая способна и готова реализовать себя в новой форме хозяйственной жизни - креативной экономике.

В среде молодежи основные причины безработицы на современном этапе развития России (середина 2000-х - 2010-е годы) следующие:

• отсутствие опыта работы и необходимых профессиональных навыков, умения применять на практике имеющиеся знания;

• завышенный уровень притязаний молодого поколения и нежелание начинать трудовую деятельность с низовых должностей;

• несоответствие образовательной структуры предложения рабочей силы ее спросу.

Большинство в данной возрастной категории составляют молодые люди, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение, вынужденные зачастую работать не по специальности, выполнять неквалифицированную работу, часто менять место работы и продолжительные периоды (37,3 % - больше года) неработающие. Особенностью данной группы является стремление заниматься творческой, приносящей удовольствие работой, которая способна в наибольшей степени раскрыть творческий потенциал молодого человека. Такая позиция вынуждает данную категорию безработных прибегать к иждивенчеству, асоциальному поведению, формирует склонность к радикальному мышлению, негативное отношение к трудовой деятельности и институтам государства и общества.

Тем не менее именно сейчас формируется потенциал для инноваций в трудовом поведении работников и, прежде всего, молодёжи. Как известно, довольно значительная часть молодых людей (прежде всего, студентов) реализует в своем поведении инновационную модель самореализации, подразумевающую профессиональное становление с учетом потребностей духовно-культурного развития через поиск форм занятости и путей трудового самоопределения / переопределения.

Эта часть молодёжи, как правило, не удовлетворена формами приложения своих усилий, предлагаемыми обществом и его институтами. Поэтому у представителей данной социальнодемографической группы формируется отчетливая ориентация на инновации в сфере организации труда и приложения своих усилий. Как правило, такая молодёжь ищет новые сегменты рынка, разрабатывает новые виды продукции и услуг. Другими словами, предпочтение отдается нерутинизированной, творческой деятельности в

кругу таких же энтузиастов и инноваторов. По окончании вуза студенты работают в одной или нескольких организациях на правах фрилансера (от англ. free - свободный, и lance - пика, копье, обозначает человека, работающего по свободному графику, сдельно, чаще на дому), приобретая приемлемый уровень профессиональной компетенции и проходя при необходимости дополнительную подготовку.

Среди наиболее востребованных видов деятельности в сфере фрилансинга можно отметить (по данным крупнейшей биржи труда free-lance.ru):

• работа в IT-сфере: разработка сайтов, графика и анимация, создание программных продуктов;

•менеджмент: руководство проектами, управление персоналом, исполнение обязанностей арт-директоров;

• копирайтинг и рерайтинг (работа с текстами): художественный и технический перевод, рефераты и обзоры публикаций, составление писем, прием и отправка корреспонденции;

•реклама и маркетинг: координация промо-акций, разработка рекламных материалов, бизнес-планирование;

•консалтинг в сфере экономики, юриспруденции, управления: ответы на вопросы, ведение форумов по актуальным проблемам [4].

Таким образом, для молодого человека, занимающегося творческой деятельностью на правах фрилансера, возникает ряд возможностей самореализации, сопряженных, тем не менее, с некоторыми профессиональными рисками.

В «традиционной» организации возможно как первичное обучение на рабочем месте, так и последующие мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке для сохранения уровня конкурентоспособности работника на внутреннем (организация) и внешнем рынках труда. Фрилансер, как правило, лишен подобной возможности и вынужден решать проблему обновления профессиональных знаний и формирования актуальных компетенций самостоятельно. Данная проблема остро стоит как на Западе, так и, с недавнего времени, у нас в стране. Отчасти она решалась через образовательные программы некоммерческих организаций, но с ростом сектора неформальной занятости решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок.

Поэтому в описанных выше креативных пространствах возможна не только самореализация и интересный досуг, но и, благодаря структуре «креативного квартала», бесплатное обучение и наличие условий для апробации того или иного варианта трудового самоопределения. Уже работающие фрилансеры при этом могут повысить свою квалификацию в рамках одной из следующих форм обучения.

1. Семинары с участием представителей власти и артистической среды по актуальным вопросам социокультурного развития.

2. Лекции ведущих экспертов в области современного искусства, городского планирования и развития, деятельности некоммерческих проектов и некоммерческих организаций.

3. Мастер-классы успешных предпринимателей в инновационных отраслях, людей, добившихся успеха в той или иной сфере деятельности.

4. «Воркшопы» (от англ. wokshop - мастерская, секция) с целью взаимного обучения и отработки актуальных навыков в выбранной сфере деятельности. «Воркшоп мы определяем как интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся прежде всего благодаря собственной активной работе. Даже необходимые теоретические "вкрапления", как правило, кратки и играют незначительную роль. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определять цели обучения. Они разделяют с ведущим ответственность за свой учебный процесс» [30, с. 13].

5. Стажировки в организациях, размещенных в креативном пространстве с возможным последующим трудоустройством или выдачей сертификата стажера.

Однако подобная образовательная деятельность позволяет достичь не только упомянутых выше утилитарных целей, но и результатов, способных оказать более масштабное воздействие на развитие городских территорий и повышение качества городской среды.

Речь идет, прежде всего, о возникновении в молодежной среде в результате деятельности креативных пространств общественнокультурного явления, получившего название «новый урбанизм» [37, с. 39-46; 36, с. 31-42]. Суть данного явления состоит в пристальном внимании к параметрам качества городской среды (двора рядом с домом, улице по дороге в вуз или на работу, использованию газонов и зеленых насаждений в качестве места для парковки автомобиля), а также решениям местных и региональных властей по ее улучшению.

Иначе говоря, креативные пространства в Москве и Санкт-Петербурге способствуют не только профессиональной ориентации и повышению квалификации фрилансеров, но и пробуждению гражданского самосознания в среде молодежи [29, с. 44-46].

В 2011-2012 гг. в общественном сознании утвердились отрицательные коннотации гражданской активности молодежи, и, прежде всего, это связано с асоциальным поведением на митингах и акциях протеста. Тем не менее стоит обратиться и к более конструктивным

проявлениям гражданской позиции по отношению к родному городу или населенному пункту. Речь идет, прежде всего, о движении в защиту исторического центра Санкт-Петербурга «Живой город», акциях против уплотнительной застройки и неправильной парковки в крупных городах [25, с. 82-89], вдохновляемые яркими примерами из зарубежной практики [12, с. 233-250; 10, с. 111-150].

При этом в ходе анализа текущих проблем в отношении качества городской среды, в частности активистами М. Кацем и И. Варламовым, на основе методики датской архитектурной фирмы Gehl Architect и работ самого Яна Гейла, втора концепции «города, удобного для жизни» (liveable city) [6, с. 241-246; 7, с. 9-14] было выделено двенадцать критериев качества конкретного места населенного пункта.

Безопасность и защита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Защищено ли место от автомобилей, или надо постоянно смотреть вокруг, чтобы не попасть под машину?

2. Безопасность в плане преступлений - много ли людей на улице (ведь чем больше, тем безопасней)? Хорошее ли освещение? Активна ли жизнь вокруг этого места?

3. Защита от неприятных погодных условий - есть куда спрятаться от дождя? Ветрено ли? Есть ли защита от солнца и, наоборот, солнечные места?

Комфорт

4. Удобство ходить - достаточно ли места? Фасады активные или глухие? Не надо ли обходить объекты? Хорошее ли покрытие?

5. Удобство стоять - есть ли на что облокотиться? Есть ли на что остановиться посмотреть?

6. Места отдыха - есть ли зоны где можно посидеть? Хороший ли вид? В тени они или на солнце? Скамейки? Уличные кафе?

7. Визуальное восприятие - видно ли происходящее вокруг? Есть ли хороший пейзаж, вид на воду или еще какой-то приятный вид? Хорошее ли освещение?

8. Возможность общаться - тихое или шумное место? Городская мебель расположена удобно для того, чтобы можно было поговорить?

9. Возможность играть и развлекаться - есть ли чем заняться? Пробежка? Уличные тренажеры? Спортивные сооружения?

Удовольствие от места

10. Масштаб - здания и объекты соразмерны человеческому восприятию или вокруг стоят огромные небоскребы и давящие монументы?

11. Погода - есть ли где охладиться в жаркий день и согреться в холодный?

12. Позитивное восприятие места - хороший дизайн и внимание к деталям, хорошие материалы, деревья, цветы, вода» [9].

На основе этой и других методик [33] каждый житель населенного пункта может оценить качество жизни на конкретной территории и задаться вопросом, что можно и нужно предпринять, чтобы жизнь окружающих его людей стала безопаснее и комфортнее.

Постепенно формируется и широкая база инициативных проектов по улучшению городской среды в сети Интернет с привлечением средств пользователей и труда добровольцев (в том числе экспертов и специалистов) на основе принципов краудсорсинга (от англ. crowd - толпа, sourcing - использование ресурсов) [31, с. 231-242]. В качестве наиболее успешных, помимо упомянутых выше «Городских проектов», можно отметить следующие:

• проект «Красивый Петербург» - движение инициативных граждан за улучшение качества городской среды путем фотографирования недочетов и привлечения внимания органов власти и общественности к проблемам;

• «Новое Пикалево» - проект, объединяющий людей, которые осознают, что горожане сообща сами могут создать новое будущее своего города. Главное здесь - это коллективная деятельность объединившихся жителей, которые создают новые проекты в самых разных сферах - малом производстве, духовной и социальной сферах, благоустройстве, облагораживании ландшафта, развитии спорта и здоровья населения, культуре, экологии, которые привлекают современные технологии и ноу-хау, создают современную передовую среду, делают свой город умным;

• проект «ДомДворДороги» - простой и эффективный механизм наведения порядка в доме, во дворе и на дорогах. На сайте приведены образцы заявлений и ссылки на интернет-приемные надзорных госорганов. Проект существует около года. В команде два юриста. За это время команда проекта направила три сотни обращений, добилась десятков предписаний и штрафов для ленивых чиновников. 70 тыс. человек ознакомились с алгоритмом работы проекта.

Таким образом, инициативы в сфере улучшения городской среды помимо повышения гражданской активности имеют благоприятные перспективы институционализации посредством последующего участия в выборах в муниципальные советы, организации координационных групп гражданского взаимодействия, разработки законотворческих инициатив на различных уровнях.

Помимо этого, можно отметить положительное влияние подобной гражданской активности молодежи в среднесрочной перспективе на привлекательность территории (туристическую, инвестиционную), повышение предпринимательской активности в среде молодежи и в целом повышение качества жизни населения.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Пасяда Н.И. Инвестиционная привлекательность региона. -СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 120 с.

2. Аскинадзи В.М., Максимова В.Т. Инвестиционное дело. - М.: Унив. кн., 2012. - 764 с.

3. Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона // Экономический журн. - 2012. - № 4. - С. 88-95.

4. Будни и праздники фрилансера. - URL: www.aif.ru\article32884.htm (дата обращения: 30.05.2013).

5. Викери Дж. Возрождение городских пространств посредством культурных проектов - синтез социальной, культурной и городской политики // Визуальная антропология: городские карты памяти / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С. 205-234.

6. Гейл Я. Города для людей / пер. с англ. - М.: Альпина паблишер, 2012. - 276 с.

7. Гейл Я. Жизнь среди зданий / пер. с англ. - М.: Альпина паблишер, 2012. - 200 с.

8. Гончарик А. А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии // Без темы. - 2008. - № 1 (7). - С. 53-65.

9. Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца. - URL: http://city4people.ru/projects/projects_20.html (дата обращения: 02.06.2013).

10. Грац Р. Город в Америке: жители и власти / пер. англ. - М.: Об-во развития родной культуры, 2008. - 416 с.

11. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. - URL: http://www.ivrv.ru/2001/rus/p0104/p010402.htm (дата обращения: 03.06.2013).

12. Джейкобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. - М.: Новое изд-во, 2011. - 460 с.

13. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / пер. с англ. Веры Сечиной. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.

14. Зеленцова Е. Творческие индустрии - один из ключевых инструментов городского развития. - URL: http://www.creativeindustries.ru/rus/272/278 (дата обращения: 02.06.2013).

15. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. -М.: Классика - XXI, 2010. - 240 с.

16. Инвестиции / под ред. М.В. Чиненова. - М.: КноРус, 2007. - 248 с.

17. Инвестиции: системный анализ и управление / под ред. К. В. Балди-на. - 4-е изд., испр. - М.: Дашков и К, 2012. - 288 с.

18. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. и др. Маркетинг мест. Привлечение ин-

вестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 376 с.

19. Креативный редевелопмент: сложно, но может быть выгодно // Деловой Петербург. - 2013. - 4 апр.

20. Лэндри Ч. Креативный город / пер. с англ. - М.: Издательский дом Классика - XXI, 2011. - 399 с.

21. Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф. и др. Возрождение городов через

культуру / пер. с англ. - СПб.: Нотабене, 1999. - 85 с.

22. Макарова К. Постиндустриализм, джентрификация и трансформация городского пространства в современной Москве // Неприкосновенный запас. -2010. - № 2. - С. 279-296.

23. Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России «Эксперт РА». - URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/ 2012/method (дата обращения: 03.06.2013).

24. Проект рейтинга привлекательности российских городов. - URL: http://www.minregion.ru/press_office/news/2939.html (дата обращения: 31.05.2013).

25. Ромашкевич А. Партия любителей улиц // Rolling Stone. - 2012. -№ 11. - С. 82-89.

26. Социокультурный анализ и развитие территорий России: проблемы и решения: монография / под общ. ред. О.Г. Севан. - М.: Форум, 2012. - 464 с.

27. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. - М.: Новое лит. обозрение, 2011. - 520 с.

28. Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис меняет наш образ жизни и рынок труда / пер. с англ. - М.: Классика - XXI, 2012. - 240 с.

29. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2012. - 432 с.

30. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых / пер. с нем. - М.: Генезис, 2010. - 360 с.

31. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / пер. с англ. - М.: Альпина паблишер, 2012. - 288 с.

32. Экономические стратегии активных городов / под ред. Б.М. Гринчеля, К. Шуссмана, Н.Е. Костылевой. - СПб.: Наука, 2002. - 499 с.

33. Юсупов Д. Метод Гейла. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/ 125345-yusupov (дата обращения: 01.06.2013).

34. Anholt S. Places: identity, Image and Reputation. - London: Palgrave MacMillan, 2010. - 168 p.

35. Ashworth G., Kavaratzis M. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. - Cheltenham, Northampton: Edward Elgar, 2010. - 280 p.

36. Calthorpe P., Fulton W. The Regional City. - Washington, Covelo, London: Island Press, 2001. - 304 p.

37. Helbrecht I., Dirksmeier P. (eds) New Urbanism: Life, Work, and Space in the New Downtown. - Farnham, Burlington: Ashgate Publishing, 2012. - 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.